Загадочный русский архитектор василий баженов. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

12 марта 1738 года родился Василий Баженов, один из выдающихся архитекторов эпохи Екатерины II и Павла I, основоположник русского классицизма и русской готики. В юности Баженов, будучи самым талантливым вольным слушателем архитектора Д.В. Ухтомского, был направлен в недавно открывшуюся Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там будущий архитектор изучал науки об искусстве под руководством скульптора Жиле, живописца Ле Лоррена, рисовальщика Моро, гравера Шмидта, архитекторов Чевакинского и Кокоринова. В числе первых студентов Баженов был направлен академией в Париж для изучения европейской архитектуры, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Именно в парижской Академии художеств, где Баженов два года учился и работал у профессора Шарля де Девальи, архитектор пристрастился к новому стилю — классицизму. К сожалению, зданий по проекту Баженова сохранилось совсем немного, тем не менее оставшиеся чертежи и проекты говорят о нем как об одном из лучших практиков-строителей своего времени. Мы решили рассказать о самых амбициозных проектах Василия Баженова.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

В 1767 году по указанию Екатерины II Баженов приступает к работе над проектом по реконструкции Кремля, предложив вариант постройки Большого Кремлевского дворца, который, по замыслу архитектора, должен был вместить все кремлевские соборы. Этим грандиозным сооружением Баженов стремился выразить идею «Москва — третий Рим», поэтому прообразом дворца стал собор Святого Петра в Риме. К 1769 году проект был готов. Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних этажа предназначались для служебных помещений, на третьем этаже, самом торжественном и парадном, должна была находиться резиденция императрицы, на четвертом — главный зал. Дворец богато украшался колоннами, лепниной, фигурами летящих побед, вазами и скульптурами. В центре архитектурной композиции планировалась овальная площадь с колоннадами и амфитеатром, к которой сходились бы основные радиальные улицы центра Москвы. В 1769 году началась разборка старых деревянных зданий Кремля, а 1 июня 1773 года состоялась торжественная закладка дворца. Тем не менее к 1775 году Екатерина начала терять интерес к проекту, который оказался слишком дорогостоящим, к тому же вызывал недовольство москвичей, которые выступали за сохранение исторического облика Кремля. Из-за грунтовых работ просели несущие стены Архангельского и Благовещенского соборов, строительство дворца было остановлено, Кремлевская стена и башни восстановлены. О размахе этого проекта говорит сохранившаяся деревянная модель дворца, в деталях воссоздающая его облик, которую архитектор выполнил в масштабе 1:48. Взглянуть на модель можно в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

ЦАРИЦЫНО

В 1776 году Екатерина II поручила Баженову строительство дворца в Царицыно, высказав несколько своих предпочтений: постройка должна быть в «мавританском» или «готическом вкусе», парк нужно обустроить как пейзажный. Архитектор задумал комплекс в псевдоготическом стиле, по принципу «поэзии геометрии»: все здания имели разнообразные, но всегда правильные геометрические формы. По мнению некоторых современников, расположение ансамбля, его планировка - не что иное, как масонский шифр. В комплекс входили пять дворцов для Екатерины и ее сына Павла, вокруг которых были построены ряд домов для придворной знати, помещений для прислуги, «Оперный дом», «Хлебный дом», всего 17 построек и каменные мосты. Несмотря на то, Баженов сочетал псевдоготику с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, Царицынский комплекс считается самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века и единственным дворцовым комплексом, разработанным в этом стиле. Работу над дворцами и парком Баженов завершил через 10 лет, к 1785 году. Однако императрице дворец не понравился, она сочла его «слишком тесным и мрачным», по ее указанию была снесена вся центральная часть ансамбля и несколько построек. Строительство перепоручили архитектору Матвею Казакову, а Баженова лишили звания придворного архитектора, что стало причиной его душевного кризиса.

ДОМ ПАШКОВА

Дом по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, построенный в 1786 году на Ваганьковском холме напротив Кремля, считается лучшей работой Баженова. Напоминающий своим видом дворец, дом был спроектирован в стиле классицизма, и после завершения строительства был назван «жемчужиной русского зодчества». Современники писали: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь», отмечая продуманность мельчайших деталей и сочетание двух начал, усадебно-деревенского и дворцово-городского. Главный фасад обращен на солнечную сторону и строго параллелен кремлевской стене. Общий силуэт дома — ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу. Также, своеобразный ряд ярусов образуют цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Много восторгов вызывал и сад на холме, обращенный к реке Неглинной, тогда еще не заключенной в подземный канал, и Кремлю. Во время пожара 1812 года Дом Пашкова сильно пострадал. После ремонтных работ вид дома несколько изменился, однако и сейчас это здание считается одним из красивейших в Москве. Теперь в нем располагается один из корпусов Российской государственной библиотеки.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Первоначальный проект Михайловского (Инженерного) замка в Санкт-Петербурге был разработан Баженовым в 1796 году по повелению Павла I. Долгое время спорным оставался вопрос об авторстве существующего ансамбля. Одни исследователи полагали, что автор — архитектор В. Бренна, руководивший работами по строительству здания, другие, в частности историк русского искусства П. Н. Петров, установил авторство Баженова. Среди чертежей зодчего был обнаружен проект одного из фасадов Михайловского замка, датированный 1792 годом, что позволяет говорить, по крайней мере, о соавторстве Баженова. Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие и сам император, оставивший несколько эскизов дворца.

Михайловский замок представлял собой квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. В комплекс сооружений, помимо дворца, входили Воскресный канал, Трехчастный мост, два павильона и Кленовая улица. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Вход в замок предусматривался с Инженерной улицы. Строительство замка было закончено осенью 1800 года, отделка внутренних помещений продолжалась до весны 1801 года. Замковый ансамбль считается одним из наиболее своеобразных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и единственным в России дворцовым комплексом в стиле романтического классицизма. Сейчас в некоторых помещениях Михайловского замка открыты постоянные экспозиции Государственного Русского Музея.

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке была переделана по проекту Баженова в присущем ему стиле классицизма в 1791 году. Архитектор полностью перестроил колокольню, сделав ее круглой и трехъярусной. Нижний ярус украшался ионическими колоннами, средний — коринфскими полуколоннами, верхний, на котором расположены колокола, - пилястрами. Трапезная получила характерную для классицизма форму прямоугольника с закругленными углами. Баженов стал первым зодчим, применившим подобный тип трапезной, впоследствии широко распространившийся в Москве. Церковь существенно пострадала от пожара 1812 года и была вновь перестроена в 1831-1836 годах архитектором Бове.

Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

С детства было стремление к архитектуре. Поэтому первые азы освоил в архитектурной команде Ухтомского. После поступает учиться в гимназию при Московском университете.

А уже в 1758 году успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Завершив с отличием обучение был направлен в Италию, для дальнейшего обучения.
В 1765 году получил звание академика. А в 1767 году приступает к созданию Кремлевского дворца в Москве.

Строительство осуществлялось до 1775 года, но так и не завершилось. Екатерина 2 запретила дальнейшее строительство. Данный проект требовал многих затрат, на которые правительство было не согласно. В эти годы шла война русских с турецкими войсками.

Василия Баженова не остановило полученное разочарование и он продолжил дальше осуществлять свои замыслы.
По его чертежам был построен не один дом. Также архитектор разрабатывал грандиозный проект Михайловского замка в Петербурге, он был сооружен в 1797 по 1800 год.

Помимо архитектурной карьеры достиг и художественную, мог работать преподавателем и преподавать архитектуру теоретически.

В 1799 году принял должность вице-президента в Академии художеств. Но к большому сожалению не успевает осуществить всех своих замыслов и умирает в Петербурге 13 августа 1799года.

Исторические факты о личной жизни Василия Ивановича Баженова остаются не известными.

Василий Баженов прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь. Успел добиться многих целей в своей жизни и доказать всем насколько он талантливая личность. Ведь не каждый человек сможет не опустить руки после потерпевших неудач, а у выдающегося архитектора получилось. Он, несмотря на многие разочарования в работе, не останавливался, не падал духом и продолжал свою творческую деятельность. Поэтому им можно гордиться, а его ставить в пример подражания.

Биография 2

Никто точно не знает, когда (в 1737 или 1738 году) и где (Москва или Калужская область) родился архитектор. Он происходил из семьи бедного священнослужителя - младшего дьяка одной из многочисленных кремлевских церквей. В детстве он служил в Страстном монастыре в Москве и, согласно традиции, суждено было следовать по пути своего отца. Но он любил рисовать лучше. «Я мысленно положил святых на стены и сделал их частью моего сочинения, и меня часто избивали за это», - писал он позже в своей автобиографии. Помимо рисования, он также любил моделировать различные кремлевские здания из деревянных осколков.

В 15 лет ему удалось найти учителя рисования, художник-сверстник, который взял мальчика «ради Бога» (т. Е. Бесплатно) и научил его некоторым элементарным приемам. Вскоре они оба оказались участниками огромного и срочного проекта строительства. Деревянный императорский дворец в пригороде Лефортово внезапно сгорел, и императрица Елизавета приказала немедленно перестроить. Он был установлен как в сказке - всего за один месяц. Вероятно, в это время молодой Василий, чья работа заключалась в том, чтобы рисовать печи в подражание мрамору, начал думать о том, чтобы стать архитектором.

Его способности были замечены на строительной площадке, и главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский начал задавать ему некоторые творческие задачи. В 1755 году Василий был принят в недавно созданный Московский университет. В следующем году он был переведен в гимназию Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1758-1606 годах - в архитектурные классы Академии художеств.

Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором

В 1760 - 1764 годах Василий Баженов продолжил учебу во Франции и Италии. Он стал одним из первых двух получателей стипендии на поездки из Академии художеств (другой был награжден Иваном Старовым, который также позже превратился в видного архитектора).

Баженов вернулся в Санкт-Петербург именно для большого празднования в честь нового устава Академии художеств. Но Академия оскорбила Баженова. Умная униформа была приспособлена для него в 1765 году - одного из академиков, но ему не давали давно обещанного профессора. Кроме того, Баженов должен был пройти тест, чтобы подтвердить свое академическое звание - создать небольшой архитектурный дизайн. Он исполнил его красиво, намного превысив скромные требования к испытаниям, но тем не менее должен был искать работу самостоятельно.

Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.

Горчаков Александр Михайлович – министр иностранных дел, канцлер. Родился князь в семье военного, в 1798г.

  • Александр Герцен

    Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

  • Руаль Амундсен

    Руальд Амундсен, первый в истории человек, покоривший Южный полюс, появился на свет 16 июля 1872 года в Норвегии в портовом городе Борге.

  • Г., в должности вице-президента Академии художеств. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека помощнивом своим при постройке Николаевского морского собора. В сент. г. Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж . Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр., сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия . По возвращении в Россию , живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии И. А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке , с оранжереями , зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Б. построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (теперь Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, - его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема , которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла а Царицынский дворец Б. Екатерина, летом года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург . Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии худ. и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

    В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

    В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767-75. План. Исторический музей. Москва.

    Баженов, Василий Иванович ( -99), архитектор переходного стиля от барокко к классицизму . Баженов один из наиболее талантливых русских зодчих. Главные работы Б.: незаконченный дворец в Царицыне (под Москвой), дом Пашкова, впоследствии Румянцевский музей , ныне Ленинская библиотека (предположит.), проект (невыполненный) грандиозного Кремлевского дворца.

    Литература : Грабарь И., История русского искусства, т. III, M. (б. г.).

    В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

    В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

    Баженов Василий Иванович , русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском университете (1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота ; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

    Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.

    В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.

    Публикации раздела Архитектура

    5 главных построек Василия Баженова

    Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

    Большой Кремлевский дворец

    Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

    Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

    Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

    Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

    Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

    Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

    Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

    Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

    Владимирская церковь в Быково

    Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

    Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

    Михайловский замок

    Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

    Дом Пашкова

    Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

    Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

    Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

    Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.