Батый. Биографии

Внук Чингисхана Бату-хан, несомненно, является роковой фигурой в истории Руси XIII века. К сожалению, история не сохранила его портрета и оставила мало прижизненных описаний хана, но то, что мы знаем, говорит о нем как о неординарной личности.

Место рождения – Бурятия?

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью - Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены.

Джучи владел самым большим уделом чингизидов. Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет.

По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

Окаянный и справедливый

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый».

Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов. В нашу историю он вошел, как погубитель - «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 13 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.

По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана.

Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

Татаро-монголы против тамплиеров

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить. По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей.

Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса.

Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян.

Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры. Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

Бату против Каракорума

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда.

Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.

Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии.

В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды - Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров. Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские. В Сарай-Бату было 14 мечетей.

Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамреланом в 1395 году.

Батый и Невский

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум.

Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя. Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда.

Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала нашим западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

Загадка смерти

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения.

Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно.

Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.

Личность Батыя большинству из нас известна по общешкольному курсу истории. Равно как известна печальная история Руси, "находившейся" под татаро-монгольским игом на протяжении весьма длительного времени.

Однако, на самом деле, далеко не всё так гладко в истории, как написано в учебниках. Меня о событиях тех далёких времён заставили задуматься события дней наших, и одним из результов этих размышлений стал материал, который и выложен на этом сайте.

Авторство идеи, которая объединила множество "разрозненных" событий XIII века в Европе и Азии в стройную логическую систему, принадлежит не мне. Мой лишь труд по системному и аргументированному изложению материала.

Личность Батыя большинству из нас известна по общешкольному курсу истории. Приведу цитату из Википедии, которая в полной мере отражает традиционные представления о происхождении и деяних этого, несомненно, неординарного человека:

«Бату́ (в русской традиции Баты́й) (ок. 1209 — 1255/1256) — монгольский полководец и государственный деятель, правитель улуса Джучи, сын Джучи и Уки-хатун, внук Чингисхана.

В 1236—1242 Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, Русь, побеждены и покорены все страны до Адриатики и Балтики: Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, Далмация, Босния, Сербия, Болгария и пр. Монгольская армия достигла Центральной Европы. Фридрих II, император Священной Римской империи, пытался организовать сопротивление, однако, когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату.

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года кааном избрали Гуюка, давнего недруга Батыя. Гуюк умер в 1248, и в 1251 четвёртым великим ханом был избран лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236—1242. Для его поддержки Бату прислал своего брата Берке с войсками.

В 1243—1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Монгольской империи и Золотой Орды. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим в Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев. В 1246 году Ярослав был вызван в Каракорум и там отравлен. Михаил Черниговский был убит в Золотой орде (он отказался пройти языческий обряд поклонения кусту, не предав православную веру). Сыновья Ярослава — Андрей и Александр также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй — Киев и Новгород (1249). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси — Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Татарское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава. Ярлык на Владимир решением Батыя был передан Александру.

Батыю наследовали Сартак (приверженец христианства), Тукан, Абукан и Улагчи. Дочь Сартака была за Глебом Васильковичем; дочь Батыева внука Менгу-Тимура — за св. Фёдором Чёрным; от этих двух браков произошли князья белозерские и ярославские, соответственно. Таким образом, можно проследить происхождение от Батыя (по женской линии) почти всего русского столбового дворянства.».

Также приведено изображение хана Батыя неизвестного китайского художника 14 века.

Начнём с самого простого: поищем следы завоевателей-монголов в генетическом фонде завоёванных ими народов, если исторические документы уничтожить можно, то на генетическом уровне это практически нереально. Если Батый и его сподвижники были монголами, то хотя бы частичную «монголоидность» мы обнаружим в чертах их потомков.

Заглянем в один прелюбопытнейший источник («История Русской Церкви» Том 3 Отдел 1 Глава 2), в котором поинтересуемся перечнем известных русских родов, взявших своё начало в Орде:

«а) князь Беклемиш, сын князя Бахмета, пришедшего в 1298 г. из Большой Орды в Мещеру, овладевшего ею и сделавшегося родоначальником князей Мещерских; б) царевич Берка, который приехал в 1301 г. из Большой Орды к князю Иоанну Даниловичу Калите - родоначальник Аничковых; в) царевич Аредич, неизвестно в каком году крестившийся, родоначальник Белеутовых; г) князь Чет, пришедший из Орды в 1330 г. к великому князю Иоанну Даниловичу Калите - родоначальник Сабуровых и Годуновых; д) царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому - родоначальник Старковых; е) внук царя Мамая князь Олекса, который прибыл к великому князю литовскому Витовту (1392-1430) - родоначальником князей Глинских.

А) дед преподобного Пафнутия Боровского, бывший баскаком в Боровске еще в дни Батыя; …; в) татарин Кочев, пришедший к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, - родоначальник Поливановых; г) мурза, пришедший к тому же князю из Большой Орды - родоначальник Строгановых; д) Олбуга, бывший послом у того же князя - родоначальник Мячковых; …; ж) татарин Кичибей, прибывший к рязанскому князю Феодору Ольговичу, родоначальник Кичибеевых;...»

Оттуда же о жёнах:

«Дочери ханские и княжеские принимали христианство по случаю вступления в брачные союзы с нашими князьями. Такова была дочь хана Менгу-Темира, вышедшая за ярославского князя Феодора, когда он был уже и смоленским (с 1279 г.). Точно так же крестилась сестра хана Узбека по имени Кончака, вышедшая (ок. 1317 г.) в замужество за великого князя московского Юрия Даниловича и названная в христианстве Агафисю….».

Ниже приведена небольшая галерея взятых из Интернета портретов представителей вышеупомянутых родов:
Мещерский Иван Терентьевич (князь, 1756)
Соломония Сабурова (София Суздальская) с 1505 по 1525 супруга Василия III.
Преподобный Пафнутий Боровский
Полива́нов, Алексе́й Андре́евич (1855-1920), военный министр Российской Империи
Портрет графа А.Н. Строганова. 1780.
Реконструкция облика Елены Глинской, матери Ивана Грозного, (1508 - 1538)
Василий Борисович Глинский. (неизвестный художник) 1870г.

Святые благоверные князья Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (от брака с дочерью Менгу-Темира)

Даже принимая во внимание «художественный вымысел» портретистов, очевидно, что монгольские черты у представителей указанных фамилий отсутствуют. Хотя, вспоминая внешность и родословную Александра Сергеевича Пушкина, логично предположить, что некоторые монголоидные черты должны были сохраниться у представителей упомянутых родов. Ведь, даже несмотря на тристя пятьдесят лет разницы, сходство в чертах Глинских очевидно.

В качестве ещё одного аргумента приведу цитату из статьи, размещённой в газете «Аргументы и факты» (май 2010г.):

«Наши исследования показали, что татаро-монгольское иго практически не оставило следов в русском генофонде,» - рассказывает Олег Балановский, к.б.н., ведущий научный сотрудник Медико-генетического центра РАМН, один из авторов исследования «Русский генофонд на Русской равнине». - «Генофонд русских - почти полностью европейский. Монгольских генов в нём не обнаружено

Развеяли учёные и ещё один миф - о вырождении русской нации. Оказалось, русский генофонд умудрился и по сей день сохранить свои самобытные черты - генофонд предков. Хотя этнически чистых народов в мире нет вообще, - утверждает Олег Балановский. - Самой лучшей генетической памятью может похвастать Сибирь».

Выходит, что и генетика отрицает присутствие монголов на территории современной России.

Выходит, что монголов, вопреки «официальным» источникам на Руси не было. Кто же тогда был?

Обратимся к другим источникам, сохранившим информацию о нападении на Русь захватчиков, - русским летописям:

Новгородская летопись: «В лѣто 6746 . В то лѣто придошаиноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомь ту… Тогда же иноплеменьници погании оступиша Рязань… Тогда же Рязань безбожнымъ и поганымъ Татаромъ вземшемъ… И яко ужебезаконьнии приближишася, … Погании же… безаконьнии… оканьнии безбожници…

В лѣто 6758 . Приѣха князь Олександръ изъ Орды, и бысть радость велика в Новѣгородѣ.

В лѣто 6765 . Приде вѣсть изъ Руси зла, яко хотять Татарове тамгы и десятины /л.136./ на Новѣгородѣ; и смятошася люди чересъ все лѣто.

В лѣто 6767 . … Тои же зимы приѣхаша оканьнии Татарове сыроядци Беркаи и Касачикъ с женами своими,. и инѣхъ много; и бысть мятежь великъ в Новѣгородѣ, и по волости много зла учиниша, беруче туску оканьнымъТатаромъ. И нача оканьныи боятися смерти, рече Олександру: «даи намъ сторожи, ать не избьють нас». И повелѣ князь стеречи их сыну посадничю и всѣмъ дѣтемъ боярьскымъ по ночемъ.»

Ипатьевская летопись: « Придоша безбожнии Измалтѧнѣ… безбожнъıх Агарѧнъ приходъ, …безаконьнъıмъ Боурондаема…, … Тотаром, иноплеменьнъıх, … безбожьнъıхъ Татаровъ… поганъıхъ Татаръ… боѡбладаемы дьӕволомъ…»

Лаврентьевская летопись: «на Рѧзаньскую землю лѣсом безбожнии Татари, …поганъıӕ, … безбожнии Татарове… иноплеменникъı… безбожнъıх Татаръ…»

Итак, получаем, что русские летописцы фиксируют нападение Татар (ни о каких монголах они тоже не упоминают). Названия племён соседей летописцам знакомы и они их упоминают. Предки современных татар в описываемый период назывались булгарами. Кто же тогда Татары?

Летописцы пишут «Татары» всегда с заглавной буквы, а это наводит на мысль, что это имя собственное. Опять же, интересны описания поездок князей в Орду: «Поиде князь Александръ в Татары….В Орду…» (Новгородская летопись), «Великъıи кнѧз Ӕрославъ. поѣха в Татаръı к Батъıєви» (Лаврентьевская летопись), «…ӕко былъ бѣ в Татарѣхъ…, …всимъ ис Татаръ.» (Ипатьевская летопись). Фактически русские князья ездят «в Татары» и возвращаются «из Татар» (в Орду /из Орды).

Складывается устойчивое впечатление, что на Русь совершило нападение некое государство. Вспомним, что Орда, как государство, возникла не ранее 1241 года, значит, в 1237 году она просто не могла этого сделать.

Википедия это подтверждает:

«В русских летописях понятие «Орда» обычно использовалось в более широком смысле как обозначение всего государства. Его употребление становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого в качестве названия государства использовался термин «Татары». Термин «Золотая Орда» появился на Руси в 1565 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история»».

Что же это было за государство? Летописцы называют Татар «безбожными иноплеменниками», что, в первую очередь, говорит о том, что религия Татар имела отличия от принятого на Руси христианства греческого образца, а также о том, что «национальную принадлежность» завоевателей летописцы не определяют.

Причин употребления понятия «иноплеменники» может быть две: русские летописцы не знают, к какому племени принадлежат захватчики, что маловероятно, потому как люди они весьма образованные и им известны названия не только народов - соседей. Вторая причина может скрываться в том, что летописцы говорят о неком объединении Татары, которое наднационально (т.е. национальность для захватчиков не является «объединяющим» фактором).

Ну что же, давайте попробуем найти на карте 13 века государство, либо объединение, которое смогло бы себе позволить подобное нападение.

Кстати, если мы используем летописи, считаю вполне допустимым привести и средневековые миниатюры, на которых изображены исторические события с участием Татар. Небольшая галерея из Интернета:

Битва при Легнице (Татары слева)

Фрагмент гробницы с Генриха Благочестивого, погибшего в битве при Легнице. (Генрих попирает ногами татарина)

Очевидно то, что русских дружинников от Татар отличить достаточно сложно. У обоих сторон вполне европейская внешность и сходное вооружение, а на фрагменте гробницы «поверженный татарин» обладает откровенно славянской внешностью. Миниатюры лишь дополнительно подтвердили наши предположения об отсутствии монголов среди Татар и о том, что Татары объединялись не по национальному признаку (стоит внимательнее рассмотреть «Битву при Легнице»). Интересно также изображение на Татарском флаге (та же гравюра), на ней явно просматривается мужская голова в короне: либо император, либо изображение Христа. Пока вопросов больше, чем ответов.

Возможно, летописи смогут помочь нам с определением месторасположения государства Татар. Ведь каждый из нас знает, что владения «султана» логично искать в Азии, «королевствами» правят католические государи, а вотчины великих князей лежат на славянских территориях. Если Батый является ханом (как мы привыкли считать), то будем искать ханство восточного государя.

Но русские летописи называют Батыя по-другому: «…идоша повѣдати цесарю Батыю…; … хощу ити къ цесарю в Орду; Цесарь же Батыи вдавъ великую честь и дары рускому князю Александру, и отпусти его с великою любовию» (Новгородская летопись). На миниатюре из «Жития Ефросинии Суздальской» читаем: «безбожный царь Батый». Царя-цесаря искать значительно проще, этот титул может носить только один человек - Византийский император.

Посмотрим историю Византийской империи в13 веке. Википедия гласит:

«Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее, чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим.

Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.».

Также в связи с историей Византийской империи связан ещё один небезынтересный факт - раскол христианства.

«Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.» (Википедия).

Как же обстояли дела в Византии в период существования Батыя?

Опять обратимся к Википедии:

«В 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь.

Византия распалась на ряд государств — Латинскую империю и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков.».

Фактически Византийской империи не существовало, её правопреемницей стала Никейская империя (Никея).

Кто же правил Никеей? Что скажет Википедия?

«Иоа́нн III Ду́ка Вата́ц — никейский император в 1221—1254 годах.».

Уже неплохо, только буквы, обозначающей звук [в] в греческом языке нет, по причине отсутствия самого звука, поэтому имя императора без искажений звучит как «Батац». Если добавить титул, то, действительно, очень близко к «цесарь Батый».

«Царствование Иоанна прошло в заботах о восстановлении прежней Византийской империи. Весьма важное значение имела победа Иоанна над латинянами при Пиманионе (недалеко от Лампсака) в 1224 году, результатом которой было отнятие у константинопольского правительства всех земель в Азии. Затем Иоанном в короткое время были завоеваны Лесбос, Родос, Хиос, Самос, Кос; но в попытке овладеть Кандией, а также под стенами Константинополя, Иоанн потерпел неудачу. Пока болгарским царем был Асень, Иоанн действовал в союзе с ним против латинян…» Немного…

«История Византии» (том 3, сборник) более щедра на информацию:

«В течение лета 1235 г. Ватац и Асень захватили у латинян большую часть Фракии. Границей между Болгарией и западными владениями Никейской империи стала река Марица в ее нижнем течении от устья почти до Дидимотики. Сильнейшая фракийская крепость латинян Цурул была осаждена Ватацем. В своих походах против латинян в 1235 и 1236 гг. союзники доходили до стен Константинополя.»

Из того же источника нам становится известно, что после марта 1237 года болгарский царь Асень расторгает союз с никейским императором, который к концу того же года, правда, восстанавливает. Интересно, в данном случае, то, что в 1237 году никейским император уже не принимает личного участия в военных действиях ни в южной Европе, ни в Азии (личное присутствие никейского императора в южной Европе, согласно данным этого источника, зафиксировано лишь в 1242 году - участие в походе против Фессалоник).

В декабре 1237 года Батый напал на первый из русских городов Рязань, предварительно (согласно некоторых источников) разгромив Волжскую Булгарию (предков современных татар).

Если это византийский император, то какие причины могли привести его в Русь?

Какие же причины могли привести никейского императора в Русь?

В 1237 году (предположительно апреле), вероятно, узнав о решении Асеня болгарского (отказе от союза с Батацем), Папа в требует, чтобы никейский император присоединился к римской церкви, последний отказывается. Осознавая угрозу крестового похода против Никеи, оставшись без союзника, Батац должен был искать где-то подкрепление.

Логично предположить, что за помощью император отправился к подданным единоверцам - русским князям.

Приняв крещение в 988 году, Русь признала духовное главенство Византии.

Гумилев так описывал ситуацию:

«На Руси считалось, что существует лишь один царь - Василевс в Константинополе. В Русской земле правили князья - самостоятельные властители, но вторые лица в иерархии государственности. После взятия крестоносцами Константинополя (1204) и крушения власти византийских императоров, титулом «Царь» на Руси стали величать ханов Золотой Орды».

Орды, как государства, в 1237 году ещё не было, но кого-то же в тот период считали царём. А на этот титул, как мы уже выяснили, мог претендовать только никейский император Батац.

О том, что принятие христианства было шагом, закрепившим политический союз, говорит и то, что Владимир в крещении принял имя Василий, в честь правившего византийского монарха. Кроме того, этот союз был скреплён браком Владимира-Василия и византийской царевны Анны.

Сам по себе такой способ закрепления союза между двумя государствами, когда более слабое принимает религию более сильного, не единичен в истории (Ягайло, великий князь Литовский, Русский и Жемойтский в 1386 году принимает католичество и женится на польской королеве Ядвиге; принятие Узбеком ислама около 1319 года; Миндовг принимал католичество в 1251 году, Данила Галицкий - в 1255г). Правда, как только слабое государство становилось сильным, или находило более сильного союзника, оно могло опять поменять религию. Русь религию не меняла, значит, формально этот союз в 1237 году действовал.

Как и любой политический союз, союз Руси с Византией обязывал обе стороны оказывать помощь в случае необходимости. А необходимость у никейского императора была: прежде всего, он хотел вернуть Константинополь, а для этого ему были нужны войска и обеспечение.

О том же говорит и Новгородская летопись: «придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттолѣ послаша послы своя, жену чародѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое.»

Можно, конечно, расценить это как требование дани, но брать дань князьями, а не деньгами, согласитесь, как-то уж совсем странно, а вот в понятие «военная помощь» всё вышеизложенное укладывается.

Кроме того, женитьба рязанского княжича на царевне Евпраксии(?) тоже говорит о том, что политический союз Никеи и хотя бы одного из княжеств Руси существовал.

Трудно судить о причинах, побудивших русских князей отказать никейскому императору, возможно, их смутила "слабость" Никеи, возможно, казалось спорным то, что Батац был наследником Византии, но, согласно Новгородской летописи, действовали они следующим образом:

«Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгоровичь, и Муромьскы /л.121об./ и Проньскыи, не въпустяче къ градомъ, выѣхаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: «олна насъ всѣхъ не будеть, тоже все то ваше будеть». И оттолѣ пустиша ихъ къ Юрью въ Володимирь, и оттолѣ пустиша о Нухлѣ Татары въ Воронажи.»

На что рассчитывали русские князья, отказываясь признать главенство никейского императора, мы врядли когда-либо узнаем. Последовавшая реакция цесаря, сопровождаемого профессиональными военными, была вполне предсказуемой.

Результаты военных действий Татар на территории Руси хорошо известны. Справедливости ради признаем, что не все князья Руси отказались признать верховную власть никейского императора: например, Александр Ярославович (Невский) предпочёл «мир ссоре», о чём, похоже, впоследствии не жалел (кроме Новгорода, в котором его власть, благодаря «игу» упрочилась, он получил Владимир и даже Киев), да и Данила Галицкий, отчаявшись получить вожделённый Киев, тоже признал власть Татар.

Интересно, что отказ Батыя продвигаться в сторону территорий Литвы и Новгорода историки мотивируют «весенней распутицей» в марте 1238 года: «Татара, взяв Торжек марта 15, весь сожгли, людей иных побили, иных в плен взяли, а за ушедшими гнались Селигерскою дорогою даже до Игнача креста, посекая люди, яко траву. И токмо за 100 верст не дошед Новаграда, возвратились, понеже стало быть тепло, боялись междо так многих рек, озер и болот далее идти» (В. Н. Татищев). Новгородская летопись переносит дату захвата Торжка на 5 марта.

Гипотезу Татищева опровергает тот общеизвестный факт, что Ледовое побоище происходило в 1242 г. 5 апреля по старому стилю. Если лёд в начале апреля был настолько прочен, что выдерживал вооружённые дружины, то распутица в начале марта под Новгородом просто невозможна.

Вероятнее всего, что никейский император просто не собирался идти на Новгород. Равно как и на Полоцк, Туров и Новогрудок, как и другие города, вошедшие в состав государства «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское»(ВКЛ).

О причинах, по которым византийский император выбрал другое направление движения, а также об Орде поговорим отдельно.

Приведу карту (сразу принесу извинения за существенные «неточности» в северной части), для того, чтобы можно было по ней рассмотреть подробности передвижений никейского императора.

Продолжим изучать источники:

«В 1241 г. умер Асень. Его сын Коломан I Асень (1241—1246) утвердил мир с Ватацем.

Он пригласил к себе для переговоров Феодора Ангела и задержал его у себя, выступив в 1242 г. в поход против Фессалоники.

Ватац взял крепость Рентину и опустошил окрестности Фессалоники. Одновременно к Фессалонике прибыл и флот Ватаца. Но осада не состоялась. Из Пиг от сына Ватаца Феодора Ласкариса было получено известие, что монголы разгромили турецкие войска. …. Перед своим уходом он отправил к Иоанну его отца Феодора, потребовав от правителя Фессалоники отказа от императорского титула и признания суверенитета никейского императора. Иоанн принял условия ультиматума Ватаца и получил титул деспота.

Разбитый монголами турецкий султан предлагал союз Ватацу. Ватац встретился с султаном на Меандре. Союз был заключен. Но монголы, сделав султана своим данником, как и правителя Трапезундской империи, на время остановили свое продвижение на запад, отправившись на Багдад» (История Византии)

«Он (Батац) захватил огромные территории в Северной Фракии, в Южной и Средней Македонии. Под его властью оказались Адрианополь, Просек, Цепена, Штип, Стенимах, Вельбужд, Скопле, Велес, Пелагония, Серры. Мельник сдала добровольно болгарская знать в обмен на хрисовул Ватаца, утвердившего права и привилегии города.

В пределы Никейской империи на западе входила теперь и Веррия.» (История Византии);

«Иоанн Ватац переправился с войском на европейский берег и в несколько месяцев отнял у Болгарии все завоеванные Асенем II македонские и фракийские области. Не остановившись на этом, Ватац прошел дальше к Солуни, где царила полнейшая разруха, и в 1246 году без труда овладел этим городом. Солунское государство прекратило свое существование. В следующем году Ватацем были завоеваны некоторые фракийские города, принадлежавшие Латинской империи и приблизившие Никейского императора к Константинополю. Эпирский деспотат был приведен в зависимость от его власти. Соперников у Ватаца в его стремлении к берегам Босфора более не было.» (Васильев «История Византийской империи»).

При сравнении дат, указываемых в источниках, хорошо прослеживается тенденция - если действует непосредственно Иоанн Батац со своей армией, то Батый лично ни в каких военных действиях не участвует и наоборот, если мы читаем о завоеваниях Батыя, то в этот период никейский император «берёт отпуск», а «трудятся» исключительно его военачальники.

В Европе ордам Батыя, после тотальных разгромов крестоносцев, реально может противостоять только мощное войско никейского императора, но даже в 1242 году им «удаётся» не встретиться на территории Болгарии. По меньшей мере, странно, если предполагать, что это разные люди.

Немного о войсках византийских императоров.

Википедия:

«Византийские легковооружённые лучники и метатели дротиков использовали тактику, сходную с тактикой славянских воинов. В бою их поддерживала тяжёлая пехота. Лучшим тактическим построением считалось такое, в котором тяжёлая конница располагалась в центре, а легковооружённые конные лучники — на флангах.

Со временем в результате длительных войн с арабским миром конные лучники были постепенно сменены конными копьеносцами. В VII—VIII вв. стандартное построение выглядело следующим образом: в центре располагалась пехота, позади пехоты — тяжёлая конница, на флангах — лёгкая конница. Во время боя тяжёлая конница выдвигалась вперёд через разрывы в рядах пехоты. Собственные части конных лучников просуществовали до IX века и были сменены впоследствии наёмниками из числа тюркоязычных кочевников.

Наёмники, по мнению византийцев, были более надёжны и менее подвержены бунтам и мятежам. Часть этих воинов оставалась служить в войсках империи на постоянной основе, другие только временно служили императорским войскам. Наём иностранных воинов заключалось с санкций центрального правительства. Наёмники служили, главным образом, в центральных войсках. Аланы поставляли Византии высококвалифицированных легковооружённых конных стрелков. Часть из них была поселена во Фракии в 1301 году. Албанцы служили, главным образом, в кавалерии и воевали на пограничье под командованием своих собственных командиров. Армяне, грузины и болгары также составляли определённый процент наёмных и союзных вспомогательных сил. Менее значительную, но заметную роль играли также бургундцы, каталонцы и критяне. Большую роль в византийских войсках вплоть до начала XIV века играли половецкие (куманские) воины, воевавшие в качестве конных лучников.

Тем не менее, большинство легковооружённых всадников составляли наёмники из числа тюркоязычных кочевников, имевших собственную военную организацию. С середины XI века большинство наёмников в лёгкой коннице составляли печенеги. Многие из них служили в провинциальных войсках. Их основным оружием был лук. Также печенеги сражались дротиками, саблями, копьями, и небольшими топорами. Также они имели арканы для стаскивания противника из сёдел. В бою воина прикрывал небольшой круглый щит. Богатые воины носили доспехи пластинчатой конструкции.

Помимо печенегов, в византийской лёгкой коннице служили также сельджуки. Их оружием были луки, дротики, мечи, арканы. Большинство воинов не носило доспехов. Богатые и знатные воины носили пластинчатые доспехи, были у сельджуков и кольчуги. Основной защитой простого воина был небольшой круглый щит.»

Как мы видим, византийские императоры регулярно и охотно пользовались услугами наёмников. Не был исключением и Батац. Собственная армия никейского императора не могла быть большой, но он умел привлекать союзников. Похоже, что именно этим качеством Батаца и объясняется «неисчислимость» полчищ Батыя.

В этой части попробуем разобраться в том, каким же образом один человек был никейским императором и царём Татар, и почему такое могло случиться.

Продолжаем изучать информацию о Татарах. Что же говорят о них источники?

Авторы отечественных летописей характеризуют Татар как «безбожных», «поганых», «беззаконных» и «окаянных», что, увы, никак их не характеризует с точки зрения религии. Хотя бы потому, что мне не попалось ни одного упоминания о намеренном уничтожении Татарами православных христианских храмов, кроме, пожалуй, описания падения Рязани, но это явно "частный случай"...

Более того, Татары не просто спокойно относились к православию, они даже поддерживали его, освободив духовенство от уплаты дани. Кроме того, Орда давала православной церкви ярлыки, по которым любое поношение веры и тем более разграбление церковного имущества карались смертной казнью. Тот же Берке не оказал никакого противодействия при создании на территории Орды православной Сарайской епархии. Лишь после принятия Узбеком ислама изменилось отношение Орды к православию.

У отечественных историков вообще сложилось устойчивое мнение о веротерпимости Батыя.

Западные же летописцы утверждают обратное, изобилуя свидетельствами о гонениях Татарами христианства:

«[Послание Генриха Распе, ландграфа тюрингенского 101 герцогу Брабантскому 102 о татарах. 1242 г.]

Я услышал от брата Роберта из Фелеса, что без колебания тартары эти разорили семь монастырей братьев его.

[Послание аббата монастыря Святой Марии в Венгрии]:

Они спят в церквях с женами своими, а из других мест, богом освященных, о горе! делают стойла для коней.

[Послание Иордана, провинциального викария францисканцев в Польше].:

…а места, освященные богом, оскверняют…

Знайте же, что уже пять монастырей проповедников и две кустодии братьев наших целиком уничтожены …

…они оскверняют места, освященные богом, [и] спят в них с женами, а к гробницам святых привязывают коней своих; и мощи святых отдают на съедение зверям земным и птицам небесным…» (Матвей Парижский)

«Папа… удивляется такому огромному избиению людей, произведенному Татарами, и главным образом христиан, а преимущественно Венгров, Моравов и Поляков, которые подвластны ему…» (Иоанн де Плано Карпини, Архиепископ Антивариский).

Попробуем найти причины столь странной избирательности в веротерпимости со стороны Батыя в истории Византии.

Вернёмся в 1204 год, когда Константинополь был взят латинянами. Как же поступили захватчики?

«После этого похода, вся Западная Европа обогатилась вывезенными константинопольскими сокровищами; редкая западноевропейская церковь не получила чего-либо из “священных останков” Константинополя». (Васильев "История Византийской империи")

«Дошло составленное греками перечисление преступлений, совершенных латинянами в святом Константинополе при взятии, помещенное в рукописи вслед за перечнем вероисповедных грехов латинян. Они, оказывается, сожгли более 10 000 (!) церквей и остальные обратили в конюшни. В самый алтарь св. Софии они ввели мулов для нагрузки церковных богатств, загрязнив святое место; туда же впустили бесстыжую бабу, которая уселась на патриаршем месте и кощунственно благословляла; разбили престол, бесценный по художеству и материалу, божественный по святости, и расхитили его куски; их вожди въезжали в храм на конях; из священных сосудов ели вместе со своими псами, святые дары выбросили, как нечистоту; из другой церковной утвари сделали пояса, шпоры и прочее, а своим блудницам — кольца, ожерелья вплоть до украшений на ногах; ризы стали одеждой мужской и женской, подстилкой на ложах и конскими чепраками; мраморные плиты из алтарей и колонны (кивориев) поставлены на перекрестках; мощи они выбросили из святых рак (саркофагов), как мерзость. В госпитале св. Сампсона они взяли иконостас, расписанный священными изображениями, пробили в нем дыры и положили на «так наз. цементе», чтобы их больные отправляли на нем естественные потребности. Иконы они жгли, топтали, рубили топорами, клали вместо досок в конюшнях; даже во время службы в храмах их священники ходили по положенным на пол иконам. Латиняне разграбили могилы царей и цариц и «обнаружили тайны природы». В самых храмах они зарезали многих греков, священнослужителей и мирян, искавших спасения, и их епископ с крестом ехал во главе латинской рати. Некий кардинал приехал в храм Михаила Архангела на Босфоре и замазал иконы известью, а мощи выбросил в пучину. Сколько они обесчестили женщин, монахинь, скольких мужчин, притом благородных, они продали в рабство, притом, ради больших цен, даже сарацинам. И таковые преступления совершены против ни в чем не виноватых христиан христианами же, напавшими на чужую землю, убивавшими и сжигавшими, сдиравшими с умирающих последнюю рубашку!». (Успенский. «История Византийской империи»)

Как видим, причины «антипатии» никейского императора к римско-католической церкви вполне обоснованы, равно как логично и уважение, проявленное к храмам и монастырям собственной веры.

Похоже, что римско-католическая церковь того периода относилась к православным христианам весьма предвзято. Кроме «схизматики», употребляемые латинянами термины «неверные» и «еретики» в 13 веке часто относились и к православным христианам.

Итак, вернёмся к источникам, составленным римско-католическими священниками, в попытке найти информацию, описывающую реальность Татар.

Матвей Парижский:

«Это сказал Петр, архиепископ Руссии, бежавший от тартар:

Когда его спросили о вероисповедании [их], он ответил, что они веруют в единого владыку мира, и когда отправили посольство к рутенам, поручили [сказать] такие слова: "Бог и сын его - на небе, Чиархан - на земле".

Об обрядах же и верованиях их сказал: "Повсюду утром они воздевают руки к небу, поклоняясь творцу. … И говорят они, что предводитель их — святой Иоанн Креститель. "

Они полагают и говорят, что будет у них суровая схватка с римлянами, ибо они называют всех латинян римлянами, и они боятся чудес, [так как веруют, что] приговор о будущем возмездии может меняться.

[Послание некоего венгерского епископа парижскому епископу]

…Я спросил, кто те, что учат их грамоте; они сказали, что это люди бледные, они много постятся, носят длинные одежды и никому не причиняют зла…

[Послание от Г., главы францисканцев (?) в Кёльне, включающее послание от Иордана и от главы в Пинске (?) о татарах. 1242]

…а мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов, возникает опасение, как бы все христианство не подверглось уничтожению…

[Донесение о татарах, сообщенное в Лионе 130 доминиканцем Андре 1245 г]:

Также брат, которого спросили о религии их, ответил, что они верят, что есть один бог, и имеют свои обряды, которые всеми должны соблюдаться под угрозой наказания.»

Карпини:

«…Одним словом, они верят, что огнем очищаются во всех отношениях.

…, более повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни было люди, живущие в сем мире или духовные, или светские, более всех уважают их и нелегко лгут перед ними. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда. Там не обретается также разбойников и воров важных предметов…

Один достаточно чтит другого, и все они достаточно дружны между собою; и хотя у них мало пищи, однако они вполне охотно делятся ею между собою….

И это люди не изнеженные. Взаимной зависти, кажется, у них нет; среди них нет почти никаких тяжебных ссор; никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может, по средствам. Женщины их целомудренны…

Раздоры между ними возникают или редко, или никогда…

…Этих Команов перебили Татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним. (Что интересно, у Матвея Пражского Команы вообще отказываются воевать против Татар)»

Теперь о самом императоре:

«Никогда не видит человек, чтобы он попусту смеялся и совершал какой-нибудь легкомысленный поступок, как нам говорили христиане, неотлучно с ним пребывавшие. Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей; другие вожди этого не делают.»

Трудно представить, что описываемые «монгалы» не имеют к христианству никакого отношения.

Тот же Карпини, описывая поход Батыя, сообщает: «Совершив это, они вступили затем в землю Турков, которые суть язычники, победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии

Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов, которыесуть язычники, и победили их войною.»

Карпини мордванов и турков называет «суть язычники», избегая применять этот термин к русским и никак не называет Татар. Будь Татары язычниками, почему бы так и не написать: «Татары - суть язычники», но он предпочитает никак их не называть, акцентируя внимание читателя на «идолопоклоннических» элементах обрядов. Равно как и русские у него не являются ни язычниками, ни христианами, но о принятии Русью крещения по греческому обряду задолго до рождения Карпини хорошо известно (и ему самому в том числе). А никейский император и его армия не могут быть «суть язычниками» потому, что они всё же последователи христианского учения, вопреки представлениям о христианстве латинян.

Сомнений в том, что никейский император был православным в рамках христианства, нет (в тот период император совместно с патриархом в Византии решали, какое течение христианства верное, а какое - нет), но некоторые моменты позволяют выявить особенности его верований, а, заодно, и прояснить причины, по которым римско-католическая церковь столь агрессивно относилась к христианству византийского образца.

Батый

Батый, Бату, Саин-хан (умер 1255), - монгольский хан, 2-й сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца (1227) стал главой улуса Джучи, участвовал во всех главных военных походах татаро-монголов. В 1236-1243 годы возглавлял поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения в 1236 году Дешт-и-Кыпчака (Половецкая степь) и завоевания Руси (1237-1240) совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русскими княжествами. По возвращении в 1243 году из похода в Европу Батый обосновался на Нижней Волге, где возникло монгольское государство Золотая Орда, простиравшееся от Иртыша до Дуная. Батый стремился к получению максимальных доходов с населения зависимых стран, прибегая к жесточайшим формам феодальной эксплуатации. Уделял много внимания возрождению в Поволжье торговли и ремесел. С именем Батыя связано основание столицы - г. Сарай-Бату (Старый Сарай) на восточном берегу Волги, близ Астрахани. Батый участвовал в перевороте в Монгольской империи (1251), во время которого при его поддержке выдвинулся великим ханом Мункэ из рода Тулуя.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Казань.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Тизенгаузен В. Г., Сб. мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1-2, СПБ-М.-Л., 1884-1941; Греков Б. Д. и Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950.

БАТЫЙ (БАТУХАН) (1208 - 1246+)

Родители: Джучи (1127+), ?;

Основные моменты жизни

Батый, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана . По разделу, произведенному Темучином в 1224 году, старшему сыну, Джучи, достались Кипчацкая степь, Хива, часть Кавказа, Крым и Россия (улус Джучи). Ничего не предприняв для фактического овладения назначенной ему части, Джучи умер в 1227 году.

На сеймах (курултаях) 1229 и 1235 годов было решено отправить большое войско для покорения пространств к северу от Каспийского и Черного морей. Хан Угэдей поставил во главе этого похода Батыя. С ним шли Орду, Шибан, Тангкут, Кадан, Бури и Пайдар (потомки Темучина) и полководцы Субутай и Багатур.

В своем движении это нашествие захватило не только русские княжества, но и часть Западной Европы. Имея в виду в этой последней первоначально только Венгрию, куда ушли от татар куманы (половцы ), оно распространилось и на Польшу , Чехию , Моравию, Боснию, Сербию, Болгарию , Хорватию и Далмацию.

Поднявшись по Волге, Батый разгромил Булгары , затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву, Владимир на Клязьме (февраль 1238 года), двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушел в Половецкие степи, по дороге расправившись с Козельском. В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Каменец, Владимир-на-Волыни, Галич и Лодыжин (декабрь 1240 года). Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу (разгромлены Сандомир 13 февраля 1241 года, Краков 24 марта, Ополье и Бреславль), где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.

Крайним западным пунктом этого движения оказался Мейсен: монголы далее на запад двигаться не решились. Европа была захвачена врасплох и не оказала дружного и организованного сопротивления. Чешские силы опоздали под Лигницу и были направлены в Лужицы наперерез предполагаемому пути монголов на запад. Поворот последних на юг пришелся на беззащитную Моравию, которая подверглась опустошению.

Другая большая часть с Батыем во главе пошла на Венгрию, где скоро с нею соединились Кадан и Орду. Король Бела IV венгерский был наголову разбит Батыем и бежал. Батый прошел Венгрию, Хорватию и Далмацию, всюду нанося поражения. В декабре 1241 года умер хан Угедей; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана. В марте 1242 года началось обратное, не менее опустошительное, движение монголов через Боснию, Сербию и Болгарию.

Позже Батый не делал попыток воевать на запад, осев со своей ордой на берегах Волги и образовав обширное государство Золотую Орду.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

Бату-хан, Батый, Саин-хан (1208- 1255)- великий хан, полководец. Сын Джучи, внук Чингисхана. В 1236-1242 годы возглавил поход в Восточной Европу и на Русь. Основатель Золотой Орды (1242-1255), простиравшейся от Иртыша до Дуная. Очень часто упоминается в работах Гумилёва. Согласно теории комплиментарности Гумилёва (комплиментарность есть неосознанная взаимная симпатия различных суперэтносов или отдельных персон), именно она послужила поводом для дружбы Бату-хана и Александра Невского («Ритмы Евразии», 178). Имя Бату-хана в трудах Гумилёва связано с его походом на Русь, в котором было разгромлено войско Рязанского княжества, взяты в Великом княжестве Владимирском 14 городов и раз-бито войско князя Юрия II на реке Сить, затем после двухнедельной осады 5 марта 1238 года взят Торжок. Семь недель осаждал Бату-хан Козельск. В 1239 году Бату-хан взял Чернигов, в 1240 году - Киев, в 1241 году монголы напали на Венгрию.

Гумилёв считает, что «поход Бату-хана по масштабам произведенных разрушений сравним с междоусобной войной, обычной для того неспокойного времени. Но впечатление от него было грандиозным, ибо выяснилось, что Древняя Русь, Польша и Венгрия не устояли перед кучкой татар» («Древняя Русь и Великая Степь», 464). Гумилёв пишет: «Основатель Золотой Орды Бату-хан - это деятель большого масштаба, никак не меньшего, чем в Западной Европе Карл Великий, король франков, император. Его имя при жизни начало обрастать легендами. Не случайно, видимо, этот властитель получил и почтительное прозвище Саин, то есть справедливый, добрый. Он основал столицу Орды, о которой араб ибн-Батутта, один из крупнейших географов Средневековья, побывав здесь, писал: «Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами». Численность проживавшего нас. составляла около 75 тысяч человек. Среди них были монголы, аланы, кыпчаки, черкесы, русские и византийцы. Городов, как древних, в том числе Хорезм и Болгар, так и молодых, насчитывалось в Орде не менее ста» («Черная легенда», 247).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 86-87.

Батый, Бату, Саин-хан (1208 - 1255), монгольский хан, внук Чингисхана, предводитель монголо-татар в завоевательных походах в Вост. Европу. Унаследовав в 1227 от отца улус Джучи (Хорезм, Кавказ и земли к 3. от Иртыша), Б. в 1236 завоевал Ср. Поволжье и Половецкую степь. В 1237-40 предпринял 2 опустошит, похода на Русь. Рус. народ оказал завоевателям мужеств. сопротивление. Героич. оборона Рязани, Москвы, Владимира, Козельска (см. Козельска оборона 1238), Киева и др. городов подорвала боевую мощь войск Б. В 1241-42 монголо-татары вторглись на территории ряда государств Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Далмация, Валахия, Трансильвания), но, встретив упорное сопротивление народов, войска Б., ослабл. походами на Русь, вынуждены были весной 1242 отступить. В 1243 на захвач. землях Б. создал феод, государство - Золотую Орду, простиравшуюся от Иртыша до Дуная со столицей Сарай-Вату в низовьях Волги (см. Монголо-татарские завоевания 13 в.). В воен. искусстве Б. придерживался таких приёмов, как внезапность и стремительность нападения, уклонение от крупных сражений, изматывание пр-ка действиями лёгкой конницы. Военные успехи закреплял варварским уничтожением городов и массовым истреблением народов покорённых земель.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 1

Далее читайте:

Владимир на Клязьме (описание города)

Владимир - взятие города Владимира войском хана Батыя7 февраля 1238 г.

Литература:

Греков Б. Д. и Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950.

Гpeков И. В. Восточная Европа и упадок -Золотой Орды (На рубеже XIV-XV вв.). М., 1975;

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950;

Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. М., 1966;

Строков А. А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955;

Татаро-монголы в Азии и Европе. Сборник статей. М., 1970.

Тизенгаузен В. Г., Сб. мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1-2, СПБ-М.-Л., 1884-1941;

Имя: Батый (Batu Khan)

Дата рождения: 1209 г.

Возраст: 46 лет

Дата смерти: 1255 г.

Рост: 170

Деятельность: полководец, государственный деятель

Семейное положение: был женат

Батый: биография

Смерть великого хана Монгольской империи не положила конец захватническим войнам Золотой орды. Внук гениального полководца продолжил традиции знаменитого деда и организовал самый вероломный поход Золотой орды в истории, названный Великим западным походом. Нашествие Батыя расширило империю Чингисхана до невероятных границ.


В одном из сохранившихся документов времен похода Батыя есть строки:

«Вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва Северо-Восточную Русь, разрушил богатейший город Киев, разбил Поляков, Силезцов и Моравов и, наконец, устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир».

Разорительный поход Батыя на Русь и последовавшее 250-летнее татаро-монгольское иго оставили неизгладимый след в истории государства.

Детство и юность

Точной даты рождения Батыя нет. В исторических документах указывается разный год рождения. Бату, сын Джучи, родился в самом начале XIII века. Отец Батыя – старший сын Чингисхана, которому достались в наследство все земли, находящиеся к западу от реки Иртыш. Также Джучи получил еще не завоеванные земли: Европу, Русь, Хорезм и Волжскую Булгарию. Чингисхан повелевал сыну расширить границы улуса (империи) за счет завоевания российских земель и Европы.


Джучи не любили родственники. Жизнь отец Батыя прожил уединенную, на своих землях. После смерти Джучи при невыясненных обстоятельствах в 1227 году войска на западе от Иртыша назвали Батыя наследником. Чингисхан утвердил выбор наследника. Власть в государстве Батый разделил с братьями: Орду-Ичену досталась большая часть войска и восточная часть государства, а остальное Батый разделил с младшими братьями.

Походы

Биография хана Батыя – история жизни великого воина. В 1235 году у реки Онона курултай (совет знати) принял решение возобновить поход на Запад. Первая попытка дойти до Киева была предпринята войсками Чингисхана в 1221 году. Потерпев поражение в 1224 году от волжских булгар (Волжско-Камская Булгария – государство в Среднем Поволжье), войска Чингисхана остановили продвижение. Возглавить новый поход поручили внуку Чингисхана хану Батыю. Правой рукой Батыя назначили Субэдэй-багатура. Субэдэй ходил во все походы с Чингисханом, участвовал в победной битве с половцами и русскими войсками на реке Калке (нынешняя Донецкая область, Украина).


В 1236 году Батый возглавил войска в Великом западном походе. Первым завоеванием Золотой Орды стали половецкие земли. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи. Нашествий на Русь было несколько. Батый лично руководил захватом земель Рязани и Владимира в 1238 году, в 1240 году – Киева. Завоевав Волжскую Булгарию, Батый с войском пошел на половцев на Дону. Последние войска половцев разбиты монголами в 1237 году. Разбив половцев, татаро-монголы Батыя двинулись на Рязань. Город пал на шестой день штурма.


До наших дней сохранилась древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», датируемая концом XVI века. В древних списках повествуется о нашествии татаро-монгол на Рязань в 1237 году. Хан Батый с ордой стал на реке Воронеж под Рязанью. Князь Юрий Игоревич послал за подмогой к великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу. Одновременно Юрий попытался отделаться от Батыя подарками. Хан прознал о красавице, живущей за стенами Рязани, и потребовал прислать к себе сноху князя Евпраксию. Муж Евпраксии сопротивлялся и был убит. Женщина покончила с собой, спрыгнув с терема. Отказ послужил сигналом для начала сражения. Итогом битвы стали захват и разорение Рязани татарами Батыя. Войско Юрия было разбито, князь погиб.


По преданию, воевода Рязани , вернувшись домой из Чернигова, увидел разрушенный татарами город. Собрав отряд из 177 человек, отправился по следам монголов. Вступив в неравный бой с войском Батыя под Суздалем, дружину разбили. Батый, отдавая дань храбрости Коловрата, проявленной в неравной схватке, отдал тело убитого воеводы оставшимся в живых русским со словами: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». Имя рязанского воеводы вписано в историю России рядом с другими, не менее славными героями.


Разрушив Рязань, войско Батыя отправилось на Владимир. Москва и Коломна, стоявшие на пути хана, были разорены. Осада Владимира началась зимой 1238 года. Через четыре дня татары взяли штурмом город. Батый приказал поджечь Владимир. В огне погибли жители вместе с великим князем. Разорив Владимир, орда разделилась надвое. Одна часть войска отправилась захватывать Торжок, другая пошла на Новгород, по пути разбив русское войско на реке Сить. Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул назад. Проходя через город Козельск, орда встретила упорное сопротивление местных жителей. Осада Козельска длилась семь недель. Захватив город, татары не оставили от него и камня.


Южное направление Батый захватывал в 1239 году. По пути к главной цели – Киеву – хан разрушил Переяславское и Черниговское княжества. Осада Киева длилась три месяца и закончилась победой хана Батыя. Последствия татаро-монгольского нашествия на Русь ужасны. Земля лежала в обломках. Многих городов не стало. Жители уведены в рабство в Орду.

В результате монгольского вторжения на Русь в 1237-1248 годах великим князьям пришлось принять политическую и данническую зависимость княжеств от Монгольской империи. Русские ежегодно платили дань. Хан Золотой Орды назначал князей на Руси ярлыками. Иго Золотой Орды Северо-Восточных земель Руси продолжалось два с половиной века, до 1480 года.


В 1240 году разбитый Ордой Киев передан Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. В 1250 году князь отправился представителем на курултай в Каракорум, где был отравлен. Сыновья Ярослава Андрей и отправились вслед за отцом в Золотую Орду. Андрей получил во владение Владимирское княжество, а Александр – Киев и Новгород. Занятие Киева открыло Золотой Орде дорогу в Европу. У подножья Карпат Западный поход разделился на два войска. Одна группа, руководимая Байдаром и Орду, направилась в поход на Польшу, Моравию и Силезию.


Другая, во главе с Батыем, Каданом и Субудеем, завоевала Венгрию: 11 апреля 1241 года войска короля Бела IV разбиты монголами в битве на реке Шайо. С победой над Венгрией Батыю открылся путь к завоеванию Болгарии, Сербии, Боснии, Далмации. В 1242 году войска Золотой Орды вошли в Центральную Европу и остановились у ворот саксонского города Мейсен. Поход на Запад завершился. Вторжение на Русь сильно потрепало полчище татар. Батый вернулся на Волгу.


Еще одной причиной окончания Великого похода стала смерть великого хана Угэдея, преемника Чингисхана. Новым каганом стал Гуюк, давний враг Батыя. После прихода к власти Гуюка начались межклановые битвы. В 1248 году великий хан отправился в поход против Батыя. Но, дойдя до Самарканда, великий хан Гуюк скоропостижно скончался. По предположению историков, хан был отравлен сторонниками Батыя. Следующим Великим ханом в 1251 году стал сторонник Батыя Мунке.


В 1250 году Батый основал город Сарай-Бату (ныне – район села Селитренного в Харабалинском районе Астраханской области). По отзывам современников, Сарай-Бату – красивейший город, полный людей. Яркие базары и улицы поражали воображение гостей города. Позже, во времена правления хана Узбека, город пришел в упадок и был разобран на кирпичи для строительства новых поселений.

Личная жизнь

Хан Батый имел 26 жен. Старшая жена – Боракчин-хатун. Боракчин родом из племени татар, кочевавших на востоке Монголии. По неподтвержденным данным, Боракчин – мать старшего сына Батыя, Сартака. Кроме Сартака известно о еще двух сыновьях хана: Тукане и Абукане. Существуют данные, что был еще один наследник Батыя – Улагчи.

Смерть

Батый умер в 1255 году. Точной информации о причинах смерти хана нет. Существуют версии о смерти от отравления или ревматической болезни. Наследником Батыя стал старший сын Сартак. Сартак узнал о кончине отца, находясь при дворе Мунки-хана в Монголии. Возвращаясь домой, наследник скоропостижно умер. Ханом стал малолетний сын Сартака Улагчи. Регентом при хане и правительницей улуса стала Боракчин-хатун. Вскоре Улагчи умер.


Боракчин противостояла приходу к власти в Джучиевом улусе сына Джучи, внука Чингисхана Берке. Заговор раскрыли, а Боракчин казнили. Берке – последователь политики брата Бату в расширении независимости улуса. Он первый хан, принявший ислам. За время правления улус обрел самостоятельность. Утвердился гнет Золотой Орды над Русью.

Память

Батый оставил на Руси страшную память о себе. В древних летописях хана называли «нечестивым», «безбожным». В одном из сохранившихся до наших дней сказаний можно прочесть:

«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».

На Востоке к хану Батыю относятся с почтением. В Астане и Улан-Баторе названы улицы в честь Бату-хана. Имя хана Батыя встречается в литературе и кинематографе. К биографии великого полководца не раз обращался писатель Василий Ян. Книги писателя «Чингисхан», «Батый», «К «последнему» морю» известны читателям. О Батые упоминается в книгах Алексея Югова и Ильяса Есенберлина.


Нурмухан Жантурин в роли Батыя в фильме "Даниил – князь Галицкий"

Походам Золотой Орды и хану Батыю посвящен советский фильм 1987 года режиссера Ярослава Лупия «Даниил – князь Галицкий». В 2012 году на экраны России вышла картина Андрея Прошкина «Орда». В картине освящены события, происходившие на Руси и в Золотой Орде в XIII веке.

Имя: Батый (Бату)

Годы жизни: около 1209 года - 1255/1256 годы

Государство: Золотая Орда

Сфера деятельности: Армия, политика

Величайшее достижение: Стал правителем Золотой Орды. Провел ряд завоеваний на северо-западе, в том числе и Русь.

Хан Батый (приблизительно 1205-1255) был монгольским правителем и основателем Синей Орды. Батый был сыном Джучи и внуком Чингисхана. Его (или Кипчакское ханство), которая правила Русью и Кавказом около 250 лет, после того как уничтожила армии Польши и Венгрии. Батый был номинальным главой монгольского вторжения в Европу, при этом его генералу Субэдэю приписывают славу отличного стратега. Получив контроль над Русью, Волжской Булгарией и Крымом, он вторгся в Европу, выиграв битву при Мохи против Венгерской армии 11 апреля 1241 года. В 1246 году он вернулся в Монголию для избрания нового Великого Хана, по видимому, надеясь на первенство. Когда его соперник, Гуюк-хан стал Великим Ханом, он вернулся в свое ханство и построил на Волге столицу - Сарай, известный как Сарай-Бату, остававшийся столицей Золотой Орды, пока та не распалась.

Роль хана Батыя в российских и европейских кампаниях иногда преуменьшают, отводя ведущую роль его генералу. Тем не менее, заслуга Батыя в том, что он прислушался к совету своего генерала набираться опыта в военном деле. Возможно, самым важным результатом вторжения в Европу монголов Батыя-хана было то, что оно помогло привлечь внимание Европы к миру за ее пределами.

До тех пор, пока существовала монгольская империя, дававший развитие торговле, а также дипломатии: например, папский нунций смог прибыть на ассамблею 1246 года. В какой-то степени монгольская империя и монгольское вторжение в Европу, ответственность за которое, хотя бы и номинально, лежала на хане Батые, служили мостом между различными культурными частями мира.

Родословная Батыя

Хотя Чингисхан признал Джучи своим сыном, его происхождение остается под вопросом, так как его мать Бортэ, жена Чингисхана, оказалась в плену, и он родился вскоре после ее возвращения. Пока был жив Чингисхан, эта ситуация была известна всем, но публично ее не обсуждали. Тем не менее, она вбила клин между Джучи и его отцом; незадолго до смерти Джучи чуть ли не воевал с ним из-за упорного отказа жены, Юки, присоединиться к военным кампаниям.

Джучи также было дано только 4 тыс. монгольских солдат, чтобы основать свое собственное ханство. Сын Джучи Бату (Батый), описанный как «второй и самый способный сын Юки», получил большую часть своих солдат, вербовав их среди завоеванных тюркских народов, в основном из кипчакских турок. Позднее Батый сыграл важную роль в том, чтобы склонить своего дядю Удегея на сторону Толуя, его другого дяди. После того, как Джучи и Чингисхан умерли, земли Джучи были разделены между Батыем и его старшим братом Ордой. Орда правил землями примерно между Волгой и озером Балхаш - Белой Ордой, а Батый правил землями к западу от Волги - Золотой Ордой.

После смерти наследника Батыя, Сартака, брат Батыя Берке унаследовал Золотую Орду. Берке не желал объединяться со своими двоюродными братьями в монгольской семье, вступив в войну с Хулагу-ханом, хотя он официально признал только ханство Китая как своего теоретического повелителя. Фактически, к тому времени Берке был независимым правителем. К счастью для Европы, Берке не разделял заинтересованность Батыя в ее завоевании, однако он потребовал выдачи венгерского короля Белы IV и отправил своего генерала Боролдая в Литву и Польшу. У Батыя было не менее четырех детей: Сартак, хан Золотой Орды от 1255-1256, Тукан, Абукан, Улагчи (вероятно, сын Сартака). Мать Батыя Юка-фудж-хатун принадлежала к монгольскому клану Кунгират, а его главный хатун Боракчин был алчи-татаром.

Ранние годы Батыя

После смерти Джучи его территория была разделена между его сыновьями; Орда получил правый берег Сырдарьи и районы вокруг Сари Бу, Батый северное побережье Каспийского моря до реки Урал.

В 1229 году Угедей отправил трех туменов под Кухдей и Сундей против племен на нижнем Урале. Затем Батый присоединился к военной кампании Угэдэя в династии Цзинь в Северном Китае, когда они сражались с башкирами, куманами, булгарами и аланами. Несмотря на сильное сопротивление своих врагов, монголы завоевали множество городов чжурчженей и превратили башкир в своих союзников.

Вторжение Батыя в Русь

В 1235 году Батыю, который ранее руководил завоеванием Крыма, была поручена армия, возможно, 130 тыс., для наблюдения за вторжением в Европу. Его родственники и двоюродные братья Гуюк, Бури, Монгке, Хулген, Кадан, Байдар и известные монгольские генералы Субутай (Сүбэдэй), Бородал (Боролдай) и Менгюсер (Мнхсар) присоединились к нему по приказу своего дяди Угэдэя. Армия, фактически под командованием Субэдэя, пересекла Волгу и вторглась в Волжскую Булгарию в 1236 году. Им понадобился год, чтобы сокрушить сопротивление волжских булгар, кыпчаков и аланов.

В ноябре 1237 года Батый-хан отправил своих послов к рязанскому князю Юрию Игоревичу и потребовал его верности. Месяц спустя орды осадили Рязань. После шести дней кровавой битвы город был полностью уничтожен. Взволнованный новостями, Юрий послал своих сыновей задержать Орду, но был побежден. После были сожжены Коломна и Москва, затем 4 февраля 1238 года Орда осадила Владимир. Через три дня столица Владимиро-Суздальского княжества была взята и сгорела дотла. Княжеская семья погибла в огне, а сам князь поспешно отступил на север. Перейдя через Волгу, он собрал новую армию, которая 4 марта на реке Сить была полностью уничтожена монголами.

Впоследствии Батый разделил свою армию на несколько частей, которые опустошили еще четырнадцать городов Руси: Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Кашин, Кшнятин, Городец, Галич, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Волоколамск, Тверь и Торжок. Самым трудным оказался город Козельск, где княжил малолетний Василий - жители сопротивлялись монголам в течение семи недель. Только три крупных города избежали разрушения: Смоленск, который подчинился монголам и согласился отдать дань уважения, и Новгород с Псковом, которые оказались слишком далеко, да к тому же началась зима.

Летом 1238 года хан Батый опустошил Крым и покорил Мордовию. Зимой 1239 года он взял Чернигов и Переяслав. После нескольких месяцев осады в декабре 1239 года Орда ворвалась в Киев. Несмотря на яростное сопротивление Данилы Галицкого, Батыю удалось взять две главные столицы - Галич и Владимир-Волынский. Государства Руси стали вассалами, а не вошли в центральноазиатскую империю.

Батый решил пойти на центральную Европу. Некоторые современные историки полагают, что Батый заботился в первую очередь о том, чтобы его фланги были защищены от возможного нападения со стороны европейцев и отчасти обеспечили дальнейшие завоевания. Большинство полагает, что он намеревался завоевать всю Европу, как только его фланги укрепятся и его армия снова будет готова. Вероятно, он планировал поход на Венгрию, потому что русские князья и простолюдины нашли там убежище и могли бы представлять угрозу.

Монголы вторглись в Центральную Европу в три группы. Одна группа завоевала Польшу, победив объединенное войско под командованием Генриха Благочестивого, герцога Силезского и Великого Магистра Тевтонского ордена в Легнице. Вторая пересекла Карпаты, а третья выступила за Дунай. Армии вновь соединились и разгромили Венгрию в 1241 году, победив армию во главе с королем Белой IV в битве при Мохи 11 апреля. Войска прокатились по равнине Венгрии летом, а весной 1242 года они распространили свой контроль на Австрию и Далмацию, а также вторглись в Богемию.

Это нападение на Европу было запланировано и осуществлено Субэдэем, под номинальным командованием Батыя. Во время своей кампании в Центральной Европе Батый написал Фридриху II, императору Священной Римской империи, требуя его капитуляции. Последний ответил, что он хорошо знал охоту на птиц и хотел бы стать хранителем орла Батыя, если он когда-нибудь потеряет свой трон. Император и папа Григорий IX созвали крестовый поход против Монгольской империи.

Субэдэй добился, возможно, своей самой прочной славы победами в Европе и в Восточной Персии. Разоряя множество русских княжеств, он отправил шпионов в Польшу, Венгрию и Австрию, готовясь к нападению на центральную часть Европы. Имея четкую картину европейских королевств, он подготовил нападение с двумя «князьями крови» (дальними отпрысками рода Чингисхана), Кайду и Каданом, хотя фактическим командиром на поле был снова генерал Субэдэй. В то время как на севере Кайду выиграл битву при Легнице, а армия Кадана победила в Трансильвании, Субэдэй ждал их на венгерской равнине. Воссоединившаяся армия отошла к реке Саджо, где они нанесли поражение королю Беле IV в битве при Мохи.

К концу 1241 года, когда Батый и Субэдэй завершили вторжения в Австрию, Италию и Германию, их настигло известие о смерти Угэдэя-хана (умер в декабре 1241 года), и монголы ушли в конце весны 1242 года, поскольку «князья крови» и Субэдэй были отозваны в Каракорум, где был проведен курултай (съезд монгольской знати). Батый фактически не присутствовал на курултае; он узнал, что Гуюк получил достаточную поддержку, чтобы стать ханом и остаться в стороне. Вместо этого он развернулся, чтобы укрепить свои завоевания в Азии и на Урале. С ним не было Субэдэя - он остался в Монголии, где умер в 1248 году, и вражда Батыя и Гуюк-хана сделала невозможным дальнейшее европейское вторжение.

Начало вражды датируется 1240 годом: празднуя победу над Русью, Бату заявил, что победитель имеет право первым выпить из церемониального кубка. Но его двоюродный брат, по-видимому, считал, что это право принадлежит генералу Батыя. Ухудшение отношений между внуками Чингисхана в конечном итоге привело к распаду Монгольской империи.

После возвращения Батый-хан основал столицу своего ханства в Сарае в низовьях Волги. Он планировал новые кампании после смерти Гуюка, намереваясь воспользоваться первоначальными планами Субэдэя по вторжению в Европу, но умер в 1255 году. Наследником стал его сын Сартак, который решил не вторгаться в Европу. Предполагают, что если бы монголы продолжили свою кампанию, они достигли бы Атлантики, поскольку «никакая европейская армия не смогла бы противостоять побеждающим монголам».

Кипчакское ханство управляло Русью через местных князей в течение следующих 230 лет.

Кипчакское ханство было известно на Руси и в Европе как Золотая Орда. Некоторые думают, что названа она так из-за золотого цвета палатки хана. «Орда» происходит от монгольского слова «орда» (орду») или лагеря. Слово «золотой», как полагают, имело еще и значение «царский». Из всех ханств Золотая Орда правила дольше всех. После падения династии Юань в Китае и падения Илханата на Ближнем Востоке потомки хана Батыя продолжали управлять русскими степями.

Хотя Субэдэя описывают как настоящего вдохновителя кампаний, проводимых Батыем: «Возможно, что Батый был только верховным командующим, используя свое имя, и что реальное командование было в руках Субэдэя». Но Батый был достаточно мудр, чтобы «мастерски использовать рознь между различными королевствами Европы» для целей монгольской кампании. И неоспоримая заслуга Батыя была в том, что он слушал советы своего генерала и умело использовал свой многолетний опыт в этой области.

Возможно, самым значительным наследием Батыя и монгольского вторжения в Европу было то, что оно помогло привлечь внимание Европы к миру за пределами ее пространства, особенно к Китаю, который фактически стал доступным для торговли, поскольку сама Монгольская империя держалась за счет Шелкового пути и тщательно оберегала его. В какой-то степени Монгольская империя и монгольское вторжение в Европу послужили мостом между различными культурными мирами.