Адвокат фигуранта дела о кокаине рассказал о роли «куратора из спецслужб. Каким должен быть куратор проекта

Каждый слышал слово «куратор». Кто это такой? Это человек, следящий за процессом работы или какого-то иного действа.

Куратор в бизнесе

Необходимо понимать, что куратор проекта - это просто незаменимый человек. Лучше всего, чтобы его роль выполнял руководитель. Он может осуществлять следующие полезные функции:

  • обращать внимание руководителей на ход работы;
  • убирать препятствия;
  • обеспечивать всем необходимым;
  • поддерживать сотрудников, обремененных сложными обязанностями.

Каким должен быть куратор проекта?

Куратор должен быть настоящим лидером, он обязан выделять на работу необходимое количество времени и заниматься объемным планированием операций, а также продаж. Но главная его функция заключается в том, чтобы приободрять сотрудников, выполняющих важные дела, и быть для всех примером стойкости и целеустремленности. Самым трудоспособным и активным сотрудником должен быть куратор. Кто это такой, знают многие люди, занимающиеся бизнесом.

Кто может занимать должность куратора проекта?

Кого следует назначать на данную должность?

Конечно, было бы отлично, если бы куратором стал президент, но только в том случае, если у него имеется время и стремление выполнять такую работу. Что делать, если он не может или не хочет занимать Тогда можно назначить куратором вице-президента. Замечательно, если выбранный работник не ленится заниматься объемным планированием. Также он должен всегда быть на связи с президентом. Куратор проекта должен иметь отношение к одной из следующих отраслей: продаже, операциям, разработке продукции, маркетингу или финансам.

Куратор в вузе

К кому при необходимости всегда могут обратиться студенты? Конечно, к куратору или старосте. Эти люди всегда должны быть готовы предоставить учащимся необходимую информацию. Однако во многих группах бывает так, что студенты видят старосту постоянно и тесно общаются с ним, а с куратором не поддерживают особых контактов. Но среди этих людей есть огромное количество незаурядных, творческих и оригинальных личностей. Необходимо понимать, что куратор способен оказать такую поддержку, в которой нуждаются даже совершеннолетние. Но в течение обучения в университете она может носить различный характер: в начале студенческой жизни ребятам нужно много всего объяснять, поддерживать их. Это очень важно. А где-то на пятом курсе студенты испытывают некоторые затруднения с научным самоопределением. Тут тоже куратор группы может помочь. Необходимо также понимать, что на любом курсе в группе могут состоять как сознательные, так и довольно безответственные люди; одни подходят к учебе с полной серьезностью, а другие - спустя рукава. Куратор должен Относительно перечня функций, которые предпочитают выполнять эти люди, можно разделить их на несколько видов.

В заключение

Теперь вы знаете все о кураторах проектов. Вам известно, кто может занимать эту должность. Также вы познакомились с тем, кто такой куратор студентов. Теперь при общении с кем-либо вы не попадете в неловкое положение, так как значение данного слова вам стало понятным. Более того, вы можете сами свободно оперировать им в своей речи.

С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

История возникновения

Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

В каких областях могут быть кураторы?

В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

  • Врачи;
  • Банковские;
  • Инвестиционные;
  • Бизнес;
  • Академические;
  • Политические.

Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

Куратор бизнеса

В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

  • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
  • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
  • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

  • Продажи.
  • Операции.
  • Разработка продукции.
  • Маркетинг.
  • Финансы.

Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

Куратор в вузе

В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

Помимо него существует еще три категории:

  1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
  2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
  3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

Несколько примеров кураторства

До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

  • Создание общей концепции проекта.
  • Разработка стратегии развития.
  • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
  • Организация условий для реализации проекта.

Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.

Обязанности куратора НГШ

Куратор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции НГШ в своемклассе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе) и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким - то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

Куратор обязан обеспечивать :

нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);

максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком куратор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

Инициативность, энергичность, жизненная активность.

Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная заторможенность или возбудимость).

Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Способность и готовность делать что-то руками.

Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

Цели работы куратора в первую очередь следующие.

Сформироватькоманду (из кураторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с кураторомв полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном емуклассе,и быть полноценным участником этой команды.

Сформировать детский коллектив (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

Относительно каждого ребенка куратор обязан добиваться следующих целей:

Сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия.

Сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре (выбор между воевать или договариваться – в пользу договариваться; выбор между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»; выбор между принципами и ситуацией – в пользу принципов; выбор между «ради себя» или «ради людей» – в пользу второго; выбор между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности; выбор между великодушием и мщением – в пользу великодушия; выбор между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.).

Сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции.

Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

Сформировать умение чувствовать и сопереживать.

Сформировать познавательный интерес.

Сформировать умение учиться.

Сформировать деятельностную позицию относительно самого себя.

Сформировать деятельностную позицию относительно мира вокруг себя.

Сформировать все внепредметные умения,перечисленные в концепции.

Для достижения вышеуказанных целей куратор должен делать следующее.

I

1. Куратор обязан осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться доверия ребенка к куратору и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

1.1. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:

а) на уроках – надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;

б) на перемене – быть с детьми всегда, когда это возможно;

в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);

г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло;

д) наблюдать за ребенком в процессе его учебной и неучебной деятельности, анализировать его действия и на основании этого анализа корректировать его развитие;

е) искусственно создаватьситуации и использовать естественно создавшиеся ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы развивать личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.).

2. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым родителем, добиваться готовности родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

3. Куратор обязан информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае, если у куратора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно включить в эту ситуацию администрацию.

4. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе и при этом:

а) знать стратегию и тактики преподавателя, его цели и планы на отдаленное и ближайшее будущее;

б) знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях);

в) обсуждать и решать с каждым учителем все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;

г) обсуждать с каждым учителем и координировать с ним свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;

д) строить с каждым учителем совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;

е) передавать учителям необходимую информацию о детях и родителях, получать от них всю необходимую информацию.

4.1. Куратор обязан участвовать в уроке в качестве (в позиции):

а) «идеального ученика» («того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться»), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;

б) «ученика, рефлексирующего свои способы работы»;

в) «непонимающего ученика» (т.е. такого, который не понимает то, что «всем понятно» и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);

г) «восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого» (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);

д) «спорящего с другим взрослым взрослого» (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);

е) «критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого» (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);

ж) «организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)» (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно - управленческой и искусственно - технической позиции);

з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на уроке.

При этом куратор обязан :

а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;

б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой - либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;

б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. В случае возникновения трений и несогласованности следует обсудить ситуацию с администрацией.

4.2. Куратор обязан владеть текущим учебным материалом по курируемым им предметам не хуже, чем средний ученик данного класса (до 9-го класса включительно).

4.3. Куратор обязан знать все задания, которые выполняют ученики по курируемым им предметам (в том числе домашние), и быть способным их выполнить.

4.4. Куратор обязан отслеживать, чтобы до прохождения темыили в процессе прохождения темы учитель-предметник выдал каждому учащемуся список знаний и умений (в том числе и внепредметных), которые он должен освоить при прохожденииданной темы (этот списокдолжен быть и в предметной папке).

4.5. Куратор обязан отслеживать осмысленность заданий (в том числе домашних): ребенок должен понимать, зачем он их выполняет и чему он учится, когда их выполняет.

4.6. Куратор обязан регулироватьобъем домашних заданий, сроки их выполнения и сдачи.

4.7. Куратор обязан обеспечить информированность учеников своего класса о расписании класса и школы, о сроках проведения контрольных, зачетныхработ на текущую четверть и осуществляют контроль его выполнения в рамках своего класса.

4.8. Куратор обязан организовывать самостоятельную работу учеников по подготовке домашнего задания.

5. Куратор обязан составить (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса. В этом плане должно быть зафиксировано, как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны. В частности, куратор обязан получитьот учителя-предметника после каждой контрольной, зачетной и срезовойработы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе ). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

5.1. Куратор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты ученика, фотографии, видеоклипы, наградыи т.п.

5.2. Куратор обязан вести электронное «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не должен быть в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

5.3. Куратор обязан периодически организовывать обследование всех детей своего класса психологом и логопедом и в случае необходимости организовать необходимые занятия с психологом, логопедом или привлеченным специалистом.

5.4. Куратор обязан периодически проводить анкетирование детей в своем классе для получения от них обратной связи по основным вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью в рамках учебно-воспитательного процесса.

6. Куратор обязан развивать в каждом ребенке самостоятельность; все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а куратор должен выступать в роли организатора его деятельности. В частности, куратор должен организовать распределение обязанностей между учащимися класса и их выполнение.

7. Куратор обязан организовывать классныесеминары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, арешение семинара должно быть доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров должны быть выложены в электронном виде в папку класса в локальной сети.

8. Куратор обязан организовывать внеурочные мероприятия для учеников своего класса (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода, согласовывая проведение всех мероприятий с администрацией НГШ. В том числе:

а) организовывать экскурсии в соответствии с нормативами, принятыми в НГШ;

б) организовывать различные мероприятия: праздники, олимпиады, игры, диспуты и т.д.;

в) принимать участие во всех общешкольных внеклассных мероприятиях.

9. Куратор обязан:

– принимать участие в организации,подготовке и проведении всех запланированных общешкольных мероприятий, в которых участвуют ученики его класса;

– обеспечить присутствие учащихся своего класса на тех общешкольных мероприятиях, на которых им рекомендовано быть.

10. Куратор обязан знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций. В частности, куратор обязан:

– следить за правильной осанкой детей (особенно при чтении и письме);

– организовывать своевременное изменение высоты стульев и парт в соответствии с изменениями роста учеников;

– обеспечить расстановку мебели в соответствии с требованиямиСЭС и логикой учебного процесса;

– обеспечить проветривание класса на каждой перемене и во время прогулки;

– следить за нормальной освещенностью рабочей зоны класса.

11. Куратор обязан посещать все общешкольные семинары, которые ему рекомендует посещать администрация.

12. Куратор обязан в случае, когда у какого - либо ученика возникают проблемы с обучением или воспитанием, поднимать вопрособ организации встречи с родителями для подписания индивидуального договора.

13. Куратор обязан следить за тем, чтобы ученики имели пристойный внешний вид, выходили на улицу в одежде, соответствующей погоде и сезону, переодевались после прогулки и занятий спортом, вовремя мыли руки.

14. Куратор обязан следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков. В случае если у учителя - предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, куратор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, куратор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

15. Куратор обязан следить за чистотой и порядком в классе, а также за тем, чтобы все необходимые учебные принадлежности были у учащихся на столах перед началом уроков.

16. Куратор обязан следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой – столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличиеручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

17. Куратор обязан следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали правила поведения как в школе, так и во время выездных мероприятий.

18. Куратор обязан

– знать все нормативные документы школы, касающиеся выполняемых им функций;

– знать и выполнять все решения, принятые нашкольных семинарах и педсоветах.

II

1. Куратор обязан следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков.

2. Куратор обязан следить за состоянием учебников и учебных пособий учащихся.

3. Куратор обязан следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю - предметнику (начиная со 2 - го класса).

4. Куратор обязан следить за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируютфакт выполнения ими заданий.

5. Куратор обязан следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

6. Куратор обязан вести видеосъемку уроков, зачетов, самостоятельных в своем классе по установленному завучем расписанию.

7. Куратор обязан организовать дежурство учащихся в классе.

8. Куратор обязан следить, чтобы все учащиеся своевременно получали домашние задания в соответствии с графиком самостоятельных работ.

9. Куратор обязан совместно с администрацией принимать участие в составлении учебного плана на год и следить за тем, чтобы все учителя придерживались утвержденного плана.

10. Куратор обязан составить график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями - предметниками и следить за его выполнением.

11. Куратор обязан в ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать с администрацией и организовать дополнительные или индивидуальные занятия учителей - предметников с этими учениками.

12. Куратор обязан следить за тем, чтобы уроки в классе начинались и заканчивались со звонком.

13. Куратор обязан во время перемены находиться с детьми.

14. Куратор обязан дежурить на прогулке в соответствии с общешкольным графиком. Куратор обязан оказаться на улице до того, как его дети вышли на прогулку, находиться с детьми, следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школы. Куратор (1 - 5 классов) обязанпомогать организовывать игры, в том числе спортивные,и участвовать в них.

15. Куратор 1 - 5 классов обязан находиться в столовой в то время, когда едят дети его класса.

16. Куратор 1-5 классов обязан постоянно присутствовать в классе во время самостоятельной работы детей. Дежурство кураторов на самостоятельной работе осуществляется согласно графику, утвержденному на семинаре класса. Куратор 6-10 классов не обязан постоянно присутствовать в классе, но обязан организовать проведение самостоятельных занятий таким образом, чтобы в классе была рабочая обстановка.

17. Куратор обязан отслеживать время прихода и ухода детей; в случае опоздания ребенка на урок куратор должен обеспечить написаниеим объяснительной и передачу ее завучу.

18. Куратор должен отслеживать пропуски детьми занятий и вовремя подавать администрации табель посещаемостидетьми школы.

В случае отсутствия ученика в школе куратор обязан:

а) немедленно выяснить, по какой причине ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);

б) ежедневно передавать по E - mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день, а также организоватьрегулярное получение учителями выполненных домашних заданий.

в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не придет на занятия;

г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера);

д) в случае пропусков ребенком школы куратор обязан обеспечить наличие уадминистрации медицинских справок или записок от родителей с объяснением причин пропусков.

е) регулярно информировать родителей о суммарном количестве пропусков и опозданий их ребенка.

19. Куратор обязан заполнять и отслеживать еженедельные табели учащихся класса:

а) в пятницу заполнить недельный табель ребенка до его ухода из школы и выдать его;

б) в понедельник забрать табель у ребенка с подписью родителей;

в) во вторник сдать табели класса на проверку завучу школы;

в) в случае отсутствия подписанного табеляв понедельник куратор должен действовать по следующей инструкции:

– если ребенок забыл табель дома, позвонить родителям и попросить их подвезти или передать подписанный табель;

– если ребенок вернул табель без подписи родителей, позвонить родителям и довести до их сведения недельные оценки (по телефону, факсу, e - mail ’у);

– если ребенок потерял табель, сообщить об этом родителям и вручить им дубликат;

– в случае, если куратор сталкивается с саботажем родителей и их нежеланием подписывать табель, немедленно обратиться к администрации.

20. Куратор обязан следить за правильным и своевременным заполнением классной документации:

а) вовремя заполнять личные дела;

б) вовремя заполнить кураторские страницы в журнале;

в) следить за тем, чтобы учителя предметники вовремя заполняли свои страницы в журнале. В случае если учитель регулярно этого не делает, Куратор обязан довести это до сведения администрации;

г) еженедельно в понедельник выверять расписание классаи немедленно доводить до сведения завучавсе обнаруженные несоответствия;

д) еженедельно составлять индивидуальное расписание каждого ребенка;

е) организовать и отслеживать оформление информационных стендов в классе.

22. Куратор обязан организовать и поддерживать жизненный комфорт и удобства в классе:

а) обеспечить уют и психологический комфорт;

б) придерживаться эстетических принципов.

23. Куратор является материально ответственным лицом и отвечает за состояние техники и оборудования в классе(не допускает их порчи, а если произошла поломка, то немедленно сообщает хозяйственной службешколы).

Грачева Н. Е. - старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки; Кандрашова Л. И. - преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

В статье рассмотрена важность кураторской работы со студентами и воспитательной деятельности в вузе. Названы функции и обязанности кураторов студенческих групп.

Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи - все дезориентирует первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели - кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Студенческая группа (подгруппа) - это определенный коллектив. Наиболее развернутая концепция коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу, как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности; этот слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) - лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ . А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство - это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива» .

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы .

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

Информирование;

Организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

Решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

Обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

В 2009 году - начале 2010 года были проведены две анкеты. Первая (весна 2009 г.) предназначалась для студентов всех факультетов 1 курса, вторая (осень 2009 - зима 2010) - для студентов 4-5 курсов (механический факультет, технологический факультет, факультет ветеринарной медицины, факультет лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства). Первый вопрос анкеты для первокурсников: «Ф. И.О. и должность куратора» - показал, что почти на каждом факультете есть
1-2 подгруппы, в которых студенты ни разу или очень редко видели куратора. Например, студенты 1 курса механического факультета отметили только одного куратора, который регулярно вместе с группой участвует в факультетских и университетских мероприятиях. Почти все студенты 4-5 курсов (109 человек) высказались о необходимости кураторской работы на 1-2 курсах (только десять человек считают, что на втором курсе роль куратора менее значима). Они отметили огромную роль куратора в становлении первокурсника как учащегося вуза, так и личности (Необходимо помочь студентам адаптироваться в новой обстановке, а также управлять группой; Куратор должен объяснить поступившим студентам, для чего они здесь, помочь переступить границу между учебой в школе и учебой в вузе, это разные вещи; Объяснить сущность основных требований в вузе, сделать дружным курируемый коллектив; Его наличие обязательно, но к выбору куратора следует подходить серьезно: это должен быть человек с организаторскими способностями и находить подход к каждому студенту своей группы, так как они еще не адаптировались к новым условиям обучения - из анкет старшекурсников). И еще несколько ответов из анкет: «Куратор - это советчик, помощник, который объяснит и подскажет, что и как сделать правильно. Организатор каких - либо походов для объединения группы. Но в нашей группе этого не было, да и вряд ли будет; Хотелось бы, чтобы куратор помогал, давал советы, организовывал походы, но на первом курсе его видели всего один раз; Один раз за первый курс я его видел; Никакой поддержки и советов от куратора не было, хотя больше всего хотелось поддержки со стороны взрослого человека на первом курсе; Куратор не сыграл никакой роли. Вообще я бы хотел, чтобы куратор мог найти подход, чтобы к нему можно было подойти с вопросом, который он бы помог решить; Я так не поняла, в чем заключается роль куратора по отношению к студентам; С 1 по 3 курс куратором был один человек. Мы его вообще не знали и все проблемы решали самостоятельно с помощью других преподавателей; Мы долго не знали нашего куратора в лицо, нас никто с ним не познакомил. Узнав его, я поняла, что наш курс ему не нужен, к нашим проблемам он относился пассивно, за помощью не хотелось обращаться, кураторские часы никогда не проводились».

Таким образом, мы видим, что студенты очень хорошо осознают значимость роли куратора, в первую очередь, на первом курсе. Многие первокурсники в первые недели (месяцы) обучения испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умением правильно распределять свое рабочее время, контролировать и оценивать себя (Куратор должен помогать студентам разобраться в учебном процессе, т. е. объяснить, где и как получить информацию для самостоятельной работы (кроме учебников), как проходит сессия, сроки, условия и т. д.; Куратор должен максимально плавно помочь студентам осознать, что теперь должны требовать не от него, что было в школе, а он требовать от себя - из анкет студентов 5 курса) , поэтому куратор на первом курсе должен бо́льшее внимание уделять знакомству студентов с культурой умственного труда, с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора - поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой - отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

Мы видим, что именно на первом курсе перед преподавателем-куратором стоит очень важная задача: подготовить студента к учебе в вузе. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Нельзя забывать и о том, что третий курс - это начало специализации, поэтому в процессе воспитания личности учитывается и фактор специализации, ориентации студентов на будущую профессию. Интересно, что сами студенты осознают разницу воспитательного процесса на младших и старших курсах. Хотя 31 студент (28%) уверен, что куратор на 4-5 курсах не играет значимой роли, причем студенты (10 человек - 9%), отметившие, что куратором не проводилась никакая работа на первом курсе (некоторые вообще ни разу не видели куратора), считают, что, начиная со второго курса, куратор в студенческих группах не нужен (не нужен, так как всю интересующуюся информацию можно получить в деканате или от старост; нами никто не интересуется - из анкет). Остальные отметили, что куратор на старших курсах - человек, не только контролирующий успеваемость и посещаемость занятий студентами, необходимых для успешного завершения обучения; это, в первую очередь, психолог, советчик, наставник, специалист, направляющий на правильный жизненный путь, помогающий в выборе дипломной работы, работы по специальности; это человек, воспитавший и выпустивший достойных специалистов (из анкет).

Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

Деятельность куратора может быть:

а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса - личность студента.

Ключевые слова: куратор, анкета, воспитательная работа, студент.

Литература

1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. 35 тыс. слов. - М.: «Мартин», 2004.

2. Никифорова О. А. Институт кураторов ТПУ: Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ / О. А. Никифорова. - 2-е изд. доп. и перераб. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 162 с.

3. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учебно-метод. пособие / Н. А. Винниченко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 64 с.

4. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова, 2009. - 68 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд.18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Анотація

У статті порушено важливість кураторської роботи зі студентами та виховної діяльності у ВНЗ. Названі функції та обов"язки кураторів студентських груп.

The article touched upon the importance of mentoring activities in high school and educational work with students. Named functions and responsibilities of the curators of student groups.

Хотя кураторы появились в России четверть века назад и с того времени превратились в одних из самых влиятельных фигур в искусстве, многие до сих пор с трудом представляют, что это за профессия. И профессия ли вообще. Андрей Мизиано — один из немногих в России, кого можно назвать потомственным куратором: его отец Виктор Мизиано — пионер российского кураторства — дважды отвечал за русский павильон на Венецианской биеннале. По просьбе сайт Андрей Мизиано рассказывает, откуда взялись кураторы, какие ошибки они совершают и где обучают их делу.

Кто такой куратор

Куратор — это важная фигура в международной системе искусства. Исторически куратор вырос из хранителя музея, историка искусства, художественного критика. Он создает выставочные и исследовательские проекты, пишет профессиональные искусствоведческие, критические и теоретические тексты. Моя коллега Екатерина Иноземцева однажды правильно заметила, что куратор — это человек с особенной сенсорикой. С особым ощущением искусства, пространства, современности. Но если для удобства попытаться изыскать аналог, то куратора можно сравнить с кинорежиссером. И тот, и другой определяют содержание и судьбу события, выстраивают сценографию и процесс, дирижируют командой, в которую входят другие яркие, интересные люди.

Как кураторы появились в России

Золотым веком российского и, наверное, международного кураторства были 90-е годы. После перестройки в Россию стали приезжать иностранные эксперты. Они сообщили нашим современным художникам, что с ними будет работать какой-то куратор, — это звучало курьезно, потому что в советское время куратором назывался человек, представляющий интересы КГБ, в том числе и в культурных организациях. Первые российские кураторы — это люди, которые знали историю искусства и хорошо владели иностранными языками. В 90-е годы художественная сцена была молодой, профессия только зарождалась — кто-то нарекал себя куратором только потому, что дружил с художниками и умел повесить картины на стену. Но история все расставила на свои места.


Куратор — это профессия?

В свое время этот вопрос вызвал много обсуждений. На эту тему был выпуск Manifest Journal, первого журнала, посвященного исключительно кураторству. Большинство приглашенных авторов пришли к выводу, что кураторство — не в полном смысле профессия. Важную роль играет не столько знание теории, сколько та самая сенсорика, а также темперамент и обаяние человека, умение строить отношения, артистизм. Но все-таки, чтобы стать куратором, мне кажется, нужно делать то, чем систематически занимаются кураторы: писать в профильные издания и организовывать выставки, пусть и небольшие. Хотя бы у себя на кухне, как начинал знаменитый Ханс-Ульрих Обрист. Выдающийся социолог Энтони Гидденс в свое время предложил логику экспертных систем. Твоя работа «засчитана», если ее оценит и примет экспертное сообщество, — к примеру критики, которые пишут рецензии в Flash Art или Harper"s Bazaar Art, или другие кураторы. Неважно, похвалили они тебя или разнесут в пух и прах, — они обратили на тебя внимание, тем самым встроив в систему. Чтобы считаться носителем профессии, важна системность и встроенность в профессиональную среду. Это как в бассейн ходить: если ты плаваешь раз в месяц, это не значит, что ты пловец.

Где преподают кураторство в России и за рубежом

Первая кураторская школа возникла во французском городе Гренобль. Вскоре что-то похожее открылось при нью-йоркском Bard College. Затем во многих западных университетах стали появляться кафедры по подготовке кураторов. Продвинутые курсы по кураторству есть в лондонских Goldsmith College и Royal Academy of Arts. Именно Лондон стал главной кузницей кураторских кадров. Отчасти благодаря преподаванию на английском языке, отчасти — благодаря географическому положению. В России ни в 90-х, ни в 2000-х не было институций, которые бы систематически обучали кураторству на международном уровне. Но недавно наметились позитивные изменения. В Санкт-Петербурге появилась двухгодичная совместная магистерская программа Смольного института и Bard College. Российские и зарубежные эксперты преподают историю выставок, критическую теорию и другие дисциплины на двух языках: русском и английском. Это принципиально важный момент в обучении кураторскому делу, потому что современное искусство — глобальное явление, оно не может быть ограничено одним языком и одной географией.


John Waters «Study Art Sign (For Prestige or Spite)», 2007 (Grimaldis Gallery)

Ошибки кураторов

Кураторы почти евгенически соблюдают чистоту профессии. Поэтому плохих, интеллектуально беспомощных кураторов называют exhibition maker — это такой внутренний сленговый термин. Какие ошибки совершают кураторы? Одна из самых распространенных — выбрать работы, а затем отдать все на откуп архитектору, который расставит их в пространстве, исходя из чистой прагматики: размера, «повесочной» площади и так далее. В результате выбранные произведения могут отвечать теме выставки, но совершенно не вступать друг с другом в диалог. Другую серьезную ошибку куратор может совершить в работе над экспликационными текстами — дать к произведениям комментарий, чересчур насыщенный смыслами, написанный громоздким научным языком. Человек приходит на выставку современного искусства, встречает множество ссылок на философов, сложную специальную терминологию. Это образует непонятную ауру, в которой часто упрекают современное искусство. Куратор должен найти правильный баланс между общей и специальной лексикой, ведь хороший, в нашем случае — русский, язык никто не отменял.

Можно ли изменять выставку после открытия

Открытие выставки можно сравнить с рождением человека. Проведем аналогию: стоит ли человеку делать пластические операции? Это широко обсуждаемый вопрос. Если вы хотите подправить нос с помощью ринопластики, это может быть приемлемо и обоснованно. А если решаетесь на болезненную, рискованную процедуру вроде удлинения ног, это сопряжено с серьезными рисками. Лично я предпочитаю не прикасаться к выставке после открытия, если речь не идет об исправлении опечаток на этикетках и настенных текстах.