Ариадна: Герои мифов и легенд - Мифологическая энциклопедия. Вакхический поход: покорение Индии Дионисом Кого предала ариадна из миноса

Тесей считался сыном афинского царя Эгея. Он родился и вырос в городе Троисене - родине его матери Эфры, которая была дочерью местного царя. Когда Тесей вырос и превратился в красивого сильного юношу, мать рассказала ему, что настоящим его отцом является бог морей Посейдон, который приходил к ней еще до замужества. Рассказав тайну его рождения, Эфра отправила сына в Афины к Эгею помогать престарелому отцу править городом. По пути в Афины Тесей совершил немало подвигов: убил страшного разбойника великана Перифета, грабителя Синида, поразил мечом громадного марафонского быка, пожиравшего все вокруг себя.

Прибыв в Афины, Тесей увидел жителей в глубокой печали. Каждые девять лет им приходилось отдавать дань - семь юношей и семь девушек отвозили онйна остров Крит в качестве жертвы для ужасного чудовища Минотавра, с головой быка и туловищем человека. Этот Минотавр жил во дворце царя Миноса, называемом Лабиринт, из которого никто не мог найти выхода. Афиняне уже снарядили корабль, оснастили его в знак скорби черными парусами.

Узнав эту историю, юный Тесей решил поехать вместе с молодыми людьми на остров Крит. Он задумал пробраться во дворец Лабиринт и убить там кровожадное чудовище, освободить афинян от ужасной дани. Престарелый Эгей отговаривал Тесея, но тот не послушал отца, совершил жертвоприношение и обещал вернуться с победой. В знак этого он поставит на корабле белые паруса.

Когда корабль прибыл на Крит, юношей и девушек отвели к царю Миносу, среди них был и Тесей. Его заметила дочь Миноса Ариадна, а покровительница Тесея Афродита вызвала в ее сердце сильную любовь к прекрасному юноше. Ариадна решила помочь Тесею, она не хотела, чтобы он погиб в Лабиринте, растерзанный Минотавром.

Но перед тем как отправить молодых людей в Лабиринт, царь Ми-нос оскорбил афинскую девушку. За нее вступился Тесей, но, гордый своим происхождением, царь Крита разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:

Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий бог морей Посейдон.
Засмеялся Минос, кинул свой перстень в волны и крикнул Тесею:

Докажи, достань мой перстень со дна!
Призвав своего отца Посейдона на помощь, Тесей бросился в море.

Долго его не было. Все были уверены, что он погиб. Но под водой бог Тритон доставил героя к Посейдону. Тот с радостью приветствовал сына в своем подводном дворце и протянул ему перстень царя Миноса. Когда наконец Тесей вынырнул из морской пучины, в руках он держал перстень Миноса. Так он доказал свое божественное происхождение.

Теперь Тесею предстояло отправиться во дворец Лабиринт, чтобы убить чудовище. Ариадна втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. У входа в Лабиринт Тесей привязал нить и, разматывая клубок, двинулся по запутанным переходам дворца. Вскоре он добрался до того места, где скрывался страшный Минотавр.

Страшное чудовище тотчас с ревом бросилось на смельчака. Но Тесей мечом отбил его атаку. И снова Минотавр, наклонив рогатую голову, пошел на него. Тогда Тесей не стал уклоняться, левой рукой схватил чудовище за рога, а правой вогнал в него меч по самую рукоятку. Минотавр упал бездыханным. Тесей нашел юношей и девушек и по нити вывел всех из Лабиринта.

Опасаясь гнева Миноса, Тесей решил незаметно уехать с острова. Он приказал прорубить днища у всех критских кораблей, взял с собой Ариадну и вместе с афинскими юношами и девушками вышел в море.

Для отдыха он сделал остановку на острове Наксос. Там ему во время сна явился бог виноделия Дионис и сказал, что боги решили отдать Ариадну ему в жены. Тесей проснулся очень опечаленным, но он не мог противиться воле богов.

Пока Ариадна спала, Тесей отплыл на своем корабле. Во время плавания он, опечаленный утратой Ариадны, забыл поставить белые паруса, которые означали, что корабль возвращается с победой. Вглядывавшийся в море старый Эгей увидел знакомое судно, но на нем были черные паруса. Он решил, что его сын Тесей погиб, а афинских юношей и девушек сожрал кровожадный Минотавр. От горя старик бросился в море. С той поры море называют Эгейским. Тесей с великими почестями похоронил своего отца и принял правление над Афинами.

И Пасифаи , внучка солнца Гелиоса . Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр , Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея , устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадны в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис , влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой . Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он по-святил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра стала потом супругой Тесея.

Миф об Ариадне был чрезвычайно популя-рен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вру-чающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шест-вие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрож-дения художников привлекали сюже-ты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадны» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна На Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17- нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал выражение "нить Ариадны". Часто мы называем так что-то, что помогло нам разобраться в сложной ситуации, найти выход из нее. Возникновение этого фразеологизма связано с древнегреческой мифологией.

Кто такая Ариадна?

Нить - это клубок, который дала афинскому герою Тесею Ариадна. Она была дочерью царя Крита Миноса и сестрой ужасного Минотавра, жившего в лабиринте.

Прекрасная Ариадна полюбила молодого афинского юношу Тесея. Он ответил ей взаимностью. Но влюбленным не суждено было быть вместе, ведь Тесей прибыл на Крит вместе с другими юношами и девушками, чтобы погибнуть страшной смертью. Им предстоит стать жертвами Минотавра - чудовищного существа, полубыка-получеловека.

Раз в девять лет жители Афин должны отдавать на съедение Минотавру по семь молодых девушек и юношей. Такую кровавую дань установили для них боги Олимпа.

Юный сын афинского царя Тесей решил уничтожить чудовище, избавив тем самым родной город от необходимости страшных жертв. Но как справиться с этим, ведь в лабиринт их бросят безоружными? Даже победив, вряд ли удастся спастись. Запутанные коридоры и многочисленные комнаты лабиринта с их смертельными ловушками станут местом гибели, найти выход из него невозможно.

Что означает "нить Ариадны"?

Итак, это выражение применяется в значении "путеводная нить". В широком смысле оно означает средство, способное помочь выйти из сложного положения, решить запутанный вопрос или справиться с проблемой.

Не зря телепередача, призванная оказывать психологическую помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не видящим выхода, так и называется - "Нить Ариадны".

В конце 19 века на острове Крит была открыта названная Минойской. Нашли и раскопали Кносский дворец-лабиринт. Символично, что его первооткрыватель - британский археолог Артур Эванс - говорил, что его, как путеводная нить, в поисках направляли и вели древнегреческие мифы о Минотавре, Тесее и Ариадне.

История с нитью Ариадны в искусстве

Путеводная нить Ариадны нашла свое отражение и в искусстве. Этой истории уделили свое внимание и художники, и поэты, и драматурги. Наиболее "Вакх и Ариадна" Тициана, "Ариадна просыпается и видит уплывающий корабль Тесея" Джона Уильяма Уотерхауса. Из скульптурных изображений следует вспомнить Ариадну из музея имени Пушкина в Москве.

Стихотворение Валерия Брюсова, написанное в 1902 году, называется "Нить Ариадны". Произведение с таким же названием есть и у Владимира Высоцкого. Перу Марины Цветаевой принадлежит пьеса "Ариадна".

Любовь, самоотречение, предательство и путеводная нить Ариадны - этот сюжет еще не раз будет вдохновлять людей на создание новых шедевров.

Ариадна Ариадна

(Ariadne, Αριάδνη). Дочь Миноса и Пазифаи. Когда Тезей был отправлен на остров Крит в числе семи юношей и семи девушек на съедение чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте, Ариадна влюбилась в него и дала ему клубок ниток, при помощи которого он выбрался из лабиринта. Тезей обещал жениться на ней, и они вместе уехали с Крита; но он покинул Ариадну на острове Наксос, где нашел ее Дионис, который женился на ней и подарил ей корону из семи звезд, которые после ее смерти обратились в созвездие.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АРИАДНА

(Άριάδνη), в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42). Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest. graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул её, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюблённый в А., похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. - Федра стала потом супругой Тесея (Hyg. Fab. 43).
Лит.: Marini A. М., II mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 1-2, p. 60-97, N 3-4, р. 121-42.
А. Т.-Г.

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «А., вручающая Тесею нить», «спящая А.», «Тесей, покидающий А.», «Дионис, обнаруживающий спящую А.», «шествие Диониса и А.»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают А. звёздный венец» и «триумф Диониса и А.» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая А.» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «А.» О. Ринуччини; «А.» В. Джусти; «Похищенная А.» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича; «А.» Т. Корнеля; «А.» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «А. на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «А. на Наксосе» Э. Людвига; «А. на Наксосе» П. Эрнста; «А.» М. Цветаевой.
Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. и Тесей» и «А. на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней А.» Р. Кайзера; «А.» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «А.» Дж. М. Орландини; «А. на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «А. на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («А.» Ж. Массне; «А. на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая А.» Д. Мийо; «А.» Б. Мартину).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ариадна

Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Андрогея, Главка, Девкалиона и Федры. Верховная жрица Реи в Кноссе. Когда на Крит прибыл из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте - дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити. Тесей увез Ариадну с собой, но, по велению богов, покинул ее спящей на острове Наксосе, так как ей было суждено стать супругой бога Диониса. Выйдя замуж за бога, сама стала богиней и поселилась на Олимпе. Вариант: после того, как Тесей покинул ее, стала супругой Онара.

// ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Питер Корнелис ХОФТ: "Что Ариадну ждет у берега морского? ..." // Фридрих НИЦШЕ: Жалоба Ариадны // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Ариадна // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Марина ЦВЕТАЕВА: Ариадна // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи апулийского стамноса.
Около 390 до н. э.
Бостон.
Музей изящных искусств.

Роспись краснофигурного кратера «художника Пронома».
Около 410 до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.



Синонимы :

Смотреть что такое "Ариадна" в других словарях:

    Ы, жен.Производные: Ариадночка; Ара (Аря); Ада (Адя); Рада; Рида.Происхождение: (В античной мифологии: Ариадна дочь Миноса, которая помогла Тесею выйти из лабиринта. От греч. ari очень и andano нравиться.)Именины: 4 сент., 1 окт. Словарь личных… … Словарь личных имен

    По греч. мифологии, дочь Миноса Критского, давшая Тезею нить, при помощи которой он нашел выход из лабиринта, где убил минотавра. Отсюда Ариаднина нить руководящее начало в запутанном деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    По греческому мифу дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток («нить А.») она помогла греческому герою Тезею выйти из лабиринта (см. Тезей). Тезей, обещавший жениться на ней, на обратном пути с Крита покидает ее спящую на пустынном… … Литературная энциклопедия

    Привлекательная, нравящаяся; Ариадночка, Ара, Ада, Рада, Рида Словарь русских синонимов. ариадна сущ., кол во синонимов: 3 астероид (579) … Словарь синонимов

    АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Большой Энциклопедический словарь

    Дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решилсяубить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылалиежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом,избавить отечество от чудовища, он получил от любившей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ариадна - АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (“нить Ариадны”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ариадна (значения). Себастьяно Риччи, Дионис находит Ариадну … Википедия

    АРИАДНА - 1. (в др. греч. мифологии – дочь критского царя Миноса; тж в знач. нариц.) АРИАДНА Загл. Куз921 (250); У платана тень прохладна, Тесны терема князей, – Ариадна, Ариадна, Уплывает твой Тезей! ib.; Но был один … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Книги

  • Ариадна , Массне Жюль , Репринтное нотное издание Massenet, Jules "Ariane" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores… Серия: Издатель:


Р. Бакстон


Критский Эрос, или странные судьбы Ариадны

Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. - М.: РГГУ, 2004, с. 302-309

Из всех древних описаний бога Эрота нет более запоминающегося, чем описание Аполлония Родосского, который изобразил его как избалованного ребенка, играющего в бабки с Ганимедом и обманывающего его (Arg. Ill 115-130). Однако в других источниках образ Эрота совсем другой. У Гесиода Эрот - не вздорный мальчуган, но фундаментальное космическое начало, такое же древнее, как Гея и Тартар (Hes. Theog. 120).

Несмотря на такие различия, наши источники снова и снова подчеркивают, что Эрот двойственен: он вызывает согласие и радость, и он же является причиной катастроф и разрушений. Конечно, ни один миф не является «необработанным», «сырым», все они «сварены» в нарративном контексте 1 ; это значит, что разные нарративы расставляют в мифе разные акценты. Например, трагедия - в случае Эрота - сосредоточена на его разрушительном аспекте, в то время как лирическая поэзия часто, хотя и не всегда, подчеркивает сладость и удовольствия любви.

В этой статье я хочу обсудить представление об эросе только в одном мифе, об Ариадне. Что подчеркивают разные версии этого мифа - разрушительность любви, ее радость, или то и другое вместе?

Статья разделена на две части. Сначала я отмечу некоторые вариации в греческих переложениях мифа об Ариадне. Затем я соотнесу эти вариации с представлением об эросе, рассмотрев по очереди взаимоотношения Ариадны с тремя мужчинами: ее отцом Миносом и двумя ее возлюбленными, Тесеем и Дионисом.
302

Художественные свидетельства, связанные с мифом об Ариадне, достаточно обширны: LIMC - Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Иконографический лексикон классической мифологии) - насчитывает 163 изображения, более 60 из которых греческие. Однако литературные свидетельства беднее. Мы не найдем у греков ничего похожего на плачи Ариадны у Катулла (Catull. 64) или у Овидия (Ovid. Heroid. 10); скорее, мы должны доверять плутарховскому «Тесею» и кратким аллюзиям в гомеровских поэмах (Il. XVIII 592; Od. XI 321 sqq.) и у таких авторов, как Аполлоний Родосский, Диодор Сицилийский, Павсаний и Аполлодор. Такой недостаток подробных литературных описаний мифа в определенном смысле огорчает исследователя, поскольку тексты в целом лучше, чем изображения, передают сложные мотивации - а в истории Ариадны мотивации героев особенно сложны.

Я начну с пассажа из третьей книги «Аргонавтики» Аполлония. Вслушаемся в слова, которыми Ясон обольщает Медею (A. R. Arg. Ill 997-1007):

Однажды и Тесея освободила от тяжких подвигов
Дева, дочь Миноса, благоразумная Ариадна,
Которую родила Пасифая, дочь Гелиоса.
Когда улегся гнев Миноса, она села с Тесеем
На его корабль и оставила родину; ее любили и сами
Бессмертные, и свидетельство этого посредине эфира
Звездный венец, который называют «Ариадниным»
И который всю ночь вращается среди небесных созвездий;
Так и тебе (т. е. Медее) будет дар от богов, если ты спасешь
Стольких мужей-героев; ведь ты выглядишь (оптимистично
говорит Ясон)
Украшенной и кротостью, и благоразумием.

Две тени омрачают эту во всех остальных отношениях солнечную версию мифа Ариадны: одна - это аллюзия на преступившую все нормы Пасифаю, другая - отсылка к гневу Миноса. Но если оставить в стороне эти две тени, Ясон представляет миф об Ариадне в его наиболее позитивном виде: в его истории о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем, критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим. Ясон избегает воспоминаний о бегстве Тесея от Ариадны; он также избегает упоминаний Диониса, ссылаясь вместо этого на богов в целом. Отсылка к Дионису могла бы затронуть деликатный вопрос о замене Тесея Дионисом в качестве возлюбленного Ариадны - вопрос, о котором Ясон, по вполне понятным причинам, не хочет напоминать Медее.
303

В других версиях мифа об Ариадне замена Тесея Дионисом - это именно та тема, которая порождает больше всего вариантов 2 .

Чем это вызвано? Вероятно, тем, что наши источники радикально различаются в отношении моральности поведения Тесея, как и в отношении моральности Ариадны и Миноса.

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. В своем путешествии из Трезена в Афины Тесей избавляет мир от некоторых зловредных преступников (Синие, Прокруст и т. д.; Plut. Thes. 8). Его решение присоединиться к группе афинских юношей И девушек, направляющихся на Крит, где они были обречены стать жертвой Минотавра, было, согласно передаваемой Плутархом версии (Thes. 17), замечательным актом добровольного мужества. Во время путешествия на Крит, согласно Вакхилиду (17, 8 sqq.), Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса. И что такое победа над Минотавром, как не возмездие за опустошение Миносом афинской территории (Apollod. III 15 7)? Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - не совершает ничего плохого, кроме того, что влюбляется в красивого чужестранца. В отличие от Медеи, она.не использует колдовство, чтобы расстаться с собственной семьей; Ариадна использует простой клубок нитей - возможно, это символическое предвосхищение ее будущей роли доброй жены: она уже была хорошо обученной пряхой, как Пенелопа была умелой ткачихой.

Это, таким образом, один из способов «разрезания мифологического пирога»: Тесей и Ариадна морально добродетельны. Но такая однозначность была бы чужда сложной природе греческой мифологии. Снова и снова мы обнаруживаем, что подвиги великих героев подтачиваются семейной бедой - бедой, часто вызываемой Эросом (вспомним Геракла, Ясона и Агамемнона). В случае Тесея несколько эпизодов ставят под сомнение моральность его поведения.

А) Он может быть бездумным и неосторожным - например, когда натягивает паруса при возвращении в Афины и когда проклинает Ипполита, не разобравшись в деле.

Б) У него есть склонность к сексуальному насилию: вместе с Пирифо-ем он похищает юную Елену, а затем с величайшим безрассудством помогает Пирифою в его попытке похитить Персефону.
304

С) Экспедиция на Крит не может быть представлена как битва между добром (Тесей) и злом (Минос). Опустошение Миносом Аттики было, кроме всего прочего, местью за убийство афинянами его сына Андрогея. Более того, мифологическая традиция часто представляет Миноса в позитивном свете, как законодателя, находящегося в тесных отношениях со своим отцом Зевсом (Od. XIX 178-9; Plat. Min. 319b sqq.). В той степени, в которой Ариадна отказывается выполнять волю такого отца, ее поведение также может быть представлено как несколько сомнительное.

Такова же моральная двойственность по отношению к тому, что Тесей покидает Ариадну.

А) С одной стороны, определенные нарративы снимают с Тесея часть или даже всю ответственность. Согласно Ферекиду (schol. Od. XI 322), Афина приказывает Тесею оставить Ариадну; в соответствии с этим, некоторые изображения представляют Афину, являющуюся Тесею перед его отплытием 3. Наиболее открыто благоволит к Тесею версия, переданная Плутархом (Thes. 20). Во время шторма на море Тесей высаживает Ариадну на берег Крита, потому что она беременна и страдает от морской болезни: чтобы спасти корабль, он отправляется в море. Ариадна умирает во время родов; Тесей возвращается слишком поздно, он убит горем; все, что он может сделать - это установить жертвоприношения в ее честь. На одном из таких праздников «один молодой человек ложится на землю и имитирует крики и движения роженицы» - ритуал, символически изображающий то, что миф выражает другим способом, а именно, что Тесей своим сочувствием к возлюбленной способен - на эмоциональном уровне - преодолеть различие полов.

Б) Но некоторые версии выставляют Тесея в худшем свете. Гесиод, как о нем говорят, сообщал, что Тесей оставил Ариадну, потому что он был в любовной связи с другой женщиной (frr. 147, 298 M-W). О Писистрате говорили, что он изъял этот, очевидным образом направленный против Тесея, и, следовательно, против Афин, пассаж из текста Гесиода (Plut. Thes. 20) - и это показывает, насколько спорным и способным привести к политическим трениям был этот эпизод.

Похожее противоречие связано с ролью Диониса и, соответственно, с моральностью Ариадны. Согласно гесиодовой «Теогонии», Ариадна вышла замуж за Диониса и Зевс подарил ей бессмертие и вечную молодость (947-9). «Одиссея», напротив, говорит, что поскольку Тесей мог привезти Ариадну в Афины, она была убита Артемидой «при свидетельстве Диониса» (XI 321-5). Здесь снова несогласие среди античных комментаторов: один схолиаст делает непонятное замечание, что Ариадна была наказана «из-за того, что потеряла девственность» (schol. Od. XI 322), другой - что она была наказана, потому что они с Тесеем лежали вместе на священной территории Диониса на Наксосе (schol. Od. XI 325).
305

О вариантах достаточно. Теперь, во второй части этой статьи, попытаемся проинтерпретировать их, рассматривая по очереди отношения Ариадны с Миносом, Тесеем и Дионисом в контексте аналогичных отношений в греческой мифологии.


Ариадна - Минос

Каждая замужняя женщина с внутренней необходимостью отвергает контроль своего отца, авторитету которого она теперь не будет подчиняться. Некоторые мифы драматизируют этот переход в терминах насилия или даже убийства. Когда Пелопс выигрывает бег колесниц против Эномая в состязаниях за руку Гипподамии, Эномай не только побежден, но и убит. Когда Медея бежит с Ясоном, напротив, последствия не являются роковыми для ее отца Ээта; расставание с ее родной семьей «смягчено», т.к. смерть приходит не к Ээту, а к его сыну, брату Медеи Апсирту.

Что можно сказать об Ариадне и Миносе? Их расставание тоже «смягчается», то есть оно менее катастрофично, чем в случае Эномая и Гипподамии. Симптоматично, что реакция Миноса на отъезд Ариадны (Apollod. Epit. 1.14) выражена преследованием, но не Ариадны, а Дедала, выдавшего, по первоначальной версии, тайну лабиринта. (Интересно, однако, что тема «эроса», ведущего к катастрофическому разрыву с одним из родителей, действительно появляется в мифе о Тесее-Ариадне, но с другим акцентом: в одной версии (Apollod. ad loc.) именно горе Тесея из-за потери Ариадны заставляет его забыть о том, что он должен изменить цвет парусов - и таким образом приносит смерть его отцу Эгею.)


Ариадна - Тесей

В стремлении к чему-то «странному» (в ее случае, к чужестранцу Те-сею) Ариадна продолжает семейную традицию, основанную тремя другими женщинами из Критской царской семьи: все они имели опыт эроса с чем-то, что было в определенном смысле неконвенциональным. Бабушка Ариадны Европа вожделела к быку - метаморфозе Зевса. Мать Ариадны Пасифая также сочеталась с быком, хотя на сей раз он не был личиной бога. Федра, сестра Ариадны и будущая жена Тесея - еще одна женщина, стремившаяся к чему-то «выходящему за рамки», хотя на этот раз это был некто, слишком «близкий» для нее (сын ее мужа Ипполит) вместо слишком «далекого» (животное). В сравнении с этими тремя случаями Ариад-
306

На. испытывающая любовь к чужеземцу Тесею, стремилась к чему-то относительно умеренному на этой шкале «странностей». Поскольку Афины и Крит были враждебны друг другу, можно было бы сказать, в крайнем случае, о мотиве Ромео и Джульетты (или Вестсайдской истории), когда эрос обнаруживает свою способность соединять вместе вещи, обычно противоположные. В данном случае, однако, исход не был однозначно катастрофичным ни для Тесея, ни для Ариадны. Снова потенциальная дес-труктивность эроса представлена в данном мифе в смягченной форме.


Ариадна - Дионис

Когда хор Океанид в «Прометее Прикованном» выражает страдание, которое Ио испытала в результате ее связи с Зевсом, он применяет ее пример к своей собственной ситуации: «Хоть бы никогда не становиться супругом Олимпийцев»; супружество, говорит хор, должно быть omalos, «равным» (901). Греческая мифология показывает множество смертных женщин, которым эрос с богами приносит непродолжительное счастье. Семела - классический пример. Сопротивление богу было возможным, но не гарантировало счастья: судьба Кассандры была жестокой и трагичной; Дафна потеряла человеческий облик благодаря метаморфозе. Не лучшими были перспективы в случае связи богини и смертного мужчины: Фетида и Пелей в «Илиаде» уже не супруги; Тифон иссох с возрастом, и вскоре не смог доставлять удовольствие Эос. Однополый эрос между богом и человеком был также ограничен рамками морали: вспомним Аполлона и Гиацинта. Только преодоление разрыва между моральным и неморальным давало шанс бесконечному продолжению эроса - как, например, тогда, когда Зевс унес Ганимеда на Олимп. А что же относительно счастливой, вечно продолжающейся любви бога и смертной женщины? Наиболее впечатляющий пример - Ариадна и Дионис.

Греки очень хорошо осознавали потенциальную деструктивность эроса, особенно когда он не был ограничен институционально санкционированным образцом поведения (как супружество), или не являлся признанным типом мужских отношений eromenos - erastes (влюбленный - возлюбленный). Мифы снова и снова эксплуатируют несчастья, причиной которых может стать эрос: Геракл, Иола и Деянира; Медея в Коринфе; Парис и Елена; Сфенебея и Беллерофонт... Но исключительная судьба Ариадны, по крайней мере у большинства мифографов, была более спокойной, чем эти судьбы, и заключала в себе преодоление несчастья героини, так канона достигла брака, ставшего поистине omalos, браком бессмертным; и для нас он остается таким же благодаря прекрасному кратеру из Дервени.
307

Исключительная роль Ариадны в том, что она податливая жена Диониса, и в том, что она мать детей, повторяющих образ своего отца, что видно из их имен - Ойнопион и Стафил, вино и виноград (schol. A. R. Arg. Ill 997) 4. Эрос, сохраненный для вечности... Образ, в котором, можно сказать, содержится больше, чем малость, исполняющая мужское желание. Это прекрасно символизировано образом на фрагменте вазы из Таранто (LIMC 96): в момент, когда Тесей всходит на корабль, Дионис находит спящую Ариадну, ее грудь открыта взгляду бога, и тот подобен ей своей обнаженностью. Ариадна никогда не была феминистской иконой: она не Пенелопа, но она не Медея или Гекуба или Клитемнестра. Ее единственный вызов - помощь Тесею с нитью - вытесняется ее ролью как объекта желания. Но греческий Эрос многосторонен: это искусно вытканный гобелен возможностей, гобелен, у которого сложная судьба Ариадны создает только один угол 5 .
308

1 Это способ аргументации в моей книге Imaginary Greece: The Contexts of Mythology (Cambridge, 1994).
2 Более подробно см. Calame С. Thesee et I"imaginaire athenien (Lausanne. 1990): Gantz T. Early Greek Myth. Baltimore and London. 1993; Psilakis N. Kritiki Mythologia. Heraklion. 1996.
3 Например, LIMC 52. 54.
4 Менее удачна (в свете их дионисических имен) версия, что их отцом был Тесей: Ион Хиосский, у Плутарха (Thes. 20).
5 Эта статья является пересмотренной версией доклада, прочитанного на международной конференции об Эроте в Дельфах в сентябре 2003 года, прошедшей под покровительством Фонда Андреаса Ледакиса.

(Перевод с английского И. Протопоповой)