Чужой среди своих: откуда берутся изгои? Последствия детской травмы отвержения.

Выживание

Для ребенка забота взрослого – это вопрос жизни и смерти, это вопрос выживания: есть ему место в этом мире или нет. Поэтому живя в любой неблагополучной среде, он прикладывает огромные усилия, чтобы к ней адаптироваться. Он ищет доступные способы, чтобы сохранить чувство доверия к тем, кто его не заслуживает, ищет безопасность в ситуации, которая небезопасна, пытается отыскать свой контроль в ситуации, которая совершенно не предсказуема.

Он будет любыми способами пытаться сохранить отношения с родителями, как правило, ценой самого себя и потерей внутреннего мира. Но на кону-его жизнь. И делает он это с единственными имеющимися в его распоряжении средствами –– незрелой психикой и такими же незрелыми психологическими защитами. В этих условиях развиваются патологические черты характера. Огромный пласт психологического опыта, связанный с болезненными переживаниями, перемещается в бессознательное. И чем раньше ребенок встретился с травмирующим опытом, тем более глубинным неподатливым он окажется для осознания. Травма оставляет о себе след в виде утраты доверия, веры, безопасности, связи. Это конфронтация с беспомощностью, страхом и яростью на то, что эту беспомощность вызывает, с онемением, которое заглушает душевную боль.

Следы отвержения

Ребенок, который пережил драматические изменения в отношениях со взрослыми испытал и чувство предательства, или чувства, что от него отказались, не любили, впоследствии сам отталкивает людей. Причем не важна реальная причина травмирующего события, важно то, как это воспринималось самим ребенком, потому что на период травмы он еще слишком мал, чтобы различать надежных и ненадежных взрослых, не понимал реального смысла травматического события. Он – тот, кто больше всего изранился в отношениях и, не смотря на то, что так нуждается в них, в душе опасается избегает их. Внутри сформировался конструкт – если родители, самые близкие люди, которые были ближе всего, могли так поступить со мной, то нет никаких оснований доверять кому-то еще.

Рядом с людьми он не чувствует себя живым, спонтанным, его чувства и поведение всегда под жестким контролем.

Он строят стену вокруг себя, стараясь быть эмоционально непроницаемыми, чтобы больше никогда не было так больно. Поэтому у окружающих или близких людей может искренне возникнуть непонимание и разочарование, когда он не сразу или не так быстро откликаются на них, нужно время чтобы привыкнуть, поверить и довериться.

Безопасность

Травмированные дети и взрослые как никто чувствительны к безопасности. Реакции оцепенения и отчуждения, возникают как раз в моменты, когда ситуация воспринимается ими как угрожающая. Это происходит лишь для того, чтобы сдержать очень сильные чувства. Шквал возникающих чувств мешает главной задаче ребенка-выжить, и расщепление в этом случае служит единственной защитой, помогающей сосредоточиться на основных действиях, например, уклонения от физического вреда. Дети, которые должны выжить в опасном мире, в котором они чувствуют себя незащищенными, не могут позволить себе иметь какие-либо эмоции, они будут только мешать этой задаче.

Эмоциональное исцеление может начаться всерьез только тогда, когда человек, переживший травму будет чувствовать себя в безопасности. Только когда есть необходимая внешняя среда с безопасными условиями, может идти речь о том, чтобы позволить себе испытывать чувства и заниматься внутренним миром, который и так создает ощущение угрозы в виде психосоматических проявлений, импульсивных действий или эмоциональных вспышек.

Утрата

Даже если не произошло никакой физической утраты родителей и ребенок находился в эмоционально неблагополучной среде – ситуации жестокого обращения или пренебрежения, он пережил тяжелую утрату: спонтанности, живости, детской непосредственности, радости, доверия, непрожитого детства. Всего того, что должно было бы быть иначе, а было так. Они должны отгоревать все, что было потеряно, уступив наконец подавленным долгие годы чувствам: своему страху, гневу, отчаянью, предательству и недоверию, противопоставив им надежду на то, что все может быть по-другому. Если пропустить эту важную стадию, прошлое никогда не отступит и будет мешать созданию нового – нового восприятия себя, создания новых отношений и пр.

Процесс

Некоторые темы должны быть проработаны много раз, чтобы дойти до успешного разрешения. Это включает в себя ситуации, когда прошлое и воспоминания о нем вторгаются в настоящее, цикл повторно переживаемой травмы – снова и снова, много злости и ярости, что приходится иметь с этим дело, страх вновь переживать то, что происходило, страх зависимости от терапевта, душевной боли, тревоги и беспокойства. Переживание, что никогда из этого не выбраться и не обрести внутреннего спокойствия.

Поэтому работа с психологом происходит в определенное время, место, дни – это тоже же необходимые факторы стабильности и безопасности.

На восстановление после психологической травмы может потребоваться время. Например, налаживание доверия в терапевтических отношениях занимает много времени и требует прохождения терапевтом испытаний и доказательств своей надежности.

Для того чтобы стало происходить исцеление и восстановление от терапевта требуется надежда и вера, в то, что человек, который к нему обратился- справится. Так же как требуется его личная уверенность в том, что у него хватит собственных душевных ресурсов, необходимых для работы. Ну и главное понимание, стоящее за всей этой работой включает в себя то, что, прошлое и ужасные события не могут быть изменены и повернуты в вспять, но со временем может быть изменен смысл и значения, которое мы придается этим событиям в жизни.

Переживания в процессе терапии, Френсис, которая в раннем возрасте испытала на себе раннюю потерю родителей и отвержение близких. Из книги «Сity of one»

«Каждый раз, когда мой терапевт уходит в отпуск, я снова чувствую себя беспомощным маленьким ребёнком. Не смотря на все мои попытки быть логичной и рациональной, чтобы напомнить себе, что прошлое в прошлом, что каждая боль отсутствия лишь вновь напоминает о моем детстве.

Что делать, если она исчезает каждый раз, когда я больше всего в ней нуждаюсь, после того как она прошла со мной пугающие территории моей души, места, на которые я бы никогда не пересекла и не отважилась без нее?

Почему, проходя терапию, я испытываю такие чувства неоднократно, почему другой человек или событие имеет такую власть надо мной?

Я ненавижу свою зависимость, я ненавижу ее отъезды, я ненавижу эти повторы, я ненавижу смотреть на себя, ту, которую срывается вновь и вновь в эти чувства, так что все становится бессмысленным, как будто ее присутствие держит всю мою жизнь, словно она развалится без нее.

«Ты сердишься на меня» — скажет она просто, и будет ждать. И я должна снова признать, что это правда. Что мой беспомощный грев скрывал за собой страх и отчаянье ее потерять.

Любая потребность может просто прийти и уйти. И единственный выход у меня был в том, чтобы избавить себя от этой необходимости нуждаться в ней, не нуждаться в отношениях, отказаться от того, что я так хочу и не могу контролировать.

Теперь уже я могу видеть, что моя неистовая ярость на мгновение позволила уничтожить важность всех и вся. Весь мир оказался снова бессмысленным, и настоящая реальность не имеет никакого значения.

Я бы очень хотела сказать моему терапевту: «Просто отдай мне то, что я потеряла». Будь со мной, обещай, что не бросишь, обещай, что будешь меня любить, обещай, что вернешься. Ты бы смогла, если бы захотела. Я по-детски верила и настаивал на том, что она сможет, у нее есть сила и «магия», чтобы изменить прошлое. В тот момент я была совсем не в состоянии признать, что прошлое уже не изменить.

Потом, я наконец, увидела, насколько болезненным был этот способ защитить себя, и какой злой я себя чувствовала перед ее отъездом. И тем не менее, я видела, что мы все еще вместе. Что мои ужасные чувства не уничтожили наши отношения. Что она все еще со мной.

«Но, я не хочу быть привязана к тебе»: сказала я, вспоминая кошмар своего детства. Привязанность заставляла меня чувствовать себя в ловушке, из которой не выбраться.

«Ты придешь или уйдешь вне зависимости о того, что я делаю или говорю. И когда ты будешь покидать меня, ты возьмешь с собой все хорошее, что было у нас с тобой» (терапевт)

«Однажды я уйду».

Она ответила: «Уйдешь. И увидишь, что твои добрые чувства о нас до сих пор еще находятся в тебе.

«Смогу ли я найти внутри себя то, что мне действительно нужно?» Она вела себя так, словно я сама был тем ресурсом, который сможет излечить себя. Мне казалось, что она отказывается признавать то, что мне казалось очевидным: мои потери были катастрофическими и принесли мне много боли, внутри меня руины, которые навряд ли могут быть восстановлены.

Прошло время, прежде чем я обнаружила, что хотя не могла вернуть себе все, что потеряла и недополучила в детстве, тем не менее, я смогла найти свое решение, которое позволило мне чувствовать себя более целостной. Это чувство восстановленного внутреннего мира, созданного после больших усилий и со значительной помощью другого человека. Конец извилистому маршруту, конец распутыванию душевных драм. Не смотря на то, что это казалось маловероятным – это получилось. Я нашла свой путь домой.

Еще по теме детской травмы отвержения можно почитать:

  1. , где описывается история отвержения и ее развитие на протяжении жизни между матерью и дочерью

Как известно, в медицине существует нормативный документ, признаваемый всем мировым сообществом - МКБ (международная классификация болезней).

На данное время это уже десятая классификация, поэтому ее так и называют - МКБ 10. Первая появилась в 1893 году и с тех пор была пересмотрена и дополнена уже десять раз.

Конечно, наука не стоит на месте, и с ее развитием появлялись или, скорее, выявлялись новые, до этого неизвестные болезни. Также пересмотру подвергались и явления, давно известные...

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок. Держите его в тонусе - тем более, в вашем распоряжении несколько проверенных IQ-тренажеров.

Мы знаем, что память можно тренировать, изучая иностранные языки или заучивая стихи, тело - йогой и физическими нагрузками. Но все это требует воли и немалой трудоспособности. Ученые предлагают нам 11 не самых очевидных способов стать умнее без особых усилий. И рассказывают, как сахар, вода и компьютерные игры влияют на наши...

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер [Мари Франсуа Аруэ]
Необходимость в преодолении различных жизненных трудностей возникает в нашей жизни постоянно. Это такая работа, которую мы регулярно вынуждены выполнять. Ведь представить себе жизнь без трудностей, просто-напросто невозможно.

Трудности возникают у всех и всегда. Неважно, где и как живет человек, с определенными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны...

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

Если продолжить эту яркую метафору, которая принадлежит Вильяму Шекспиру, то можно добавить: чтобы сыграть любую пьесу или снять фильм нужен сценарий. И тогда сам собой напрашивается вопрос: а есть ли такой сценарий у нашей жизни? Или все, что происходит в ней – сплошные импровизации?

Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком...

Детская психика в возрасте до 6-7 лет в основном зависит от психоэнергетического состояния матери. Вместе с тем, уже в 3-4 года ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него начинают проявляться свои личные проблемы. Поэтому уже в этом возрасте с ним можно проводить несложные игровые психоэнергетические упражнения по разрядке этих проблем.
Ребенок может расстраиваться, казалось бы, по незначительному поводу. Взрослые, уже забывшие о своих детских проблемах, могут недооценивать...

Вспомните ваше Детство... Кто помнит, что было тогда? О чём вы думали? Легко ли вам сейчас стать тем ребёнком, которым вы были? Смотреть теми же глазами? Это же были вы! Те же самые вы, что и сейчас! Так какие вопросы? Что вас тогда заботило? А сейчас? Вопросы?.. Вопросы! И познание! Желание играть. Каждую минуту – новое занятие... Новая цель. Новые варианты движения к ней. Ну, у разных детей, конечно, немного по-разному... Некоторых из них можно было оставить одних в комнате, и они спокойно...

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Во второй половине двадцатого века все экономические, социальные процессы были направлены в русло формирования нового психологического массового человеческого типа, виртуального, органично существующего в отрыве от реальности в виртуальной среде массовой информации.

Технология изменяла общественную структуру и общественное сознание значительно эффективнее политических средств и социальных реформ, так как в технологическом обществе большая часть общественных отношений...

Ахмет бил себя в грудь и театрально кричал: « Я хочу сесть!!!». У небритого сорокалетнего мужчины, заросшего по брови курчавым рыжим волосом, одетого в старый энцефалитный костюм навыпуск и громадные болотные сапоги, возгласы эти и наслаждение своими словами на лице, вызывали чувство трагикомического. И хотя я знал, что если бы нашелся человек или организация, для которой нужна такая жертва, Витек показал бы себя на высоте, но все же предполагал мелочь, которую он не хотел бы разрешить другим...

Психологическая эмоциональная травма может по-разному проявляться в теле. Многие телесные заболевания сопровождают ее.

Травма наносит не только психическое, но и телесное поражение. Например, если женщину били и душили во время изнасилования, ее тело хранит память об этом.

Психическая рана отщепляется и становится телесной. От сознательно воспринимаемого воспоминания о травме остается только боль, симптом без медицинского обоснования. Например, теснение в груди, потому что нельзя было оплакать потерю дорогого человека.

Травматичный опыт провоцирует неразрешаемый эмоциональный конфликт, поглощает много жизненных сил и препятствует гармоничному взаимодействию тела, духа и души. Таким образом травма увеличивает риск того, что с человеком произойдет несчастный случай или разовьется хроническое соматическое заболевание (астма, нейродермит или рак). Бывает, что сексуальное злоупотребление приводит к раку груди.

Тело, дух и душа — автономные системы функций. Тот, кто болеет телесно, не страдает автоматически душевным недугом, и наоборот. А тяжелое душевное бремя не обязательно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Так же и высокий, или низкий уровень интеллекта еще ничего не говорит о душевном здоровье. Тем не менее все эти системы функций координируются в человеческом теле. Следовательно, депрессивные чувства могут негативно повлиять на обмен веществ в теле. Гипоталамус является важным регулятором ощущений у человека; посредством гормональной системы он воздействует на чувство голода или жажды. Иммунная система также взаимодействует и обменивается информацией с гормональной системой и может дать трещину, находясь в состоянии постоянного стресса. А потому телесные симптомы нередко выражают душевный дисбаланс. Такого рода симптомы исчезнут, только если снять душевную блокаду.

Многое свидетельствует о том, что человек как продукт длительного процесса эволюции является системой, состоящей из многих подсистем. Подсистемы преследуют их собственные цели и подчиняются своим законам. Однако они интегрированы в общее целое. Каждая подсистема должна работать автономно, чтобы выполнять свои функции. В то же время она должна координировать с другими подсистемами, чтобы не навредить целостной системе своим преобладанием или отрезанностью.

На физиологическом уровне существуют качественные различия между стрессогенными и травматогенными реакциями. И те, и другие являются защитными механизмами. Но если стресс заряжает энергией, травма парализует. Стресс вызывает бдительность (будоражит), а травма оглушает (обезболивает). Защитный механизм травмы вступает в действие после стрессогенной реакции. Он — самое последнее средство, когда больше ничего не помогает.

Разумные медицинские и телесные способы лечения могут благоприятно повлиять и поддержать процесс выздоровления. Однако телесная терапия и врачебные меры не принесут плодов, если не установить связи между соматическим заболеванием и травмой или если сознательно или неосознанно упустить из виду эти причинно-следственные связи.

Социальные аспекты травмы

Понятие эмоциональной травмы не сводится к рассмотрению биологических или психических феноменов. Травма всегда происходит в некое м социальном контексте. Помимо основных пострадавших есть еще много других людей, которые, хоть сами и не были травмированы психически, вынуждены страдать от последствий травмы. Можно себе представить, что происходит во всей семье, когда с войны домой возвращается травмированный солдат. Среди травмированных ветеранов войны в среднем большой процент самоубийств. При этом самоубийство может быть неосознанно инсценировано и выглядеть как несчастный случай. В их случае существует и другая опасность: в приступе агрессии они могут унести за собой на тот свет и других. Тем самым они наказывают невинных людей за причиненное когда-то им самим.

Поскольку в семейных системных расстановках учитывается отрезок времени вплоть до ста лет назад, в судьбах отдельных людей и семей проносятся исторические события, которые травмировали всю страну в целом. Так, скажем, в судьбах отдельных людей и семей находят отголосок раскулачивание, события гражданской войны, репрессии (когда целые семьи теряли все – дом деньги, друг друга, перспективы, социальный статус).

Слишком сильно индивидуализованная концепция травмы не поможет разобраться в симптоматике тяжелых психологических состояний. Ведь часто мы имеем дело с травмой не в ее прямом значении, например, когда у человека в его собственной биографии серьезных травм не было. Нередко человек, страдающий сейчас паническими атаками, депрессией и т.п., оказывается как бы «втянутым» в травматический жизненный опыт родителей или даже предыдущего поколения своей семьи.

Ведь с точки зрения «здравого смысла» время должно исцелять раны, конечно, если потерпевший хочет исцелиться. Практически же никто не знает, что, если сразу не оказать потерпевшему соответствующей помощи, не помочь ему не стать социальным изгоем, травма все глубже и глубже будет проникать в его психику.

Окружающим трудно принять факт того, что человеку не справиться с травмой и ее симптомами без специальной терапии, как бы он ни старался. Через некоторое время они уже не в силах выносить страдания потерпевшего, избегают его, требуют от него больше не говорить о своей беде или стыдят за неспособность справиться с травмой.

Передача травматичного опыта из поколения в поколение

Действие травмы не ограничивается непосредственно затронутым лицом. Травма влияет на социальное окружение, на общество, на семейные, партнерские, дружественные и социальные системы отношений. Но это еще не все. Действие травмы продолжается, даже когда пере несшие ее люди уже умерли. И спустя 10, 20, 50 или даже 100 лет после травмирующего события, оно может оказывать влияние на души живущих сегодня людей. Как это происходит?

Дети, несущие отпечаток родительской травмы, передают ее своим детям точно так же — через душевно-эмоциональную связь родителей и ребенка.

Каким бы невероятным это ни казалось, но и это еще не конец. Даже правнуки могут оказаться эмоциональными участниками специфической ситуации травмы прадедушек и прабабушек посредством привязанностей.

По книге Франца Рупперта «Травма и семейные расстановки»

Бывают такие ситуации, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Неудачи в личной жизни, проблемы на работе, друзья куда-то испарились или их не было вообще… Как не начать думать, что это вселенский заговор, глобальная несправедливость, злой умысел или наказание?

КТО ЖЕ ТАКИЕ ИЗГОИ?

В любом коллективе всегда есть группа лидеров, к которым все тянутся, общение с которыми считается честью, привилегией. Изгои – их полная противоположность. Таких не любят, с ними не хотят общаться, стараются унизить, задеть. Причем многие это делают не столько из-за личной неприязни, сколько повинуясь стадному чувству. Главная проблема изгоев всех времен и народов в том, что чем дольше на человеке висит этот ярлык, тем сложнее ему от него избавиться. Поэтому, осознав однажды (или несколько раз), что коллектив тебя сторонится, лучше сразу предпринять меры к тому, чтобы избавиться от этого весьма обременительного клейма. Как именно, мы выясним в ходе беседы.

За какие же такие «заслуги» ребенка могут «записать» в ряды изгоев? Зачастую из-за каких-то физических несовершенств (косоглазие, заикание, лишний вес, хромота…) Увы, дети порой бывают жестоки…

Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помочь компенсировать физический недостаток можно путем выявления каких-то достоинств. Их у ребенка просто не может не быть. Именно на них всегда следует делать акцент родителям. Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен (поделится ручкой, угостит конфетой, даст списать, скачать игру на мобильник), остроумен (метко и молниеносно реагирует на фразу или некую ситуацию), умеет за себя постоять. А вот если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту и будет отвечать учителю невпопад, а на переменах в углу в одиночестве есть бутерброды и молча пыхтеть в ответ на какую-нибудь едкую реплику, то шанс стать изгоем у него значительно повышается.

Конечно, внешность играет далеко не последнюю роль в рейтинге популярности, но не главную. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. На популярность также влияют успехи в учебе, спортивные достижения, опрятный внешний вид.

Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» – тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока. Существует даже некая портретная галерея «изгоев» – типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.

Непопулярные

Тихони, не умеющие инициировать общение, серые мышки, не знающие, как привлечь внимание одноклассников, – к такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.

Озлобленные

Те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Шут» или «козел отпущения»

Категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать, что-то надеть задом-наперед… Зачастую таких детей впоследствии обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на них чужие проделки.

«Прилипала»

Тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься…

«Любимчик»

Обычно дети не любят сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.

В старших классах иногда появляются изгои социальные (нередко приходят из другой школы) – дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, люди типа «сами по себе». Им на всех плевать, у них есть свой круг общения, свои интересы. Их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им в принципе мало интересно, они находится там в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В последнем случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя.

Другое дело, если человек страдает от одиночества, хочет дружить… Почему же вокруг так мало желающих протянуть ему руку? Главная проблема изгоев - в отсутствии легкости, неумении прощать, застревании на мелочах. Даже если такой человек в какой-то момент от избытка чувств будет готов отдать вам последнюю рубаху, то, скорее всего, вскоре он разозлится на собственную откровенность и снова закроется.

Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда у проблемы ноги растут?

Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же (формальный повод для трепки всегда найдется).

Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик, или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям… Мама (папа) не могут смириться с разочарованием и всячески демонстрируют его ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что такой, какой он есть, он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.

Ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии. Такие дети (а впоследствии и взрослые) очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль - это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.

КАКОВА ПРИРОДА ОТВЕРЖЕНИЯ?

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи, и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.

Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ОБЪКТОМ ТРАВЛИ?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине - они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленным, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) - это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

ЧЕМ ГРОЗИТ ТРАВЛЯ?

Человек - существо социальное, и оттого как он научится создавать связи, в огромной степени будет зависеть его дальнейшая жизнь, и зачастую такой немаловажный фактор, как успешность. В изгоях живет страх общения, и он чувствуется. И все же надо выбираться, искать нормальных людей и уметь прощать тех, кто унижал и причинял боль.

Но печальные последствия травли могут проявиться и намного быстрее. И вылиться в отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, в воровство. Отвергаемый может украсть дома (или где-то еще) деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.

Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный ребенок или дети с какими-то особенностями в развитии придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, дядя-банкир, уникальный ретро-автомобиль, стоящий в папином гараже, платье Мадонны, купленное мамой на аукционе в Америке, которое она не разрешает никому показывать. Фантазия – фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет.

Ну, и самое страшное последствие травли: регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

КАК ПОМОЧЬ?

Можно ли переломить ситуацию? Можно. Большинство людей обладает достаточной жизнестойкостью. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоями, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.

Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие – колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием.

Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, можно дать ему несколько полезных советов:

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но способ действенный. Например: «Сова, Сова!» – зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Я привык, что меня Сашей зовут. Не понял, что ты ко мне обращаешься».

Отреагировать нестандартно.

Тот, кто обзывает ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.). Поэтому необычное поведение жертвы способно поставить его в тупик. В ответ на то же «Сова! Сова!» можно ответить примерно так: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». А можно не раздражаться (как обычно), а дружелюбно ответить: «Да, я Сова в 10 поколении! Так дразнили и моего прадедушку и его прапрадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, как часто в коллективе дети обзывают друг друга, искажая фамилии, вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из своей (или чужой) фамилии кличку, определить, кто придумает более оригинальную. Тогда ребенок будет не столь болезненно реагировать на прозвища сверстников.

Объясниться .

Т.е. спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

Не, позволять собой манипулировать .

Часто с помощью обзывательств дети пытаются заставить сверстника что-то сделать. Всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что трус, размазня и т.д. Выбор у ребенка остается, прямо-таки незавидный: либо сделать, что требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), либо остаться в глазах окружающих трусом.

Самый оптимальный вариант не торопиться. Взвесить все «за» и «против» в каждой конкретной ситуации и понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Отговориться .

Иногда очень действенным оказывается такой, казалось бы, примитивный прием, как отговорка. Понятно, что рассчитан он на детей младшего возраста. Фишка в том, что последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Вот примеры нескольких отговорок:

«Кто обзывается – сам так называется!»

Жиртрест!

Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!»

Тон при этом следует оставлять спокойным, доброжелательным, стремясь свести разговор к шутке.

Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить со взрослым (учителем, воспитателем), который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить (за дело!). Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку путем поручения каких-то задач.

Бежать и тот час же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын (дочь) понимали, что семья - их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.

При разговоре об изгоях и травлях всегда возникает вопрос: почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Потому что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны, которые могут друг друга компенсировать. Помимо природного темперамента на формирование повышенной тревожности и застенчивости ребенка влияет ряд факторов, главным образом, события и взаимоотношения в семье.

Чтобы решить проблему детской «забитости» следует придерживаться нескольких правил:

1. Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте, от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами», «тупицами». Подобные ярлыки снижают самооценку любого человека, подрывают его веру в собственные силы. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.

2 . Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.

3 . Не торопите ребенка. Застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет легче адаптироваться к новым условиям.

4. Не игнорируйте страхи ребенка. Говорить «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

5 . Не разумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Крик – признак беспомощности.

6 . Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.

7 . Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники и приглашать на них одноклассников. В комфортной для себя обстановке застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно, и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8 . Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.

ВЗРОСЛЫЕ ИЗГОИ

Если мы говорим о взрослых, столкнувшихся с проблемой неприятия коллектива, то первое, что следует сделать - осознать, почему социум тебя не принимает. Если получится - попробовать самостоятельно изменить те самые границы, в которые изгой не вписывается, заявить о своем праве на индивидуальность.

Другой вариант - понять окружающих: их ценности, мотивы, стимулы, морально-этические принципы. И попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило общепринятым в коллективе нормам.

В случае, если страх быть высмеянным или отвергнутым стал серьезным препятствием для выхода из одиночества, можно проанализировать, чего же вы боитесь, и представить самый катастрофический сценарий развития отношений, а затем оценить его реалистичность. Ну а еще можно поменять работу, продолжив поиски той среды, которая на самом деле окажется очень комфортной, и тогда проблема решится сама собой.

Есть несколько практических советов, которые, скорее всего, помогут избежать печальной участи отверженного социумом.

Итак:

Учитесь понимать себя и окружающих – чувства, побуждения, мотивы;

Научитесь адекватно выражать свои мысли, желания, чувства. Помните, что для отношений одинаково губительны как постоянные уступки и безответность, так и агрессия;

Работайте над уверенностью в себе. Это обязательно окупится;

Научитесь «технике симпатии»: Следите за своим внешним видом, жестами, тембром голоса – чаще всего окружающие получают информацию о нас именно из этих источников. Называйте собеседника по имени, будьте доброжелательны;

Освойте искусство увлекательного разговора и комплимента.

А главное – не теряйте надежды.

С семейным психологом Татьяной Потемкиной беседовала Ольга Щербакова

Дата создания: 03.08.2018
Дата обновления: 03.08.2018

Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец. И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.


Н.Н.: - Обсуждение некоего явления желательно начать с конкретизации термина. Кто такие изгои? Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец.
И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.
Так или иначе в изгои попадает та личность, которая не вписывается в определённые каноны/традиции/требования некоего социума. И по этой причине его отвергает этот конкретный социум.

По большому счету, изгой – тот, кто отличается от остальных членов того или иного социального образования. Самый известный пример изгоя – белая ворона. И здесь определённую роль играет так называемая ксенофобия: боязнь чужих, непохожих, пришлых.

С биологической точки зрения ксенофобия – механизм сохранения генетической стабильности: "чужака" изгоняют, чтобы он не нанёс определённого ущерба наследственности вида. Чтобы не спарился ни с кем из членов стаи/стада. И у людей проявления ксенофобии – неприятия и отвержения "непохожих на нас" – базируются большей частью на биологических механизмах, чаще всего не осознаваемых: человек может не отдавать себе отчёта, почему ему так неприятен тот, кто "не такой, как все" хоть в чем-то. Просто неприятен – и точка. Надо как можно скорее прогнать его подальше. Или заклевать всем миром.

Но в человеческом обществе (раз уж люди некоторым образом отличаются от животных) действуют не только биологические законы. Прежде всего, у человека внутривидовая вариабельность гораздо шире, чем у животных. Во-вторых, прогресс в человеческом обществе опирается как раз не столько на стабильность, сколько на изменчивость, на приспосабливаемость к новым условиям постоянно меняющейся среды.
И в-третьих, как ни парадоксально, сейчас постепенно устаревает сам термин "изгой". Прежде всего потому, что сейчас одиночка, изгнанный из некоего социума, вполне способен выжить самостоятельно. Кстати, по этому поводу становится меньше браков, заключённых по принципу "так надо и чтобы было". А ещё современный человек способен создать вокруг себя свой собственный круг общения, а не довольствоваться готовыми. Стирание границ общения с помощью того же интернета, роста языковой интеграции и доступности знаний о психологии общения этому весьма помогают.

Но внутренняя и общественная цензура весьма ригидна (тугоподвижна): и страх "стать изгоем" живёт в бессознательном многих людей. Особенно если этот страх сознательно или бессознательно подпитывался с детства на уровне жизненного сценария значимыми взрослыми. Это может быть как напрямую "ты ненормальный, ты ни в одно общество не впишешься, тебя отовсюду выживут и ты умрёшь под забором", так и косвенно, с помощью все той же "соборности", неадекватного коллективизма, стирания и запрета личных границ, системы "свой своему поневоле друг" и так далее.

И больше всего в итоге такой страх выражен у людей нестандартных: у тех, кто находится по любую сторону от пика той гауссианы, про которую я рассказывал в одном из недавних докладов .

С точки зрения теории жизненных мотиваций – это те представители третьей мотивационной группы , которым не позволили вырастить собственного внутреннего Взрослого (интеллект, анализ, прогностическое мышление) и применять его на практике.

Потому что аналитическое мышление опять же может озадачить своего носителя: если некий социум выраженно ригиден и следование его устоям откровенно становится поперёк логически развития человеческого общества – так ли уж чревато последствиями стать изгоем именно из этого социума?.. То есть человек с развитым Взрослым теряет практически всю подвластность манипуляциям, которую мог бы иметь, а тому же иерархическому обществу это некомфортно.

Мне непонятно, почему изгоями часто становятся те члены сообщества, от которых можно получить пользу. В смысле, зависть, странность этих людей - это понятно, но ведь можно их хотя бы не гнобить, а просто пользоваться ими? Это полезнее для сообщества, чем бить камнями.

Н.Н.: - Боюсь, что в разных сообществах будет и разное понятие пользы. В социумах, где сильно выражена иерархическая составляющая, польза для многих в том, что рядом будет гарантированно кто-то, кто вместо них будет тем самым изгоем: потому что в любой иерархии должен быть омега, и "пожалуйста, господи, пусть это буду не я" – думает практически каждый член этого общества. Соответственно, польза для такого социума в том, что в нем будут те, кого можно будет именно гнобить: ведь если их не будет, начать гнобить могут кого-то другого, причём кого угодно. Было бы желание, а за что – найдётся.

А польза в плане партнёрских отношений – это понятие точно не из иерархического словаря. Люди с иерархическим мышлением в принципе не представляют себе взаимодействия на равных: это в их картине мира не присутствует вообще. Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. И всё. Взаимовыгода и прагматизм – эти слова, если помните, до недавнего времени вообще были ругательными.

И в любом случае, социум, который действует в основном по биологически-ощущенческим принципам, не может игнорировать внутреннего чувства "Он не такой, как все – ату его!" А потом включается цензурный компонент в виде убеждений типа "Паршивая овца все стадо портит", так вот чтобы стадо не испортилось – паршивую овцу нужно низвести и желательно прогнать подальше. Только мало кто учитывает, что когда эта овца будет изгнана, роль ее в социуме станет вакантной, и шанс занять это место получит кто-нибудь другой, в том числе из тех, кто ее гнал.


- По логике вещей, изгои не должны объединяться, чаще в эту категорию попадают люди самодостаточные, вольномыслящие и вообще одиночки, но они все же пытаются держаться вместе, хотя это у них может получаться и не очень хорошо. Зачем они это делают, ведь они имеют развитую логику и понимают, что эти попытки объединения не принесут много пользы, а потраченное время несоразмерно усилиям.

Н.Н.: - Дело в том, что противостоять некоей агрессии эффективнее всего вместе. И против кого-то или чего-то объединяться несколько проще. Это прекрасно знают те, кто любит изобретать в тех или иных социумах "внешнего врага". Подозреваю, что Маяковский, когда говорил "горе одному, один не воин" – именно этот аспект имел в виду: в мирной жизни одиночка вполне может существовать, но когда его начинают, как говорилось выше, гнобить – он может испытывать некоторые трудности с самозащитой (учитывая ещё и вероятность некоего сценарно-цензурного компонента "если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь"). Поэтому становится естественным стремлением создать некий свой коллектив, некое объединение в борьбе против агрессивной социальной среды. Да, вы правы: таким личностям это подчас удаётся с некоторым трудом. Собственно, Мастер-класс как психоаналитическая группа когда-то был создан в том числе затем, чтобы помочь нестандартным личностям адаптироваться, не теряя собственного психологического лица, личных границ и личностной структуры. И не ломая себя в угоду обществу. Судя по тому, что эта группа до сих пор функционирует – проблема адаптации нестандартной личности в стандартном иерархическом социуме пока что существует.

Почему дети-изгои часто стараются прибиться в классе к лидерам, а не к середнячкам? Ведь лидеры, как правило, не те люди, которым вообще стоит доверять. Что это? Развитое чувство собственного достоинства и желание принятия заслуг? Или что-то другое?

Н.Н.: - Здесь я могу быть несколько жёсток в формулировках, к сожалению, но факт есть факт: если социум иерархический (а именно в таком и возникают изгои), то омега вынужден искать защиту прежде всего у сильного. Поскольку безопаснее бывает угодить кому-то одному и стать, простите, его "шестёркой", чтобы тот начал защищать свою фактически собственность от прочих агрессоров, чем пытаться прибиться к массе, причём как раз к той массе, которая и делает омегу омегой: за счёт того, что каждый из них рискует занять его место, и чтобы снизить шансы на это, тщательно унижает того, кто уже есть.
А вопрос доверия здесь большей частью, к сожалению, вообще не стоит. Здесь речь идёт о выживании.

Правда, личности с тем самым развитым внутренним Взрослым, с логикой, часто не пользуются ни тем, ни другим способом. Они именно что пытаются разработать хотя бы примерную стратегию самостоятельной адаптации в подобных коллективах или их смены на что-то другое, если есть такая возможность. Но опять же – после тщательного анализа. Иногда в таком анализе поначалу им приходится помогать.

- Почему изгоями становятся также люди с ограниченными возможностями? Это страх сообщества получить такую же травму или болезнь? Или что-то шире? Просто по идее общество учит быть милосердными к инвалидам и при этом члены этого самого общества часто отводят глаза и стараются не общаться с инвалидами. Кем бы, кстати, эти инвалиды ни были, учёными или спортсменами, или просто добрыми хорошими людьми.

Н.Н.: - Здесь, к сожалению, тоже чаще всего первична животная ксенофобия: "он не похож на всех нас – изгнать его!" Любые отличия от обыденной массы могут спровоцировать такую реакцию, а те или иные ограниченные возможности – тем паче. Ведь снова: если социум иерархический (а наличие изгоев – это опять же основной признак именно такого социума), то "не такой, как мы" там однозначно означает "хуже нас", а уж если человек в чем-то ограничен и это видно внешне – это и подавно значит "он хуже нас, ему и быть омегой в нашем стаде, ату его!" Главное – что кто-то другой, хотя бы временно, будет этим омегой. Не тот, кто кричит "ату".

Почему в детских (да и во взрослых, будем честными) коллективах часто достаточно одного слуха, чтобы человека стали чураться. Причём слух может быть даже опровергнут, сфера вакуума вокруг человека все равно останется.

Н.Н.: - Чаще всего это снова тот же механизм: "Нам надо кого-то затравить – так давайте затравим кого-нибудь, но только не меня". Вообще - вспомним, что в иерархических социумах не бывает равноправных отношений в принципе, и роли распределяются по системе "сверху вниз". И страх оказаться в самом низу или близко к этому заставляет подчас вполне добропорядочных людей даже на основе неподтверждённых слухов распространять гадости о соседях по социуму: только "пожалуйста, пусть внизу этой системы буду не я".
А для подобного очернения хватит любой малости: как в старой поговорке "То ли Петров украл, то ли у него украли – но в какой-то краже Петров замешан".
И даже если слух не подтвердился – отказываться от ощущения "слава богу, не я изгой" – очень не хочется. Именно поэтому зачастую от опровержения слухов по большому счету ничего не меняется.