Дениц карл. Гросс-адмирал Карл Дёниц

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz; 16 сентября 1891, Берлин - 24 декабря 1980, Аумюле) - немецкий государственный и военный деятель, гросс-адмирал (1943 год). Командующий подводным флотом (1935-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года.

Карл родился в 1891 году неподалеку от Берлина. С детства его интересовало военное дело, а в 1910 году он смог поступить в Имперское военно-морское училище. Через три года он его окончил и начал служить в немецком флоте. В 1916 году он начал нести службу во вновь созданном подводном флоте. Денц служил офицером на подводной лодке «У-68», а позже стал ее капитаном. В 1918 году подлодка напала на английский конвой. Корабли конвоя потопили ее, а Карл и большая часть команды попали в плен. На родину Дёниц прибыл в 1919 году. Карл остался одним из немногих офицеров, которые все еще несли службу на небольшом флоте. Карл служил на военных кораблях, так как Версальский договор запрещал иметь Германии подводный флот. Однако с приходом Гитлера к власти все изменилось. Дениц вернулся в подводный флот. В 1935 году адмирал Редер отдал ему приказ возглавить подводный флот и реорганизовать его. Карл принял командование, но состояние флота оставляло желать лучшего. У Германии не было своих подлодок, команд, трудов по теории. Карлу пришлось опираться на собственный опыт и на зарубежные труды по стратегии подводного флота. Карл лично руководил конструированием подводных лодок. Он сам писал руководства по обучению моряков-подводников.

Карл поставил перед собой цель создать подводный флот из трех сотен подлодок. Однако работа была замедлена из-за того, что было ограничение на стальные ресурсы, которые были нужны обычному флоту и армии. У Деница было всего лишь 56 лодок к началу второй мировой войны. Из этих подлодок меньше половины были способны вести бой в Атлантическом океане. В 1939 году подлодки Карла потопили 114 торговых кораблей. Новые ресурсы все прибывали и число подводных лодок росло. В 1940 году Гитлер разрешил Карлу вести подводную войну без ограничений. За четыре месяца Карл потопил еще 285 кораблей.

В 1941 году в войну вступила Америка, а это означало расширение сферы деятельности немецкого подводного флота. В 1942 году подлодки уничтожили 585 американских кораблей. В 1943 году Дениц стал адмиралом и главнокомандующим немецкого флота. Он продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота. Теперь подлодки можно было замечать с помощью радаров, и это было проблемой. Немецкие подлодки выиграли битву за Атлантику в 1942 году, а в следующем уже не могли эффективно ограничивать движение судов через океан. Карл продолжал сражаться. В его распоряжении было еще 398 подлодок. Германия потеряла около 32 тысяч моряков подводного флота и 781 подлодку за время войны. Надо отметить, что Карл Дениц был преемником Гитлера. Тот приказал ему стать рейхсканцлером перед совершением самоубийства. 7 мая Карл Дениц согласился на капитуляцию. Вскоре его арестовали как военного преступника. Однако Карл не состоял в нацистской партии. Карл отбыл 10 лет в тюрьме, а после жил спокойно в Гамбурге до самой смерти в 1980 году. Оба его сына погибли на военном флоте во время войны. Дениц же был прекрасным флотоводцем, который хорошо понимал возможности своего флота.

На тот период развития Третьего рейха, который мы сейчас рассматриваем, приходится лишь небольшая часть деятельности Карла Деница в качестве руководителя кригсмарине, поскольку гросс-адмирал Эрих Редер ушел в отставку только 30 января 1943 года.

Мне бы хотелось отметить еще раз, что попытки из Редера-«Рionerа» сделать Редеpa-«Kurier’a» привели не только к отставке гросс-адмирала, но и к более неприятным для Германии явлениям: многочисленным поражениям на море, напряженности в отношениях между высшими офицерами и развалу военно-морского надводного флота. Дениц тоже нельзя было без натяжек принять за идеальный образец ни типа «Kurier», ни типа «Wachmann», но еще задолго до его прихода к власти роль ВМФ в войне оказалась уже настолько приниженной, что его деятельность не имела решающего значения.

Карл Дениц (Doenitz) родился под Берлином в местечке Грюнау 16 сентября 1891 года. Его отец - Эмиль Дениц, инженер-оптик йенской фирмы Карла Цейсса, рано овдовел и к воспитанию двух сыновей относился очень серьезно, отдавая им всю оставшуюся нежность и заботу. В их роду не было аристократов, поэтому в мирное время Деницы никогда не связывали свои судьбы с армейской службой. Другое дело военно-морской флот - здесь сыну почтенного бюргера можно было дослужиться и до офицерских погон.

Юный Карл окончил считавшееся тогда очень престижным «Стоическое учебно-воспитательное заведение». Поскольку особый интерес он проявлял к истории и естественным наукам, увлекался живописью и рисованием, читал мемуары полярного исследователя Нансена и знатока Азии Свена Гедина, то и сам захотел стать «первооткрывателем». Эту мечту поощрял и отец, проводивший почти каждый свой отпуск на островах Северного моря. Поэтому не было ничего удивительного в том, что в один прекрасный день 1910 года Карл Дениц поступил в военно-морское училище города Киля, которое к тому времени заканчивал его будущий начальник Эрих Редер.

В то время в системе подготовки будущих морских офицеров существовал железный принцип: каждый должен был знать все виды службы как на суше, так и на борту корабля. Дениц хорошо изучил и полюбил все, что касалось его будущей профессии, будь то кораблевождение, связь, артиллерия или минно-торпедное дело. Он был слаб только в знании уставов, считавшихся одной из самых важных дисциплин. Позднее, будучи уже референтом в министерстве вооруженных сил, Карл Дениц исправится и наверстает упущенное.

В 1912 году его переводят в военно-морскую школу в Мюрвике, а по ее окончании в звании лейтенанта цур зее Деница назначают вахтенным офицером на легкий крейсер «Бреслау», который курсировал по Средиземному морю, участвуя в международной блокаде Черногории. Началом первой мировой войны для моряков «Бреслау» стала яростная атака английской эскадры. Немцы с трудом оторвались от нападавших и соединились с турецким флотом, который направлялся в Черное море для атак на русские порты. В мае 1915 года этот германский крейсер ворвался в Новороссийскую гавань, потопил все русские корабли, стоявшие вдоль пирса, и взорвал нефтехранилище. Однако через два месяца на рейде в Босфорском проливе «Бреслау» подорвался на мине, и его отправили на ремонт. Команду списали на берег, и дальнейшая служба Деница проходила сначала на фронте в качестве стрелка и воздушного корректировщика, а затем в штабах.

На следующий год его повысили в звании и направили переучиваться на офицера подводного флота. Курсы длились всего четыре месяца, и в конце января 1917 года Де-ниц получает назначение на субмарину U-39 в качестве торпедного офицера. По воспоминаниям самого Деница, дежурства возле торпедного аппарата оказались для него более плодотворными, чем заучивание теоретических истин на курсах. Через год он получает под свое командование подводную лодку UC-25 водоизмещением 417 тонн, которая была больше минным заградителем, чем торпедной субмариной.

Оказавшись на средиземноморском рейде, Дениц показал себя во всей красе. Уже через неделю после выхода в море он потопил грузовой пароход, а затем ворвался на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и потопил громадный итальянский углевоз, который принял по ошибке за английскую плавучую мастерскую «Cyclops». За этот подвиг кайзер лично вручил капитану орден дома Гогенцоллернов. В следующем походе Дениц торпедирует еще четыре вражеских корабля. Большего ему достигнуть не удается, поскольку его субмарина не способна нести более 5 торпед. Ему дают новую подлодку UB-68. Она больше и быстроходнее, хотя и менее устойчива при погружении.

В октябре 1918 года это становится причиной трагедии. Дениц атакует британский конвой, сопровождавший 4000-тонный транспорт, мастерски торпедирует противника, но при погружении оказывается беспомощной мишенью для окружавших его эсминцев. Трое из экипажа утонули, остальные вместе с командиром попали в плен. Дениц оказывается в лагере для офицеров неподалеку от Шеффилда.

Здесь молодой офицер проявляет свойственную ему изобретательность и оригинальность мышления. Он понимает, что рано или поздно всех их отпустят домой, но в отличие от многих других его всерьез беспокоит дальнейшая судьба на родине. Он прекрасно осознает, что после войны в Германии окажутся тысячи никому не нужных и безработных офицеров. Чтобы не затеряться в этой толпе, ему необходимо вернуться на родину одним из первых. И он начинает изображать сумасшедшего.

Часами он сидит на площадке и бессмысленно переставляет пустые консервные банки. Своей цели он добивается: лагерное начальство, признав его психически ненормальным в результате контузии, отправляет в Германию на одном из первых кораблей. Вернувшись домой в июле 1919 года, Дениц мгновенно излечивается от «результатов контузии» и поступает служить на военную базу в Киле.

Служба на базе оказалась довольно монотонной, и Дениц мучительно ищет контактов с теми, кто вопреки условиям Версальского договора готовит развитие будущего военно-морского флота Германии. Он переводится на торпедный катер и дослуживается до звания капитан-лейтенанта, а в 1923 году поиски увенчиваются успехом и его возвращают на берег в Киль участвовать в разработке новой серии глубинных бомб. Затем начинается штабная работа в Берлине под командованием Редера. Идут активные разработки нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. Любопытно, что уже эти документы явно окрашены антикоммунистическими и пронацистскими настроениями их разработчиков, хотя Дениц старается держаться особняком и с политикой не связываться. Впрочем, в 1924 году вряд ли кто еще мог с уверенностью сказать, какая политическая карта станет козырной через десяток лет, а наш капитан-лейтенант всегда стремился играть наверняка.

Такая тактика нейтралитета вскоре принесла плоды. Когда депутаты рейхстага принялись обсуждать так называемый «скандал Ломана» (подробнее о нем см. в разделе о Редере) и рассекретили производство подводных лодок на турецких верфях, правительство вынуждено было произвести полное обновление генерального штаба. Почти всех отправили в отставку - Деница назначили командиром 4-й торпедной полуфлотили. Под его началом оказались 4 торпедных катера и 28 офицеров, командовавших шестьюстами моряков. Фактически это были не контролируемые рейхстагом маневры с неопределенным сроком и графиком. Только осенью 1929 года о подводной армии «вспомнили». Оценивал ее деятельность контр-адмирал Вальтер Гогенцоллерн, который официально числился вторым заместителем начальника штаба, а фактически отвечал за тайную подготовку германского подводного флота. Оценку Деницу он поставил очень высокую. Да и было за что. В процессе предыдущих тренировок капитан-лейтенант наработал массу новых тактических приемов, которые и использовал теперь, с блеском «потопив» конвой условного противника.

Как боевого офицера, проявившего выдающиеся способности, Деница переводят в штаб Североморского региона, где он занимается… руководством службы внутренней безопасности.

Видимо, к тому моменту будущий контрадмирал далеко просчитал будущее и свое, и своей страны. Во всяком случае, начальством его политические пристрастия воспринимаются однозначно. Он активно боролся против коммунистов и вскоре заслужил командировку сначала в кругосветное путешествие, а затем в Великобританию для совершенствования своего английского языка. По возвращении Деницу поручают командовать легким крейсером «Эмден».

К власти приходят нацисты. В марте 1935 года Адольф Гитлер денонсирует Версальский договор и поручает кригсмарине вплотную заняться активным производством субмарин. 6 июня Карла Деница назначают «фюрером подводных лодок». К осени его повышают в звании, отныне он - капитан цур зее, и ему подчиняются 11 небольших субмарин водоизмещением в среднем по 24 тонны.

Однако радоваться капитану не приходится. В руководстве кригсмарине собрались люди, которые видят в субмаринах только своеобразное транспортное средство, позволяющее секретно перебросить в нужное место солдат или грузы. Все попытки Деница открыть им глаза на новые возможности использования подводных лодок проваливаются, поскольку адмиралы очарованы мечтами о «больших кораблях».

Дениц разработал тактику «волчьих стай» - систему приемов совместных действий нескольких подводных лодок. Для этого ему требовалось множество 600-тонных субмарин. Но помощников Редера интересовало совсем другое: водоизмещение не менее 2 тысяч тонн. По их мнению, такая массивность делала лодки более износоустойчивыми. Все аргументы Деница в пользу других качеств: незаметности, неуязвимости для глубинных бомб и дешевизны изготовления при массовом производстве - пропадали втуне. Контрадмирал Редер не верил в возможность блокады Великобритании силами 300 легких и средних субмарин.

Дениц всегда знал, что произойдет завтра. Иногда он просчитывал развитие того или иного процесса на несколько лет вперед. Во всяком случае, о войне с Англией, в отличие от генерального штаба, он знал заблаговременно. Поэтому сразу же после польской кампании он начал атаки на британский флот и его порты. Он лично планировал такую крупную операцию, как прорыв в Скапа-Флоу (в «спальню флота Ее Величества»). Он выходил встречать каждую, буквально каждую субмарину, возвращавшуюся из боевого похода. Он лично проверял условия быта и жизни своих моряков. Разумеется, он пользовался у них любовью, доверием и признательностью. Подводники были готовы за него идти на самое дно. Сначала у него было всего 57 субмарин. Производство их до 1940 года не превышало двух единиц в месяц, что не мешало воспитанникам «папы Карла» топить ежемесячно по 50–60 вражеских кораблей.

После 1940 года Германия стала производить по 6 субмарин в месяц. Однако англичане научились защищаться от подводных атак. Они разработали систему пеленгаторов, которые за несколько миль определяли приближение германских подлодок, и сделали несколько сотен специальных самолетов, прицельно сбрасывающих на подводного противника глубинные мины. Сначала потери Деница стали соизмеримы с потерями противника, а затем и превысили их. К тому же дело сильно тормозилось вмешательством высших генералов флота и самого фюрера, которые имели дурную привычку в самый неожиданный момент посылать боевые экипажи субмарин на ненужную гибель. Так, например, в мае 1942 года, в разгар охоты деницовских моряков на американские транспортные суда, Гитлер приказал командировать 20 субмарин для разведки к берегам Норвегии. Дениц чуть ли не бунт устроил по этому поводу, но фюрер настоял на своем, а чтобы успокоить строптивого капитана, произвел его в адмиралы. В другой раз главнокомандующему пришло в голову отправить 30 субмарин в Средиземное море, хотя из-за сильного течения в Гибралтарском проливе эти подлодки в Атлантику уже никогда не могли вернуться.

Уходя в отставку, гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру две кандидатуры на свое место: адмирала Карла Деница и генерал-адмирала Рольфа Карлса. Трудно сказать, что предпринял бы последний, если бы выбор фюрера пал на него. Но главой кригсмарине назначили Карла Деница. Первое, что сделал новый главнокомандующий ВМФ 30 января 1943 года, - это уволил всех, кто мог бы составить ему конкуренцию на этом посту, и прежде всего Рольфа Карлса. Германский флот такой решительный шаг не усилил, зато укрепил позиции самого Деница.

Второй поступок бывшего «вождя субмарин» был не менее парадоксален: он уговорил Гитлера не уничтожать надводный флот, когда фюрер собирался отправить его на переплавку. Правда, аргументация нового гросс-адмирала была своеобразной. По его предложению, имеющиеся германские крейсеры должны были отвлечь на себя значительную часть военно-морских сил противника. Странно было слышать такое от человека, который по-отечески заботился о своих субмаринах, об их экипажах, встречал их после каждого похода, провожал к месту отдыха, обеспечивал всем необходимым! И тот же человек предлагал теперь использовать огромные военные корабли с их экипажами в качестве живых мишеней для отвлечения сил врага! Такая подставка своих под удары противника могла длиться довольно долго, но ведь конечный результат - гибель моряков и кораблей - был очевиден каждому, в том числе и фюреру, и гросс-адмиралу. Сложный человек был Карл Дениц!

Реализации его идей постоянно мешали руководители кригсмарине во главе с главнокомандующим Редером, причем эти помехи тщательно и целенаправленно организовывались, а потом одобрялись и благословлялись фюрером. И, несмотря на это, как ни удивительно, среди высшего офицерского состава самым ярым фанатиком нацизма был именно Карл Дениц! Даже Геббельс с его патологической страстью к рациональному оправдыванию любых действий Гитлера не мог сравниться с этим сухим штабистом, обрушивавшимся на оппонентов на Нюрнбергском процессе, где, казалось бы, такое поведение могло ему только повредить. И этот человек с ранней юности до самой смерти утверждал, что политика его абсолютно не интересует!

Возглавив ВМФ, Дениц, разумеется, попытался решить все проблемы, связанные с подводной войной. Но время ушло, многое уже решить было невозможно. В марте 1943 года его субмарины, усиленные дополнительными торпедными установками, потопили 120 кораблей противника. Германии это стоило одиннадцати подлодок. В апреле счет был: 64 корабля на 15 субмарин. В мае союзники предприняли целенаправленную атаку на германский подводный флот. Были задействованы последние достижения науки и техники (бомбардировщики, стартовавшие с авианосцев поблизости от баз субмарин, усовершенствованные радары, глубинные бомбы и т. п.). Атакующие потеряли 56 судов общим водоизмещением около 300 тысяч тонн, но Германия лишилась 41 подводной лодки. Такая пиррова победа заставила все же Деница увести свои «волчьи стаи» из Атлантики.

Гросс-адмирал меняет стратегию. Во-первых, все производственные силы бросаются на то, чтобы выпускать до 25 субмарин в месяц. Во-вторых, «стаи» отводятся в более безопасную для них акваторию - в Карибское море. В-третьих, активизируются научные исследования, направленные на усиление подводного флота в борьбе с хорошо оснащенным противником. Но время упущено. Когда заканчивается разработка субмарины типа XXI, которая могла бы изменить соотношение сил на море, море для Германии оказывается закрытым.

Усилия гросс-адмирала становятся судорожными, граничащими с истерикой. Он бросает свои субмарины в атаку на противника, не считаясь с потерями. Сотни моряков, о которых он столько заботился в недалеком прошлом, теперь гибнут в ожесточенных схватках. За время высадки союзных войск во Франции погибли 82 субмарины, успевшие потопить всего 21 вражеский корабль. Всего в «битве за Атлантику» из 820 подлодок погибло 780, а из 39 тысяч моряков - 32 тысячи, причем большинство погибло за последние два года.

29 апреля 1945 года Гитлер объявил, что своим преемником назначает Карла Деница. На следующий день фюрер покончил с собой, и Мартин Борман сообщил Деницу телеграммой о его назначении. В ответ последовала восторженная клятва: «Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти к вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа».

Гросс-адмирал еще полагал, что фюрер жив. Любопытно, что никаких действий, направленных на то, чтобы бросить какие-либо силы «на помощь в Берлин», Дениц так и не предпринял, хотя успел поработать над составом правительства и дальнейшей стратегией. А она была такова: военные силы отводить как можно быстрее на запад, чтобы они там могли сдаваться американцам или англичанам, на востоке вести отвлекающие маневры, а мирное население призвать к восстановлению страны. Последнее предусматривало скорее психологический, чем практический эффект: нужно было что-то противопоставить охватившему всех немцев ужасу поражения.

23 мая в Мюрвике англичане арестовали последнего главу Третьего рейха вместе с остатками его правительства.

Позиция Деница на Нюрнбергском процессе напоминала искаженное отображение позиции Кейтеля. Дениц тоже считал, что обсуждать приказы Гитлера бессмысленно, но не потому, что он к ним не имел отношения, а потому что это приказы гениального фюрера. Вторая позиция оказалась не менее деформированной: «Я , - провозглашал Дениц, - солдат, честно выполнявший приказы, поэтому ответственности за них не несу ». В утверждении такой концепции ему активно помогал его адвокат Генрих Кранцбюллер, бывший юрист кригсмарине, исполнявший обычно роль судьи.

Кто становится солдатом, - приводил он цитаты из уставов, - тот телом и душой принадлежит своему командиру. Он не должен решать, справедливо или несправедливо дело, за которое он идет в бой. Его враги выбраны не им, а для него. Его долгом является повиноваться, а не спрашивать.

Дениц ни слова не возразил.

Адмиралы стран-победительниц неожиданно выступили в защиту своего коллеги. Они убедительно доказывали, что их собственная практика ведения войны была не менее жестокой, но тому причиной особенности морских сражений, а не жестокосердие гросс-адмирала Деница. В результате такого демарша международного воинства Дениц был приговорен только к 10 годам заключения. Отбывал наказание он в тюрьме Шпандау, где, как и в далекой юности, часами возился с банками; правда, теперь в них была рассада. Гросс-адмирал очень увлекся овощеводством и совершенно отгородился от своих бывших сослуживцев. Свой срок он отсидел полностью и, освободившись, вернулся к жене, с которой и жил до ее смерти в 1962 году. После выхода на свободу он много писал, выпустил два тома мемуаров и монографию о стратегии кригсмарине во время войны. Овдовев, он пристрастился к религии, посещал все церковные службы, приготовил собственную могилу.

6 января 1981 году Карл Дениц умер, оплакиваемый десятками оставшихся в живых товарищей по оружию.

Подводя итоги этого раздела, можно достаточно легко определить социопсихологический тип Карла Деница. Аналитическое мышление, стремление выстраивать свои представления о мире в виде жестких автономных моделей, острое восприятие перспективы процесса и при этом страстное нежелание поддаваться чужому давлению, настаивание на своем - все это свидетельствует о том, что у Карла Деница имеются все характерные признаки типа «Робеспьер» по классификации Юнга. Эти качества проявляются у него на протяжении всей его жизни. А вот поведение Деница в качестве военачальника несколько разнообразнее. В начале карьеры это активный офицер, самостоятельный в решениях, предпочитающий действовать на свой страх и риск, не заботясь о том, как на его подвиги будет смотреть начальство, и не желающий знать уставы. Оценка со стороны для него настолько неважна и не имеет ни малейшей ценности, что он решается даже на такой рискованный шаг, как симуляция сумасшествия в плену. Как она реализовывалась, к какому результату привела - это не так уж существенно. Для нас важнее сам факт того, что подобная идея могла прийти ему в голову и стать основой конкретного плана. Отношение к подчиненным - подчеркнуто заботливое, по-отечески теплое, иногда даже выходящее за рамки принятых норм. Умение не только просчитать перспективу, но и использовать эти расчеты в своих действиях. Постоянные споры с руководством по поводу неправильных, с его точки зрения, приказов.

Все это, вместе взятое характеризует Деница как военачальника типа «Pionier». Но все это полностью меняется, когда Дениц становится гросс-адмиралом и главнокомандующим кригсмарине.

Внимательнейшее отношение к суждениям начальства, покорнейшее подчинение любому волеизъявлению свыше. Он подхватывает и расхваливает авантюрные идеи фюрера: его решение удерживать любой ценой Тунис или защищать Курляндский котел в конце 1944 года силами группы «Север». Всегда брезгливо относившийся к «политиканству», после своего возвышения Карл Дениц вдруг начинает заниматься пропагандой нацистского движения, призывать к решительному наступлению и вообще вести пропаганду на флоте в духе Геббельса. Наконец, может быть, самое важное - он перестает обращать внимание на своих подчиненных; именно это становится причиной гибели тысяч германских моряков в бессмысленных атаках на вражеских десантников во Франции. Все эти черты более характерны для совершенно другого типа военачальника: «Kurier» («посланник»).

Неизвестно, стал ли причиной такой трансформации рассудочный подход талантливого плановика, или она произошла под влиянием подсознательного восприятия обстановки, но совершенно очевидно, что Дениц из «первооткрывателя» превратился в «посланника», что вполне соответствует нашим предположениям. Во втором периоде развития Третьего рейха, как и ожидалось, бретеры уходят на второстепенные роли, а на передний план выходят послушные бездумные исполнители. В случае Деница произошло обратное во времени, но не по сути: пока он был на вторых ролях, его самостоятельная активность преодолевала все препятствия на уровне отдельных операций, выход же Деница в лидеры нивелирует все его лидерские качества. Вполне возможно, что именно этим он и заслужил высокое доверие фюрера, назначившего Деница своим преемником.


| |

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе.


Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера “Бреслау” и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса “Бреслау” участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года “Бреслау” подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC-25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB-68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт “Упэк”, но при погружении из-за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера “Нимфе” на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, “разгромив” конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр-адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера “Эмден”.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили “фюрером подводных лодок”. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в “капитаны цур зее”.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл “волчьи стаи”. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор “Ройал Оук” в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли “Папа Карл” или “Лев”.

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл-Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения “волчьих стай”.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года “волчьи стаи” потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в “битве за Атлантику” с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги “10 лет и 20 дней” (1958), “Моя захватывающая жизнь” (1968), “Германская военно-морская стратегия во Второй мировой войне” (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал свою работу Международный военный трибунал (МВТ), вынесший приговоры верхушке руководства гитлеровской Германии. Главный обвинитель от СССР Роман Андреевич Руденко в своей речи прямо призвал: "Да свершится же над фашистскими палачами суд народов - справедливый и суровый". Но насколько соответствовал этому приговор МВТ по итогам 403 заседаний Нюрнбергского процесса, оглашенный 1 октября 1946 года? Из 21 обвиняемого к смертной казни были приговорены только 12, трое вообще оправданы.

А официальный преемник Гитлера Карл Дениц (1891 - 1980), вставший 30 апреля 1945 г. во главе германского государства и вооруженных сил, был приговорен всего лишь к 10 годам тюремного заключения.

Нимица не послушались

В печально известном "Приказе о "Лаконии" 1 от 17 сентября 1942 г. не кто иной, как Дениц, запрещал командирам подводных лодок подбирать людей с потопленных кораблей - исключая капитанов и механиков, которые рассматривались как военнопленные. Этот документ был истолкован судьями как приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. В вину Деницу ставились военные преступления - нападение и уничтожение кораблей, в том числе мирных, в открытом море. Обвиняемый признал, что приказал топить и оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран.

И тем не менее на процессе в Нюрнберге некоторые юристы и свидетели пытались оспорить виновность Деница. Американский судья Фрэнсис Бидди даже выступал за его оправдание, ссылаясь на то, что победители в войне также топили немецкие корабли. Давая письменные показания МВТ, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер Уильям Нимиц отметил: "Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа" 2 .

Однако международный суд признал удары по кораблям Германии обороной от агрессора, а Деница - преступником против мира и человечности. В этом были едины представители Великобритании и СССР. По вине Деница погибли тысячи ни в чем не повинных людей. Восстанавливая историческую правду о "подвигах" гросс-адмирала, западногерманская печать отмечала, что "чертов адмирал несет личную ответственность за гибель 27 494 моряков германского подводного флота и многих тысяч моряков союзнических флотов" 3 .

1 октября 1946 г., после того как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, Нюрнбергский трибунал огласил приговор Деницу. Гросс-адмирал был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам обвинения и приговорен к 10-летнему заключению. Однако смертной казни Дениц, по мнению судей, не заслужил. Советская сторона против приговора преемнику Гитлера возражать не стала.

Вожак "волчьих стай"

Когда Гитлер пришел к власти, Дениц служил в Вильгельмсхафене в штабе Североморского района, где занимался обеспечением внутренней безопасности флота. 1 февраля 1935 года Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию.

К 1938 году Дениц разработал тактику "волчьих стай" - групповых атак подводных лодок на суда противника 4 . И уже в октябре 1939 года был произведен в контр-адмиралы. 30 января 1943 г. Деницу было присвоено высшее на германском флоте звание гросс-адмирала. Во время операции "Оверлорд" - высадки англо-американских войск во Франции, начавшейся 6 июня 1944 г. - Дениц последний раз приказал атаковать союзников массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, из них уцелело менее половины. Но Дениц продолжал бросать в бой все новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели многих: из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 г. в "битве за Атлантику", 781 погибла; из 39 тыс. моряков-подводников кригсмарине погибли 32 тыс., из них большинство - в последние два года войны 5 .

Гросс-адмирал претворял в жизнь все, в том числе и самые бессмысленные, затеи своего фюрера, который ничего не смыслил в морской стратегии: для него, как писал Дениц, "война на море была чем-то далеким и не слишком понятным". Дениц не одобрял, но выполнял планы Гитлера при поддержке флота удерживать Тунис весной 1943 г. или защищать от Красной армии Курляндский котел. Гитлеровская группировка в Курляндии сражалась с октября 1944 г. по 15 мая 1945 г. Она сдалась лишь через неделю после капитуляции Германии.

Всю жизнь адмирал был верным и восторженным сторонником Гитлера. "Небеса послали нам лидерство фюрера!" - восклицал он, выступая перед матросами. Однажды, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, он сказал, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага. "Мы - черви по сравнению с ним!" 6 .

Преемник

В апреле 1945 г. даже Деницу было ясно, что дни Третьего рейха сочтены. 19 апреля гросс-адмирал эвакуировал свою штаб-квартиру в пригороде Берлина. Через сутки туда ворвались советские танки. 20 апреля Дениц посетил Гитлера в бункере рейхсканцелярии и присутствовал на его 56м и последнем дне рождения.

В составленном 29 апреля "политическом завещании" Гитлер писал: "Перед смертью я исключаю из партии рейхсмаршала Германа Геринга и лишаю его всех прав... Вместо него я назначаю рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим вооруженными силами гросс-адмирала Деница".

После 10 часов вечера 1 мая, когда Гитлер был уже мертв, тела Геббельса и его жены догорали в саду рейхсканцелярии, а обитатели "бункера фюрера" искали спасения в туннелях берлинского метро, радио Гамбурга прервало трансляцию торжественной Седьмой симфонией Брукнера. Раздался бой военных барабанов, и диктор заговорил: "Наш фюрер Адольф Гитлер, сражаясь до последнего дыхания против большевизма, сегодня днем пал за Германию в своем оперативном штабе в рейхсканцелярии. 30 апреля фюрер назначил своим преемником гросс-адмирала Деница. Слушайте обращение к немецкому народу гросс-адмирала и преемника фюрера" 7 .

После сообщения диктора раздался голос Деница, который повторил ложь о "героической" смерти Гитлера. "Немецкие мужчины и женщины! Солдаты германской армии! - взывал по радио Дениц. - Моя первая задача, - спасти немецких людей от наступающего большевистского врага. Только ради этой цели вооруженная борьба продолжается. И до тех пор, пока британцы и американцы будут препятствовать достижению этой цели, мы будем вынуждены продолжать защищаться от них и бороться с ними. В этом случае англичане и американцы продолжают борьбу не в интересах своих народов, а для распространения большевизма в Европе" 8 .

В приказе по войскам Дениц сообщил, что он принял командование всеми вооруженными силами Германии и "проникнут желанием продолжать борьбу против большевиков до тех пор, пока сражающиеся войска и сотни тысяч семей, проживающих в восточных районах германской территории, не будут спасены от порабощения и уничтожения" 9 .

Агония

На Нюрнбергском процессе Дениц откровенно врал, утверждая, что он якобы вообще не считал себя преемником Гитлера и чувствовал, что его выбрали для ведения переговоров о мире и подготовке капитуляции, потому что сделать это мог только далекий от политики человек. Якобы именно по этой причине Дениц принял свое назначение.

2 мая 1945 г. преемник Гитлера перенес свою штаб-квартиру в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом, на границе с Данией. Фленсбург, охраняемый батальоном военных моряков, стал временной столицей рейха. В условиях неизбежного поражения Германии Дениц пытался добиться скорейшего перемирия с западными союзниками и одновременно стремился вывести как можно больше войск и гражданского населения с территорий, которые могли быть заняты Красной армией. Для этого гросс-адмирал послал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. В итоге за неделю, остававшуюся до полной и безоговорочной капитуляции Германии, на запад силами флота было вывезено 2 млн человек.

Две безоговорочные капитуляции

В 1.30 ночи 7 мая Дениц радировал, что генерал-полковнику Йодлю даются все полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции, что тот и сделал 7 мая в 02.41. Однако Сталин заявил: "Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, - в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции" 10 . По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта о капитуляции Германии в поверженной столице рейха.

Это случилось 8 мая в 22.43 по среднеевропейскому времени (9 мая в 00.43 по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшего военно-инженерного училища. От правительства Деница акт подписали: начальник верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, командующий люфтваффе генерал-полковник Штумпф и командующий кригсмарине адмирал Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция). Вторая мировая война в Европе завершилась.

23 мая в 9.45 утра Дениц был доставлен на пароход "Патриа" к генерал-майору армии США Лоуэллу В. Руке. Деницу объявили, что он и члены его правительства отныне военнопленные. Так почему же преемник Гитлера избежал смертного приговора?

Десятилетнийсрок приговор был вынесен ему на основании особенностей судебного разбирательства. Гросс-адмирала пытались выгородить американцы, чью позицию можно объяснить из чисто прагматических соображений: человек, давший согласие на безоговорочную капитуляцию, не должен быть наказан слишком строго. В итоге предшественник Дёница на посту командующего германским флотом Рёдер получил пожизненный срок (правда, в январе 1955 г. был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья), а сменщик Гитлера получил срок скорее символический.

Советская же сторона действовала в том числе и на основании сведений, полученных от самого Дёница. На допросе 17 июня 1945 г.. тот показал, что не участвовал в планировании боевых действий против СССР, что, действительно, было важным аргументом. Рассказал гросс-адмирал и о том, что он не был членом нацистской партии - то есть и за участие в идеологическом конструировании нацистского режима его привлечь было бы затруднительно.

Жизнь после Нюрнберга

10-летнее наказание Дениц отбывал в берлинской тюрьме Шпандау. В беседах с американским тюремным психиатром доктором Леоном Голденсоном мечтал: "Я куплю себе небольшую квартиру и буду жить там вместе с женой, закрывшись от остального мира, буду писать мемуары. Думаю, я должен сделать это для немецкого народа. Чтобы они сами могли понять, что происходило на самом деле и как мало кто из нас в руководстве страны знал о зверствах Гитлера и Генриха Гиммлера" 11 .

1 октября 1956 г., полностью отбыв срок заключения, Дениц вышел на свободу. В старости бывший гросс-адмирал стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, истово молился. И очень обижался на правительство Аденауэра, которое отказывалось выплачивать ему адмиральскую пенсию, ограничившись капитанской, мотивируя это тем, что пенсионер был пособником Гитлера.

Бывший "последний фюрер" требовал от правительства устроить ему торжественные похороны и положить в гроб в униформе гросс-адмирала. Однако, когда 24 декабря 1980 г. Дениц скончался, он был похоронен в штатском костюме без воинских почестей на кладбище "Вальдфридхоф" в Аумюле.

Примечания
1. Дениц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 гг. М., 2004. Гл. 14 "Лакония".
2. U-Boot-Krieg. Sammelband 2 (1942-1945). Die Zeit der Abrechnung. Augsburg, 2004. S. 1000.
3. Nachruf. Karl Dnitz // Der Spiegel. 1981. N 1.
4. Dnitz K. Deutsche Strategie... S. 15.
5. Herzog B. 60 Jahre deutsche U-Boote. 1906-1966. Mnchen, 1968.
6. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. С. 205.
7. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 2, М., 1991. С. 522.
8. Агония и смерть Адольфа Гитлера. М., 2000, с. 141.
9. Там же, с. 143.
10. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1989. С.522.
11. Голденсон Л. Указ. соч. С. 42.

КАРЛ ДЁНИЦ

Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно?морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно?морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера «Бреслау» и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса «Бреслау» участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года «Бреслау» подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер?лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U?39 капитан?лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC?25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB?68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт «Упэк», но при погружении из?за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер?лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер?лейтенант вернулся в Германию и служил на военно?морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца T?157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан?лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно?торпедно?разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно?морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера «Нимфе» на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4?й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, «разгромив» конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр?адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен?капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера «Эмден».

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно?морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили «фюрером подводных лодок». Он возглавил 1?ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков?подводников. У него были две основные военные концепции. Во?первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл «волчьи стаи». По его настоянию началась постройка подводных лодок 7?й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карле. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U?47 Гюнтера Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор «Ройал Оук» в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс?адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр?адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Не вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки со взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице?адмирал Дёниц перенес штаб?квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли «Папа Карл» или «Лев».

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из?за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл?Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2015252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10–12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим кригсмарине с чином гросс?адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения «волчьих стай».

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года «волчьи стаи» потопили 120 судов (627300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс?адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из?за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21?й серии, способные, по мнению главнокомандующего добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в «битве за Атлантику» с 1939 года погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс?адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс?адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги «10 лет и 20 дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1968), «Германская военно?морская стратегия во Второй мировой войне» (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Третий урок: Дагобер. Карл Мартелл. Пипин Короткий. Карл Великий Белое вино кассис придало блеска глазам Берюрье.- А после Хлодвига? - спрашивает он.Надо же, история интересует его всё больше.- После Хлодвига, Толстяк, в королевстве пошёл раскол. У Хлодвига было четверо

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Карл I Сей добропорядочный монарх, судя по всему, был рожден терпеть несчастья, равные тем, которые выпали на долю его бабки; несчастья, коих он совсем не заслужил, поскольку был лишь ее потомком. С уверенностью можно сказать, что никогда прежде не набиралось в Англии

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Дениц Карл (16.09.1891-24.12.1980) – немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал (1943)Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином, в семье инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейса. Дети рано остались без

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Гитлер и Дёниц Тем временем в конце 1942 г. наметился перелом в войне на море. Перед Новым годом германский надводный флот провел свою последнюю крупную операцию. Эскадра в составе карманного линкора «Лютцов», тяжелого крейсера «Хиппер» и нескольких эсминцев атаковала в

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл III Бурбон - Карл V Габсбург Карл III из династии Бурбонов не был римским императором, но, так же как и Карл V, был королем Испании и Неаполя. 1716 Рождение Карла Бурбона 1500 Рождение Карла Габсбурга 216 Отцами обоих Карлов были испанские короли по имени Филипп. 1735 Карл

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Иоанн VIII, папа, 872 г. - Смерть императора Людовика II. - Сыновья Людовика Немецкого и Карл Лысый ведут борьбу из-за обладания Италией. - Карл Лысый, император, 875 г. - Упадок императорской власти в Риме. - Карл Лысый, король Италии. - Германская партия в Риме. -

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

КАРЛ ДЁНИЦ Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Глава 27 Дёниц и подводные лодки Вальтера Оперативная сводкаНовый год возвестил начало гонки со временем. Так или иначе необходимо было выиграть время до той поры, когда войдут в строй электрические подводные лодки.Производственная программа проводилась в жизнь весьма

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Дёниц Дёниц обвиняется по разделам первому, второму и третьему Обвинительного заключения. Будучи офицером с 1918 года, в 1935 году он стал командующим первой флотилии подводных лодок, в 1936 году он стал командующим подводным флотом, в 1940 году получил чин вице-адмирала, в 1942

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Президент Дениц обращается к немецкому народу 1 мая 1945 года гросс-адмирал Дениц обращается по радио к немецкому народу со следующей речью: «Немецкие мужчины и женщины! Солдаты вермахта! Наш фюрер, Адольф Гитлер, погиб. Немецкий народ в глубокой скорби и уважении

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Отто Дениц, Карл (Doenitz) (1891–1981), гросс-адмирал, командующий военно-морским флотом Германии с 1943, преемник Гитлера (май 1945), создатель и руководитель подводного флота Германии. Родился 16 сентября 1891 в Грюнау, близ Берлина, в семье инженера-оптика, работавшего в фирме Карла

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Адмирал Дениц играет в правительство во Фленсбурге В половине одиннадцатого вечера 1 мая 1945 г. гамбургское радио ошеломляет мир следующим странным известием: «Из ставки фюрера сообщают, что наш Адольф Гитлер, ведя на своем командном посту борьбу против большевизма до

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 8 ДЁНИЦ СМЕНЯЕТ РЕДЕРА (декабрь 1942-го – февраль 1943 г.) К концу 1942 года пошла уже отливная волна в Сталинграде и Северной Африке, но успехи подводных лодок в борьбе против конвоев противника продолжались. Команды подводных лодок вступили в четвертый год войны с