Государственное устройство древнего рима. Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ. Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом. Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки. Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков. А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города. Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность. Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов. Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы. Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем. Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы. Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан. Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа. Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной. Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики. Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле. Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны. Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно. На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия. При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.


Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат. В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом. И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире. Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание. На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур. После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов. Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать. Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

В Риме и провинциях установился государственный строй, который называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август - это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.

Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Это знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При Империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий - проконсулы, пропреторы, легаты и пр. - принадлежали к нобилитету. При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4000000 сестерциев - выходили ответственные чиновники и офицеры.

Управление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из источников описан случай такого рода, когда, несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не может быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни..

Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, и ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.

Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принесли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как специфической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно.

Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было невыгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить в колоне стремление к улучшению земли, повышению урожайности и пр.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие поместья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме зарождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается.

К концу империи запрещается самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю.

Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, должны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям.

Д Р Е В Н И Й Р И М

---------------------

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в

Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-

хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были

обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан

близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне

верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-

ной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и

смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-

ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-

был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он

дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-

нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ

ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,

Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)

был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-

тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-

митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву

безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,

за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь

приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-

но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь

близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.

Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-

мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам

дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-

ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на

троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый

город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma

(Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-

дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной

власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для

беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-

ние жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-

ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-

лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция

Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.

Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество

сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,

приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-

дый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи ца-

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-

ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-

ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей

собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-

лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-

денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-

говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,

насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-

шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-

ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-

вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

П а т р и ц и и действительно были коренным граж-

данством. Они представляли собой полноправный "римский на-

В непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,

которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-

той на суде и пр. За это они должны были служить в военных

отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,

выполнять различные работы;

П л е б е и стояли вне родовой организации патрици-

ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели

доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-

востоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою прими-

тивный город-государство с типичными чертами "военной де-

мократии".

Носителем верховной власти было племенное собрание.

Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло

войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-

нейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

(слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-

зывались "отцами" - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.

Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-

чество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового

общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-

лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев

и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-

нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,

первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-

ода истории Рима не установлена);

Во втором - 75.000 ассов;

В третьем - 50.000 ассов;

В четвертом - 25.000;

В пятом - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"

и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles

(потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

Имущественным положением определялось и место воинов в

строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в

коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены

этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение

пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение,

занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в

строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их

некоторыми политическими правами посредством организции но-

вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-

вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,

выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессив-

ной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют

данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.

в форме насильственного свержения последнего царя и переда-

чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли

выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -

м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики

оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.

На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная

борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об

уравнении в политических правах, о долговой кабале и о

доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в

первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-

воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-

щины. К середине этого столетия они добились второго круп-

ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская

беднота добилась фактического уничтожения долгового

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-

ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-

житка родовых отношений и создание в принципе демократи-

ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-

ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-

тив родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая

знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-

ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и

его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор

моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-

ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-

тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-

тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-

ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -

Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-

ной, получил значительное стратегическое преимущество по

сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-

бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-

лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-

еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-

риться силами с самыми могущественными державами Средизем-

Следующий период римской истории начинается с больших

завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I

Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.

Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-

вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.

Государственное устройство Древнего Рима

Народное собрание - куриатные, центуриатные и трибутные комиции

Сенат - состоял из представителей знатных семейств, занимался внешнеполитическими, финансовыми и религиозными вопросами, обсуждением законопроектов.

Консулы - занимались наиболее важные гражданскими и военными делами

Преторы - имели судебные полномочия, занимались юридическими вопросами

Народные трибуны - выполняли функции по защите прав и поддержанию порядка

Сенат - высший государственный орган в Древнем Риме. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta ) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдаленные времена - родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

В Риме собирались три вида народных собраний - комиций (в переводе с лат. - собрание ); до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V–IV вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Куриатные комиции - старейшая форма народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме.

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

1. Вынесение Куриатного закона об империи - этот закон был необходим для того, чтобы вручитьординарному или экстраординарному магистру высшую власть - империй.

2. Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завещаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Центуриатные комиции - высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие импераем консулы, преторы и диктаторы. До 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов.

Трибутные комиции - собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления назывались плебисцит. После 287 г. до н. э. плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев.

2. Патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления назывались законы. Здесь избирали квесторов и курульных эдилов. Эти собрания обладали и судебной властью.

3. Собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На них заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных, дожив до времен империи, был широко распространен в римской императорской армии.

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни - дни перед календами и большинство из дней, предшествовавших идам.

На собрании объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым, со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным. При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений. Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб из 35 (4 городских и 31 сельская).

Магистраты - общие названия государственных должносте в Древнем Риме. Магистраты делились на:

1. Ординарные (обычные) - консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны.

2. Экстраординарные (создавались при чрезвычайных обстоятельствах) - диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

3. Курульные - консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы.

4. С империем (высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) - консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

5. Высшие - все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.

Ниже магистратной лестницы находились служащие - ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы - тюремщики, палачи.

Государственный строй в Древнем Риме в царский период

Рекс (глава общины, военный предводитель, избирался на комициях)

Сенат (Совет старейшин, состоял из 300 сенаторов, занимался ведением текущих дел и обсуждением вопросов, которые выносили потом на народное собрание)

Комиции (народные собрания, участие в которых принимали только патриции)

Семь легендарных и полулегендарных царей Древнего Рима

Ромул (правил 753–715 до н. э.)

Нума Помпилий (правил 715–674 до н. э.)

Тулл Гостилий (правил 673–642 до н. э.)

Анк Марций (правил 642–617 до н. э.)

Луций Тарквиний Древний (правил 616–579 до н. э.)

Сервий Туллий (правил 578–535 до н. э.)

Луций Тарквиний Гордый (правил 535–509 до н. э.)

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Государственное устройство Македонии Сведения о государственном устройстве Македонии на момент прихода Александра к власти очень скудны. Политические институты, похоже, совпадали с социальными классами. Вообще то была наследственная монархия по божественному праву,

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СПАРТЫ В греческом мире архаической эпохи Спарта стала первым окончательно сформировавшимся государством. При этом, в отличие от большинства полисов, она выбрала свой путь развития, ее государственное устройство не имело аналогий в Элладе. В

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

ГЛАВА ІV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО § 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права

автора

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Глава IV. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА И ДРЕВНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ В НЕМ. ГЕГЕМОНИЯ РИМА В ЛАЦИУМЕ. Римская семья, власть отца. Римское государство, власть царя. Равноправие граждан. Неграждане. Народное собрание. Сенат. Военная реформа Сервия Туллия.

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Государственное устройство Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Государственное устройство Тауантинсуйю Верховным правителем Тауантинсуйю был Сапа-Инка, обладавший статусом полубожества. Верховная власть, естественно, была наследственной. Наследниками Инки, чтобы не разбазаривать имперское добро, могли быть даже его сыновья от

Из книги Варвары и Рим. Крушение империи автора Бьюри Джон Багнелл

Лангобардское государственное устройство Рассмотрев границы завоеваний лангобардов, теперь поговорим вкратце об их социальной и политической системе. Как они относились к итальянскому населению? К собственности на землю? На эти вопросы разные авторы дают разные

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Государственное устройство Соединенные Штаты являются федеративной республикой, управляемой сильной центральной властью при относительной самостоятельности субъектов федерации.Высшим федеральным законодательным органом США является Конгресс, состоящий из двух

автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1801- В ночь с 11 на 12 (23–24) марта.Убийство Павла I. Престол переходит к его сыну Александру!.- Март-апр. Первые либеральные меры: амнистия, освобождение политических заключенных, открытие границ, свобода ввоза иностранных

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1815Выдвижение Аракчеева на первый план; не занимая никакого определенного поста, он становится правой рукой царя и полностью контролирует деятельность Комитета министров.- 15 (27) нояб. Конституционная хартия Царству

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая жизнь и государственное устройство 1825После смерти Александра I возникает краткий период безвластия: Николай, третий сын Павла I, колеблется и прежде, чем принять престол, дважды просит Константина подтвердить свое отречение.- 14 (26) дек. Попытка восстания,

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. Имеет правительство - Совет министров и парламент - Верховную Раду. АРК имеет свою Конституцию и свои символы - Герб, Флаг и Гимн. Столицей АРК является город

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Общественные отношения

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.

Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения14. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную (собственность отдельных семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, -т. н. агнатов, -то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи- familiae. Этот элемент еще крепок пред лицом государства. Древне-римская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. д. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще по знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается, оно имеет дело только с главою семьи, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. «С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию - с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом». В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Здесь, внутри этой сферы, глава семьи владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т. д.; во всем они являются только орудием домовладыки. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

Происхождение плебеев вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы в Рим, но очевидно из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовою взаимностью. А таковыми, как мы знаем, являлись общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и вы ступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян; но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав, -словом, сразу становился в то положение, которое является характерным для плебеев. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возрастало; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом.

Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

· патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

· в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

· плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

Государственный строй

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни-усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики-напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

Государственные должности и замещения

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мир входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.