Что держат за щекой мужчины в йемене. Традиционное употребление ката: жевание листьев

Общее описание

Кат (или кхат ) - растение семейства бересклетовых, содержащее психоактивные компоненты – катинон и меткатинон .

Химическое имя катинона : 2- амино-1- фенил- л- пропанон (норэфедрон , бета- кетоамфетамин ).

Химическая формула: C 9H 11NO
Химическое имя меткатинона : 2- метиламино- пропиофенон

Синонимы и сленговые названия:

английские : Cat, Chat, Kat, Qat, Quat, Miraa
русские: Джеф, Марцефаль, Мулька

Кат (Catha edulis ) - вечнозеленый влагоустойчивый кустарник, по внешнему виду напоминающий чайный куст.
Листья ката содержат катинон – химическое вещество, по структуре и эффектам сходный с эфедрином и амфетамином. Культивируется в Аравии, Индии, Сомали и Шри-Ланке.
В наркотических целях используются, как правило, молодые побеги и верхушки растений, поскольку по мере созревания листьев, содержание катинона в них заметно снижается.

История

Жевание листьев ката – традиционное занятие народов Восточной Африки и Среднего Востока. Для арабов эта традиция имеет примерно тот же социальный и культурный контекст, как для европейцев употребление кофе. Обладая легким стимулирующим эффектом, катинон способствует снятию усталости и понижению аппетита.
Впервые катинон был выделен путем химического синтеза в 1978 году, и на некоторое время привлек внимание фармакологов. Синтетический катинон входит в состав таких фармацевтических препаратов противовоспалительного действия, как «Колдакт» и «Эффект». Именно из-за многочисленных злоупотреблений синтетическим катиноном , препарат в настоящее время находится под запретом во многих странах, включая и Россию.

Действие ката

При жевании свежих листьев ката возникают эффекты, отдаленно напоминающие действие малых доз кокаина или амфетамина. В основном они выражаются в легкой эйфории, учащении пульса и расслаблении мышц. Иногда отмечается повышенное либидо и учащение мочеотделения.
По окончании наблюдается состояние релаксации. Кат обладает сильным вяжущим эффектом, поэтому после него ощущается сильная жажда.
Процесс жевания ограничивает поступление катинона в кровь, поэтому его содержание в плазме относительно стабильно в течение всего времени употребления. Совсем другая картина наблюдается в случае инъекционного введения.
При внутривенной инъекции катинона его действие выражено гораздо более сильно: сразу после введения возникает ощущение «удара в голову», начинается озноб и покалывание кожи, сильно учащается пульс. На психологическом уровне ощущается прилив сил и улучшение настроения, проявляется стремление к физической деятельности. В дальнейшем настроение смещается в сторону речевой активности, характеризующееся многословным изложением «мудрых мыслей» и различного рода проектов. Сильные дозы препарата могут вызвать параноидальный синдром и галлюцинации.
Наркотическое опьянение длится в среднем от одного до трех часов. Поскольку толерантность к препарату развивается стремительно, то уже через несколько приемов его действие сокращается до получаса.

Вред и зависимость

При регулярном употреблении ката наблюдаются общая мышечная вялость, частые головные боли, кожный зуд, тахикардия, расстройства сна и пищеварения. В некоторых случаях могут развиться язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Отмена приема, как и в случае с другими психостимуляторами, сопровождается снижением аппетита, повышенной утомляемостью, апатией и депрессивным состоянием.
Особую опасность для организма представляет использование самодельных растворов катинона для внутривенных инъекций. Чаще всего в процессе кустарного синтеза используется марганцовокислый калий, вызывающий за несколько лет и даже месяцев регулярного употребления необратимые поражения центральной и периферической нервной системы. В конечном итоге эти патологии приводят к нарушениям двигательных и речевых функций, параноидным психозам, параличу конечностей и даже слабоумию.
Постоянный прием препарата в любом виде вызывает как психологическую , так и физическую зависимость, но особенно остро проблема зависимости встает в результате инъекционного применения. Согласно клинических исследований, в результате толерантности, количество инъекций препарата быстро возрастает с 2-3-х до 8-10 раз в сутки. В особо тяжелых случаях отмечался более чем двадцатикратный прием наркотика в течение суток. В таких условиях полная деградация личности развивается в течении одного - максимум двух - лет.

Диагностика и лечение

Внешними признаками употребления катинона являются учащенный пульс, расширенные зрачки, озноб и потливость. Так же характерны нарушения координации движений.
Острое отравление катиноном , как и в случае с другими стимуляторами, не имеет специфических андидотов.
Показания в данном случае ограничиваются общими мероприятиями по поддержанию жизнедеятельности организма – легкий массаж, покой и - в особо тяжелых случаях – искусственное дыхание.

Законодательство

В России кат, катинон (L-альфа-аминопропиофенон ) и изготовленные на их основе кустарные препараты включены в «Список 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации»

Традиция жевать листья растения под названием кат появилась в Йемене очень давно. По легенде, в 750 году один йеменский пастух заметил, что его козы, поев листьев одного из деревьев, становятся бодры и веселы. Пастух тоже попробовал жевать их, и ему понравилось. Считается, что так в Йемене появилась традиция жевать листья, содержащие «веселящие вещества».

ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Мужчина жует листья ката (Catha edulis) на рынке возле авиабазы Аль-Анад. Потребление наркосодержащих листьев ката — крупнейшая социальная проблема в Йемене. © Dmitry Chulov.

Этой статьей Сайт для любознательных путешественников начинает серию материалов под названием «Йемен до войны» . Побывать в Йемене мне удалось несколько лет назад, во время съемок серии репортажей для программы «Их нравы» (НТВ). Вместе с телеоператором Алексеем Передельским и большим другом нашей команды Георгием Леонтьевым мы проехали по городам и селам, пустыне, берегу Аденского залива, исколесили почти всю страну вдоль и поперек, воспользовавшись хрупким перемирием в жестоких стычках между местными племенами. Не уверен, что сегодня подобное путешествие удалось бы повторить, но точно знаю, что представления «западного мира» о Йемене, йеменском образе жизни и национальном характере ужасающе далеки от реальности.

Большая Йеменская командировка даже в то, мирное время выдалась не самой безопасной – нас не взяли в заложники совершенно случайно, как выяснилось позднее, мы разошлись с похитителями, и одно из горных племен захватило безрассудных путешественников-французов, выехавших из того же города незадолго до нас. В плену они провели около полугода, но все же остались живы. Передвигаться по стране нам приходилось исключительно в сопровождении военного конвоя, с машинами с установленными на них пулеметами в голове и хвосте колонны, никаких остановок по пути, только на блокпостах, на особо опасных участках – скорость максимальная, в том числе на извилистых горных дорогах…

Йемен вообще – это особый мир, в чем-то совершенно не изменившийся со средневековья, в чем-то способный до глубины души поразить «цивилизованного» человека, выходца из мира «западных ценностей».

Первый материал серии – о древней йеменской традиции жевать кат , который в России внесен в список наркотических и психотропных веществ, оборот которых законом запрещен.

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Они устроились между камнями, — отсюда прекрасный вид на столицу. Мужчина с пакетиком в руках – в этих краях обычная картина. В пакетике – листья дорогого сердцу каждого йеменца растения. Каждый день после обеда жизнь в этой стране замирает, поскольку мужчины отправляются жевать кат…

Если, будучи в Йемене, вы увидите людей с раздувшимися щеками и зелеными зубами — не смущайтесь. Это верный признак того, что они жуют дурманящие «веселящие листья». Кат в Йемене жуют везде – дома и на работе, в гостях и за рулем, на свадьбах и во все дни недели.

Справка: Кат (лат. Catha) - монотипный род вечнозелёных кустарников семейства Бересклетовые (Celastraceae), включающий единственный вид - Catha edulis. С древних времён (задолго до начала использования кофе в XII в.) свежие или сушёные листья ката использовали для жевания или заваривания (как чай или пасту) в качестве наркотика. В социальном и культурном смысле кат можно рассматривать как заменитель запрещённого во многих арабских странах алкоголя. В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет до 90% всего мужского населения и 25% женщин. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением. Это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Растение кат запрещено к культивированию и обороту на территории РФ, подпадая под Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.

После обеда на рынке ката в Сане оживление. Почти все столичные мужчины отправляются сюда, чтобы купить свежие листья… Тут не продают укроп или петрушку, но при этом продавцов и покупателей так много, что яблоку негде упасть. Приехать на крупнейший рынок ката Шумейла нам удалось в нужное время…

Фуад, покупатель : «Кат помогает мне чувствовать себя лучше, быть активнее»!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавцы ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Таких рынков по всей стране сотни тысяч, они есть в каждом городе и деревне. Цена за пакетик зелья — от доллара до пяти, платить — в йеменских реалах. Листья должны быть зелеными, сочными и свежими. Поэтому продают только те, что срезаны рано утром. Их фасуют в пластиковые пакеты и прикрывают от солнца, ведь засохшими их уже не купят.

Хасаб, покупатель : «Когда я работаю, то не жую. Но сегодня у меня выходной, а значит, могу себе позволить! Поэтому я и пришел на базар порцией свежих листьев».

Продавец йеменского чая с кардамоном и мятой улыбается, обнажая зеленые от свежего ката зубы. Хотя Мухаммед торгует именно чаем, но говорит, что работать на рынке и не жевать кат невозможно.

Мухаммед, продавец чая: «Я каждый день жую кат. За какую щеку закладывать – левую или правую — не важно, главное, чтобы кайф поскорее приходил…»


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Покупатели пробуют листья ката на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

«Вам какой сорт?» «Для работы или отдыхать?» Такие вопросы здесь слышны повсюду. Для постоянных покупателей продавцы перевязывают уже обрезанные листья – это «продукт готовый к употреблению».

Продавец: «Аллах Акбар! Сегодня вкуснее красный, но есть и белый, разложен по порциям…»

Покупатель Атрам считает, что лучший кат — белого цвета: «Я прихожу на рынок не каждый день, а всего лишь 6 раз в неделю! Хотите, пожуем вместе?..»

Пригласить пожевать в Йемене вообще — знак хорошего тона. Когда гости приходят в дом, то каждый приносит свой кат. Во многих домах есть даже отдельная жевательная комната для мужчин.

Повальным увлечением жевание ката стало в конце 60-х. Это в Европе кат как наркотик запрещен, а в Йемене сегодня нельзя найти человека, который бы не жевал листья, сорванные с национального дерева

На плантации неподалеку от йеменской столицы выращивают вовсе не молодые тополя, как может показаться с первого взгляда, а кат, жевать листья которого йеменские мужчины просто обожают.

Одна из многочисленных плантаций ката находится всего десяти минутах езды от центра йеменской столицы. Средний возраст деревьев на ней 90 лет. Они достигают высоты в 20 метров. Но чтобы собрать молодые побеги, их крестьянам лестницы не нужны. Мы не успели понять, что происходит, как один из плантаторов, вооружившись кинжалом, в считаные секунды взобрался на высоту…

Али Хамид Альмухадри, плантатор : «Умение лазить по деревьям – это традиция, передающаяся в наших краях от отца к сыну. Ведь в старину у нас не было никаких лестниц!


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката со своим сыном на рынке ката возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Окрестности йеменской столицы всегда считали прохладным, наиболее подходящим районом для выращивания ката. В собственности у Мухаммеда ни много, ни мало тысяча деревьев. Он выращивает кат 30 лет и знает про него все.

Мухаммед, плантатор : «Это неприхотливое растение. Воды ему нужно мало: летом поливаю раз в месяц по паре часов. А зимой не поливаю вообще. Разве что землю приходится рыхлить, чтобы листья лучше росли».

На плантации Мухаммеда собирают даже не листья, а молодые побеги – их ценят дороже. 10 веток – это целых 30 порций на рынке.

Говорить о кате йеменцы готовы всегда, и вскоре вокруг нас вскоре собралась целая группа людей. Они не видят в своей любви к кату ничего дурного. Эти листья жевали их деды и прадеды, а сама традиция уходит корнями в глубокую древность.

В Народной Демократической Республике Йемен жевать кат хоть и разрешалось, но только один раз в неделю – по четвергам. Сейчас же торговля катом составляет до 25% валового национального дохода и в ней заняты около 16% всего населения страны – это официальные данные!

Их можно назвать катоманами или катоманьяками. Как зарабатывающему 10 тысяч реалов в месяц удается тратить на кат 15 тысяч, и при этом еще и содержать семью – неизвестно. Так или иначе, но траты йеменских мужчин на ежедневную «бодрящую жвачку» составляют значительную часть семейных бюджетов.

Листья ката – это один из многочисленных национальных символов Йемена. Их чеканили даже на монетах. Например, он были изображены на монете в один реал, вышедший из употребления в 1973-м…


ЛАХДЖ, ЙЕМЕН: Продавец ката жует свой товар на рынке возле авиабазы Аль-Анад. © Dmitry Chulov.

Халид Мухаммед Саид родом из города Лахдж. Торгуя в городе Мариб, он непрерывно жуёт свой же товар.

Мухаммед, продавец Ката: «Кат, кинжал джамбия и автомат калашникова – это традиции, доставшиеся нам от предков»!

Большинство фотографий продавцов и покупателей ката в этой статье были сделаны на рынке ката у въезда на авиабазу Аль-Анад на юге страны в 60 километрах от города Аден, где в августе 2015 шли кровопролитные бои между правительственными войсками и хуситами. Трудно даже предположить, что стало с героями этих снимков, жителями города Лахдж и окрестностей…

Йеменский город Мариб считают одним из самых небезопасных для иностранцев. Межплеменные войны в районе Мариба не прекращаются на протяжении столетий, то затухая, то разгораясь с новой силой. С огнестрельным оружием здесь ходит каждый. Поэтому торговать катом на рынок Мухаммед каждый день ходит со своим автоматом на плече.

Мухаммед, продавец Ката: «Автомат для меня, как для вас, наверное, галстук или мобильный телефон. Не могу же я выйти из дома неодетым. А с кинжалом и автоматом я выгляжу, как настоящий мужчина».


САНА, ЙЕМЕН: Одурманенный посетитель «Леконде» жует кат, лежа на подушках на полу. © Dmitry Chulov.

Здесь обсуждают дела и делятся новостями. Кто побогаче – заказывает шишу и кальян. Телевизор на стене, подушки и пуфики на голом полу — вот и все нехитрые удобства. Заплатив меньше 7 рублей, сидеть и жевать здесь можно сколько угодно.

Это место в самом центре йеменской столицы называют на французский манер «Леконде». Жевать кат после обеда здесь собираются небогатые горожане и приезжие. А по ночам «Леконде» превращается в недорогую гостиницу.

Похожие на свежую «лаврушку», эти листья иногда называют «убийцей времени». Внизу на площади бурлит жизнь, а внутри – вечный покой и умиротворение. «Леконде» – находится в самом центре йеменской столицы, прямо возле городских ворот Баб эль Йемен. Трудно даже представить, какое количество наркотической зелени пережевали здесь поколения горожан…

Трудно сказать, сохранятся ли городские ворота и здания вокруг них, равно как и потрясающие старинные «пряничные» глинобитные здания исторической части йеменской столицы, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, после очередных бомбардировок города Сана. Но с полной уверенностью, исходя из истории этой части Аравийского полуострова, можно сказать, что жевать кат и воевать с внешним врагом или между собой в межклановых конфликтах йеменцы не перестанут никогда. Так было принято в этой стране веками, и наивно думать, что в наши дни здесь хоть что-нибудь изменится вдруг раз и навсегда!

Напишите в комментариях, что еще более подробно Вы хотели бы узнать о Йемене?

Заинтересовали фотографии на сайте? Загляните в мой фотоархив! В нем — тысячи профессиональных фотографий из десятков стран мира!

Серия статей «Йемен до войны»:

  1. Дурманящие листья ката.
Рассказ русской туристки о путешествии по Аравийскому полуострову

Если взглянуть на карту Аравийского полуострова, станет ясно, что «мимоездом» в Йемен никак не заскочить. С севера через Ближний Восток надо пересечь недоступную Саудовскую Аравию, а ближайший африканский берег - вечно неспокойные территории Африканского Рога

Итак, в Йемен можно только лететь. Это небольшое государство разнообразно по природе и климату (здесь можно замерзнуть и промокнуть в горах, заживо изжариться в пустыне и изнывать от влажной муссонной духоты на побережьях). Многообразны и расовоантропологические типы населения: от светлокожих статных «орлов», напоминающих наших кавказцев, на северозападе страны до настоящих негроидов на юго-востоке…

Дорожные картинки

Виды из сказки начинаются уже по пути из аэропорта. Столица - Сана - просыпается и начинает жить: рассветное солнце заливает нарядные старинные дома-пряники. Стены румяных бежевых оттенков будто бы окантованы белой глазурью. Вот уже жизнь бьет ключом под открытым небом. Один торговец раскочегарил угли под огромным пузатым чайником, другой едва успевает нарезать арбузы. Их аромат разносится по улице, а бегущие мимо граждане на ходу хватают ломти и кидают монетки. Рядом пекутся лепешки, на открытом огне в специальных сосудах варится фуль. Продавцы укладывают в тележки фрукты и растекаются по переулкам с призывными воплями. Сейчас сезон манго: лавки увешаны густыми гирляндами свежих красно-зеленых и оранжевых плодов. Все мужчины за расшитыми поясами носят кривые кинжалы - джамбии. Густая сеть каменных лабиринтов старого города заполняется народом и превращается в сплошной базар - многолюдный, ароматный, разноцветный. Но главное в Сане - архитектура. Ходишь, задрав нос: старинные здания единообразны по стилю, и в то же время двух одинаковых не найти.

Успев запастись пермитами (разрешениями) на перемещение по Йемену в столичном офисе турполиции, я выезжаю из Саны в южном направлении. Если хочешь покататься по стране, запасайся бумагами. Заполнив бланк, получаешь варгу (документ) на арабском с печатью (не отсюда ли слово «сварганить»?). Надо сделать десятки копий, чтобы раздавать их многочисленным постовым (часто безграмотным, но знающим, что ты должен им отдать какой-то документ). В том, что они безграмотные, нетрудно убедиться, вручив пермит для центральных территорий в отдаленных восточных провинциях, - не замечают...

Классический пример йеменской архитектуры - дворец имама Дар-альХаджар - возведен на вершине отвесной скалы в пригороде Саны. Это удивительное сооружение - и символ, и визитная карточка страны, а еще прообраз многих поселений в этих горных краях. Вид снизу: впечатляющая пирамида из каменных домиков, теснящихся до вершины, увенчанной крепостной стеной с башнями. Вид сверху: захватывающая дух панорама скал, затянутых туманом ущелий и петляющей далеко внизу дороги. Улицы каменной сетью обвивают конус горы, их соединяют крутые, почти вертикальные лестницы. Таковы Кавкабан, Шабам и Тхулла, а также масса небольших деревень в стороне от основной трассы. Петляя по серпантинам, едва успеваешь спуститься в долину, и сразу же начинается новый подъем. Наверху воздух свежий, даже холодновато. Высота - около 3000 м. В каменном Кавкабане меня окликнул парень с кинжалом: хочешь поесть? Конечно, хочу! Я попала на обед в большую семью. Мне по очереди подвигали разные блюда, я уже не могла их поглощать, а мать семейства все несла и несла подносы с едой. Были картошка, рис, овощи, салаты, курица, лебан (блины, размоченные в соусе), лепешки, фуль, чай, фрукты… Жители самых небогатых и экономически неразвитых стран особенно хлебосольны и щедры! Люди исламского мира из бескорыстного интереса и уважения к страннику готовы разделить с ним место в доме или кабине грузовика, еду, уделить ему время: вот так я живу, а ты как? Взаимообмен любопытством бескорыстен. В старинной крепости Тхулла (произносят просто Тула) я застала трапезу сторожей и впервые наблюдала церемонию жевания ката. «Туляки» помогли мне разбить палатку у крепостной стены, угостили чаем. Куда отсюда есть дорога? В Аль-Махвит? Что ж, поеду туда. По пути к Ходейде горы заканчиваются, дорога идет по плодородной долине с полями, садами, плантациями. А из Ходейды к востоку уехать непросто. Свободное перемещение исключено, а междугородные автобусные компании не берут иностранцев - просто не продают им билеты. Провинции на этом пути считаются опасными. Нередко дорогу вообще закрывают, через каждые 30–50 км - полицейские и армейские посты. Уже в полицейском участке и по-русски (здешний начальник - выпускник Московской школы милиции) мне объяснили, что противостоящие правительству лидеры провинций создают нестабильность в регионе. Я уже отчаялась уехать куда-либо, но решила вернуться на автовокзал и сделать еще одну попытку. И вдруг водитель автобуса, турок Мухаммед, сказал по-русски: да, мы иностранцев не берем, пусть самолетами летают, но тебя я возьму под свою ответственность только потому, что ты русская. Была бы из Америки или из Германии, ни за что бы не взял. Мухаммед 20 лет работал дальнобойщиком в России и исколесил всю страну до Дальнего Востока. Он даже обожает русскую зиму. Поехали мы тоже на дальний восток, только йеменский. Дорога идет вдоль океанского берега. Как во многих исламских странах, здесь без дела «пропадают» сотни километров отличных пляжей. Пустынные берега и широкие спокойные волны Аденского залива - чудесные места, но туристов там нет, да и местные жители пляжным отдыхом пренебрегают. На окраине Аль-Гайды новый знакомый показал мне большую тюрьму: «Сюда привозят преступников со всего Йемена. А ты... сама приехала!» После Аль-Гайды осталась одна крайняя точка - Хоф, где дорога упирается в границу с Оманом. Здесь надо поворачивать к северу, прощаться с океаном. Только что закончилась пустыня Тихама, а там, за горами, - новая, Руб-эльХали. Останавливаясь в обоих «дальневосточных» городах, с удивлением отмечаю, как потемнела кожа местных жителей, изменились их наряды. Женщины здесь не закрывают лиц, вместо черных накидок используют разноцветные драпировки, которые заканчиваются высоким тюрбаном на голове. Мужчины уже не носят кинжалов и белых долгополых рубах, а оборачивают бедра узорчатыми юбками по колено - они называются «фута».

По пути к Шахану дорога поднимается на плато, идет по плоскогорью. Воздух дрожит от зноя, по дороге лениво бродят бесхозные верблюды, в мареве то и дело возникают миражи: озера с кустиками и деревьями... Конечно, никаких озер и в помине нет! А в Шахане - как на сковородке. Воздух раскален так, что через полчаса возникает ощущение, что тебе ошпарили лицо.

…Вот и легендарный древний Хадрамаут и его самое знаменитое место - Шибам, город глиняных небоскребов, прославленный «Манхеттен Ближнего Востока». Самые древние дома построены в ХIV веке. Городская панорама и вправду напоминает нью-йоркские высотки из стекла и бетона… Однако здешние - из глины, смешанной с сеном. Уникальная строительная технология и сухой климат обеспечивают им прочность. Провинция Хадрамаут славится также Вади Дуаном - ущельем среди гор, склоны которых покрыты «миниШибамчиками» с домами-башнями не столь высокими, зато раскрашенными разноцветными узорами. Хочется двигаться дальше, но дорога ведет в тупик: грунтовка делается все уже, растекаясь пешими тропинками по ущелью.

К «русия доктура», минуя ГАИ

На одном из постов Вади Дуана ко мне привязались полицейские:
- Куда едешь? В Хаджарейне нет ни отелей, ни ресторанов!
Говорю наугад, авось не задержат:
- У меня там садык (друг), русский доктор в больнице…

И правда, в поселке Аль-Гуэрра с крыши дома по-русски кричат: здесь можно переночевать! Здесь работает целый взвод узбекских докторов. Это и есть «русия доктура». С главврачом больницы йеменцем Хамедом поговорили по-английски на светские темы.
- О, в Дуане много интересных мест, - сказал он, - и одно совсем рядом: деревня Рибат Баашин, в которой находится дом Бен Ладена.
- О! Я хочу туда!
- Но, - растерялся Хамед, - его сейчас нет дома… Там только его дядя!

Я расхохоталась: что ж это Бен Ладена дома нет? Я бы с ним чаю попила, взяла интервью и стала журналистом №1 в мире! Мы все посмеялись.

Наутро я дошла до этого Рибата. Бен Ладен родился в Саудовской Аравии, но это его родовое гнездо: дом отца, где главный террорист провел детство. Отсюда он взял четвертую жену, и родня его здесь обитает. Детишки показали мне мрачноватое трехэтажное здание: дом как дом, вида почти нежилого, многие окна заколочены. Вдоль улицы идет сухое песчаное русло с пальмами. Я поела красных фиников прямо с ветки…

Путь из Вади Дуана в Аден тоже считается опасным - здесь то и дело вспыхивают местные конфликты, иногда похищают иностранцев и держат их в плену, добиваясь от правительства средств на строительство дорог, школ, больниц, мечетей... Мне пришлось сесть в полицейский джип, и от поста к посту я сменила шесть или семь автомобилей. На этом отрезке ждать почти не приходилось: оперативно звонили, подавали машину, а на следующем пункте очередное авто в ожидании меня уже «било копытом». На постах угощали то арбузом, то виноградом, то чаем. Постовые так же гостеприимны, как все йеменцы, но, выполняя свои функции в режиме «как бы чего не вышло», они нередко нарушали мои планы, отнимали время. Им не обязательно верить, главное, помнить о своих правах и рассчитывать время с запасом. Я легальный путешественник с визой, выданной их МИДом, могу свободно перемещаться и отвечать за себя самостоятельно. Все так, но приходится попотеть, чтобы убедить в этом местных солдафонов.

Посетив горячие источники, кратерное озеро в жерле бывшего вулкана, несколько рыбацких поселков на берегу океана, бывшую кофейную столицу Моху (откуда пошел знаменитый сорт «мокко»), ныне пришедшую в упадок, знаменитые исторические деревни Манаха и Ходжара, возвращаюсь в Сану. Иду к знакомому отелю, а на улице свадьба! Мужская (в Йемене женщины и мужчины гуляют отдельно). Два разодетых толстяка с ружьями - жених и его отец. Танцуют йеменцы заразительно, проявляя темперамент и пластику. Толстяки топтались в круге, а парни вокруг скакали, вскидывая автоматы, а потом из них палили и тут же из водяных пистолетов выпускали пену, которая покрывала собравшихся хлопьями. Любят йеменцы оружие - и холодное, и огнестрельное, и… пенное! Я разговорилась с одним из гостей: расспрашиваю про кат, джамбии, йеменские обычаи.
- Джамбии как-то используют? Или это просто атрибут внешнего облика?
- Да, используют… Иногда друг против друга... Их даже отбирают у входа в аэропорт, как и пакеты с катом. Однако служащие аэропорта сами с набитыми щеками!

Под катом

Так же, как мы щелчком по горлу обозначаем пьянство, йеменцы хлопают себя по щеке, указывая на здешнее занятие и приглашая к церемонии жевания. Кат - это небольшое стройное деревце. Его посадками покрыта почти вся земля, кроме пустынь. Туда кат привозят завернутым во влажные банановые листья, ведь жевать его следует исключительно свежим. Обычай считается типично йеменским, хотя жуют и в соседних африканских Эфиопии (там он называется чат), Сомали, Эритрее и Джибути. Сейчас налажен его экспорт самолетами в Англию. Несмотря на то что растет здесь, недешев. Средняя стоимость упаковки на несколько закладок - 5 долларов. Однако занятие это не элитарное, жуют все поголовно, в том числе бедняки и бомжи.

С полудня мужчины начинают суетиться: где раздобыть кат? Далеко ходить не приходится: он продается на любом рынке наряду с основным товаром. Существуют специальные рынки в бойких местах: на автостанциях, в центре городов. К середине дня все обзаводятся пакетами с зеленью и после ланча располагаются в тени, отрывая от веток по листику. Постепенно жвачка заполняет щеку. Всю вторую половину дня мужчины ходят с «флюсами», посасывая сок из жвачки и запивая его водой или чаем. Жуют не только «пролетарии», но и торговцы за прилавком, и служащие за стойкой банка, и офисные дяди при галстуках, и полицейские при исполнении, и водители за рулем. У кого раздута правая, у кого левая щека. Но есть и такие, которые закладывают за обе щеки! Это самые жадные, те, у кого ката в избытке, и он достается на халяву, - дорожные постовые, например. С каждой машины они взимают катовую дань!

Вот характерная сценка. Иду мимо поста. Из-под навеса выскакивает автоматчик и, вращая глазами и еле ворочая языком, орет и машет руками:
- Нельзя туда - опасно! Али-Баба и сорок разбойников, зарежут и убьют!
- Ребята, как вы мне надоели...

И тут я вижу, что у него до отказа набиты обе щеки. Воспринимать серьезную информацию от этого хомяка невозможно! Я тыкаю пальцем в его раздутую добела щеку... Мы оба начинаем смеяться. Он тут же организует мне машину для дальнейшего перемещения. В машине - его садык тоже с надутой щекой. Молча протягивает пакет с катом: жуй. Жую, который раз недоумевая: в чем фишка? Трава и трава. Я выучила фразу «мафи файда» (нет толку, бесполезно) и повторяла ее, когда мне предлагали пожевать. После этого сразу отставали: нечего добро переводить, раз нет толку.

Итак, никаких ощущений. Местные на этот счет были единодушны: надо «вжеваться»! Недели, даже месяца мало! Месяца три жевать регулярно, тогда втянешься. А чего ради? Зачем вы жуете кат? Далее – спектр мнений

- фото Владимира Мельника

Кат - тропическое вечнозеленое растение семейства магнолиевых.

Впервые кат упоминается в XI в. великим энциклопедистом Абу Рейханом Мухаммедом бен Ахмедом аль-Бируни.

Современные исследователи полагают, что кат попал в Йемен из Африки в период эфиопского господства в VI в. Широкое распространение кат получил среди йеменцев к концу XIV - началу XV в., поскольку уже в 1543 г., по сообщению йеменского историка Яхьи бен аль-Хусейна, правитель Йемена имам Яхья Шараф-ад-Дин (1507-1558) запретил употребление этого растения.

После обретения Северным Йеменом в 1918 г. независимости от Османской империи зейдитские имамы, взявшие в свои руки бразды правления, стали поощрять разведение ката и его потребление в своих политических целях, небезосновательно полагая, что кат отвлекает народ от социальных проблем и политической борьбы.

Кат употребляют двумя способами: как чай, что встречается очень редко (отсюда другие его названия - "африканский чай", или "арабский чай"), и, главным образом, как растительную массу, образующуюся в результате длительного пережевывания, которую держат за щекой некоторое время. При этом извлекаются алкалоиды - легкие наркотические вещества, дающие амфетаминовый эффект. Иногда для их скорейшего проникновения в организм щека надрезается изнутри. Процесс держания ката за щекой называется "тахзин" (букв. "хранение [за щекой]").

Для того чтобы привести жевание ката в соответствие с нормами шариата, кат в Йемене не считается наркотиком или растением, содержащим какое-либо запрещенное вещество, будучи признанным "полезным продуктом".

Советский специалист по Ближнему Востоку И.А. Генин отмечал: "Несмотря на большую ценность йеменского кофе, в стране не наблюдается тенденции к расширению плантаций - высокие налоги, которые должны платить производители кофе, часто делают для них более выгодным переход к культуре наркотического растения - ката" , и далее: "Кат глубоко вошел в быт населения Йемена... Йеменские власти покровительствуют торговле этим наркотическим растением, видя в ней значительный источник дохода для королевской казны" .

За последние 50 лет кат стал одним из неотъемлемых элементов социально-экономической системы Йемена по следующим причинам. Во-первых, в Йемене сложились благоприятные социальные условия для его распространения. Быстрый рост населения обострил социальные проблемы. Поскольку кат позволяет быстро и сравнительно при небольших затратах труда получить значительный доход, то жители сельской местности воспользовались рентабельностью этого продукта для решения своих материальных проблем. Так, если 1 га кофе приносит доход ок. 3,5 тыс. долл. в год, то 1 га ката - приблизительно 15 тыс. долл. Поэтому, если в 1970 г. катовые плантации занимали площадь ок. 8 тыс. га, то в 2000 г. - уже 103 тыс. га.

Во-вторых, с 60-х гг. XX в. катофагия стала социальным явлением, своего рода свидетельством достатка и благополучия. Несмотря на то, что сами йеменцы объясняют жевание ката физиологической необходимостью, - жара, высокогорье и т.п. - главным фактором все же остается психологический: стремление быть как все и быть не хуже других.

Отчасти, этим объясняется обычай "катовых посиделок", которые занимают часть рабочего и большую часть свободного времени йеменцев всех социальных групп и слоев. Неторопливость в обыденной жизни - одна из характерных черт арабского менталитета - также способствует частым дружеским собраниям с непременным жеванием ката.

Угощение катом - один из обычаев йеменского гостеприимства. Если иностранец откажется от ката, то к этому отнесутся с пониманием, и отказ не нанесет обиды хозяевам, а лишь вызовет дружеские улыбки. Но если вы все-таки решились попробовать кат, то не показывайте своего неудовольствия от непривычного вкуса, а делайте с катом то, что вам подсказывают йеменцы.

Катовые посиделки - одна из основных форм общения йеменцев между собой. Во время этих посиделок решаются многие жизненные вопросы: купля-продажа земельных участков или другого имущества, условия заключения брака, межплеменные споры и др.

Несомненно, что катовые посиделки служат обмену информацией, вносят умиротворяющее начало на межличностном уровне и тем самым способствуют единению нации. Можно сказать, что кат служит утверждению национального самосознания йеменцев. Очевидно, что катофагия - один из признаков национальной идентификации арабов Йемена.

Особенностью потребления ката является невозможность его хранения, поскольку высушенный кат невозможно жевать. Этим объясняется локальность употребления данного растения. Несмотря на то, что кат также выращивается в странах Африканского Рога и Кении, именно для Йемена он стал неотъемлемым признаком повседневной жизни страны. Ежедневно на катовые посиделки тратится до 15 тыс. часов рабочего времени.

Другой серьезной проблемой, связанной с катом, является огромные затраты воды на его полив. С этой целью там, где кат выращивается, расходуется до 50% всей воды, предназначенной для орошения сельскохозяйственных угодий. Принимая во внимание незначительный объем водных ресурсов Йемена и их быстрое расходование, очевидно, что кат усугубляет проблему обеспеченности водой сельской местности.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, при культивировании ката используются запрещенные инсектициды и гербициды, которые часто становятся причиной онкологических заболеваний.

Несмотря на то, что кат не вызывает физиологической зависимости, а является скорее вредной привычкой, многие йеменцы понимают отрицательные последствия для здоровья, могущие возникнуть в результате жевания ката, и сознательно отказываются от него.

По оценке Центра стратегических исследований ЙР, в настоящее время катовые плантации занимают ок. 10% всех возделываемых в Йемене земель, что позволяет ежегодно снимать до 750 млн порций ката (в 70-е годы на Севере - ок. 40 млн). Расширение плантаций ката происходило за счет сокращения посевов других сельскохозяйственных культур, главным образом кофе. Особенно много ката выращивается в высокогорных губернаторствах - Амран, Дамар, Ибб, Саада, Сана, Таиз, Хадджа, Эд-Дали и Эль-Байда, - орошаемых муссонными дождями, на высоте 1500-2000 м. В катовой индустрии (выращивание, сбор, доставка, сбыт) занято до 18% экономически активного населения страны, что составляет ок. 25% населения Йемена, занятого в сельском хозяйстве.

По результатам исследований йеменских социологов, кат употребляют 70-80% населения обоих полов в возрасте от 16 до 60 лет в среднем три раза в неделю. Ежедневно кат жуют ок. 75% лиц мужского пола и до 50% - женского.

По оценке Всемирного Банка, в настоящее время йеменцы ежедневно (!) на приобретение ката тратят до 4 млн долл. Цена одной порции ката в зависимости от его сорта и качества составляет от 1 до 15 долл. Так, если в 1994 г. население Йемена израсходовало на кат ок. 1 млрд долл., то в 2004 г. - ок. 1,5 млрд долл. При этом численность населения увеличилась на 1/3.

В бюджете средней йеменской семьи на кат приходится до 17%. Часто малоимущие йеменцы отказывают себе и своим семьям в предметах первой необходимости для приобретения лишней порции ката. Автор был свидетелем того, как аденские рыбаки объясняли отсутствие у них перчаток для защиты рук при вытягивании сетей "необходимостью" покупать кат.

То, что йеменцы не жалеют на кат денег, сделало его сравнительно дорогим "удовольствием". Образовался замкнутый круг: часть населения, имеющая отношение к катовой индустрии, улучшает свое материальное положение за счет другой части населения, которая свое положение усугубляет. В целом же страдает все йеменское общество.

Попытки законодательно ограничить употребление ката в ЙАР в 1972 г. и НДРЙ в 1976 г. привели к обратным результатам, поскольку население каждого из государств увидело в этом не борьбу за здоровье нации и укрепление экономики, а попытку изменить привычный образ жизни, что наносило удар по национальному самосознанию народа. Обратная реакция привела к упрочению катофагии в традиционном укладе йеменцев.

Во время существования двух йеменских государств, кат из ЙАР экспортировался в НДРЙ. После объединения Йемена в 1990 г. кат под влиянием Севера получает распространение в провинциях Юга, которые прежде его не знали - в Хадрамауте и Эль-Махре.

Руководство Йеменской Республики в своем резонном стремлении искоренить вредную для всего йеменского общества привычку пыталось ввести ограничения по потреблению ката в государственных учреждениях, а также в рабочее время. Однако, как и прежде, это не принесло желаемых результатов. В настоящее время, учитывая прежний опыт борьбы с катом, высшее руководство ограничивается декларативными заявлениями о социально-экономических трудностях в развитии страны, связанных с катом, и пропагандой здорового образа жизни в СМИ.

П.В. Густерин

ПРИМЕЧАНИЯ

Catha edulis - "кат съедобный" (лат.).
Генин И.А. Йемен. М., 1953, с. 29.
Там же, с. 30.
Буквально - "поедание ката". Здесь - "употребление ката".

Кат - это сочные ярко-зеленые остроконечные листья, вырастающие на светло-красных стеблях. Молодые листья, покрытые нежным красным пушком, считаются наиболее ценными, так как содержат больше наркотика. Листочки обрывают со стебля правой рукой, разглаживают, отправляют в рот и начинают старательно жевать. Образовавшуюся во рту кашицу проталкивают языком за правую щеку. Покончив с листочками, жуют стебли, если они не очень твердые. Часть их, пожевав, выплевывают в специально приготовленные для этой цели медные чаши. Через некоторое время во рту образуется довольно большой комок ката, сильно оттопыривающий правую щеку,-"катовый желвак".

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием. Кат содержит катин, изомер эфедрина, катидин, катинин, холин и бромиды. В целом воздействие ката на человеческий организм аналогично действию кокаина. В Южной Аравии известно более семи различных сортов ката; в зависимости от места его произрастания содержание в нем наркотиков неодинаково. Лучшими считаются сорта с высоким содержанием наркотического вещества, и стоят они дороже.

Вполне правдоподобной можно считать версию о том, что куст ката (Catha edulis) был привезен на Аравийский полуостров из Эфиопии в XVI в. шейхом Абу Саидом бен Абдель Кадиром. Но некоторые арабские ученые утверждают, что он был известен уже в XIV в. и произрастал на территории современных ЙАР и НДРЙ.

Петер Форскол, погибший в Аравии в 1773 г., в своем произведении "Flora aegyptiaco Arabica", изданном X. Нибуром, дает описание этого растения.

Цветов у ката нет, растет он главным образом в горной местности на высоте до 2500 метров. Несколько раз в году его ветви обрезают. Наибольшей ценностью обладают листья с растения высотой 1,7 метра. Неподрезанные кусты ката достигают двух метров и более.

Кат требует хорошей почвы, много влаги и заботливого ухода. В настоящее время его культивируют в НДРЙ, ЙАР, Эфиопии и Сомали. Лучшие сорта ката выращивают в эфиопской провинции Харар. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья. Листочки ката снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу же заворачивают в банановые листья. Хорошо упакованные, они сохраняют свежесть в течение четырех дней.

До 1967 г. кат в большом количестве ввозили в Аден из Эфиопии. Пять раз в неделю по утрам в Аденском аэропорту садился "катовый самолет", на борту которого не было ничего, кроме ката. Из Северного Йемена его на быстроходных "лендроверах" перевозили в Лахдж, потом переправляли в Дар-Саад (пригород Адена), а оттуда он расходился по всей стране. А в очень далекие времена кат с севера на юг доставляли караваны верблюдов.

Для имама - властителя Северного Йемена, свергнутого в 1962 г., кат был источником дохода. 30 процентов хороших земель на севере страны было занято под катом, и большая часть посадок принадлежала имаму. Чтобы увеличить свои прибыли, имам ввел на кат налог. Не только имамы, но и эмиры и шейхи, а также колониальные власти на юге страны всячески способствовали потреблению ката, ибо люди, пристрастившиеся к зеленым листочкам, не способны размышлять о том, чтобы изменить существующее положение! Во время жевания ката забываются все тяготы повседневной жизни, мир становится светлым, унылое земное существование превращается в "небесный рай". И тем мучительнее пробуждение и возвращение в реальный мир нищеты. Большинство не видело иного пути из состояния безысходности, как снова обратиться к кату. Кат и родственные ему растения встречаются и в других странах земного шара, но ни в одной из них листья этих растений не потребляют в таких огромных количествах, как в Северном и Южном Йемене. В Адене сейчас продают отечественный кат, выращенный в районах Ад-Дали и Яфи.

В народе бытовало поверье, что там, где растет кат, не бывает чумы; поэтому, отправляясь на какое-нибудь сборище, люди клали себе за пазуху в качестве оберега против заразной болезни зеленую, только что сорванную ветку ката.

В старые времена христианское население Абиссинии употребляло кат как тонизирующее средство. Знахари применяют кат в целях врачевания. Они жуют листья, а кашицу выплевывают на больное место страждущего.

В 1910 г. фармацевты города Лиона изготовили Neo tonique Abyssin (Абиссинский новый тонизирующий напиток), пользовавшийся колоссальным спросом как тонизирующее и укрепляющее средство. Но вскоре французское правительство запретило его, ибо оно содержит наркотик. Из листьев ката делают также и алкогольный напиток, который применяется в Африке в качестве лекарства. Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится так называемый эфиопский чай. Отправляясь в дальнюю дорогу, и ocoбенно за границу, любитель ката берет-с собой баночку катового порошка. Находясь в чужой стране, из этого порошка, добавив немного кардамона, сахара и воды, приготовляют напиток. Многие скатывают из порошка небольшой плотный шарик и засовывают его за правую щеку. Порошок нюхают. Южнойеменцам, работающим за границей, родственники посылают его по почте или с оказией в качестве "привета с родины".

Многие йеменцы из Хадрамаута не жуют кат. Однако злые языки в Адене утверждают, будто они компенсируют это крепким финиковым вином.

Те, кто постоянно жует кат, стремятся доставать все более сильно действующие сорта. У начинающих он часто вызывает тошноту, головную боль, сильное недомогание. Иные, одурманенные катом, утрачивают способность контролировать свои действия. Был случай, когда муж, находясь в таком состоянии, убил жену, убежденный в ее неверности. Заодно он убил и одного из "друзей по кату", пытавшегося предотвратить несчастье. А другой жеватель ката вообще никак не прореагировал на происходившее.

У заядлых жевателей, собирающихся обычно в мабразе (специальном помещении, где жуют кат), блаженное состояние наступает через три часа, когда им представляются сладостные любовные картины на играющем яркими красками фоне. Это состояние большинство предпочитает пережить у себя дома, поэтому общество жевателей ката постепенно редеет, и лишь немногие остаются в мабразе до утра. Некоторые пытаются перенестись в реальность, но те, кто жует кат в течение длительного времени, испытывают серьезные затруднения в осуществлении своих желаний, так как кат вызывает анафродизию. Разумеется, об этом говорят неохотно, однако, когда я спросил нескольких своих друзей, так ли это, они утвердительно кивнули. Часто, желая выйти из такого неприятного положения, прибегают к помощи алкоголя. Наутро настает "катовое похмелье": нездоровится, настроение мрачное, хочется спать, ничто в мире не радует.

Большая часть аденцев "катует" по четвергам и пятницам. В субботу они заставляют себя сдерживаться и терпеливо ждут следующего четверга. Поэтому потребление ими ката не влечет за собой каких-либо серьезных последствий. Но у тех, кто жует чаще, это переходит в привычку, они страдают бессонницей, очень нервозны, у них появляется чувство страха перед завтрашним днем, реакции сильно ослаблены. Поэтому есть правило уличного движения в НДРЙ, запрещающее садиться за руль автомобиля, если водитель находится под действием ката. Но традиции не исчезают мгновенно, и нет-нет да и встретишь водителя такси с "катовой щекой".

Частое употребление ката приводит к нарушению кровоснабжения слизистых оболочек. Особенно подвергается атрофии и разрушению слизистая оболочка ротовой полости. В образовавшихся трещинах поселяются бактерии, вызывающие воспаление. Многие в результате потребления ката страдают хроническим гастритом, сопровождающимся отсутствием аппетита, болями в желудке и железодефицитной анемией. Почти все приверженцы зеленых листочков имеют хронический запор. Эти болезни заявляют о себе, как правило, годам к тридцати пяти, а то и раньше.

Длительное жевание ката переходит в наркоманию. Наркоман уже не может обходиться без ката ни одного дня, даже во время работы. Он сам говорит, что без ката больше жить не может. Кат принято употреблять в, компании, но не наркоман редко жует его в одиночестве, всегда ищет себе для этой цели товарищей, наркоман же это делает наедине с самим собой. Уже в начальной стадии заболевания наркоманией человек отдаляется от общества, от которого позднее так или иначе будет все равно изолирован. В конечной стадии наркомании эти люди с истощенными, изнуренными, апатичными лицами сидят на корточках где-нибудь в тени на углу улицы и клянчат милостыню, чтобы тут же на выпрошенные деньги купить еще один пучок ката. Теперь они вообще не способны выполнять какую-либо работу.

(Следует отметить, что кат официально не причисляется к числу наркотиков, его употребление не запрещается в большинстве стран мира. Учитывая все негативные последствия обычая жевать кат, правительство НДРЙ предпринимает меры для сокращения его производства, ввоза, продажи и употребления.)

Ну а женщины? Может быть, жевание ката было одним из немногих дозволенных им "удовольствий"? Женщины Южного Йемена в противоположность их сестрам на Севере жуют кат редко, а если и жуют, то лишь в обществе своих мужей, родителей, взрослых сыновей и дочерей, большинство из них принимают активное участие в борьбе против употребления ката. Ведь от этого в первую очередь страдают они и их дети: семья разваливается оттого, что муж пристрастился к кату, и в доме не хватает денег на продукты, на порошковое молоко для маленьких детей, на самое необходимое.

На кат никогда не существовало и не существует твердых цен. Торговец этим растением всегда приспосабливается к спросу на товар. В праздники и в дни получки цена на кат очень высока. У торговцев "добрые сердца" - они отпускают кат даже в кредит. На базаре в Адене есть небольшой переулок, где вечером светло как днем, где не слышно обычного шума толпы. С сильно оттопыренной щекой, за которую засунут большой шарик ката, одетые только в футу, обливаясь потом, торговцы сидят на прилавках, а их керосиновые лампы отбрасывают яркий свет на лежащие рядом с ними зеленые пучки ката. Покупателю требуется немало времени, чтобы выбрать сорт получше и купить его подешевле. Один пучок ката стоит в среднем от 1 до 2 динаров. Но обычно берут не один, что весьма ощутимо сказывается на семейном бюджете, так как ежемесячный заработок рабочего в среднем составляет от 20 до 30 динаров, а женщинам и сейчас еще редко удается найти оплачиваемую работу.

Правительство ведет постоянную борьбу против злоупотребления катом, но не методом решительных запретов, а не спеша, учитывая сложность проблемы, - сказал мне один йеменский врач. - Выращивать кат не запрещено, продавать - также, крестьянам, которые разводят вместо ката другие культуры, правительство оказывает финансовую поддержку. Поэтому площади, занятые под катом, на севере НДРЙ заметно сократились. Члены ОПОНФ, школьные учителя, женские и молодежные организации проводят широкую общественную кампанию по борьбе с катовой наркоманией По радио и телевидению врачи выступают с докладам о губительном действии ката. За очень немногие годы употребление этого зелья заметно сократилось, особенно среди молодежи. Да и пожилые люди теперь тоже не очень-то охотно показываются на улице с оттопыренной щекой. Мы убеждены, что наш народ, нашедший всебе силы освободиться от внутренних и иностранных угнетателей, сумеет одолеть и катовую наркоманию.