§2. Национально-освободительная борьба африканских народов и политика колониальных держав

Мировая война резко обострила недовольство широких народных масс колониальных и зависимых стран чужеземным господством. Вместе с тем она вызвала важные сдвиги в экономическом и политическом положении этих стран. Во время войны империалисты были вынуждены развивать в колониях и полуколониях некоторые отрасли промышленности, что объективно содействовало росту национального капитализма. Усилившаяся национальная буржуазия стала с гораздо большей настойчивостью, чем прежде, бороться за достижение национальной независимости. Война ослабила империалистический аппарат насилия. Более того, империалистам в ряде случаев приходилось привлекать колониальные народы к участию в военных действиях, вооружать их, обучать современной военной технике. Наконец, противоречия между империалистическими державами, послужившие одним из важнейших факторов возникновения мировой войны, в дальнейшем еще больше углубились.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России, прорвав цепь империализма, открыла в истории антиимпериалистической борьбы угнетенных народов Азии и Африки новую эру - эру колониальных революций. Национально-освободительные движения приобрели невиданную до того массовость и сознательность. Кризис колониальной системы явился составной частью общего кризиса капитализма.

В колониальных и зависимых странах под непосредственным воздействием Октябрьской революции стали возникать коммунистические группы, а затем и коммунистические партии. Формирование их происходило в трудных и сложных условиях. Сказывались малочисленность, слабость, политическая незрелость пролетариата колоний и полуколоний, отсутствие элементарных демократических свобод, недостаточная помощь рабочего класса метрополий. Тем не менее коммунистические идеи постепенно овладевали сознанием народных масс.

Огромное влияние на развитие национально-освободительной борьбы в Азии и Африке оказала внешняя политика Советского государства. Декрет о мире, выдвинувший требование о мире без аннексий и контрибуций, разъяснял, что аннексией является всякий захват чужой земли, независимо от того, когда он совершен и насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая нация. Опубликовав и аннулировав секретные договоры царской России с другими империалистическими державами, предусматривавшие, в частности, раздел и закабаление стран Востока, правительство РСФСР отказалось и от всех неравноправных договоров, вырванных царизмом у Китая, Турции, Ирана и других зависимых стран, от сфер влияния, капитуляционных и тому подобных привилегий. В принятом 20 ноября (3 декабря) 1917 г. обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» объявлялось об отказе Советской России от царских договоров о разделе Турции и Ирана, подтверждалось право всех народов на самоопределение и свободное существование. «Не от России и ее революционного Правительства, - говорилось в обращении,- ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые ведут нынешнюю войну из-за дележа ваших стран...»

Колониальный мир не был единым. В некоторых странах, более или менее развитых в промышленном отношении, существовал пролетариат, в других совсем или почти совсем не было капиталистической промышленности, а следовательно, и фабрично-заводского пролетариата. По-разному формировалась национальная буржуазия, различными были и политические (в том числе внешнеполитические) условия, в которых развивалась национально-освободительная борьба отдельных колоний и полуколоний.

Поэтому каждая из колониальных и зависимых стран проходила свой собственный путь революционного развития. В Китае уже в рассматриваемый период на арену политической борьбы выступил пролетариат. В Турции роль пролетариата была незначительна, и гегемоном антиимпериалистической революции являлась национальная торговая буржуазия. В иных случаях освободительная борьба протекала под руководством феодалов и вождей племен (Афганистан, Марокко).

Ход всемирно-исторического развития после Великой Октябрьской социалистической революции создал для колониальных и зависимых стран объективную возможность движения к социализму, минуя стадию капитализма. В. И. Ленин в 1920 г., на II конгрессе Коммунистического Интернационала, следующим образом обосновал это положение: «...Можем ли мы признать правильным утверждение, что капиталистическая стадия развития народного хозяйства неизбежна для тех отсталых народов, которые теперь освобождаются и в среде которых теперь, после войны, замечается движение по пути прогресса. Мы ответили на этот вопрос отрицательно. Если революционный победоносный пролетариат поведет среди них систематическую пропаганду, а советские правительства придут им на помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами, тогда неправильно полагать, что капиталистическая стадия развития неизбежна для отсталых народностей» (В. И. Ленин, II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля, Соч., т. 31, стр. 219. ).

На первом этапе общего кризиса капитализма сфера действия этого положения была еще очень ограничена. Советская страна являлась тогда единственной страной пролетарской диктатуры. Возможность некапиталистического пути развития оказалась в те годы практически осуществимой лишь для одной из колониальных и зависимых стран - Монголии, в которой национально-освободительная борьба развивалась под непосредственным влиянием и при прямой помощи рабочего класса Советской России.

Последствия первой мировой войны для колониальных и зависимых стран. Укрепление позиций национального среднего и крупного предпринимательства. Изменения в социальной структуре афро-азиатских государств. Углубление дифференциации крестьянства и рост численности рабочего класса. Отношение стран-метрополий к народам колоний и зависимых стран.

Западная социал-демократия и национально-колониальный вопрос. Лига наций и мандатная система. Решения Версальско-Вашингтонской конференции и судьбы афро-азиатских колоний и полуколоний.

Октябрьская революция в России и ее влияние на развитие национально-освободительного движения в сопредельных странах. Подъем национально-освободительного движения в 1918-1922 годах в Иране, Китае, Корее, Монголии, Турции. Антиимпериалистическая борьба в Индии, Северной Африке.

Заключение договоров о дружбе и сотрудничестве России с Афганистаном, Ираном, Турцией и Монголией в 1921 г., соглашения с Китаем в 1924г.

Коминтерн национально-колониальный вопрос. Отношение лидеров освободительного движения стран Азии и Африки к Октябрьской революции, советской внешней политике, личности В.И. Ленина: М. Кемаль, М. Ганди, Д. Неру, Сунь Ятсен, Нгуен Ай Куон (Хо Ши Мин), А. Сукарно и др.

Освободительное движение в 1923-1933 годах. Национальная революция 1925-1927 годов в Китае. Движение «сатьяграха» в Индии. Восстания в Индонезии и на Севере Африке. Борьба за власть Советов в Китае и Вьетнаме. Проблема единого национального фронта в освободительном движении стран Азии накануне второй мировой войны.

Развитие национализма в колониальных и зависимых странах Востока.

Иппология националистических идеологий их характер. Идеи панисламизма. Зарождение политического исламского фундаментализма в Египте, создание организации «братьев-мусульман». Афро-христианское движение. Проблема арабского единства в освободительной борьбе. Развитие панафриканского движения. Зарождение мелкобуржуазных социалистических движений в странах Востока.

Тема 3. Распад колониальной системы империализма и общие проблемы развития стран Востока после второй мировой войны.

Итоги Второй мировой войны и их влияние на колониальные и зависимы страны. Общее ослабление позиций империалистических держав на Востоке. Подъем национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. Основные этапы распада колониальной сис­темы. Образование независимых государств в Азии и Африке до 1960 г. Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным и зависимым странам и крах колониальной системы империализма. Общие проблемы развития освободившихся стран. Борьба за выбор пути развития. Влияние международных отношений, противоборства двух великих держав и лагерей на национально-освободительное дви­жение. Особенности развития национально-освободительного движения в 1970-х годах. Провал агрессии США во Вьетнаме и отступление сил империализма.

Проблемы стран социалистической ориентации. Контрнаступление США в 1980-х годах. Распад мировой системы социализма. Междуна­родный терроризм. Региональные конфликты и их влияние на развитие освободительного движения. Борьба освободившихся стран за равно­правные экономические отношения. ОПЕК и другие экономические объединения. Освободившиеся страны на рубеже XX - XXI веков.

Вторая мировая война, оказавшая большое влияние на все стороны жизни, способствовала дальнейшему развитию борьбы народов колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Победа демократических сил над фашизмом, главную роль в которой сыграл СССР, плодотворно повлияла на развертывание национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке. После второй мировой войны наступила новая эра в борьбе народов за освобождение. Колониальная система начала распадаться.

В конце Второй мировой войны вИндокитае, Индонезии, Малый развернулось массовое национально-освободительное движение против японских оккупантов и колонизаторов.

Факторы, которые влияли на ход национально-освободительное движение в регионе

1. Борьба против японских захватчиков в годы Второй мировой войны.

2. Гражданская война в Китае, победа в ней коммунистов.

3. Начало «холодной войны ».

4. Стремление бывших метрополий восстановить свои колониальные владения в регионе (Франция, Англия. Голландия).

К моменту окончания II Мировой войны колонии Азиатского региона уже были охвачены национально-освободительным движением . В результате японской оккупации Бирмы, Малайи, Индонезии, Индокитая и Филиппин были ликвидированы европейские и американские колониальные органы власти. Местное население, создав вооружённые партизанские отряды и целые армии, вели борьбу сначала с оккупантами, а затем и с метрополиями.

Особенно широкий размах движение приобрело во Вьетнаме , входившем в состав французского Индокитая .

Во время августовской революции 1945 г. повстанцы во главе с Хо Ши Мином разоружили японский гарнизон и свергли власть марионеточного правительства императора Бао-Дай .

2 сентября 1945 г. , в день капитуляции Японии, Национальный комитет освобождения , возглавляемый компартией, провозгласил независимость Вьетнама , первым президентом которого стал Хо Ши Мин .

Не желая мириться с потерей колонии и властью коммунистов, французское правительство встало на путь силовых методов, развязав самую изнурительную и кровопролитную из всех колониальных войн, длившуюся с 1946 по 1954 гг. В ходе этой войны, названной в истории «грязной войной », французские колонизаторы широко использовали пытки, убийства и массовые репрессии против мирного населения, что лишь усиливало сопротивление.

К 1954 г. французские войска оказались в окружении в районе Дьенбьенфа , что побудило Париж обратиться за помощью к США. Однако американское предложение использовать атомное оружие французов не устроило, т.к. в результате подобной акции пострадал бы и окружённый французский корпус.



После 2-месячной блокады французский гарнизон во Вьетнаме капитулировал , а в июне 1954 г. на совещании министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета Безопасности иДемократической Республики Вьетнам (ДРВ) в Женеве было подписано соглашение о прекращение военных действий в Индокитае и разделе территории Вьетнама по 17 параллели .
Впоследствии на всей территории Вьетнама планировалось провести демократические выборы, но это решение, как и в Германии и в Корее, не было выполнено.

Во Вьетнаме возникло 2 государства: опирающийся на западную помощь Южный Вьетнам со столицей Сайгон , и коммунистический ДРВ со столицей Ханой .

17 августа 1945 г. о независимости объявила голландская Индонезия , первым президентом которой стал лидер Национальной партии Сукарно .

В английской Бирме Япония многими была расценена как союзник в борьбе за независимость. В 1941 г. здесь была создана Армия независимости Бирмы во главе с Аун Саном , сотрудничавшим с японцами. Однако, осознав, что японцы стремятся сохранить контроль над Бирмой даже после провозглашения в 1943 г. её независимости, Аун Сан изменяет свои взгляды. В 1944 г. была созданаАнтифашистская лига народной свободы , которая в марте 1945 г. подняла против японцев восстание. Послевоенные попытки англичан сохранить контроль над колонией провалились и в 1947 г. Бирма обрела независимость, а первым главой правительства стал Аун Сан.

Расширение антиколониального движения крайне обеспокоило метрополии, заставив их активизироваться.

Англия , как самая крупная колониальная держава, пошла по пути предоставления колониям прав доминиона , преобразовав империю в Британское содружество наций . Доминионы получали самоуправление и формальное равенство в союзе, сохраняя свое подданство британской короне.



По похожему пути пошла и Франция , провозгласив образование со своими колониями Французского союза .

Однако не все колонии удовлетворились данными уступками, заставляя метрополии либо признать их независимость, либо начать полосу колониальных войн .

15 августа 1947 г. Англия объявила о разделе Индии по религиозному признаку на 2 государства: индуистскую Индию и исламский Пакистан , и предоставлении им права доминиона .
Первым главой новой Индии стал выдающийся деятель индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру .
Главой Пакистана стал лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан .

И Индия и Пакистан оказались очень сложными государственными образованиями, имеющими множество проблем и противоречий, наиболее острыми из которых были религиозные и территориальные.

Индия на своем начальном этапе была союзом, состоящим из княжеств. Причем со времен завоеваний Великих Моголов княжеская аристократия, в большинстве своем, исповедовала ислам и тяготела к Пакистану. Население же, преимущественно, было индуистским, что и предопределило принадлежность княжеств.

Продолжала активно влиять на развитие доминионов и Англия, в 1948 г. предоставив право доминиона входившему в состав бывшей колонии Индии о. Цейлону (ныне Шри-Ланка) .

Пакистан, в свою очередь, состоял из двух частей – на востоке и западе от Индии, что в 1971 г. привело к отделению восточной части и провозглашении там государства Бангладеш .

Добившись самоуправления, правящие группы и население доминионов продолжило движение к полной независимости.
В 1950 г. Индия отказалась от статуса доминиона и провозгласила республику, в 1956 г. подобный шаг сделал Пакистан .

США , добившиеся в результате разгрома Японии преобладания в тихоокеанском регионе, в отношениях со своими колониями больше заботились о сохранении своего военного влияния в регионе. Предоставляя колониям независимость, американцы стремились сохранить свои военные базы.

Так, предоставив в 1946 г. независимость Филиппинским о-вам , Вашингтон заключил с филиппинским правительством ряд соглашений, позволяющим сохранить на островах военно-морские базы США, и предоставляющие американцам экономические привилегии.

Добившиеся независимости бывшие колонии составили особую группу так называемых развивающихся стран или стран «третьего мира ». Их связывало много общего: отсталость в развитии, зависимость от иностранного капитала, отсутствие перерабатывающей промышленности. Но главное, все они были подвержены страху перед возможной потерей независимости.

В политическом плане у бывших колоний очень велик был авторитет СССР, как главного поборника свободы и н езависимости колоний, но экономически они были тесно связаны с бывшими метрополиями. Это и побуждало их искать новые подходы во взаимоотношениях с Западом.

Бывшие метрополии также понимали, что только экономическими связями можно сохранить свое влияние в молодых государствах, и избежать их чрезмерного сближения с СССР. Стремясь сохранить свои завоевания страны «третьего мира» пошли по пути единства целей и действий в борьбе за свободу.

В июне 1954 г. премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и премьер Госсовета КНР Джоу Эньлай провозгласили «Пять принципов мирного сосуществования », ставшие стержнем для всех взаимоотношений бывших колоний с более развитым миром:

взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;

ненападение;

невмешательство во внутренние дела друг друга;

равенство и взаимная выгода;

мирное сосуществование.

В 1955 г. эти «Пять принципов » были одобрены конференцией 29 стран Азии и Африки в Бандунге (Индонезия) . Присутствующие страны выступили с резкой критикой расовой дискриминации и колониализма, заявляя о необходимости их скорейшего искоренения. Кроме того, была принята Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству , призывавшая к разоружению и запрещению атомного оружия.

Объединив свои усилия страны «третьего мира» рассчитывали добиться определенного влияния на мировую политику. Но экономическая отсталость и зависимость большинства из них от финансовых вливаний более развитых стран, не позволили им занять равное с другими странами положение. А дальнейшая история большинства бывших колоний изобилует межэтническим, религиозными и территориальными конфликтами, усиленными восточным фанатизмом и непримиримостью.

60. Рост национально-освободительной борьбы народов Африки и образование независимых государств.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, ОКАЗАВШАЯ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВОВАЛА ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ БОРЬБЫ НАРОДОВ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН ЗА СВОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ. ПОБЕДА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ НАД ФАШИЗМОМ, ГЛАВНУЮ РОЛЬ В КОТОРОЙ СЫГРАЛ СССР, ПЛОДОТВОРНО ПОВЛИЯЛА НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НАСТУПИЛА НОВАЯ ЭРА В БОРЬБЕ НАРОДОВ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ. КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАЧАЛА РАСПАДАТЬСЯ.

УПОРНУЮ БОРЬБУ С КОЛОНИЗАТОРАМИ ВЕЛИ НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.

Вслед за государствами Ближнего Востока борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки.

В 50-е гг. независимости добилась итальянская Ливия, французские Ливан и Тунис , после 8-летней колониальной войны независимым стал Алжир .

Но к самым серьезным последствиям в ходе антиколониального движения мог привести «Суэцкий кризис » 1956 г.

В 1952 г. в Египте произошла антифеодальная и антиимпериалистическая революция.
Свергнув монархию, к власти в стране пришло патриотически-настроенное офицерство во главе с Гамалем Абдель Насером .
26 июля 1956 г. Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала , в которой доминировал англо-французский капитал, с последующей компенсацией и гарантиями свободного прохода по каналу судов всех стран.

Подобная акция нанесла мощный удар по экономическим и политическим интересам Англии и Франции, что вызвало немедленную ответную реакцию.

В ночь на 30 октября 1956 г. ближневосточный союзник Англии Израиль вторгся в Египет и через Синайский п-ов устремился к Суэцкому каналу .
31 октября англо-французская авиация нанесла бомбовые удары по египетским городам.

Мировая общественность резко осудила эту агрессию, а Чрезвычайная сессия ООН 2 ноября приняла резолюцию с требованием прекращения огня.

Однако агрессора не отреагировали и на следующий день, 3 ноября высадили в Порт-Саиде свой десант. Египет не мог противостоять сразу трем столь мощным державам, но на его стороне выступил СССР .

5 ноября Москва потребовала немедленного прекращения военных действий и очищение Египта, заявляя о готовности оказать египетскому правительству военную помощь любым видом оружия.
Единственным, кто мог уравнять силы, были США , но американское правительство предпочло сохранить нейтралитет. Оно не желало из-за чужих интересов развязывать атомную войну с СССР и, кроме того, ослабление позиций Англии и Франции на Ближнем Востоке привело бы к усилению в этом регионе американских позиций.

«Суэцкий кризис » завершился выводом из Египта англо-франко-израильских войск. И уже в январе 1957 г. правительство президента США Д.Эйзенхауэра провозгласило доктрину, согласно которой именно США призваны заполнить «вакуум силы », образовавшийся на Ближнем Востоке.

Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения - так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию. Остальные территории сохранили прежний статус. Статья 77 Конституции провозглашала самоуправление и "свободное распоряжение собственными делами" государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст. 78, из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и президентом Сообщества, был представлен в каждом государстве Сообщества верховным комиссаром, наблюдавшим за деятельно­стью местной администрации. В Конституции предусмат­ривалась возможность изменения статуса государства - члена Сообщества на основании решения законодательного собрания этого государства с последующим подтверждени­ем такого решения на местном референдуме. С соблюдени­ем этих условий государство - член Сообщества могло стать независимым и выйти из объединения. Однако в 1958 г. толь­ко в Гвинее удалось на референдуме добиться отклонения Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем.

На протяжении двух десятилетий после второй миро­вой войны распад колониальных империй в основном за­вершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость круп­нейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо­сти Намибии.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так назы­ваемый "третий мир", который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития.

Таким образом, в подавляющем большинстве стран не­зависимо от "ориентации" сложились, как правило, автори­тарные политические режимы с характерной концентраци­ей власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверх­централизацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые ох­ватывали все сферы жизни общества.

Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не менее не смогло решить важных проблем социально-экономиче­ского развития новых, освободившихся стран. В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капи­талистического хозяйства, а внешняя задолженность веду­щим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляется неравномерность развития освободившихся стран. Если “новые индустриальные” и некоторые нефтедобывающие страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономического роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. В последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начали вводить в экономическую струк­туру и политическую надстройку различные элементы, до­казавшие свою эффективность и общечеловеческую значи­мость (равноправие форм собственности, рыночные отно­шения, многопартийность, парламентаризм и т. п.).

Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, пре­дусматривающих разделение властей, существование не­скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей­ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука­занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото­рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).

Пробуждение Азии. Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина - антиколониализм, широко распрос­транившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединив­ший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем на­ционального самосознания, объединивший разные органи­зации и потоки освободительной борьбы: стихийные выс­тупления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы и традиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало и требова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные влас­ти отвергали это требование, что только способствовало


росту напряженности и усилению радикального крыла на­ционально-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904-1905 гг. и пер­вая русская революция 1905-1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905-1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониаль­ный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции со­временного типа, тем более - рабочего класса, почти ниг­де эти революции не смогли разрушить оковы колониаль­ной зависимости, освободить общество от груза патриар­хальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значи­тельный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918-1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918-1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.


В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Революция 1925-1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока при­вело Османскую империю к гибели, а турецкий народ по­ставили на грань национальной катастрофы. Капитуля­ция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-по­бедителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась меж­ду Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, - началась освободительная борьба турец­кого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести реша­ющее поражение противнику и заставить его покинуть тер­риторию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена рес­публикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завер­шился процесс слома старой политической системы и со­здания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.


дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные от­расли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм - форма государственного капитализма - способствовал ограничению сферы деятель­ности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового эко­номического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строитель­ству предприятий за счет бюджета или под контролем го­сударства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам рели­гий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деле­ние на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руко­водства с государственным, что благоприятствовало укоре­нению авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преоб­разования принесли ряд положительных результатов: уп­рочилось политическое и экономическое положение госу­дарства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего эконо­мического процветания страны. ,

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой


войны способствовали захвату власти в Китае нескольки­ми военно-политическими группировками. Милитаристс­кие режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитичес­кий курс этих режимов был двойственным: пытаясь зару­читься поддержкой провинциальных элит, они поддержи­вали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма нео­днозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возмож­ными способами - от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло ко­личество национальных предприятий и банков. Стреми­тельно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа нацио­нальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминь­дан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пыта­лись найти не в парламентском правлении, а в установле­нии диктатуры своей партии.

Период 1927-1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в


экономике играл государственный сектор. Рабочее законо­дательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставля­ло рабочим крупных предприятий право создавать проф­союзы. В деревне гоминьдановское правительство пыта­лось осуществить «аграрную перестройку», которая све­лась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь по­кончить с приниженным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была раско­лота на несколько соперничавших фракций. Большим уда­ром для центрального правительства стала потеря Маньч­журии, оккупированной в 1931г. японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Ки­тая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому пра­вительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949 году была образо­вана Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ог­раничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в ос­вободительном движении играет Национальный конгресс - орган индийского самоуправления, созданный с благосло­вения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и ин­теллектуальной элиты индийского колониального обще-


ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую доставил пе­ред Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продви­жение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели - объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руко­водством -Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философс­ком принципе непричинения зла всему живому, характер­ном для религий Индостана. В соответствии с этой уста­новкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудниче­ства». Первый этап акции предполагал такие формы ко­лониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных за­ведений, бойкот выборов в законодательное собрание, вто­рой - уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «кон­структивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,


заложил основы современной государственности и полити­ческой жизни, предопределил особенности функциониро­вания политической системы в период независимости.