Древнейшие библиотеки. Античные библиотеки

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тысячелетию до н.э. При раскопках старых городов государств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, памятники письменности тех времен могут быть названы «книгами» весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.

Библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре. Первые сведения о существовании библиотек относятся ко времени расцвета культуры народов Двуречья, находившихся на территории современного Ирака, ко времени существования государства Шумер. Древнейшие тексты датируются примерно 3000 годом до н.э. Наиболее древние тексты Месопотамии написаны на шумерском языке. Первые библиотеки возникли как собрания различного рода государственных, хозяйственных и других документов. Эти учреждения выполняли функции библиотек и архивов.

Следующий этап в развитии библиотек – дворцовые библиотеки или библиотеки правителей. Самой древней из числа дошедших до наших дней, считается библиотека, владельцем которой был царь Хеттского царства – Хаттусилис III (1283 – 1260 годы до н.э.). В начале ХХ века археологи обнаружили здесь около 11 тысяч клинописных табличек, свидетельствующих о том, что в этой библиотеке имелись официальные документы (царские послания и обращения), летописи, ритуальные тексты. В отличие от шумерских табличек, на этих «книгах» указаны имя автора, его адрес и титул, и даже имя переписчика. Есть основания утверждать, что существовал и каталог, составленный по именам авторов. Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений. Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался библиотекарями в хранилище глиняных книг.

Самая крупная и известная из библиотек Древнего Мира – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.е.). В этой клинописной библиотеке, включавшей в себя богатейшее собрание вавилонской литературы, по разным оценкам хранилось от десяти до тридцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Библиотека Ашшурбанипала имела универсальный характер. В фонде хранились списки царей, царские послания, списки стран, рек, гор, материалы коммерческого характера, работы по математике, астрономии, медицине, словари и труды по грамматике. В отдельном помещении находились религиозные тексты.



Имеются сведения о «раскрытии» фонда библиотеки. На специальных плитках указывалось название произведения (по его первой строке), комната, где оно находилось, и полка, на которой оно хранилось. Для письма использовались глиняные таблички. «Книги»-таблички хранились в специальных глиняных кувшинах. На каждой полке имелась глиняная «этикетка», величиной с мизинец, с названием той или иной отрасли знания.

Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа. Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.

Со второй половины XIV века до н.э. в Древнем Египте при храмах существовали библиотеки, обслуживающие жрецов. Эти библиотеки назывались «дом книги» (или «божий дом книги») и «дом жизни». Первое понятие, которое употреблялось вплоть до начала эпохи Птолемеев, относилось к храмовым библиотекам. Должность хранителя библиотеки («дома жизни») была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать только допущенные к обладанию «высшими знаниями».



Одной из наиболее известных храмовых библиотек была библиотека при храме Рамессеум, основанном около 1300 года до н.э. фараоном Рамзесом II (ок. 1290 – 1224 годы до н.э.). При входе в библиотеку Рамзеса была надпись – «Аптека для души». На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, сказки, повести, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.

В Египте для письма использовался папирус. Книги из него хранились в ящиках и трубкообразных сосудах. Многие папирусы дошли и до наших дней, но целостных библиотек не сохранилось, поскольку папирус – материал менее стойкий, чем глина. С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. Таким образом, библиотеки Древнего Мира выполняли функцию сбора и хранения документов, а библиотекари того времени были и писцами, и сборщиками, и хранителями документов. Архивное начало выражено в том, что документы имелись только в единственном экземпляре. Эти документы переписывались, о чем свидетельствует имя переписчика; работа была длительной и дорогостоящей. Документы систематизировались, в библиотеках также существовали каталоги. Кроме того, библиотеки Древнего мира не выполняли и функцию обеспечения доступа к фондам библиотеки, ими мог пользоваться очень ограниченный круг «посвященных». В плане обслуживания библиотека Древнего Мира обеспечивала доступ к фондам очень ограниченного круга пользователей: на Древнем Востоке – самого правителя и его окружения, в Древнем Египте – жрецов и узкого круга посвященных.

В период античности в Древней Греции появляется слово «библиотека» от греческих слов biblion (книга) и theke (хранилище). Античную библиотеку можно рассматривать и как общедоступную (для читателей определенного круга), и как учреждение, служащее науке. Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции относят к IV веку до н.э. и связывают с именем Аристотеля (384 – 323 годы до н.э.). Ему принадлежала уникальная библиотека, насчитывавшая около 40 тысяч свитков. В создании этой библиотеки принимал участие один из самых знаменитых его учеников – Александр Македонский.

Библиотеки античности становятся в известном смысле общедоступными, правда, только для определенных слоев общества. Они начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов. В это же время появляются библиотеки, в значении, близком к современному.

Самым богатым и известным книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев, основанная в начале III века до н.э. царем Египта Птолемеем I Сотером (323 – 283 годы до н.э.). Александрийская библиотека была самой богатой и наиболее полной библиотекой того времени. Главной задачей библиотеки был сбор всей греческой литературы и переводов произведений других народов на греческий язык, причем самой разной – от произведений греческих трагиков до поварских книг.

Представляете, какую нужно было иметь эрудицию (да и физическую выносливость!), чтобы обслуживать восьмое чудо света - Александрийскую библиотеку, состоявшую более чем из 700 000 свитков рукописных книг! А ведь работало там всего несколько человек. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи - их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей.

Возглавляли Александрийскую библиотеку крупнейшие учёные: Эрастосфен, Зенодот, Аристарх Самосский и другие. В Александрийской библиотеке были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Один из руководителей библиотеки Каллимах составил огромный библиографический словарь “Таблицы и описание учителей (или поэтов) по векам и от древности”. Хотя из 120 томов до нас дошли лишь небольшие фрагменты, частые упоминания “Таблиц...” в древнегреческих документах позволяют судить о содержании и значении проделанной работы. Описывая книги, Каллимах приводил начальные слова каждого произведения, а затем сообщал все известные ему сведения об авторе. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Составленный Каллимахом каталог библиотеки регулярно пополнялся. Александрийская библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира. Читатели приезжали работать со свитками и получать копии интересующих их работ из многих частей эллинского мира.

Для работы библиотекарей была характерна четкая специализация - они вели учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности книг (в Александрийской библиотеке была создана уникальная система обеспечения сохранности библиотечного фонда; прежде всего, была обеспечена его защита от сырости). У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.

В соответствии с системой классификации научная литература подразделялась на пять разделов: «История», «Риторика», «Философия», «Медицина», «Законодательство». Был также выделен особый раздел - «Разное». Внутри каждого раздела книги располагались по именам авторов, прилагалась краткая биография автора и список его трудов. Рядом с названием каждой работы указывались первые несколько слов текста, количество свитков и число строк в каждом свитке.

Работа в библиотеке была четко организована: служители вели четкий учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности фонда, классификацией и инвентаризацией. Фонд делился на основной и дублетный; дублеты хранились в другом здании на другом конце столицы.

В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации - Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них - Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.

Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.

Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.

Еще до того, как появились первые книги в переплете, уже существовали библиотеки. В городах по всему миру эти храмы знаний не только служили в качестве складских помещений для хранения глиняных табличек и свитков, но и использовались как центры культуры и образования. Ниже вы найдете интересные факты о восьми самых великолепных библиотеках Древнего мира.

Самая старая известная библиотека в мире была основана где-то в 7 веке до н. э. для «королевского созерцания» ассирийского правителя Ашурбанипала. Расположенная в Ниневии (современный Ирак), она включала около 30000 клинописных табличек, организованных в соответствии с темами. Большинство этих табличек были архивными документами, религиозными заговорами и научными текстами, но также здесь было размещено несколько произведений литературы, включая 4000-летний «Эпос о Гильгамеше». Любитель книг Ашурбанипал создал большую часть своей библиотеки, забирая работы из Вавилонии и других территорий, которые он завоевал. Археологи наткнулись на руины этой библиотеки в середине 19-го века, а большая часть ее фонда в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Интересно отметить, что хотя Ашурбанипал получил многие клинописные таблички путем грабежа, он, кажется, был особенно обеспокоен кражами. Надпись на одном из текстов предупреждает, что если кто-либо решится на кражу табличек, боги «повергнут его» и «сотрут его имя, семя его на земле».

Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. контролировать Египет начал его бывший генерал Птолемей I Сотер, который стремился создать центр обучения в городе Александрии. Результатом стала Александрийская библиотека, которая в конечном итоге стала интеллектуальным украшением древнего мира. Мало что известно о физической компоновке этого места, но на пике своего развития библиотека могла включать более 500 тысяч папирусных свитков, содержащих произведения литературы и тексты по истории, праву, математике и естественным наукам. Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья. Многие из них жили на ее территории и получали государственные стипендии, когда проводили исследования и копировали ее содержимое. В разное время Страбон, Евклид и Архимед были среди ученых этой библиотеки.

Конец этой великой библиотеки традиционно датируется 48 г. до н. э., когда она якобы сгорела после того, как Юлий Цезарь случайно поджог гавани Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII. Но хотя пламя, возможно, повредило библиотеку, большинство историков теперь полагает, что она продолжала существовать в той или иной форме в течение еще нескольких столетий. Некоторые ученые утверждают, что библиотека окончательно исчезла в 270 г. во время правления римского императора Аврелиана, в то время как другие считают, что это произошло еще позже – в четвертом веке.

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталид, библиотека Пергама, расположенная в нынешней Турции, когда-то была домом для 200 тысяч свитков. Библиотека находилась в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат. В трех комнатах хранились собственно книги, а четвертая служила в качестве конференц-зала для проведения банкетов и научных конференций. Согласно древнему летописцу Плинию Старшему, библиотека Пергама со временем стала настолько известной, что конкурировала с Александрийской. Обе библиотеки стремились собрать наиболее полные коллекции текстов, и в них развивались конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что птолемеи Египта остановили поставки папируса в Пергам в надежде замедлить развитие библиотеки. В результате город позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

«Вилла папирусов»

Хотя она и не была самой большой библиотекой античности, так называемая «Вилла папирусов» является единственной, чья коллекция сохранилась до наших дней. Около 1800 ее свитков были расположены в римском городе Геркулануме на вилле, которая была, скорее всего, построена тестем Юлия Цезаря – Пизоном. Когда в 79 году нашей эры поблизости произошло извержение Везувия, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического материала, который и стал причиной ее сохранности. Почерневшие и обугленные свитки были вновь открыты в 18 веке, и современные исследователи использовали все возможные инструменты, от мультиспектральных изображений до рентгеновских лучей, чтобы попытаться прочитать их. Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейца-философа и поэта по имени Филодей.

Библиотеки форума Траяна

Где-то около 112 г. н. э. император Траян завершил строительство многофункционального комплекса зданий в центре Рима. Этот форум имел площади, рынки и религиозные храмы, но в него также входила одна из самых известных библиотек Римской империи. Библиотека технически имела две отдельные комнаты: одна — для работ на латинском языке, вторая — для работ на греческом. Комнаты были расположены на противоположных сторонах портика, где размещалась колонна Траяна – большой памятник, построенный в честь военных успехов императора. Обе комнаты были изготовлены из бетона, мрамора и гранита и включали в себя большие центральные камеры для чтения и два уровня полочных ниш, содержащих приблизительно 20000 свитков. Историки не уверены в том, когда двойная библиотека Траяна прекратила свое существование. Сохранились письменные упоминания о ней в конце пятого века нашей эры, и это наводит на мысль, что она существовала по меньшей мере 300 лет.

Библиотека Цельса

Во время имперской эпохи в Риме существовало более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где располагались великолепные коллекции литературы. Где-то около 120 г. н. э. сын римского консула Цельс завершил строительство мемориальной библиотеки для своего отца в городе Эфесе (современная Турция). Декоративный фасад здания стоит до сих пор, и имеются мраморная лестница и колонны, а также четыре статуи, представляющие мудрость, добродетель, разум и знания. Интерьер состоял из прямоугольной камеры и ряда небольших ниш, содержащих книжные шкафы. Библиотека содержала около 12000 свитков, но наиболее характерной чертой оказался, безо всяких сомнений, сам Цельс, который был погребен внутри в декоративном саркофаге.

Императорская библиотека Константинополя

Императорская библиотека появилась в четвертом веке нашей эры во время правления Константина Великого, но она оставалась относительно небольшой до пятого века, когда ее коллекция выросла до 120 тысяч свитков и кодексов. Тем не менее фонды Императорской библиотеки начали таять, а сама она пришла в упадок в течение следующих нескольких столетий из-за пренебрежения и частых пожаров. Самый сокрушительный удар она перенесла после того, как войско крестоносцев захватило Константинополь в 1204 г. Тем не менее ее книжники и ученые переписывали бесчисленные кусочки древней греческой и римской литературы, делая копии поврежденных папирусных свитков.

Дом Мудрости

Иракский город Багдад был одним из мировых центров образования и культуры. Возможно, ни один из институтов не был более значимым для его развития, чем Дом Мудрости. Создан он был в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов и был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Книги привлекали ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом Мудрости, чтобы изучить тексты и перевести их на арабский язык. В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель аль-Кинди, которого часто называют «арабским философом». Дом Мудрости оставался интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет, но встретил ужасный конец в 1258 году, когда монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много книг, что ее воды потемнели от чернил.

В древности библиотеки были редкостью. В конце концов, большинство людей даже не умели читать. Если же случайно они были этому обучены, то найти письменное слово было трудно, потому что обычно их вырезали на твердых табличках или кропотливо переписывали на папирус (это нужно было делать каждые несколько лет, потому что чернила выцветали, а в процессе написания допускались ошибки). Поэтому наличие библиотеки (или архива) было важным делом. Это указывало на то, что город был культурным и образованным. Однако кроме знаменитой Александрийской библиотеки большинство из нас не смогут назвать ни одной другой древней библиотеки. Сегодня мы собираемся это изменить. Познакомьтесь с 25 невероятными древними библиотеками, о которых вы должны знать.

Фото: Public Domain
25. Александрийская библиотека (Library Of Alexandria) была одним из чудес Древнего мира, и ее жестоко уничтожил пожар, разразившийся около 48 г. до н. э. (точно никто не знает), когда сам Юлий Цезарь поджег гавань в надежде победить вторгшуюся армию. В этой истории нет ничего, что не было бы трагичным и печальным.


Фото: commons.wikimedia.org
24. Бодлеанская библиотека (Bodleian Library) - главная научная библиотека Оксфордского университета (University of Oxford) в Англии. Она была основана в 1602 году, когда Томас Бодли (Thomas Bodley) пожертвовал деньги и часть своей собственной коллекции, чтобы заменить книги и документы, которые были уничтожены во время очередного из множества переворотов. В настоящее время в Бодлеанской библиотеке содержится примерно 11 миллионов томов, не считая онлайн изданий и журналов, и всем этим регулярно пользуются студенты и ученые.


Фото: commons.wikimedia.org
23. Библиотека в Тимгаде (Library at Timgad) была даром римскому народу от Юлия Квинтиана Флавия Рогатиана (Ulius Quintianus Flavius Rogatianus). Никто точно не знает, когда она была построена, и ее архитектура довольно скучна - она имеет прямоугольную форму. По оценкам, в библиотеке было около 3000 свитков, но важно то, что эта библиотека показала - в римском городе была развитая библиотечная система, что говорит о высоком уровне обучения и культуры.


Фото: Public Domain
22. В руинах храма в древнем вавилонском городе Ниппур (Nippur) были обнаружены несколько комнат, внутри которых лежали глиняные таблички, это говорило о том, что в Ниппурском храме была хорошо укомплектованная библиотека, начиная с первой половины 3 - го тысячелетия до нашей эры.


Фото: en.wikipedia.org
21. Династия Цин просуществовала с 221 г. до 207 г. до н. э., но ее влияние на регион оказалось длительным. В конце концов, именно оттуда пришло название «Китай». В течение большей части этого времени, правительство очень внимательно курировало библиотеку, поскольку стремилось контролировать доступ к информации (эти люди не выжили бы во времена интернета). Все книги, которые не нравились правительству, сжигались, как и некоторые ученые. Несмотря на властное и жестокое правительство, сжигающее все, что считало ненужным, многие замуровывали книги в стены своих домов, чтобы спасти их. Цель правительства заключалась не в уничтожении информации, а в контроле над ней, и с этой целью была создана новая система письменности, а простых людей стали поощрять к чтению. Одно только это стало объединяющим Китай фактом на протяжении веков.


Фото: Public Domain
20. Библиотека на греческом острове Кос (Kos) - наглядный пример ранней провинциальной библиотеки. Во времена династии Птолемеев Кос стал центром обучения и науки. Гиппократ - великий врач – прибыл из Коса и он, вероятно, учился здесь.


Фото: Shutterstock,
19. Храм Эдфу (Edfu) в Древнем Египте, посвященный Богу Гору, выглядящему как сокол, располагался на западном берегу Нила в Эдфу, в верхнем Египте. Рядом со двором находилась небольшая комната, построенная между 237 и 57 годами до н. э., в которой были папирусные свитки, а надписи на стенах говорят о «многих сундуках с книгами и больших кожаных рулонах» - это означает, что в храме была собственная библиотека переплетенных книг. Довольно редкая для того времени.


Фото: Shutterstock,
18. Гондишапурская Академия (Academy of Gondishapur) в Древнем иракском городе Гондишапур (Gondishapur) была интеллектуальным центром империи Сасанидов (Sassanid empire), и полагают, что здесь обучались не только богословию, естественным наукам, математике и философии, но и медицине. В Гондишапуре также была больница, являвшаяся в 6-м и 7-м веках, возможно, самым важным мировым медицинским центром.


Фото: Public Domain
17. В древности Багдад в Ираке был центром познания и культуры, и здесь находилась, пожалуй, самая известная библиотека - Дом Мудрости, основанный в девятом веке. Некоторые из самых ранних и наиболее известных ученых и математиков Ближнего Востока часто посещали его. Дом Мудрости был разрушен в 1258 году, из-за...монголов.


Фото: commons.wikimedia.org
16. Царство Эбла (Ebla) было одним из первых известных Сирийских Царств. Оно началось с небольшого поселения, возникшего в бронзовом веке, а затем его строили и разрушали несколько раз в течение последующих столетий, прежде чем окончательно разрушили в 1600 году до нашей эры. Было обнаружено, что в Библиотеке Эблы (Library at Ebla) хранилось более 1800 глиняных табличек и еще много фрагментов табличек. Неясно, была ли это публичная библиотека или личная королевская библиотека, но она остается самой старой библиотекой - ее табличкам около 4500 лет.


Фото: Wikimedia Commons
15. Богословская Библиотека Кесарии Палистинской (Theological Library Of Caesarea Maritima). Когда-то в Кесарии, расположенной между Хайфой и Тель-Авивом на берегу Средиземного моря на севере Израиля, была Богословская Библиотека Кесарии, являвшаяся частью Христианской Академии (Christian Academy) города. Академия и библиотека были центром христианского и еврейского образования и источником текстов, а также содержали греческую литературу, как историческую, так и философскую. Предположительно, в библиотеке было более 30 000 рукописей. Она была разрушена арабами в 7 веке.


Фото: Public Domain
14. Константинополь был сердцем славной Византийской империи, прежде чем в 1423 году его жестоко захватили османы (некоторые из нас до сих пор не могут с этим смириться). Но прежде чем смогли добраться до нее, императорская Библиотека Константинополя (Imperial Library of Constantinople), включая Скрипторий (Scriptorium), в котором транскрибировались и переписывались древние папирусы, была разрушена четвертым крестовым походом, в 1200-х годах (мы также не можем с этим смириться. Оставьте уже Константинополь в покое!).


Фото: Public Domain
13. Пергамская Библиотека (The Library Of Pergamum) была основана около 170 г. до н. э., во времена правления короля Эвмена II (Eumenes II), в месте, которое сейчас известно как Бергама (Bergama) в Турции. Некоторые историки считают, что библиотека могла быть построена, чтобы создать конкуренцию Александрийской Библиотеке. Говорилось, что она вмещала более 200 000 томов, у нее был большой главный читальный зал с полками, и, как и в других библиотеках в этом списке, было пространство между внешними и внутренними стенами, чтобы защитить драгоценные письмена от влажности и температурных колебаний.


Фото: commons.wikimedia.org
12. В Храме Аполлона Палатинского (Temple of Apollo Palatinus) в Древнем Риме была собственная библиотека. В соответствии с классической традицией, греческие и латинские произведения хранились отдельно, а сама библиотека была достаточно большой для проведения заседаний Сената. Библиотекарем был образованный бывший раб – Гай Юлий Гигин (C. Iulius Hyginus).


Фото: commons.wikimedia.org
11. Возможно, одна из самых известных библиотек в древнем мире, Библиотея Ульпия (Bibliothea Ulpia) была одной из самых известных римских библиотек, она сохранилась до второй половины пятого века нашей эры. Мы знаем, что она просуществовала так долго, из писаний Венантия Фортуната (Venantius Fortunatus), датированных 576 годом нашей эры.


Фото: commons.wikimedia.org
10. В 1303 году (уже во времена Средневековья), после смерти папы Бонифация VIII (Pope Boniface VIII), Папскую Библиотеку (Papal Library) перенесли в Авиньон, Франция, где она стала основой для знаменитой Ватиканской библиотеки (Vatican Library), которая в настоящее время находится в Ватикане, и вмещает в себя более 1 миллиона печатных книг и около 75 000 рукописей (и предположительно секретных архивов).


Фото: Public Domain
9. Библиотека Аристотеля была частной коллекцией, и о ней известно очень мало. Живший в первом веке географ по имени Страбон (Strabo) писал о ней: «Первый человек, насколько я знаю, собрал книги и научил царей в Египте, как организовать библиотеку». Некоторые считают, что коллекция Аристотеля стала основой Великой Александрийской библиотеки.


Фото: commons.wikimedia.org
8. В 1200 году до нашей эры древний город, находившийся на территории современной Сирии, Угарит (Ugarit), мог похвастаться не одной, а пятью библиотеками. Две из них были частными, что еще более впечатляет. Большинство коллекций представляли собой большие глиняные таблички, а их содержимое, написанное на, по меньшей мере, семи различных , охватывало многие области (включая художественную литературу).


Фото: commons.wikimedia.org
7. Тимбукту находится в Мали (Mali) в Западной Африке, а во времена Древнего мира и Средневековья это был известный интеллектуальный центр, в котором было полно библиотек, а также известный Университет (это было еще до того, как вы могли выйти в интернет, поэтому наличие Университета было серьезным показателем). Более 700 000 рукописей из этих библиотек были обнаружены заново, они касаются, в основном, Ислама и исламской тематики.


Фото: commons.wikimedia.org
6. Университет Таксилы (University of Taxila) находился в Древней Индии, в месте, известном как страна Гандхар (Gandhar) (ныне Пакистан). Основанный около 600 до н. э., он предлагал обучение по 68 предметам, и в какой-то момент здесь обучались более 10000 студентов со всего древнего мира, а университетская библиотека очень высоко ценилась. Место расположения Университета Таксилы теперь является охраняемой территорией, где ведутся археологические работы.


Фото: commons.wikimedia.org
5. Университет Наланда в Бахире (Nalanda University in Bahir), Индия, примерно с 400 г н.э. был одним из самых важных интеллектуальных центров в Древнем мире, а его библиотека получила название «Дхармаганджа (Dharmaganja) (Сокровищница Истины)». В ней было девять этажей, и монахи без перерыва копировали рукописи, чтобы у ученых мужей были свои собственные копии – неслыханная роскошь в Древнем мире. Турецкие захватчики сожгли университет в 1193 году.


Фото: en.wikipedia.org
4. Библиотека Цельса в Эфесе (Celsus Library in Ephesus) была одной из крупнейших библиотек в Древнем мире, в которой хранилось около 12 000 рукописных книг. Здесь было множество наружных стен, призванных защитить драгоценные книги от влажности и температурных колебаний, но, к сожалению, библиотека была уничтожен пожаром в третьем веке нашей эры, хотя части сохранившейся передней стены были восстановлены в четвертом веке.


Фото: commons.wikimedia.org
3. Названная в честь последнего Великого короля Новоассирийского Царства и ее основателя, Королевская Библиотека Ашшурбанипала (Royal Library of Ashurbanipal) была построена около 650 г. до н. э. Король Ашшурбанипал (Ashurbanipal) был страстно увлечен написанным, вернее вырезанным словом, поэтому в 1849 году из руин библиотеки было извлечено более 30 000 клинописных табличек и их фрагментов. Теперь они находятся в безопасности в Британском музее (British Museum). Эта библиотека и ее (повторное) открытие были очень важны для изучения древней истории Ближнего Востока.


Фото: commons.wikimedia.org
2. Вилла Папирусов (Villa of the Papyri) находится в городе Геркуланум (Herculaneum), Италия. Это одна из немногих классических библиотек, все еще сохранившихся в наше время. Она была обнаружена археологами в 1752 году, внутри нее находилось более чем 700 обугленных свитков. Предполагается, что поместье, частью которого является библиотека, принадлежало тестю Юлия Цезаря - Люциусу Кальпурнию Пису Лициниану (Lucius Calpurnius Piso Caaesoninus).


Фото: commons.wikimedia.org
1. Библиотека Аль-Карауин (Аl-Qarawiyyin Library) в Фесе, Марокко, возможно, самая старая библиотека в мире. В 2016 году ее восстановили и открыли для публики. Библиотека впервые открылась в 859 году (нет, мы не пропустили цифру, их там только 3), но была закрыта для публики в течение очень долгого времени. Архитектор, ответственный за проект реставрации, Азиза Чауни (Aziza Chaouni), сама уроженка Марокко, позаботилась о том, чтобы вновь отреставрированная библиотека снова открыла свои двери для публики.