Где и как жили фараоны в Древнем Египте? Блондинки из египетской знати.

10 неожиданных фактов о фараонах Древнего Египта, которые поразят даже знатоков истории

К фараонам в Египте относились как к богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, живущими в условиях абсолютной роскоши и владычествующими над империей, подобной которой мир никогда не видел. Они питались молоком и медом, в то время, как тысячи людей гибли во время строительства огромных статуй в их честь. А когда их собственная жизнь подходила к концу, фараонов хоронили так, что их тела сохранялись в течение более 4000 лет. У низ была абсолютная власть, они наслаждались жизнью, как никто другой в то время, но порой явно перегибали палку.
1. Гигантские памятники с гениталиями

Сесострис был одним из величайших военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и войска в каждый уголок известного мира и расширил свое государство больше, чем кто-либо в истории Египта. И после каждой битвы он отмечал свой успех путем установки большой колонны с изображением половых органов. Сесострис оставлял такие столбы на месте каждой битвы.

Причем Сесострис делал это довольно забавно: если противостоящая ему армия доблестно сражалась, то он приказывал выгравировать изображение пениса на колонне. Но если противника побеждали без малейших проблем, то на колонне вырезали изображение влагалища.

2. Умывания мочой

Сын Сесостриса, Ферос был слепым. Скорее всего, это была какая-то врожденная болезнь, которую он унаследовал от своего отца, но официальная египетская история гласила, что он был проклят, оскорбив богов. Десять лет спустя после того, как Ферос ослеп, оракул сказал ему, что он может вернуть свое зрение. Все, что Ферос должен был сделать, это промыть глаза мочой женщины, которая никогда не спала с кем-либо другим, кроме своего мужа.

Ферос попытался проделать подобное с помощью своей жены, но это не сработало. Он все еще был слепым, а к жене появился ряд вопросов. После этого Ферос заставил всех женщин в городе по очереди помочиться в горшок и выплеснуть ему мочу в глаза. После многих десятков женщин, случилось чудо — зрение вернулось. В итоге Ферос сразу же женился на этой женщине, а предыдущую жену приказал сжечь.

3. Город, построенный на сломанных спинах

Эхнатон полностью изменил Египет. Перед тем как он вступил на престол, у египтян было много богов, но Эхнатон запретил веру во всех богов, кроме одного: Атона, бога солнца. Он также построил целый новый город, Амарну, в честь своего бога. Для постройки города было задействовано 20000 человек.

На основе костей, найденных на местном городском кладбище, ученые определили, что более двух третей этих работников сломали во время стройки минимум одну кость, а у трети людей был перелом позвоночника. И все это было зря. Как только Эхнатон умер, все, что он делал, было разрушено, а его имя было вычеркнуто из истории Египта.

4. Поддельная борода

Хатшепсут была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Хатшепсут стала известной тем, что при ней были построены некоторые из величайших чудес Египта, но далось ей это вовсе не легко. Египет, возможно, был немного более прогрессивным, чем другие страны вокруг него, но в этой стране по-прежнему не относились к женщинам как к равным. Поэтому женщине было очень нелегко править Египтом. Неудивительно, что Хатшепсут приказала своим людям изображать ее как мужчину.

На всех картинах ее рисовали с рельефной мускулатурой и окладистой бородой. Она называла себя «сыном Ра» и (как утверждают некоторые историки) носила поддельную бороду и в реальной жизни. В итоге ее сын в конечном итоге сделал все, чтобы «стереть» память о Хапшесут из истории, чтобы скрыть, что женщина была фараоном. Он сделал это так хорошо, что об ее существовании никто не знал до 1903 года.

5. Вонючая дипломатия

Амасис явно не был самым вежливым фараоном, который когда-либо сидел на троне Египта. Он был алкоголиком и клептоманом, который воровал вещи своих друзей, приносил себе в дом, а затем попытаться убедить друзей в том, что эти вещи всегда принадлежали ему. Он получил трон силой. Предыдущий правитель отправил Амасиса, чтобы подавить восстание, но когда тот приехал к мятежникам, то понял, что у них довольно неплохие шансы на победу. Поэтому, вместо того, чтобы подавить мятеж, он решил возглавить его.

Амасис отправил фараону объявление войны очень экстравагантным способом, подняв ногу, испустив газы и сказав гонцу: «передай фараону все, что у меня за спиной». Во время правления Амасис продолжил воровать вещи у приближенных, но теперь он он отправлял за оракулами, чтобы те сказали, виновен он или нет. Если оракул говорил, что фараон невиновен, то его казнили как мошенника.

6. Город безносых преступников

Амасис недолго пробыл на троне. Он был илишне суровым правителем, и вскоре его свергли. На этот раз революцию возглавил нубиец по имени Актисанес. Когда он пришел к власти, Актисанес начал бороться с преступниками, причем очень оригинальным способом. Каждому человеку, который совершал преступление по время его правления, отрезали нос.

После этого их ссылали в город Риноколура, название которого буквально переводилось, как «город отрезанных носов». Это был очень странный город. Он был заселен исключительно безносыми преступниками, вынужденными существовать в одних из самых суровых климатических условий в стране. Вода здесь была загрязненной, а жили люди в домах, которые строили сами из разбросанных повсюду кусков щебня.

7. 100 детей от девяти жен

Рамзес II жил так долго, что люди начали всерьез беспокоиться насчет того, что он никогда не умрет. В то время, когда большинство правителей убивали в течение первых нескольких лет их правления, Рамзес II прожил 91 год. За свою жизнь он построил больше статуй и памятников, чем кто-либо из египетских фараонов.

Также, естественно, у него было больше женщин, чем у кого-либо. К времени его смерти у Рамзеса II было, по крайней мере, 100 детей от 9 жен. Когда он вторгся в Хеттское царство, то отказался подписать мирный договор, если ему не отдадут в жены старшую дочь правителя. Также он не «брезговал» своими дочерьми, женившись как минимум на трех их них.

8. Ненависть к животным

Камбис на самом деле не был египтянином, он был персом и сыном Кира Великого. После того, как его народ завоевал Египет, Камбиса поставили во главе этой страны. Почти каждая история, которую египтяне рассказывали о Камбисе, была связана с тем, как он издевался над тем или иным животным. В самом начале правления он пошел к Апису — священному быку, которого египтяне считали богом.

Прямо перед жрецами Аписа, он вытащил кинжал и начал колоть быка, смеясь над ними и приговаривая: «Подобный бог достоин египтян!». Причем это было сделано не просто для того, чтобы поиздеваться над египтянами, он просто любил смотреть, как страдают животные. В свое свободное время, он часто устраивал бои между львятами и щенками и заставлял свою жену смотреть, как те рвут друг друга на части.

9. Одержимость пигмеями

Пепи II было около шести лет, когда унаследовал престол Египта. Он был всего лишь маленьким ребенком, правящим огромным царством, поэтому неудивительно, что его интересы были примерно такими же, как у обычного шестилетнего мальчика. Вскоре после того, как Пепи II стал фараоном, исследователь по имени Харкхуф написал ему письмо, в котором известил, что встретил танцующего пигмея. С тех пор для Пепи II это стало навязчивой идеей.

Пепи II приказал немедленно отбросить все дела и привезти к нему в дворец пигмея, чтобы тот развлекал его танцами. В итоге целая экспедиция все же доставила мальчику-фараону пигмея. Когда он вырос, он уже был настолько испорчен, что он приказывал своим рабам обнажаться, намазываться медом и ходить за ним. А делалось это для того, чтобы фараона не беспокоили мухи.

10. Отказ от смерти

Хотя фараонов и называли бессмертными, тем не менее они умирали. И, хотя они строили пирамиды для загробной жизни, каждый фараон на самом деле сомневался по поводу того, что произойдет, когда он в последний раз закроет свои глаза. Когда к фараону Микерину, который правил в XXVI веке до нашей эры, пришел оракул и сказал, что правителю осталось жить всего 6 лет, фараон пришел в ужас.

Он сделал все возможное, чтобы избежать этого, решив обмануть богов. Микерин посчитал, что можно остановить время, сделав день бесконечным. После этого он каждую ночь зажигал столько ламп, чтобы казалось, что в его покоях продолжается день, и никогда не спал, устраивая по ночам пиршества.

А совсем недавно в трущобах Каира была найдена


За идеализированными изображениями царей и велеречивыми описаниями их божественных подвигов скрывались живые люди - болеющие, стареющие и смертные (статуя Хатшепсут в виде сфинкса)

Недавно смотрела передачу о том, как Захи Хавасс, на то время глава Египетского верховного совета по древностям, искал мумию царицы Хатшепсут. Надо сказать, на экране энтузиазм темпераментного египетского ученого нередко выглядит преждевременным, а иногда даже не совсем обоснованным, и не все выводы однозначно воспринимаются как 100% убедительные, критика его многочисленных оппонентов мне, в общем-то понятна. И вообще, как я понимаю, вокруг египтологии во все времена было много танцев с бубнами, однако передача все равно показалась мне довольно интересной.


Мумия царицы Хатшепсут

Опознать ранее безымянную мумию помогла болезнь царицы, которая быстро свела ее в могилу - в одной из подписанных именем царицы каноп (сосуд-хранилище органов) был обнаружен зуб, который, по-видимому вырвали ей незадолго до смерти, ведь царица страдала зубным абсцессом. Зуб точно «подошел» к челюсти «анонимной» мумии, и так Хатшепсут была опознана после долгих поисков. Позднее было подтверждено родство с другими представителями 18 династии, а точнее, совпала митохондриальная ДНК бабушки царицы и самой Хатшепсут.

Фигура придворного карлика Сэнеба с женой и детьми (5-6 династия, Каирский музей).
Этот человек был погребальным жрецом и страдал ахондроплазией - заболеванием, когда зоны роста трубчатых костей закрываются преждевременно и пропорции тела сильно нарушаются.

Вот так открылся интимный секрет правительницы Египта - у нее был плохой стоматолог. Зубы у мумии были в плачевном состоянии. Впрочем, как и весь костный скелет - кости оказались сильно размягченными, правда, я не поняла из передачи, как исследователи определили, что это изменение костной ткани было прижизненным. Периодонтальный абсцесс приносил царице долгие изматывающие мучения; скорее всего, ей тяжело было есть, царицу мучила сильная боль. Придворные врачи в конце концов вырвали зуб, но было поздно - инфекция распространилась по организму, и царица скончалась в возрасте примерно 50 лет.

Также при помощи сканирования мумии удалось определить, что царица страдала от довольно большой опухоли в брюшной полости и имела лишний вес (и вообще была женщиной крупной, но с красивым точеным лицом с благородными чертами). Очаг опухоли располагался в печени, метастазы распространились в кости. Не исключено, что для организма, истерзанного онкологическим заболеванием (а еще и диабетом), инфекция зуба стала последней каплей. Да и сама жизнь царицы на тот момент, надо сказать, для нее потеряла смысл - ее единственная дочь, юная Нефрура умерла, давно почили ее родители и муж, ее любимый друг, советник и самый близкий человек, архитектор Семнут тоже скончался - все близкие уже были в Царстве мертвых.


На древнем папирусе изображены костоправы - хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.

Исследователи обнаружили также, что кроме всего прочего у Хатшепсут было генетически обусловленное заболевание кожи, от которого страдал весь ее род - что-то вроде экземы или псориаза, отчего ее кожа была покрыта некрасивыми зудящими бляшками. Этой же болезнью страдал ее отец, муж-брат и некоторые другие родственники.

Есть одна интересная версия происхождения опухоли во чреве царицы - ученые из Египетского музея Боннского университета обнаружили в лекарстве для кожи царицы опасные канцерогены - креозот и бензапирен. Это открылось после исследования флакона с мазью или лосьоном (это явно был не парфюм - очень уж гадкий запах издавало вещество, и очень уж у него специфический состав), снадобье также содержало разные масла и призвано было снимать воспаление и уменьшать зуд. Видимо, несчастная царица, страдая от зуда и втирая спасительное средство, не догадывалась, что сама себя потихоньку травит.


Смертельный флакончик Хатшепсут (фото AP Photo / DAPD, Sascha Schuermann).

Мне стало интересно: ведь за последние 20 лет современная исследовательская наука обзавелась очень эффективными методами - несколько методик сканирования, сцинтиграфия, точнейший химический, генетический и ДНК-анализ, а уж современные микроскопы скоро будут разглядывать бозоны. Должно же это все использоваться для исследования мумий, и не только таких знаменитых, как Хатшепсут. Интересно стало, и какими болезнями вообще болели древние египтяне. Порылась в книге и Интернете, оказалось, что в патопалеологии современная наука весьма преуспела за последние годы.

Относительно недавно была тщательно исследована мумия еще одного знаменитого правителя - Тутанхамона, правда, знаменит он не столько своими деяниями, так как умер всего в 19 лет, сколько своим роскошным не разграбленным захоронением.


На этой стеле времен 18-й династиии мы видим жертву полиомиелита - мужчина с деформированной стопой, опирающийся на костыль.

Традиционно считалось, что он погиб от осложнения ранения, полученного, возможно, на охоте, однако оказалось, что все гораздо прозаичнее - царя убила тропическая малярия - недуг, весьма распространенный в болотистой местности вокруг Нила. Из тканей мумии была выделена ДНК малярийного плазмодия.

Надо сказать, что юный царь вряд ли долго протянул в любом случае, здоровье у него явно было не богатырское. И на охоте он точно не скакал резво с кочки на кочку, так как вряд ли мог передвигаться без костылей. Его родители были родными братом и сестрой, что в Древнем Египте было вполне нормальной практикой из-за особенностей престолонаследования, поэтому у царя был целый букет генетических дефектов. У него было обнаружено незаращение верхнего нёба («волчья пасть»), болезнь Кёлера, которая привела к сильной деформации ступни, на другой ступне отмечалось врожденное отсутствие нескольких пальцев.


Реконструкция облика Тутанхамона (здесь все пальцы на месте)

В погребении царя Тута обнаружили мумии двух мертворожденных младенцев, видимо его детей; у них тоже были врожденные аномалии, такие как незаращение позвоночного столба и деформация черепа, как при гидроцефалии.

Первым серьезным исследователем египетских мумий на предмет причин смерти и прижизненных заболеваний стал американский патологоанатом Майкл Циммерман (нет, не тот что застрелил чернокожего подростка). Свои исследования он начал еще в 1993 году, еще без мудреных методик. Поначалу исследования затруднялись тем, что ткани мумий были чересчур сухими и одеревеневшими, чтобы можно было изучить их клеточный состав. Позднее образцы, взятые у мумий, научились размачивать в растворе на основе алкоголя и соды.


Древние египтяне практиковали обрезание у мужчин. В жарком климате, в клубах пустынной пыли это было необходимо. На картинке обрезают взрослых - рабов из варварских племен, по-видимому. Сами египтяне "проходили" обрезание в раннем детстве.

Циммерману пришлось столкнуться со множеством трудностей (даже с фальшивыми «мумиями»), но он сумел сделать ряд интересных открытий.
Первый его «пациент», как оказалось, скончался от пневмонии, вызванной клебсиелами - это и сейчас частый возбудитель инфекций дыхательных путей, в норме спокойно сосуществующий с организмом человека, а при ослаблении или переохлаждении организма становящийся болезнетворным. Видимо, бедолаге, мумию которого исследовал американец, как раз не повезло.


Долгое время считалось, что фараон-еретик Эхнатон, супруг Нефертити, страдал редким генетическим заболеванием - синдромом Марфана. У таких больных длинные некрасивые конечности, широкий таз, вытянутое лицо с "собачьими" глазами. Исследования мумий близких родственников (мумия самого еретика не найдена) показали: многие родные были похожи на Эхнатона внешне, но никаких признаков Марфана у них не обнаружено. Так что фараон просто был урод имел специфическую внешность, романтически обыгранную художниками и скульпторами.

Также Циммерман столкнулся с первым найденным покойником, погибшим от туберкулеза - это был 6-летний ребенок, умерший з 1300 лет днэ (правда, позже на территории нынешнего Израиля обнаружили еще более древних «туберкулезников» - мать и младенец, останкам которых более 9000 лет).

Вообще туберкулез был настоящим бичом Египта. Ведь поселения египтян были скученными, семьи довольно большими, а жилища тесными. Смертность от этой болезни была высока и среди детей, и среди взрослых. Обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза, ученые предполагают, что возбудитель и появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. Обнаруживаются останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только легочных. Довольно распространен был костный туберкулез.


Египтянки, как вы видите, рожали детей, сидя на корточках.

Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания - болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.


Египетские хирургические инструменты (отсюда)

Его оппоненты считают, что, возможно, при исследовании мумий страдает «выявляемость» - рак все-таки был, только через тысячи лет его сложно обнаружить. Возможным они считают и то, что короткая средняя продолжительность жизни египтян попросту не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.

Циммерман возражает, что ему попадались мумии 90-летних стариков, и у его «испытуемых» часто встречались обменные болезни пожилого возраста - диабет, атеросклероз и остеоартроз. Очень широкое распространение атеросклероза как раз удивляет - это отмечали и другие исследователи. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво (и может, у них тоже были фаст-фуды?) или с генетикой, ведь у египтян в порядке вещей были близкородственные браки.


Древнеегипетский протез большого пальца ноги - не для красоты, для захоронения: у умершего обязательно должны были присутствовать все полагающиеся части тела.

Еще недавно исследовали 52 мумии из Каирского музея, встретился еще один рак - опухоль простаты у пожилого мужчины, и подтвердилось наблюдение Циммермана - более чем у трети обнаружился атеросклероз.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только Хатшепсут страдала от проблем с зубами. У большинства исследованных останков зубы были очень так себе. Во-первых, очень распространены были тяжелые зубные инфекционные осложнения - абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии.

Во-вторых, отмечается сильная истертость жевательных поверхностей зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, который быстро «стирал» зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жесткой грубой пищи. Найдены и следы работы древних дантистов - в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.


Царица Пунта Ати, встреченная послами царицы Хатшепсут, явно страдала сильным ожирением или даже слоновостью, что произвело сильное впечатление на египтян. Излишняя полнота в Египте явно была не в почете...

Интересно, что от зубного абсцесса, вероятно, скончался еще как минимум один правитель - Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена. У него, как у многих, обнаружен атеросклероз, а также много следов от боевых ранений и старых переломов, и еще возрастной артрит. А еще оказалось, что в молодости фараон был рыжеволос! Сначала рыжему цвету редких оставшихся волос мумии ученые не придали значения - покойникам волосы нередко окрашивали хной, но при исследовании обнаружилось, что таков был и природный пигмент.

Были абсцессы челюсти и у других фараонов (у Псусенеса Первого, например; он умер очень пожилым, когда уже весь был скрюченный от артрита).

...Хотя сами египтяне далеко не все были помешаны на диетах! (статуя сельского старосты Каапера, 25 век до нашей эры, дерево(!!!)).

Было найдено мумифицированное тельце годовалого ребенка, явно умершего от цинги - казалось бы, как допустили болезнь, вызванную недостатком витамина С?! У них же там полно лимонов! Возможно, малыш «получил» болезнь от матери, страдавшей цингой, и у нее не хватало нужного витамина в грудном молоке.

В общем, целая медицинская энциклопедия! У исследованных останков иногда диагностировались болезни и довольно редкие - синдром Хенда-Шюллера-Крисчена, например, (такое врожденное нарушение обмена липидов, когда у человека образуются очаги размягчения костей черепа). Частенько находили остеомиелит - ведь антибиотиков не было, и любой осложнившийся перелом кости мог закончиться плачевно.


Пивоварня.
Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

Тут следует упомянуть интереснейший документ - "Папирус Смита". Это настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов ведения их.

Например:
«Случай пятый.
Название: Инструкции, касающиеся зияющей раны в голове, с разбитым черепом. Осмотр: Если ты осматриваешь мужчину, имеющего зияющую рану в голове, проникающую до кости, (и) с расколотым черепом; ты должен ощупать рану. Желательно найти то, что разбило череп, если части этого находятся в глубине раны (и); извлечь плавающие под твоими перстами осколки. В то время над раной может находиться опухоль, кровь может течь из обоих ноздрей (и) и обеих ушей, (и) человек страдает чувством жесткости в его шее, так что он не в состоянии смотреть на оба своих плеча и грудь (в современной неврологии это называется «ригидность мышц затылка»).
Диагноз: ты должен сказать по поводу него: "Это зияющая рана в голове, проникающая до костей, (и) разбитый череп, с жесткостью в шее, не связанной с другим недугом".
Лечение: ты не связать слишком туго, но соединяешь и фиксируешь осколки, на все время, пока ранение не излечится».

Представляете? Всего-то!
Удивительно, что раны описаны очень подробно, и рекомендации в большинстве случаев даны толково! И никакой магии, которую вполне можно было ожидать встретить в египетском манускрипте, ведь египтяне были буквально на ней помешаны!

Магию использовали в одном случае - при чуме, перед лицом Черной смерти древние врачи были бессильны.

Из-за постоянной пыли египтяне, скорее всего, страдали болезнями глаз. Красивенькие стрелочки на глазах фараонов и их жен - это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита. Она как раз и защищала от попадания пыли.


Древний окулист (а может и косметолог)

Думаю, и скорпионы их кусали, и змеи - ведь не зря защиты от них просили от бога Гора. И крокодилы их конечно ели, и всякие крупные кошачьи грызли. Травмы были частым явлением, и военные - особенно.
В захоронениях строителей обнаруживаются скелеты с сильными разрастаниями костной ткани в поясничном отделе - из-за ношения тяжестей, но все эти болезни свойственны были и другим народам, и в другие времена.

Так что мерли египтяне, в основном из-за инфарктов и инсультов в результате атеросклероза, а также из-за инфекций - малярии, шистосомоза и туберкулеза. Ну, или насильственной смертью.

А вы живите долго и не болейте!

Роль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. В научной литературе высказано немало разных точек зрения по этой проблеме. Однако нас прежде всего интересует взгляд самих древних египтян на фараона, на его место в обществе и в религии. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египтяне якобы верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ Египта - находится под началом не человека, а бога. По этому поводу акад. Б. А. Тураев писал: "В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "Царь - бог при жизни и по смерти... Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу... Имя его не произносилось всуе...". Однако в последнее время эта точка зрения подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований. В данной главе приводится максимально адекватное изложение египетской концепции о природе власти фараона с привлечением результатов новейших исследований и прежде всего замечательной работы крупного французского египтолога Ж. Позенера. Но прежде чем приступить к этому изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о происхождении термина "фараон". Помимо египетских текстов этот термин встречается в Библии как видоизмененная форма устойчивого словосочетания двух египетских слов "пер-аа", что значит "дом великий", служившего, начиная с XVIII династии, для метафорического обозначения того, кто живет в "доме великом", т. е. во дворце. Из Библии "пер-аа" проникло и в европейские языки.

В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Как отметил Б. Тураев, "земной Египет переносил свои условия в мир богов. Эти условия предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визирей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визиря бога Ра-Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном. Конечно, и это не могло не влиять на развитие генотеистических представлений". Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта.

Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая и греко-римское время. Эта религиозно-политическая фикция сыграла огромную роль в египетской религии и политике, всемерно способствуя укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. Огромную роль в становлении этой фикции сыграло жречество Гелиополя во времена V династии.

Рассмотрим пятичленную титулатуру фараона в ее традиционной египтологической интерпретации. Первым членом титулатуры было имя фараона как воплощения бога Хора, включавшего в качестве обязательного компонента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии - "Хор, жизнь рождений", Тутмоса III - "Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах" и т. д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения "двух владычиц" - богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождественно имени Хора - "жизнь рождений", у Тутмоса III оно звучало: "Устойчивое явление Ра". Третий член титулатуры состоял из имени фараона как "золотого Хора". У Сенусерта I это было опять "жизнь рождений", у Тутмоса III - "могучий силой, святой коронами". Четвертый член титулатуры начинался словами: "Царь Верхнего и царь Нижнего Египта", затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I - Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III - Мен-Хепер-Ра). Пятым членом титулатуры служило, так сказать, "отчество", которое предварялось словами "сын Ра", затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, - Тутмос-Нефер-Хепер.

Из приведенных примеров двух пятичленных титулатур - фараонов Сенусерта I и Тутмоса III - нетрудно видеть, что титулатура фараона была теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Первый член титулатуры, представляющий фараона как воплощение бога Хора, - древнейший, он налицо в памятниках фараонов I и II династий. Второй член титулатуры отождествляет фараона с "двумя владычицами", т. е. утверждает единую власть фараона над обеими частями Египта: Верхним и Нижним. Причем имеется в виду не просто политическое единство страны, а религиозно-политическое, ибо фараон воплощал богинь. По поводу имени фараона как "золотого Хора" высказывались различные мнения. Не подлежит, однако, сомнению, что это имя какой-то ипостаси бога Хора. И наконец, пятый член титулатуры начинался словами "сын Ра", после которых следовало имя этого сына. Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом.

В дополнение к фикции божественной природы фараона существовала другая фикция, имевшая целью "доказать" первую. Суть ее состояла в том, что фараон не просто объявлялся "сыном Ра", но и в самом деле был рожден царицей от самого бога Pa, представшего в образе фараона. Эта версия о теогамии возникла, несомненно, уже в эпоху Древнего царства. В знаменитом папирусе Весткар, содержащем сказку о происхождении царей V династии, рассказывается о жреце бога Ра по имени Раусера и его жене Реджедет, которая родила трех мальчиков, но не от своего мужа, жреца, а от самого бога Ра (папирус Весткар 9, 9-10). Возмужав, они положили начало V династии. От более поздних времен, точнее, от XVII династии до нас дошли храмовые тексты и изображения, четко выражающие эту концепцию. В храме царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранились весьма интересные и поучительные изображения и надписи, рассказывающие о рождении женщины-фараона. Как известно, подлинными, земными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и его жена, царица Яхмос. Изображения же и сопровождающие их надписи не оставляют ни малейшего сомнения в том, что знаменитая царица считалась официально дочерью царицы Яхмос и бога Амона (в те времена верховного бога Египта, отождествленного с богом Ра). Сопровождаемый богом Тотом, Амон направляется в покои царицы, приняв образ ее земного супруга, фараона Тутмоса I. Божественный аромат, исходящий от него, волнует царицу. Она воспламеняется страстью к богу и отдается ему. Рождается дитя божественного происхождения - Хатшепсут. Аналогичные изображения и подписи повествуют о рождении в Луксоре фараона Аменхотепа III, земными родителями которого были фараон Тутмос IV и царица Мутемуйя, а "подлинным" отцом - сам бог Амон. Таким образом, в отношении двух фараонов XVIII династии - Хатшепсут и Аменхотепа III - мы имеем совершенно неопровержимое доказательство концепции "двойного отцовства".

Эта концепция существовала и много позже - она отражена в коптском романе об Александре Македонском Псевдо-Каллисфена, где прямо говорится: "Царь Александр, сын бога Амона и Олимпиады..." (I, 21). Олимпиада была исторической, земной матерью македонского завоевателя. Г. Масперо, конечно, прав, утверждая, что все это - отголосок представлений египтян о рождении фараона, воплощенных в изображениях и надписях на стенах храмов.

Здесь нельзя обойти молчанием весьма интересный факт: концепция "двойного отцовства" проникла в мифологию раннего христианства. Она присутствует в одном из коптских апокрифов (история плотника Иосифа). В полном противоречии с каноническими евангелиями Христос говорит о двух своих отцах - о "любимом отце Иосифе", "отце по плоти", и о "благом отце в небесах". В подтверждение божественной природы фараона неоднократно приводился и тот несомненный факт, что в ряде египетских текстов сохранились гимны, в которых фараоны воспеваются как боги. Таковы, например, гимны фараону Сенусерту III (кахунские папирусы), гимн Рамсесу II (Кубанская стела), гимн Ме-ренпта (папирус Салье I), гимн Рамсесу IV (Туринский остракон № 2161).

В ряде случаев фараоны (в частности, Рамсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображениями, которым поклонялись как изображениям богов.

В текстах, исходивших из официальных кругов - храмов, дворцов и т. п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в целях упрочения его авторитета. Слово "бог благой" (ntr nfr), "фараон" (рr с;), "царь" (nswt) имели один и тот же денотат - "живой царь", "фараон".

Совокупность этих фактов легла в основу традиционной египтологической концепции о роли фараонов в египетской религии как "подлинных богов". Однако, как показал Ж. Позенер, основываясь на тщательном анализе множества текстов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме, разрешение ее в традиционном плане страдает безусловной односторонностью. Египтяне, конечно, не могли считать фараонов, реальных людей, подлинными богами, невидимыми сверхъестественными существами, - различие между теми и другими было слишком безусловным и неопровержимым. Божественная природа фараона не что иное, как результат религиозно-политических убеждений, в то время как его человеческое естество было дано в непосредственных ощущениях и в полной мере отражено в ряде текстов. Как повествуется в знаменитой поэме о Кадешской битве, Рамсес II, окруженный многочисленными врагами, обращается с молитвой о помощи к своему "отцу", богу Амону, и тот спасает возлюбленного "сына" от угрожающей ему смертельной опасности. Это только один из множества примеров, свидетельствующих о том, что фараон, как и прочие смертные, в трудную минуту жизни искал помощи у богов.

Воспевание фараона как подлинного бога не более чем литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В уже упомянутом гимне Сенусерту III, например, фараон воспевается как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. В знаменитой "Повести о Синухе" воспевается как бог фараон Сенусеот I и также содержится молитва за него богам. Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор исследователи не обращали на это внимания, подчеркивая лишь все то, что характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. Фараон мыслился как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. И еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог.

На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. Естественно, он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром богов и Египтом в целом", однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек", приближенный к богам обстоятельствами своего появления на свет. Он единственный из смертных имел доступ к богам: бесчисленные рельефы храмов изображают его среди богов. Фараон, и только фараон, служит богам в интересах своего народа - многочисленное жречество отправляет культ лишь по его повелению, только от его имени приносятся во всей стране жертвы богам. Сам по себе фараон лишен способности творить чудеса; они происходят по воле богов, однако в отдельных случаях боги могли проявлять свою волю через фараона. Для единственного "богочеловека" был разработан специальный этикет, в соответствии с которым с ним сносились простые смертные, в том числе и крупнейшие сановники государства. Соотношение богов и царя четко определено в одном из текстов времен XVIII династии. В храме, построенном царицей Хатшепсут, имеется надпись, содержащая слова "царя богов", Амона, обращенные к царице Хатшепсут: "Мое имя - во главе всех богов, твое имя - во главе людей".

Представление о божественном происхождении царской власти, о "богочеловеке", о его близости к миру богов "впоследствии имело могущественное влияние (через Птоле-меев) на Рим и Византию".

В заключение следует упомянуть о празднике хеб-сед, который "справлялся в большинстве случаев через определенные промежутки времени - первый раз на 30-м году правления фараона, а затем через каждые три года. Однако имеются случаи празднования хеб-сед и в иные даты". Это один из древнейших праздников, связанных с фараоном, восходящих к первобытному доклассовому обществу. "Основной целью хеб-седа было обновление сил правителя Египта... Хеб-сед был пережитком, заменой некогда существовавшего в первобытном Египте ритуального убийства предводителя племен". С этим частным вопросом тесно связана и более общая проблема происхождения фараоновой власти. "Культ же египетского фараона и весь связанный с ним сложный ритуал останется непонятным без учета представлений, обусловивших на предыдущих этапах развития общества возникновение культа племенного вождя. Согласно представлениям, широко распространенным у многих племен, вождь считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. Развивающийся с течением времени культ вождя, с одной стороны, сосредоточивает в себе пережитки древнейших тотемистических представлений, а с другой стороны, втягивает в свою орбиту родовые земледельческие культы духов зерна, хлеба, природы. Вождь и старейшины используют значение этих культов для закрепления своего ведущего положения в роде.

В свете этих представлений становится понятным тот факт, что и фараоны Египта также продолжают считаться, подобно древним племенным вождям, магическим средоточием плодородия страны. Так, фараон принимает обязательное активное участие в обрядах, связанных с основными моментами земледельческой жизни страны: при наступлении времени подъема Нила фараон бросает в реку свиток с приказом начать разлив, фараон первым торжественно начинает подготовку почвы для посева, он же срезает первый сноп на общегосударственном празднике жатвы, и он же приносит за всю страну благодарственную жертву богине урожая Рененут после окончания полевых работ года".

Обожествление фараона в Египте имело место на протяжении всей истории страны, распространилось на греко-македонских царей Египта - Лагидов (Птолемеев), оказало безусловное влияние на римских императоров, в империю которых Египет входил в качестве провинции. Обожествление же простых смертных было в Египте явлением исключительным. Обожествляться могли представители высшей египетской бюрократии. Был обожествлен, например, везир Иси (конец эпохи Древнего царства). Культ его отправлялся недалеко от Эдфу еще на исходе эпохи Среднего царства. Другой везир, по имени Имхотеп, также времени Древнего царства, помощник царя Джосера, строитель и врач, был обожествлен в качестве бога врачевания (гробница его не обнаружена). Греки отождествляли его со своим Асклепием. Культ его справлялся в Саккаре. Был обожествлен и некий Аменхотеп, сын Хапу, живший во времена XVIII династии, в правление фараона Аменхотепа III. В его честь был даже сооружен заупокойный; храм. Культы эти были очень устойчивы; их объекты упоминаются в разных текстах в связи со своими особыми качествами, раздутыми народной молвой.

К божествам этого типа были причислены и некоторые фараоны спустя много лет после смерти. Их чтили как богов определенной местности. Таковыми были Аменемхат III в Фаюме и Аменхотеп I и его мать Яхмос-Нефретере в некрополе Фив.

Обожествление было следствием впечатления, произведенного упомянутыми выше лицами в данной местности еще при жизни, или происходило в связи с бытованием на данной территории преданий и легенд, которые складывались о них после смерти. Процесс обожествления облегчался высоким общественным положением, приближенностью к божественной особе фараона.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер — аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра . За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен — Хепер — Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос — Нефер — Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким — либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии.

Правили не только мужчины — фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. Во всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор, согласно которому боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам.

Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали некоторые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации.

Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил 67 лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

Похороны фараона

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове.

Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

К египетским царям относились как к настоящим живым богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций жили в роскоши, и в их руках находилась доселе невероятная для одного человека власть.

Египетские правители жили припеваючи, пока целые сотни или даже тысячи людей погибали во время строительства величественных пирамид и статуй в их честь. А когда умирали сами фараоны , их хоронили в гигантских гробницах, которые скрывали их тела от посторонних глаз почти 4000 лет.

В истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и влиятельности и не жил в таком достатке, как фараоны. Порой такое всемогущество очень портило царей, что вполне неудивительно для несовершенной человеческой натуры.

10. Одержимость пигмеями и фараон Пепи II

Пепи (Pepi) Второму было примерно 6 лет, когда он стал царем Египта, то есть когда ему было поручено править целым царством, он был всего лишь маленьким ребенком. Несомненно, в руках Пепи было сосредоточено намного больше власти, чем стоит доверять 6-летнему несмышленышу.

Неудивительно, что юный царь с детства был очень испорченным ребенком. Вскоре после своего вступления на трон, Пепи получил от исследователя по имени Харкуф (Harkhuf) письмо, в котором тот рассказал фараону историю о встрече с танцующим пигмеем (представитель низкорослого африканского народа, обитающего в экваториальных лесах). Это послание настолько поразило и воодушевило фараона, что он захотел увидеть диковинного пигмея лично

«Бросай все и приезжай с ним ко мне во дворец!», – написал в ответ Пепи. Ребенок распорядился, чтобы с Харкуфом ничего не случилось, и серьезно позаботился об охране. «Когда вы будете садиться в лодку, собери доверенных слуг, и пусть они обступят пигмея со всех сторон во время ходьбы по трапу, чтобы тот ни в коем случае не упал в воду! Когда пигмей будет ложиться спать в свой гамак, вокруг него тоже должны лежать преданные тебе люди. Каждую ночь проверяй его по 10 раз!», – строго приказал фараон. В итоге Пепи заполучил своего пигмея в целости и сохранности.

С детства он привык получать все желаемое и считать себя намного более важным, чем кто-либо еще на Земле. Ко времени, когда он достиг более зрелого возраста, фараон был уже настолько испорченным и капризным человеком, что даже заставлял своих рабов обмазываться медом и ходить вокруг него голышом, чтобы Пепи не беспокоили мухи.

9. Гигантские генитальные памятники царя Сесостриса

Сесострис (Sesostris) был одним из самых великих военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и армии во все концы известного ему мира и распространил египетское царство дальше, чем кто-либо из других правителей этой империи. После каждой битвы в честь своего успеха Сесострис устанавливал огромные колонны с изображением половых органов.

Царь оставлял эти столбы на месте всех своих сражений. На многих из них были выгравированы тексты про то, кем он был, как он поборол своего врага, и про свою уверенность в божественном одобрении его политики вторжения во все чужеземные страны

Вдобавок, Сесострис оставлял на этих колоннах деталь, которая была призвана характеризовать армию поверженного противника. Если соперники были сильны и сражались достойно, он добавлял на монумент изображение пениса. Но если враг был немощен, на памятнике появлялась гравировка в виде вагины.

Эти колонны возводились по всему материку, и просуществовали еще немало времени. Даже знаменитый древнегреческий историк Геродот видел несколько позорных столбов Сесостриса. 1500 лет спустя некоторые из них все еще стояли в Сирии, напоминая о поражениях их предков.

8. Умывания мочой и фараон Ферос

Сын Сесостриса, Ферос (Pheros), был слепым. Возможно, это было наследственное заболевание, но официальная версия египетских хроник гласила, что наследника престола прокляли. Согласно легенде Нил стал затапливать берега империи, и Ферос разозлился, что река причиняет ущерб его царству. В ярости он бросил в нее свое копье. Фараон надеялся, что так он проткнет дно Нила и спустит всю воду, но возмущенные его дерзостью боги прокляли правителя слепотой.

Спустя 10 лет оракл сказал Феросу, что его зрение можно вернуть. Все, что для этого требуется, – умыться уриной женщины, которая никогда не спала ни с кем, кроме собственного мужа .

Ферос попробовал мыть глаза мочей своей жены, но это не помогло. Он так и не прозрел, а жена лишь разводила руками, уверяя, что не изменяла ему. Тогда фараон собрал всех женщин в городе, приказал им всем по очереди сходить в туалет в один и тот же кувшин, и поочередно выливал его содержимое себе на глаза.

Это сработало. Спустя несколько десятков женщин Ферос нашел самую верную египтянку и исцелился. На радостях царь женился на этой девушке, а свою прежнюю жену сжег. По крайней мере, именно так гласит легенда. Хотя вряд ли зрение фараона спасла волшебная урина, и может быть, такую историю сочинили, чтобы оправдать его странное пристрастие к женской моче.

7. Поддельная борода Хатшепсут

Хатшепсут (Hatshepsut) – была одной из немногих женщин, удостоившейся царствования над древним Египтом. У нее были большие планы на империю, но на пути к успеху царице нужно было преодолеть некоторые преграды. В то время Египет хоть и был намного более прогрессивной страной, чем другие, но и здесь к женщинам относились не на равных, и поэтому царице приходилось нелегко

Чтобы упростить свое положение, она даже приказала своим людям, чтобы они всегда рисовали ее мужчиной. На всех изображениях Хатшепсута должна была быть представлена публике с мускулистым телом и с бородой. Царица звала себя «Сыном Ра» и на людях предположительно тоже всегда носила поддельную бороду. Ей казалось, что так простые подчиненные и знатные египтяне будут воспринимать ее серьезнее.

Хатшепсут удалось немало хорошего совершить для своего царства, и она думала, что во многом причиной этому были ее уловки и переодевания в мужчину. Однако в итоге ее сын сделал все возможное, чтобы стереть наследие своей матери из истории страны, чтобы никто не знал, что Египтом управляла женщина. Это удалось ему настолько хорошо, что до 1903 года никто и не подозревал , что Хатшепсут была женщиной.

6. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса

Амасис (Amasis) был не самым вежливым и воспитанным царем в истории древнего Египта. Он был не только алкоголиком, но и клептоманом – фараон воровал вещи своих друзей, а потом убеждал их, что это никогда не были их вещи.

Трон он заполучил силой. Прежний царь империи послал его подавить восстание, но когда Амасис прибыл на место, он понял, что у бунтарей очень большие шансы на победу Тогда же он и решил возглавить их, вместо того чтобы исполнить поручение законного фараона. Амасис не был утонченным дипломатом, поэтому войну он объявил очень грубо – поднял ногу, пукнул и сказал гонцу: «Передай это своему царю!».

Все непристойные привычки Амасиса имели свои важные последствия. Когда он был простым клептоманом, Амасиса отправили предстать перед жрецами, чтобы те решили, виновен ли он или нет. Когда же Амасис стал фараоном, он наказал всех провидцев, которые оправдали его ранее. Царь считал, что если жрецы на самом деле разговаривали с богами, они должны были бы знать, что он был воришкой, а не позволить ему спастись от суда.

5. Город безносых преступников и правитель Актисанес

Народ Амасиса не смог долго выносить такого царя. Он был очень грубым и суровым фараоном, поэтому вскоре его свергнули с трона. В этот раз египетскую революцию возглавил эфиоп по имени Актисанес (Actisanes), который собирался править намного мудрее и милосерднее своего предшественника.

К преступникам у него был свой подход. Каждому, кто совершил какое-то преступление, палачи отрезали нос, а затем виновного отправляли жить в город Риноколура (Rhinocolura), что буквально так и переводится – город отрезанных носов.

Рамзес (Ramses) Второй жил так долго, что люди даже начали переживать, что он не умрет никогда. Во времена, когда большинство царей убивали в течение первых лет их правления, Рамзес прожил очень много – 91 год. И все это время он хорошо проводил время. За всю свою жизнь он не только построил больше статуй и памятников, чем другой царь Египта, но и переспал с большим количеством женщин, чем кто-либо еще в стране.

К своей глубокой старости у Рамзеса было не меньше 100 детей от 9 жен. Чтобы произвести на свет столько наследников, в постели нужно провести немало времени. Рамзес женился почти на каждой девушке, в которую он влюблялся. Когда он вторгся в Хетское царство фараон отказался заключать мир с правителями этих земель, пока они не отдадут ему свою старшую дочь. Также он не стеснялся обращать свой взгляд на собственных дочерей. Рамзес женился на трех из них, включая свое первое дитя.

Возможно, таких жен у фараона было четыре. Историки пока не уверены, была ли Генутмир (Henutmire) его дочерью или его сестрой, но поскольку речь идет о Рамзесе II, нет никакой разницы, кем она была до того, как стала его женой.

3. Ненависть фараона Камбиса к животным

Камбис (Cambyses) не был египтянином, он был персом и сыном Кира (Cyrus) Великого. После того, как его народ покорил Египет, Камбиса поставили главой над захваченной землей. За свое правление он особенно прославился ненавистью к животным.

Почти в каждой истории египтян про Камбиса есть отрывок про убиение какого-нибудь зверя. В самом начале своего царствования фараон отправился навестить Аписа (Apis), быка, которого египтяне боготворили. Прямо перед жрецами, ухаживающими за живым божеством, царь выхватил кинжал и принялся бить им животное, смеясь в лицо сановникам со словами: «Это бог, достойный египтян!».

Акенатен (Akhenaten) полностью изменил Египет. До того как он занял свой трон, у египтян было много богов, но Акенатен запретил политеизм и оставил только одного кумира – Атона, бога солнца. Это означало серьезные перемены в жизни Египта, на внедрение которых ушло очень много сил. Так много, что фараон утомил свой народ буквально до смерти.

В честь единого бога Атона царь Акенатен построил целый новый город – Амарну (Amarna). Фараон согнал на стройку 20 000 человек, и ему было не важно, какой ценой им дастся участие в этой миссии, и как они будут себя чувствовать. Несчастные египтяне должны были перенести все нагрузки или умереть. Основываясь на анализе костей с городского кладбища, археологи заключили, что свыше двух третей умерших здесь рабочих ломали кости, и у целой трети из них был сломан позвоночник.

Людей очень плохо кормили. Почти каждый житель нового города был истощен, и никому не позволялось заняться лечением или отдыхать слишком долго. Если кто-то нарушал правила, пытался урвать себе лишний кусок еды или ленился, непослушного подчиненного приговаривали к казни и закалывали ножом.

Все эти страдания египтян оказались тщетной жертвой, потому что сразу после смерти Акенатена все его начинания были уничтожены, а его бесславное имя было почти стерто из истории Египта.

1. Отказ фараона Менкура умирать

Даже фараон умирает. И хотя великие имена египетских царей всегда сопровождались титулом «вечный» или «бессмертный», каждый правитель знал, что придет и его черед покинуть этот мир. Они строили для себя пирамиды, чтобы комфортно провести загробную жизнь, но все же каждый из фараонов однажды испытывал сомнения в том, что ждет человека после того, как его веки сомкнутся в последний раз.

Менакур (Menkaure), фараон, правивший в 26 веке до нашей эры, точно сомневался в том, что произойдет после его смерти. Когда к нему пришел оракл и сообщил, что царю осталось жить всего 6 лет, тот был поражен до глубины души и повергнут в истинный ужас. Менакур делал все возможное, чтобы избежать смерти

Однажды он решил, что сможет перехитрить богов. Фараон думал так: если ночь никогда не наступит, не придет и новый день, а если следующий день не наступит, время не сможет двигаться вперед, и это значит, что Менакур не умрет. Поэтому каждый вечер он зажигал как можно больше ламп и свечей, и убеждал себя в том, что продлевает светлое время суток. Весь остаток своей жизни ночью царь почти не спал, проводя время при свете рукотворных светильников, распивая алкоголь и веселясь до утра, одновременно боясь, что вот-вот наступит тот самый момент, когда «погаснет его свеча».