Час общения. Поговорим о вреде сквернословия

  • формирование навыков здорового образа жизни.
  • Расширить знания детей о вредных привычках.
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
  • Подготовительная работа

    Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.
  • Подготовить плакат “Дерево доброты”.
  • Оформить кабинет наглядными материалами Приложение 1 (стихи, пословицы, поговорки).
  • Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.
  • Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва “Дерева доброты”).

    Перед проведением занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” Приложение 2 .

  • Организационный момент. Игра “Необычные приветствия”.
  • Представление результатов анкетирования, темы занятия.
  • Информационный материал.
  • Игра “Волшебный микрофон”.
  • Упражнение “Дерево доброты”.
  • Викторина.
  • Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток.
  • Ход занятия

    Все занятие сопровождается слайдами презентации Приложение 3

    1. Игра "Необычные приветствия"

    Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

    Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь..." - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

    Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

    Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

    Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

    Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

    В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

    Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

    Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

    Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

    К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

    Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

    В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

    В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

    Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

    Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

    Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

    Как же избавиться от сквернословия?

    Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

    Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
    Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

    Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

    4. Игра “Волшебный микрофон”.

    Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

    Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

    5. Упражнение “Дерево доброты”.

    Ведущий предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

    А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.

    (дети делятся на 2 команды, избирается жюри)

    Членам жюри ведущий раздает бланки Приложение 4

    7. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

    Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной Московской школьницы:

    Как богат и свободен наш Великий язык.
    Как красив и чудесен его благостный лик…
    Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
    Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

    Его многие любят, и он нравится многим
    И мой мир без него не богат, а убогий.
    И для каждого он частица себя
    Возлюби его так же, как ты любишь себя.

    Но что значит, для нас
    современным казаться?
    Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
    Или взрослым хамить и детей обижать?
    Или мат полюбить, или пьяницей стать?
    Нет и нет!

    Это только лишь казаться
    Современным быть -
    Это уметь говорить,
    Это красиво уметь выражаться

    Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

    Под музыку всем участникам занятия раздаются памятки Приложение 6

    Информационные источники

    Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

    Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

    Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.

    Картинки для презентации взяты в сети Интернет.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Удомельская начальная общеобразовательная школа «Садко»

    Классный час на тему « Что такое сквернословие?»

    Учитель начальных классов

    МБОУ УНОШ «Садко»

    2012г.

    г.Удомля

    Оборудование:

    компьютер, проектор, экран.

    Цель:

    1.Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в обществе.

    2.Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека

    3.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

    1. Вступительное слово.

    Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о сквернословии

    Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

    Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

    Что же такое сквернословие - порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

    Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

    По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

    1. История возникновения сквернословия.

    История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь.

    Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

    Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

    Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

    В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

    Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах .

    При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

    Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

    Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

    1. Но как же влияет мат на человека?

    Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

    В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

    Семнадцатилетнее исследование Белявского, к которому постепенно присоединилась большая группа его коллег, увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены.

    В диссертации на эту тему с математической точностью доказывалось, что не только человек обладает какой-то энергетикой, но и каждое его слово несет собственный энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость, либо приближая старость. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем зарядов может быть только два: положительный и отрицательный. Любая матерщина идет со знаком «минус».

    Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу со множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матершинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

    В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются этой проблемой.

    Они выяснили, что мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека, постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

    Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом.

    Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и убитые семена ожили.

    Уже давно проводятся эксперименты с водой. Оказывается, что в воде важен не столько ее химический состав, сколько структура.

    Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    Ученые начали проверять, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты: над одной матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

    Также проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой молились, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, над которыми и не ругались, и не молились. Уже существуют специальные институты, в которых как раз на семена пытаются воздействовать добрыми словами, чтобы повысить урожайность.

    В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

    То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

    Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

    Лист бумаги с напечатанными на нем словами обертывали вокруг бутылки с водой. Получился кристалл совершенной формы. Это указывает на то, что любовь и признательность являются основой жизни.

    Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

    А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

    Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

    Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

    Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат несется на нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун.

    Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

    Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.

    4 стадии развития болезни :

    I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

    II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

    III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого.

    IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

    И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.

    1. Нужно ли бороться со сквернословием и как?

    Мат - это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию?

    1. Как борется с матом закон.

    Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
    «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
    2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

    Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    1. Заключительная часть.

    Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

    У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти.

    Л.Н.Толстой писал: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

    Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом.

    «Горе всякому хулителю - поносителю» (из Корана)

    «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии).

    Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера

    Слова.

    Словом можно убить,

    словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести.

    Словом можно продать,

    и предать, и купить,

    Слово можно

    в разящий свинец перелить.

    «Всякое слово гнилое

    да не исходит из уст ваших...»

    В заключение проводится анкетирование (или обсуждение):

    1. Что нового вы узнали сегодня?

    2. Полезен ли был сегодняшний разговор?

    3. Какие выводы вы сделали?

    Информационные источники

    http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=322

    Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.

    Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

    http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

    http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


    Поле брани

    Существует несколько слов и выражений, общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке. Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день

    разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами. Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях. Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом. Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

    Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо, с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы. Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

    Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

    Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

    В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком. Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов. Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

    Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей, к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия. Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами, которые, увы, нынче просто витают в воздухе.

    И.Г. Отец Виктор, что–то произошло с нашим народом, со всеми нами. То, что научно называется «ненормативной лексикой», стало обычной средой нашей жизни. Это отмечают решительно все: если тридцать - сорок лет назад услышать грязные слова можно было на улице только от сильно выпивших людей, то сейчас - это «нормальный» способ общения во всех социальных и культурных группах, во всех возрастах, в частной и общественной жизни. Их можно услышать и с экрана телевидения. Иногда можно услышать, как молодая мать обращается к своему малышу, используя эти слова. Они так прочно вошли в нашу речь, что их нередко используют даже в церковной среде.

    Более того. Многие люди считают что, что это наше наследство, наш язык - зачем же его лексику делить на хорошие и плохие слова? Подростки и даже маленькие дети уже не стесняются ругаться ни на улицах, ни при старших. Как отучить ребенка от этого яда?

    О.В. Нужно, чтобы ребенок понимал, что он говорит, зачем и как. Если он сказал какую–то гадость, можно спросить:

    А что ты сейчас сказал? Ты можешь понять, что ты сказал?

    Часто они не понимают.

    Давай сейчас вместе разберемся!

    Если это мат, то можно сказать:

    Посмотри, ты разрушаешь то, что нельзя разрушать: почтение и любовь к матери. В матерном слове ты говорил не о своей матери, а о матери другого человека. Ты посягнул на самое дорогое, что есть в жизни. Слово должно помогать жить, слово должно творить жизнь, но не разрушать. Когда ты так говоришь, ты разрушаешь жизнь, ты портишь себя, портишь окружающих людей.

    Если это стало такой привычкой, от которой ребенок уже не может оторваться то, тут можно сказать:

    Если тебя наказать за это, ты не исправишься. Ты должен сам хорошо подумать, что ты делаешь, какая цель этого. Какой смысл каждого твоего слова? Человек может словом обрадовать, утешить, может дать какое–то знание. Но слово дано не для того, чтобы его направлять к злой цели.

    Слово - великий дар Божий человеку. Словом творится жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

    Если слово отнять у людей, то вся жизнь превратится в пустыню.

    Но человек может неправильно пользоваться ценным даром: он часто направляет слово на разрушение, а не на созидание жизни, т. е. смерть и жизнь во власти языка.

    Мы видим, как некоторые люди постоянно сквернословят и находят в этом низменное удовольствие.

    В беседах с детьми можно услышать такие слова:

    Вчера я ругала учительницу матными словами.

    Сквернословящий человек всегда неприятен. Возникает вопрос: откуда в человеке такая тяга к нечистому?

    Сквернословие - показатель духовной порчи человека. Язык всегда обнажает сердце человека. Есть гниль в дереве, в теле, в душе. Апостол Иаков говорит, что не может из одного источника изливаться одновременно сладкая и горькая вода.

    Если сердце человека чистое, исполнено любви и Духа Святого, духа жизни, то оно никогда не будет источать смрад, каким является мат: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» . Духовный человек творит жизнь в себе и вокруг себя. Все, что он творит, глубоко проникает в его душу, умиротворяет и живит ее.

    Но когда в человека вселяется дух злобы, дух смерти, то его сердце уже не источник, из которого течет чистая вода. Дух злобы рождает злое слово, мат, человек находится во власти черной магии, цель которой - разрушать жизнь. Когда сквернословие касается области отношения полов, то это означает стремление разрушить нормальное, естественное состояние пола и привести его в противоестественное.

    Слово мат связано со словом мать , и из этого видим, что сквернословы покушаются на самое святое.

    У восточных народов мать - величайшая святыня. Почитание родителей - святой закон. И там не позволяют унижать имя матери, за плохое слово о ней можно лишиться жизни.

    Как бороться с закоренелой привычкой сквернословия?

    Разлияние пошлости, зла, нельзя искоренить внешним образом - запретами, штрафами. Запрет недейственен. Разве он изменит сердце сквернословящего школьника или высокопоставленного чиновника?

    Нужно, чтобы человек изменил свою жизнь, стал внутренне чистым, т. е. не прилеплялся ко злу, которое, маскируясь под добро, приходит в такой оболочке, что человек обманывается и принимает его за добро.

    Человеку необходимо подняться на ступень духовную. Живя анонимно с Богом, не встретившись с Ним, не впустив Его в свою жизнь, человек отдает себя во власть темных сил, которые делают с ним все, что хотят.

    Многие люди имеют все, однако при этом печальны и беспокойны: им не хватает Христа.

    На первое место в своей жизни человек должен поставить Бога, а не себя, Бога, а не деньги, власть, пищу, напитки, работу. Все, что не Бог - вторично, и не есть смысл и цель жизни.

    Поэтому по зрелому размышлению человек выбирает Бога как высшую ценность, как свою жизнь, и тогда он становится способным жить духовно, в меру своего достоинства.

    Человек, живущий с Богом и в Боге, всегда следит за движением своей души, сердца, внимателен к словам, которые он произносит, поэтому он органично не может сквернословить, пользоваться словом недостойно, превращая его во зло. Он не может благословлять Бога и проклинать людей, сотворенных по подобию Божию.

    Мудрые взвешивают свои слова, поэтому язык праведного - «отборное серебро» .

    Мудрый всегда говорит слово жизни, слово, которое творит жизнь, т. е. добрые отношения, радость, улыбку, взаимопонимание.

    Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

    Но у того, кто отвергает Бога, отнимается и Слово Божие, и слово человеческое.

    Будем помнить: словом своим я вхожу в другую личность и что–то оставляю в ней. Что оставляю? Семя добра или зла.

    Нечистые разговоры, скверные анекдоты, порождающие нехороший смех, грязнят душу человека, бесчестят слушающего.

    Современный человек, к сожалению, утопает в негативных, циничных разговорах, всех критикует, всех высмеивает, жалуется на плохую жизнь.Но важно понять простую истину: хорошая жизнь начинается с исправления самого себя, с нашей доброй совести.

    Жизнь каждого человека зависит только от Бога.

    Наступает в жизни человека момент, когда он почувствует присутствие Бога, ощутит сердцем Его любовь. Тогда он начнет разговаривать с Ним, т. е. молиться. Он сможет из глубины сердца сказать: «Господи, давай жить вместе!» И тогда Господь даст ему дар чистого слова.

    Компьютеры и смартфоны – не редкость в любой семье. Дети едва ли не с пеленок начинают интересоваться гаджетами, следуя примеру родителей. Но вот у «всемирной паутины» есть один весомый недостаток: там практически нет цензуры.
    А если взять для примера социальные сети, то туда детям до определенного возраста лучше вообще не заходить, ибо каждый второй комментарий к записи может содержать тонны мата.

    В школах распространение бранной ругани очень велико. Практически каждый ребенок пытается «стать круче» и доказать, что он уже взрослый – именно по этой причине даже среди учеников младших классов можно найти несколько ребят, активно использующих в своей речи (хотя бы в кругу одноклассников) ненормативную лексику.

    Что говорят дети о сквернословии в своих сочинениях?

    Написание сочинения-рассуждения на тему нецензурной брани – прекрасная затея. Ее поддерживают не только учителя и родители, но и сами дети (те, для кого матерщина неприемлема).

    В своих рассуждениях дети восхищаются богатством русского языка, его величием. Для них нецензурная брань выступает врагом. При этом, многие ребята считают, что матерные выражения, в первую очередь, обычно приходят из семьи. А там, где всегда выражаются с помощью «крепкого словца», сложно оставаться интеллигентным и не грубым.

    Приводятся также и примеры поведения старшеклассников перед малышами. В буфете ученики 10-11 классов общаются, не стесняясь никого, а при том рядом стоят первоклассники. Слова взрослых для них – верх «крутизны», способ выделиться из толпы. Естественно, малыши запомнят эти выражения и будут активно использовать в повседневной жизни.

    Каким представляется детям мир без мата?

    В своих сочинениях о пользе отказа от мата дети описывают мир, который становится более ярким, и людей, приветливых и добрых. И действительно – чем меньше ненормативной лексики будет, тем лучше будут становиться люди. Агрессия, вызываемая привычкой материться, отупляет и делает человека жестоким.

    В качестве рекомендации, как избавиться от матерщины в своей речи, дети советуют читать больше художественных книг – таким образом можно значительно расширить свой лексикон. По их мнению, ничто так не украшает человека, как грамотная и приятная речь.

    Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Возможно, большинству людей следует прислушаться к детям, к их советам. Только объединение поколений в борьбе с матом принесет победу!