Активные методы обучения. Формы, методы и средства обучения

Психика - сложнейший механизм, который помогает нам ориентироваться в окружающем мире, получать из него новую информацию. Кстати, именно мышление является одним из наиболее важных познавательных процессов в психике человека. Чтобы оно было продуктивным, его необходимо сделать осмысленным. Это особенно важно в процессе обучения школьников.

Основные моменты усвоения учебного материала

Педагоги-профессионалы выделяют три уровня в мыслительной деятельности обучаемых:

  • Понимание. Это процесс анализа и синтеза, благодаря которому получаемый материал закрепляется в памяти, создается база для последующего использования данных.
  • Логическое мышление. Так называется процесс самостоятельного решения задач, при котором ученики пользуются полученными ранее знаниями. Это очень важный этап, так как школьники закрепляют способности к анализу и трактовке полученной ими информации.
  • Творчество. Процесс самовыражения, создания чего-то принципиально нового.

Мотивация процесса обучения

Итак, возвращаемся к тематике нашей статьи. При чем же тут активные методы обучения? Дело в том, что успех любого обучения зависит только от интереса учащихся к тематике. Именно его пробуждением занимаются педагоги, использующие в своей профессиональной практике данные методы.

Мотивация обучаемых может быть самой разной. Во-первых, есть огромное количество стимулирующих социальных факторов: понимание необходимости хорошей учебы для дальнейшего овладения престижной и прибыльной профессией, а также чувство долга перед родителями, учителями и коллективом. Однако еще советские учителя убедительно доказали, что наиболее мощным мотивом является искренний интерес к изучаемому предмету. Без этого ребенок не достигнет заметных результатов.

Развитие интереса к учебной дисциплине

Заметим, что интерес к предмету зачастую проявляется куда раньше, чем принято думать. Чтобы это произошло, процесс познания должен стать как можно более привлекательным. Формирование интереса происходит в несколько этапов:

  • Во-первых, проявляется любопытство, считающееся стандартным психическим элементом, которое всегда возникает при встрече человека с чем-то новым и необычным. Следует помнить, что интерес этот неустойчивый, рождающийся только в определенных ситуациях.
  • Следом проявляется любознательность. В этом случае индивид старается понять изучаемое явление. Он заинтересован, активен на уроке, старается читать как можно больше дополнительного материала по предмету, постоянно участвует в обсуждениях. Может быть так, что любознательность ребенка распространяется только на определенную тематику. Если интерес к другому разделу пропадет, то и мотивация изучения предмета тут же исчезнет. А потому учитель обязан формировать как можно более устойчивый интерес к преподаваемому предмету.
  • Только в процессе практической деятельности любознательность может трансформироваться в желание изучать предмет. Опыт самостоятельной деятельности и работа над предметом при условии личной заинтересованности сформируют заинтересованную, целостную личность.

Активные методы обучения как раз и направлены на развитие интереса к самостоятельному познанию.

Так что такое активные способы подачи материала?

Так называется совокупность способов и приемов воздействий, которые побуждают к развитию творческого, интеллектуального начала каждого ученика. Подобные методы обучения позволяют облегчить процесс усвоения материала, сделать его интереснее.

Особенности данного метода

Хорошие преподаватели всегда стремились к тому, чтобы развить в своих подопечных тягу к самостоятельному получению данных. Следует знать, что весь образовательный процесс построен на трех основных типах деятельности:

  • Мышление.
  • Действие.
  • Вербальный процесс.

Есть еще и эмоциональное восприятие действительности, но его редко учитывают. При обучении может быть реализован как один метод, так и их совокупное сочетание. Степень акцентирования какой-то одной особенности зависит от степени заинтересованности учащегося. Чтобы максимально эффективно выявлять их, следует максимально широко использовать активные и интерактивные методы обучения.

Так, на лекциях задействована память (мышление), на практике - совокупность мышления и действия, в разговорах - мышление. Впрочем, в последнем случае зачастую активизируется и эмоциональное восприятие, о котором мы говорили выше. Кроме того, именно оно задействуется в случае познавательных экскурсий.

Степень усвоения материала

Увы, но экспериментальные данные наглядно показывают слабую степень усвоения материала в большинстве наиболее распространенных случаев. Так, излюбленные многими преподавателями лекции позволяют закрепить не более 20-30% информации. Следует учитывать, что не менее 17% указанного объема запоминаются в начале рассказа.

После этого происходит утомление, когда все усилия школьников или студентов направлены исключительно на запись получаемого ими материала. Играют негативную роль устаревшие формы, методы и средства обучения, которые провозглашают именно лекционную форму подачи материала единственно возможной и максимально эффективной. Как вы уже могли убедиться, все это на самом деле далеко не так.

Напротив, если человек самостоятельно работает с материалом, то он запоминает не менее 50%, а уж если он при этом еще и разбирает примечания и проговаривает получаемую информацию, то ему удается закрепить в своей памяти до 70% данных. Если же учитель использует деловую игру или иной метод, который требует непосредственного участия обучаемого, удается донести не менее 90% полезного материала. Собственно, в этом и заключаются активные методы обучения.

Не стоит предполагать, что какие-то инновационные педагогические разработки не могут быть использованы наравне со старыми, проверенными методами. Педагоги даже вывели несколько базисных принципов, которые применяются для активации традиционных способов преподавания.

Основные признаки активных методов

Как определить, действительно ли тот или иной учитель использует на практике активные методы обучения? Все не так уж и сложно, ведь у этих способов есть характерные признаки. Их мы сейчас и рассмотрим.

Преподаватель постоянно должен создавать проблемные ситуации. Учитель ставит перед обучаемыми такую задачу, которую они не могут решить, пользуясь только лишь имеющимися у них данными. В этом случае человек попросту вынужден обращаться за помощью к другим ученикам, к раздаточному материалу и учебникам, отыскивая там ответы на интересующие его вопросы.

Именно по этой причине все используемые формы, методы и средства обучения должны быть максимально информативными, подробными и наглядными, не вызывать отторжения. Не слишком понятно, о чем говорится в этом предложении? Все просто: помните советские раздаточные пособия, старые и обтрепанные? Конечно, в ряде учебных заведений попросту нет финансирования на покупку чего-то более серьезного, но все же можно хотя бы распечатать красочные пособия, по которым учиться куда приятнее.

Высшим пилотажем является постановка такого вопроса, который не имеет однозначного ответа даже для специалиста. Ученики в этом случае будут дискутировать, пытаясь отыскать правильный вариант, и исследовать массу полезной информации, большая часть которой будет ими усвоена. Вот на чем основаны методы активного социального обучения.

Прочие особенности

Если же говорить о неимитационных способах, то следует отметить реальную стажировку на рабочем месте, проведение лекции по проблемным темам, написание выпускной работы (диплома).

Основные характеристики

Нужно заметить, что активные методы обучения на уроках предполагают максимальное приближение к настоящей научной, исследовательской деятельности. И успешность процесса в этом случае обеспечивается за счет совместной деятельности как самих обучаемых, так и преподавателя (причем на условии равноправного партнерства). Основной целью педагога в этом случае становится не столько банальная подача информации, сколько приобщение школьников к сложному миру современного знания со всеми его перспективами и многочисленными противоречиями.

Многим ученикам чрезвычайно важно на практике узнать о наиболее существенных особенностях какой-то конкретной области науки, так как только в этом случае процесс познания становится действительно осмысленным, начинает приносить радость.

Прочие важные особенности

Напомним, что методы и технологии обучения активного типа принципиально отличаются от таковых для стандартного преподавания. Основное различие в том, что в традиционном случае информация представляется только лишь как набор неких абстрактных данных, которые подлежат запоминанию в обязательном порядке.

Если же используются активные методы обучения, в школе дети получают лишь исходную информацию, на основе которой им самим надлежит в инициативном порядке искать ответы на все задаваемые преподавателем вопросы.

Соответственно, школьники и студенты должны как можно более активно включаться в образовательный процесс не в роли простых статистов, а на правах полноценных деятельных участников. К примеру, при изучении какого-то биологического вопроса нужно широко использовать не только банальный раздаточный материал, но и микроскопы. Только новичок в биологии не знает, что вид и расположение клеток в реальности значительно отличаются от картинок в учебниках, так что куда важнее дать учащимся реальное представление обо всех особенностях рассматриваемого объекта или явления.

Уровень сложности

Методы процесса обучения должны предполагать постановку только таких задач, ответы на которые все же доступны конкретной группе обучаемых. Проще говоря, не рекомендуется задавать увлекательные, но весьма сложные задания по геометрии Лобачевского на уроке для седьмого класса.

Так каким же должно быть правильное использование активных методов обучения? Давайте постараемся сформулировать некоторые общие постулаты.

Несмотря на все негативные моменты, которые присущи лекционному способу подачи материала, не следует забывать об этом методе. Вы должны логично, кратко и емко рассказывать детям о каждой теме, которую начинаете проходить. Нужно сразу предупреждать учеников, что главная роль в поиске ответов на поставленные вопросы будет принадлежать именно им.

Еще раз подчеркиваем, что обязательно должно преобладать обучение диалогического типа. Чем больше школьники дискутируют между собой и с вами, тем они глубже осознают важность проблемы и проникаются ее значимостью. Таким образом, активные формы и методы обучения должны в обязательном порядке использовать следующее:

  • Обширную систему познавательных задач, в которых полностью раскрывается вся суть раскрываемой темы.
  • Постоянное общение, диспуты и дебаты, для подготовки к которым ученики должны самостоятельно отыскивать всю необходимую им информацию.

Анализ практических ситуаций

Наиболее полноценным методом подготовки школьников к последующей самостоятельной деятельности является решение практических задач, которые могут встретиться им в жизни. Анализируя их, ребята учатся мыслить конструктивно и логично. Впоследствии они смогут быстро и правильно оценивать все ситуации, с которыми специалисты сталкиваются ежедневно.

Одной из ключевых особенностей данного метода является разыгрывание ролей. Чтобы все сделать правильно, учитель обязательно должен учитывать следующее:

  • Важно заранее распределить роли между всеми участниками игры. Конечно же, заблаговременно стоит определиться и с темой занятия. Как показывает практика, в данном случае оптимально подходит разыгрывание производственного совещания, на котором решаются наиболее злободневные, наболевшие проблемы предприятия.
  • Между собой участники должны взаимодействовать путем активной дискуссии. Важно! Каждый ученик с равным успехом может соглашаться или не соглашаться с мыслями своего оппонента, но в любом случае от него требуется приведение осмысленных доводов в пользу своего решения. Простое кивание головой или отрицательные возгласы не подойдут.
  • Педагог в обязательном порядке должен вводить несколько корректирующих условий. Приветствуется практика, когда учитель время от времени прерывает обсуждение и приводит ряд новых фактов, которые нужно учитывать при решении поставленной задачи, и знать, что они вполне могут повернуть обсуждение в совершенно противоположную сторону. Это отличное моделирование форс-мажорных ситуаций, которые нередко встречаются в повседневной жизни.
  • Наконец, результаты прошедшей игры нужно обстоятельно обсудить, разобрав не только достижения, но и все промахи (в том числе подробно остановившись на их непосредственных причинах).

Особенно хорош такой метод для классов с экономическим профилем, так как задачи, которые ставятся перед детьми, далеко не всегда имеют однозначно правильное решение. Учащиеся должны понимать, что практически всегда нужно держать в уме несколько способов выхода из той или иной ситуации. Кроме того, каждый из них должен самостоятельно прийти к выводу о жизненной важности умения достигать разумного компромисса.

Вот какие должны использоваться методы обучения в школе (в том числе и в высшей). Такие знания позволят детям стать максимально успешными в дальнейшей жизни.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

    словесные методы (источником является устное или печатное слово);

    наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

    методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

    рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

    включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

    иметь четкую логику изложения;

    быть эмоциональным;

    излагаться простым и доступным языком;

    отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение . Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

    последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

    использования сравнения, сопоставления, аналогии;

    привлечение ярких примеров;

    безукоризненной логики изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8-10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

    Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

    Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

    Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

    Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

    активизирует студентов;

    развивает их память и речь;

    делает открытыми знания студентов;

    имеет большую воспитательную силу;

    является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

    требует много времени;

    содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия . Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста : план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки : справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3-4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1-2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

    решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;

    формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

    развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

    семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10-15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

    тема, дата и учебное время семинарского занятия;

    вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3-4 вопросов);

    темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2-3 доклада);

    список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

    наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

    привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

    упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

    упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности . Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение . Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение . Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно - познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

    от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

    от особенностей изучаемого предмета;

    от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

    от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

    от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    от возрастных особенностей студентов;

    от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

    от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Методы обучения служат для учителя средством побуждения учащихся к учению, являются главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной активности – в этом заключается их побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.

Устное изложение учебного материала – метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснение учителя или учащихся – вид устного изложения мате­риала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины.

Инструктирование – вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.


Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей. Из этого следует, что лекция приемлема только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение изучаемого материала – метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа – важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эм­пирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Классно-групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемый в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить дискуссия. Дискуссия – очень эффективное средство вовлечения всех учащихся в активную работу и интенсификации мыслительной деятельности.

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семинар . В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организовать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выявление степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания ученикам. Наиболее сложная задача преподавателя – организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

Демонстрация (показ) – метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов с целью их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию наглядных изобразительных средств; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.

К методу демонстрации близко примыкает метод иллюстрации , который предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие.

Упражнение – метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Систематическое упражнение – проверенный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Его достоинство в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недоста­ток – в слабом выполнении побуждающей функции.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное выплнении упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность.

Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемого предмета могут проводиться физические, специальные, комплексные упражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

Самостоятельная работа – важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных зна­ний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками; самостоятельный поиск; самостоятельный просмотр или прослушивание теле-и радиопередач.

Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Она включает в себя: во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения; во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел; в-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

преподавателей-практиков нередко встречается смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.

Форма обучения - это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента).

Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студентов (или между студентами) в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен, индивидуальная, фронтальная, индивидуальногрупповая. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

Метод (от гр. methodos - «исследование») - это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще - прием, способ или образ действия (см. словарь иностранных слов); способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (см. философский словарь); совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д. /52, с. 162/.

Существует более 200 определений понятия «метод». Герберт Нойнер и Ю. К. Бабанский понимают под методом обучения «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» и дополняют, что действия, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции. Эти операции обозначаются термином «прием» /53, с. 303/.

«Метод обучения предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами» /28, с. 187/,

По мнению И. Я. Лернера, «всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» /54, с. 186/.

Можно было бы и далее приводить цитаты по определению понятия «метод», но даже из этих немногих напрашивается вывод, что метод - это сочетание (единство) способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения, т. е. метод отражает как способ, так и характер организации познавательной деятельности студентов. Главное, что отличает метод от формы - это цель и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого студента.

Следует, однако, отметить, что сущёствует два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический, или частнопредметный. К частнопредметным методам обычно относят то, что на общедидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения. Отсюда и смешение понятий метода и формы.

Общедидактическими методами являются: -

объяснительно-иллюстративный, -

репродуктивный (воспроизведение), -

проблемное изложение, -

частично-поисковый (эвристический), -

исследовательский /28/.

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Он не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня - узнавание и знания 1-го уровня - знания-знакомства.

Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.). Вид деятельности - репродуктивный, уровень умственной деятельности - 2-й - воспроизведение, 2-й уровень знаний - знания-копии.

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К. А. Тимирязева (1843-1920) «О жизни растений». В начале лекции ставится проблема: почему корень и стебель растут в противоположные стороны? Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине. Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время учеными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, сил земного тяготения. А потом уже рассматривает фактор напряжения тканей корня и стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.

Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся в отличие от информационного, т. е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод. При проблемном изложении студенты приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Студенты являются слушателями, но не пассивными. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность и умственную деятельность 3-го уровня - применения. (Студенты сами делают выводы в отличие от объяснительно-иллюстративного метода, где пре подаватель дает выводы в готовом виде.) Знания 3-го уровня - знания-умения.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель - постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать студента к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов.

Пути реализации этого метода:

а. Эвристическая беседа, т. е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя со студентами. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют, по мнению дидактов, едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску. Система заранее подготовленных вопросов должна удовлетворять определенным требованиям: 1)

максимально стимулировать познавательную активность студентов; 2)

при этом студент, используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться к поиску новых сведений. Только в этом случае ответ вызовет интеллектуальное затруднение у студента и целенаправленный мыслительный процесс. Система вопросов должна быть связана логической цепью. Преподаватель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы студентов и возможные «подсказки». (Вспомните метод Сократа!) Наконец, преподаватель сам подытоживает главное. Этот метод требует от преподавателя большего педагогического мастерства, чем при проведении занятий объяснительно-иллюстративным методом.

б. Выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем. Понимая огромную роль гипотезы в научных исследованиях, мы часто недооцениваем роль и место студенческих гипотез при обучении какому-либо предмету. Умелое сочетание этого приема с экспериментальными исследованиями позволяет реализовать в обучении путь научного познания: «от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмысливанию выводов», затем к новой проблеме, причем некоторые эти пути студенты проходят активно, самостоятельно, осуществляя частичный поиск в исследовании проблемы. Преподаватель умело подводит их, к обоснованию гипотезы. Частично-поисковый (эвристический) метод обеспечивает продуктивную деятельность, умственную деятельность 3-го и 4-го уровней (применение, творчество) и 3-й и 4-й уровни знаний, знания-умения, знания-трансформации.

Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

В основу системы положены принципы, разработанные советской педагогической наукой, в том числе академиком Л. В. Занковым, среди них: преподавание на высоком научном уровне, крупными блоками, опережение теоретических знаний, многократность повторения, «открытых перспектив», т. е. возможность улучшить оценку, бесконфликтность ситуаций и др. Исследовательский метод обеспечивает продуктивную деятельность обучаемого на самом высоком уровне, на 4-м, т. е. творчество, которое дает знания-трансформации, 4-й уровень знаний.

Итак, все эти методы отличаются по характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность. Во время занятий можно использовать комбинацию методов, например:

Таблица 1 План занятия Метод 1) опрос домашнего задания репродуктивный 2) объяснение нового материала объяснительно

иллюстративный 3) закрепление нового материала репродуктивный 4) постановка творческой задачи исследовательский Еще пример: Таблица 2 План занятия Метод 1) постановка проблемы после проведения эвристической беседы частично-поисковый 2) показ кинофильма объяснительно-иллюстра

тивный 3) творческая работа исследовательский

Каждый метод имеет определенную структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную (от частного к общему, и наоборот). Каждый метод обеспечивает определенный вид деятельности и уровень умственной деятельности и знаний.

Таблица 3

СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №

п/п Метод Вид Уровни деятельности умственной

деятельности знаний 1 Объяснитель

но-иллюстра

тивный Репродуктив

С ПОМОЩЬЮ I - узнавание I - знания- знакомства 2 Репродуктив

ный без ПОМОЩИ II - воспроизведение II - знания- копии 3 Проблемное

изложение продуктивный с помощью III - применение III -

умения 4 Частично

поисковый без помощи IV - творчество IV - знания- трансформации 5 Исследова

тельский без помощи

Для достижения целей обучения используются различные частнодидактические методы, средства, организационные системы и формы. Обычно они характеризуются по видам деятельности преподавателя и студента: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий, наблюдения, упражнения и т.д. По источнику получения знаний частнодидактические методы подразделяют на три группы: словесные (аудитивный, аудиовизуальный, книга и т.д.), наглядные (диафильм, фильм, видео, иллюстрации), практические. По дидактическим задачам различают методы вос питания, обучения, развития способностей, т. е. методы образования. Классифицируют методы и по логическим формам мышления: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический. Как видим, потому и встречается более 200 определений понятия «метод», свидетельствуя о существовании как общедидактических методов, так и форм обучения, являющихся по сути своей частнодидактическими методами.

Итак, как общедидактические, так и чаетноди- дактические методы отличаются по цели и характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность для достижения определенной цели.

В учебном процессе действует принцип единства обучения, воспитания и развития.

Объяснительно-иллюстративный метод воспитывает: внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку и т.п.; репродуктивный: логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе; проблемное изложение: внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логику мышления.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучаю­щимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и разви­тие в процессе обучения. Любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоению им СО.

Подходы к классификации МО

Перцептивный (по источнику передачи инф-ции, Голанд, Верзилин, Шаповаленко):

1. Словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж)

2. Наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование)

3. Практические (упражнение, тренировка, лаб практич р-ты)

Управленческий (по ведущей дидактич цели, Данилов, Есипов)

1. М приобретения знаний

2. М форм-я умений и навыков

3. М применения знаний

4. М закрепления

5. М проверки ЗУНов

6. М творч деят-ти

Гностический (по хар-ру познават деят-ти уч-ся, Лернер, Скаткин)

1. Объяснительно-иллюстративный (восприятие, осмысление, запоминание инф-ции детьми)

2. Репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, овладение алгоритмом практич действий)

3. Проблемное изложение (слежение за логикой док-тв, мысленное прогнозирование очередных шагов в логике решения)

4. Эвристический = проблемно-поисковый (активное участие в поиске решения проблемы, овладение приемами постановки проблемы и нахождение путей её решения)

5. Исследовательский (освоение приемов самостоят постановки проблем и нахождение Сп-бов их решения)

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия "методы", их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них. Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний. Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности. Прием – часть метода,которые усиливают, повышают его эффективность. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот - один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Выбор методов зависит от содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава студентов, наличие средств обучения

Форма обучения означает внешн. сторону организации учеб. процесса. Зависит от целей, содерж., методов, сред-тв обуч-я, материал. условий, состава учеников и др.

1) Индивидуальные

2) Групповые

3) фронтальные

4) Коллективные (отлич-ся от фронтал. тем, что уч-ся рассмат-ся как целостный кол-в со своими особ-ми взаимодействия)

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

Форма организации обучения (= организационная форма обучения) – это конструкция отд. звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультатив. з-е, экзамен)

По Андрееву (по доминир. целям обуч-я)

Вводное занятие

Занятие по углуб. Знаний

Практическое з-е

По систематизации и обобщ. Знаний

По контролю ЗУНов

Комбинированные формы

Онищук (по дидакт. целям)

Теоритич.

Трудовые

Комбиниров.

Урок – такая форма организации учеб процесса, при к-й педагог в течение точно установл времени организ-т познават и иную деятельность постоянной гр-пы уч-ся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, ср-ва и методы р-ты, создающие благоприят условия для того, чтобы все ученикиовладевали основами изуч-го предмета непосредственно в процессе обуч-я, а также для В. И Р Р→ познават и творч способ-тей, дух-х сил обучаемых.Современная типология уроков (по цели организации, содержанию изуч мат-ла и ур-ню обуч-ти уч-ся М.И. Махмут)

Урок овладения новыми знаниями

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок повторения, закрепления знаний

Контрольно- проверочный урок

Комбинированный урок, на котором решаются несколько дидактических задач.

Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль.К недостаткам индивидуальной формы обучения можно отнести то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен. Тьюторство . Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:· Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);· Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);· Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд). Репетитор - это частный учитель, специалист в узкой области знаний, владеющий эффективными методиками обучения. Главная задача такого педагога - отработка какого-то навыка до совершенства. Гувернерство .Важнейшей задачей семейного воспитания является формирование нравственной культуры ребёнка. Нравственная культура личности - это характеристика ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Семейное обучение. Семейное образование - это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями с периодической отчетностью перед школой. Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества. Они выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что она обладают широким кругозором и гибким мышлением, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых.

Средства обучения : это совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания. С помощью средств обучения (рисунок, схема, модель) у студентов запечатлевается образ явлений и объектов. С помощью средств обучения образование остановится более наглядным, положительно активизирует эмоции студента, что придает направленность его мышлению, служит стимулом его деятельностью, укрепляет интерес к учебной работе, развитие познавательной активности, повышается интенсивность труда преподавателей и студентов.

Классификации дидактических средств:

· визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, нату­ральные объекты и т. п.;

· аудиальные (слуховые) - радио, магнитофоны, музыкальные инстру­менты и т. п.;

· адиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковой фильм, телевиде­ние и т. п.

Польский дидакт В. Оконь:

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникацион­ные сети).

Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от дидактических возможностей самих средств обучения. Выбор видов средств обучения процесс индивидуально-творческий. Педагог осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета, особенностей студентов, уровня их подготовленности, отношения к уч.предмету.

Подбор зависит не только от материальной оснащенности школы, а также от характерных особенностей определенных предметов.

Возраст учащихся и характерные особенности отдельных учебных предметов также определяют вид используемых дидактических средств и способ их использования на уроке.

Таким образом, выбор форм, методов и средств обучения не есть произвольный акт.

Он зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное имеют цели образования и конкретные задачи обучения, его содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения.