Загадки для детей по русскому языку. Загадки о русском языке

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

1. За какую согласную букву надо спрятать другую согласную, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких ружей?
(Залп: за «л» — «п»).

2. Название какого дерева состоит из восклицания, ноты и предлога?
(О-си-на: осина).

3. Какое слово в русском и немецком языках обозначает название реки и один и тот же союз?
(Или – Одер).

4. В названии какой птицы сорок одинаковых букв?
(Сорока: сорок — «а»).

5. К какому местоимению нужно прибавить другое, чтобы получить крупные плоды?
(«Ты» к «вы» — тыквы).

6. В каком глаголе сто отрицаний?
(Сто «нет» — стонет).

7. Какой глагол называет вас своим?
(Мой).

8. Как перечислить при помощи наречий по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. В каком наречии, состоящем из пяти букв, звучит пять «О»?
(Опять: «о» — пять).

10. Какая змея бывает наречием?
(Уж).

11. Какой буквой, взятой два раза, можно назвать военный праздник?
(Пара «Д» — парад).

12. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
(Кошка).

13. Ради какой буквы замечательный русский изобретатель победил пространство, создав возможность людям общаться друг с другом из любых мест мира?
(Ради «О» — радио).

14. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и слева направо?
(Оно, тот).

15. Какие женские имена состоят из союзов?
(Ада: «а» и «да»; Ида: «и» и «да»).

16. В каких случаях слова «грозный», «шахты», «бостон», «изюм», «калач» пишутся с большой буквы?
(Названия городов).

17. Какие два местоимения мешают движению транспорта?
(Ямы: «я» и «мы»).

18. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь?
(Камыш: на ка+мыш+ добавь «ь»).

19. Чем оканчиваются день и ночь?
(Мягким знаком).

20. Что находится между горой и оврагом?
(Буква «и»).

21. Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу?
(Три «о»: трио).

22. Какой месяц короче всех?
(Май – из 3-х букв).

23. У человека – одна, у ворона – две, а у медведя – нет ни одной.
(Букв «о»).

24. У каких глаголов в конце большое помещение?
(У которых корень оканчивается на букву «З»: ска-зал, заре-зал – у глаголов в прошедшем времени).

25. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?
(У безличных, возвратных: не спал – лось, не хоте – лось).

26. Сколько в «азбуке» букв?
(6).

27. Из названий каких двух букв можно приготовить вкусное блюдо?
(Каша: «ка» — «ша»; уха: «у» — «ха»).

28. Какая буква наиболее редкая гостья в русских книгах?
(Ф).

29. Какие буквы обижаются на то, что их не пишут в начале русских слов?
(«Ы» и «Й»).

30. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?
(Точь-в-точь).

31. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?
(Мала – я, высока-я).

32. В каком падеже личное местоимение «МЫ» состоит их двух предлогов?
(В р.п.: «на» и «с» — нас).

33. Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
(«При» и «пять» — Припять).

34. В каких лесах не водится дичь?
(Лес ошибок, срубленный, спиленный).

35. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
(Как дважды два).

36. В каком числительном можно встретить пять «Ю»?
(Пятью: пять «ю»).

37. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю дорогу?
(Насос: «на» — «с» — «о» — «с»).

38. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
(Коза: «к» — «о» — «за»).

39. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
(Сосна: «с» — «о» — «с» — «на»).

40. Что было завтра, а станет вчера?
(Сегодня).

41. Какой полуостров жалуется на свой рост?
(Я-мал).

42. Название какой реки можно найти у себя во рту?
(Десна).

43. Что общего у винтовки и дерева?
(Ствол).

44. Какой остров говорит, что его можно носить под рубашкой?
(Я-майка).

45. Какой болезнью на земле никто не болел?
(Звёздной).

46. Какой башмак на ногу не натянуть человеку никак:
Ни маленькому, ни большому, ни самому крутому?
(Железнодорожный).

47. Что общего в деревьях и книжках?
(Лист: листы – листья).

48. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
(Буква «Ц»).

49. Что есть у слова, у растения и у уравнения?
(Корень).

50. Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд?
(Мышь и як).

51. Так в старину называли и большой населённый пункт, а сейчас – только осадки.
(Град).

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление.

(В. Белинский)

Современный человек должен обладать красивой грамотной и выразительной речью, а для этого необходимо знать значение слова, его происхождение и правильно употреблять его в речи. Тема бережного отношения к русскому языку была актуальна всегда. С. Маршак говорил: «Мы должны оберегать русский язык, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык».

Мы так привыкли к словам Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поём, а то и ругаемсяЯзык нужен нам, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как слово появилось, каковы его история и происхождение. Почему мы так говорим? Какие загадки ранит русский язык?

А ведь это целая наука, очень интересная и серьезная – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Интерес к этой науке у меня вызвала информация, прозвучавшая на уроках русского языка, о том, что буква «ф» - иностранка. Наличие в слове этой буквы – иноязычная черта. Меня это очень удивило, и я решила этот интересный факт проверить, а для этого пришлось обратиться к этимологическому словарю. И действительно, во многих справочниках и энциклопедиях говорится о том, что все слова с буквой «ф» иностранного происхождения.

Для начала решила проверить наугад слово «фонарь». Слово заимствованно из греческого – phanarion – «светящийся шар», от phanоs – «светильник». Следующим было слово «сарафан» - русский национальный женский костюм. Никак не может быть это слово иностранного происхождения. Читаю в словаре: – слово заимствовано из тюркских языков – sarapa – «длинная одежда», которое восходит к перс. Sapǎpǎ – «почетная одежда».

И так со всеми остальными словами, в которых «прячется» буква «ф».

Из французского пришли слова: афиша, жираф, портфель;

Из греческого: симфония, алфавит;

Из польского: фамилия, фантазия, фольга;

Из немецкого: фазан, графин, факел;

И даже из суахили (Африка) – сафари.

Загадкой для ученых является только слово «филин». По мнению одних, это слово исконно русского происхождения. А так как филин частый герой русских народных сказок, то это вполне допустимо. По мнению других (и их большинство), происхождение этого слова уходит своими корнями к греческому имени «Филимон».

И все эти секреты хранит только одна буква. Что же скрывают в себе слова? Пока я раскрывала «секреты» буквы «ф», я узнала, что одни слова, ранее существовавшие исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва появившись, быстро устарели. Слова рождают другие слова, и поток их все нарастает, чтобы успеть назвать предметы, действия, явления безудержного взлета научной мысли и технических достижений.

Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они «составляют более 90 % слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке». Но словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно ушли из жизни и слова, их называющие. Такие слова называют историзмами.

А есть другая группа устаревших слов, они называются архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни предмет, понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело – лоб, рех – дыра, внимать – слушать, дщерь - дочь.

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах и поговорках, устойчивых выражениях: беречь как зеницу ока, коломенская верста, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.

В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны для характеристики исторической эпохи, которую описывает автор. Устаревшие слова помогают нам совершить путешествие в прошлое.

Что значит, дедушка, «лакей»? -

Спросил один из малышей.

А что такое «камергер»? – спросил постарше пионер.

Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же,

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй - в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

/С. Маршак «Быль-небылица/

Чтобы понять смысл прочитанного, нам опять придется обратиться за к помощью этимологическому словарю. Слова «лакей», «камергер», «вельможа» стали не нужны, перестали употребляться и исчезли из русского языка. Уходит из жизни какой-нибудь предмет, понятие вместе с ним уходит и слово.

Чтобы в этом убедиться, я решила провести небольшой эксперимент. Предложила своим одноклассникам несколько устаревших слов и попросила объяснить их значение. Были предложены слова: челобитная, челядь, сусек, полушка, лабаз, фельдъегерь.

Эти слова давно исчезли из современной лексики, не встречались они пока нам и на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому из 22 двух одноклассников с моим заданием справился только 1 человек /Настя Гостюхина/. Да и Настя смогла объяснить значение не всех слов.

Но самый большой интерес у меня вызвала группа слов, которую принято называть заимствованными словами. Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерное. Каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен, самобытность языка никогда не страдает от проникновения иноязычных слов, они обогащают язык. Некоторые слова настолько подверглись внешнему звуковому изменению и получили такое широкое распространение, что говорящие по-русски и не подозревают в них «иностранцев».

Слово балаган – старинное народное театральное зрелище, появилось в русском языке так давно /в XIV веке/, что сегодня никто и не вспомнит, что пришло оно к нам из тюркского языка.

Мы радуемся приближающимся каникулам, не задумываясь о том, что и это слово пришло к нам из чужого языка. В древнем Риме, когда солнце проходило через созвездие «каникула», делали перерыв в работе. В русский язык пришло в 18 в. из польского языка.

Тетрадка, которую мы не задумываясь открываем на уроках русского или математики, ведь тоже носит иностранное имя. Слово «тетрадь» греческого происхождения. Сложите лист пополам, потом еще раз пополам. Теперь разрежьте эту книжечку, сшейте ее посредине – тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетрадки, потом листов стало больше, а название осталось.

А наши имена? Во времена крещения Руси в конце Х века Жданы и Храбры, Лебеди и Прекрасны, Молчан и Добрава сменили старославянские имена на греческие Александр и Анастасия, Зоя и Юрий, Татьяна и Василий, Евгений и Елена.

Наука, технический прогресс не стоит на месте, в нашу жизнь активно врывается сотовая связь, Интернет. Мы уже не представляем себе жизнь без ноутбука, флэшки, блютуза, ИК-порта, и многих других вещей и понятий, которые названы словами иностранного происхождения. 19 моих одноклассников с легкостью объяснили их значение потому, что всем этим мы активно пользуемся. Только мальчишки не смогли дать объяснение слову «кутюрье», у них другие интересы.

Русский язык представляется мне хлебосольным хозяином, чье радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одними хозяин легко прощается, если не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом – твой дом, - говорит он полюбившемуся гостю. - Хочешь - смени иноземный наряд на русские одежды. А нет - что за печаль, оставайся самим собой»

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление. (В. Белинский)

Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», говорит русская пословица. Чтобы мы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь наша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов.

Но сегодня ученые бьют тревогу: количество заимствований в современном русском языке перевалило, по их подсчетам, за 10 %. Если в нашей речи заимствованные слова начнут преобладать (на 2-3 %), то возможно исчезновение языка. Но это уже тема для будущего исследования. Грозят ли заимствованные слова русскому языку? Есть над чем задуматься!

«Загадки слов»

Братск

2013г.

Цели:

Воспитание интереса к изучению русского языка;

Формирование умения работать в группе, оформлять свои мысли в устной речи;

Развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение кругозора.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведём конкурсную программу по русскому языку, которая называется «Загадки слов».

Цель нашей конкурсной программы, чтобы каждый из вас смог проявить свою смекалку, сообразительность, приобрёл новые знания, расширил свой кругозор.

Команды будут соревноваться между собой, и набирать определённое количество баллов за каждый конкурс. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем.

2.Вводное слово

- « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» - сказал когда-то Константин Паустовский. И с этим нельзя не согласиться. Однако богатства эти доступны лишь тому человеку, который умеет бережно и аккуратно обращаться со Словом.

Попытайтесь же сегодня это сделать.

3. Представление жюри.

4. Представление команд.

Каждая команда представляет своё название, девиз и объявляет капитана.

Команды занимают свои места за столами.

5.Конкурсная программа:

Первый конкурс: «Рассказать алфавит»

Приглашаются по одному участнику от команды, которые поочерёдно будут рассказывать алфавит.

Кто победит получает - 3 балла, сошедший с дистанции вторым - 2 балла, а кто сойдёт раньше всех-1 балл.

Второй конкурс: «Наборщик»

Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.

Командам даётся 3 минуты, после чего они поочерёдно зачитывают слова.

Побеждает та команда, которая назовёт последнее слово.

(1место - 3балла, 2 - 2б., 3 - 1б.)

ТРАНСПОРТ (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

Третий конкурс: «Грамматическая арифметика».

Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый правильный ответ 1 балл.

ЕЖИ – И + Е + ВИКА = (ежевика)

КАБАН – АН + ЛУК = (каблук)

КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)

ЧЕРЁП – П + МУХА = (черёмуха)

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = (коридор)

СПОР + А – РОСА + АР +ТА = (парта)

Четвёртый конкурс: «Ребусы»

(В презентации)

По 2 простых ребуса для каждой команды.

По 2 средней сложности.

3 сложных ребуса – кто первый ответит.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов»

Капитаны вытягивают по 5 вопросов. За каждый полный ответ - 2 балла.

1)Назвать пары согласных по звонкости-глухости? (д-т, б-п, г-к, з-с, в-ф, ж-ш) .

2)Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2-ъ,ь) .

3)Как назвать одним словом и Тортиллу, и медлительного человека? (черепаха).

4)Какие собственные имена могут принадлежать и мальчику и девочке? (Саша, Женя, Валя).

5)В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота).

6)Как пишутся имена людей, клички животных?

7)Какие знаки ставятся в конце предложения? (.!?)

8)Как определить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

9)Как переносится слово? (По слогам)

10)Чем звуки отличаются от букв? (Звук мы произносим и слышим, букву пишем и видим).

11)Как обозначаются звуки на письме? (Буквами).

12)Какие буквы могут обозначать два звука? (е, ё, ю, я).

13)Сколько букв в русском алфавите? (33).

14)Сколько слогов в слове «машина»? (3).

15)Какое правило применяется при написании слова «шишка»? (ши пиши с и).

16)Сколько гласных букв в русском языке? (10).

17)Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).

18)Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (Ударение) .

19)Из этого состоит текст. (Из предложений).

20)Из этого состоит предложение. (Из слов).

21)С какой буквы не могут начинаться слова? (ь,ъ,ы)

Шестой конкурс: «Найди слова»

Слоги перепутались, заблудились, и получились какие- то странные слова.

Попробуйте из каждого набора слогов образовать по 2 новых слова.

Командам даётся 2 минуты на обдумывание. За каждый отгаданный набор слогов - 2 балла.

СОРОБАКА (сорока, собака) КОЗАРО (коза, роза)

КОРОНАВА (корова, корона) РАМАКИ (раки, маки)

БАКИРАН (баран, баранки) ОСКОЗЛЫ (ослы, козлы)

КУЦАРИЦА (курица, царица) НОРАГА (нога, нора)

Седьмой конкурс: «Составь пословицу»

- «Без пословицы не проживёшь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее бала бы наша речь без пословиц и поговорок. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит вашу речь, сделает её ярче.

В нашем задании половинки пословиц перепутались, найди их и соедини стрелочкой.

Командам даётся 3 минуты на обдумывание. За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл.

Мир строит, а война разрушает

Поспешишь- людей насмешишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Волков бояться в лес не ходить

Старый друг лучше новых двух

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Восьмой конкурс: «Анаграммы»

Командам даётся 5 минут на обдумывание задания. За каждое отгаданное слово - 1 балл.

НЫОТ- _________________ (ноты)

ЕЛОД- _________________ (дело)

ТМРА- _________________ (март)

ОЖИВТ-_________________ (живот)

ЫТКАВ-_________________ (тыква)

НИАВД -_________________ (диван)

УДПЬЕЛ-________________ (пудель)

ЗЗДВАЕ-_________________ (звезда)

ВАЬЯНР- ________________ (январь)

МИДОПОР- _____________ (помидор)

Запасной конкурс – «Ребусы»

6.Подведение итогов. Награждение грамотами.


Транспорт

спорт торт нора пора ор

стоп трос нос порт ар

сон транс наст пост оспа

спор трап нота пар он

сто тон нарост пот она

сорт тропа оса

сор тост

стан трон

стон

стропа

старт

рот

рота

рост

рапорт

роса