Занятия по развитию речи старшая группа беседа. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Контрольная работа

«Беседа как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: Майба Ю.Р

студентка 4 курса

Глава I . Теоретическая часть.

1.1. Анализ исследований учёных А.П. Усоввой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками............................................................................................................3

1.2. Характеристика структурных подразделений...................................................6

1.3. Классификация бесед по разлчным признакам.................................................8

1.4. Методика проведения бесед в разных возрастных группах...........................11

Глава II . Практическая часть.

2.1. Разработка конспекта беседы сопровождающей приобретение нового опыта подготовительной группы.........................................................................................................15

Литература ................................................................................................................18

Теоретическая часть

Анализ исследований учёных А.П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Крыловой, Н. М. Крыловой по проблеме содержания бесед с дошкольниками

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Беседа в дощкольной педагогике рассматривается как одно из средств развития связной речи у детей дошкольного возраста. Беседа является целенаправленным обсуждением чего-либо, организованным, подготовленным диалогом на заранее выбранную тему.

Воспитатель: Архипова Нафиса Хамитовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербург 2017г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Развитие речи- очень важный раздел во всех образовательных программах. Программа по развитию речи разрабатывается с учетом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.

Работая над этой задачей воспитатель продумывает организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы способствуют наиболее оптимальному общению детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих впечатлениях- осваивают уроки культуры общения. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения в детском саду, а именно:

  • Повседневное общение
  • Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи

Повседневному общению уделяется большое внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли

Темы непосредственной образовательной деятельности планируются педагогом в соответствии с программой детского сада и с учетом уровня развития всей группы детей в целом, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Дети испытывают затруднения при составлении рассказа по картинкам.

При ознакомлении детей с картинками необходимо знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ, знать алгоритм описания картинки, уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по картинкам.

Воспитатели используют разные виды работы с картинкой:

  • Рассматривание
  • Беседы
  • Составление рассказов по картинке

В реализации программных задач по речевому развитию детей, беседа по картинке способствует:

  • закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы
  • пополнению, уточнению и активизации словарного запаса
  • развитию памяти и внимания
  • совершенствованию словесно-логического мышления
  • формированию фонетической стороны речи
  • приобретению фонетической стороны речи
  • приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами
  • развитию понимания смысла и содержания картинки
  • формированию объяснительной и доказательной речи
  • конкретизации знаний об окружающих предметах
  • закреплению умений ориентироваться в пространстве и т. д.

В ходе беседы по картинке воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Использование диалогов по картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий. Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные предложения, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

При первичном рассматривании картинки педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств, признаков на установление связей между изображенными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым. Такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приемов:

  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном
  • высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • сравнение предметов, изображенных на картинке
  • включение в речь разных форм одного и того же слова.

Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, стихов) Беседуя с ребенком по картинке его внимание можно направить на поиск слов, включающий заданный звук. При подготовке к занятию педагог продумывает не только объем новой информации, новых терминов и понятий, но и учебные дидактические материалы, с помощью которых дети могли бы повторять и осмысливать полученные знания. Рефлексию полученных знаний следует проводить как во время самостоятельной деятельности, так и в течении всего дня. Можно выделить четыре вида рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад)

  • Творческая (дети учатся фантазировать, сочинять)
  • Событийная (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к происходящим событиям)
  • Личностная (цель- способствовать самопознанию своего духовного мира)
  • Понятийная (педагог должен способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека)

Отличительная особенность рефлексии состоит в том, что она гармонично сочетает в себе информационную, познавательную и эмоциональную сторону, а также развитие разных видов речевой деятельности. Беседы по картинкам предусматривают:

1. Развитие звуковой культуры речи.

  • Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
  • Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой)
  • Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика)
  • Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определенной тональности)

2. Словарная работа:

  • Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, фрукты, овощи, транспорт, животные и т д)
  • Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец и т д – в зависимости от уровня начальных знаний детей
  • Знакомство с синонимами и антонимами

Синонимы- сходное лексическое значение различное звучание; (идти, мчаться, брести, плестись)

Антонимы -противоположное лексическое значение, различное звучание; (приехал- уехал, добрый –злой)

  • Составление описательных рассказов по картинкам о предметах, животных и т д (н-р: Название домашнего животного, описание внешнего вида, чем его кормить, какую пользу приносит, почему я люблю его)
  • Для закрепления связной речи составление рассказов по картинке из серии сюжетных картин
  • Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения за столом, хорошие манеры)

3. Грамматический строй речи:

  • Знакомство с ведением диалога
  • Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их
  • Знакомство с предлогами и умение правильно употреблять их в речи
  • Согласование слов в предложении

4. Художественная литература:

  • Знакомство с произведениями русского фольклора
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок
  • Составление и отгадывание загадок
  • Знакомство с классическими произведениями детской литературы (С. Маршак, А. С. Пушкин, К Чуковский, А. Барто и т д)
  • Драматизация и инсценировка произведений

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

Литература:

  1. Развитие речи. Тематическое планирование занятий В.Ю. Дъяченко г Волгоград 2007г
  2. Развитие речи детей 3-5 лет О.С. Ушакова г Москва 2011г
  3. Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи г Воронеж 2006г

Конспект НОД для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Занятие по развитию речи

Тема: Беседа «О вежливых словах и вежливых поступках»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта и наблюдений о вежливых поступках.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить навыки вежливости;

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность.

Место проведения: групповое помещение в ДОУ детский сад № 5.

Предварительная работа:

прочитаны произведения: « Просто старушка» и «Волшебное слово» Осеевой, « Это мы» Кардашовой, рассматривая с детьми красочные иллюстрации к этим произведениям.

в повседневной жизни наблюдали поступки детей, по поводу которых проводились индивидуальные беседы, в которых ребята поощрялись за вежливые поступки.

просматривали серии мультфильмов о вежливых поступках «Дядя Стёпа» С. Михалкова, « Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского и сказку «Двенадцать месяцев».

Словарная работа: активизировать в речи детей слова (вежливость, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

Ход деятельности:

Дети находятся в групповом помещении ДОУ.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы поговорим о вежливых поступках. Мы читали рассказы, стихотворения, смотрели мультфильмы. И вот сегодня мы вспомним об этих словах и поступках.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Воспитатель: В каких случаях говорят эти слова?

Дети: После еды, за оказанную помощь, при встречах, при просьбе, прощаясь.

Воспитатель: Как надо говорить эти слова?

Воспитатель: А в каком рассказе говорится о вежливом, волшебном слове?

Дети: В рассказе « Волшебное слово».

Воспитатель: Каким был мальчик до встречи со стариком? Каким он стал? Как к нему стали относиться родные?

Дети отвечают полными ответами. Воспитатель поощряет детей за правильные ответы, привлекает малоактивных.

Пальчиковая гимнастика “Вежливые слова”.

(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)

    Специфика разговоров с детьми второго и третьего года жизни. Содержание разговоров с детьми на наглядной основе и на основе личного опыта детей.

    Виды бесед и их цель. Требования к содержанию бесед для детей разных возрастных групп. Структура беседы. Характеристика вопросов как основных приемов беседы.

1. Разговор и беседа как два способа речевого общения людей являются важнейшими методами развития связной речи детей от диалога к монологу.

Разговор с детьми на первом году жизни способствует развитию подражания (в форме лепета) и понимания речи (выработке связи между предметом, действием и словом). Для развития подражания в разговоре с детьми следует повторять одинаковые или похожие слоги (мама, тетя), хорошо использовать прием переклички с ребенком, напевное произношение слов. Развитие понимания речи связано у детей с возникновением первичной ориентировки в окружающей обстановке, с умением выполнять некоторые простые действия в процессе разговора со взрослым (покажи, дай, на, сядь, сделай ладушки). Наиболее распространенный прием развития понимания речи – обращение к ребенку с вопросом: «Где то-то?». В ответ дети к концу первого года жизни могут показать 6-8 предметов. Речью взрослый сопровождает все действия и игры ребенка: умывание, кормление, одевание, игры с игрушками, народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока» и др.

Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. Развитие понимания речи (от понимания отдельных слов и фраз до понимания сюжета небольшого рассказа или сказки) основано на ознакомлении с окружающими предметами. Поэтому в разговоре с детьми второго года жизни следует обращать внимание на качества, состояние, назначение предметов: «У меня маленькая машина, а у тебя большая», «Яблоко красное, сладкое». Совершенствованию понимания речи способствует усложнение ориентировочной деятельности детей, которую развивают в разговоре: «Покажи матрешку», «Найди куклу», «А где петушок?». Сначала дети отвечают на вопросы взрослого действием или звукоподражанием: «Скажи маме спасибо» (ребенок кивает головой), «Какой ты вырастешь большой?» (ребенок встает на носочки и поднимает руки вверх), «Позови кошку» (кис-кис). Чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, надо, задавая их, вначале ответить самому взрослому: «Что кушает Катя? Кашу?». Такие вопросы с последующим ответом задают ребенку в течении дня: при одевании, укладывании спать, в играх. Сначала ребенок может повторить ответ за взрослым, а затем сможет ответить сам в знакомой ему ситуации.

Особое внимание следует уделить развитию у детей понимания слов-поручений: скажи, повтори. В разговоре со взрослыми дети с удовольствием повторяют отдельные слова и фразы. Однако здесь могут возникнуть трудности, если ребенок привык к сопровождению разговора показом игрушек или картинок. Поэтому надо, спокойным тоном повторяя слова «скажи, повтори», добиться, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Важно учить детей второго года жизни в разговоре со взрослыми выражать свои желания различными словами «дай», «можно», «пить», «иди» и др.

На третьем году жизни дети начинают общаться друг с другом, поэтому в разговоре со взрослыми они усваивают те формы общения, которые затем переносят на ситуации общения со сверстниками. В разговоре со взрослыми начинает складываться планирующая функция речи: «Я нарисую домик», «Я буду мама, а ты моя дочка».

Дети третьего года жизни активно знакомятся с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений. В разговоре с детьми изо дня в день следует избегать употребления однообразных слов и выражений. Например, вместо обычного слова «горячо», можно сказать: «Чай горячий, подожди, пока остынет». Необходимо выражать одни и те же мысли по-разному, это не только способствует обогащению словаря детей, но и расширению, углублению представлений их об окружающем мире. Дети начинают сравнивать, сопоставлять различные предметы и явления, устанавливать связи между ними. Поэтому любое требование, указание надо ребенку объяснять: «Надень варежки, потому что холодно». Так приучают ребенка мотивировать свои просьбы и желания: «Сначала немножко поиграю, потом – кушать».

У детей третьего года жизни значительно возрастает потребность в разговоре со взрослыми. В разговоре со взрослым ребенок лучше всего воспринимает индивидуальное обращение: «Катя, иди мыть руки», «Таня и Света, помогите Пете собрать игрушки». На фразы типа: «Дети, идите мыть руки» или «Давайте вместе соберем игрушки» малыши могут не обратить внимания.

Дети часто используют речь как средство общения друг с другом в играх парами или с небольшим числом участников. Но не всегда дети могут договориться и распределить роли и игровые обязанности. Поэтому необходимо прямое или косвенное участие взрослого.

Таким образом, разговор ребенка со взрослыми и сверстниками способствует развитию функций речи (коммуникативной, регулятивной, познавательной) и формированию различных речевых умений и навыков (ответ на вопрос, обозначение словом предметов, действий, признаков, построение фраз и простых предложений).

2. Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей. Обоснование беседы как метода дали еще в древней Греции Сократ и Платон для обучения юношей риторики и логики. Впервые применение бесед в дошкольном воспитании предложили Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева. Она подразумевала под беседой организованное планомерно проводимое речевое занятие, цель которого – углубить, систематизировать представления и знания детей.

Беседа для детей дошкольного возраста является средством систематизации и уточнения знаний детей. В процессе беседы взрослый своими вопросами направляет мысли детей, подводя их к сравнениям, обобщениям, умозаключениям. Ценность беседы именно в том, что ребенка учат логически мыслить, рассуждать, а это необходимо для дальнейшего обучения в школе. С развитием мышления тесно связано и развитие навыков связной речи. В беседе ребенка учат ясно выражать свои мысли в слове, развивают умение слушать собеседника.

Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать детям в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен прием дробления информации: новая информация дается небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Прием «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринужденно, добиваться активности детей.

Чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. Со старшими дошкольниками необходимо в беседе выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребенка.

Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

Структура беседы традиционно включает три части. В первой (вводной) части детям необходимо предоставитьживой образ , поэтому начать беседу можно с рассматривания наглядного материала или воспоминаний о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Во второй части (основной) следуетанализ обсуждаемых явлений и фактов с выделением наиболее существенных признаков, на основе которых необходимо подвести детей квыводам . Третья часть (заключительная) направлена наобобщение , систематизирующее представления детей, способствующее выработке у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения.

Основным приемом беседы являются вопросы . Для успеха важна последовательность вопросов и их формулировка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чаще всего воспитатель использует вопросы, требующие простого называния предметов, описания их свойств, действий с ними. При этом ребенок констатирует известные ему факты – называет и описывает материал, который воспринимает непосредственно. Вопросы типа «Что это?», «Какой?», «Что делает?» можно задавать, чтобы пробудить воспоминания детей о ранее увиденных объектах или событиях; они стимулируют мыслительную деятельность и активизируют речь ребенка.

Наиболее сложные вопросы для детей те, которые предполагают установление причинно-следственных связей («когда?», «почему?»). Иногда дети не могут ответить на такой вопрос, потому что он очень общий, тогда следует конкретизировать формулировку вопроса. Например: «Когда прилетают птицы?» – вопрос не четкий, как правило, дети молчат, при уточнении: «Когда прилетают птицы – весной или осенью?» дети отвечают: «Весной». Главная задача вопросов – побудить детей к самостоятельным логическим рассуждениям, которые выражены фразами и развернутыми предложениями.

Особое внимание следует уделять также вопросам, которые задают сами дети. К сожалению, на практике часто беседа превращается в монолог-рассказ педагога или односторонний опрос детей. Тем не менее, очень важно побуждать детей к вопросам, вызывать живой обмен мнениями, подводить детей к правильным выводам и к умозаключениям. Так, в ходе беседы дети учатся выслушивать мнение других, придерживаться общей темы беседы, задавать уточняющие вопросы, тем самым совершенствуют навыки эффективного общения.

Таким образом, беседа как метод активного познания окружающего мира способствует развитию всех сторон речи ребенка: лексической, грамматической, фонетической, а также связной речи.

Литература

1. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003 . – 144 с.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга

Конспект открытого занятия

по развитию речи

Тема: «Беседа о дружбе»

Возраст детей 6-7 лет,

Форма занятия: групповая

педагог дополнительного образования

Оренбург

2015

План – схема конспекта занятия

Раздел № 6: «Скоро в школу»

Тема занятия № 1: «Беседа о дружбе»

Цель: развитие активного словаря по теме «Дружба».

Задачи:

    Обучающие:

- обобщить и расширить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;

- способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом;

Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях;

Расширить и углубить словарный запас;

Учить детей подбирать слова для обозначения чувств и поступков.

    Развивающие:

Формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций;

Развивать речевую активность и вербальную гибкость, умение составлять предложения с заданным словом;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;

Сформировать ценностное отношение к дружбе;

Способствовать сплочению и поддержанию взаимных симпатий между детьми.

Тип занятия : занятие – закрепление

Форма занятия: групповая

Методические приемы:

Словесные: вопросы к детям, беседа, поощрение, рекомендации.

Наглядные: картинки на тему «Дружба»

Практические: составление рассказа о друге, здоровьесберегающие упражнения, объяснение пословиц, подбор слов с противоположным значением.

Основные понятия и термины: отзывчивый, дружелюбный, радостный, уступчивый, жертвенный, безотказный, единственный, друзья, дружба, дружно

Ход занятия

Организационный момент

Реснички опускаются, глазки закрываются

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять!

Дышится легко,

Плавно, глубоко.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

Дети выполняют зрительную зарядку.

Групповая работа

Целеполагание (установление связи между содержанием учебного материала)

Ребята, посмотрите, что у нас на доске (на доске карточки с изображением слов: отзывчивый, дружелюбный, радостный, уступчивый, жертвенный, безотказный, единственный). Слова перепутались и не знают, кто за кем следует. Расставите их правильно.

А теперь внимательно посмотрите, о чем мы поговорим на сегодняшнем занятии?

Дети выполняют задание.

Ответы детей: О дружбе.

Групповая работа

Планирование и самоконтроль (коллективная и индивидуальная работа)

Все верно. Поговорим мы о дружбе.

Все мы разные, но об одних говорят – это верные надежные друзья, а про других такого не скажешь. Всегда во все времена ценилось это одно из лучших человеческих качеств – дружба!

Представьте себе, что вам предложили выбрать цветок в подарок другу. Какой бы вы выбрали? Здесь, лежат самые разные цветы. Надо выбрать только один и поставить его в вазу.

На подносе много ярких красивых цветов и несколько тусклых, помятых; дети выполняют задание.

Групповая работа.

Посмотрите, какой красивый, яркий букет дружбы у вас получился. Все ребята выбрали самые красивые цветы, и никто не захотел подарить другу эти мятые, тусклые цветы. И вы правы! Ведь дружба – это яркое, доброе, светлое чувство. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе?

Давайте их вспомним.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Вместе и беда легче переносится

Все за одного и один за всех

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Дети объясняют каждую пословицу, как они ее понимают.

Индивидуальная работа

А что вы можете рассказать о своих друзьях. Как вы их называете? Чем занимаетесь вместе? Почему именно ты его можешь назвать своим другом?

Дети рассказывают о своих друзьях.

Индивидуальная работа

Я услышала, что вы с друзьями умеете хорошо играть. А умеете ли вы так же хорошо заниматься? Недавно мы начали учиться составлять «живые» предложения с заданным словом. Итак, Максим, вместе с 2 друзьями придумай предложение со словом «друзья». А ты, Лида, со своими друзьями, предложение со словом «дружно»

Дети отходят в сторону, совещаются и затем проговаривают свое предложение.

Затем предлагаются еще пары слов: «играют», «помогают».

Работа по подгруппам

Оценка деятельности

Каждая подгруппа детей оценивает ответ других.

Работа по подгруппам

Саморегуляция

Но, если, честно, то в жизни друзья могут не только играть, заниматься или что-то строить, но и ссориться. Бывает такое? Посмотрите, ребята, что однажды произошло в нашей группе.

Ваня принес в детский сад новый красивый мячик и никому его не давал, играл один. Ильдар попросил мячик, чтобы тоже поиграть. Ваня не давал, и Ильдар, не выдержав, отобрал его и убежал.

Хорошо ли поступили мальчики? А как бы вы поступили на месте Вани? Ильдара? Что бы вы им посоветовали?

Конечно, им надо было договориться и поиграть вместе. Я думаю, пришло время им помириться. Ваня и Ильдар, вы согласны помириться и играть вместе? Тогда вам поможет примирялка.

Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!

Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились. Ой, какие сердитые лица! Настроение плохое. А теперь повернитесь друг к другу и вместе скажем слова примирялки

2 мальчика выполняют действия согласно рассказу.

Ответы детей.

Первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Дети «мирятся» с соседом.

Групповая работа.

Работа по парам.

Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки. У всех хорошее настроение. И, наверное, всем хочется поиграть с этим красивым мячиком? Тогда я приглашаю вас встать в круг. Игра называется «Мой друг». Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – повторите мои слова, если не согласны – скажите по-другому, а мячик всегда возвращаете мне.

твой друг – плохой? (Нет, мой друг хороший)

твой друг – капризный? (послушный)

твой друг жадный? (Добрый, щедрый)

твой друг ленивый? (трудолюбивый)

твой друг злой? (добрый)

твой друг вредный? (послушный, хороший)

твой друг глупый? (умный)

твой друг грустный (веселый)

твой друг жестокий? (добрый)

твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)

твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)

твой друг умелый?

твой друг талантливый?

Дети участвуют в игре.

Индивидуальная работа

Заключительная часть:

Итог:

Дружба – это дар не свыше,

Дружба – это свет в окне,

Друг тебя всегда услышит,

Он не бросит и в беде.

Кто без друга прошагал,

По дороге жизни этой

Тот не жил, существовал,

Дружба – это мир планеты!

Оценка:

Вам было интересно? О чём мы говорили?

Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто. Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили.

Я всех благодарю за занятие. Вы молодцы! До свидания.

Дети выбирают себе солнышко

Групповая работа