Что значит дистанционная форма обучения. Как происходит общение преподавателей и студентов
) в наши дни становится очень популярной. Вузы нашей страны также все чаще и чаще стали предлагать такую форму обучения. Однако не все старшеклассники (потенциальные абитуриенты) понимают, что это такое и как же на самом деле проходит обучение. А потому обходят его своим вниманием. Мы предлагаем вашему вниманию статью о дистанционном обучении, о его плюсах и минусах, а также… о распространенных мифах.ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - это способ обучения на расстоянии, когда преподаватель и учащийся или студент физически находятся в различных местах. Основной объем учебного материала доставляется с помощью различных технологий.
Когда в конце XVIII века в Европе установилась регулярная и доступная почтовая связь, стало возможным такое явление, как «корреспондентское обучение». Учащиеся вели переписку с преподавателями, получали по почте учебные материалы. А экзамены они сдавали либо доверенному лицу в своей местности, либо в виде научной работы отправляли своему руководителю опять же по почте. В России данный способ появился в конце XIX века.
В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования одностороннее взаимодействие университета со студентами стали осуществлять посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций, краткосрочных курсов и переписки.
Сегодня, наряду с почтовыми пересылками печатных и медиа-материалов, всё чаще применяются современные компьютерные технологии: аудио/видеоконференции, E-Learning (электронное обучение), online Learning (онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Эти технологии позволяют студентам в режиме реального времени консультироваться с педагогами, где бы они ни находились, проходить тесты, сдавать экзамены.
Получить образование дистанционно могут люди различных возрастов и с разными физическими возможностями. При высокой доле самостоятельности обучающиеся могут практически в любое время связаться с преподавателем.
Плюс такого способа обучения заключается еще и в том, что проходит оно в психологически комфортной, привычной обстановке, при индивидуальном темпе.
По окончании курса обучения студентам, в зависимости от программы обучения, выдаются дипломы или сертификаты.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННО
Среди высших учебных заведений немало таких, которые предлагают получить образование с использованием дистанционных технологий. Всё потому, что, в отличие от тех же самых колледжей, у вузов информационно-техническая база на порядок лучше. Однако принцип организации дистанционного обучения ничем не отличается.
Студенты также посещают on-line лекции и участвуют в on-line семинарах, пользуются электронными библиотеками через Интернет, получают учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик, имеют возможность консультироваться с тьюторами и преподавателями с помощью Интернет-телефонии. Если у вуза есть такая возможность (удаленный доступ к лабораторному оборудованию, компьютерные тренажеры), то студенты могут дистанционно выполнять и лабораторные, и практические работы. Однако обучение по некоторым специальностям (например, медицинским) нельзя осуществить дистанционно.
Как и при получении среднего профессионального образования удаленно, обучение в виртуальном вузе чаще представляет собой заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. То есть промежуточные и итоговые испытания студент должен проходить непосредственно в вузе или его филиале.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Плюсы
+ Возможность обучаться в любое время
Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.
+ Возможность обучаться в своем темпе
Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
+ Возможность обучаться в любом месте
Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.
+ Учеба без отрыва от основной деятельности
Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.
+ Высокие результаты обучения
Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
+ Мобильность
Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.
+ Доступность учебных материалов
Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.
+ Дистанционное образование дешевле
Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.
+ Обучение в спокойной обстановке
Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.
+ Удобство для преподавателя
Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.
+ Индивидуальный подход
При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.
Минусы
- Необходима сильная мотивация
Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
- Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
- Недостаток практических знаний
Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.
- Проблема идентификации пользователя
Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.
- Недостаточная компьютерная грамотность
В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.
МИФЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
1. При дистанционном обучении качество получаемых знаний ниже, чем при очном.
В какой бы форме ни предоставлялось образование, его качество, в первую очередь, зависит от самого учащегося. Дистанционное обучение предполагает большую степень самостоятельности. Если у студента сильная мотивация, то он наверняка успешно справится с учебной программой. В то же время, качество образования, полученного самостоятельно, часто бывает даже выше уровня знаний, полученных традиционно за партой.
Во-вторых, немаловажную роль играет статус учебного заведения. Согласитесь, диплом Гарварда, полученный даже после дистанционного обучения, ценится больше документа, полученного в одном из российских вузов после очного обучения.
В-третьих, применяя дистанционные технологии, учебным заведениям гораздо легче организовать семинары с высококвалифицированными педагогами и учеными.
2. Дистанционное обучение мало отличается от заочного.
Заочная форма обучения предполагает периодические очные занятия учащихся в учебном заведении: лекции, семинары, зачеты и экзамены.
Дистанционное образование предполагает удалённое изучение материала. Студенты встречаются с преподавателями только во время итоговой аттестации и защиты дипломной работы. Однако некоторые учебные заведения организуют обучение полностью дистанционно, включая сессии и защиту выпускных работ.
Второе существенное отличие - учебные материалы. Студенты-заочники пользуются традиционными бумажными учебниками. При дистанционном обучении применяются в основном электронные учебные пособия, виртуальные тренажеры.
3. Контакт с преподавателями и сокурсниками затруднен.
Проконсультироваться с преподавателем, обучаясь дистанционно, порой может быть даже легче, чем студентам-очникам и заочникам. Есть несколько способов связи с тьютором: электронная почта, система личных сообщений на сайте учебного заведения, чат-системы, Интернет-телефония. Эти же средства используются и для коммуникации со своими сокурсниками. Таким образом, можно практически ежедневно общаться как с преподавателями, так и с одногруппниками.
4. Чтобы успешно учиться дистанционно, нужно быть продвинутым пользователем ПК.
Вовсе не обязательно быть компьютерным гением, чтобы получать образование дистанционно. Часто достаточно уметь работать с основными программами: текстовыми редакторами, почтовыми программами, Интернет-браузером, чатами и Интернет-телефоном.
5. Учиться можно, когда захочешь. Плохая организация графика обучения.
Аккредитованные учебные заведения, предлагающее платное дистанционное образование, обычно устанавливают для своих студентов четкий график учебных занятий, практик и итоговых аттестаций. Следовать этому графику так же необходимо, как и при очной форме обучения. Неуспевающие студенты могут быть отчислены.
С другой стороны, некоторые организации, предоставляющие как платные, так и бесплатные образовательные услуги дистанционно, не имеют строгого графика занятий. Поэтому студенты могут растягивать свое обучение или откладывать его на длительный срок.
6. Нет практических занятий.
Дистанционно реализуются лишь те программы, по которым возможны практические занятия удаленно. При этом используются виртуальные тренажеры, компьютерные симуляторы, а также удаленный доступ к реальному оборудованию. Если и такими способами осуществить практические занятия невозможно, студенты выезжают для их прохождения непосредственно в вуз или его филиал.
Комментарии:
Здравствуйте. В каких ещё образовательных учреждениях в Беларуси есть дистанционное образование?
Роман Высогрец
Здравствуйте, а если я в этом году поступлю на очку или на заочку в другой университет и сюда можно на дистанционное обучение???жду ответа...
Я в мигуп поступил, через 2 года будет диплом гос. образца качество обучения норм, мне нравится, главное никуда гонять не надо, а то лень:) да, вот ссылка http://migup-distant.ru
Дни открытых дверей
Давайте для начала разберемся, а что же это – дистанционное образование? В настоящее время под термином дистанционное образование понимается внушительное многообразию обучающих курсов, программ и лекций, и его популярность подобного вида обучения растет.
Дистанционное обучение - это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), при этом такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими обучения.
Отдельно стоит отметить, что дистанционное обучение - это в основном самостоятельная форма обучения, главным средством которого являются информационные технологии.
Как появилось дистанционное обучение?
Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми.
В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих , образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку - всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.
Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже (VR).
С началом 21 века такой тип образования набирает популярность и в нашей стране и в мире! Основным преимуществом ДО является то, что это очень удобная и гибкая форма обучения. Сами посудите, ведь дистанционное обучение позволяет обеспечить:
- экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учёбы);
- снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений);
- возможность одновременного обучения большого количества учащихся;
- повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий;
- мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний;
- создание единых, либо отраслевых образовательных сред и методик.
Выгода и экономия подобного подхода говорят сами за себя.
Характерные черты дистанционного образования
Полноценный курс дистанционного образования не только предоставляет , открывая студентам учебные материалы, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, можно добиться от студентов хорошей успеваемости. Поэтому хорошая программа дистанционного образования нацелена именно на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.
Вопреки расхожему мнению, дистанционный курс образования не должен вселять в своих студентов чувство разобщенности, одиночества или изоляции, напротив, самая лучшая программа та, которая найдет методы и приемы для создания атмосферы присутствия, сотрудничества и кооперации, наподобие той, что предоставляют в настоящий момент многопользовательские онлайн игры (ММО).
Совет абитуриентам: если прямо сейчас вы решитесь выбрать программу дистанционного образования, спросите уже обучающихся студентов, как проходит их обучение, как подается материал, как они получают дополнительные консультации и помощь от преподавателей.
Вы должны быть твердо уверены, что вам предоставят полную онлайн-поддержку, окажут любое информационное содействие и дадут исчерпывающую консультацию по любому интересующему вас вопросу учебной программы.
Формы дистанционного образования
Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.
- Чат-занятие - учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
- Веб-занятие - уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
- Телеконференция - проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
- Телеприсутствие - один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.
Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.
Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.
Сегодня для человека, который хочет получать образование и обретать профессию не существует преград. Есть огромное количество возможностей учиться, даже если вы не можете посещать занятия в аудиториях. Наиболее гибким и удобным способом является дистанционное образование . Такая форма обучения становится все более востребованной, поэтому женский сайт Charla предлагает вам узнать подробнее о таком способе получения образования.
Что такое дистанционное образование? Это образование, которое вы получаете без посещения учебного заведения, используя набор определенных инструментов. Однозначно, что без компьютера и доступа в Интернет сделать это весьма проблематично. Хотя есть и такие формы обучения, где общение студента и преподавателя происходит посредством телефона, факса или обычной почты.
Получать знания удаленно вы можете на всевозможных курсах и образовательных программах, среди которых как обычные курсы повышения квалификации или переподготовки кадров, так и курсы высших учебных заведений для получения специального или высшего образования. Дистанционная форма обучения дает возможность получить образование тем, кто не мог ранее себе позволить посещать учебные заведения по определенному расписанию из-за занятости или других объективных причин.
Есть при таком способе обучения свои плюсы и свои минусы. Однозначным минусом является то, что в таком случае исключаются практические занятия, и студент не учится применять весь теоретический материал на практике. Всего придется потом добиваться самостоятельно. Отсутствует возможность общения с другими студентами для обмена опытом, а это так же немаловажная сторона всего процесса обучения в любом ВУЗе. Дистанционное обучение не подходит так же тем, кто не в состоянии самостоятельно мотивировать себя для занятий без контроля со стороны преподавателя.
Плюсы в дистанционной форме обучения так же есть. Во-первых, такая форма обучения позволяет получать образование не в том темпе, который задают учебные заведения, а в том, который удобен вам.
Во-вторых, дистанционно можно обучаться даже за границей, чего мало кто из студентов может себе позволить. И это все - не выходя из дома, экономя на переездах, жилье и питании. Кстати, об экономии. Заочно дистанционное образование обойдется вам вполовину дешевле, чем получение образования в заведениях с традиционной системой обучения. И такую возможность не упускают те студенты, финансовые возможности которых ограничены. Так ежегодно в мире получают образование около 100 миллионов человек!
Прежде чем бросаться на поиски подходящего учебного заведения, рекомендуем хорошо подумать: а сможете ли вы учиться дистанционно? Это только на первый взгляд все удобно и легко, но если ваша будет недостаточной, вы часто ленитесь или откладываете все важные вопросы на последний момент, то, скорее всего, это форма обучения не для вас.
Идеально подходит такое образование для людей:
- Для тех, кто уже получил первое базовое образование и стремится к развитию, но не имеет достаточно времени, что бы посещать учебное заведение;
- Для тех, кто хочет получить образование за рубежом, но не имеет достаточно средств для получения такого образования;
- Для людей с ограниченными физическими способностями;
- Для тех, кто проживает в отдаленных уголках нашей страны и хочет пройти курсы повышения квалификации или получить высшее образование;
Идеально подходит такое образование тем, кто уже получил базовое образование, а дистанционно хочет пройти специализированные курсы, которые предлагают учебные заведения или получить .
Если вы определенно задумываетесь о том, что бы получить дистанционное образование по новой специальности, необходимо сначала себя проверить. Вы действительно хотите освоить именно этот предмет? Купите учебник и попробуйте пройти несколько тем самостоятельно. Если ваш азарт и интерес к данной тематике не пропал и вам удобно учиться самостоятельно, тогда смело отправляйтесь на поиски достойного учебного заведения.
Выбор учебного заведении для дистанционной формы так же очень важен. В России эта форма стала популярной сравнительно недавно, поэтому можно попасть на мошенников в сети или откровенно слабый обучающий центр. Узнайте всю возможную информацию в интернете, прочитайте отзывы, пообщайтесь с теми, кто успешно получил дипломы таких заведений. Проанализируйте стоимость курса и программу, и только после такой тщательной подготовки выбирайте учебное заведение.
Поверить учебные заведения за рубежом очень просто, потому что дистанционная форма обучения уже давно популярна и в Европе, и в Америке. Информации в Интернете очень много. В первую очередь необходимо проверить наличие аккредитации у конкретного учебного заведения, которую выдают соответствующие органы. В США таким органом является Council for Higher Education Accreditation (Совет по Аккредитации Образовательных учреждений) . На сайте этой организации и можно посмотреть есть ли у выбранного заведения аккредитация. Такие же органы есть и в европейских государствах.
Если вы твердо решили получить образование таким способом, запомните, что успех принесет только жесткий контроль, самодисциплина и огромное желание учиться и достигать новых высот. Умение правильно распорядиться своим временем, расставить правильные акценты в жизни – это те качества, которые просто необходимы тем, кто получает образование дистанционно.
Зоя Самойлова
Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012
.
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-09-09.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM , который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Дистанционное обучение позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Формы организации дистанционных занятий
Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Из опыта интеграции ДО и других форм обучения
Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков . Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.
При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-learning /online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).
Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.
Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.
Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.
Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как надо: А) морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б) обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В) разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов , по которым будет проходить обучение.
См. также
Примечания
Публикации о дистанционном обучении и другие источники
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
- Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.
- Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
- Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.
- Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
- Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М.Малитиков, М.П.Карпенко, В.П.Колмогоров // Право и образование. – 2000. – №1(2). – С.42–54.
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2006.
- Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2004.
- Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
- Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.
- Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.
Ссылки
- Дистанционное обучение в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Дистанционное обучение" в других словарях:
дистанционное обучение - Обучение, которое осуществляется с помощью средств информационной сети. Дистанционное обучение является очень удобной формой получения знаний. Вначале для дистанционного обучения использовалось телевидение, транслировавшее лекции, читаемые по… … Справочник технического переводчика
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. То же, что дистантное обучение. Форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Дистанционное обучение - технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется… … Педагогический терминологический словарь
дистанционное обучение - nuotolinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kurios nors mokymo institucijos dalykų mokymasis ne toje mokykloje, bet mokinio gyvenamojoje vietoje paštu, telefonu, per televizijos laidas, elektroniniu paštu, internetu. atitikmenys:… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
дистанционное обучение - обучающая система с использованием ЭВМ как средства хранения и доставки пакета учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа по телекоммуникативным сетям. Способ взаимодействия: обучаемый ЭВМ (человек машина) (без… … Толковый переводоведческий словарь
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ - процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством специально подготовленных инструктивных материалов, а… … Профессиональное образование. Словарь
Дистанционное обучение/DISTANT LEARNING - (ELEARNING) новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
ЧАСТИЧНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЧАСТИЧНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. То же, что смешанное обучение … , . В пособии рассматриваются проблемы проектирования и организации системы профильной подготовки учащихся старших классов в дистанционной форме, раскрываются теоретические основы дистанционного…