Эсхил агамемнон краткое содержание. Орестея» Эсхила как трилогия

ПРИМЕЧАНИЯ


  • Дол­гий год … - Образ стра­жа, в тече­ние года наблюдаю­ще­го за морем, чтобы пред­у­предить хозя­ев о при­бли­же­нии гре­че­ско­го флота, Эсхил нашел в «Одис­сее», IV, 524- 527. Там, одна­ко, он при­став­лен к служ­бе Эгис­фом.
  • Желан­ный знак … - Дозор­ный у Эсхи­ла ждет появ­ле­ния того огнен­но­го сиг­на­ла, исход­ным пунк­том для кото­ро­го дол­жен явить­ся пожар Трои (ср. ниже, ). Этот вид сиг­на­ли­за­ции при­ме­ня­ла в дале­ких похо­дах пер­сид­ская армия. См. Геро­дот, IX, 3 .
  • Выиг­рал став­ку пол­ную … - Образ, заим­ст­во­ван­ный из игры в кости.
  • Аргос - посколь­ку Мике­ны в середине V в. не игра­ли суще­ст­вен­ной роли во внут­ри­гре­че­ской поли­ти­ке, а в сою­зе с Арго­сом про­тив Спар­ты афи­няне были весь­ма заин­те­ре­со­ва­ны, Эсхил, имея в виду финал три­ло­гии (см. Эвм., ст. 754- 777), сде­лал местом дей­ст­вия в ней не Мике­ны, а Аргос.
  • Разо­рен­ное гнездо - сим­вол оси­ро­тев­ше­го дома Мене­лая.
  • Жена мно­го­муж­няя … - Еле­на, хотя бы пото­му, что она про­ме­ня­ла Мене­лая на Пари­са. Кро­ме того, после гибе­ли Пари­са она вышла замуж за его бра­та Деи­фо­ба, - мог ли знать об этом хор? Или име­ет­ся в виду вер­сия, по кото­рой Еле­на еще в юно­сти была похи­ще­на Фесе­ем? Может быть, Эсхи­лу доста­точ­но того, что о при­клю­че­ни­ях Еле­ны зна­ли зри­те­ли? Ср. ст. 1439 сл. и при­меч.
  • Тин­да­рей - спар­тан­ский царь, супруг Леды, зем­ной отец Кли­тем­не­стры, Еле­ны, Касто­ра и Полидев­ка.
  • Сей обход … - Сопро­вож­да­е­мая при­служ­ни­ца­ми Кли­тем­не­стра обхо­дит пооче­ред­но алта­ри всех богов, зажи­гая на них бла­го­во­ния.
  • Ливан - ладан.
  • Тев­к­ры - тро­ян­цы.
  • Свя­щен­но­га­да­тель - Кал­хант.
  • Жерт­вы дру­гой - Ифи­ге­нии; см. далее,
  • Пра-бог - т. е. Кро­нос, сверг­ну­тый Зев­сом.
  • Авлида - гавань на побе­ре­жье Бео­тии, на бере­гу про­ли­ва Эври­па.
  • Дет­ской кро­вью - неточ­ный пере­вод. В ори­ги­на­ле: «деви­чьей». Судя по той вер­сии мифа, соглас­но кото­рой Ифи­ге­ния была вызва­на в ахей­ский стан под пред­ло­гом бра­ко­со­че­та­ния с Ахил­лом, она уже вышла из дет­ско­го воз­рас­та.
  • Звук заглу­ши­ли том­ный - завя­за­ли рот.
  • Шафра­но­вых волн ручей - оде­я­ние девуш­ки.
  • Как пал удар не видел я . - Соглас­но мифу, Арте­ми­да под­ме­ни­ла Ифи­ге­нию на алта­ре ланью, пере­не­ся девуш­ку в Тавриду и сде­лав ее жри­цей в сво­ем хра­ме. См. Еври­пид, «Ифи­ге­ния в Тавриде». Эсхил отво­дит это завер­ше­ние мифа, так как если бы было извест­но, что Ифи­ге­ния жива, лиши­лись бы смыс­ла и тяж­кие разду­мья Ага­мем­но­на и само­оправ­да­ние Кли­тем­не­стры (см. ниже, ).
  • Опи­са­ние пути, про­де­лан­но­го огнен­ным сиг­на­лом. Ида - гора на тро­ян­ской рав­нине. Лем­нос - ост­ров неда­ле­ко от побе­ре­жья Тро­ады. Афон - гора на Хал­кид­ском полу­ост­ро­ве; Макист - гора на о-ве Эвбее; Мес­са­пий - гора в Бео­тии; Асоп - река в той же обла­сти; Кифе­рон - гор­ный кряж меж­ду Бео­ти­ей и Атти­кой; Гор­го­ны Глаз - озе­ро в обла­сти Корин­фа; Козьи ска­лы (Эги­планкт) из дру­гих источ­ни­ков не извест­ны; Сарон­ский (Саро­ни­че­ский) залив - меж­ду Сред­ней Гре­ци­ей и Арго­лидой; Арах­ней - гора близ Аргоса.
  • От меты вспять … - Образ из лек­си­ко­на сорев­ну­ю­щих­ся в беге колес­ниц. Дистан­ция скла­ды­ва­лась из сум­мы несколь­ких про­бе­гов по ста­ди­о­ну, в кон­це кото­ро­го сто­ял опо­зна­ва­тель­ный знак; его надо было обо­гнуть, не задев осью. Ста­дий - рас­сто­я­ние ок. 190 м; здесь име­ет­ся в виду про­сто обрат­ный путь от достиг­ну­той цели.
  • В луч­ни­ка метил в Алек­сандра . - Парис сла­вил­ся как стре­лок из лука; имен­но сво­ей стре­лой он сра­зил из заса­ды Ахил­ла. Теперь, одна­ко, его настиг­ла стре­ла Зев­са.
  • Ска­мандр - река на Тро­ян­ской рав­нине.
  • Вещун Пифий­ский - Апол­лон, вла­де­ю­щий пифий­ским про­ри­ца­ли­щем в Дель­фах, кото­рое было учреж­де­но на месте, где Апол­лон убил змея Пифо­на.
  • Где были хра­мы . - Вест­ник под­твер­жда­ет опа­се­ние, выска­зан­ное ранее Кли­тем­не­строй (см. ).
  • Совре­мен­ный родине свой дом . - Т. е. дом, иско­ни сто­яв­ший на род­ной зем­ле.
  • Ушел во мглу глухую … - Буря, раз­ме­тав­шая на пути из-под Трои ахей­ские кораб­ли, заста­ви­ла Мене­лая еще дол­го ски­тать­ся, преж­де чем он вер­нул­ся на роди­ну. Его пре­бы­ва­ние в Егип­те (см. «Одис­сея», IV, 351- 570) Эсхил сде­лал содер­жа­ни­ем сати­ров­ской дра­мы «Про­тей». Ст. 617- 633 как раз и пред­на­зна­че­ны, чтобы обос­но­вать выбор сюже­та для замы­кав­шей тет­ра­ло­гию дра­мы сати­ров.
  • Кто ей имя это дал? - Эсхил сбли­жа­ет имя Еле­ны с гла­голь­ным кор­нем ἑλ - , озна­чаю­щим захват в плен.
  • Симо­ис (Симо­ент) - река на тро­ян­ской рав­нине.
  • Аргив­ский зверь - отбор­ный отряд вои­нов, спря­тав­ших­ся в чре­ве дере­вян­но­го коня, соору­жен­но­го гре­ка­ми, чтобы про­ник­нуть в Трою.
  • В рим­ской руко­пи­си опис­ка: стих вос­ста­нов­лен по вари­ан­ту Ф. А. Пет­ров­ско­го.
  • Пере­ждав Пле­яд - т. е. позд­ней ночью, когда зашло созвездие Пле­яд.
  • Хоть не желал … - Когда сва­тать Еле­ну собра­лись мно­гие десят­ки жени­хов, Тин­да­рей нахо­дил­ся в затруд­не­нии, как выбрать одно­го, не обидев осталь­ных. Тогда Одис­сей дал ему совет свя­зать всех жени­хов сов­мест­ной клят­вой мстить воз­мож­но­му оскор­би­те­лю супру­же­ской чести буду­ще­го избран­ни­ка. Совет этот потом обра­тил­ся про­тив него само­го, так как Атриды ста­ли соби­рать быв­ших жени­хов Еле­ны, напо­ми­ная им о дан­ной клят­ве. Когда послы яви­лись за Одис­се­ем, он при­тво­рил­ся сума­сшед­шим, но его при­твор­ство было рас­кры­то, и он вынуж­ден был отпра­вить­ся в поход.
  • Гери­он - трех­те­лый и трех­го­ло­вый вели­кан, с кото­рым всту­пил в сра­же­нье Геракл, желая завла­деть его ста­дом (деся­тый подвиг Герак­ла). См. фр. 108.
  • Стро­фий - шурин Ага­мем­но­на.
  • К неча­ян­но­му сре­те­нью … - Дву­смыс­лен­ное завер­ше­ние моно­ло­га: Ага­мем­но­на ждет новая встре­ча с женой, замыс­лив­шей его убий­ство.
  • Сири­ус , самая яркая звезда в созвездии Боль­шо­го пса; с ее вос­хо­дом по нынеш­не­му кален­да­рю сов­па­да­ет самое жар­кое вре­мя года в Гре­ции.
  • Без­лир­ный плач Эри­ний . - См. «Эвме­ниды», ст. 330- 333.
  • Кто вос­кре­шать мерт­ве­цов истин­но мог … - Аскле­пий, сын Апол­ло­на, искус­ный вра­че­ва­тель, пытал­ся вер­нуть к жиз­ни умер­ше­го, на что он не имел пра­ва. Зевс сра­зил Аскле­пия мол­нией.
  • Свя­щен­ных струй обще­нье . - Т. е. уча­стие в воз­ли­я­ни­ях, посвя­ща­е­мых с молит­вой богам.
  • Сын Алк­ме­ны про­дан был . - Геракл веро­лом­но убил Ифи­та, сына эха­лий­ско­го царя. За это он был про­дан в раб­ство лидий­ской цари­це Омфа­ле - по одним источ­ни­кам, на три года, по дру­гим - на один год.
  • Слов­но ласточ­ке … - Вар­вар­скую речь гре­ки отож­дествля­ли со щебе­том ласточ­ки.
  • Уж агн­цы ждут … - Новая дву­смыс­лен­ность в устах Кли­тем­не­стры: под агн­ца­ми она разу­ме­ет обре­чен­ных ею на закла­ние Ага­мем­но­на и Кас­сан­дру.
  • Апол­лон разя­щий . - В ори­ги­на­ле имя Апол­ло­на ассо­ци­и­ру­ет­ся с при­ча­сти­ем гла­го­ла «губить» - ἀπόλ­λων , «губя­щий».
  • Так соло­вей зовет . - См. «Про­си­тель­ни­цы», стр. 62 и при­меч.
  • (Кокит) , Ахе­ронт - реки в под­зем­ном цар­стве.
  • Скил­ла - чудо­ви­ще о шести голо­вах, жив­шее в пеще­ре средь моря. При при­бли­же­нии кораб­ля все шесть голов хва­та­ли с палу­бы море­хо­дов. См. «Одис­сея», XII, 84- 100, 245- 259.
  • И муже­ство - сле­дую­щие два сти­ха пере­став­ле­ны В. Ива­но­вым вопре­ки руко­пис­ной тра­ди­ции и совре­мен­ным изда­ни­ям. В соот­вет­ст­вии с ори­ги­на­лом порядок дол­жен быть таким:
  • Дру­зья мои! - пере­но­ся пред­ше­ст­ву­ю­щие два сти­ха в сле­дую­щий моно­лог Кас­сан­дры, В. Ива­нов сле­до­вал неко­то­рым ста­рым изда­те­лям. Никто из совре­мен­ных изда­те­лей этой пере­ста­нов­ки не при­ни­ма­ет.
  • Эсхил родился в Элевсине, в греческом городе близ Афин, в 525 г. до н. э. Он был первым из великих греческих трагиков, предшественником таких писателей, как Софокл и Еврипид, а многие ученые признают его создателем трагической драмы. До современной эпохи, к сожалению, дожили только семь пьес, которые написал Эсхил - «Прометей прикованный», «Орестея», «Семеро против Фив» и другие. До него пьесы как жанр пребывали в неразвитом состоянии - с одним актером и хором, который предлагал комментарии. В своих произведениях Эсхил добавил "второго актера" (зачастую больше, чем одного), создавая серию новых возможностей для драматического искусства.

    Он дожил до 456 г. до н. э., сражаясь в войнах против Персии, а также достигнув большого признания в мире афинского театра. В данной статье будет рассмотрена трилогия, которую написал Эсхил, - «Орестея». Краткое содержание цикла будет раскрыто отдельно по каждой трагедии.

    Что включает трилогия?

    «Агамемнон» является первой пьесой из трилогии «Орестея» Эсхила, другие две части - это «Хоэфоры» и «Эвмениды». Эта трилогия - единственная дошедшая до нас в полном виде из Древней Греции. По мнению многих критиков, она является величайшей афинской трагедией из когда-либо написанных из-за своеобразной поэзии и сильных персонажей.

    Эсхил «Орестея»: краткое содержание по трагедиям

    «Агамемнон» описывает покушение Клитемнестрой и ее любовником на одного из главных героев, чьим именем была названа первая трагедия. Трагедия «Хоэфоры» продолжает историю, описывая возвращение сына Агамемнона - Ореста, который убивает свою мать, и тем самым мстит за другого родителя. В последнем произведении, которое входит в трилогию, - «Эвмениды» - Орест преследуется эриниями в наказание за матереубийство, и, наконец, находит убежище в Афинах, где богиня Афина освобождает его от преследований. Рассмотрим подробнее краткое содержание «Орестеи» Эсхила, представленное в данной статье.

    Краткий обзор первой части трилогии

    Перед нами - подробное описание возвращения на родину Аргоса, с Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.

    Эсхил «Орестея»: «Агамемнон» (краткое содержание)

    «Агамемнон» начинается с момента, когда караульный на своем дежурстве, находясь на крыше дворца в Аргосе, ожидает сигнала, который означал бы падение Трои перед греческой армией. Мигает маяк, и он радостно бежит рассказать новость королеве Клитемнестре. Когда он уходит, хор, состоящий из стариков Аргоса, рассказывает историю о том, как троянец принц Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая, что и привело к десятилетней войне между Грецией и Троей. Затем хор вспоминает, как муж Клитемнестры, Агамемнон (брат Менелая), принес свою дочь Ифигению в жертву богине Артемиде в обмен на благоприятный ветер для греческого флота.

    Королева появляется, и хор спрашивает ее, почему она заказала благодарственный молебен. Она говорит им, что система маяков принесла известие о том, что Троя пала предыдущей ночью. Хор славит богов, но затем интересуется, правдивы ли ее новости; вестник появляется и все подтверждает, описывая страдания армии под Троей, и благодарит за безопасное возвращение домой. Клитемнестра посылает его обратно к Агамемнону, чтобы тот быстро возвращался, но, прежде чем он уходит, хор спрашивает о новостях о Менелае. Вестник отвечает, что страшная буря захватила греческий флот на пути домой, поэтому Менелай и многие другие пропали без вести.

    Хор поет о страшной разрушительной силе красоты Елены. Появляется Агамемнон на колеснице с Кассандрой, троянской принцессой, которую он сделал своей рабыней и наложницей. Клитемнестра приглашает его, открыто демонстрирует свою любовь, которой на самом деле нет, и организовывает ему яркий прием, расстилая перед ним фиолетовый ковер. Агамемнон относится к ней холодно и говорит, что ходить по ковру было бы актом высокомерия или чрезмерной заносчивости; она настаивает, упрашивая пройтись по ковру, и он входит во дворец.

    Хор предвещает беду; Клитемнестра выходит наружу, чтобы пригласить Кассандру внутрь. Троянская принцесса молчит, и королева покидает ее в отчаянии. Тогда Кассандра начинает говорить, произнося бессвязные пророчества о проклятии на дом Агамемнона. Она говорит хору, что они увидят их короля мертвым, и она также умрет, а потом предсказывает, что мститель к ним придет. После этих смелых предсказаний прорицательница, кажется, смиряется со своей судьбой и входит в дом. Опасения хора растут, поскольку он слышит, что Агамемнон плачет от боли. Пока они обсуждают, что делать, двери открываются и Клитемнестра появляется, возвышаясь над трупами мужа и Кассандры. Она заявляет, что убила его, чтобы отомстить за дочку, и объявляет о своей связи с Эгисфом, ее любовником. Хор заявляет, что Орест вернется из изгнания, чтобы отомстить за отца.

    Краткий обзор трагедии «Хоэфоры»

    «Хоэфоры» - это второе произведение, входящее в состав трилогии «Орестея» Эсхила. В ней идет речь о воссоединении детей Агамемнона, а именно Ореста и Электры, и их мести. Орест лишает жизни Клитемнестру, чтобы отомстить за смерть Агамемнона, своего отца.

    Вторая часть трилогии

    Краткое содержание «Орестеи» Эсхила продолжим изложением событий второй трагедии - «Хоэфоры», в которой главное место отводится таким понятиям, как месть и убийство. Орест прибывает на могилу своего родителя в сопровождении двоюродного брата Пилада, сына царя Фокиды; там он оставляет несколько прядей волос. Орест и Пилад прячутся, поскольку Электра, сестра Ореста, приходит также на могилу в сопровождении женского хора, чтобы совершить акт либации (составляющая процесса жертвоприношения) на могиле; они были отправлены Клитемнестрой для того, чтобы, по ее словам, «отразить вред». Как только ритуальные мероприятия заканчиваются, Электра видит пряди волос на могиле, которые ей напоминают ее собственные волосы. В этот момент Орест и Пилад выходят из укрытия, и Орест постепенно убеждает ее, что он действительно приходится ей братом.

    Пришло время для самой сложной части из дошедших до нас когда хор, Орест и Электра пытаются вызвать дух умершего Агамемнона, чтобы тот помог им отомстить. Орест интересуется, зачем Клитемнестра послала совершить акт либации, что ее привело к такому решению. Хор отвечает, что Клитемнестру разбудил ото сна кошмар: ей приснилось, что она родила змею, которая в настоящее время вскармливается из ее груди и питается таким способом не только ее молоком, но еще и ее кровью. Озабоченная этим возможным знаком божьего гнева, женщина посылает Электру к могиле покойного мужа для совершения обряда на успокоение. Орест считает, что это он является в образе змеи во сне своей матери и вместе с сестрой строит план по отмщению за своего родителя, задумывая убить Эгисфа и саму Клитемнестру.

    Орест и Пилад притворяются странниками и сообщают королеве, что Орест уже мертв. Обрадованная такими новостями, Клитемнестра посылает слугу за Эгисфом, и он прибывает. Позже Клитемнестра видит Ореста, стоящего над телом Эгисфа. Затем Орест поставлен в трудную ситуацию: для того чтобы отомстить за отца, он должен убить ту, которая его родила. Женщина обнажает грудь, прося его о пощаде и заявляет: «Стыдись, дитя». Орест поворачивается к своему близкому другу Пиладу, сыну царя Фокиды, и спрашивает: «Должен ли я устыдиться убийства своей матери?»

    Загадка вопроса

    Моментов, что требуют раздумий, очень много в трилогии, которую написал Эсхил, - «Орестея». Анализ одного специалиста может кардинально отличаться от мнения других. Многие интерпретаторы полагают, что вопрос Ореста связан с более обширной темой: человек иногда встречает трудности, которым нет решения, например, семейное обязательство Ореста по отношению к одному родителю кардинально противопоставляется семейному обязательству перед другим. Есть и иная точка зрения. Может показаться, что это ненамного больше, чем просто риторический вопрос, поскольку Орест охотно принимает совет Пилада о правильности того, что он делает. Многие ученые изучали трилогию, как, например, Г.Ч. Гусейнов. «Орестея» Эсхила является одним из объектов его исследований.

    Пилад умоляет Ореста не забывать своей обязанности перед Аполлоном. Орест после убийства прячет тела под одеждой, которую носил его отец. Как только он выходит из дома, эринии начинают его изводить. Орест убегает в мучительной панике. Хор предрекает, что насильственный цикл не остановить убийством Клитемнестры.

    Краткий обзор трагедии «Эвмениды»

    Заключительная часть трилогии «Орестея» Эсхила - это трагедия, в которой Орест, Аполлон и эринии приходят в ареопаг. Прибывает Афина с судьями; они решают, виновен ли Орест в убийстве матери.

    Орест мучается от преследований эриний (фурий), которые являются божествами, занимающимися мщением за несправедливые поступки. Благодаря подстрекательствам со стороны, он совершил убийство своей матери. У Аполлона в Дельфах Орест находит спокойствие, и Бог, который не в силах избавить его от неутешного гнева эриний, отправляет его в путь, а сам, используя заклинания, пытается задержать эриний.

    Клитемнестра появляется в виде призрака, но как и откуда - неизвестно… Ее появление было похоже на сон. Она призывает спящих фурий продолжать их охоту на Ореста. Как только одна из эриний начинает пробуждаться, призрак отходит. Появление эриний пронизывает чувство погони: они напевают в унисон, пробуждаются расторопно и завораживающе и намерены отыскать запах ароматной крови, который их наведет на Ореста. Легенда гласит, что премьера пьесы, которую написал Эсхил (трилогия «Орестея» имела тогда успех), вызвала так много ужаса у зрителей, что у одной беременной дамы случился выкидыш, и она скончалась на месте.

    Решающий момент

    Отследив, фурии его захватывают. Афина с афинянами вмешивается с целью судить Ореста. Аполлон становится защитником Ореста, в то время как эринии выступают на стороне мертвой Клитемнестры. В ходе судебного разбирательства Афина под напором Аполлона соглашается с тем, что мужчина имеет большую значимость по сравнению с женщиной. Происходит подсчет, и выясняется, что получилось равное количество голосов. Затем она склоняет эриний к принятию приговора, и они в конечном итоге соглашаются. Кроме того, теперь они будут частью граждан Афин и обеспечат хорошее положение города. Также Афина заявляет, что обвиняемый должен быть оправдан, так как милость всегда должна возвышаться над жестокостью. Такова идея, которую хотел донести автор трилогии.

    Вместо заключения

    «Орестея» Эсхила, краткое содержание которой было представлено выше, является единственным сохранившимся примером трилогии того времени. На фестивале в Дионисии 458 г. до н. э. она выиграла первый приз. Первоначально сопровождалась сатирической драмой «Протей», которая, однако, не сохранилась. По всей вероятности, термин "Орестея" изначально относился ко всем четырем пьесам.

    ПРИМЕЧАНИЯ


  • Смысл это­го вступ­ле­ния в том, чтобы, в соот­вет­ст­вии с миротвор­че­ской тен­ден­ци­ей послед­ней части три­ло­гии, изо­бра­зить мир­ное воца­ре­ние Апол­ло­на в Дель­фах. По тра­ди­ци­он­ной вер­сии Апол­лон учредил здесь свое свя­ти­ли­ще, одолев сна­ча­ла гроз­но­го змея Пифо­на. Эсхил об этом ниче­го не гово­рит, назы­вая пер­вой вла­де­ли­цей про­ри­ца­ли­ща Зем­лю.
  • Феми­да - одно из древ­ней­ших божеств, оли­це­тво­ре­ние «долж­но­го поряд­ка вещей»; поз­же - боги­ня пра­во­судия.
  • Тита­нида Феба - соглас­но Геси­о­ду («Тео­го­ния», ст. 404- 406), мать Лето́ , но к дель­фий­ско­му про­ри­ца­ли­щу она у него ника­ко­го отно­ше­ния не име­ет.
  • Внук - Апол­лон здесь назван вну­ком Зем­ли, так как поко­ле­ние тита­нов, к кото­ро­му при­над­ле­жа­ла его мать Лето, было порож­де­но Геей от сою­за с Ура­ном.
  • Делос - ост­ров из груп­пы Киклад­ских ост­ро­вов в Эгей­ском море. Соглас­но пре­да­нию, рев­ни­вая Гера закля­ла всю зем­ную твердь не давать места Лето для раз­ре­ше­ния от бре­ме­ни, посколь­ку отцом ее детей был Зевс. Толь­ко Делос, быв­ший в ту пору пла­ву­чим ост­ро­вом, не под­пал под закля­тие Геры и, под­плыв к побе­ре­жью Малой Азии, где томи­лась родо­вы­ми мука­ми Лето, дал ей воз­мож­ность про­из­ве­сти на свет Апол­ло­на и Арте­ми­ду. Раз­гне­ван­ная Гера закре­пи­ла Делос в море на том месте, где она его обна­ру­жи­ла, и отсюда мгно­вен­но вырос­ший Апол­лон начал свое шест­вие в Гре­цию. В исто­ри­че­ское вре­мя Делос был цен­траль­ным местом куль­та Апол­ло­на и Арте­ми­ды.
  • При­ста­ни Пал­ла­ди­ны - побе­ре­жье Атти­ки.
  • Удел Пар­насский - Дель­фы рас­по­ло­же­ны у под­но­жья Пар­на­са.
  • Сыны Гефе­ста - афи­няне. Их древ­ней­ший пред­ок, царь Эрех­фей, счи­тал­ся сыном Гефе­ста.
  • Отчее веща­ет - т. е. Апол­лон доно­сит до людей замыс­лы Зев­са.
  • Пал­ла­ды сень пред хра­мом - речь идет о неболь­шом круг­лом свя­ти­ли­ще Афи­ны (так наз. про­на­осе) по пути в Дель­фы.
  • Кори­кий­ские ним­фы счи­та­лись житель­ни­ца­ми огром­ной пеще­ры к севе­ру от Дель­фов. Во вре­мя пер­сид­ско­го наше­ст­вия она слу­жи­ла укры­ти­ем для жите­лей Дель­фов (Геро­дот, VIII, 36).
  • Бро­мий («шум­ный») - куль­то­вое имя Дио­ни­са, так­же почи­тав­ше­го­ся в Кори­кий­ской пеще­ре. Мена­ды («одер­жи­мые») - его спут­ни­цы, вак­хан­ки. Пен­фей - фиван­ский царь, внук Кад­ма, пытав­ший­ся ока­зать сопро­тив­ле­ние Дио­ни­су и рас­тер­зан­ный за это вак­хан­ка­ми и при­со­еди­нив­ши­ми­ся к ним в исступ­ле­нии фиван­ски­ми жен­щи­на­ми во гла­ве с мате­рью Пен­фея Ага­вой. См. тра­гедию Еври­пида «Вак­хан­ки».
  • Плейст - источ­ник к югу от Дель­фов.
  • Повит вол­ною белою . - См. «Про­си­тель­ни­цы», ст. 21 сл. и при­меч.
  • Гор­го­ны - три мифо­ло­ги­че­ские чудо­ви­ща, страш­ные на вид: кры­ла­тые, покры­тые чешу­ей, со зме­я­ми вме­сто волос. См. «Про­ме­тей», ст. 798- 800.
  • Финея сотра­пез­ни­цы - Гар­пии, хищ­ные пти­цы, пре­сле­до­вав­шие фра­кий­ско­го царя Финея: сто­и­ло ему сесть за стол, как они, нале­тая, рас­хи­ща­ли и осквер­ня­ли снедь. См. фр. 38 сл.
  • Про­ис­хо­дя­щая далее сце­на долж­на была раз­во­ра­чи­вать­ся на доста­точ­но про­стор­ной эккикле­ме.
  • Ты ж , бог вожа­тый … - Судя по этим сло­вам, Гер­мес дол­жен был либо нахо­дить­ся рядом с Апол­ло­ном с само­го нача­ла, либо явить­ся по его мол­ча­ли­во­му зна­ку.
  • Трез­вые струи … - В отли­чие от воз­ли­я­ний дру­гим богам, Эри­ни­ям при­но­си­ли в жерт­ву смесь из меда и моло­ка без при­ме­си вина.
  • Боги новые - Эри­нии, порож­де­нье Ночи, древ­ней­шие из богов, счи­та­ют Апол­ло­на и Арте­ми­ду новы­ми бога­ми, втор­гаю­щи­ми­ся в их пра­ва. См. ниже, ст. 490 сл., 728, 778 сл., 838, 871.
  • Кня­жих про­во­жа­тых сонм . - В ори­ги­на­ле: «Что же ты бра­нишь нас, про­во­жав­ших его?»
  • С семей­ст­вен­ною Герой - покро­ви­тель­ни­цей бра­ка как осно­вы семьи.
  • Кровь не в кровь - т. е. не счи­та­ешь это убий­ство кров­ным пре­ступ­ле­ни­ем, кото­рое долж­ны пре­сле­до­вать Эри­нии.
  • Нет сквер­ны … - Орест, над кото­рым Апол­лон совер­шил риту­аль­ное очи­ще­ние от про­ли­тия кро­ви, может счи­тать­ся избав­лен­ным от сквер­ны. Ср. ниже, ст. 281- 283.
  • Для риф­мы «окрест - Орест» ори­ги­нал не дает осно­ва­ния.
  • Я силу высо­су … - Эри­нии пред­став­ле­ны вам­пи­ра­ми, выса­сы­ваю­щи­ми кровь из того, кого пре­сле­ду­ют.
  • Я заклал сви­ней … - От про­ли­тия чело­ве­че­ской кро­ви чело­ве­ка очи­ща­ли, окроп­ляя кро­вью поро­сен­ка. Сохра­ни­лась южно­и­та­лий­ская крас­но­фи­гур­ная ваза кон­ца V в., на кото­рой изо­бра­же­но, как Апол­лон, стоя над Оре­стом, дер­жит над ним заклан­но­го поро­сен­ка. См. фр. 85.
  • В даль­ней Ливии , у струй Три­то­на … - В 461 г. афи­няне орга­ни­зо­ва­ли мор­скую экс­пе­ди­цию в помощь ливий­цу Ина­ру, под­няв­ше­му в Егип­те вос­ста­ние про­тив пер­сов. Есте­ствен­но, что Афи­на может нахо­дить­ся в Ливии, обе­ре­гая свой народ на чуж­бине. Озе­ро Три­то­нида - в север­ной Афри­ке. Кро­ме того, назва­ние это ассо­ци­и­ру­ет­ся с куль­то­вым име­нем Афи­ны «Три­то­ге­ния».
  • Фле­грей­ский дол - место бит­вы богов с гиган­та­ми; его лока­ли­зо­ва­ли либо во Фра­кии, либо в Южной Ита­лии.
  • Для рифм в заклю­чи­тель­ных ана­пе­стах (дла­ни - дани, сбе­рем - при­сяг­нем) ори­ги­нал осно­ва­ний не дает.
  • Лато - дорий­ская фор­ма име­ни Лето.
  • После этих сти­хов в руко­пи­сях сле­ду­ет соот­вет­ст­вен­но стро­фа III и стро­фа IV, одна­ко мно­гие изда­те­ли счи­та­ют нуж­ным повто­рить здесь при­пе­вы, име­ю­щи­е­ся после строф II и III.
  • Чада Фесе­е­вы - афи­няне. Речь идет в этих сти­хах, ско­рее все­го, о борь­бе афи­нян за Сигей - клю­че­вой пункт у вхо­да в Гел­лес­понт. Ясно, что и здесь они могут рас­счи­ты­вать на помощь Афи­ны.
  • Икси­он - царь фес­са­лий­ско­го пле­ме­ни лапи­фов, ковар­но убив­ший сво­его тестя. Его моль­бе об очи­ще­нии внял Зевс, кото­ро­му Икси­он отпла­тил небла­го­дар­но­стью, поку­сив­шись на ложе Геры. См. ниже, ст. 718, и фр. 82- 85.
  • Ста­сим, начи­наю­щий­ся как жало­ба Эри­ний на попра­ние их прав, пре­вра­ща­ет­ся в сво­его рода изло­же­ние обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ских взглядов само­го Эсхи­ла (ср. заве­ща­нье Афи­ны, ст. 696- 699).
  • Тус­ки - тиррен­цы, сла­вив­ши­е­ся изготов­ле­ни­ем мед­ных бое­вых труб.
  • Чужим ей был по кро­ви … - Иссле­до­вав­ший ран­ние брач­ные отно­ше­ния Бахо­фен опре­де­лил этот довод Эри­ний как посту­лат мате­рин­ско­го пра­ва: в род­ст­вен­ных отно­ше­ни­ях нахо­дят­ся толь­ко люди, свя­зан­ные кров­ным род­ст­вом, в то вре­мя как муж, при­шед­ший из чужо­го рода, таким бли­жай­шим род­ст­вен­ни­ком не явля­ет­ся. Взгляды Бахо­фе­на под­дер­жи­вал Энгельс в «Про­ис­хож­де­нии семьи, част­ной соб­ст­вен­но­сти и государ­ства».
  • То не одно и то же . - Апол­лон высту­па­ет как защит­ник отцов­ско­го пра­ва; к нему при­со­еди­ня­ет­ся потом и Афи­на (ст. 735- 740).
  • Настиг­ла ль героя . - Апол­лон хочет ска­зать, что бла­го­род­ной может быть и смерть, при­ня­тая от жен­щи­ны, если это - воин­ст­вен­ная ама­зон­ка, с кото­рой бой шел в откры­тую. О напа­де­нии ама­зо­нок на Афи­ны см. ст. 685- 687.
  • Он Кро­на зако­вал . - Зевс, вос­пи­тан­ный тай­но от Кро­на на о-ве Кри­те, воз­му­жав, сверг его с пре­сто­ла и заклю­чил в Тар­тар.
  • Отец - т. е. Зевс, кото­ро­му доступ­но все, кро­ме воз­вра­ще­ния к жиз­ни уби­то­го.
  • Не мать дитя­ти … - С совре­мен­ной точ­ки зре­ния, доволь­но стран­ная аргу­мен­та­ция. Одна­ко во вре­ме­на Эсхи­ла она мог­ла объ­яс­нять­ся дво­я­ко. Во-пер­вых, пре­иму­ще­ст­вен­ным поло­же­ни­ем муж­чи­ны в струк­ту­ре афин­ско­го поли­са, где жен­щи­на не поль­зо­ва­лась граж­дан­ски­ми пра­ва­ми; даже в судеб­ном про­цес­се, непо­сред­ст­вен­но затра­ги­ваю­щем ее инте­ре­сы, от ее име­ни дол­жен был высту­пать муж, отец, взрос­лый сын или дру­гой род­ст­вен­ник муж­ско­го пола. Во-вто­рых, в середине V в. в меди­цин­ских кру­гах вполне серь­ез­но обсуж­дал­ся вопрос о физио­ло­гии бере­мен­но­сти, хотя и так было ясно, что без уча­стия муж­ско­го нача­ла жен­щи­на не может забе­ре­ме­неть и родить.
  • Зев­са дочь - т. е. Афи­на, родив­ша­я­ся из голо­вы Зев­са после того как он про­гло­тил забе­ре­ме­нев­шую от него тита­ниду Мети­ду, опа­са­ясь от нее рож­де­ния потом­ка силь­нее сво­его отца.
  • Самым могучим царем в последнем поколении греческих героев был Агамемнон, правитель Аргоса. Это он начальствовал над всеми греческими войсками в Троянской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в «Илиаде», а потом победил и разорил Трою. Но участь его оказалась ужасна, а участь сына его Ореста - еще ужаснее. Им пришлось и совершать преступления и расплачиваться за преступления - свои и чужие.

    Отец Агамемнона Атрей жестоко боролся за власть со своим братом Фиестом. В этой борьбе Фиест обольстил жену Атрея, а Атрей за это убил двух маленьких детей Фиеста и накормил ни о чем не догадывающегося отца их мясом. (Про этот людоедский пир потом Сенека напишет трагедию «Фиест».) За это на Атрея и его род легло страшное проклятие. Третий же сын Фиеста, по имени Эгисф, спасся и вырос на чужбине, помышляя только об одном: о мести за отца.

    У Атрея было два сына: герои Троянской войны Агамемнон и Менелай. Они женились на двух сестрах: Менелай - на Елене, Агамемнон - на Клитемнестре (или Клитеместре). Когда из-за Елены началась Троянская война, греческие войска под начальством Агамемнона собрались для отплытия в гавань Авлиду. Здесь им было двусмысленное знамение: два орла растерзали беременную зайчиху. Гадатель сказал: два царя возьмут Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева богини Артемиды, покровительницы беременных и рожениц. И действительно, Артемида насылает на греческие корабли противные ветры, а в искупление требует себе человеческой жертвы - юной Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Долг вождя побеждает в Агамемноне чувства отца; он отдает Ифигению на смерть. (О том, что случилось с Ифигенией, потом напишет трагедию Еврипид.) Греки отплывают под Трою, а в Аргосе остается Климнестра, мать Ифигении, помышляя только об одном - о мести за дочь.

    Двое мстителей находят друг друга: Эгисф и Клитемнестра становятся любовниками и десять лет, пока тянется война, ждут возвращения Агамемнона. Наконец Агамемнон возвращается, торжествуя, - и тут его настигает месть. Когда он омывается в бане, Клитемнестра и Эгисф накидывают на него покрывало и поражают его топором. После этого они правят в Аргосе как царь и царица. Но в живых остается маленький сын Агамемнона и Клитемнестры - Орест: чувство матери побеждает в Клитемнестре расчет мстительницы, она отсылает его в чужой край, чтобы Эгисф не погубил за отцом и сына. Орест растет в далекой Фокиде, помышляя только об одном - о мести за Агамемнона. За отца он должен убить мать; ему страшно, но вещий бог Аполлон властно ему говорит: «Это твой долг».

    Орест вырос и приходит мстить. С ним его фокидский друг Пилад - имена их стали в мифе неразрывны. Они притворяются путниками, принесшими весть, сразу и печальную и радостную: будто бы Орест умер на чужбине, будто бы Эгисфу и Клитемнестре больше не грозит никакая месть. Их впускают к царю и царице, и здесь Орест исполняет свой страшный долг: убивает сперва отчима, а потом родную мать.

    Кто теперь продолжит эту цепь смертей, кто будет мстить Оресту? У Эгисфа с Клитемнестрой не осталось детей-мстителей.


    Трилогии Эсхила "Орестея".
    "Орестея" - единственная трилогия, которая дошла до нас в полном виде, самое зрелое произведение Эсхила, написанное им за два года до смерти (458 г. до н.э.). Каждую часть трилогии ("Агамемнон", "Жертва у гроба" или "Хоэфоры", "Эвмениды") следует прочитать полностью, желательно сделать краткий конспект. Чтению текста должно предшествовать знакомство с материалом учебника (предпочтение следует отдать учебнику И.М.Тронского С.121-123), обязательно знакомство с содержанием мифа о судьбе рода Атридов, положенного в основу трагедии.
    Пересказом сюжета произведения не следует подменять критический анализ художественных особенностей трилогии, студент должен обратить внимание на те отклонения от традиционной версии мифа и новшества, которые Эсхил вводит в свою трилогию: автор использует только часть мифологического сюжета, действие первой части "Агамемнона" происходит в Аргосе, который афинские трагики часто отождествляли с традиционной резиденцией рода Атридов Микенами. Эсхил вводит мотив личной заинтересованности Клитеместры в смерти Агамемнона - любовь к Эгисфу, иначе переосмысливается мотив родового проклятия и кровной мести в соответствии с современными для Эсхила общественными опасениями новой тирании. Не менее значительны отклонения от мифологической традиции и во второй части трилогии: мотив божественной мести здесь отходит на второй план, так как Орест целиком берет месть на себя. Нигде не говорится о воле Аполлона, роль которого воплощает Пилад, друг и спутник Ореста. Совершая месть, Орест должен убить мать, в результате чего сам попадает под родовое проклятие.
    В этом и заключается трагический конфликт и проблема выбора героя. Он понимает весь ужас преступления, на которое его обрекают боги: "Как быть, что делать, страшно мать убить" (ст.898), восклицает он, обращаясь к другу Пиладу. Тот в ответ напоминает о прорицаниях Аполлона и принесенных Орестом клятвах. Ни мольбы матери, ни ее угрозы об отмщении Эриний не отвращают его от убийства. Интерес представляет трактовка этих старинных, "старых", как именует их, противопоставляя "новым" богам Афине и Аполлону, И.М. Тронский (С.122), божеств - мстительниц за пролитую кровь близких родственников. Обычно они изображались в виде трех сестер со змеями вместо волос и с бичами в руках, из их беззубых ртов капала кровь, они издавали страшные вопли, преследуя свою жертву.
    После убийства Клитеместры, которое свершается в дворцовых покоях (по законам античного театра зритель не должен был видеть кровавые сцены), хор поет о свершении суда Правды и прославляет спасение царского дома (ст.934-973). Орест, преследуемый Эриниями, в ужасе бежит в поисках спасения. Предводительница хора советует ему искать помощи у Аполлона (ст.157-158). Как отмечает в цитированной ранее книге В.Н.Ярхо (С.103-104), "Сохраняя древнейший пласт родовой морали с ее страхом перед проклятьем предков и обязанностью мстить кровью за кровь, Эсхил возводит на нем новую мировоззренческую структуру, в которой на первый план выдвигается личная ответственность человека, чья субъективная деятельность теряет прежнюю однозначность и вовлекается во внутренние противоречивые отношения с объективной закономерностью, господствующей в мире.
    я личная ответственность человека, чья субъективная деятельность теряет прежнюю однозначность и вовлекается во внутренние противоречивые отношения с объективной закономерностью, господствующей в мире."
    Не меньшим своеобразием характеризуется заключительная часть трилогии "Эвмениды". Обращает на себя внимание название этой части трагедии Эсхила, которое в переводе с древнегреческого означает "милостивые", "благосклонные". Так после оправдания Ореста будут почитаться Эринии, когда они согласятся поселиться в Афинах и содействовать благу города. Эсхил отходит от первоначальной версии мифа, согласно которой Ореста очищал и спасал Аполлон. Сталкивая старых богинь Эриний с новыми Аполлоном и Афиной, Эсхил представляет этот спор как борьбу между принципами отцовского и материнского права. Следует обратить внимание на толкование "Орестеи" Ф.Энгельсом и его оценку книги швейцарского историка И.Я.Бахофена "Материнское право" (1861). Отвергая и критикуя идеалистические идеи Бахофена, Ф.Энгельс считает одним из лучших мест в этой книге толкование "Орестеи" Эсхила / Маркс, К. Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. Т.22. С.216-217. См. анализ этого материала в учебнике И.М. Тронского, С.123).
    В "Эвменидах" Эсхил с особенным мастерством демонстрирует искусство сплетения мифологических мотивов со злободневно-политическими проблемами современной ему эпохи. Наиболее характерным примером этого является отношение Эсхила к проведенной в 462 г. до н.э. сторонником и единомышленником Перикла Эфиальтом реформе ареопага, осуществлявшего высший надзор за государственными учреждениями, законами и нравами граждан. После реформы за ареопагом оставлены судебные полномочия по делам о предумышленном убийстве, поджогах и право решений по религиозным вопросам, в первую очередь о кровной мести. В трагедии Эсхила Афина устанавливает такую судебную коллегию для решения вопроса о виновности или невиновности Ореста, которую превращает в постоянное судилище по делам о пролитой крови (ст. 690 - 693). Здесь же дается объяснение названия ареопаг - "холм Ареса": на этом холме когда-то находился лагерь амазонок, пришедших воевать с Тезеем, которые воздвигли высокобашенный город и посвятили его Аресу. Эсхил поддерживает предпринятую реформу ареопага, однако призывает граждан не лишать членов ареопага былого почета и уважения.
    Вторым важным политическим намеком, получившим своеобразное мифологическое объяснение, является вопрос внешней политики Афин с Аргосом, актуальнейший вопрос, вокруг которого в это время разгоралась ожесточенная борьба. Тот факт, что Орест приносит клятву от имени Аргоса в вечной верности Афинам и дает обещание никогда не возобновлять против Афин военных действий (ст. 765 - 769), для современников Эсхила и его собственной политической позиции играл важную роль.
    Наконец, еще один злободневный политический намек (ст. 400 - 405). Он связан с эпизодом появления Афины, которая осматривала земли, доставшиеся в качестве военной добычи сыновьям Тезея Акманту и Демофонту, участникам Троянского похода.
    никам Троянского похода. Эти земли Афина считает своей собственностью. Таким образом Эсхил поддерживает притязания Афин на земли в районе Геллеспонта. Они усилились после побед над персами. Тем самым Эсхил обосновывает свое отношение к злободневным политическим спорам современности ссылками на прошлое, а это было самым весомым аргументом в глазах его современников. Миф уже не воспринимается Эсхилом только как историческая действительность, а является средством раскрытия действительности, современной зрителю и автору.
    Трагедия "Орестея" очень важна для понимания мировоззрения Эсхила. Как свидетельствуют хоровые партии, Эсхил возражает против традиционного для эпической поэзии представления о механическом чередовании счастья и несчастья в жизни людей. Выше всего Эсхил ставит Правду, которую он видит в исполнении элементарных требований патриархальных правил, в соблюдении обязанностей гостеприимства, в почитании богов и родителей. Правда обеспечивает человеку успех во всех его делах. В "Хоэфорах" (ст.946-952) дается прославление Правды, которая, хотя и после долгого времени, торжествует и побеждает. Противницей Правды является "надменность", "дерзость", "обида", получившие у Эсхила определение "гибрис". Все серьезные преступления людей, как считает Эсхил, происходят от надменности, когда человек теряет здравый рассудок, а безумие становится источником бедствий. Поэт провозглашает орудием справедливого возмездия знание. Бесчисленное число раз Эсхил возвращается к мысли о том, что "страдание учит", что именно страданием приобретается знание. В этом раскрывается вера Эсхила в торжество Правды: действуя справедливо, человек может постигнуть волю богов, которую от него скрыли.
    Орест, таким образом, первый оптимистический герой, хотя он трагичен в своих действиях и выборе решения. В трилогии "Орестея" человек начинает трагически осознавать свою отрешенность от мира богов, и это приводит его к уверенности в себе, к свободе выбора.