Дурные манеры. Дурацкие привычки и дурные манеры: как не следует себя вести в обществе

Ведущие презентаций могут помочь друг другу, если будут наблюдать друг за другом на предмет некоторых общих промахов, которые трудно заметить самому, и конструктивно и ободряюще комментировать вы­ступление товарища. Вы можете довольно многому научиться, просто наблюдая ошибки других и обсуждая причины этих ошибок. Ниже при­ведены основные технические промахи, за которыми нужно следить.

Слишком тихая речь . Даже если си­дящим сзади удается расслышать орато­ра, это для них слишком утомительно. Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если оно не представляет для них особой важно­сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для слушателей.

Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э». Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза - это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей дополнительную эмоциональность вашей речи.

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь - возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суровым испытанием, - затрудняет слушателям возможность следить за ва­шей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи - точно так же, как вы переключае­те скорости в автомобиле, - с учетом различных аспектов вашего сообще­ния.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анек­дот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять речь и включать в нее больше пауз. Иногда для улучшения понимания и запоминания сообщений полезно использовать визуальную поддержку в виде слайдов, проекционных диапозитивов или заранее отпечатанных материалов, которые раздаются всем присутствую­щим.

Неизменяющийся тон. На свете найдется немного вещей, от которых больше клонит в сон так, как от скучной, монотонной речи.

Этой ловушки можно избежать, репетируя изложение основных мо­ментов выступления перед магнитофоном, а затем объективно оценивая свой стиль. Магнитофонная запись очень важна, поскольку вибрация кос­тей черепа искажает восприятие собственного голоса и не позволяет услы­шать, как он воспринимается другими людьми.

Вносите разнообразие в свою речь, варьируя скорость, тон и громкость изложения. Помните, что монотонное бормотание практически сводит к нулю способность слушателей сосредоточиться.

Слабый визуальный контакт. Не сверлите взглядом заднюю стену. Не смотрите на людей агрессив­но или гипнотически, просто смотрите, как вы бы делали это при обычном разговоре. Речь идет о всей аудитории, включая тех, кто сидит по сторонам. Кроме того, учтите, что если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали.

Дурные манеры . Дурные манеры, такие как почесывание уха, похлопывание по бедрам, привычка что-либо крутить в руках и так далее, стоят того, чтобы заняться их исправлением, только если они повторяются настолько часто, что отвлекают аудиторию, и она следит за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

Понижение голоса. Общий недостаток всех ораторов-любителей - понижение голоса в кон­це каждого предложения. Имеющие такой недостаток обычно совершен­но не осознают этого, а он создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с концом каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав, к примеру, запись собственного выступления, - можно считать, что он уже на три четверти исправился.

Пометки в записях

При произнесении заранее подготовленного текста, возможно, вам покажется полезным использовать специальные пометки, подсказывающие, как нужно произносить те или иные слова. Такие пометки покажут вам, где нужно сделать паузу и какой длительности, в каком месте замедлить темп, а в каком говорить быстрее, какие слова подчеркнуть, где следует гово­рить громче, а где тише.

Вот один из вариантов пометок, который используют многие профес­сиональные лекторы:

> Говорить громче

< Говорить тише

Выделить данный пункт

// Длинная пауза

/ Короткая пауза

Связать фразы для более плавного перехода

Дополнение к главе 4

Приведем пример различия между устной и письменной речью. Для этого рассмотрим один параграф такого же плана, как те, которые так часто встречаются в журналах по менеджменту, и "переведем" его на тот язык, который использовался бы, если бы нужно было устроить презентацию или произ­нести речь. Не имеет значения, что устный вариант оказался длиннее - туманные абстракции письменного варианта должны быть подкреплены конкретными примерами, если они должны проникнуть в сознание ауди­тории не через глаза, а через уши.

ПИСЬМЕННЫЙ ВАРИАНТ

Читатель, возможно, уже заметил тенденцию к гипертрофирован­ному чувству собственной важности у части ученых и инженеров в крупных организациях. Это продукт сочетания двух явлений - отчасти значительности их вклада в производственную деятель­ность, а отчасти и осознания окружающими высокого уровня их квалификации. Более того, огромная часть национальных достиже­ний - именно их заслуга.

Это также благоприятствует росту репутации профессиональных и академических научных институтов как на национальной, так и на международной арене. К тому же все чаще к инженерам и ученым, из-за той ответственной роли, которую они играют в управлении организацией, относятся как к исключению; их бунтарство, не­надежность и интеллектуальные способности, несмотря на все не­соответствие общепринятым нормам поведения, стали предметом уважения и восхищения.

Вследствие этого такие профессии подталкивают к высокомерию по отношению к остальным.

РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ

"Давайте представим себе большую научно-исследовательскую орга­низацию. Предположим, в ней работает сто ученых - или двести, если хотите. И представьте, что вы один из этих ученых - например, инже­нер по развитию. Довольно скоро вы начинаете ощущать, что если в организации так много зависит от вас, то вы должны быть чем-то особенным. И вы начинаете ощущать, что обращаться с вами должны тоже как с кем-то особенным. В конце концов, вас уважают дома; соседи говорят своим гостям, что вы - "ученый" с благоговением в голосе, - таким голосом их родители говорили: "Он священник". И вы даже стали объектом национальной важности: разве не говорят в правительстве, что для развития экономики необходимо большее количество ученых?

Но это еще не все. У вас есть жизнь и вне вашей организации. У вас есть связи со своим старым университетом, да и с другими универси­тетами. Вы посещаете научные конгрессы, причем не только по стране, но и за рубежом. Ваши друзья гораздо более многочисленны и знаме­ниты, чем эти серые канцелярские крысы, работающие рядом с вами. И, что еще важнее, они готовы на все, чтобы дать вам почувствовать, что вы исключение. Они создают ваш миф. Они выдумывают рассказы о вашей рассеянности. Они рассказывают друг другу, как вы исправили квадратные корни, вычисленные компьютером. Конечно же, все они носят костюмы спокойных тонов и чисто выбриты, и если вы придете в желтой рубашке без пиджака и с бородой, они будут в восхищении.

Так или иначе, если вы ученый в современной промышленности, то это настоящее испытание - не думать о себе как об исключении среди всех других".


Похожая информация.


Различия в менталитете представителей разных наций настолько разительны, что некоторые привычные в одной стране вещи могут быть восприняты в другой как дикая и вопиющая грубость. У русских тоже есть много привычек, которые на родине считаются «грубыми», а вот в далеком зарубежье будут расценены как хороший тон.

Чавкать за столом

Русские мамы с детства борются с детским желанием чавкать за обедом и приучают своих малышей, что это ужасно некультурно. Интеллигентный человек в России ни за что не станет чавкать и причмокивать в обществе. Это может отбить аппетит у чрезмерно брезгливых сотрапезников.

Но если гость не чавкает за столом в Японии, Тайвани или Китае, значит, ему не вкусно, а это грубо по отношению к хозяевам дома. Даже если вы сидите в самом шикарном японском ресторане, чавкать и шумно пить напитки нужно обязательно! Повар останется доволен, поскольку сумел угодить гостям.

Не платить в ресторане за даму

Все русские барышни давно привыкли, что обед в ресторане всегда оплачивает кавалер. Даже если у самой дамы уровень дохода в 2 раза выше, чем у парня, она оставит за ним право расплатиться. Этот деликатный момент как бы демонстрирует «рыцарство» джентльмена и является обязательным только в России.

Если же мужчина даже не предложил заплатить за даму, она расценит это как проявление крайней жадности и скорее всего не даст ему второго шанса. Но за границей безапелляционное предложение парня оплатить весь счет целиком девушка может расценить как покушение на ее права, крайнее неуважение и попытку «купить» интимную близость.

Не съедать все в гостях

Русские люди всегда приходят в гости голодными и обильно угощаются, нахваливая поварское искусство хозяйки. Последняя будет очень рада и горда собой, если гости съедят все предложенное и уйдут довольными. Русское гостеприимство имеет и обратную сторону: в России считается невежливой и грубой привычка оставлять пищу на своей тарелке недоеденной.

Но в странах Азии только так и нужно делать. Опустевшая тарелка гостя - намек, что угощение было недостаточным и человек остался голоден. Радушная хозяюшка тут же бросится накладывать вторую, а затем и третью порцию, пока гость наконец не насытится. Чтобы это не продолжалось бесконечно, следует оставить на своей тарелке немного предложенной еды. Так хозяева поймут, что вы наелись и всем довольны.

Опаздывать на встречи

В России, как и во многих европейских странах, считается неприличным опаздывать на деловые встречи. Партнеры могут истолковать это как грубейшее неуважение и даже пренебрежение. В Индии на опоздание на 10-15 минут или даже полчаса никто даже внимания не обратит. В этой стране люди живут в другом ритме, поэтому и ко времени относятся несколько философски.

Не заглянуть при случае в гости к друзьям

В России очень ценится гостеприимство. К своему закадычному другу можно прийти практически в любое время. Если вы постеснялись или по какой-то другой причине прошли мимо дома своего приятеля и не заглянули «на огонек», человек может и обидеться.

В европейских странах прийти без приглашения - грубость несусветная. Даже встречу со своими родителями люди планируют за несколько недель наперед, созваниваясь с ними и спрашивая разрешения навестить. Обязательно следует уточнить удобное время визита (вдруг родители захотят посвятить этот день своим делам). И это только часть существующих различий. Собираясь съездить в другую страну, всегда узнавайте наперед бытующие в ней традиции, чтобы не попасть в неловкое положение.

Воспитанный человек живет в гармонии с собой и окружающими. Невозможно стать воспитанным одномоментно, или только в некоторых случаях, хорошие манеры - это не костюм или платье, которое хранится в шкафу до торжественного случая. Воспитание или есть, или его нет.

Что такое хорошие манеры?

Человека судят не по одежке, а по манерам, по тому, как он ведет себя в обществе, как относится к окружающим, как разговаривает и жестикулирует. Если совсем обобщить, то хорошие манеры – это наличие или, наоборот, отсутствие уважения к людям. Старая поговорка «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», наверное, никогда не устареет. Можно не читать трактаты об умении вести себя в обществе, а просто действовать в соответствии с этой пословицей, и вы прослывете очень приятным и воспитанным человеком, имеющим изысканные манеры.

Зачем нужны хорошие манеры?

Обладать хорошими манерами еще и очень полезно. Нам приходится каждодневно общаться с множеством людей – на работе, в транспорте, с друзьями, и от того, насколько доброжелательным будет это общение, зависит его результат. Без соблюдения хотя бы элементарных правил приличия сложно адаптироваться в новом обществе. Можно заметить, что успешные и уверенные в себе люди почти всегда хорошо воспитаны. Про людей, добившихся поставленной цели, заработавших признание, и, при этом, спокойных и сдержанных, часто говорят: «У него аристократические манеры, с ним приятно общаться».


Хорошие манеры в современном обществе

Очень часто можно услышать – в современном обществе не до манер. Однако, человек, который громко сквернословит, грязно одет или во весь рот зевает во все времена, кроме отторжения, ничего не вызывает. Другое дело, что некоторые манеры видоизменились, но не утратились. Современные манеры основаны на уважении к другому человеку, но на первый план выступают удобство и практичность. К примеру

  1. Пропускать женщину вперед, открывать перед ней дверь. Сейчас дверь открывает тот, кому удобнее, вне зависимости от того мужчина вы или женщина. Если перед девушкой окажется мужчина с ребенком, естественно, она откроет ему дверь.
  2. Мужчины должны уступать место женщинам. Так же, как и в первом случае – стоит тот, кому это легче, и женщина вполне может уступить место мужчине-инвалиду.

Правила хороших манер

Что же нужно делать и как вести себя, чтобы не прослыть невежей? Основные правила этикета и хорошие манеры просты: быть сдержанным, доброжелательным, контролировать себя, и вести себя естественно.

  1. Не нужно скрывать от всех, что вы что-то видите или пробуете впервые. Будет лучше, если вас научат это делать, чем прилюдно оконфузиться.
  2. Очень важно хорошо выглядеть, и здесь дело не в одежде. Недопустимо сидеть, широко расставив ноги, или положив лодыжку одной ноги на коленку другой, громко кричать и широко жестикулировать.
  3. Не жевать резинку во время разговора и не смотреть на часы или мобильный телефон.
  4. Не приходить без предупреждения в гости, если вы застанете людей в пижаме в неубранной комнате, неудобство будете чувствовать вы.
  5. Обязательно стучать в комнату, прежде, чем войти и неважно - это кабинет начальника или детская ребенка.
  6. Естественно нельзя читать чужие письма, а в современных условиях СМС, электронные сообщения.
  7. Не нужно разговаривать с полным ртом и, тем более, вытирать рот руками - воспользуйтесь салфеткой.
  8. Хорошие манеры для девушки – никогда не класть сумку на колени или на стол. Небольшой клатч – разрешается, но модную объемную сумку-тоут - только на пол или можно повесить на спинку стула.

Как бороться с манерами?

Главный признак моветона – указывать другим людям на их плохие манеры. Лучше присмотреться к себе повнимательней, наверняка можно обнаружить пару дурных манер.

  1. Если вы раздражительны, вспыхиваете по пустякам и можете нагрубить сгоряча, постарайтесь контролировать себя. Потренируйтесь дома глубже дышать, считать во время приступа раздражения, используйте то, что лучше получается, и постепенно это войдет в привычку.
  2. Дурные манеры могут быть вызваны незнанием, тем более, если вы в другой стране. Поинтересуйтесь, а лучше узнайте заранее, как нужно вести себя, какие обычаи в этой местности.
  3. Если вы невнимательны к людям, или просто не замечаете потребности в помощи – спрашивайте, тем самым вы прослывете внимательным человеком и постепенно привыкнете проявлять заботу к окружающим.
  4. Запишите все ваши дурные привычки, манеры, спросите у того, кому доверяете, что в вас раздражает, проанализируйте, какие ситуации их провоцируют. На первых порах вы можете попросить близкого человека мягко обращать ваше внимание на проявление плохих манер, позже вы будете видеть их сами и сможете держать под контролем.

Как научиться хорошим манерам?

Можно ли научиться хорошим манерам? Как научиться хорошим манерам женщине, чтобы не возникло ситуации: она казалась красивой и одухотворенной, пока не заговорила? Правила поведения воспитываются в детстве, но это не значит, что взрослому человеку их не освоить.

  1. Прежде всего, научитесь спокойствию. Спокойная реакция на раздражители способствует развитию самоконтроля, а самоконтроль не даст вам вспылить и совершить поступок, о котором вы потом можете жалеть.
  2. Воспитывайте в себе позитивное восприятие окружающего мира. Воспитанный человек – это не тот, кто сдержится от ответа, если его толкнут, а тот, кого толчок вообще не оскорбит.
  3. Старайтесь не провоцировать ситуации, при которых может возникнуть чувство неловкости, а если такая ситуация возникла не по вашей вине, сделайте отвлекающий маневр.
  4. Вспомните, что вас раздражает в других людях и старайтесь не повторять этого.
  5. Будьте вежливы в любых ситуациях, вежливость – это основа хороших манер, не допускайте грубых выражений, пренебрежения к людям.
  6. Внимательно наблюдайте за теми, кто вам кажется воспитанным человеком и попробуйте повторить их действия в разных ситуациях.
  7. Следите за своей речью – не допускайте жаргонных выражений или специальных терминов, не говоря уже об откровенных вульгаризмах. Секрет правильной речи прост – читайте! Особенно русскую классическую литературу, чем больше вы будете читать, тем быстрее будет улучшаться ваша речь, да и про хорошие манеры в книгах написано достаточно.

Фильмы о хороших манерах

Есть фильмы, по которым можно изучать правильные манеры поведения:

  1. «Как стать принцессой» - можно ли изменить манеры и остаться собой.
  2. «Гордость и предубеждение» - как удачно выйти замуж без приданого, но с безупречными манерами.
  3. «Кейт и Лео» - изысканность и неторопливость XIX века и безумный Нью-Йорк XX.
  4. «Мисс Конгениальность» - женщина-полицейский и хорошее воспитание несовместимы?
  5. «Дьявол носит Прада» - что скрывается за хорошими манерами успешной леди?
  6. «Моя прекрасная леди» - как превратиться в светскую даму из гадкого утенка.

К другим дурным манерам говорящих, по нашим наблюдениям, относятся следующие: ходят по трибуне, раскачиваются сзади наперед, поднимаются на носки, вертят за ручку стул, вертят в руках какую-нибудь вещь: шляпу, трость и т. д., берутся за голову, нужно или не нужно поправляют очки, волосы, застегивают и расстегивают пуговицы своего костюма, начинают рассматривать свою руку или ногти и т. д. и т. д.

Некоторые из этих манер, должно быть, заразительны и передаются по традиции.

В вышеприведенном отрывке из «Тоски» Горького оратор «проводит рукой по волосам». Прием этот довольно обычный. Вот сценка из «Дневника семинариста» Никитина: «Подняв голову и помахивая правою рукою, в которой держал шляпу, он прошелся взад и вперед по классу, взъерошил свои волоса", все тотчас сметали, что будет сказана речь и встали. Он начал:

Господа!»

Поправлять волосы - наследие церковных проповедников или профессоров и студентов старого времени, носивших длинные волосы. Нам же пора бросить эту манеру.

Еще хуже откашливание и отплевывание пред началом речи и даже в течение ее. Это совершенно некультурная манера, идущая к нам из практики церковных дьяконов, которые откашливание и отплевывание сделали неотъемлемой частью своего «служения».

Тягостное впечатление производит и дурная манера без конца повторять какое-нибудь вводное словечко или вставлять нечленораздельный звук, что-то близкое к «э-э…». Среди таких «любимых» словечек чаще встречаются «следовательно», «видете ли», «понимаете ли», «собственно говоря», «так» и прочее. Гончаров рассказывает об одном из своих преподавателей: «У него была странная привычка - шпиговать свою речь словами "будет" - некстати, без всякой надобности». Сначала нас это забавляло, а потом мы привыкли, и для потехи приводили товарищей из других факультетов слушать. Те ушам не верили и помирали со смеху».

В последнее время широко практикуется дурная манера прерывать свою речь бесконечными выкриками «това-а-ри-щи-и-и». Обращение к слушателям должно быть, если хотите, отрывисто, внушительно, властно: товарищи!

Ненужное завывание производит тяжелое впечатление.

Обращение к собравшимся (Товарищи! Граждане и пр.) всякий раз должно сопровождаться краткой паузой и не должно быть употреблено более 3 - 5 раз, если речь ваша длится всего минут 15 - 20.

Оставьте навсегда и безобразную манеру начинать речь избитым, никому ненужным заявлением:

Я не оратор… или

Я не обладаю таким даром речи, как предыдущий оратор…

К чему это? Это признак не скромности, а пошлого самомнения! Вы не оратор - да никто вашими ораторскими способностями и не интересуется. Собравшихся интересует сущность дела, выяснение того или другого вопроса, а вы распинаетесь в своих ораторских дарованиях.

Приступайте сразу к делу! Если вы не оратор, так это и без рекомендации будет видно! Оставьте эту дурную манеру!

Впрочем всех дурных манер не перечислить. Следите за другими ораторами, и всего, что осудите в них, избегайте в своей практике.

Иногда какой-нибудь пустяк, которому ты не придаешь значения, может испортить все впечатление о тебе. Речь идет о дурных привычках и манерах . Может быть, ты и сам не раз замечал, что какой-то человек тебе становится неприятен только из-за его отвратительных манер . И вроде бы сам человек ничего плохого тебе не сделал, но общаться с ним почему-то не хочется.

Так вот, чтобы самому не попасть впросак и не заслужить репутацию человека, не знакомого с элементарными правилами приличия, просто необходимо знать следующее.

1. Громко, чихать, зевать, икать в обществе недопустимо.

Если тебе захотелось чихнуть попробуй потереть пальцами переносицу или зажать нос около глаз двумя мальцами – иногда это помогает удержаться от «чиха». Если такой способ не помогает и ты чувствуешь, что все равно вот-вот чихнешь, лучше всего поднеси к носу платок. Если же такового под рукой не оказалось, по крайней мере, отвернись.

Неприятное впечатление производит человек, постоянно «шмыгающим» носом. Понять, что делаешь ты это не специально – что ж поделать, если у тебя насморк. Нов таком случае лучше будет высморкаться. Сморкаться нужно тихо. Совершенно недопустимо в обществе сморкаться « от души», издавая громкие звуки. Отворачиваться при этом не обязательно.

Еще одно неприятное явление, которое может случиться с каждым и в любое время, – икота. Чтобы избавиться от нее, моно попробовать следующий способ: крепко зажав нос рукой, выпей много воды – маленькими глотками, но непрерывно, не вдыхая воздуха. Если с первого раза не помогло, – повтори.

А вот с чем, как правило, справиться невозможно, – это с кашлем. При кашле следует слегка отвернуться от собеседника, прикрыв рот рукой. Если кашель сильный, нужно обязательно прикладывать ко рту платок.

2. Ужасно неприятное впечатление производит человек, ковыряющийся в носу или в зубах это не только невежливо по отношению к собеседнику, но и выглядит просто отвратительно.

3. У многих ребят есть привычка при разговоре с кем-либо теребить одежду: рукава, карманы, пуговицы, застежки-молнии. Причем не только свою, но и собеседника. Еще один вариант – теребить или наматывать на палец прядь своих волос. Все это производит не лучшее впечатление на окружающих, и от таких привычек нужно избавляться. Если же ты так запросто не можешь отделаться от них, носи в кармане какую-нибудь вещицу, чтобы занять свои руки во время разговора, но делать это надо незаметно для собеседника.

4.Если у тебя есть привычка стучать пальцами по столу, почесываться, чесать затылок, рассматривать свои ногти, щелкать суставами на пальцах, то знай, что от этих привычек следует избавляться.

5.Не лучшее впечатление производит человек, который при разговоре имеет обыкновение хлопать собеседника по плечу, держать за рукав, толкать локтем. Прежде чем поправить у знакомого одежду, снять нитку, стряхнуть ворсинки и т.д., обязательно спрашивают его разрешения.

6.Сидя за столом, не следует теребить скатерть, крутить чашку, постукивать ложкой и т.п.

7. Очень плохая привычка – «слюнявить» палец, когда переворачиваешь страницу книги.

8. Совершенно нелепая привычка – вытирать ботинки о штанину брюк. Какой смысл чистить обувь, одновременно пачкая свою одежду? Если тебе неловко, что окружающие заметят твои грязные ботинки, то не думаешь ли ты, что они заметят твоих грязных брюк? Да и почистить щеткой обувь гораздо легче, чем потом отстирать со штанин уличную грязь.

9. На улице воспитанный человек не сорит, не плюет, не бросает на землю огрызки, фантики, жвачку.

10. На ходу не следует есть. Впрочем, исключением может стать мороженое или шоколадка. Ну, вот в транспорте есть уж точно не следует: автобус может дернуться, и ты, качнувшись, испачкаешь кого-нибудь.

11. Когда выходишь в помещение (не важно какое), не следует громко хлопать дверью. Если дверь на пружине, ее следует придержать, чтобы избежать громкого хлопка.

12. Странноватое впечатление производит человек, постоянно что-то «мурлыкающий» или бубнящий себе под нос, а также ни с того ни с сего хихикающий после каждой произнесенной им фразы.