Формирование признаков и фенотипический эффект. Фенотип – это описание индивидуальности человека

Образование форм имён существительных

Задание № 6 связано с нахождением неверного образования форм слова, а иногда и слова вообще. Сложность данного задания заключается в том, что здесь очень много конкретных примеров, которые необходимо запомнить. Поэтому данное задние необходимо выполнять систематически, вспоминая правила, иначе сложно будет найти ошибку.

Предлагаю материал, который вам поможет справиться с данным заданием.

    Образование форм имён существительных.

    Множественное число существительных

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 4.

-а, -я

-ы, -и

борт-бОрты

бухгАлтер-бухгАлтеры

порт-пОрты

возраст-вОзрасты

торт-тОрты

грифель- грИфели

вексель- векселЯ

грунт- грУнты

вензель- вензелЯ

диспетчер-диспЕтчеры

директор-директорА

договОр-договОры

инспектор- инспекторА

драйвер- драйверы

катер- катерА

инженЕр- инженЕры

китель-кителЯ

констрУктор- констрУкторы

кузов-кузовА

лектор-лЕкторы

купол-куполА

лифт-лИфты

округ-округА

плЕйер-плЕйеры

ордер-ордерА

пиговОр- приговОры

паспорт-паспортА

прИнтер- прИнтеры

погреб-погребА

прожЕктор-прожЕкторы

профессор-профессорА

редАктор-редАкторы

сторож-сторожА

рЕктор-рЕкторы

тенор-тенорА

свИтер-свИтеры

флюгер-флюгерА

сЕктор- сЕкторы

фельдшер-фельдшерА

склад-склАды

хутор-хуторА

слЕсарь-слЕсари

штАбель- штабелЯ

снАйпер- снАйперы

штЕмпель- штемпелЯ

трЕнер-трЕнеры

шУлер-шулерА

флот- флОты

фронт- фронтЫ

шофёр-шофЁры

штаб-штабЫ

штурман- штУрманы

    Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казахов

армяне-армЯн

калмЫки-калмЫков

башкИры-башкИр

киргИзы-киргИзов

болгАры-болгАр

монгОлы-монгОлов

бурЯты-бурЯт

таджИки- таджИков

грузИны-грузИн

тунгУсы-тунгУсов

лезгИны-лезгИн

узбЕки- узбЕков

осетИны-осетИн

хорвАты-хорвАтв

румЫны-румЫн

якУты-якУтов

татары-татАр

тУрки- тУрок

туркмЕны-туркмЕн

цыгАне-цыгАн

    Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончание

Нулевое окончание

Нулевое окончание

Окончание –ев (-ов)

Окончание -ей

НЕТ партизан

колен

барышень

платьев

ружей

солдат

плеч

боярышень

устьев

свечей

гусар

чисел

деревень

подмастерьев

кеглей

драгун

кресел

одеялец

носков

саклей

кирасир

брёвен

яблок

метров

распрей

валенок

полотенец

блюдец

граммов

пашей

сапог

волокон

вафель

килограммов

юношей

ч улок

рёбер

туфель

гектаров

будней

ботинок

ядер

кровель

рельсов

яслей

погон

розог

оглобель

апельсинов

дрожжей

эполет

кухонь

свадеб

мандаринов

дровней

ампер

кочерёг

усадеб

помидоров

людей

ватт

ставен

нянь

томатов

отрубей

вольт

басен

дел

баклажанов

саней

ом

песен

брызг

лимонов

аршин

сплетен

брюк

болотцев

микрон

домен

бус

копытцев

герц

черешен

каникул

кружевцев

рентген

носилок

макарон

оконцев

денег

потёмок

салазок

заморозков

сумерек

брелоков

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

    Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда - к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому (общему) понятию: широкая авеню(улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси (город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция , ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

    Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее - вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён сущестиивтельных

    Разговор с Пушкиным - под городом Пушкином.

Встретился с Ростовым - живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже-ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

    Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.

    Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.

    Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода : педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

    Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.

    Различайте слова по лексическому значению:

Листья(на деревьях)- листы (железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты(остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи(кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков) E-mail

  • < Назад

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

    дом - много домов, конь - много коней, степь - нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

    земля - нет земель, петля - нет петель, дело - нет дел, место - нет мест, клеймо - нет клейм, яблоко - нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья - нет вещуний, взгорье - нет взгорий, гнездовье - нет гнездовий, захолустье - нет захолустий, копьё - нет копий, кушанье - нет кушаний, новоселье - нет новоселий, оладья - нет оладий, побережье - нет побережий, сна́добье - нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

    один солдат - несколько солдат; один грузин - несколько грузин, один цыган - несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

    слова женского рода: доля - несколько доле́й, кегля - несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце - несколько боло́тцев, верховье - нет верхо́вьев, дно сосуда - нет до́ньев, дре́вко - нет дре́вков, личико - несколько личиков, остриё - нет остриёв, платье - несколько пла́тьев, устье - несколько у́стьев, шило - несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии - много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

    о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта - 10 гектаров земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно - для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! - в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

    - В трамвае нет местов .
    - Не местов , а мест. Падежов не знаете.
    - А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

    много шофёров , бойцов , гениев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

    много жителей , полей , падежей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин - нулевое окончание с отсечением -ин :

    много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров , пять апельсинов , пять баклажанов (допустимо - пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

    пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов , пара ботов (допустимо - пара бот), нет рельсов (допустимо - нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта - нет вязаных носок и носков ;

    названия национальностей с финалями -н , -р :

    нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов , нет бушменов , нет сванов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

    нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров , нет минёров , нет гусар и гусаров , нет драгун и драгунов , нет гренадер и гренадеров , нет кирасир и кирасиров , нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только граммов , но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров ), гектар (10 гектаров ), дюйм (5 дюймов ), литр (10 литров ), метр (5 метров ), километр (5 километров ), миллиметр (10 миллиметров ), сантиметр (10 сантиметров ), пуд (10 пудов ), фунт (10 фунтов ), фут (5 футов ), ярд (5 ярдов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов ), динар (пять динаров ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля - пара ту́фель, я́блоня - пять я́блонь, цап́ля - пять ца́пель, сва́дьба - пять сва́деб, ра́туша - несколько ра́туш, но: до́ля - пять доле́й; дя́дя - нет дяде́й и дядьёв; ке́гля - пять ке́глей; при́горшня - пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля - нет ро́хлей, ю́ноша - пять ю́ношей.

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

    свеча́ - пять свече́й, статья́ - пять стате́й, семья́ - пять семе́й, бадья́ - нет баде́й, бахча́ - нет бахче́й, простыня́ - пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ - пять кочерёг, огло́бля - пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа - нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля - нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны - нет макарон, деньги - нет денег, опилки - нет опилок, чернила - нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

    джинсы - нет джи́нсов (!), клипсы - нет кли́псов , обои - нет обо́ев , бронхи - нет бро́нхов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

    ро́звальни - нет ро́звальней , схо́дни - нет схо́дней , я́сли - нет я́слей (!), ку́дри - нет кудре́й , гу́сли - нет гу́слей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли - нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли - нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни - нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупл о, полотенц е, песн я, кукл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дупе л, нет полотене ц, нет песе н, нет куко л, нет ро́зо г, нет досо́ к (допустимо - до́со к), нет дереве́ нь, нет са́бе ль, нет ту́фе ль, нет ку́хо нь, нет су́мере к, нет со́пе л и сопл, но: такса - нет такс, утро - несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят - нет буря́т и буря́тов, зять - нет зятьёв, коммента́рий - нет коммента́риев, копы́тце - нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в - нет корректи́вов, низо́вье - низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье - нет подмасте́рьев, поле́нце - нет поле́нцев и полотенец, ту́рок - нет ту́рок, у́хо - без уше́й, ши́ло - нет ши́льев.

  1. Фенотип как результат реализации генотипа в определенной среде.
  2. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках.
  3. Взаимодействие неаллельных генов.

Геном – совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида. При оплодотворении геномы родителей объединяются и образуют клеточный генотип зиготы.

Генотип – совокупность всех генов организма (генетическая конституция). Из генотипа зиготы в процессе онтогенеза возникает много сотен различных клеточных фенотипов. Отдельные клеточные фенотипы формируют фенотип всего организма. Весь процесс жизни от образования зиготы до естественной смерти контролируется генами. Генотип постоянно испытывает воздействие внешней среды, он взаимодействует со средой, что приводит к формированию всех признаков и свойств организма.

Фенотип – все признаки организма, формирующиеся в результате взаимодействия генотипа и среды. (Иогансен – 1803год) свойства любого организма зависят от генотипа и от среды, поэтому формирование организма – результат взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Долгое время считалось, что в зиготе находятся разные хромосомы для разных клеток, однако теперь известно, что в зиготе имеется та же генетическая информация, что и во всех клетках данного организма. В специализированных клетках работают гены, характерные для функций данных клеток, а все остальные – до 95% - заблокированы. Каждая эмбриональная клетка потенциально может стать любой клеткой организма, т.е. специализироваться в любую сторону – полипотентные клетки. Каждая клетка организма способна дифференцироваться только по одному пути. Направление специализации определяется внешней средой (химическим окружением хромосом – цитоплазмой). На самых ранних этапах эмбриогенеза, генотип уже взаимодействует со средой. Взаимодействие удобно просматривать на примере глобиновых генов. До и после рождения эти гены работают неодинаково. В раннем эмбриогенезе включается ген, отвечающий за альфа-цепь гемоглобина (он активен на протяжении всей жизни), а ген, отвечающий за синтез бета-цепи, неактивен. Зато есть ген, отвечающий за синтез гамма-цепи. После рождения ген бета-цепи начинает работать, а гамма - блокируется. Эти изменения связаны с особенностями дыхания. Фетальный гемоглобин легко доносит воздух до зародыша.

Фенотипическое проявление генотипа в зависимости Ио среды изменяется в пределах нормы реакции. От родителей потомки получают специфические типы химических реакций на разные условия среды. Совокупность всех химических реакций определят метаболизм – обмен веществ. Интенсивность обмена веществ варьирует в широких пределах. У каждого человека свои особенности обмена веществ, которые передается от поколения к поколению, и подчиняются законам Менделя. Различия в обмене веществ реализуются в конкретных условиях среды на уровне синтеза белка.

Дифференцированная реакция растений примулы в разных условиях окружающей среды. При обычной температуре 20-25 градусов и нормальном давлении – красные цветы, при повышенной температуре или давлении – белые цветы. Семена обладают теми же свойствами.

Муха – дрозофила имеет ген, формирующий замыкание крыльев на спину. Если мух с мутантным генов выводить при температуре22-25 градусов, крылья загнуты. При более низкой температуре – нормальные крылья и лишь у некоторых – загнуты. Ген обуславливает синтез термочувствительного белка. Поэтому, обсыхая после выхода из куколки, при повышенной температуре происходит деформация крыльев.

Никакие признаки не наследуются . Признаки развиваются на основе взаимодействия генотипа и среды. Наследуется только генотип, т.е. комплекс генов, который определяет норму биологической реакции организма, изменяющую проявление и выраженность признаков в разных условиях среды. Таким образом, организм реагирует на свойства внешней среды. Иногда один и тот же ген в зависимости от генотипа и от условий внешней среды по-разному проявляет признак или меняет полноту выраженности.

Степень проявления фенотипа – экспрессивност ь. Образно ее можно сравнить со степенью тяжести болезни в клинической практике. Экспрессивность подчиняется законам распределения Гаусса (некоторые в малом или среднем количестве). В основе изменчивости экспрессивности лежат и генетические факторы, и факторы внешней среды. Экспрессивность – очень важный показатель фенотипического проявления гена. Количественно ее степень определяют, используя статистический показатель.

Генетический признак может даже не проявляться в некоторых случаях. Если ген есть в генотипе, но он вовсе не проявляется – он пенетрирован. (русский ученый Тимофеев-Рисовский 1927 год). Пенетрантность – количество особей (%), проявляющих в фенотипе данный ген, по отношению к количеству особей, у которых этот признак мог бы проявиться. Пенетрантность свойственна проявлению многих генов. Важен принцип – «все или ничего» - либо проявляется, любо нет.

Наследственный панкреатит – 80%

Вывих бедра – 25%

Пороки развития глаз

Ретинобластома – 80%

Отосклероз – 40%

Колотокома – 10%

Хорея Гентингтона проявляется в непроизвольном подергивании головы. Конечностей, постепенно прогрессирует и приводит к смерти. Может проявиться в раннем постэмбриональном периоде, в зрелом возрасте или не проявиться вообще. И экспрессивность, и пенетрантность поддерживаются естественным отбором, т.е. гены, контролирующие патологические признаки могут иметь разную экспрессивность и пенетрантность: заболевают не все носители гена, а у заболевших степень проявления будет различна. Проявление или неполное проявление признака, а так же его отсутствие зависит от среды и от модифицирующего действия других генов.

1919 год Бриджес ввел термин ген-модификатор . Теоретически любой ген может взаимодействовать с другими генами, а значит, и проявлять модифицирующее действие, но некоторые гены – модификаторы в большей степени. Они часто не имеют собственного признака, но способны усиливать или ослаблять проявление признака, контролируемого другим геном. В формировании признака кроме основных генов проявляют свое действие и модифицирующие гены.

Брахидактилия – может быть резкая или незначительная. Помимо основного гена, есть еще модификатор, который усиливает эффект.

Окраска млекопитающих – белая, черная + модификаторы.

Ген может действовать плейотропно (множественно), т.е. опосредовано влиять на течение разных реакций и развитие многих признаков. Гены могут оказывать влияние на другие признаки на разных стадиях онтогенеза. Если ген включается в позднем онтогенезе, то оказывается незначительное действие. Если на ранних стадиях – изменения более значительны.

Фенилкетанурия. У больных есть мутация, которая выключает фермент – фенилаланин – гидролазу. Поэтому фенилаланин не превращается в тирозин. В результате в крови количество фенилаланина повышается. Если выявить эту патологию рано (до 1 месяца) и перевести ребенка на другое питание, развитие идет нормально, если позднее – понижен размер головного мозга, умственная отсталость, не развиваются нормально, отсутствует пигментация, умственные способности минимальны.

Плейотропность отражает интеграцию генов и признаков.

У человека есть патологический ген, приводящий к синдрому Фанкони (порок развития или отсутствие большого пальца, порок или отсутствие лучевой кости, недоразвитие почки, коричневые пигментные пятна, нехватка кровяных телец).

Есть ген, связанный с Х-хромосомой. Невосприимчивость к инфекциям и нехватка кровяных телец.

Доминантный ген, сцепленный с Х-хромосомой – пилонефрит, лабиринтная тугоухость.

Синдром Марфани – паучьи пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки развития сердца.

Полимерия . Если гены располагаются, каждый в своем отдельном локусе, но их взаимодействие проявляется в одном и том же направлении – это полигены. Один ген проявляет признак незначительно. Полигены дополняют друг друга и оказывают мощное действие – возникает полигенная система – т.е. система является результатом действия одинаково направленных генов. Гены подвергаются значительному влиянию главных генов, которых более 50. полигенных систем известно множество.

При сахарном диабете наблюдается умственная отсталость.

Рост, уровень интеллекта - определяются полигенными системами

Комплементарность – явление, при котором 2 неаллельных гена. Находясь в генотипе, одновременно приводят к формированию нового признака. Если присутствует один из пары – проявляется он.

Примером служат группы крови у человека.

Комплементарность может быть доминантная и рецессивная.

Для того чтобы человек имел нормальный слух, необходимо чтобы работали, согласовано многие гены, и доминантные и рецессивные. Если, хотя бы по одному гену он будет гомозиготен по рецессиву – слух будет ослаблен.

Эпистаз – такое взаимодействие генов, когда ген одной аллельной пары маскируется действием другой аллельной пары. Это обусловлено тем, что ферменты катализируют разные процессы клетки, Когда на одном метаболическом пути действуют несколько генов. Действие их должно быть согласовано во времени.

Механизм: если В выключится, он замаскирует действие С

В – эпистатический ген

С – гипостатический ген

Макьюсик :

Соотношение между генотипом и фенотипом такое, как между характером человека и его репутацией: генотип (и характер) – внутренняя суть индивидуума, фенотип (и репутация) – это то, каким он выглядит или представляется окружающим».

Б) ДНК неравномерно распределяется между дочерними ядрами.

В) репликация ДНК не всегда происходит. Г) закономерно идут процессы редупликации ДНК

Д) образуются дочерние клетки с одинаковыми наследственными признаками

Е) не обеспечивают равномерного распределения генетического материала между дочерними клетками.

7. Установите последовательность этапов митотического цикла, начиная с митоза:

А) Удвоение ДНК Б) Удвоение хромосом

В) Происходит накопление питательных веществ, энергии, синтез АТФ

Г) образование и восстановление необходимого числа органоидов

Д) образование материнской звезды, неполное обособление сестринских хроматид друг от друга Е) конденсация хроматина, и образование хромосом

Ж) деконденсация хромосом, формирование ядерной оболочки, цитотомия

8. Установите последовательность соотношения хромосом и ДНК в митозе:

А) 2п2с Б) 4п4с В) 2п4с

9. Установите последовательность уровней структурной организации хромосом, начиная с наименьшей:

А) конденсированный участок хромосомы

Б) серии петельных доменов

В) двойная спираль ДНК

Г) метафазная хроматида (хромосома)

Д) нуклеосомная нить

Ж) хроматиновая фибрилла
10. Установите соответствие между правилом хромосом и его характеристикой:

11.Установите соответствие между тканями и их характеристикой:

12. Установите соответствие между типом клеток и их митотической активностью

Эталоны ответов:

Часть 1


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

б

г

г

б

в

а

в

в

в

1

а

в

в

а

б

в

а

б

а

г

2

б

в

б

а

г

в

б

б

в

в

3

а

б

г

б

а

в

в

б

а

в

4

а

в

а

а

г

б

б

в

в

б

5

а

б

г

в

г

б

г

г

а

д

6

г

г

б

г

в

в

а

а

а

Часть 2


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

АБГ

БГД

АБД

АГД

БГД

БВЕ

ЕДБЖГАВ

ВБА

ВДБАЖГ

1

БАГВ

ВБА

АБВБВ

Дата _________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Аллельные гены, их взаимодействие. Множественные аллели.
Цель занятия:


  • установить характер и тип наследования признаков у человека, их моно – или полигенность, влияния факторов среды на их проявление.

  • знать наследование наследственных заболеваний у человека
Задачи занятия:

  • изучить основные генетические понятия и закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;

  • решать задачи на разные типы взаимодействия аллельных генов

Генетика - раздел общей биологии, предметом изучения которого являются фундаментальные свойства живого – наследственность и изменчивость. Основоположником генетики является

Г.Мендель, который сформулировал основные закономерности наследования. Функциональной единицей наследственного материала является ген. Большинство признаков контролируется совместным действием многих генов. Система взаимодействующих генов образует генотип особи, реализация которого зависит от конкретных условий окружающей среды. Различают взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Аллельные гены - это гены, которые занимают одинаковые локусы (место) в гомологичных хромосомах.
Тесты контроля итогового уровня знаний (ответить на вопросы, предложенные преподавателем).
ВАРИАНТ №

1 _______ 6 _______

2 _______ 7 _______

3 _______ 8 _______

4 _______ 9 ________

5 _______ 10_______ Количество баллов: _______
Вопросы для самоподготовки:

1. Аллельные гены, виды взаимодействия аллельных генов. Гибридологический анализ взаимодействия аллельных генов.

2. Формирование признаков и фенотипический эффект в 1 и 2 поколениях в случаях: доминирования, неполного доминирования, сверхдоминирования, рецессивного наследования. Приведите примеры наследования признаков у человека.

3. Множественный аллелизм. Наследование групп крови по системе АВО.

4. Явление кодоминирования. Наследование IV группы крови по системе АВО и группы крови L M L N по аллелям М и N.

5. Аллельные исключения.

6. Межаллельная комплементация. Формирование нового признака у гетерозигот. Фенотипический эффект.

7. Особенности плейотропного действия, привести примеры наследования плеотропных признаков у человека.

8. Пенетрантность и экспрессивность в проявлении признаков.

Литература:


  1. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа», 1984г стр.66-83, 87-99, 103.

  2. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа»,1987г. стр.184-188.

  3. Биология под ред. проф. В.Н.Ярыгина, Москва «Высшая школа», 1997г. стр.90, 163-171, 222, 223, 240, 241, 246-253, 367, том№1

  4. Биология, А.А. Слюсарев, С.В.Жукова, Киев,1987г стр.75-79.
Основные термины по теме:

Аллель _________________________________________________________________________

Аллельное исключение _________________________________________________________

Аллельные гены _______________________________________________________________

Альтернативные (контрастные) признаки__________________________________________

Ген __________________________________________________________________________

Геном________________________________________________________________________

Генотип _____________________________________________________________________

Гетерозиготы__________________________________________________________________

Гибриды_____________________________________________________________________

Гипотеза чистоты гамет ________________________________________________________

Гомозиготы___________________________________________________________________

Закон доминирования _________________________________________________________

Закон расщепления ____________________________________________________________

Кодоминантные аллели_________________________________________________________

Кодоминирование _____________________________________________________________

Локус ________________________________________________________________________

Межаллельная комплементация __________________________________________________

Множественный аллелизм ______________________________________________________

Наследование _________________________________________________________________

Наследственность______________________________________________________________

Неполное доминирование _______________________________________________________

Пенетрантность _______________________________________________________________

Плейотропия__________________________________________________________________

Полное доминирование _________________________________________________________

Сверхдоминирование __________________________________________________________

Фенотип _____________________________________________________________________

Чистые линии_________________________________________________________________

Экспрессивность _____________________________________________________________

Ход работы:

Решение задач на разные типы взаимодействия аллельных генов.

Задание №1. Полное доминирование.

Полное доминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором фенотипическое проявление доминантного гена не зависит от другого аллельного гена. Полное доминирование наблюдается в том случае, когда доминантный аллель полностью подавляет рецессивный.

Поэтому гомозиготы АА и гетерозиготы Аа имеют одинаковый доминантный признак в фенотипе. В данном случае развитие признака не зависит от количества т.е. дозы доминантных генов в зиготе, достаточного одного доминантного гена из пары аллелей А_ в генотипе для реализации доминантного признака. При полном доминировании в F 1 все особи единообразны с доминантным признаком. В F 2 в моногибридном скрещивании при явлении полного доминирования происходит расщепление по фенотипу в отношении 3:1 на два фенотипических класса.

У человека по типу полного доминирования наследуются признаки: праворукость, полидактилия, синдактилия, брахидактилия, положительный резус-фактор , рахит.

Пример : шестипалость (полидактилия) наследуется как аутосомный доминантный признак. Какова вероятность проявления этого признака у детей от отца гетерозиготного по данному гену и матери не имеющей этой аномалии

Ответ : вероятность проявления полидактилии у детей равна 50%.


Решение:

Р: ♂ Аа х ♀ аа

F 1: Аа, аа


1. Миоплегия (периодические параличи) наследуется доминантно. В семье, где жена здорова, а муж болен миоплегией, родился здоровый ребенок. Какова вероятность рождения следующего здорового ребенка.
2. Аниридия (отсутствие радужки) наследуется как аутосомный доминантрый признак. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей страдает аниридией, а другой нормален, если известно, что у больного родителя эту аномалию имел только отец.
3. Альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой нормален, родились двуяйцовые близнецы, один из которых нормален, а другой альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребенка – альбиноса.

4. Ахондроплазия (карликовость) передается как доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают ахондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок тоже будет нормальным.

Задание №2. Явление доминирования не исключает все случаи взаимодействия аллельных генов. Существуют взаимодействия по типу: неполного доминирования, кодоминирования, сверхдоминирования, аллельные исключения.

Неполное доминирование.

Неполное доминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором у гетерозигот – Аа признак проявляется в промежуточном значении. Развитие признака зависит от дозы соответствующего аллеля (действие гена дозировано). Доминантный аллель (А ) присутствует в организме гетерозигот (Аа ) в одном экземпляре, он обеспечивает развитие соответствующего признака до известного количественного предела. Увеличение «доз» доминантного аллеля – (А ) в гомозиготном состоянии (АА ) даёт нарастание количества фенотипического проявления признака. Гомозиготы - АА имеют доминантный признак. В F 1 все особи гетерозиготы « Аа» единообразны по фенотипу, имеют в фенотипе промежуточный признак. При неполном доминировании во втором поколении моногибридного скрещивания наблюдается одинаковое расщепление по генотипу и фенотипу в соотношении 1:2:1 на три генетических и фенотипических класса (АА:2Аа:аа).

Могут существовать и другие механизмы неполного доминирования.

Рассмотрим это на примере серповидно-клеточной анемии . Это наследственная гемоглобинопатия, наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Причиной заболевания служит патологический ген «а», формирующий аномальный гемоглобин (HbS), в молекуле которого вместо глутаминовой кислоты в 6-м положении ß-цепи находится валин. Генетический дефект - точечная генная мутация , происходит в структурном гене ДНК, кодирующим ß-цепи гемоглобина. Патологический гемоглобин получил название своё название S - гемоглобин от слова «sicsle» - серп, потому что эритроцит, несущий этот аномальный белок приобретает серповидную форму. Под микроскопом дефектные клетки крови имеют форму усечённого круга или форму полумесяца, в отличие от нормальных округлых клеток. За что эта форма гемоглобинопатии получила название серповидно-клеточной анемии. Гомозиготные особи (аа) умирают обычно до полового созревания, гетерозиготные (Аа) жизнеспособны, анемия у них чаше всего проявляется субклинически в лёгкой форме, АА - здоровы.
Гибридологический анализ:


ген

генотип

признак

А

Аллель,определяющий развитие нормального гемоглобина HbA

а

Аллель определяющий развитие аномального белка HbS

АА

Здоровы, форма гемоглобина HbA, эритроциты нормальной формы

Аа

Лёгкая форма анемии, имеются две формы гемоглобина HbA / HbS

аа

Больные тяжёлой формой серповидноклеточной анемии, форма гемоглобина HbS, эритроциты деформированы в форме серпа

Гетерозиготные (Аа) носители гена гемоглобина S (HbA / HbS) на уровне моря имеют нормальную форму эритроцитов и нормальную концентрацию гемоглобина в крови (полное доминирование гена А над а). Но, на больших высотах (более 2,5-3 тыс. м), в холодное время года, при повышенной нагрузке, а также при полетах на самолете, в условиях гипоксии снижение кислорода у них появляются боли в суставах, сердце, брюшной полости, в области селезенки. У гетерозигот в изменяющихся условиях понижается концентрация нормального гемоглобина - HbA (но все же его содержание намного выше, чем у больных серповидноклеточной анемией - аа). Появляются аномальные эритроциты серповидной формы, наблюдается клиническое проявление анемии.

Этот пример показывает, что доминантность или неполное доминирование может зависеть не только от дозы доминантного гена в зиготе, но и от условий, в которых происходит реализация наследственного признака.

Пример : Определить вероятность рождения детей с разными фенотипами у гетерозиготных родителей, носителей гена серповидноклеточной анемии.

Решение: Р: ♂ Аа х ♀ Аа

G : А, а А, а

Ответ: вероятность рождения абсолютно здоровых детей – 25%, проявления заболевании в экстремальных условиях у взрослого потомства – 50%, летальная форма у 25% детей.
Решите задачи, используя пример.

3. Одна из форм цистинурии наследуется как аутосомный рецессивный признак. У гетерозигот наблюдается лишь повышение содержания цистеина в моче, а у гомозигот – образование цистиновых камней в почках. Определите возможные проявления цистинурии у детей в семье, где один супруг страдал этим заболеванием, а другой лишь повышенное содержание цистина в моче.
4. Семейная гиперхолестеринемия наследуется доминантно через аутосомы. У гетерозигот – высокое содержание холестерина в крови. У гомозигот, кроме того, развиваются доброкачественные опухоли кожи и сухожилий, атеросклероз. Определите возможную степень заболевания у детей в семье, где оба родителя имеют только высокое содержание холестерина в крови.
Задание 3. Множественный аллелизм. Кодоминирование.

Множественный аллелизм – присутствие в генофонде вида одновременно более двух аллелей одного гена. Большинство генов существует в виде двух вариантов аллелей. Но некоторые гены существуют в виде большего числа аллелей. Тогда в популяции имеется не два аллельных гена, а больше три, четыре до нескольких десятков. Такое явление называется множественным аллелизмом. Обозначаются множественные аллели одной буквой с указанием номера: А, а 1 , а 2 , а 3 , а 4. Возникают они в результате многократных генных мутаций одного локуса гена. Чем больше аллельных генов, тем больше их комбинаций попарно. Они дают намного больше генотипов (Аа 1 , Аа 2 , Аа 3 , а 1 а 2 , а 1 а 3 , а 2 а 3 , а 3 а 3), чем двухаллельные гены, дающие только три генотипа (АА, Аа, аа). У одной диплоидной особи может быть только два аллеля из серии множественных аллелей. Характер взаимодействия в серии множественных аллелей может быть по типу полного или неполного доминирования одного аллеля над другим, или кодоминирования. По типу множественных аллелей у человека наследуются: группы крови по системе АВО, цвет глаз, варианты серповидноклеточной анемии: НbA, HbS, HbC.

Кодоминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором разные аллели одного гена в генотипе особи не подавляют друг друга (отсутствуют типичные доминантно-рецессивные отношения), оба аллеля в равной степени проявляют своё действие при одновременном их присутствии в генотипе. Каждый из аллелей кодирует определённый белок. У кодоминантного организма синтезируются оба белка, и в результате в фенотипе формируется новый признак , отличный (непохожий) на признаки контролируемых в отдельности каждым из аллельных генов самостоятельно.

Так у человека кодоминантно наследуется четвёртая группа крови группа крови по системе АВО в результате кодоминирования генов I A и I B (в генотипе присутствуют аллели второй и третьей группы, а в фенотипе формируется четвёртая группа IУ - I A I B) и группа крови MN по аллелям L M и L N .

Наблюдается кодоминантность у гетерозигот Аа по серповидно-клеточной анемии и других форм гемоглобинопатий (талассемии, С, G – формах). Феномен HbA/HbS у гетерозигот Аа проявляется только на уровне синтеза двух полипептидных цепей гемоглобина HbA и HbS.

Гибридологический анализ. Рассмотрим на примере наследования групп крови по системе АВ0. У человека групповая принадлежность крови по системе АВО определяется тремя генами: I O , I A , I B (множественными аллелями). Гены I A и I B доминантны по отношению к гену I O и кодоминантны по отношению друг к другу. Пример наследования групп крови по системе АВО иллюстрирует также и проявление множественного аллелизма


Ген

Генотип

Признак

I O

I O I O

I группа

I A

I A I A – гомозиготы, I A I O – гетерозиготы

II группа

I B

I B I B – гомозиготы, I B I O – гетерозиготы

III группа

I A , I B

I A I B – кодоминанты

IV группа

Пример : определите вероятность рождения ребенка с группой крови такой же, как у родителей: отец с 1 группой крови, а мать с 4 группой.

Решение:

Р: ♂ I O I O х ♀ I A I B

G: I O I A , I B

F 1: I A I O , I B I O

Ответ : вероятность рождения ребёнка с 1 группой крови и с 4 группой крови равна нулю.

Используя пример, решите задачи.

1. Определите вероятность рождения ребенка с группой крови такой же, как у родителей, если родители гетерозиготны по III группе крови

2. Пара супругов имеют II и III группы крови, другая пара – III и IV группы крови. Ребенок имеет группу крови I. Какой паре принадлежит ребенок?

3. В суд поступило заявление о взыскании алиментов в пользу детей со II и III группами крови. Мать имеет IV группу, а предполагаемый отец – I. Какое заключение даст судебная экспертиза.

4. У человека антигены MN- группы крови определяются кодоминатными аллелями - LM и LN. Сколько различных фенотипов групп крови существует у людей, если учитывать со-четания антигенов M, N?

5. Генотип матери L M L M , отца L M L N . Какие сочетания антигенов возможны у их детей?

Задание 4. Плейотропия

Плейотропия – явление, при котором один ген обуславливает развитие нескольких признаков.

Пенетрантность и экспрессивность.

Пенетрантность и экспрессивность - показатели, характеризующие проявление генотипа в фенотип. Они обусловлены системой взаимодействующих генов генотипа (дозой гена, системой полимерных генов, эпистазом, модифицирующим действием со стороны неаллельных генов модификаторов – интенсификаторов и супрессоров), половой принадлежностью и факторами среды.

Пенетрантность – показатель частоты проявления гена (аллелей) в признак. Отражает частоту фенотипического проявления наследственной информации, имеющейся в генотипе.

Пенетрантность рассчитывается по формуле K (П) = х 100%, где К (П)– пенетрантность, n – количество потомков, у которых проявился признак, N – общее количество потомков.

Экспрессивность – это степень фенотипического проявления признака, контролируемого данным геном. Например, интенсивность пигментации кожи у человека.

Рассмотрим генетические закономерности наследования признаков.

Плейотропия.

Пример : Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется полностью доминантным аутосомным геном. Определите вероятность проявления признака у детей в семье, где один родитель гетерозиготен по данному гену, а второй нормален в отношении исследуемых признаков.

Дано:

Ответ : вероятность проявления синдрома дефекта ногтей и коленной чашечки у детей равна 50% (Аа)
Пенетрантность.

Пример : Подагра наследуется по аутосомно – доминантному типу. Пенетрантность гена подагры у мужчин составляет – 20 %, а у женщин равна 0%.

Какова вероятность заболевания подагрой в семье, где родители гетерозиготны в отношении данного признака.

Дано:



Ген

Признак

А

подагра

норма


Решение :

Р: ♂ Аа х ♀ Аа

G: А, а А, а

F 1: АА, Аа, Аа, аа


Вероятность того, что в семье появятся дети, несущие ген подагры, равна ¾.

Но не у всех этот ген проявится. Он будет проявляться лишь у мужчин.

Вероятность рождения мальчиков равна ½.

Следовательно, ген проявит себя равно 3/4 х 1/2 = 3/8.

Ген подагры проявится лишь 20% - 1/5 несущих его мужчин.

Окончательный результат 3/8 х 1/5 = 3/40 или 7,5% или (0,75х 0,5 х 0,2 х 100% = 7,5%).

Ответ : вероятность заболевания подагрой в семье гетерозиготных родителей равна 7,5%.

Используя пример, решите следующие задачи.

1. Некоторые формы шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом, у гомозигот пенетрантность равна 100%, у гетерозигот – 20%. Определить вероятность заболевания детей в семье от брака гетерозиготных родителей.
2. Арахнодактилия, или синдром Марфана , характеризуется сочетанием различных скелетных, глазных и висцеральных аномалий: длинные и тонкие пальцы , подвывих хрусталика – близорукость, аневризм аорты (расширение), астеническая конституция наследуется как плейотропный доминантный аутосомный признак с пенетрантностью 30%. Определить проявление арахнодактилии у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны?

3.Синдром Ван дер Хеви наследуется как доминантный плейотропный аутосомный ген, определяющий голубую окраску склеры, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признаков изменчива. По голубой склере она составляет 100%, хрупкости костей 63%, глухоте – 60%. В брак вступают два гетерозиготных носителя голубой склеры, нормальные в отношении других признаков синдрома. Определить вероятность появления у детей глухоты и хрупкости костей одновременно?

Задание 5. Сверхдоминирование.

Сверхдоминирование - более сильное проявление признака у гетерозигот (Аа), чем у гомозигот (АА, аа). Сверхдоминирование можно определить также как гетерозис (гибридная сила) у растений и животных, возникающий при скрещивании.

Генетическая сверхдоминантность, лучшая приспособленность и более высокая селективная ценность (отборное преимущество) гетерозигот (Аа) от моногибридов с обоими типами гомозигот (АА и аа).

Например: сверхдоминантность наблюдаются, у гетерозигот (Аа) с формами гемоглобина НbA\НbS, они менее подвержены малярии и характеризуются устойчивостью к малярии, гомозиготы (АА) с формами гемоглобина НbА\НbА подвержены малярии в большей степени. В тропической Африке и других районах, где распространена малярия, в популяциях человека постоянно присутствуют все три генотипа - АА, Аа и аа (20-40% населения гетерозиготы - Аа). Оказалось, что сохранение в популяциях человека летальной (смертельной) аллели (а) обусловлено тем, что гетерозиготы (Аа) более устойчивы к малярии и анемия на имеет клинического проявления, чем гомозиготы по нормальному гену их генотип – АА, форма гемоглобина – HbA / HbA - восприимчивы к малярии (тяжёлое заболевание часто заканчивается смертельным исходом), и, следовательно, обладают отборным преимуществом. Особи имеющие HbS/HbS гемоглобин и генотип аа (летальны – тяжёлая форма анемии). Таким образом, получают приоритет особи имеющие эритроциты HbА /HbS – генотип Аа:

HbА/HbА А /HbS > HbS/HbS .
Задание 6. Аллельные исключения.

У гетерозиготного организма Аа наблюдается аллельное исключение в части клеток организма, за счёт факультативного гетерохроматина. Фенотипически проявляются разные аллели: в одних клетках активен доминантный ген, определяющий синтез «тяжёлого » белка, в других – рецессивный, определяющий синтез «легкого» белка. Аллельное исключение увеличивает разнообразие признаков многоклеточного организма при идентичности генотипов соматических клеток (Аа). Например: инактивация одного из аллелей в составе Х-хромосомы способствует тому, что в разных клетках организма, мозаичных по функционирующей хромосоме, фенотипически проявляются разные аллели.

Приведите пример аллельного исключения.

Задание 7. Межаллельная комплементация.

В этом случае возможно формирование нормального признака В у организма, гетерозиготного по двум мутантным аллелям гена В(В 1 В 2) В 1 – мутантный аллель – аномальный пептид – 1, В 2 – мутантный аллель – аномальный пептид – 2, аллель В контролирует нормальный белок. У гетерозигот В 1 В 2 при формировании структурной организации белка компенсируются аномальные изменения белков,обеспечивая образование белка с нормальными свойствами. В результате межаллельной комплементации формируется нормальный признак. Приведите пример межаллельной комплементации.

Таким образом, даже процесс формирования элементарного признака зависит от взаимодействия, по меньшей мере, двух аллельных генов , и конечный результат определяется конкретным сочетанием их в генотипе.
ВЫВОДЫ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: подготовить следующую тему (написать термины, разобрать вопросы для самоподготовки).
Подпись преподавателя_____________________
Тесты контроля итогового уровня знаний:

В заданиях выберите один верный ответ

Фенотипические особенности включают описание кожных покровов, особенностей строения черепа, состояния костей свода, швов, родничков. Оценивают особенности лицевого черепа, глаз; указывают наличие органомегалии и стигм дисэмбриогенеза.

Кожа. Описывают её окраску, эластичность и растяжимость, тургор мягких тканей, наличие и локализацию отёчности, симметрию нормальных кожных складок, наличие локальных изменений. Оценка состояния и описание кожных покровов имеет особое значение для детей с судорожными приступами. Выявление очаговых нарушений пигментации кожи в виде «кофейных пятен», очагов депигментации, гемангиом и невусов может оказать помощь в диагностике целого ряда неврологических заболеваний (факоматозы). Особо следует оценивать степень иктеричности кожных покровов новорождённого, так как неврологическая симптоматика является ключевой в диагностике билирубиновой энцефалопатии.

Окружность головы, состояние швов и родничков. В клинической практике основной характеристикой головы ребёнка является её окружность. Этот показатель следует фиксировать при каждой оценке неврологического статуса. Окружность измеряют сантиметровой лентой, проходящей через наиболее выступающие супраорбитальные и окципитальные точки. Показатели окружности головы доношенных новорождённых представлены в табл. 27-1. У недоношенных новорождённых окружность головы коррелирует с гестационным возрастом и ростом.

Как правило, окружность головы = рост (см)/2+10+-1,5 см.

Таблица 27-1. Окружность головы при рождении у доношенных новорождённых

(по данным Журбы Л.Т., Мастюковой Е.М., 1981).

При конфигурации головы в родах окружность головы может быть оценена ошибочно, поэтому данные об окружности головы должны сопровождаться описанием состояния черепных швов и размеров родничков. Снижение данного показателя ниже предельной величины бывает при врождённой микроцефалии. Так, принято расценивать уменьшение окружности головы ниже возрастной нормы на два стандартных отклонения и более. Отклонение от среднего на три стандартных отклонения служит высокоинформативным маркёром в отношении дальнейшего нарушения интеллектуального развития ребёнка. Большие размеры головы - признак макроцефалии, врождённой гидроцефалии, лакунарного черепа.

К концу 1-го месяца жизни окружность головы доношенного ребёнка увеличивается в среднем на 1,5-2 см. Динамика увеличения окружности головы доношенных новорождённых на протяжении 1-го года жизни приведена в табл. 27-2. Таким образом, в первые 3 мес жизни окружность головы увеличивается в среднем на 2 см в месяц, за 3-6 мес на 1 см в месяц, во втором полугодии по 0,5 см в месяц. За первый год жизни окружность головы доношенного ребёнка увеличивается на 10-12 см.

Таблица 27-2. Средние показатели увеличения окружности головы на первом году жизни

(по данным Каширской Н., Капранова Н. с соавт., 2000).

У недоношенных младенцев увеличение окружности головы в первом полугодии в среднем составляет 1-3 см в месяц, во втором - 0,5-1,0 см в месяц. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15-19 см, достигая к 1 г 44,5-46,5 см.

Задержка темпа роста головы может быть конституциональным признаком, о чём косвенно свидетельствуют малые размеры головы у одного или обоих родителей, либо симптомом задержки развития мозга. Ускоренный рост окружности головы в период новорождённости, если это не конституциональная особенность, свидетельствует о гидроцефалии.

Плотность костей черепа и их краёв, состояние и размеры родничков и черепных швов определяют пальпаторно. Кости черепа здорового доношенного новорождённого, как правило, сразу после рождения достаточно плотные, за исключением мест их стыков - будущих швов - метопического, венечного, сагиттального и ламбдовидного. Метопический шов между лобными костями к рождению частично уже сформирован, так что пальпаторно определяют только ту его часть, которая прилегает к переднему родничку, расположенному на стыке метопического шва с сагиттальным и венечным. Остальные швы пальпируются на всём протяжении. На стыке сагиттального и ламбдовидного швов расположен малый родничок. В месте схождения лобных костей с теменными и височными лежат два передних боковых родничка, а между теменными, височными и затылочными - два задних боковых. В прилегающих к швам и родничкам участках черепные кости менее плотные. Боковые роднички неправильной формы могут быть закрыты к рождению или закрываются в период новорождённости. Малый задний родничок треугольной формы у 25% детей остаётся открытым на протяжении всего периода новорождённости, но постепенно уменьшается. Большой родничок имеет ромбовидную форму. Его размер измеряют между краями правой лобной и левой теменной, левой лобной и правой теменной костей, наиболее выступающими в родничок и обозначающими его границу. Величина большого родничка у новорождённого в среднем составляет 2,5-3,2 см. В связи с исчезновением родовой конфигурации костей черепа размеры большого родничка на протяжении периода новорождённости могут несколько увеличиваться.

При пальпации родничков, особенно переднего, следует определять не только его размеры, но и степень напряжения покрывающей его соединительнотканной перепонки. При этом ребёнок должен находиться в расслабленном состоянии, не кричать и не напрягаться. Рекомендуется оценивать этот показатель в вертикальном положении. Обычно как визуально, так и при пальпации родничок плоский и слегка западает по сравнению с окружающей его поверхностью черепа. Выбухание переднего родничка или повышенное сопротивление надавливанию, обозначаемое как напряжение, а также отсутствие пульсации свидетельствует о повышении внутричерепного давления. Западение родничка и чрезмерная податливость перепонки обычно указывают на обезвоживание организма ребёнка (эксикоз).

В целом на 1-м месяце жизни значительно большее значение, чем абсолютные размеры в момент осмотра, имеет темп их изменения. Быстрое, неуклонно прогрессирующее увеличение родничков и расхождение швов служит признаком повышения внутричерепного давления, что сопровождает развитие гидроцефалии. Ускоренное закрытие родничков и швов наблюдается при поражении ЦНС и формировании вторичной микроцефалии.

Локальные выбухания в области головы новорождённого могут быть обусловлены следующими причинами: так называемой «родовой опухолью», кефалгематомой (поднадкостничным кровоизлиянием), а также мозговой грыжей (менингоцеле, менингоэнцефалоцеле).

Завершая общий осмотр и пальпацию головы, следует оценить соотношение величины мозгового и лицевого черепа. У новорождённого мозговой череп преобладает над лицевым. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой выражено особенно резко. При микроцефалии преобладают размеры лицевого черепа.

Помимо указанных параметров, необходимо отметить наличие черепно-лицевых асимметрий, если таковые имеются. Асимметрия костей мозгового или лицевого черепа - чаще конституциональный признак, но может быть обусловлен и дисэмбриогенезом.

Глаза. В периоде новорождённости глазная симптоматика служит одним из важнейших индикаторов состояния нервной системы, её поражения, наличия судорог. Изучение глаз необходимо начать с исследования склер, кровоизлияния в которые могут свидетельствовать о гипоксии или травме в родах.

В ответ на световой раздражитель ребёнок смыкает веки (если глаза закрыты) или жмурится (если глаза открыты). При слуховом раздражении у новорождённого возникает закрывание глаз (кохлеопальпебральный рефлекс) или сужение зрачка (кохлеопупиллярный рефлекс). Движения глазных яблок у новорождённого недостаточно координированы и толчкообразны, у ряда детей может отмечаться горизонтальный нистагм в покое, а его наличие при вращении ребёнка является признаком сохранности вестибулярного аппарата. Постоянный или длительный (более 20 с) нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный) свидетельствует о раздражении вестибулярного аппарата вследствие гипоксически-ишемического поражения. Крупноразмашистый горизонтальный нистагм может также встречаться у больных в коме, при врождённых аномалиях развития головного мозга, значительном снижении остроты зрения младенца. Наличие преходящего сходящегося косоглазия может быть физиологической особенностью здорового новорождённого, но требует динамического наблюдения. Стойкое сходящееся косоглазие с приведением одного глазного яблока свидетельствует о поражении отводящего нерва; расходящееся косоглазие - о поражении глазодвигательного нерва и часто ассоциируется с птозом на стороне поражения и расширением зрачка.

Органомегалия. Увеличение размеров внутренних органов может встречаться как при синдромальной форме патологии, ассоциированной с неврологическими отклонениями (например, синдром Прадера-Вилли), так и при наследственных нарушениях метаболизма. В частности, гепатомегалия в периоде новорождённости может встречаться при гликогенозах.

Дисэмбриогенетические стигмы. Наличие пяти и более стигм дисэмбриогенеза является показателем повышенного риска последующей задержки психомоторного развития. Устойчивое сочетание малых аномалий развития может служить ключом к диагностике синдромальной формы патологии, ассоциированной с неврологическими отклонениями. Младенцы с высоким уровнем стигматизации должны подвергаться углубленному обследованию с привлечением специалистов-генетиков, использованием специализированных методов лабораторной и инструментальной диагностики.