Амбивалентность: что это за состояние, ее симптомы и лечение. Амбивалентность в психологии и её проявление в отношениях

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Что такое амбивалентность?

Что такое амбивалентность? Под амбивалентностью понимается противоречивое отношение человека к одному объекту или явлению. Другими словами это называется двойственностью. В человеке присутствует одновременно два противоречивых чувства, мысли, плана. Один исключает другое, однако они прямо сейчас находятся в человеке.

Впервые данное понятие ввел Э. Блейлер, который воспринимал данную двойственность как один из факторов, указывающих на наличие шизофрении. Вот почему амбивалентность делят на 3 вида:

  1. Эмоциональная – когда человек испытывает одновременно два противоречащих чувства к конкретному объекту или явлению. Очень ярко она проявляется в детско-родительских или любовных отношениях.
  2. Волевая (амбитенденция) – когда человек одновременно хочет два противоположных результата (цели). Поскольку он не может сделать выбор, это заставляет его вообще отказаться от принятия решения.
  3. Интеллектуальная – когда человек перескакивает с одной идеи на другую, которые противоречат друг другу.

З. Фрейд воспринимал амбивалентность как естественное явление человеческой природы, когда присутствует желание жить и тяга к смерти.

Современные психологи считают амбивалентность вполне нормальным явлением. Человеку естественно относиться неоднозначно к каким-то партнерам или объектам, которые играют в его жизни значимую роль. Чем больше человек притягивается к кому-то, тем больше ему хочется оттолкнуться, поскольку притяжение сродни потере своей целостности, индивидуальности, уникальности. Представьте себе две планеты, которые притягиваются друг к другу. Они и притягиваются сами, и притягивают друг друга, не желая сталкиваться, сходить со своей орбиты. Двойственность является вполне нормальным для людей, которые являются целостными личностями, однако при этом испытывают тягу к определенным партнерам, вещам, явлениям.

Вместе с тем психологи отмечают, что однополярность чувств, когда человек переживает только положительные или только отрицательные эмоции к конкретным объектам, говорит об идеализации или обесценивании данного явления. Либо человек не обладает достаточной информацией, либо игнорирует, либо слишком многого требует, либо чего-то не замечает. Таким образом, исключительно положительные или отрицательные эмоции (однополярность) говорят о недостаточности информации о данном объекте.

Амбивалентность чувств

Главной особенностью амбивалентности чувств является то, что человек не попеременно переживает какие-то эмоции, а одновременно испытывает их. Человек в данную секунду может испытывать любовь, а через 5 минут – ревность, однако внутри индивида они присутствуют всегда одновременно. Следует отличать амбивалентность от привычного явления, когда переживания возникают в результате какого-то события. Например, человек любит своего партнера. Он даже не задумывается о каких-то других чувствах. Однако происходит конкретное событие (партнер флиртует с другим человеком), что вызывает ревность. Данное чувство не присутствовало раньше, оно только что появилось. В дальнейшем может развиться амбивалентность, когда человек будет и любить, и ревновать своего партнера.

Главным фактором, который играет роль в формировании амбивалентности, является важность партнера, вещи или явления. Человек в некоторой степени должен притягиваться, зависеть, испытывать тягу к тому, к чему одновременно испытывает ненависть, злость, агрессию.

Часто в природе амбивалентности чувств прослеживается такое понятие, как перенос. Человек проецирует свои чувства на того, к кому испытывает их в двойственной форме. С одной стороны, он любит, о чем не говорит, с другой, ненавидит, что ярко выражает, проявляет и думает, что партнер испытывает подобные переживания.

Амбивалентность проявляется практически в каждом человеке в ситуации появления внутреннего конфликта. Возраст не играет большой роли: как дети, особенно подростки, так и взрослые люди могут переживать амбивалентность чувств. Роль внутреннего конфликта заключается в неудовлетворенности происходящим. С одной стороны, человек видит положительные выгоды в партнере, предмете, явлении. С другой стороны, данный объект не поддается контролю, не является идеальным, не понимается и т. д.

Чувства прекращают противоречить друг другу, когда человек может властвовать над объектом, понимать, контролировать, управлять им. Однополярность чувств отрицательного характера возникает также и тогда, когда человек отрекается от обладания партнером или предметом. Оно становится ему неважным (обесценивание). Если происходит идеализация (когда человек приукрашивает, добавляет несуществующие свойства объекту), тогда его эмоции становятся исключительно положительными.

Амбивалентность в отношениях

Любовь – чувство, которое имеет много тайн и загадок. Что это такое? Как понять, что вы или вас любят? Нет более другого чувства, о котором было так много вопросов, поскольку нередко партнеры еще могут ненавидеть друг друга..

Любовью можно назвать чувство, когда вас тянет к человеку. Вы хотите быть с ним не «потому что», а «не пойму, почему». Ваше чувство непонятное. Вы вроде понимаете, чем человек вам нравится, однако это знание неполное.

Отделим от любви страсть, когда человека влечет тело партнера. Ему просто хочется заняться сексом, после этого расстаться. Это не любовь, а просто страсть.

Любовь – это постоянное желание быть с человеком. И здесь уже неважно, понимаете вы, почему вас тянет к партнеру или нет. Здесь выделяют два вида любви:

  1. Разумная.
  2. Безумная.

Разумная любовь – это ощущение спокойствия при виде любимого человека. Вы хотите быть с ним, строить отношения и иметь совместное будущее, однако вы не переживаете, не ревнуете, не бежите к нему, потому что чего-то боитесь. Ваша любовь спокойная. Вы уверены в себе, своих чувствах, партнере, отношениях. Вы можете как быть вместе, так и врозь – в любой ситуации вы чувствуете спокойствие.

Безумная любовь – это страсть, ревность, обиды, переживания, страхи и т. д. Человек в такой любви просто не контролирует себя. Он становится сумасшедшим. Он совершает поступки самые разнообразные, поскольку подвержен страху, что его обманывают, предают, изменяют, не любят. Здесь кто-то может сказать, что это не любовь, а чувство собственничества. На самом деле это тоже любовь, просто перемешанная с недоверием и страхами.

Любовь – это желание быть с другим человеком, строить с ним отношения и будущее. Но само чувство может быть спокойным или волнующим, пугающим. В зависимости от того, что человек еще переживает, помимо любви, он совершает те или иные поступки, чувствует себя тем или иным образом.

Очень сложно сочетать любовь с теми периодическими переживаниями, которые человек подавляет в себе. Недовольство супругом, неумение налаживать общение с близкими, нерешенные конфликты – все вызывает отрицательные эмоции. Когда-то отношения зарождались на одной любви, но со временем она насыщается отрицательными чувствами, периодически возникающими по мере возникновения различных событий.

Может показаться, что человек в состоянии амбивалентности является равнодушным к потребностям партнера. Однако не стоит путать амбивалентность, при которой в голове у человека крутится множество противоречивых идей и чувств, и полное отсутствие каких-либо желаний и эмоций.

Ревность, ненависть, отторжение, боль, разочарование, желание побыть одному (одной) – все это перекликается с любовными чувствами. Кажется, что люди не могут любить и ненавидеть одновременно. Однако психологи утверждают, что амбивалентность в отношениях является нормальным явлением.

Примеры амбивалентности

Амбивалентность является многогранной и проявляется не только в отношениях между любящими людьми. Там, где встречаются два и более человека или человек с конкретным явлением, может возникнуть амбивалентность. Рассмотрим ее примеры:

  • Любовь к родителю и желание ему смерти. Как говорится, «с родителями хорошо, но когда они живут далеко».
  • Любовь и ненависть к партнеру, что нередко перемешивается с чувством ревности и даже завистью к имеющимся у него ресурсам или благам.
  • Безграничная любовь к ребенку, однако желание ненадолго его отдать бабушке и дедушке, отвести в детский садик/школу. Здесь прослеживается усталость родителей.
  • Желание находиться рядом с родителями, но при этом не сталкиваться с их нравоучениями, опекой, желанием помочь.
  • Переживание чувств ностальгии (положительные воспоминания) и потери одновременно. Человек тепло вспоминает о прошлом, однако переживает потерю чего-то важного.
  • Желание достичь цели, однако страх перед тем, к чему приведет человека результат всех его действий.
  • Сочетание страха и любопытства. Когда в темноте из комнаты доносятся страшные звуки, человек продолжает идти, чтобы посмотреть, что там происходит.
  • Сочетание понимания и критики. Человек может понять поступки партнера, однако недоволен тем, что они были им совершены.
  • Садомазохизм – когда человек любит своего партнера, однако испытывает возбуждение от причинения ему боли. Это можно распознать не только в сексуальных отношениях, но и в любовных, когда, к примеру, женщина страдает от мужа-алкоголика, но не бросает его.
  • Выбор между двумя кандидатами. Оба хороши по-своему и плохи одновременно. Хочется их объединить в одно целое, чтобы получить то, о чем на самом деле мечтается.

Когда человек ненавидит и злится, но не уходит, это является ярким примером амбивалентности — переполнение чувств и желаний, противоречивость стремлений и понимание, что необходимо делать и как это не согласуется с желаниями. Вполне нормально взрослому человеку находится в состоянии амбивалентности, что легко можно проассоциировать со стоянием на перепутье – «В какую сторону пойти?», чего человек не может решить.

Итог

Изменчивость мнения в отношении конкретного объекта называется высокой амбивалентностью. Стремление человека к конкретному результату, независимо от того, какие отрицательные эмоции на пути возникают, называется низкой амбивалентностью. Однако сама амбивалентность всегда присутствует в жизни человека, поскольку мир, в котором он живет, двойственен: существует добро и зло, надежда и отчаяние, успех и поражение. Итог амбивалентности полностью зависит от тех решений, которые человек все-таки принимает в состоянии «нахождения на распутье».

  • Можно обесценить ситуацию, то есть отвергнуть ее.
  • Можно бороться за то, чтобы положительных эмоций было больше.
  • Можно принять решение из двух имеющихся и идти по пути, которое будет не устраивать так же, как если бы это случилось при выборе другого решения.
  • Можно стоять на месте и никуда не двигаться. Тогда человек столкнется с тем, что его проблема никуда не исчезнет, а он всегда будет находиться в состоянии невесомости и колебания между двумя противоречивыми чувствами/мнениями/желаниями.

Амбивалентность может как помогать, так и мешать человеку. Часто речь идет о некой дезинформированности, непонимании ситуации, неспособности понять собственные желания или увидеть объект, в отношении которого проявляется амбивалентность чувств, в реальном мире. Нередко человек хочет того, чего невозможно воплотить в имеющейся ситуации с использованием достигнутых ресурсов. Бывает, что амбивалентность является следствием внутреннего конфликта, в котором человек находится.

Иногда нужно просто подождать, а порой необходимо действовать очень быстро. Как поступить правильно, должен решать человек самостоятельно. Однако важно понимать, что иметь противоречивые желания, чувства, мысли и идеи вполне нормально в двойственном мире.

Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии - это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.


Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность и амбитендентность

Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.

Причины амбивалентности

Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.

  1. Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
  2. Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
  3. Затяжные депрессии, стрессы, - все это может вызвать амбивалентное расстройство.

Амбивалентность в отношениях

Человек - сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» - казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.


Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность - это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность - как избавиться?

Амбивалентность - явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia - как «сила») - это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то. Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе. Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства. Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении. В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед - негативные, а к вечеру - снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики. Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях. При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты. В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны. Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо). Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например,
Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта - к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний. Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания. Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов