Архив фантастики. Томас мор краткая биография

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора - он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность - он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии - стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» - «место». Буквально «Утопия» означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, - Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с "философией Христа".

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: "Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны".

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает "мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает".

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство". Равенство предполагается во всех сферах - в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: "Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы". Более того, "оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего". И - "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты".

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег - деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью - это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы - это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о "всеобщей религии". Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: "При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели - к почитанию Божественной природы". И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: "…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным". Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую "апологию наслаждения". Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия - это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает - его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

Тогда автор ее, Томас Мор, был влиятельным английским государственным человеком, делавшим блистательную карьеру. В 1529 г. он стал лордом-канцлером Англии, первым после короля человеком в государстве. Но в 1535 г. он выступил как решительный противник того преобразования церкви, которое под влиянием Реформации проводил король Генрих VIII . Мор отказался принести присягу королю как главе вновь созданной английской церкви, был обвинен в государственной измене и в 1535 г. обезглавлен. Четыре столетия спустя, в 1935 г., католическая церковь приняла Томаса Мора в число своих святых.

«Утопия» написана в форме разговора между Мором, его другом Эгидием и путешественником Гитлодеем. Гитлодей повидал весь свет и внимательно наблюдал жизнь. Участвуя в путешествии Америго Веспуччи , он был по его просьбе оставлен с несколькими товарищами «у пределов последнего путешествия». После странствий по морям и пустыням Гитлодей попадает на остров Утопия, где обнаруживает государство, живущее по справедливым законам, некогда установленным мудрым законодателем Утопом. Чтобы оценить впечатление, которое «Утопия» произвела на современников, надо иметь в виду, что все это написано в самом начале эпохи великих открытий , еще до романов Дефо и Свифта .

Все основные идеи «Утопии» так или иначе относится к двум темам: критике современного автору европейского общества и описанию идеального государства на острове Утопия. Это в основном соответствует разделению всего сочинения на две книги.

В первом направлении центральной идеей Томаса Мора является то, что современные европейские государства – это орудия корыстных интересов богачей:

«При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Истинная же причина такого положения – это частная собственность и деньги:

«Впрочем, друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, то по-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».

«...но если она (частная собственность) останется, то и у наибольшей и наилучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей»

В качестве примера в «Утопии» разбирается преступность, которая относится целиком на счет порочности социальной системы:

«Разве, поступая так, вы делаете что-нибудь другое, кроме того, что, создаете воров и одновременно их караете?»

Тогдашнее законодательство, каравшее воров смертью, признается Мором в «Утопии» не только несправедливым, но и неэффективным. Вместо этого Гитлодей предлагает обычаи, которые он видел у живущего в горах Персии народа полилеритов:

«в этом отношении я ни у одного народа не наблюдал лучшего порядка...».

Обычаи эти заключаются в том, что в Утопии пойманных воров превращают в государственных рабов . В качестве знака их положения им подрезают одно ухо. Ленивых

«не столько наказывают кандалами, сколько поощряют ударами».

Наконец, для предотвращения побегов в Утопии поощряются доносы: донесший о таком замысле раб получает свободу, свободный – деньги. Пойманного же беглого раба казнят, помогавшего ему свободного – обращают в рабство.

«Легко можно видеть, насколько они (эти законы) человечны и удобны»,

– заключает рассказчик.

Мрачной картине жизни европейских государств Томас Мор противопоставляет описание идеального государства на острове Утопия. Это не сухой трактат по государственному устройству или политической экономики, а живая картина жизни. Описывается одежда жителей, их занятия и развлечения, вид городов и храмов. Благодаря этому нам становится понятнее, какие черты этой жизни Мор хочет выделить в качестве основных идей своей книги.

Утопия является республикой, управляемой выборными должностными лицами, которых подданные называют «отцами». Вся жизнь в этой выдуманной Томасом Мором стране регулируется государством. Нет никакой частной собственности и денег. Основой хозяйства является всеобщая трудовая повинность. И прежде всего для всех (или почти всех) обязательно отработать определенный срок в сельском хозяйстве:

«У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие – сельское хозяйство, от которого никто не избавлен»

Достигшие определенного возраста граждане Утопии направляются на работу в деревню, а после того, как они отработают там 2 года, переселяются в города. Кроме того, каждый обучается какому-либо ремеслу, которым занимается остальное время. Работа в Утопии происходит под наблюдением чиновников:

«Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (одна из разновидностей «отцов») состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом...»

Равномерность распределения населения также регулируется государством путем массовых переселений:

«Эти размеры (общин, называемых семействами) соблюдаются путем переселения в менее людные семейства тех, кто является излишним в очень больших. Если же переполнение города вообще перейдет надлежащие пределы, то утопийцы наверстают безлюдье других своих городов».

«Если какой-нибудь несчастный случай уменьшает население собственных городов утопийцев... то такой город восполняется обратным переселением граждан из колоний».

Рассказчик у Мора с симпатией подчеркивает идею единообразия, стандартности возникающего таким образом на Утопии уклада жизни.

«Что же касается одежды, то за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола, равно как у одиноких и состоящих в супружестве, покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время...».

Верхнюю одежду на Утопии составляет плащ.

«Цвет этого плаща одинаков на всем острове, и притом это естественный цвет шерсти».

Томас Мор подчёркивает, что это касается не только одежды:

«На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые. Расположение их всех также одинаково, насколько это допускает местность».

«Кто знает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии, до такой степени сильно похожи все они друг на друга, поскольку этому не мешает природа местности».

Все продукты потребления люди на Утопии получают с общественных складов, причем каждый может брать сколько ему нужно. Однако питание вообще в значительной мере централизовано:

«хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная».

Речь здесь у Мора идет о добровольных общих трапезах. Но в описании их рассказчик как-то сбивается и говорит:

«тут (во дворцах) эти семьи должны обедать».

И данное Мором описание общих трапез на Утопии больше напоминает рационирование, чем распределение по потребностям:

«Блюда с едой подаются не подряд, начиная с первого места, а каждым лучшим кушаньем обносят прежде всего всех старейшин, места которых особо отмечены, а потом этим блюдом в равных долях обслуживают остальных».

Совместные трапезы целиком соответствуют основным идеям книги: согласно Томасу Мору, жизнь обитателя Утопии должна проходить на глазах у всех.

«У них нет ни одной винной лавки, ни одной пивной; нет нигде публичного дома, никакого случая разврата, ни одного притона, ни одного противозаконного сборища; но присутствие на глазах у всех создает необходимость проводить все время или в привычной работе, или в благопристойном отдыхе».

В домах –

«Двери двустворчатые, скоро открываются при легком нажиме и затем, затворяясь сами, впускают кого угодно – до такой степени у утопийцев устранена частная собственность. Даже самые дома они каждые десять лет меняют по жребию».

Желающий погулять за городом должен взять на это разрешение у отца, жена – у мужа, муж – у жены. Отправляющийся в другой город обязан получить разрешение у должностных лиц.

«Они отправляются одновременно с письмом от князя, свидетельствующим о позволении, данном на путешествие, и предписывающим день возвращения».

«Если кто преступит свои пределы по собственному почину, то, пойманный без грамоты князя, он подвергается позорному обхождению: его возвращают, как беглого, и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично – обращается в рабство».

(Подробнее о рабстве будет сказано позже).

В Утопии Томаса Мора существует индивидуальный моногамный брак, однако в рассказе не говорится, заключается ли он по желанию жениха и невесты, или вопрос решается родителями или чиновниками. Но государство строго следит за соблюдением целомудрия до брака и за взаимной верностью супругов. Виновные караются продажей в рабство. Заключение брака граждане Утопии сравнивают с продажей лошади, и на этом основании жениху перед вступлением в брак показывают невесту голой, а невесте – жениха, – так как ведь снимают же при покупке лошади с нее попону!

Карта воображаемого острова Утопия, художник А. Ортелиус, ок. 1595

Жители Утопии Мора не обременены тяжелой работой – они трудятся только 6 часов в день, остальное время посвящая наукам, искусствам и «благопристойному отдыху». Объяснение того, каким же образом они, несмотря на это, достигают изобилия, таково: в Европе труд бедняков создает богатства, которые по большей части идут на содержание бездельников, в Утопии же трудятся все. Список бездельничающих очень интересен: на первом месте стоят женщины, потом священники и монахи, затем помещики и их челядь!

Граждане Утопии по видимости во всем равны друг другу – в обязательной трудовой повинности, в цвете и покрое платья, в строении их домов. Но это далеко не полное равенство. От трудовой повинности освобождаются чиновники и те, кому постановление чиновников

«дарует навсегда это освобождение для основательного прохождения наук».

«Из этого сословия ученых выбирают послов, духовенство, траниборов (высших чиновников) и, наконец, самого главу государства...».

Если сравнить это с другим местом рассказа:

«По большей части каждый вырастает, учась отцовскому ремеслу»

то возникает представление о замкнутом сословии, почти касте, в руках которой находится руководство государством. Что касается остальной массы населения, то о ней рассказчик в книге Мора высказывается так (говоря о том, что законы должны быть простыми, не требующими сложного толкования):

«Простой народ с его тугой сообразительностью не в силах добраться до таких выводов, да ему и жизни на это не хватит, так как она занята у него добыванием пропитания».

И уж полностью эта картина равенства разрушается, когда мы узнаем о том, что жизнь в Утопии Томаса Мора в значительной мере основывается на рабстве. Рабами выполняются все грязные и тяжелые работы. Но рабство, по идее Мора, несет не только экономическую функцию. Источник рабов на Утопии таков:

«...они обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», (их покупают или получают даром).

«Рабы того и другого рода не только постоянно заняты работой, но и закованы в цепи; обхождение с рабами, происходящими из среды самих утопийцев, более сурово...».

«Труд этих лиц приносит больше пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время от совершения подобного позорного деяния. Если же и после такого отношения к ним они станут бунтовать и противиться, то их закалывают, как диких зверей, которых не может обуздать ни тюрьма, ни цепь».

В рассказе Томаса Мора об Утопии есть и описание общего мировоззрения ее жителей. Оно основывается на признании удовольствий высшей целью жизни. Отказ от них

«может быть лишь в том случае, когда кто-нибудь пренебрегает этими своими преимуществами ради пламенной заботы о других и об обществе, ожидая взамен этого страдания большего удовольствия от Бога».

В Утопии Мора господствует полная свобода совести, ограниченная лишь тем, что законодатель Утоп

«с неумолимой строгостью запретил всякому ронять так низко достоинство человеческой породы, чтобы доходить до признания, что души гибнут вместе с телом и что весь мир несется зря, без всякого участия Провидения. Поэтому, по их верованиям, после настоящей жизни за пороки назначены наказания, и за добродетель – награды».

Некоторые граждане Утопии считают богом Солнце, другие – Луну, третьи – кого-либо из древних героев. Но все они признают

«некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом».

Такому абстрактному теизму сродни и богослужение на Утопии. Томас Мор пишет, что в тамошних храмах нет изображений богов. Богослужение заключается в том, что молящиеся вместе со священником под музыку поют хвалу богу. Священниками могут быть и мужчины и женщины, мужчины могут быть женатыми.

В последнее время, как сообщает Мор устами рассказчика, в Утопии стало известно христианство, которое нашло там много последователей. Правда, один проповедник, который называл другие религии языческими, а их последователям угрожал вечным огнем, был арестован и осужден. Очень интересна идея рассказчика, что быстрое распространение христианства в Утопии объясняется сходством между коммунистическим строем утопийцев и порядками в первой апостольской общине, которая

«сохраняется и до сих пор в наиболее чистых христианских общинах».

Ссылка на коммунистический характер общины, описанной в «Деяниях Апостолов», была излюбленным аргументом еретических сект, и трудно представить себе, кого, если не какое-либо из таких идейных течений, подразумевает автор под «чистой христианской общиной», современной ему.

Если смотреть на Томаса Мора как на мученика, отдавшего жизнь за идеалы католической церкви, то «Утопия» поразит тем, как она далека от этих идеалов. Кроме сочувственного описания гедонистского мировоззрения, бесцветно теистической религии, там можно найти и прямые, хотя замаскированные, выпады против христианства и папы. По-видимому, до сих пор никому так и не удалось объяснить, как уживались две столь контрастных основополагающих идеи в одном человеке.

Но если смотреть на «Утопию» как на произведение литературы хилиастического социализма, она поражает своей умеренностью. У Мора мы не встречаем упразднения семьи, общности жен, государственного воспитания детей в отрыве от родителей. Очевидно, новое, светское течение в социализме начинает как бы из далека, совсем не с тех крайних концепций, которые были сформулированы в идеях еретических течений.

При написании статьи использованы материалы


Выдающийся английский писатель-гуманист, мыслитель, государственный деятель, основатель теории утопического социализма. Родился в Лондоне в семье известного юриста 7 февраля 1478 года. Отец – Джон Мор (ок. 1453 – 1530), был женат три раза. Томас Мор – сын от первого брака. После окончания грамматической школы служил некоторое время пажем в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского, лорда-канцлера Англии, который, заметив у мальчика значительные умственные способности, посоветовал отдать его в колледж Оксфордского университета. Оксфорд на рубеже XV – XVI веков стал центром гуманизма в Англии. Тут преподавали такие выдающиеся гуманисты, как Джон Колет, Уильям Гроцин, Тома Линакр. Именно они были наставниками молодого Томаса Мора и, в дальнейшем, его ближайшими друзьями. Обучаясь в Оксфорде в 1492 - 1494 годах, Томас Мор изучал классические языки, античную литературу и философию, увлекался искусством, интересовался естествознанием, астрономией и геометрией. Пребывание в Оксфордском университете имело сильное влияние на формирование его мировоззрения, но по настоянию отца, который хотел видеть его юристом, Мор оставляет университет и посвящает себя изучению юридических наук. В 1502 году он стал адвокатом и одновременно преподавателем права. Как адвокат Т. Мор был широко популярен в Лондоне, благодаря своим способностям, честности и добросовестности в ведении дел. «Никто не рассматривал так много дел, как Мор, никто не проводил их добросовестней», – писал Эразм Роттердамский. В 1504 году двадцатишестилетний Т. Мор был избран в парламент членом палаты общин. В этот год король Генрих VII требовал от парламента чрезвычайных налогов, уверенный, что никто не посмеет выступить против него. Именно тогда молодой Мор так смело и доказательно выступил против королевских предложений, что Палата Общин отклонила их. Опасаясь преследований со стороны недовольного монарха, Мор отходит от политической деятельности до конца правления Генриха VII, то есть до 1509 г., занимаясь адвокатской практикой. В 1505 году женился на семнадцатилетней молодой девушке благородного происхождения Джейн Колт, у которой не было еще образования. Это обстоятельство дало ему возможность воспитать ее соответственно своим взглядам. Он постарался дать ей основательное музыкальное образование, а также обучил ее грамоте. Джейн Колт родила ему трех дочерей – Маргариту, Элизабет и Цецилию, а также сына – Иоанна. После ее преждевременной смерти женился на вдове Джона Миддлетона по имена Алиса, более руководствуясь не любовью, а необходимостью. Благодаря своим способностям ему удалось убедить уже немолодую жену, занятую домашним хозяйством, кроме того, не совсем ласкового нрава, чтобы она училась играть на гитаре лютне, флейте, каждый день выполняя заданный мужем урок. В свободное время он углубленно изучает античную литературу, переводит произведения древнегреческих авторов, пишет собственные произведения в стихах на латинском и английском языках. Со вступлением на трон Генриха VIII, с которым гуманисты связывали большие надежды, видя в нем желаемого короля-философа, идеал образованного властителя, Т. Мор возвращается к общественной деятельности, входит в состав первого парламента этого короля. В 1510 году его назначили помощником шерифа в Лондоне, в частности юридическим советником и судьей в гражданских делах. На этом посту Т. Мор своей неподкупностью и справедливым решением дел заработал себе большой авторитет и стал заметной личностью в политической жизни, значительную популярность он имел и в кругах лондонского купечества. В 1521 году он становится государственным казначеем, в 1523 – выбирается спикером палаты общин, а в 1529 достигает наивысшего поста – становится лордом-канцлером (это был единственный случай, когда эту должность занимал представитель не аристократии и не высшего духовенства). Тем временем его отношения с Генрихом VIII, деспотизм которого все усиливался, расстроились. Разрыв короля с папой римским, причиной которого стал отказ последнего дать согласие на развод с первой женой Катериной Арагонской, провозглашение себя главой английской церкви, установление абсолютной монархии и другие действия деспотичного монарха, с которыми не мог мириться Т. Мор, привели к тому, что он подал в отставку с поста канцлера. За отказ присягнуть Генриху VIII как главе английской церкви бывший любимец короля был арестован, помещен в Тауэр, обвинен в государственном предательстве и осужден на казнь. Приговор суда от 1 июля 1935 года гласил: «Вернуть осужденного в Тауэр, оттуда волочить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы замучился почти до смерти, вынуть из петли, пока он не умер, отрезать половые органы, распороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Потом четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Король «милостиво» заменил эту кару простым отрубанием головы. Услышав это, Т. Мор с иронией заметил: «Борони боже моих друзей от такой милости». Т. Мор был казнен в Лондоне 6 июля 1535 года. По преданию, поднимаясь на помост перед казнью, ослабев после длительного пребывания в застенках, он попросил сопровождавшего его офицера: «Помогите мне взойти; вниз я уж как-нибудь сам спущусь». Рассказывают еще, что Мор уже на плахе поправил свою бороду так, чтобы она не мешала топору палача, сказав при этом: «По крайней мере моя борода ничем не оскорбила его величество…». Мстительный сатрап Генрих VIII не удовлетворился казнью бывшего канцлера: он конфисковал его скромное поместье и выгнал его жену и детей из дома в Челси. В 1935 году католическая церковь канонизировала Томаса Мора. Т. Мор один из наиболее просвещенных представителей эпохи Возрождения; круг его научных, литературных, культурных интересов был широк; имел глубокие познания в области философии, истории, политики, юриспруденции, литературы, особенно античной. Т. Мор был тесно связан с выдающимися современными ему гуманистами разных стран: Г. Бюде, Б. Ренаном, И. Буслидием, П. Эгидием, Л. Вивесом, но особая дружба соединяла его с известным гуманистом Эразмом Роттердамским. В доме Мора была написана в 1509 году широко известная сатира Эразма «Хвала Глупости». Литературное наследство Т. Мора невелико по объему. Интенсивная государственная деятельность и широкая адвокатская практика оставляли мало времени для литературной и научной деятельности. В его составе переводы с греческого на латинский диалогов Лукиана и значительного количества эпиграмм разных авторов. Оригинальные произведения представлены поэмой на коронацию Генриха VIII и эпиграммами, написанными латинским и английским языком, памяткой английской прозы – «Историей Ричарда III», документальным рассказом про преступления Ричарда Глостера, который путем интриг, обмана и убийств захватил королевскую власть. Именно это произведение стало для В. Шекспира основным источником при создании драмы «Ричард III». Отдельную группу составляют острые религиозные полемические трактаты против М. Лютера и его английских соратников, в которых Т. Мор высказал себя как противник Реформации. Большое значение для оценки его жизни и деятельности имеет его богатое эпистолярное наследство. Однако наиболее известным есть произведение Томаса Мора, которое он назвал: «Золотая книжечка, настолько же полезная, как и забавная, про наилучшее устройство государства и про новый остров Утопия». Оно не только принесло автору славу и известность еще при жизни, но и обессмертило его имя навечно. Работу над «Утопией» Томас Мор начал летом 1515 года во время пребывания во Фландрии, куда он выехал в составе английского посольства для ведения переговоров с делегацией кастильского принца Карла (позже – императора Карла V) в деле восстановления торговли между Англией и Нидерландами. Напечатана «Утопия» в 1516 году. Название «Утопия» было создано Мором из двух древнегреческих слов, которые можно перевести как «несуществующее место», «несуществующая страна». Заголовок произведения «Утопия» стал нарицательным названием для обозначения описаний выдуманных стран с идеальным общественным устройством без указания конкретных мер для его осуществления. В литературе небольшая книжечка, написанная Т. Мором, открыла новый жанр – утопический роман, сущность которого не захватывающий сюжет, не психология изображаемых личностей, а описание идеального, справедливого общественного строя. Ее влияние ощутимо на таких произведениях, как «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1621), «Новая Атлантида» Ф. Бэкона (1627), «Вести ниоткуда» У. Морриса (1891) и другие. В фантастике жанр утопии распространен довольно широко. Достаточно вспомнить хотя бы, кроме уже упоминавшихся произведений, И Ефремова «Туманность Андромеды». Широко распространены и произведения «антиутопии». Произведение «Утопия» переведено на многие языки. Первый перевод с латинского на английский выполнил в 1551 году Р. Робинсон. Есть несколько переводов на русский язык. Первый из них, неизвестного автора, издан в 1789 году в годы правления Екатерины II; другой – в 1790 не с латинского оригинала, а с французского перевода. Потом «Утопия» появилась только в 1901 г. В переводе Тарле как приложение к его магистерской диссертации «Общественные взгляды Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии». Несколько изданий выдержал перевод О. Генкеля (первое издание 1903 год, четвертое – 1928), в основу которого положен немецкий перевод. С языка оригинала выполнен перевод известного филолога О. И. Малеина (1935 г., 1947 г., третье издание, отредактированное Ф. О. Петровским, вышло в 1953 году, оно же переиздано в книге «Утопический роман XVI – XVII веков » – Серия «Библиотека всемирной литературы»). Новый русский перевод («Утопия», М., 1978) принадлежит Ю. М. Каган. В 1930 году «Утопия» была переведена и на украинский язык, благодаря профессору Киевского университета И. В. Шаровольскому.

Отдельные издания
  • Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935
  • Утопия / Пер. Ю. М. Каган. – М.: Наука, 1978. – 416 с. – (Предшественники научного социализма). 50 000 экз. (п)
Публикации в периодике и сборниках
  • Томас Мор. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия / Пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского // Утопический роман XVI-XVII веков . – М.: Художественная литература, 1971 – с.41-140
      То же: Пер. А. И. Малеина, Ф. А. Петровского // . – М.: Правда, 1989 – с.17-130 То же: Т. Мор. Утопия; Эпиграммы; История Ричарда III. – 2-е изд. – М.: Ладомир; Наука, 1998 – с. То же: [Отрывок] / Пер. А. Малеина и Ф. Петровского // Билет в детство . – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005 – с.158-159 То же: Из сочинения «Утопия»: Книга вторая: [Отрывок] / Пер. Ю. Каган // Мечта о космосе . – М.: Центр книги Рудомино, 2011 – с.40-42 То же: [Роман] / Пер. с лат. А. Малеина, Ф. Петровского // Томас Мор. Утопия; Томмазо Кампанелла. Город Солнца . – М.: Алгоритм, 2014 – с.40-174 То же: [Роман] / Пер. А. Малеина, Ф. Петровского // Утопия; Город Солнца; Новая Атлантида . – СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 – с.3-148 То же: [Роман] / Пер. Ф. Петровского и А. Малеина // Классическая утопия . – М.: АСТ, 2018 – с.5-130
Творчество автора
  • К. Авдеева, А. Белов На острове Утопия: О творчестве Т. Мора. – 2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1961. – 111 с.
  • Анатолий Варшавский. Опередивший время: Очерк жизни и деятельности Томаса Мора / Худ. Юрий Семенов. – М.: Молодая гвардия, 1967. – 144 с. – (Пионер – значит первый. Вып.5). 15 коп. 65 000 экз. (о) – подписано к печати 13.12.1967 г.
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1974. – 168 с. – (Из истории мировой культуры). (о)
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор. – М.: Наука, 1976. – 326 с.
  • [Заметка о Томасе Море и его книги «Утопия»] // Техника – молодежи , 1933, №1 – с.61
  • А. Малеин. Главнейшие издания и переводы «Утопии»: [Библиографический обзор] // Т. Мор. Утопия. – М.-Л.: Academia, 1935 – с.22-30
  • Где находится эта страна?: [Рец. на книгу Томаса Мора «Утопия» (Академия, 1936)] // Смена , 1935, №12 – с.21
  • Томас Мор: [Заметка об английском писателе] // Смена , 1936, №7 – с.28
  • И. Ю. Перская. «Утопия» Томаса Мора // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Второе издание. – М.: Просвещение, 1967 – с.184-186
  • И. Н. Осиновский. Томас Мор и его «Утопия» // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Третье издание. – М.: Педагогика, 1975 – с.168-171
  • А. Петруччани. Вымысел и поучение. «Утопия» Томаса Мора как исходная модель: [Отрывок из книги] / Пер. А. Киселевой // Утопия и утопическое мышление . – М.: Прогресс, 1991 – с.98-112
  • В. Чаликов. Страна Утопия. Где она сегодня на карте реальности?: [Статья] / Карата острова Утопия: Гравюра Амброзиуса Гольбейна; Репродукция картины Рене Магрит «Черный флаг» // Знание – сила (Москва), 1989, №9 – с.64-70
  • И. Семибратова. Томас Мор (1478-1535) // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков . – М.: Правда, 1989 – с.589-593
  • В. Гопман . Утопия: [Т. Мор] // Энциклопедия литературных произведений. – М.: ВАГРИУС, 1998 – с.516-519
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // НГ-Религия (Москва), 2000, 27 декабря – с.7
  • Десять книг, которые определили ход истории на протяжении последнего тысячелетия: [О книгах Данте «Божественная комедия», Томаса Мора «Утопия»] // Независимая газета (Москва), 2000, 30 декабря – с.8
  • Вл. Гаков . Суд длиною в полтысячелетия: [О Томасе Море] // Знание – сила, 2004, №1 – с.97-104
  • А. Малеин, Ф. Петровский. «Утопия» Т. Мора: [Комментарии] // Классическая утопия . – М.: АСТ, 2018 – с.336-349

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2003-2009. Ссылка на источик желательна. Vitaley Karatsupa

Имя: Томас Мор (Thomas More)

Возраст: 57 лет

Деятельность: юрист, философ, писатель-гуманист

Семейное положение: был женат

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.


Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».


В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и ), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.


«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.


Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».


Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.


Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.


«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.


В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.


В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована , новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

МОР ТОМАС - английский гу-ма-нист и государственный дея-тель.

Сын юри-ста, впо-след-ст-вии су-дьи ко-ро-лев-ской ска-мьи Дж. Мо-ра (около 1450-1453 годов - 1530 год). На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в грам-ма-тической шко-ле при гос-пи-та-ле Св. Ан-то-ния. В 13 лет при-нят па-жом в дом ар-хи-епископа Кен-тер-бе-рий-ско-го Дж. Мор-то-на, где при-влёк вни-ма-ние сво-и-ми ин-тел-лек-ту-аль-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1492-1494 годы в Окс-форд-ском университете изу-чал грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку и ло-ги-ку, древне-греческий и французские язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, ис-то-рию, при-об-рёл на-вы-ки иг-ры на скрип-ке и флей-те, за-тем про-хо-дил обу-че-ние в лон-дон-ских шко-лах пра-во-ве-де-ния Нью-Инн и Лин-кольнс-Инн (с 1496 года). Ак-тив-но изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ных и ран-не-хри-сти-ан-ских мыс-ли-те-лей, в т. ч. Пла-то-на, Ари-сто-те-ля , Лу-киа-на, Ав-гу-сти-на.

Зна-чительное влия-ние на Т. Мора ока-за-ло сбли-же-ние с круж-ком окс-форд-ских гу-ма-ни-стов - Дж. Ко-ле-том (1467-1519 годы), Т. Ли-нак-ром (около 1460-1524 годы), У. Гро-си-ном (1446-1519 годы), У. Ли-ли (1468-1522 годы). В 1499 году Т. Мор по-зна-ко-мил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским.

Около 1502 года Т. Мор за-нял-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой, в 1502-1504 годы так-же пре-по-да-вал пра-во в шко-ле Фер-ни-валс-Инн. В 1504 году из-бран в пар-ла-мент, в сте-нах ко-то-ро-го под-верг кри-ти-ке фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку Ген-ри-ха VII . Опа-са-ясь ре-прес-сий, на вре-мя ос-та-вил по-ли-ти-ку и вер-нул-ся к ад-во-кат-ской дея-тель-но-сти. В 1506 году в Па-риже опуб-ли-ко-вал под-го-тов-лен-ный им совместно с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским пе-ре-вод на латинский язяк кни-ги диа-ло-гов Лу-киа-на (со-труд-ни-че-ст-во Т. Мора и Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го про-дол-жа-лось и в по-сле-дую-щие го-ды; Эразм Рот-тер-дам-ский по-свя-тил Т.Мору книгу «По-хва-ла глу-по-сти», на-пи-сан-ную в 1509 году, ко-гда он гос-тил в до-ме Т. Мора). В 1508 году Т. Мор по-се-тил Лё-вен-ский и Па-риж-ский университеты, где по-зна-ко-мил-ся с прак-ти-ко-вав-шей-ся в них сис-те-мой пре-по-да-ва-ния. В 1509 году всту-пил в Ком-па-нию тор-гов-цев тка-ня-ми (Mercer’s Company), от име-ни ко-то-рой в сен-тяб-ре то-го же го-да вёл пе-ре-го-во-ры о за-клю-че-нии кон-трак-тов с ан-твер-пен-ски-ми тор-гов-ца-ми.

В 1510 года как де-пу-тат от Лон-до-на Т. Мор вновь во-шёл в пар-ла-мент, со-зван-ный но-вым ко-ро-лём Ген-ри-хом VIII; то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком городского ше-ри-фа (за-ни-мал этот пост до 1518 года, вы-пол-няя функ-ции су-дьи и юри-дического со-вет-ни-ка). В 1515 году по ре-ко-мен-да-ции лон-дон-ских тор-гов-цев вклю-чён в со-став английского по-соль-ст-ва, на-прав-лен-но-го во Флан-д-рию для пе-ре-го-во-ров о про-дле-нии сро-ка дей-ст-вия со-гла-ше-ний о тор-гов-ле шер-стью. На-хо-дясь во Флан-д-рии, Т. Мор вновь встре-тил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским и по-зна-ко-мил-ся с другими вид-ны-ми ни-дерландскими гу-ма-ни-ста-ми П. Эги-ди-ем и И. Бус-ли-ди-ем.

Во вре-мя тор-го-вых пе-ре-го-во-ров, про-хо-див-ших со зна-чительными пе-ре-ры-ва-ми, Т. Мор при-сту-пил к на-пи-са-нию 1-й кни-ги со-чи-не-ния «Уто-пия», ко-то-рую за-вер-шил по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1516 году; 2-я кни-га (соб-ст-вен-но по-ве-ст-во-ва-ние о яко-бы не-дав-но от-кры-том го-су-дар-ст-ве уто-пий-цев) бы-ла им в основном на-пи-са-на го-раз-до рань-ше. Пред-ва-рив про-из-ве-де-ние всту-пительное пись-ма-ми еди-но-мыш-лен-ни-ков-гу-ма-ни-стов, Т. Мор из-дал его в декабре 1516 года в Лё-ве-не под названием «Весь-ма по-лез-ная, а так-же за-ни-ма-тель-ная, по-ис-ти-не зо-ло-тая кни-жеч-ка о наи-луч-шем уст-рой-ст-ве го-су-дар-ст-ва и о но-вом ост-ро-ве Уто-пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба-зель-ское из-да-ние «Уто-пии» 1518 году Т. Мор до-пол-нил «Эпи-грам-ма-ми» («Epigram-mata») - со-б-ра-ни-ем по-этическое про-из-ве-де-ний различного жан-ра (сти-хо-тво-ре-ния-ми, по-эма-ми и соб-ст-вен-но эпи-грам-ма-ми, на-прав-лен-ны-ми в т. ч. про-тив французского гу-ма-ни-ста Ж. де Бри, сек-ре-та-ря французской ко-ро-ле-вы, вос-хва-ляв-ше-го в сво-ей по-эме «Chordigera» по-то-п-ле-ние английского ко-раб-ля французским суд-ном). «Уто-пия» бы-ла пе-ре-ве-де-на на немецкий (1524 год), итальянский (1548 год), французский (1550 год), английский (1551 год), ни-дерландский (1553 год) язы-ки. Она за-ло-жи-ла ос-но-ву жан-ра фи-лосовской уто-пий, по-лу-чив-ше-го раз-ви-тие в XVII-XIX веках (ра-бо-ты Ф. Бэ-ко-на, Т. Кам-па-нел-лы, С. Джон-со-на, Э.Г. Мо-рел-ли, Г. Ба-бё-фа, К.А. де Рув-руа Сен-Си-мо-на, Ш. Фу-рье, Э. Ка-бе и др.).

Влия-ние на «Уто-пию» Т. Мора ока-за-ли диа-ло-ги Пла-то-на о го-су-дар-ст-ве, «За-пис-ки о Галль-ской вой-не» Юлия Це-за-ря, со-чи-не-ния Ци-це-ро-на «О пре-де-лах до-б-ра и зла», Дио-ге-на Ла-эр-тия «Жиз-ни и мнения про-слав-лен-ных фи-ло-со-фов...», трак-тат Ав-гу-сти-на «О гра-де Бо-жи-ем», ра-бо-ты Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го, пись-ма А. Вес-пуч-чи и др. 1-я и 2-я кни-ги «Уто-пии» те-ма-ти-че-ски и кон-цеп-ту-аль-но впол-не са-мо-стоя-тель-ны. В 1-й - да-ёт-ся ана-лиз со-ци-аль-но-эко-но-мич. по-ло-же-ния Анг-лии, под-вер-га-ют-ся ост-рой кри-ти-ке ого-ра-жи-ва-ние и хо-зяйств. мо-но-по-лизм, ри-су-ет-ся кар-ти-на раз-ло-же-ния английской де-рев-ни, упад-ка ре-мес-ла, нравственной пор-чи об-ще-ст-ва. Во 2-й - опи-са-но иде-аль-ное го-су-дар-ст-во Уто-пия, по-коя-щее-ся на эко-но-ми-ко-по-ли-тических и нрав-ст-вен-но-пра-во-вых ос-но-ва-ни-ях, аде-к-ват-ных пред-став-ле-нию о че-ло-ве-ке, сло-жив-ше-му-ся в ре-нес-санс-ной куль-ту-ре. В нём сча-стье ин-ди-ви-дуу-ма не при-но-сит-ся в жерт-ву бла-го-по-лу-чию гражданского кол-лек-ти-ва, а рег-ла-мен-та-ция ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей не толь-ко не ве-дёт к за-кре-по-ще-нию лич-но-сти, но, на-про-тив, при-зва-на соз-дать оп-ти-маль-ные ус-ло-вия для «ду-хов-ной сво-бо-ды и про-све-ще-ния».

В Уто-пии раз-ли-чия в склон-но-стях и взгля-дах ка-ж-до-го чле-на об-ще-ст-ва при-ни-ма-ют-ся в рас-чёт: об этом сви-де-тель-ст-ву-ет сво-бод-ный вы-бор уто-пий-ца-ми ро-да за-ня-тий, раз-но-мыс-лие при ис-тол-ко-ва-нии на-блю-де-ний при-ро-ды, не-сход-ст-во то-чек зре-ния на мо-раль, раз-ли-чие ре-лиг. ве-ро-ва-ний и их тер-пи-мое от-но-ше-ние друг к дру-гу. «Ас-ке-ти-че-ская про-сто-та» уто-пий-ско-го бы-та со-че-та-ет-ся с утон-чён-ны-ми ду-хов-ны-ми на-сла-ж-де-ния-ми (coluptas), свя-зан-ны-ми с уп-раж-не-ни-ем в доб-ро-де-те-ли и соз-на-ни-ем бес-по-роч-ной жиз-ни, ко-то-рые яв-ля-ют-ся «выс-шим бла-гом» (sum-mum bonum). Сам об-раз уто-пий-ско-го об-ще-жи-тия, в ко-то-ром уп-разд-не-ны ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, де-неж-ное об-ра-ще-ние, при-ви-ле-гии, по-лу-чае-мые по про-ис-хо-ж-де-нию, про-из-во рос-ко-ши на по-тре-бу иму-щим, стал сво-его ро-да куль-ми-на-ци-ей гу-ма-ни-стич. меч-та-ний о строе, воз-вы-шаю-щем лю-дей об-ра-зо-ван-ных и доб-ро-де-тель-ных. Имен-но ли-ца об-ра-зо-ван-ные и доб-ро-де-тель-ные за-ни-ма-ют пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Уто-пии: из их чис-ла изби-ра-ют-ся выс-шие долж-но-ст-ные ли-ца го-су-дар-ст-ва (тра-ни-бо-ры или про-то-фи-лар-хи), чле-ны гл. по-ли-тич. ор-га-на (Се-на-та), а так-же пра-ви-те-ли ка-ж-до-го из 54 го-ро-дов (прин-цеп-сы). В уто-пий-ском го-су-дар-ст-ве лю-ди, про-явив-шие спо-соб-но-сти к нау-ке, ос-во-бо-ж-да-лись от по-все-днев-но-го тру-да, в то вре-мя как ос-таль-ные жи-те-ли долж-ны бы-ли изу-чить ре-мёс-ла и ра-бо-тать еже-днев-но по 6 час, а так-же тру-дить-ся в те-че-ние 2 лет в ка-че-ст-ве зем-ле-дель-цев. По-сле еже-днев-но-го тру-да в сво-бод-ное вре-мя уто-пий-цы за-ни-ма-лись «бла-го-род-ны-ми нау-ка-ми», разл. ви-да-ми иск-ва и фи-зич. уп-раж-не-ния-ми. Наи-бо-лее тя-жё-лую ра-бо-ту в Уто-пии вы-пол-ня-ли ра-бы. Ими ста-но-ви-лись гра-ж-да-не, со-вер-шив-шие тяж-кие уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, плен-ни-ки, за-хва-чен-ные во вре-мя вой-ны, и вы-ку-п-лен-ные уто-пий-ца-ми ино-стран-цы, ко-то-рым на их ро-ди-не гро-зи-ла смерт-ная казнь.

По-ви-ди-мо-му, в од-но вре-мя с «Уто-пи-ей» Т. Мора ра-бо-тал и над «Ис-то-ри-ей Ри-чар-да III» («History of King Richard III»), ис-то-рическим со-чи-не-ни-ем, ко-то-рое так и ос-та-лось не-за-вер-шён-ным. По-свя-щён-ное крат-ко-му пе-рио-ду - от смер-ти Эду-ар-да IV до всту-п-ле-ния на пре-стол Ри-чар-да III (1483 год) - это про-из-ве-де-ние со-дер-жит не толь-ко из-ло-же-ние со-бы-тий из ис-то-рии Анг-лии, но и ана-лиз сис-те-мы вла-сти, ос-но-вы-ваю-щей-ся на про-из-во-ле и на-си-лии. Пер-во-на-чаль-но оно бы-ло из-да-но ано-ним-но в 1543 году в со-ста-ве хро-ни-ки Дж. Гар-дин-га, за-тем в 1548 и 1550 годы в хро-ни-ке Э. Хол-ла с ука-за-ни-ем на при-над-леж-ность его Т. Мора. В 1557 годы отдельным из-да-ни-ем «Ис-то-рию Ри-чар-да III» опуб-ли-ко-вал У. Рас-телл. Вер-сия это-го про-из-ве-де-ния на латинский язык, имею-щая рас-хо-ж-де-ния с анг-лоя-зыч-ной, вы-шла в свет в 1566 году. В 1587 году «Ис-то-рию Ри-чар-да III» в сво-ей хро-ни-ке пе-ре-пе-ча-тал Р. Хо-лин-шед, из ко-то-рой её за-им-ст-во-вал У. Шек-спир, ра-бо-тая над тра-ге-ди-ей «Ри-чард III».

Ко-роль Ген-рих VIII, обес-по-ко-ен-ный ра-зо-ре-ни-ем кре-сть-ян-ст-ва в ре-зуль-та-те ого-ра-жи-ва-ний, одоб-рил кри-тический па-фос «Уто-пии» и на-зна-чил Т. Мора в 1517 году сво-им со-вет-ни-ком. В том же го-ду Т. Мор в со-ста-ве английской де-ле-га-ции уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с Фран-ци-ей, про-хо-див-ших в го-ро-дах Ка-ле и Бу-лонь. В 1518 году Т. Мор стал ко-ро-лев-ским сек-ре-та-рём, в 1520 и 1521 годы при-ни-мал уча-стие в пе-ре-го-во-рах с им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V и тор-гов-ца-ми Ган-зы. В 1521 году стал за-се-дать в «Звёзд-ной па-ла-те», то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком ка-зна-чея ко-ро-лев-ст-ва и воз-ве-дён в ры-цар-ское дос-то-ин-ст-во.

Ген-рих VIII це-нил Т. Мора за об-шир-ные по-зна-ния и ост-рый ум, лю-бил бе-се-до-вать с ним о по-ли-ти-ке, нау-ках и искусстве, до-ве-рял ему де-ли-кат-ные по-ру-че-ния ди-пло-ма-тического и литературного ха-рак-те-ра. При этом сам Т. Мор не пе-ре-оце-ни-вал сте-пень до-ве-рия Ген-ри-ха VIII. В 1521 году от име-ни ко-ро-ля вы-шел в свет трак-тат «За-щи-та се-ми та-инств про-тив Мар-ти-на Лю-те-ра» («Assertio septem sacra-men-tum aduersus Martinum Luthe-rum»), ре-дак-то-ром, а так-же, воз-мож-но, со-ав-то-ром ко-то-ро-го был Т. Мор. На от-вет-ный пам-флет М. Лю-те-ра, со-дер-жав-ший ос-корб-ле-ния в ад-рес ко-ро-ля, Т. Мор в 1523 году опуб-ли-ко-вал (сна-ча-ла под псевдонимом Фер-ди-нанд Ба-ра-вел-лий, за-тем Уиль-ям Росс) «От-вет Лю-те-ру» («Responsio ad Luthe-rum»), в ко-то-ром об-ви-нил немецкого ре-фор-ма-то-ра в под-стре-ка-тель-ст-ве на-ро-да к бун-ту про-тив за-кон-ных вла-стей. В по-ле-ми-ке с Лю-те-ром М. вы-дви-нул 4 по-сту-ла-та, от-ра-жав-шие его собств. от-но-ше-ние к цер-ков-ной тра-ди-ции: 1) о без-ус-лов-ном ав-то-ри-те-те Биб-лии; 2) о том, что Пи-са-ние не со-дер-жит все-го, что бы-ло со-вер-ше-но и ска-за-но Бо-гом; 3) о спо-соб-но-сти ка-толич. церк-ви (бла-го-да-ря при-сут-ст-вию в ней Св. Ду-ха) без-оши-боч-но от-ли-чать бо-же-ст-вен-ную тра-ди-цию от че-ло-ве-че-ской; 4) идея о том, что для пра-виль-ной ин-тер-пре-та-ции Пи-са-ния не-об-хо-ди-мо ру-ко-во-дство-вать-ся мне-ни-ем от-цов Церк-ви и ве-рой всех хри-сти-ан.

В сво-их ра-бо-тах Т. Мор вёл по-ле-ми-ку не толь-ко с Лю-те-ром, но и с его английскими по-сле-до-ва-те-ля-ми, в т. ч. У. Тин-де-лом (1494-1536 годы). В ря-де со-чи-не-ний («Диа-лог о ере-сях», 1529 год; «Оп-ро-вер-же-ние от-ве-та Тин-де-ла», 1532-1533 годы) Т. Мор вы-сту-пил не толь-ко про-тив основных лю-те-ран-ских те-зи-сов, под-дер-жи-вае-мых Тин-де-лом (спа-се-ние ис-клю-чи-тель-но че-рез ве-ру, Пи-са-ние как един-ст-вен-ный её ис-точ-ник, не-сво-бо-да че-ло-ве-че-ской во-ли и др.), но и об-ви-нил его в тен-ден-ци-оз-ном пе-ре-во-де Биб-лии на английский язык, в ко-то-ром, по мне-нию Т. Мора, Тин-дел пу-тём ис-ка-же-ния смыс-ла слов соз-на-тель-но про-дви-гал лю-те-ран-скую док-три-ну. При этом са-му идею пе-ре-во-да Пи-са-ния на английский язык Т. Мор оце-ни-вал по-ло-жи-тель-но.

В апреле 1523 года Т. Мор при под-держ-ке лорд-канц-ле-ра Т. Уол-си из-бран спи-ке-ром Па-ла-ты об-щин, в 1524 году - вы-со-ким рас-по-ряди-те-лем Окс-форд-ско-го, в 1525 году Кем-бридж-ско-го университетов. В ию-ле 1525 года ему по-жа-ло-ван пост канц-ле-ра гер-цог-ст-ва Лан-ка-стер-ско-го. В 1527 году Т. Мор уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с пред-ста-ви-те-ля-ми французского ко-ро-ля в г. Амь-ен, в 1529 году - в за-клю-че-нии до-го-во-ра о ми-ре ме-ж-ду Анг-ли-ей, Фран-ци-ей и Свя-щен-ной Римской им-пе-ри-ей. По-сле сме-ще-ния Уол-си в октябре 1529 года Т. Мора бы-ла вру-че-на боль-шая пе-чать лорд-канц-ле-ра Анг-лии. В но-яб-ре то-го же го-да он от-крыл ра-бо-ту ре-фор-мационного пар-ла-мен-та, пре-тен-зии ко-то-ро-го к английскому ду-хо-вен-ст-ву на-шли по-ни-ма-ние у ко-ро-ля.

Уже в 1530 году воз-ник-ли раз-но-гла-сия ме-ж-ду Ген-ри-хом VIII и Т. Мором, ко-то-рый стал про-тив-ни-ком раз-во-да ко-ро-ля с его суп-ру-гой Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской и так-же не при-нял ре-лигиозную по-ли-ти-ку ко-ро-ля. Т. Мор, в ча-ст-но-сти, от-ка-зал-ся под-пи-сать пись-мо, со-став-лен-ное английской зна-тью и ду-хо-вен-ст-вом (в т. ч. Т. Уол-си) в 1530 году, в ко-то-ром со-дер-жал-ся при-зыв, об-ра-щён-ный к па-пе Рим-ско-му, ан-ну-ли-ро-вать брак ко-ро-ля. Т. Мор так-же не под-дер-жал по-пыт-ки пар-ла-мен-та за-пре-тить кон-во-ка-ции (со-бо-ры ду-хо-вен-ст-ва) без раз-ре-ше-ния ко-ро-ля и объ-я-вить их ре-ше-ния не-дей-ст-ви-тель-ны-ми. Рез-кая кри-ти-ка Т. Мора пар-ла-мент-ско-го бил-ля о пре-кра-ще-нии вы-пла-ты т. н. пер-вых пло-дов Ри-му при-ве-ла к его от-став-ке в мае 1532 году.

На-пря-жён-ность в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду ко-ро-лём и Т. Мором воз-рос-ла по-сле от-ка-за по-след-не-го в 1533 году при-сут-ст-во-вать на ко-ро-на-ции А. Бо-лейн, на ко-то-рой Ген-рих VIII же-нил-ся по-сле раз-во-да с Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской. На-ча-лись пре-сле-до-ва-ния бывшего канц-ле-ра, от-ка-зы-вав-ше-го-ся при-зна-вать ко-ро-ля гла-вой английской церк-ви. 13 апреля 1534 года Т. Мор пред-стал пе-ред ко-ро-лев-ской ко-мис-си-ей, по-тре-бо-вав-шей от не-го при-ся-ги по Ак-ту о пре-сто-ло-нас-ле-дии, при-зна-вав-ше-му за-кон-ны-ми на-след-ни-ков но-вой ко-ро-ле-вы. Т. Мор вы-ра-зил го-тов-ность при-знать ле-ги-тим-ность прав Бо-лейн, но от-ка-зал-ся от при-сяги, т. к. она не при-зна-ва-ла пап-ской су-пре-ма-тии.

17 апреля 1534 года Т. Мор был за-клю-чён в Тау-эр. В тюрь-ме Т. Мор, поль-зо-вав-ший-ся бла-го-да-ря ры-цар-ско-му ти-ту-лу не-ко-то-ры-ми при-ви-ле-гия-ми по срав-не-нию с другими за-клю-чён-ны-ми, на-пи-сал тео-ло-гическую ра-бо-ту «Диа-лог об уте-ше-нии в не-взго-дах» («A dialogue of comfort against tribula-tion»). В ию-ле 1535 году по об-ви-не-нию в государственной из-ме-не Т. Мор осу-ж-дён на смерть и каз-нён. Тра-диционная казнь для об-ви-нён-ных в государственной из-ме-не (по-ве-ше-ние, по-тро-ше-ние и чет-вер-то-ва-ние) бы-ла за-ме-не-на по ре-ше-нию Ген-ри-ха VIII на от-се-че-ние го-ло-вы. Те-ло Т. Мора бы-ло за-хо-ро-не-но в церкви Св. Пет-ра в Тау-эре, по не-ко-то-рым вер-си-ям, в даль-ней-шем оно бы-ло пе-ре-не-се-но в цер-ковь в Чел-си, в строи-тель-ст-ве од-ной из ка-пелл ко-то-рой Т. Мор при-ни-мал уча-стие. Его го-ло-ва, вы-став-лен-ная по-сле каз-ни на лон-дон-ском мос-ту, бы-ла, по пре-да-нию, вы-куп-ле-на близ-ки-ми род-ст-вен-ни-ка-ми или вы-да-на им. Впо-след-ст-вии, как ут-верж-да-ют био-гра-фы Т. Мора, го-ло-ва бы-ла по-хо-ро-не-на вме-сте с те-лом до-че-ри Т. Мора - Мар-га-рет в це-рк-ви в Чел-си.

Ги-бель Т. Мора бы-ла бо-лез-нен-но вос-при-ня-та со-вре-мен-ни-ка-ми. Па-па Па-вел III обе-щал от-лу-чить Ген-ри-ха VIII от Церк-ви, Эразм Рот-тер-дам-ский под-чёр-ки-вал, что та-ко-го анг-ли-ча-ни-на не бы-ло и боль-ше не бу-дет в ис-то-рии, Карл V зая-вил о том, что был бы го-тов по-те-рять луч-ший го-род, чем со-вет-ни-ка, по-доб-но-го Мо-ру.

В 1886 году Т. Мор был объ-яв-лен Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью блаженным му-че-ни-ком, в 1935 году ка-но-ни-зи-ро-ван. День па-мя-ти св. То-ма-са Мора, ус-та-нов-лен-ный Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью 14 февраля 1966 года, при-хо-дит-ся на 22 ию-ня.

Сочинения:

Уто-пия / Пер. и ком-мен-та-рии А. И. Ма-леи-на, Ф. А. Пет-ров-ско-го. 2-е изд. М., 1953;

The complete works. New Haven; L., 1963-1997. Vol. 1-21;

Эпи-грам-мы. Ис-то-рия Ри-чар-да III / Изд. под-гот. М. Л. Гас-па-ров, Е. В. Куз-не-цов, И. Н. Оси-нов-ский, Ю. Ф. Шульц. М., 1973;

Уто-пия / Пер. Ю. М. Ка-ган. М., 1978.

Дополнительная литература :

Surtz E.L. The praise of wisdom: a commentary on the religious and moral problems and backgrounds of St. T. More’s Utopia. Chi., 1957;

Surtz E.L. The praise of pleasure: philosophy, education and communism in More’s Utopia. Camb. (Mass.), 1957;

Hogrefe P. The sir T. Mo-re circle: a program of ideas and their impact on secular drama. Urbana, 1959;

Reynolds E.E. The field is won: the life and death of St. T. More. L., 1968;

Johnson R.S. More’s Utopia: ideal and illusion. New Haven; L., 1969;

Hexter J. H. More’s Utopia: the biography of an idea. Westport, 1976;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор: уто-пи-че-ский ком-му-низм, гу-ма-низм, ре-фор-ма-ция. М., 1978;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор. М., 1985;

Т. Мор, 1478-1978: ком-му-ни-сти-че-ские идеа-лы и ис-то-рия куль-ту-ры / Под ред. В. И. Ру-тен-бур-га. М., 1981;

Logan G.M. The mea-ning of More’s Utopia. Princeton, 1983;

Куд-ряв-цев О.Ф. Ре-нес-санс-ный гу-ма-низм и «Уто-пия». М., 1991.