Анохин петр кузьмич теория функциональных систем. Петр кузьмич анохин - биография и интересные факты

Анохин Петр Кузьмич - знаменитый советский физиолог. Одно из его основных достижений - это создание теории функциональных систем. Являлся членом академии наук СССР, в 1972 году стал лауреатом Ленинской премии. Его вклад в науку до сих пор исследуется и оценивается последователями.

Биография ученого

Анохин Петр Кузьмич родился в Царицыне, сейчас это Волгоград. Он появился на свет в 1898 году. Он вырос в семье рабочего, в 15-летнем возрасте стал выпускником высшего начального училища, уже тогда проявляя тягу к наукам и знаниям.

Но семья у Петра Кузьмича Анохина была небогатой, поэтому вместо того, чтобы продолжать плановое образование, он был вынужден подростком идти работать на железную дорогу конторщиком. Вскоре он сдал экзамены на более престижную и высокооплачиваемую должность - почтово-телеграфного чиновника.

Несмотря на то что ему приходилось много трудиться, герой нашей статьи решил не забрасывать учебу. Он экстерном сдал экзамены сразу за шесть классов реального училища, поступив в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

Анохин Петр Кузьмич, как и большинство выходцев из рабочего класса, поддерживал революцию. Будущий академик принимал участие в Гражданской войне, а когда в стране установилась советская власть, стал комиссаром по печати, руководил выпуском газеты "Красный Дон" в Новочеркасске в должности главного редактора.

Большое влияние на судьбу Петра Кузьмича, биография которого приведена в этой статье, оказала встреча с Луначарским. Первый нарком просвещения в то время объезжал на агитпоезде войска Южного фронта. Анохин Петр Кузьмич и Луначарский обсудили перспективы изучения мозга, герой нашей статьи стремился понять материальные механизмы, которые движут человеческой душой.

Уже в 1921 году он получает официально приглашение из Петрограда поступить в Институт медицинских знаний в Ленинграде, в то время им руководит легендарный ученый Бехтерев. Анохин выделился уже на первом курсе, защитив работу, посвященную влиянию минорных и мажорных звуков на отдельные части коры головного мозга.

Работа с Павловым

В 1922 году он посещает цикл лекций академика Павлова, которые тот читает в Военно-медицинской академии, решает поступить в его лабораторию.

Параллельно продолжает обучение, а после и работу в институте. В 1926 году получает место старшего ассистента на кафедре физиологии в зоотехническом институте Северной столицы, а еще через два года становится доцентом.

В лаборатории Павлова он исследует кровообращение головного мозга, а также влияние, которое оказывает ацетилхолин на функции слюнной железы, в частности, на секреторную и сосудистую.

В 1930 году Павлов рекомендует Анохина на место заведующего кафедрой физиологии в медицинском университете Нижнего Новгорода. В том же году факультет отделяется от университета, образуя отдельный медицинский институт. Анохин продолжает работу в новом вузе, а параллельно преподает на биологическом факультете нижегородского университета.

Изучение рефлексов

Как раз в этот период ученый Петр Анохин начинает проводить смелые исследования. Он создает принципиально новый метод изучения условных рефлексов. Он предложил оригинальный метод, позволивший сделать вывод, что в центральной нервной системе формируется особый препарат, в котором существуют параметры так называемого "заготовленного возбуждения". Со временем его назвали акцептором результата действия.

В 1935 году физиолог Анохин Петр Кузьмич вводит в научный обиход понятие санкционирующей афферентации. Тогда же приблизительно дает и первое определение функциональной системы. В этом заключается важный вклад в науку Анохина Петра Кузьмича.

Позже, составляя собственную автобиографию, герой нашей статьи отмечал, что в этот период своей профессиональной карьеры, когда он уже дослужился до звания профессора, у него возникла концепция, всерьез повлиявшая на многие его научно-исследовательские интересы. Ему одному из первых в физиологии удалось сформулировать теорию функциональной системы. Таким образом, Анохин наглядно продемонстрировал, что наиболее эффективным и продуктивным для решения физиологических проблем является именно системный подход.

Переезд в Москву

Следующий этап в его карьере - переезд в Москву с частью своих сотрудников, который состоялся в 1935 году. Анохин стал работать во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Здесь ему было поручено сформировать собственный отдел нейрофизиологии, а также провести ряд важных исследований, которые были осуществлены совместно с отделом микроморфологии под руководством Лаврентьева, а также неврологической клиники Кроля.

В 1938 году Николай Бурденко приглашает Анохина возглавить психоневрологический сектор на базе Центрального нейрохирургического института, в котором герой нашей статьи начинает разрабатывать еще одну теорию. На этот раз изучает нервный рубец. К этому же периоду относятся его фундаментальные исследования, посвященные новокаиновой блокаде, которые он проводил совместно со специалистами клиники Вишневского.

Великая Отечественная война

Когда началась война, Анохина вместе с институтом экспериментальной медицины экстренно эвакуировали в Томск. В этом сибирском городе он возглавил отделение нейрохирургии, занимался вопросами периферической нервной системы.

Ему удалось систематизировать результаты своих довоенных теоретических исследований, а также важного и уникального нейрохирургического опыта. Все эти работы он объединил в монографию под названием "Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы", которая увидела свет в 1944 году. Также им было продолжено исследование теории нервного рубца, первоначально сформулированной ранее.

При этом в Москву Анохин вернулся уже в 1942 году, получив назначение на пост заведующего физиологической лабораторией. Его новым местом работы стал институт нейрохирургии. Тут он продолжает лично оперировать и консультировать других врачей, а также совместно с Бурденко проводит уникальные для того времени исследования хирургического лечения военных травм нервной системы.

Итогом этой деятельности стала статья, посвященная особенностям нервов и их хирургического лечения, которую Анохин написал вместе с Бурденко. Тогда же его избрали профессором на кафедру физиологии Московского университета.

Институт физиологии

Важным вкладом Петра Анохина в развитие науки стала работа в отделе физиологии нервной системы, который был сформирован в 1944 году на базе только что появившегося института физиологии. Ключевую роль в этом сыграла Академия медицинских наук. В тоже время он исполнял обязанности директора института, а ранее заместителя, который курировал научную работу.

После окончания войны многие работы и исследования Анохина подверглись критике. В 1950 году состоялась известная резонансная сессия, на которой обсуждались проблемы физиологического учения, которое пропагандировал Павлов. На нем резкой критике были подвергнуты многие ученые, в том числе Бериташвили, Орбели, Сперанский и многие другие. В частности, многие оказались недовольны теорией функциональных систем, автором которой был Анохин.

Например, на этой сессии профессор Асратян отмечал, что понятно, когда с критикой Павлова выступают советские исследователи, которые никогда с ним не работали и не знакомы с самим духом науки. Но особое возмущение научной общественности вызывало то, что достижения Павлова критиковал один из его самых известных учеников Анохин. Героя нашей статьи обвиняли в лженаучных и идеалистических взглядах и теориях, которые, по их мнению, формировались под влиянием буржуазного Запада.

Ссылка в Рязань

Петр Кузьмич Анохин - один из выдающихся российских ученых и исследователей, создавший теорию функциональных систем, и в значительной сфере поспособствовавший развитию мировой медицины, имел интереснейшую историю жизни, полную нелегких событий и свершений.

Родился он 1898 году в Волгограде в обычной рабочей семье, не имевшей ни большого достатка, ни широких связей. Уже в 15 лет, окончив училище, он устроился работать на железную дорогу, а спустя некоторое время, после сдачи экзаменов, смог устроиться работать почтово-телеграфным чиновником. Учеба давалась молодому Петру Анохину очень легко, и его действительно тянуло к знаниям. А потому, параллельно с новой работой, он экстерном сдал экзамены и поступил в Новочеркасское училище.

К сожалению, его полному обучению помешала гражданская война, в которой он принимал непосредственное участие и был сторонником свержения текущей власти. После окончания войны Петру Анохину посчастливилось познакомиться с видным политическим деятелем Анатолием Луначарским, которому он рассказал о своем увлечении наукой и желании исследовать работу человеческого мозга.

Начало серьезного обучения

Сам Луначарский о встрече не забыл и похлопотал, чтобы молодого человека приняли на учебу в Ленинградский государственный институт, где очень быстро обретает уважение преподавателей и становится известен как самый подающий надежды студент. Уже через год занятий он проводит свою собственную научную работу, посвященную воздействию звуков разной тональности на возбуждение или торможение в коре мозга. Курировал данное исследование В.М. Бехтерев.

По окончанию учебы в 1926 году, параллельно с работой в лаборатории Павлова, Анохин занимает должность старшего ассистента кафедры физиологии в Ленинградском зоотехническом институте. Там он провел целый ряд важных исследований процессов кровообращения в мозгу и исследовал функции слюнной железы.

Теория функциональных систем

Уже к 1930 году при поддержке Павлова Анохин становится профессором кафедры физиологии в Нижегородском университете. Получив больше времени для исследований и научной работы, Анохин вскоре формирует свой собственный авторский метод изучения безусловных рефлексов, а чуть позже рассказывает о существовании акцептора результата действия. Также уже в 1935 году Петр Анохин разрабатывает собственную теорию функциональных систем, демонстрирующую преимущества его новой методики. В своей теории он объединил частные механизмы в общую систему, в которой все подвержено взаимодействию.

В этот же период времени он начинает работать во Всесоюзном центре экспериментальной медицины в Москве, где занимается собственными исследованиями, а также изучением нейрофизиологии со своими коллегами.

Спустя несколько лет он начинает работать совместно с такими известными медицинскими исследователями, как Бурденко и Вишневский. В сотрудничестве с первым он экспериментирует с теорией нервного рубца, а со вторым исследует особенности и последствия новокаиновой блокады.

Военное время

С началом войны Анохина, как и весь исследовательский центр, эвакуировали в Томск, где он начал заниматься нейрохирургией, работая с нарушениями периферической нервной системы. Эта возможность позволила ему проверить на практике интересовавшие его ранее вопросы, и в процессе он даже написал монографию по пластике нервов.

По натуре своей деятельный и продуктивный, Анохин уже в 1942 году приезжает обратно в Москву и использует свой опыт при работе в качестве заведующего физиологической лабораторией в институте нейрохирургии. Там он вновь сотрудничал с Бурденко и даже написал с ним совместную работу о структурных особенностях боковых невром.

Затем, в 1944 году, Анохин был назначен директором института физиологии, образованном на базе всесоюзного центра экспериментальной медицины. Здесь он в течение длительного времени работает и проводит свои исследования, вплоть до тех пор, пока в 1950 году его не увольняют и не отправляют в Рязань из-за того, что его научные взгляды отличались от учения Павлова, а научное сообщество считало это не только неприемлемым, но и оскорбительным.

Московский медицинский институт

Однако профессор Анохин остался верен своим убеждениям и результатам исследований, и уже через 5 лет сумел вновь вернуться в столицу, где смог устроиться профессором кафедры физиологии в Московский медицинский институт, где на длительный промежуток времени нашел себя и смог совмещать преподавательскую деятельность и исследования.

За годы своей работы на этой должности он укрепил свое положение, а коллеги начали всерьез воспринимать его теория, в связи с чем, в 1960 году он создал семинар по теории функциональных систем мирового уровня, и на протяжении многих лет являлся его председателем. Он объединял физиологов со всего мира, помогал им взаимодействовать и развиваться, достигать новых вершин и проводить совместные эксперименты. Именно благодаря нему данное направление медицины смогло получить такое серьезное развитие и достичь нынешних успехов и результатов.

Под конец жизни он даже сумел организовать и выпускать журнал «Успехи физиологических наук», в котором объединял знания со всего мира, и параллельно с этим занимался написанием научных работ, различных популярнейших статей и книг. Вклад в развитее мировой медицины он смог внести и своей преподавательской деятельностью, так как многие его студенты стали выдающимися физиологами, и не раз замечали, что таких успехов они смогли добиться именно благодаря помощи Петра Анохина.

(1898 — 1974 гг.) — выдающийся отечественный нейрофизиолог, основоположник теоретической нейрофизиологии, автор теории функциональных систем. Функциональной системой Петр Кузьмич Анохин назвал единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в совокупности обеспечивают результативность того или иного поведенческого акта.

Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К. Анохиным афферентным синтезом (в пер. с лат. — соединение приносимого). В процессе афферентного синтеза из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности. В результате афферентного синтеза выбирается один из возможных вариантов действия, который более всего удовлетворяет требованиям данной ситуации.

Нейрофизиологический механизм принятия решения основан на способности мозга прогнозировать параметры будущего результата действия. Этот механизм назван П.К. Анохиным акцептором результатов действия (от лат. acceptare — разрешающий), представляющим собой нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия на основе обобщения ранее полученных результатов от аналогичных действий. Предвидение результатов действия — формирование цели действия. «Так как во всех наших действиях получение того или иного результата связано с заранее поставленной целью, то совершенно очевидно, что аппарат акцептора результатов действия практически является и аппаратом цели. Из этого положения вытекает, что цель в нашем понимании и в наших экспериментах не является чем-то изначальным, а подготавливается сложной работой нервной системы в стадии афферентного синтеза» .

На основе предвидения результатов готовящегося действия создается программа действия. И только после этого совершается само действие.

Ход действия, результативность его этапов, соответствие результатов сформированной программе действия постоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Механизм Постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К. Анохиным обратной афферентацией. (Афферентация — возбуждение под влиянием внешнего воздействия.) Осуществление каждого действия постоянно сопровождается сличением действия и возбуждений, поступающих по ходу совершения действия.

Эти нейрофизиологические звенья регуляции деятельности представлены П.К. Анохиным в его схеме функциональной системы .

В отличие от Павлова П.К. Анохин трактует подкрепление поведенческих актов не только эффектом действия безусловного раздражителя. Действие, по Анохину, подкрепляется его правильностью — афферентными сигналами о его адекватности ранее сформированной программе благодаря механизму сопоставления полученных результатов с заранее сформированным психическим образом этого результата (рис. 1).

П.К. Анохин постулировал фундаментальный принцип системной работы мозга — принцип опережающего отражения действительности, частным проявлением которого является и условный рефлекс.

Теория функциональных систем включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программирование будущих результатов поведения. Отказавшись от упрощенно-универсальной схемы «стимул — реакция», П.К. Анохин раскрыл нейрофизиологический механизм целенаправленных поведенческих актов. П.К. Анохин поднял нейрофизиологию на современный системный уровень, содействовал ее интеграции с психологией.

Анохин П.К. Философский смысл проблемы интеллекта. Вопросы философии. 1973. № 6. С. 90.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

(1898-1974) - академик, советский физиолог.

Ученик И.П. Павлова. В отличие от И. П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об ее адекватности или неадекватности (обратная афферентация).

Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс.

На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. В основе теории лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой..

Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.

Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между "стимулом" и началом "реакции" выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой.

Трактовка нейро-механизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита Л. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.

П. К. Анохин - академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук - крупнейший русский физиолог XX столетия. Создатель теории функциональных систем. Автор 6 монографий и более 250 научных статей. На протяжении многих лет был представителем СССР в Международной Организации исследований мозга (IBRO) Среди учеников П.К. Анохина - крупные сейчас ученые-физиологи в Германии, Египте, Югославии, Чехословакии, Румынии, Китае, Монголии, прежних республиках СССР.

  • * 1898 г. 14(27) января родился в г. Царицыне.
  • * 1921-1926 гг. Студент Ленинградского государственного института медицинских знаний (ГИМЗ). Под руководством В.М. Бехтерева на 1-м курсе проводит первую научную работу "Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга".
  • * 1926-1930 гг. Старший ассистент, доцент кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института. Продолжал работать в Павловской лаборатории. На кафедре выполнил исследования по изучению особенностей кровоснабжения головного мозга, влияния ацетилхолина на сосудистую и секреторную функции слюнной железы.
  • * 1930-1935 гг. Заведующей кафедрой физиологии Горьковского медицинского института и кафедрой физиологии биологического факультета Нижегородского университета. Предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов: секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления. Этот метод позволил П.К.Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления (модель будущего результата - «заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия». В это же время вводится понятие «санкционирующая афферентация», позже «обратная афферентация». Приступил к исследованиям центрально-периферических отношений в нервной деятельности с помощью метода гетерогенных анастомозов нервов. В предисловии к коллективной монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности» (1935) дает первое определение «функциональной системы».
  • * 1935-1944 гг. Заведующий отделом нейрофизиологии ВИЭМ. В отделе продолжил углубленные исследования проблемы центра и периферии в нервной деятельности не только в общебиологическом, но и в эмбриологическом аспекте.
  • * 1944-1950 гг. Заведующий Отделом Физиологии нервной системы Института Физиологии АМН СССР, с 1946 г. - заместитель директора Института по научной работе, с 1949 - директор Института. 1945 г. Избран действительным членом Академии медицинских наук СССР. 1949 г. Издание коллективной монографии "Проблемы высшей нервной деятельности". 1950 г. На Павловской сессии АН СССР и АМН СССР обвинен в ревизии идейных основ материалистического учения И.П. Павлова и освобожден от всех постов.
  • * 1950-1952 гг. Заведующий кафедрой физиологии Рязанского медицинского института.
  • * 1951-1958 гг. Заведующий лабораторией физиологии и патологии Института хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР. В лаборатории продолжил исследования по высшей нервной деятельности, патогенезу гипертонической болезни, исследовал вопросы гипотермии, роль ретикулярной формации в механизме наркоза, болевых ощущениях и т.д. Работы по изучению закономерностей компенсации нарушенных функций обобщил в брошюре «Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование» (1955).
  • * 1955-1974 гг. Заведующий кафедрой нормальной физиологи 1-го Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова. Руководитель Сеченовского института физиологии. В этот период разрабатывает и окончательно формулирует основные положения теории функциональных систем, включает в операциональную архитектонику функциональной системы ряд основных узловых механизмов, развертывающихся в определенной динамической последовательности: афферентный синтез, стадию принятия решения, акцептор результата действия, программу действия, результат деятельности, обратную афферентацию от результата действия. На основе теории функциональных систем разработал теорию системогенеза. Предложил новую трактовку роли ретикулярной формации в механизмах сна и бодрствования, механизмах боли и избирательного действия наркотических средств, нейрохимическую трактовку различных компонентов вызванного потенциала, экспериментально обосновал конвергентную теорию замыкания условного рефлекса, предложил гипотезу интегративной деятельности нейрона и др.
  • * 1966 г. Избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени "за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа и в развитии медицинской науки и медицинской промышленности".
  • * 1972 г. Присуждена Ленинская премия за монографию "Биология и нейрофизиология условного рефлекса", опубликованную в 1968 г.
  • * 1974 г. Публикация работы "Системный анализ интегративной деятельности нейрона", где были сформулированы основные идеи о внутринейрональной переработке информации.
  • * 5 марта 1974 г. скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Евгеньевич Введенский своими исследованиями физиологии нервно-мышечного аппарата внёс огромный вклад в общую сокровищницу мировой науки. Родился он 16 апреля 1852 г. в селе Кочково Вологодской губернии, в семье сельского священника. Вначале он учился в Вологодской духовной семинарии, а затем в 1872 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Арестованный осенью 1874 г. царским правительством по политическому процессу 193-х, Н. Е. Введенский более трёх лет провёл в тюрьме. По отбытии заключения он ещё долгое время находился под надзором полиции. Лишь с 1878 г. он смог продолжить своё университетское образование и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого остался работать в лаборатории знаменитого русского физиолога И. М. Сеченова. В 1883 г. Н. Е. Введенский начал читать лекции по физиологии животных и человека на Высших женских курсах, а в 1884 г., защитив магистерскую диссертацию, приступил к чтению лекций в Петербургском университете. В 1887 г. он защитил диссертацию на степень доктора, а когда И. М. Сеченов оставил в 1889 г. Петербургский университет, Николай Евгеньевич Введенский как ближайший его ученик и выдающийся сотрудник был избран профессором университета.

Всю свою жизнь Н. Е. Введенский провёл в лаборатории над выяснением основных закономерностей работы нервно-мышечной системы, и когда он умер, о нём писали: "Введенский перестал работать в лаборатории, Введенский - умер".

Он принимал деятельное участие в мировых конгрессах физиологов и медиков, представляя русскую физиологическую науку. В 1900 г. он был избран почётным президентом Парижского конгресса медицины, а затем представителем России в Бюро по организации международных съездов физиологов.

Нервно-мышечным аппаратом Н. Е. Введенский стал заниматься сразу после своих первых юношеских работ - о влиянии света на рефлекторную возбудимость и о дыхании - и уже до конца жизни не покидал этой области исследования, дав ряд классических работ и обосновав теорию основных вопросов общей физиологии. Он начал свои работы с телефонического выслушивания нервного процесса. Ещё в начале 19-го столетия физиологи заметили, что мышцы во время сокращения издают так называемый "мышечный тон" - звук, показывающий, что в основе естественного возбуждения мышцы лежит ритмика отдельных одиночных возбуждений. Но никто не мог уловить подобной же ритмики непосредственно с нерва. Впервые это сделал Н. Е. Введенский. Выслушивая в телефон импульсы, которые передаются по нерву во время его работы, он нашёл, что нервное возбуждение есть процесс ритмический. Теперь, когда в физиологических лабораториях имеются мощные усилители с катодными лампами и весьма совершенные осциллографы, этот ритм нервного возбуждения записывают в виде электрограмм на фотобумаге. Электрофизиологический метод исследования нервной системы человека и животных является одним из наиболее тонких и объективных методов современной науки, но он покоится на данных Н. Е. Введенского, сумевшего с простым телефоном сделать гениальное открытие ритмического характера нервного возбуждения.

Своими опытами с торможением скелетной мышцы частыми и сильными раздражениями нерва, описанными в основной работе Н. Е. Введенского "О соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе", он подошёл по-новому к важнейшей проблеме физиологии - связи между возбуждением и торможением как основными процессами нервной системы.

В физиологии торможение какого-либо органа не есть покой; только по внешнему выражению оно может быть смешано с покоем. Торможение есть деятельное успокаивание, "организованный покой".

Открытие самого факта, что нервная система (центры) могут создавать торможение в периферических органах, принадлежит учителю Н. Е. Введенского, основателю русской физиологии - И. М. Сеченову. Но Н. Е. Введенскому впервые удалось установить, что "деятельное успокаивание" органа с подходящего к нему нерва может быть результатом самого же возбуждающего этот орган раздражения и не требует существования специального тормозящего центра, как было принято считать до него.

На основе долгих лет работы с нервно-мышечным аппаратом Н. Е. Введенский дал свою теорию нервного торможения, широко известную в мировой физиологической литературе как "торможение Введенского". В одном случае нерв, подходящий к мышце, возбуждает её, в другом случае тот же самый нерв её тормозит, деятельно успокаивает, ибо сам он именно в это время возбуждается сильными и частыми раздражениями, которые на него падают. Иными словами, Н. Е. Введенский показал, что противоположные по своему эффекту процессы нервной системы - возбуждение и торможение, связаны взаимными переходами один в другой и при прочих равных условиях являются функциями от количества и величины раздражения.

Своими классическими исследованиями Н. Е. Введенский внёс огромный вклад в сокровищницу мировой физиологии. Имя его стоит в одном ряду с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова - основоположников русской физиологии.

Введение:

Физиология -- наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, его различных органов и систем, их взаимодействие друг с другом и внешней средой.

Уже в древние времена были сформулированы элементарные представления о деятельности организма человека. Гиппократ (460- 377 гг. до н.э.) представлял человеческий организм в виде единства жидких сред и психического склада личности. В средние века господствовали представления, основанные на постулатах римского анатома Галена.

Во второй половине XIX и начале XX в. значительное развитие получили физиологические исследования и в России благодаря исследованиям И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и других российских ученых.

Важная заслуга в физиологии принадлежит И.М. Сеченову, который впервые обнаружил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» послужил основой формирования учения о нервизме. В этой работе он высказал предположение, что различные проявления психической деятельности человека в конечном счете сводятся к мышечному движению. Идеи ИМ. Сеченова позднее успешно развивал знаменитый русский физиолог И.П. Павлов.

На основании объективного изучения поведенческих реакций он создал новое направление в науке -- физиологию высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и животных позволило углубить теорию рефлекторной деятельности мозга.

Пётр Кузьмич Анохин
Дата рождения 14 (26) января (1898-01-26 )
Место рождения Царицын , Саратовская губерния , Российская империя
Дата смерти 5 марта (1974-03-05 ) (76 лет)
Место смерти Москва , СССР
Страна Российская империя Российская империя , СССР СССР
Научная сфера физиология , биология , медицина
Место работы
  • МГУ
Альма-матер
Учёная степень доктор медицинских наук
Учёное звание академик АН СССР ,
академик АМН СССР ,
профессор
Научный руководитель И. П. Павлов
Известен как автор теории функциональных систем
Награды и премии

Биография

Родился в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В этот же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище. Участвовал в Гражданской войне . В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским , объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга , чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев . Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань , где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

Вот характеристика К. К. Платонова (психолога), который был лично знаком с П. К. Анохиным.