Формирование представлений об общих свойствах объектов (цвет, форма, размеры) у учащихся с ЗПР на уроках математики. Что представляет собой свойство? «Свойство» как отражение природы объекта

Различение свойства и качества

Различия между свойствами и качествами (объектов) важны для правильности нашего мышления и восприятия окружающего. Об этих различиях известно не так уж и много, хотя сами понятия «свойство» и «качество» используются очень широко, причем чаще в сочетании: «свойства и качества». И их нередко употребляют одно вместо другого, не вникая в суть различий между ними. Однако в самом языке можно найти ответ на вопрос о том, чем «качество» отличается от «свойства». Ведь очевидно, что это не одно и то же: не зря же эти два понятия сосуществуют. Если бы они были синонимами, то одно из них постепенно было бы вытеснено из употребления. Да и буква «и» в выражении «свойства и качества» – отнюдь не знак равенства: она говорит о том, что наряду с чем-то одним есть и нечто другое.

«Свойство» и «качество» – философские категории и одновременно – бытовые понятия. Для нас важно их различать, когда мы имеем дело с конкретными объектами и в конкретных жизненных ситуациях. Нам важны свойства и качества конкретных объектов, но важно также и соответствие философского и бытового употребления этих (слов) понятий: ведь философия призвана выходить на реальную, повседневную жизнь, а не замыкаться в себе самой.

Вот какое определение свойства дает справочное издание: «Свойство: философская категория, выражающая такую сторону объекта, которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в соотношении с ними» . Это вполне добротное определение, причем «сторона» объекта – это «черта» объекта. Но понятие «черта» более точное, поскольку понятие «сторона» (объекта) предполагает, что мы то ли ходим вокруг него, то ли мысленно поворачиваем его перед своим взором. Понятие же «черта» выражает то, что объект сам проявляет свою активность, независимо от того, с какой стороны мы к нему подходим. Действительно, «сторона» ли, «черта» ли объекта (в их совокупности) дает возможность нам отличать одни объекты от других, выявлять их сходство и различие. Но выражение «объект, как совокупность черт» – все же более удачное, чем выражение «объект, как совокупность сторон».

А теперь определение качества (из того же словаря). «Качество: философская категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». Анализ этого определения позволяет сделать вывод, что качество – вторично свойству: ведь сущность объекта (а для нее характерно именно отличие данного объекта от других объектов) выражается как раз совокупностью его свойств, что и утверждается в этом определении.

Однако представляется неоправданным сведение содержания одной философской категории – «качества » – к содержанию другой – «свойства»: на то они и категории, чтобы быть самостоятельными, суверенными понятиями . В данном же определении качества оно объясняется через свойство. Связь между ними, конечно, есть, и мы далее ее раскроем, но сводить одно к другому – неправильно. И еще: объект является «именно этим, а не иным» только благодаря определенной совокупности его свойств (или характерной его черте) – ведь именно она (см. первое определение) обусловливает «различие или общность» объекта с другими объектами. Следовательно, представленное выше определение качества неоправданно тавтологично определению свойства.

«Свойство» как отражение природы объекта

Использование – понятие для различения свойств и качеств

Для начала убедимся в самом факте различий между «свойством» и «качеством». Для этого рассмотрим следующее достаточно типичное высказывание. «Благодаря свойству аспирина влиять на центр терморегуляции, мы можем использовать его в качестве жаропонижающего средства». Что здесь важно? Во-первых, то, что поменять местами слова «свойство» и «качество» невозможно: получится бессмыслица, тогда как если бы они были синонимами, ее бы не возникало. Во-вторых, понятие «качество» всплывает, как только речь заходит об использовании объекта. Использование – ключевое понятие для различения «свойств» и «качеств» . В-третьих, говоря о свойстве, мы имеем в виду именно его – единичное свойство, проявление природы объекта, элемент его специфики. Говоря же о качестве, мы имеем в виду весь объект – носитель данного качества – в целом: объект – как носитель того или иного свойства – именно благодаря этому может выступать в том или ином качестве.

Не будь у этого объекта некоего свойства, он не смог бы выступить в соответствующем этому качестве. Действительно, если бы у аспирина не было свойства влиять на центр терморегуляции, мы не имели бы возможности использовать его в качестве жаропонижающего средства. Аналогично дело обстоит и с другим свойством аспирина. «Свойство аспирина влиять на свертывание крови дает нам возможность использовать его в качестве антикоагулянта». Здесь тоже нельзя поменять местами «свойство» и «качество». Но не будь у аспирина такого именно свойства, мы не имели бы возможности использовать его в таком именно качестве. Следовательно, без наличия у объекта того или иного свойства мы не имели бы возможности использовать данный объект (в целом – т.е. в каком-либо качестве) в определенном направлении.

Свойство и качество как черта объекта

Очевидно, что свойство – это черта объекта как такового, а качество – та же черта, но в сопоставлении с чем-либо за пределами объекта – носителя этого свойства . Как носитель свойств, объект воспринимается нами сам по себе, его же качества выявляются в его соотношениях с чем-либо другим за пределами объекта. Вот простое доказательство этого. В Солнечной системе есть небольшая планета – Меркурий. Свойства его астрономам хорошо известны: масса, размеры, траектория, температура поверхности. Говорить же о каких-либо качествах Меркурия – бессмысленно: ведь мы его рассматриваем как таковой. Какое уж тут – качество!.. Но вот простое соображение. Допустим, что мы решили вычислить траекторию какой-либо другой планеты относительно не Солнца, а относительно Меркурия. Мало ли для чего это нам могло понадобиться?! Но, взяв эту планету в качестве точки отсчета при сравнении с другими планетами, мы используем ее именно в качестве базы сравнения: сравниваем ли мы траектории, или массы, или размеры…

Качество – результат проекций наших нужд

Понятия «свойство» и «качество» нередко используются, как синонимы. Иногда это не является ошибкой: ведь и то и другое рассматривается, как проявление природы объекта, а и свойства, и качества – ее черты. Но «качество» – это результат проекции наших нужд на какую-либо черту объекта или на объект в целом . Если совокупность свойств объекта как бы замыкается (центрируется) на нем самом, то совокупность качеств как бы «растаскивает объект по множеству векторов – направлений его связи с другими объектами, в том числе, и в первую очередь, – с нами, субъектами познания и использования в своих нуждах этого объекта. Пока то или иное свойство объекта остается нам неизвестным, мы не можем использовать этот объект в том или ином качестве, причем возможность использования объекта в данном качестве полностью зависит от наличия у него данной черты, которая в другом соотношении выступает как свойство.

Уровни познания объекта

Познание любого объекта, процесса, явления окружающего мира имеет два уровня. Во-первых, мы познаем их как таковые – ровно в той мере, в которой их природа не зависит от нашего к ним отношения. Природу объекта восприятия (а следовательно, и совокупность его свойств) нам приходится принимать как таковую: ведь не в наших силах менять порядок вещей – на это способен только сам Творец. Нам же остается смиряться с тем, что природа того или иного объекта «такова». Конечно, при ее познании мы можем ошибаться, делать ложные выводы, но при всем этом сохраняется доминанта восприятия: «Сие от нас не зависит! » Хотя мы в полной мере способны к познанию этого. Во-вторых, возможно также и восприятие нами объекта как предмета нашей потребности. Тут уж мы в полной мере можем проявить себя. Почему? Потому что потребности у каждого из нас хотя и вырастают на основании четырех базисных (пищевая, половая, безопасности, информационная), но удовлетворяются они у каждого индивида путем взаимодействия с различными объектами. Именно поэтому один и тот же объект воспринимается (оценивается) различными индивидами по-разному: выступает для них в разном качестве. Для одних – в качестве необходимого и желанного, для других – в качестве безразличного и ненужного, для третьих – быть может, даже в качестве опасного. К сему изречение Козьмы Петровича Пруткова: «Тебе и горький хрен – малина, а мне и бланманже – полынь!» Ясно, что свойства «бланманже» при этом остаются одними и теми же, но выступает данный продукт в разном качестве: для одного – как лакомство, для другого – как нечто неприятное.

В полном соответствии со сказанным выше является разделение науки на фундаментальную и прикладную. Задача фундаментальной науки заключается в том, чтобы как можно более объективно выявить свойства того или иного объекта, в том числе и глубоко скрытые от непосредственного восприятия. Задача же прикладной науки – выяснить, что с выявленным фундаментальной наукой свойством можно сделать: в каком его качестве использовать объект. Следовательно, свойство – это объективно воспринятая нами черта объекта как такового. Качество же – это черта объекта, базирующаяся на каком-либо его свойстве, но становящаяся одним из его качеств вследствие нашего к ней отношения.

«Чистое знание» и «знание для нас»

Свойства объекта – это черты его природы сами по себе, качества же объекта – это черты его природы в связи с нами (а следовательно, в связи с нашим восприятием и нашими нуждами). Этим оправдывается разделение информации на «чистое знание» и «знание для нас». «Чистому знанию» еще предстоит быть использованным – это потенциальное знание. «Знание для нас» – всегда актуально, поскольку соотносится с нами, пока мы живы. Предположим, что жизнь на Земле по какой-либо причине когда-либо прекратится и все живое исчезнет. Тогда планета – со всеми своими физико-химическими свойствами – останется той же, но никакое из этих ее свойств уже не сможет выступать в каком-либо качестве: не для кого! Конечно, некому будет далее ее познавать и открывать новые ее свойства. Но она как таковая сохранит свою природу, совокупность свойств. Качества же ее «умрут» – вместе с человечеством.

Прием с понятием «красный»

Рассмотрим теперь содержание понятий «черта», «свойство» и «качество» на примере слова (понятия) «красный». «Красный цвет» – это черта некоторых объектов. «Быть красным», «производить впечатление красного» – это свойство объектов, имеющих эту черту. «Красное» как сигнал опасности – это качество объекта, который имеет черту – «красный цвет» и свойство «быть красным» при его практическом использовании. Конечно, всегда функционирует сам объект, носитель данной черты и данного свойства. В определенной связи он обретает данное качество: то есть для нас. К примеру, сигнальный красный на речном бакене: «красное» (цвет самого бакена и свет его ночью) мы используем для обозначения безопасных и опасных участков фарватера. Черта объекта – «красный цвет» имеет для нас сигнальное значение, и поэтому объекты такого цвета могут использоваться в соответствующем качестве. Мы уже упоминали красный флаг на башне, красный фонарь над входом в некое заведение, красный бакен. В других ситуациях «красное» (красный цвет) используется в технических целях: к примеру, при проявлении фотопленки в прежнее время для освещения рабочего места использовался именно красный свет, поскольку он не засвечивает пленку.

Таким образом:

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов: именно совокупностью свойства. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем этот объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать

«Качество» как отражение значимости объекта

Качество – назначение объекта

Понятие «качество» имеет несколько векторов смысла. Во-первых, качество – это назначение предмета , роль объекта, в которой он нами используется. К примеру, у торговца не хватает гирь, и он использует в качестве (в роли) гири какую-либо массивную деталь какого-либо старого механизма. Он использует эту деталь в данном качестве только благодаря наличию у нее свойства – массивности. Ранее эта деталь использовалась в качестве составной части некоего механизма, но теперь это качество она утратила , а свойство быть массивной сохраняет в полной мере. Следовательно, один и тот же объект, с одними и теми же свойствами, может использоваться нами в разном качестве, но всегда – конкретно опираясь на то или иное свойство . К примеру, такое свойство (черта), как форма, цвет, состав металла данной детали для торговца незначимы, хотя это ее свойства. Качество же ее – в данной ситуации – только одно: связанная с массой способность заменять гирю. Отсюда видно, что «качество » объекта зависит от характера его использования, а «свойство» его от этого не зависит. Оставаясь самим собой, то или иное свойство может становиться тем или иным качеством, но при наличии дополнительных к объекту факторов: нас самих, наших нужд… К примеру, тот же самый торговец, имей он массивный объект другой, более удобной формы, использовал бы именно его, но в том же самом качестве – гири.

Качество – уровень изготовления объекта

Другой вектор смысла понятия «качество» – уровень изготовления объекта, если речь идет о рукотворном объекте. Изготавливая тот или иной предмет, мы тем самым придаем ему те или иные свойства, намереваясь использовать его в том или ином качестве .

«Использование» предполагает, что объект соответствует своему назначению – не только по функции, но и по добротности, прочности, надежности, эстетическому уровню.

Качество – способ использования объекта

За созданием рукотворного объекта всегда стоит наше намерение его использовать, и, следовательно, изготовляя такие предметы, мы как бы предвосхищаем те или иные заранее известные и нужные нам – его качества». Использование объекта тем или иным способом – это использование его в том или ином качестве .

К примеру, опытные мастера в старое время были способны построить целый храм с одним только топором: благодаря умению применить его и в качестве инструмента размеров строительных деталей, и в качестве инструмента выравнивания их поверхности, и в качестве инструмента подгонки уже готовых деталей постройки. Иными словами, учет всех свойств этого известного и простого предмета позволяет мастерам использовать его в качестве не менее трех различных инструментов: топора, рубанка, молотка.

Факторы обращения способности объекта в качество

Способность некоего объекта обращается в качество этого объекта благодаря двум факторам. Во-первых, как мы уже сказали, это конкретная роль объекта («используется в качестве гири»). Во-вторых, это степень соответствия того или иного свойства объекта характеру нашей нужды, природе нашей потребности. Если объект в полной мере этому соответствует и позволяет удовлетворить нужду полностью, мы считаем данный объект «качественным». Некачественный инструмент, к примеру, ломается в руках, и серьезной работы им не выполнишь. Следовательно, вторая ипостась качества – мера соответствия его характеру использования (объекта). В этом втором своем понимании «качество» соотносится с понятием эталона, образца.

Эталоны качества

Для свойств (объекта) совершенно безразлично, чему и как они могли бы соответствовать, и поэтому к свойствам невозможно применить какое-либо требование: если по свойствам объект не соответствует твоим нуждам, оставь его в покое! Но бывает, что объект нашим нуждам соответствует, но вот его добротность, удобство (качественность) не вполне отвечают нашим требованиям, не вполне соответствуют эталону – образцу, стандарту. Если для свойств не может быть никаких «образцов» в принципе (ведь другие свойства – это уже другой объект), то для качеств требования – это ориентир. Именно во всех тех случаях, когда речь идет о рукотворных объектах.

Использование и соответствие

Итак, понятие «использование» тянет за собой понятие «соответствие»: ведь использование чего-либо возможно только благодаря его соответствию той задаче (цели), ради которой объект используется. Понятия «образец», «эталон», «совершенство», «стандарт», «шедевр», «шаблон» – все это понятия, относящиеся к «качеству», а не к «свойству». Свойства как бы спят (или живут своей жизнью), пока мы не решим объект использовать, но «проснувшись» (или повернувшись к нам), они обращаются в качества.

Обращение свойства в качество

Таким образом, «качество» порождается в свойстве его связью с чем-либо, что в свою очередь связано с нами, что значимо для нас. Открываемые фундаментальной наукой свойства объектов значимы потенциально, а из потенциальной в актуальную их значимость превращается путем обращения открытого ранее свойства объекта в некое соответствующее ему качество. Происходит это при его практическом использовании и в соответствии с эталоном удовлетворения нами какой-либо из числа наших потребностей. Следовательно, свойство объекта, вступая в связь с чем-либо за пределами этого объекта и, тем самым, обретая определенную значимость, обращается в качество этого объекта . Проявляя те или иные свойства, объект способен выступать (для нас) в том или ином качестве – как только в этом возникнет нужда.

Взаимное оборачивание «качества» и «свойства»

Итак, различия в содержании понятий «свойство» и «качество» вполне очевидны. Но надо учитывать также, что в повседневной жизни, в языке может происходить и взаимное оборачивание «качества» и «свойства». Пример этого – высказывание «Давайте поговорим о потребительских свойствах качественных и некачественных товаров». Здесь происходит смысловой «ход» от «качества» к «свойству» и обратно, при- чем это тоже имеет практическое значение: именно оно и обусловливает возможность такого «хода», такого взаимного обращения этих понятий. Сама возможность этого связана с наличием у понятия «качество» двух ипостасей: ведь «потребительские свойства» – это вообще-то именно качества объекта, качество объекта в целом, как такового. Его же «качественность» или «некачественность» – это качество во втором его смысле, смысле добротности, надежности, эстетичности, соответствие (потребительским) требованиям. При этом полезно различать качество замысла (план, намерение, сценарий, конструкция, схема) и качество исполнения (реализации) этого замысла (при изготовлении данного предмета). Естественно, речь идет о рукотворных предметах.

Субъективность понятия «качество»

Продолжим наш анализ диалектики понятий «свойство» и «качество». Вот высказывание: «Характерные свойства этого радиоприемника – высокое качество его звучания и устойчивость приема». Понятие «свойство» здесь используется для отличия данного аппарата от других, не обладающих такими свойствами. Его же качества – это то, чем оборачиваются для нас эти его свойства, когда мы начинаем им пользоваться. Если же качество звучания приемника нам безразлично, оно потеряет свою актуальность и значимость, но его свойства сохраняются в полной мере. И еще: для требовательного индивида такие свойства приемника еще не говорят о его высоком качестве (именно для него), тогда как для менее требовательного – это достаточно качественный, а может быть, и «высококачественный» аппарат. Следовательно, понятие «качество» более субъективно, чем понятие «свойство» , и оно связано также с понятием «уровень притязаний».

Соотнесение с индивидуальными потребностями

Не случайно проблема качества более трудная для разрешения в промышленном производстве, чем проблема количества: со всеми их свойствами промышленность может произвести множество приемников.

Но спрос на них будет определяться тем, как мы оценим их качество, их пригодность. Тот, кому уровень приемника безразличен, его купит, тот же, кому уровень этого предмета небезразличен, будет искать лучшего. Это еще раз убеждает нас в том, что свойства становятся качествами именно в соотношении с нами и нашими потребностями, с нашим индивидуальным стандартом потребного результата той или иной потребности . Индивид, любящий музыку, но с неразвитым слухом, будет пользоваться таким радиоприемником, которым индивид с развитой музыкальной потребностью пользоваться не захочет. Свойства приемника будут одними и теми же (он таков, какой он есть, таков, каким его изготовили – какие свойства ему придали), отношение же к нему, а следовательно, и оценка его качества – его способности удовлетворить потребность, могут оказаться самыми различными.

Качество как способность объекта удовлетворить нашу потребность

Понятия «качество» и «свойство» по-разному соотносятся с понятием «оценка». Свойство – это безоцено чное определение – фиксация наличия той или иной черты у объекта, качество – оценочное определение. При этом качество можно определить, как обобщенную меру способности объекта удовлетворить нашу потребность . Если свойства выражают суверенитет вещи («я такая, какая есть»), то ее качества – условная ее черта: признание качества зависит от нашего к объекту отношения, а отношение – это связь, накопленная оценкой (см. нашу книгу «Общество: психология связей и отношений»). «Относись» мы или не «относись » к свойствам объектов, они так и останутся свойствами, и не признавать наличия очевидного свойства может только или дурак, или упрямый, недоброжелательный индивид. Изменять же произвольно нашу оценку качества объекта нам никто не может запретить: это – право каждого. Одного «это» вполне удовлетворяет, другого – нисколько не удовлетворяет – при одних и тех же свойствах вещи: у всех у нас различные гедонические эталоны (см. нашу книгу «Введение в общую психологию»).

Свойства присущи объекту, качеством мы его наделяем

Свойства присущи объекту, качеством же – оценкой качеств – мы его наделяем . «Вещь в себе» – это объект как таковой, со всеми его свойствами, которые нами признаются в большей или меньшей степени. По мере нашего познания объекта (углубления в его природу) мы в нем выявляем все больше свойств, и число их зависит от содержательности объекта. Но чем больше свойств у объекта мы познаем (откроем, выявим), тем больше у нас возможностей его использовать в самых различных направлениях, самыми различными способами. Следовательно, тем больше у него окажется «векторов» качества. Мы уже говорили (на примере топора), как одну и ту же вещь, с одними и теми же свойствами, можно использовать в разном качестве. Скажем ЛСД: это вещество было давно известно – диэтиламид лизергиновой кислоты. Но галлюциногенные его свойства были открыты случайно, в начале прошлого века, и только после этого данное вещество начали употреблять в качестве наркотического средства (то есть вещество нашло свое применение в данном – негативном – качестве).

«Число свойств» и «число качеств»

Между понятиями «число свойств» (объекта) и «число качеств» (объекта) есть определенное соотношение. Чем глубже мы изучим объект, тем больше свойств его выявим (обнаружим, откроем). Процесс познания ведет к возрастанию числа открытых нами свойств объектов. А после того, как свойство объекта выявлено (обнаружено, открыто), объект может употребляться то ли в одном, то ли во многих качествах . Следовательно, сначала мы углубляемся в некое неопределенное множество (черт объектов), а за- тем в нем выделяем подмножество открытых нами – то есть определенных его черт (свойств). Затем некое единичное свойство позволяет нам использовать данный объект – носитель свойства – тоже во множестве: во множестве способов применения, использования, во множестве назначений. Причем в различных ситуациях один и тот же объект, с одним и тем же набором свойств, может выступать в различном качестве, то есть иметь разную значимость .

Обратимся еще раз к известному примеру: умирающий от жажды путник в пустыне нашел мешок с золотом. Естественно, что он разочарован, поскольку дело идет о его жизни, а золото в данных конкретных условиях совершенно бесполезно для сохранения его жизни. В другое время и в другом месте на это же золото можно было бы получить очень много воды, и не только ее: золото можно было бы использовать для выкупа – и тем самым – для сохранения своей жизни. Следовательно, вода как предмет жизненно важной потребности сохраняет свое качество (свою ценность для индивида!) всегда (кроме ситуации, когда кто-либо взялся утопить его, допустим, в реке). Золото же – как опосредующий объект – может выступать в этом качестве в товарно-денежных отношениях, или более непосредственно – в качестве материала для коронки зуба, что делалось до недавнего времени.

Понятия «роль» и «назначение»

Содержания понятий «роль» и «назначение», важные в плане понимания нами сущности качества, совпадают, когда мы говорим об объектах, но могут не совпадать, когда речь идет об индивидах. К примеру, такое высказывание: «Он был там в качестве ее знакомого ». Быть в данном качестве – очевидно ситуационная черта данного индивида, «уходящая» вместе с этой ситуацией. Подобных ситуационных качеств у одного и того же объекта может быть множество . «Назначение» же данного индивида в данной ситуации зависит от того, с какой целью «она» его с собой взяла туда, где он выступил в качестве ее знакомого. С целью показать его своим подругам? Похвастаться знакомством с ним? Использовать его присутствие для чего-либо еще? И все это является различными векторами смысла выражения: «Индивид в данной ситуации в данном качестве».

Образы ожидаемого

Понятно, что образы ожидаемого нами возможны только на основании прошлого опыта, и само ожидание (и предвкушение) может быть расценено, как особое потребностное состояние индивида, проекции им себя на будущее. Но ожидаем мы всегда чего-либо при- страстно: в некоем качестве , которое мы заранее предполагаем у объекта ожиданий, на основании нашего знания его свойств. Мы заранее оценили данный объект, изучив его свойства, и теперь ожидаем (предвкушаем) встречу с ним – если это соответствует какой- либо нашей потребности, если это нужно нам. И нужен он нам при этом в совершенно определенном качестве.

Заключение

Свойство – черта объекта, отражающая его природу

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов именно совокупностью свойств. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать . Следовательно, свойство – это фактор суверенитета объекта, а качество – это фактор его пригодности для удовлетворения наших нужд.
  • Одна и та же черта объекта, которая в соотношении с прочими его чертами выступала как свойство, в соотношении с нами и нашими потребностями выступает уже как качество (этого объекта). Многое здесь зависит от ситуации, в которой мы обращаемся к объекту.
  • Общее свойство различных объектов дает им возможность выступать в одном и том же качестве: к примеру, мясо и хлеб имеют одинаковое свойство – содержат питательные вещества, и поэтому они могут использоваться в одном и том же качестве – в качестве пищи.
  • Когда некое свойство объекта, как определившаяся черта его природы, оказывается в связи с нашими потребностями и, следовательно, обретает ту или иную значимость, это уже качество данного объекта. При этом за чертой – качеством объекта – всегда как бы «просвечивает» та же самая черта, но как свойство.
  • Если главным вектором смысла понятия «свойство » является объект как таковой, то главным вектором смысла понятия «качество» являемся мы сами, наши нужды. Следовательно, всегда важно различать объект как таковой и объект в связи с чем-либо .
  • Между свойствами и качествами (объектов) есть ряд различий. Свойство – безотносительно, качество – относительно. Свойство внеситуационно, качество – ситуационно. Поэтому понятие «качество» соотносимо с понятиями «образец», «ценность», «шедевр», что для «свойства» незначимо. Оценивая качество объекта, мы прослеживаем возможные связи этого объекта, а оценивая свойства объекта, мы замыкаемся на нем самом .

Качество – степень соответствия параметров объекта нашим требованиям

  • Параметры – количественная характеристика свойств объекта, которая имеет определенную меру. Степень же соответствия параметров объекта нашим требованиям (а также образцам, стандартам) – это уже мера его качества. Не случайно бывают (и широко используются) стандарты качества, но не бывает стандартов свойств !
  • Нельзя критиковать объект за наличие у него тех или иных свойств: они – выражение его природы. И если у объекта были бы иные свойства, то это был бы уже другой объект. А вот в каком качестве использовать данный объект с данными его свойствами, это уже наше дело . Каждый из нас способен найти одному и тому же объекту разное применение, то есть способен использовать его в том или ином качестве.
  • «Качественность» объекта – это высокая степень его способности выступать в том или ином качестве: полное его соответствие нашим эталонам и требованиям; особенно это справедливо в отношении рукотворных объектов. Качественность – это то, что мы вложили в данный объект при его изготовлении. Ожидать от свойства нерукотворного объекта соответствия чему бы то ни было – бессмысленно: объект таков, каким создала его природа, но мы способны такое соответствие выявить. Создавая же рукотворные объекты, мы специально закладываем в них именно такие свойства, которые позволяют успешнее их использовать в нужном нам качестве . «Некачественный объект» – тот, который предназначен нами для использования в определенном качестве (роли), но по своим параметрам оказался несоответствующим нашим требованиям.

Качество – «потребительское свойство» объекта

  • Качество можно определить так же, как «потребительское свойство» (объекта). «Потребительское качество» – это тавтология, если речь идет о назначении объекта, но в другом смысле это характеристика степени его соответствия нашим требованиям к его «качественности». Любое свойство объекта, обретая потребительскую актуальность (значимость!), начинает восприниматься нами, как одно из качеств этого объекта.
  • Наряду с понятием «использование» ключевым для понятия «качество» является также и понятие «соответствие ». Действительно, мы всегда держим в голове образы (сочетания черт) объектов, которые способны удовлетворять ту или иную нашу потребность. И при оценке каждого конкретного объекта мы всегда выявляем меру соответствия черт оцениваемого объекта и объекта-образца. Точно такая же оценочная операция, только с другим вектором смысла, используется нами при оценке объекта, как «типичного» или «нетипичного ». Дело в том, что природа объекта может быть неодинаково выражена в конкретных экземплярах этого объекта: у одних она выражена отчетливо, у других – нет. В плане потребности «типичный» ее объект в наибольшей мере отвечает полноте ее удовлетворения, а однородный, но «нетипичный», быть может, окажется пригодным для этого, а быть может, и нет.

1. Свойство // Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1192.

Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина - машина - является предметом, а зеленый - это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре "Волшебные Феи. Скоро в школу".


Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.


Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - синие цветы, на верхнюю - красные цветы и на среднюю - желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку - цветы которые смотрят на право, на среднюю полку - цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы - которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

В процессе ознакомления со свойствами

Развитие словаря дошкольников

1. Особенности восприятия детьми основных признаков предметов (свойств и качеств).

2. Методика ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и развития словаря.

3. Структура и содержание занятий по обучению детей сравнению и обобщению предметов на основе различных свойств и качеств.

1. Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов, которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств (цвет, форма, величина, вес, температура и др.). Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Часто определенные качества обуславливают свойства предметов. Например, если кораблик сделан из тонкой, мягкой бумаги, то он быстро размокнет и утонет. Свойства и качества предметов определяют их функции и назначение. Материал , из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.

Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.

В исследовании Е.С. Слепович отмечается, что в речи детей сначала появляются прилагательные, характеризующие предмет на основе восприятия (зрительного, ощупывания и т.д.), затем на основе изображения (картинки). Это прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, материал. В дальнейшем, дети описывают предметы по представлению и часто заменяют прилагательные местоимениями (всякий, разный).

Н.П. Сакулина выделяет в своих исследованиях две группы детей по особенностям восприятия и описания предметов: одни дети хорошо воспринимают те признаки, которые хорошо видны в данный момент, подбирают к ним точные определения; другие дети называют не только те признаки, которые видят в данный момент, но и привлекают свой опыт, употребляют много сравнений (ручка белая, а бывает разноцветная).

2. Познавательная деятельность детей опирается на практическую деятельность, поэтому для углубления знаний детей о предметах и явлениях необходимо на занятиях организовать активные действия с предметами. Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием. На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и фору предмета надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А что бы узнать предмет твердый или мягкий на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, обозначающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно обозначать способ для выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).



Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.

Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:

Вычленение свойств и качеств предметов на основе сравнения их с противоположными;

Включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например, выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;

Использование словесно-логических упражнений на основе основных признаков предметов;

Составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.

3. Занятия по углублению знаний детей о признаках предметом имеют определенную структуру, включающую три части:

1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;

2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;

3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.

В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки. Важна последовательность сравнения: сначала предметы сравнивают в целом по цвету, форме, величине, назначению; затем вычленяют сходные и различные признаки и на основе этого делают обобщение об особенностях каждого из предметов.

Обобщение знаний детей о свойствах и качествах предметов происходит на занятиях, где дети рассматривают определенный материал (дерево, стекло, пластмасса). Для таких занятий подбираются разнообразные предметы из одного материала. Основным методом будет организация элементарной поисковой деятельности детей.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 412 с.

2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Смирнова Е.О. – М. : Просвещение, 1991. – С. 157

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 250 с.

4. Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.

5. Синицына, Е.И. Умные слова. Серия: «Через игру к совершенству» // Е.И. Синицына. – М. : «Лист», 1999. – 176 с.

6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада // А.И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

Качество и количество - категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Качество выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определённой формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой (ср. Релятивизм). Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остаётся именно этим, а не другим, качественно определённым предметом. Качественная определённость предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создаёт бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.

Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определённости вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «…существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» . Под свойством понимается способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.

Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. В отношениях какого-либо предмета с другими проявляются различные его свойства или группы свойств; в этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений.

Наряду с качественной определённостью все предметы обладают также количественной определённостью: определённой величиной, числом, объёмом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т. д. Количество есть такая определённость вещи, благодаря которой (реально или мысленно) её можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов - отличительный признак количества. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными - количественный характер. В отличие от качества количество не связано так тесно с бытием предмета; количественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определённой для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные. В этом смысле количественная определённость в отличие от качественной характеризуется внешним отношением к природе предметов. Поэтому она и может быть в процессе познания (например, в математике) отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. Исключительно широкая применимость математических теорий в различных по конкретному содержанию областях естествознания и техники объясняется тем, что математика изучает преимущественно количественные отношения.

Качество не может быть сведено к количеству, как это пытаются сделать метафизики . Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определённого качества и количества (меру); он есть качественная величина (количество) и количественно определённое качество. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета или явления, к превращению его в другой предмет или явление (Закон перехода количественных изменений в качественные).

Категория качества выражает определённую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качество выступает как некоторое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества… (определения вещи или явления) и количества… Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нём неизбежно и качество…»

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image002_75.jpg" width="84" height="101 id=">

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

https://pandia.ru/text/78/074/images/image004_49.jpg" width="223" height="149 src=">.jpg" width="510" height="127 src=">

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image008_22.jpg" width="76" height="101">

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:


А теперь правильно назови большой и маленький https://pandia.ru/text/78/074/images/image016_25.gif" width="366" height="274">

А теперь попробуй с помощью обозначений https://pandia.ru/text/78/074/images/image019_9.jpg" width="71" height="101 src="> обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ


Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы , занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image032_3.jpg" width="141" height="95 src=">

3 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image034_2.jpg" width="133" height="86">

Задание 3.

Задание 4.


Задание 5.


Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.