Деепричастия несовершенного. Деепричастие совершенного вида и несовершенного

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.