Эрик Берн: биография и работы. Эрик Бёрн и трансакциональная психология

Эрик Леонард Берн

Родился 10 мая 1910 года в Монреале.
Берн изучал медицину и получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.
Закончив интернатуру в Соединенных Штатах в 1936 году, он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где работал в течение двух лет. В 1939 году Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первой должностью была - клинический ассистент по психиатрии, ее он занимал до 1943 года.
В 1940 году Берн открыл частную практику в Коннектикуте. Там он встретился со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 гг. он практиковал одновременно в Нью-Йорке. В 1941 году начал обучение психоанализу в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте.

Во время Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в Медицинском Корпусе, где был повышен до звания майора. Он занимался групповой терапией в психиатрических палатах. Освободившись от военных обязательств с 1946 года, он возобновил психоаналитическое обучение в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско. В 1947 году приступил к аналитической работе с Эриком Эриксоном, с которым проработал два года.
После начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой вступил во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и поэтому только в 1949 году Эрик и Дороти, обменялись клятвами, основались в Кармеле и Дороти родила после, трёх детей в этом браке.
До 1956 года Берн написал две работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско: "Интуиция V: Образ Я" и "Состояния Эго в Психотерапии". В первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности "взрослого" и "ребенка". В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, Ребенок ), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это "новым подходом в психотерапии".
Третья статья, названная "Транзактный Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии", была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957 году.
С января 1962 года стал издаваться журнал "Transactional Analysis Bulletin", редактором которого стал Берн. В 1964 году Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA).
С 1964 года, после своего второго развода жизнь Берна стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. В 1967 году он вступил в третий брак. К началу 1970 года он снова развелся.
В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.

Описание из Большого психологического словаря - Мещеряков Б., Зинченко Б.

БЕРН ЭРИК (Berne, 1910-1970) - амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» (см. Транзактный анализ ). В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Б. считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа - выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства). В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения , см. Транзакция ). Важнейший вид такой структуры - «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е. Е. Соколова.)

Эрик Берн (Eric Berne) (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр.

Родился в Квебеке в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.

В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, - «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Групповое лечение

«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Люди, которые играют в игры

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, "взрывая" рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Психика в действии

В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека. Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя.

Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.

Секс в человеческой любви

Физический контакт необходим для физического развития и здоровья и часто спасает жизнь. Он также необходим для умственного развития и сохранения психического здоровья. А сексуальный контакт - простейший, приятнейший, наиболее конструктивный и наиболее удовлетворяющий способ утоления шести основных видов голода человеческой психики или нервной системы.

Секс в жизни человека

Трансакционный анализ и психотерапия

Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.

Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.

Сказочная долина

Удивлены?Да-да! Эрик Берн написал единственную в своей библиографии художественную книгу.И эта книга для… детей:)Книга с красочными картинками.Книга была выпущена только в США ограниченным тиражом в 1968.Однако многие люди того поколения уверяют, что это была одна из лучших книг в их детстве.Книга о мечтах питона Шардлу.…

Афоризмы

Процесс общения

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.
Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта...

Berne E., 1902-1970). Известный американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления. Занимался частной практикой в Кармеле (Калифорния), был консультантом по вопросам групповой психотерапии в нескольких учреждениях Сан-Франциско, читал лекции в Калифорнийском университете. Основатель трансактного анализа - метода групповой психотерапии, основанного на представлении о том, что структура человеческой психики складывается из трех состояний "Я": "Родитель" (система ценностей), "Взрослый" (рациональное мышление, логика), "Ребенок" (эмоции). Б. полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Самая известная из его книг - "Игры, в которые играют люди" - вышла в 1964 г. и стала бестселлером, была переведена на многие иностранные языки, в том числе и на русский (1988 г.), переиздавалась десятки раз.

БЕРН Эрик

Berne) Эрик (1910-1970) -американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Д-р медицины, профессор. Ученик П. Федерна. Родился и получил медицинское образование в Канаде. После окончания университета в Монреале эмигрировал в США, где продолжил образование, специализируясь в психоанализе. Являясь армейским психологом, во время Второй мировой войны начинает использовать групповую психотерапию. В 1947 г. (с предисловием психоаналитика А.Брилла) опубликовал книгу Психика в действии (которая в дальнейшем многократно переиздавалась в разных странах под названием Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. В последующие годы работал в ряде клиник и вел широкую частную практику. Основал Международную Ассоциацию Трансактного анализа, в которую входят многие страны мира, в том числе и страны СНГ. Первая научная работа Б. посвящена изучению интуиции. Интерес к этой проблеме сохранялся у него всю жизнь. В 1977 году, уже после его смерти, все работы Б. по этой проблеме были собраны в книге Интуиция и эго-состояния. Отойдя от классического психоанализа, которым занимался 15 лет, Б. разработал свою собственную психотерапевтическую концепцию - трансактный анализ (анализ взаимодействий людей). Хотя он всегда подчеркивал отличия своего подхода от взглядов 3. Фрейда, последний оказал на его взгляды значительное влияние, которое не отрицал и сам Б. Он говорил о том, что если представить теорию трансактного анализа в виде яблока, то психоанализ будет его сердцевиной. Как и многие представители неофрейдизма, Б. заострил свое внимание на социальных аспектах этиологии психических расстройств, называя на первых порах свой подход социальной психотерапией. В основе учения Б. лежит его представление о личности: в каждый момент человек может находиться в одном из трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), переключаясь в другое состояние при изменении ситуации. В ключевом для трансактного анализа понятии эго-состояние, которое впервые было использовано учителем Б. П. Федерном, отразились как психоаналитическое учение о личностной динамике, так и оригинальные взгляды Б., берущие начало из его практического опыта. На работе с эго-со-стояниями клиентов (структурном анализе) строится изучение межличностных взаимодействий (собственно трансактный анализ), стереотипных манипуля-тивных поведенческих схем (анализ игр) и долговременных жизненных планов (анализ сценария). Задачей психотерапевта становится избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и соответствующего сценария, а также достижение близости и независимости в межличностных отношениях. Основные положения теории Б. изложены в книгах Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений (1966) и Что мы говорим после того как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры). Психология человеческой судьбы (1972). В России обе эти книги были изданы в одном томе в 1988 г. В своей идеологии трансактный анализ близок другим направлениям психотерапии, в особенности гештальттерапии. В отличие от последней в трансактном анализе больший акцент, как правило, делается на рациональных акцентах психотерапии (актуализация эго-состояния Взрослый). Б. также автор книг: Структура и динамика организаций и групп, М., 1963; Секс в человеческой любви, М., 1970 и др. В. К. Калиненко

Эрик Леннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

Родился в Монреале в семье выходцев из России, доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон. известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction - сделка, соглашение).

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна , всегда находится в одном из этих состояний.

В нашей стране пожалуй, один из самых известных зарубежных психологов. Многие познакомились с его теорией более четверти века назад - в пересказе его верного последователя Томаса Харриса. Книга Харриса «Я - о"кей, ты - о"кей» была переведена в 1973 году в Новосибирске и приобрела огромную популярность в самиздате.

Пятью годами позже идеи Берна в вольном пересказе советского психотерапевта Анатолия Добровича обрели еще более широкую аудиторию. Правда, в пересказах яркая фигура Берна невольно терялась, и у многих читателей его концепция ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

В 1988 году справедливость была восстановлена - в издательстве «Прогресс» огромным тиражом (которого все равно не хватило всем желающим) вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Наверное, можно даже сказать, что именно с этой публикации начался психологический бум в нашей стране: миллионы (без преувеличения) людей вдруг поняли, что психология может быть невероятно интересной, что с ее помощью действительно можно многое понять в себе и других.

Биография Эрика Берна

(Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале, Квебеке, Канаде, в семье сын Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Его единственная сестра Грейс родилась пятью годами позже. Семейство иммигрировало в Канаду из Польши и России. Оба родителя окончили Университет Макгилл, и Эрик, который был очень близок к отцу, с любовью рассказывал, как он сопровождал своего отца, врача, на медицинских раундах.

Доктор Бернштейн умер от туберкулеза в возраст 38 лет. Госпожа Бернштейн тогда работала как редактор и автор. Она поощряла Эрика в изучении медицины. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.

Довоенные годы Эрика Берна

Берн закончил интернатуру в Соединенных Штатах в Больнице Инглвуд в Нью-Джерси. В 1936 он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где он работал в течение двух лет. Через некоторое время (1938-39), Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первое назначение было клиническим ассистентом по психиатрии в Нью-Йорке, эту должность он занимал до 1943 года, когда он поступил в Армейский Медицинский Корпус. В 1940-ом Берн открыл частную практику в Норуолке (Коннектикут). Там он встретился и со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 он практиковал одновременно и в Нью-Йорке. В 1941 он начал обучаться психоанализу в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте и стал анализантом Пауля Федерна.

Армейский медицинский корпус

Из-за спроса на армейских психиатров в течение Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в 1943-46 гг. в Медицинском Корпусе, где был повышен со звания младшего лейтенанта до майора. В течение последних двух лет он занимался групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital.

Освободившись от военных обязательств в 1946, он возобновил психоаналитическое обучение в Сан-францисском Психоаналитическом Институте. В 1947 он стал анализантом Эрика Эриксона, с которым он работал в течение двух лет.

Семейная жизнь в Калифорнии

Вскоре после начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой он вступи во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и в 1949-ом Эрик и Дороти, обменявшись клятвами, основывали дом в Кармеле. Дороти родила трёх детей в этом браке.

В течение жизни в Кармеле, Эрик Берн поддерживал себя на высоком профессиональном. Он был назначен в 1950 как ассистент по психиатрии в Сан-Франциско, и одновременно начал работать как консультант по общей хирургии в армии США. В 1951 он взял работу адьюнкта по психиатрии в Администрации Ветеранов и клинике психологической гигиены, Сан-Франциско. Эти три назначения были в дополнение к его частной практике и в Кармеле, и в Сан-Франциско.

Разрыв с психоанализом и создание транзактного анализа

Вероятно наиболее существенные следы происхождения транзактного анализа содержатся в первых пяти из шести статей о интуиции, которые Берн написал в начале 1949-го. Уже тогда, когда он все еще работал, чтобы получить статус психоаналитика, он осмеливался бросать вызов ригидной фрейдовской концепции заявлением, что «слово бессознательное, приемлемо, пока оно включает, и подсознание и неосознаваемое» (Berne, 1949a, p.1)

Когда он начал обучаться в 1941 в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн , очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно. Однако, в конце, то, чего он жаждал, не произошло; в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика Берна это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства.

До 1956-го он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско, и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: «Интуиция V: Образ Я» и «Состояния Эго в Психотерапии». Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности «взрослого» и «ребенка». В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это «новый подходом в психотерапии».

Третья статья, названная «Транзактной Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии», была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957-ом. С публикацией этой работы в 1958-ом в журнале «American Journal of Psychotherapy», транзактный анализ, название нового метода диагностики и терапии стали неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев.

Семинары Эрика Берна

С начала, Берн посвящал каждый вечер четверга клиническим семинарам в Монтерей как почву для испытания новой теории и метода. В 1950-51 он стал проводить семинары по вторникам в Сан-Франциско. С января 1962 стал издаваться журнал «Transactional Analysis Bulletin», редактором которого стал Берн . В 1964 Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско и Монтерей решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA) с учетом возрастающего числа профессионалов транзактного анализа за пределами США.

Последние годы Эрика Берна

Годы с 1964 до 1970 были беспокойными для Берна . После своего второго развода жизнь стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. Но в 1967-ом он вступил в третий брак. К началу 1970 он снова развелся. В 1970-ом Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступом, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, «Секс в человеческой любви» и «Что вы говорите после того, как сказали Привет?», и был очень доволен. Однако в июне 1970 он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. умер 15 июля 1970 года.

Научные публикации

«Games People Play: the Psychology of Human Relations» (1964; перепечатано в 1978, изд. «Grove Press», ISBN 0-345-17046-6).
«What Do You Say After You Say Hello?» (1975, ISBN 0-552-09806-X).
«The Mind in Action» (1947, Нью-Йорк, изд. «Simon and Schuster»).
«Sex in Human Loving» (1963, Беверли Хиллз, Калифорния).
«The Structures and Dynamics of Organizations and Groups» (1961; перепечатано в 1984, ISBN 0-345-32025-5).
«Transactional Analysis in Psychotherapy» (1961; перепечатано в 1986, ISBN 0-345-33836-7).

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.