Что такое лень и кэс. Отсутствие эмоциональной нагрузки

Бывало с вами такое, что нужно что-то сделать, но не хочется. Лень.

Лень иногда настолько сильна, что человек сдаётся и подчиняется ей. Лень всевластна и вездесуща, говорят она родилась задолго до нас.

Лень часто называют самым большим пороком человека, но так ли она плоха на самом деле? Давайте разберёмся.

Итак, что же такое лень.

По определеню В.И. Даля это

«отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».

На самом деле лень это такое явление можно рассматривать значительно шире.

Рассмотрим несколько основных вариантов проявления лени:

Лень как отсутствие мотивации при непонимании своего предназначения

С литературной точки зрения это типичный Обломов, персонаж Ивана Гончарова из романа «Обломов», входящего в трилогию «Обыкновенная история». Для тех, кто не читал данного эпохального произведения немного расскажу о сюжете. Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Он вместе со своим слугой живет в Петербурге, практически не выходит из дома и даже не поднимается с дивана. Он нигде не работает, не занимается никакой деятельности, а лишь мечтает об уютной и безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места.

Помните, как в песне «Распи**яй» группы Ленинград «А на работу не хожу и радио не слушаю, а что мне боженька подаст выпью и покушаю».

Мотивации на подсознательном уровне у человека нет, сознательной мотивации тоже нет. Иногда, в критических случаях, человек может себя заставить что-то сделать, но это бывает крайне редко.

Думаете, что это все какие-то приколы и намеренное преувеличение?

У меня есть друг, типичный Обломов. Вырос в богатой семье, жить хорошо, на широкую ногу его научили, а вот зарабатывать, увы, нет. Время прошло, мальчик вырос, закончил институт … и подал на подал на родителей в суд за то, что они его отказались обеспечивать и назвали его тунеядцем. После этого происходили такие истории, что хоть пиши «Обломов 2».

Он нигде официально не работает, только подрабатывает. На работу его официально брать не хотят потому что он не выполняет свои обещания и не соблюдает трудовую дисциплину. Если какие-то деньги перепадают, он их спускает в первый же день, даже если эта сумма 50 000-100 000 рублей. При этом очень рассеянный, может запросто где-то забыть крупную сумму денег или ценные вещи.

Однажды, когда он попытался устроиться на хорошую работу с приличной зарплатой, у нас с ним произошел интересный диалог. Ему нужно было приезжать на работу в 8 утра, а он понятное дело, приезжал к обеду и то не каждый день. На мой вопрос зачем он согласился на такие условия, если не может приезжать так рано на работу (он живет в области и любит поспать), он мне отвечает:

«Я согласился на зарплату, а не на работу».

Существуют и противоположные примеры.

На человека очень влияет его окружение и то общество в котором он вырос. Человек, который вырос в семье с небольшим достатком считает такую жизнь нормой. В Советском союзе было такое понятие как «рабочий класс». Закончив 8 классов общеобразовательной школы он, шел на завод, каждый день вставал по заводскому гудку и так изо дня в день в течение всей жизни.

Сейчас таких историй тоже масса, в том числе и в Москве. У такого человека может быть жена (муж), дети, маленькая зарплата в государственной организации, комната в общежитии. Люди настолько привыкают к такой жизни, что не хотят ничего менять. Ни что так не портит людей, как стабильная маленькая зарплата, они находятся в зоне комфорта и не хотят ничего менять. А вдруг будет еще хуже?

Что здесь посоветовать? С Обломовами все понятно, тут как говорится «в мешок и шилом». Со второй категорией сложнее, у тех людей, кто вырос за чертой бедности, сиротой или в «плохом районе» часто есть сильная мотивация сделать свою жизнь или по крайней мере жизнь своих детей лучше. А кто вырос «в зоне комфорта» тем, сложнее.

Совет один:

Лень как защитный механизм

Лень - это очень эффективный механизм отказа от выполнения работы, которая не принесёт пользы. Как будто организм работает постоянно в режиме энергосбережения, мобилизуя эту энергию, когда это необходимо.

Вы никогда не увидите дикого кабана, который целый день бегал, а потом говорит: мне нужно присесть отдохнуть, я устал. Сегодня столько всего было.

Лень появляется тогда, когда вы не понимаете зачем делать ту или иную работу, когда поставленная цель не вдохновляет (см. мою предыдущую статью). Когда цель, которую вы пытаетесь достигнуть является важно именно вас, от лени нет и следа. Вы готовы работать часами, не прерываясь на еду и сон.

А если вы чувствуете, что надо бы сделать, но не хотите вставать с кровати ради этого, то пересмотрите цель этого мероприятия. Действительно ли оно важно для вас?

Другой аспект нежелания делать чего-то это когда нет четкого понимания того, что нужно делать. Так иногда откроешь таскменеджер где масса просроченных задач, посмотришь на него, вздохнешь и закроешь. Бывало с вами такое? Или пытаетесь сделать какую-то одну задачу и постоянно отвлекаетесь. Здесь дело в том, что мозг не понимает, что нужно сделать и пытается переключиться на другую, более понятную ему задачу.

В первом случае прекратите пользоваться таскменеджерами, если в них не заглядываете хотя бы раз в день. Огромное количество просроченных задач будет только огорчать вас и никак не будет способствовать продуктивной работе. Все люди разные, нельзя для всех создать одну универсальную методику. Если вам говорят, что составление списка дел, жесткий хронометраж, техника помидора (Pomodoro) и другие популярные штуки –это круто и мастхэв, не верьте! Попробуйте в течение месяца и поймете, подходит вам это или нет.

Если списки это не ваше, то хороший способ все-таки начать что-то делать, это вечером подумать и определить какие 5-6 задач завтра принесут Вам наибольший результат и утром сфокусироваться на них.

Во втором случае поможет декомпозиция цели. Нужно разбить цель на понятные вам и другим исполнителям этапы. Например, провести исследование рынка понятная цель? Для маркетолога безусловно, а для начинающего стартапера нужны дополнительные разъяснения, чек лист из необходимых действий.

Интересный пример приводит психотерапевт Н.В. Карягина

Представьте, что человеку лень спортом заняться. Чем больший вес он набирает, тем тяжелее ходить и меньше хочется двигаться. Что будет, если убрать такой «предохранитель», как лень? Он похудеет, станет симпатичнее, станет более сексуально привлекательным и к нему начнет проявлять интерес противоположный пол. Вот тут может быть проблема. Если он привлек внимание и начались отношения, то придется строить эти отношения, осваивать новые роли. А может так случиться, что отношения окажутся недолговечными, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить расставание. Многим настолько страшно переживать подобные ситуации, что не заводить отношений – намного более безопасное и комфортное состояние. А тут еще со своим спортом =)

Лень как признак гениальности.

Ленивый сотрудник - хороший сотрудник, согласны?

Многие, наверное, мне не проверят, но в этом есть большая доля правды.

Ричард Кох в своей книге «Менеджер 80/20» рассказывает историю про немецкого генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, участника Первой и Второй мировых войн. Он руководил блицкригом, быстро завоевавшим Францию, а затем командовал XI армией вермахта, чьи успешные действия в Крыму против Советской армии увенчались взятием Севастополя в июне 1942 г.

Манштейн разделял своих офицеров на четыре категории, в зависимости от их ума, глупости, трудолюбия и лени.

1. Первая группа

Это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их в покое, они вреда не приносят.

2. Вторая группа

Это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются прекрасные офицеры штаба, от которых не ускользнут даже самые малейшие детали.

3. Третья группа

Трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны, они нагружают всех совершенно не нужной работой. Их следует расстреливать на месте.

4. Четвертая группа

Умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей.

Таким образом, лень сама по себе не является достоинством, но она очень полезна в сочетании с высоким уровнем интеллекта.

Известный британский философ и общественный деятель Бертран Рассел сказал:

«Путь к счастью и процветанию лежит через организованное уменьшение работы»

Как же этого добиться? На самом деле времени у нас полно, его более, чем достаточно. Мы просто транжирим его на увлекательную борьбу с «проблемами» и бессмысленными совещаниями.

Вспомните матрицу Эзенхаура.

А. Важные срочные дела. Это горящие дела, когда нужно бросать все и начинать тушить пожар. Лучше не доводить дела до такого состояния. Когда успешно завершаешь важное и срочное дело, ощущаешь прилив сил и массу различных эмоций – радость, гордость, удовлетворение проделанной работой, но это отнимает очень много сил и долго работать в таком режиме невозможно.

B. Несрочные и важные дела. Текущая (плановая) работа, к этой категории так же относится планирование дел, обучение, развитие и все, что приближает вас к достижению цели. Если запустить дела в этой категории, то они могут перейти в квадрат А и их нужно будет выполнять в режиме цейтнота.

С. Срочное и неважное. В основном это какая-то рутинная и внеплановая работа или вас кто-то попросил сделать работу, которая не входит в круг ваших обязанностей. Это работа никоим образом не приводит вас к желаемой цели. Долгое пребывание в этом квадрате вредно. Крайне важно не путать делать в этом квадрате с делами в квадрате A (важные и срочные).

D. Несрочное и неважное. Это дела, от которых можно отказаться, так как они не принесут нужной отдачи. Это просмотр телепередач, пустые разговоры, бессмысленный интернет-серфинг, социальные сети (если вы не SMM специалист) оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями.

Чтобы быть максимально продуктивным, постарайтесь сосредоточиться на квадрате B. У меня, например, лежит на рабочем столе бумажка, где нарисована эта матрица и я периодически спрашиваю себя: в каком квадрате я нахожусь?

Именно умные и ленивые обычно очень креативные люди. Дайте им волю, и они предложат массу нестандартных и оригинальных решений проблемы с одной единственной целью - сделать задачу максимально быстро и с минимальным количеством усилий.

Именно ленивым и умным людям мы обязаны за многие рационализаторские изобретения.

А если все-таки делать нужно, а не хочется?

Иногда бывает, что мы, умные лентяи становимся заложником своего ума. Не имея достаточной мотивации мозг начинает усиленно сопротивляться выходу из зоны контроля, ведь это грозит ему большими потерями энергии при освоении новых видов деятельности.

Важный момент, чем умнее человек, тем более искусно он оправдывается сам перед собой и перед другими. У меня бывало, что я ставил SMART цель, но затем оправдывался сам перед собой и отказывался от выполнения цели только потому что она не проходит по SMART, причем по такому экзотичному критерию как «органичность цели», её актуальности (relevant).

Бывает также, что мы не выполняем задачу, поставленную руководством, потому считаем, что задача поставлена не корректно или просто глупая. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом, данная ситуация будет рассмотрена в следующих статьях.

Как преодолеть сопротивление?

2. Подумайте, что выполнение этой цели даст вам

3. Превратите работу в игру и придумайте себе поощрения за выполнение каждого этапа

4. Прочитайте предыдущую мою статью

5. Читайте мои следующие статьи

Статья была бы не полной, если бы я не рассказал о последнем типе лени.

Лень как внешнее проявление усталости.

Иногда, какая бы классная идея не была, нет желания ничего делать.

Это не значит, что данная цель не важна для нас, просто иногда нужно отдохнуть. Предлагаю небольшой экскурс в эзотерику, чтобы глубже разобраться с тем, почему иногда энергия покидает нас.

Отсутствие физической нагрузки

Даже если вы занимаетесь только интеллектуальной деятельностью, физические нагрузки нужны обязательно, хотя бы зарядка по утрам. Как говорится, «без физических нагрузок начинает разваливаться не только тело, но и дело». Снижается мышечный тонус, организм не справляется с накопившимися шлаками, в итоге синдром хронической усталости. Ты не напрягался, в итоге сил нет. Ни физических, ни эмоциональных, ни умственных.

Отсутствие эмоциональной нагрузки

Думаете мыльные оперы, ДОМ-2 и другие передачи смотрят только глупые женщины?

Спешу вас разочаровать, это не всегда так. Мы же (мужчины) смотрим чемпионат мира по футболу, не потому что не можем жить без мяча? В таком случае мы уже бегали бы по стадиону. Нам всем нужны эмоции, причем разные.

Иногда мы ругаемся от недостатка отрицательных эмоций, главное не изливать эти эмоции на других людей. Лучше посмотрите фильм или прочитайте книгу, вызывающую разнообразные сильные эмоции, только не примеривайте их на себя – это не ваша жизнь. Я обычно смотрю артхаус в кинотеатрах, авторское и фестивальное кино, в основном драмы. Сидишь, переживаешь, но при этом понимаешь, что к тебе это не имеет никакого отношения. Потом просто занимаешься своими делами и не вспоминаешь.

Некоторые любят смотреть новости и политику для того, чтобы пощекотать себе нервы. Однако все хорошо в меру, не перегните палку, иначе рискуете стать брюзгой и неудачником.

Отсутствие интеллектуальной нагрузки

Несмотря на то, что что мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством информации, отсутствие интеллектуальной нагрузки – это бич современного мира. Наш ум заполнен до отказа, перерабатывает огромный массив данных, но все это – холостой ход. Даже малейшие трудности вызывают сильное напряжение и раздражение.

Нам проще прочитать десяток пабликов или сайтов в интернете в поисках каких-то прикольных анекдотов, котиков, цитат, советов, чем применять какую-либо из техник или советов, предлагаемых на этих сайтах. Нужно привыкать учиться на основе своего опыта, а не по книжкам. Не путайте большое количество просматриваемой информации с мыслительной деятельностью. Нужно пользоваться такими инструментами, как анализ, синтез, аналогии. Перед чтением всегда себе задавайте вопросы: зачем я читаю эту информацию? как я могу использовать это в своей жизни?

Отсутствие интеллектуальной нагрузки уменьшает количество нейронных связей в мозге, что является одной из причин старения, болезней, депрессии, ослабления памяти и снижения воли.

Некоторые советуют заниматься шахматами, разгадывать кроссворды и сканворды. Это, безусловно, полезно, но в первом случает вы развиваете логику, а в другом случае память. Ни одной нейронной связи здесь не возникает. Новые связи возникают только с развитием новых навыков и решением нетривиальных задач. Все это с избытком предоставляется тем, кто пытается качественно изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта.

Не путайте лень и безделье.

Безделье не всегда вызвано ленью. Иногда у человека просто нет цели, он живёт бесцельно, не понимает цели своего существования. Целыми днями ничего не делает и его это устраивает.

Резюме.

Итак, подведем итоги. Лень очень классная штука, созданный сотни лет назад и отлично работающий механизм, но эффективен он только в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта.

Иногда поведение человек выглядит как лень, но таковым не является. Умный человек вначале выберет наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступит к выполнению задачи, так как он знает, что 80 % любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени. Мы не берем тут в расчет перфекционистов, о них пойдет речь тоже в следующих статьях.

Обычно люди не связывают целеустремление и лень, но как раз стремление найти лучшее решение, требующее минимальных усилий – высшая форма проявления лени.

Ленитесь и получайте удовольствие от жизни, но не забывайте, что лень бывает разная. Не поддавайтесь на ее провокации.

Даже самым трудолюбивым из нас знакомо чувство лени. Что уже говорить об основной массе народа. Иногда лень превращается в стиль чьей-то жизни, прочно укореняясь в поведении. Откуда берется лень и можно ли ее подавить еще на стадии зарождения? Стоит ли ее бояться? Может быть, она не так уж и вредна? Возможно причины лени связанны с эволюционными механизмами адаптации человека? Благодаря этому свойству, мы просто не тратим свое время зря. Почему тогда с самого детства нас учат, что лень – это плохо? И вообще, так ли она страшна, как ее описывают?

Что такое лень?

Лень - это, когда кто-то выбирает свободный досуг вместо активной деятельности. Он отказывается заниматься чем-то конкретным, либо вообще что-либо делать. Психологи характеризуют лень, как вредную привычку. Еще раз подчеркивают деструктивность этого понятия. В психологии даже существует термин синдрома прокрастинации – регулярного откладывания важных дел на потом. И тут начинается самое интересное. Так ли опасна лень и прокрастинация, как их нам описывают?

По мнению многих специалистов, синдром прокрастинации возникает в ответ на бессмысленность выполнения определенных задач. То есть, нам лень браться за работу, в которой наше подсознание не видит здравого смысла. С другой стороны, человек, особенно в юные годы, просто не в состоянии адекватно оценить архиважность всего, что ему поручают. Вот и выходит так, что вред или польза лени зависит от источника ее происхождения.

Откуда берется лень?

Теперь мы вплотную подошли к причинам появления лени. Они определяют, стоит ли бороться с этим чувством, либо, наоборот, следует прислушаться к подсказкам своего организма. Ведь от того, откуда берется лень, напрямую зависит куда ее стоит послать! Либо в соображалку, чтобы понять ее суть, либо просто подальше!

Чувство лени, или синдром прокрастинации, чаще всего не являются нашими союзниками. Поэтому оправдывать свою инертность высшими материями не стоит. Так же, как и искать оригинальные способы борьбы с ленью. Самый лучший прием – просто взять и сделать! Без лишних философствований и самоанализа.

Причины лени

Для тех, кто все же решил заглянуть в суть проблемы, разберем основные причины лени и рекомендации к действиям. Ведь знание своего врага – первый шаг на пути к его преодолению. Поскольку лень является подсознательной реакцией организма на определенную деятельность, то для ее понимания необходимо разбираться в основах психологии.

Недостаточная мотивация

Человеку лень браться за дело, если он недостаточно мотивирован к нему. Это, если говорить о внешних стимулах. Например, ребенок охотнее выучит уроки, если будет знать, что после этого получит что-нибудь приятное. Или не получит что-нибудь неприятное. В таком случае, с чувством лени можно бороться подкупом либо угрозой.

Сложнее повлиять на себя самого. Самомотивация взрослых – наука сложная и не всем доступная. Но, при этом, крайне важная. Ведь идти или не идти на работу, искать или не искать очередного клиента – может быть куда значимее домашнего задания. И последствия такой лени будут на порядок хуже, чем двойка за четверть.

Бессмысленность деятельности

Все же, не стоит исключать того, что запланированная работа не имеет смысла. В таком случае прокрастинация – первый помощник и советник! Внутренний голос не имеет огромного арсенала механизмов для воздействия на человека. Но те, что есть – очень эффективны. Сперва начинается лень. Если ее неправильно интерпретировать, следующим этапом станет депрессия и нарушения психосоматики.

Если взрослый трудолюбивый человек регулярно ощущает чувство лени в отношении определенного занятия, ему стоит еще раз пересмотреть важность его выполнения.

Паталогические состояния

Лень может возникнуть вследствие заболевания. Паталогическая усталость не касается чего-либо одного, а охватывает все сферы жизни. Причины болезненной лени разнообразные. От обилия стрессов и регулярного переутомления, до вирусных или бактериальных инфекций и т.п.

При возникновении подобного состояния, необходимо на время взять отдых и, в зависимости от серьезности его проявлений, даже обратиться к врачу. Со здоровьем шутки плохи и лучше недельку расслабиться дома, чем потом месяц перенапрягаться в больнице.

Неуверенность в себе

Возможно, на первый взгляд, лень и уверенность в своих силах имеют мало общего, но на практике люди очень часто откладывают важные дела на потом, опасаясь, что они не смогут их выполнить. Повышая свою самооценку, можно пересилить свои страхи и стать более активным. Понять, что лень – это боязнь неудачи. Но, если ничего не делать, то успех не придет сам собой. Лучше всего, если такого человека поддержит его ближайшее окружение, поможет ему поверить в свои силы.

Слабая сила воли

В жизни важен баланс между хочу и необходимо. Некоторые люди, из-за их характера либо воспитания, не могут заставить себя что-то сделать. Их лень – это слабость, а не протест против чего то. Им не хватает самообладания, самоконтроля и саморегуляции. Воспитание в себе этих «трех китов», на которых держится сильная воля, превратят в активиста даже отъявленного лентяя.

Безответственность

Лень свойственна тем, кто не привык за что-либо отвечать в своей жизни. Банальное желание «плыть по течению» и взвалить свои проблемы на кого-то другого. Вина за это лежит на их родителях. Во всяком случае, им так удобнее думать. У них вечно виноваты другие, а что-нибудь делать мешают обстоятельства и т.п. Чем старше становится человек, тем ему сложнее изменить этот стереотип мышления.

Образ жизни

Продолжение предыдущих пунктов, обобщающее их основные тезисы. Лень для многих становится стилем поведения. Вспоминается советский мультик о ленивом мальчике, который попал в страну Нехочухию, где он встретил главного Нехочуху – большого, аморфного и несамостоятельного человека. В юмористической форме создатели анимационного фильма продемонстрировали настоящий культ лени, и к чему он может привести своих адептов. В этом случае лень – губительная привычка и от нее следует избавляться.

Мы рассмотрели, что такое лень. Узнали причины ее появления. Разобрали в каком случае она может быть полезна, а когда лучше от нее отказаться. Главное, чтобы полученные знания не лень было применить на практике. Ведь злейший враг пассивности – действие. И чтобы побороть лень, в первую очередь, следует начать это делать!

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

Лень – это нежелание трудиться, заниматься делами, бездействие. От лени в той или иной степени страдает большинство людей. Разница лишь в том, что они стремятся преодолеть лень, а другие ею наслаждаются.

Такая разная лень

Иногда лень бывает оправданной. Например, лень трудоголика , долгие недели работавшего над сдачей проекта и попросту уставшего. Или лень человека, который не видит никакого смысла в абсурдном распоряжении руководства, которое вынуждает делать «двойную работу». Однако куда чаще это качество можно расценивать как негативное. Лень мешает человеку достигать поставленных целей, продвигаться по служебной лестнице, больше зарабатывать, жить более яркой и насыщенной жизнью. Лень далеко не двигатель прогресса, ведь двигают этот прогресс отнюдь не лентяи. Лентяи лишь выкладывают денежки на технические усовершенствования, упрощающие жизнь.

Способы справиться с ленью

Теоретически оправданна лишь лень полнейшего «пофигиста», которому от жизни ничего не нужно – ни денег, ни приключений, ни путешествий, ни впечатлений. Однако на самом деле таких людей не так уж и много. Для того чтобы понять, относится ли это к вам, нужно лишь дать себе волю помечтать. Чего вы хотите? Хотите два раза в год греться на морском берегу ? Надоел общественный транспорт, и давно пора приобрести машину? Желаете хорошо зарабатывать, чтобы не сравнивать ценники в соседних магазинах? Кататься на горных лыжах ? Весело проводить праздники, а не по скучному, приевшемуся застольному сценарию ? Кто ж не хочет? Тогда нужно действовать, а не сидеть сложа руки.

Понять: раньше сядешь – раньше выйдешь . Нередко, когда человеку предстоит сложное и неприятное занятие, он начинает страдать, жаловаться и тянуть резину . Вместо того чтобы быстро сделать то, что нужно, и получить полное облегчение и свободу. Словом, нужно не ныть , что вам предстоит писать нудный отчет, а пойти и написать его. Не страдать, глядя на гору грязной посуды, а вымыть ее. Часто случается, что задание оказывается не таким тяжелым, как это представляется. Главное – действовать и быстрее избавиться от него.

Представить себе результат . Вместо того, чтобы думать, как мучительно для вас будет выполнять ту или иную работу, представляйте себе результаты: прекрасный отчет, вымытые окна, впечатления от прогулки. Вспомните ощущение, которое возникает у вас после выполненной работы.

Главное – начать . Самое трудное в любой неприятной работе – начать, а потом человек втягивается и уже не замечает «тягот». Пообещайте себе заниматься неприятным делом только полчаса. И приступайте. Скорее всего, вас уже не остановишь, поскольку «самое страшное» - начало – будет позади.

Повысить мотивацию . Вы замечали, что люди начинают активнее работать ближе к дню зарплаты? Самые большие статьи журналисты пишут именно накануне дня подсчета знаков/строк для гонорара . Менеджеры больше всего продают накануне сдачи отчета, по результатам которого, опять же, начисляется заработная плата. В чем тут дело? Дело в повышении мотивации . Почему тогда с первого же дня нового месяца не помнить о том, что спустя 30 дней вас ждет адекватное вашим стараниям денежное вознаграждение? Подумайте над этим. Над тем, что вы хотите купить на полученные деньги. А, быть может, отложить на летний отпуск. Найдите способ ежедневно, ежечасно на работе помнить о своих желаниях. Выберите соответствующие обои для рабочего стола или положите в ящик стола фотографию с летнего отпуска , фотографию новой машины или что там вас вдохновляет. Заставьте ваше вдохновение работать на вас.

Взять на себя ответственность . Прежде всего, ответственность за собственную жизнь. Разве о таких выходных вы мечтали – два дня проваляться на диване и, не почувствовав никакого уикенда, вновь целую неделю пахать на работе? Выходные должны помочь вам отдохнуть, набраться сил, а значит, оторвите пятую точку от дивана и доставьте себе радость и положительные эмоции. Ведь на самом деле вы этого хотите. Возьмите на себя ответственность за то, как вы распоряжаетесь свободным временем, своей жизнью в целом. Никто за вас ничего не сделает. И не будет вас развлекать/тянуть за уши по карьерной лестнице/поднимать настроение/заниматься вашим здоровьем и самочувствием. Поймите, что очень многое зависит только от вас, а потому не сидите, а действуйте. Чтобы, опять же, не было мучительно больно за время, которое уходит и не возвращается. Пусть вам будет о чем вспомнить!

Бодриться . У каждого из нас есть мелодии, фильмы, люди, которые вдохновляют, побуждают действовать. Слушайте такую музыку, пересматривайте такие фильмы (как правило, это картины про людей, которые многого добиваются в жизни – благодаря своему старанию и упорству; фильмы о захватывающих путешествиях), общайтесь с такими людьми. Заряжайтесь позитивной энергией и побеждайте свою лень. Успехов!

Причины лени

«Страна лентяев» Питера Брейгеля старшего

Согласно учению Зигмунда Фрейда и учеников его школы, возникновение лени обусловлено соотношением сил либидо и мортидо в человеке. Под либидо понимается сексуальное желание (половой инстинкт в разнообразных проявлениях). Мортидо – сила распада, противоположная жизни и стремящаяся к смерти.

Примерно 6 тыс. лет назад обладатель звукового вектора, выполняя видовую роль ночного охранника стаи и вслушиваясь в окружающую темноту саванны, впервые ощутил свою отдельность от стаи, свою личную индивидуальность, задавшись вопросом «кто я?». Начиная с этого момента, начался переход в анальную фазу развития . При этом впервые у человека возникла потребность в познании себя, в результате чего стали развиваться науки, религии. Появилась идея как элемент коллективного управления. Сегодня каждому известна фраза «идеи правят миром».

При наступлении кожной фазы развития после Второй мировой войны человечество больше не управляется голодом или идеями. Человек больше не страдает от недостачи пищи, и нет обязанности бороться за нее. Также нет идей, способных сподвигнуть людей на подвиги.

Что заставляет человека прилагать усилия

Сутью человека является желание к получению наслаждения. Люди различны по своим свойствам, но стремление к наслаждению является общим для всех. Счастье для каждого обладает разной формой, которая является стимулом к движению, развитию, приложению усилий.

В случае проявлений лени у ребенка, его следует подталкивать к тем действиям, которые ему нравятся. Задания для детей должны соответствовать его природным склонностям. Природные, векторально заданные склонности можно определить с трехлетнего возраста. В этот период проявлений наибольшей силы либидо ребенку необходимо сразу прививать правильное направление его жизненного движения, от которого он будет научаться получать удовольствие.

Современное поколение обладает желанием к наслаждению гораздо большего объема, чем предыдущие. Это можно использовать в воспитательном процессе: ребенок должен получать наслаждение в деле, направленном на общее благо. Человек, с детства приученный к совершению усилий, в дальнейшем будет избавлен от проблемы лени.

Лень у обладателей нижних векторов

Лень на картине Василия Шульженко

Определять проявления лени – значит уже наполовину решить проблему. У представителей каждого вектора имеют место проявления лени. Однако ее объем варьируется: чем больше либидо, тем больше лень, и наоборот. Таким образом, для представителей уретрального вектора лень – самая большая относительно других векторов, а для мышечников – самая маленькая. И для каждого из них имеются свои особенности.

Уретральный ребенок с малых лет обладает такой силой либидо, что чаще всего практически сразу реализует его во внешней среде, действует для других. Он привыкает к подобному действию и сохраняет активность до смерти. Но на протяжении жизни случаются периоды, когда уретральник, наполняя свои желания, проявляет лень. Он не ощущает никакой вины за свое полное бездействие. Желание к жизни на протяжении всех лет проявляет себя, не угасая в полной мере до последнего вздоха. Поэтому, будучи наполненными единожды, желания просыпаются и накапливаются снова, обычно не заставляя себя долго ждать. Это толкает уретральника вновь на активные действия.

Для представителей мышечного вектора лень есть проявление невроза вектора. Невроз может возникнуть вследствие сверхстресса, перенесенного в детстве, результатом которого является отказ ребенка от собственных желаний из-за отсутствия возможности их наполнения. Для мышечного ребенка причиной невроза может быть насильственная изоляция от окружающих, потеря ощущения общности «мы», свойственная мышечнику, отрыв от родной земли, одиночество. Такой ребенок очень привязан к родной земле, в том числе и к ее микроэлементному составу, и в случае переезда может испытывать проблемы со здоровьем. При этом будет лениться, маяться, особенно при неправильном воспитании и развитии мышечного вектора.

Чтобы мышечный человек не ленился, его с детства следует приучать к физическому труду. От этого он получает большое удовольствие и становится трудоголиком.

Между степенью силы лени (мортидо) уретрального и мышечного векторов, где-то посередине, находится лень кожного вектора . Либидо и мортидо его обладателей сбалансированы, благодаря чему им сравнительно легко самоорганизоваться и не лениться. Такой человек постоянно в движении, постоянно испытывает нехватку времени. Его лень проявляется в патологической экономии на всем: он хочет совершить минимальное количество движений и сокращает собственное потребление до неадекватного состояния.

Обладатели анального вектора имеют склонность к лени в двух случаях: перед началом нового действия и в случае обиды. Так как фактор новизны является стрессовым, таким людям сложно начать новое дело: они постоянно откладывают это под разными предлогами, оправдывая объективными причинами. Однако склонны испытывать чувство вины за собственное бездействие.

Обида для людей с анальным вектором имеет свойство накапливаться и приводить к полному бездействию в течение жизни. Часто во время пубертата, когда человек пытается самостоятельно адаптироваться в окружающем мире, происходит сбой. Мироощущение анальником т.н. кожной фазы развития очень специфично. Зачастую такому человеку непросто адаптировать бешеный темп большого города. Самой естественной для анальника рационализацией и реакцией на сложности и фиаско является обвинение окружающих в своих проблемах («везде одни сволочи»). После чего он впадает в состояние обиды и ступор. Лень такого рода очень распространенная среди представителей анального вектора.

Лень у обладателей верхних векторов

Лень в оральном векторе проявляется в бесконечных беседах и словесных планах о грядущем действии, однако при полном бездействии на деле.

Проявление лени в обонятельном векторе – это меланхоличное состояние, в период которого ему свойственно отсутствие эмоций и фактически полное сокрытие собственного запаха. Другие люди его как бы не ощущают, не замечают, так как человек в полной мере реагирует на другого человека, ощущая феромоны и запахи, издаваемые его телом. Обонятельник бессознательно стремится к меланхолии, ощущая ее как состояние наибольшей защищенности. Обонятельный ребенок в таком состоянии может неподвижно лежать на кровати, и собственная мать его не увидит. Это его лень телом, пока он сам стремится выполнить видовую роль – выжить любой ценой. Если родители потворствуют подобному поведению, то ребенок вырастает эгоистом, без конца потребляющим в себя и использующим окружающих. Он не станет политиком, ученым или финансистом, занятым спасением стаи, а будет использовать свой значительный объем психических свойств в обратном направлении (например, может стать крупным вором). Следовательно, для обонятельного ребенка лень может иметь значительные неприятные последствия. Профилактика от такого исхода – создание достаточного давления, вытеснение его в общество других детей - в садик, школу и т.п. - так как он идти туда не хочет. Стоит отметить, что сверхдавление и сверхстресс только развивают обонятельника, когда же представители других векторов в подобных ситуациях рискуют получить невроз.

Во время кожной фазы развития человечества тенденции определяет квартель информации . Потому актуальной сейчас является проблема лености ума. Для представителей этой квартели, обладателей зрительного и звукового векторов, важно напрягать ум, прилагать усилия в его развитии. Первые склонны к познанию материального мира, а вторые – к абстрактному мышлению.

Обладатели зрительного вектора сегодня в большинстве своем суеверны, неразвиты умом, звуковики же – депрессивны и неадаптированы. Такое состояние обусловлено тем, что мышление – энергозатратный процесс. Обладая развитым звуковым вектором , человек может получать максимальное удовольствие от жизни, но сегодня звуковику об этом неизвестно.

Учиться думать для таких людей значит, например, изучать иностранные языки, создавать комплексные программные решения в разных отраслях науки, анализировать сложные тексты. Люди, постоянно тренирующие свой ум, живут дольше. Риск болезни Альцгеймера резко понижается. Для звуковых людей развитие ума станет полной реализацией, которая доставляет удовольствие.

Познание материального мира для обладателей зрительного вектора является реализацией их интеллектуального потенциала и избавляет от суеверий и верований как проявлений лености ума.

Рецепт от лени

Лень является естественным явлением. Существует рецепт ее избежать:

Осознать свои врожденные психические свойства и, реализуя их, получать от жизни удовольствие;
- осознать психические свойства окружающих людей и помогать им их реализовывать, от чего получать удовольствие от жизни;
- опытным путем уяснить, что действие на благо целого приносит гораздо больше удовлетворения, чем действие исключительно ради себя.

Применение этого рецепта сокращает проявления лени.