Характеристика де реналь красное и черное. «Женские образы в романе Стендаля «Красное и Черное

Мэр небольшого французского города Верьер господин де Реналь берет в дом гувернёра - молодого человека по имени Жюльен Сорель. Амбициозный и честолюбивый Жюльен изучает богословие, великолепно знает латынь и читает наизусть страницы из Библии, с детства он мечтает о славе и признании, а также восхищается Наполеоном. Он считает, что путь священника - верный способ сделать карьеру. Его вежливость и ум резко контрастируют с манерами и характером господина де Реналя, чья жена постепенно проникается к Жюльену симпатией, а затем и влюбляется в него. Они становятся любовниками, но госпожа де Реналь благочестива, её постоянно терзают муки совести, к тому же обманутому мужу приходит анонимное письмо с предупреждением об измене жены. Жюльен, по предварительному сговору с госпожой де Реналь, делает похожее письмо, как бы пришедшее ей. Но по городу ходят слухи, и Жюльену приходится уехать. Он устраивается в духовную семинарию в Безансоне, поразив ректора аббата Пирара знаниями. Когда приходит время выбрать себе духовника, он выбирает Пирара, которого, как потом выяснилось, подозревали в янсенизме.

Пирара хотят заставить уйти в отставку. Его друг, богатый и влиятельный маркиз де Ла-Моль, приглашает аббата перебраться в Париж и выделяет ему приход в четырех лье от столицы. Когда маркиз упомянул, что ищет секретаря, Пирар предложил Жюльена - как человека, у которого «есть и энергия и ум». Тот очень рад возможности оказаться в Париже. Маркиз, в свою очередь, привечает Жюльена за его трудолюбие и способности и доверяет ему самые сложные дела. Он также знакомится с дочерью маркиза Матильдой, которая откровенно скучает в светском обществе. Матильда избалована и эгоистична, но не глупа и очень красива. Самолюбие гордячки оскорблено равнодушием Жюльена, и неожиданно она в него влюбляется. Жюльен не испытывает ответной страсти, но внимание аристократки ему льстит. После ночи, проведённой вместе, Матильда приходит в ужас и разрывает отношения с Жюльеном, тот же мучается от неразделённой любви. Его друг, князь Коразов, советует вызвать в Матильде ревность, флиртуя с другими женщинами, и план неожиданно удаётся. Матильда снова влюбляется в Жюльена, а затем сообщает, что ждёт ребенка и хочет выйти за него замуж. Однако радужные планы Сореля расстраивает внезапное письмо госпожи де Реналь. Женщина пишет:

Бедность и жадность побудили этого человека, способного на невероятное лицемерие, совратить слабую и несчастную женщину и таким путем создать себе некоторое положение и выбиться в люди… [Он] не признает никаких законов религии. Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием.

Маркиз де Ла-Моль не желает видеть Жюльена. Тот же едет к госпоже де Реналь, по дороге покупает пистолет и стреляет в бывшую возлюбленную. Госпожа Реналь не умирает от ран, но Жюльена всё равно заключают под стражу и приговаривают к смертной казни. В тюрьме он снова мирится с госпожой де Реналь и раскаивается в попытке совершить убийство. Он понимает, что всегда был влюблен только в неё. Госпожа де Реналь приходит к нему в тюрьму и рассказывает, что письмо сочинил её духовник, а она его только переписала. После вынесения приговора об смертной казни Жюльена, он отказывается подавать апелляцию, подкрепляя это тем, что он достиг в жизни всего, и смерть только закончит этот путь. Госпожа де Реналь умирает через три дня после казни Жюльена.

Жюльен Сорель - главный герой романа. Хочет быть военным, но туда берут только дворян. Поэтому хочет носить черную сутану, раз туда путь ему открыт. Но он жаждет только привилегий этой одежды. Сам в Бога не верит. Умный, рассудительный, не гнушается в средствах, ярый поклонник Наполеона, хочет повторить его судьбу. Думает, что если бы родился во времена Наполеона, то добился бы многого, а теперь приходится лицемерить. Понимает, что ради своих целей нужно хорошо относиться к людям, которых не любишь. Пытается лицемерить, но не всегда это получается. Очень эмоционален, тщеславен, гонится за положением в обществе. Вспыльчивый. Храбрый. Иногда его чувства преобладают над разумом.

Г-жа де Реналь - жена мера города Верьера Г-на де Реналя. 30 лет. Искренняя, простодушная и наивная.

Матильда де Ла Моль - 20 лет; резка, эмоциональна, иронична к своим знакомым, не лицемерит с друзьями отца. Ведет себя как ребенок. Потихоньку читает книги отца (Вольтер, Руссо). И чем больше там протеста современности, тем интересней ей кажется.

Аббат Пирар - Сорель встречается с ним в семинарии. Аббат питает симпатии к умному ученику, но пытается их не выказывать. Они похожи с Сорелем. Большинство их не любит за ум, начитанность, противопоставленность другим семинаристам. Каждый готов донести на них при первом удобном случае. В итоге аббата выживают из семинарии. Перейти в другое место ему помогает г-н де Ла-Моль.

Г-н де Ла-моль - участвует в тайных собраниях, похож на ультрароялиста 1820-х. Имеет большую библиотеку. Хорошо относится к Сорелю с самого начала, не презирает его происхождение. Ценит его по работе, помощи в делах. Сразу поверил в отрицательную характеристику Сореля. Благодарен аббату за помощь.

Граф де Талер - сын еврея, простоват, из-за чего поддается влиянию общества и не имеет своего мнения. Убил в дуэли Круазенуа, который защищал честь Матильды, опровергая слухи о причине ее исчезновения, не веря анонимным письмам. Круазенуа был ее поклонником.

Г-н де Реналь - Мэр города Верьера. Приглашает гувернера для того, чтобы похвастать перед Вально. Вально сам потом становится мэром. Оба беспокоятся о том, что о них подумают другие. Тщеславны, богаты нечестными деньгами. Дружелюбно разговаривают друг с другом, но за глаза строят козни.

Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини - госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь - чувство субъективное и большей мерой зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви. И только любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество.

В начале романа появляется госпожа Реналь. На вид можно было дать лет тридцать, но она была еще очень миловидная. Высокая, статная женщина, она была когда-то первой красавицей на всю округу. Богатая наследница богобоязненной тетки, она воспитывалась в иезуитском женском монастыре, но сумела в скором времени забыть те ерунды, которых ее учили в этом учреждении. Замуж ее выдали в шестнадцать лет за пожилого уже господина где Реналя. Умная, сообразительная, эмоциональная, она была вместе с тем боязливой и стыдливой, простоя и немного наивной. Ее сердце было свободно от кокетства. Она любила уединение, любила похаживать по своему замечательному саду, уклонялась от того, что называлось развлечениями, поэтому в обществе госпожа где Реналь стали называть гордячкой и говорить, что она весьма гордится своим происхождением. У нее этого и в мыслях не было, но она была очень удовлетворенная, когда жители городка стали бывать в них реже.

Молодая женщина не могла обманывать, вести, политику относительно своего мужчины, поэтому среди местных дам она считалась «глупой». Ухаживание господина Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожа где Реналь было посвященное мужчине и детям. И вот в ее душе возникло новое чувство - любовь. Она словно проснулась от длинного сна, стала всем захватываться, не помнила себя от эмоций. Чувства, которое зажигало госпожа где Реналь, делало ее энергичной и решительной. Вот она, словно осужденная насмерть, чтобы спасти возлюбленного, идет в комнату Жульена, чтобы вытянуть из матраса портрет Наполеона. Это всеми правдами и неправдами вводит Жульена, человека низкого происхождения, в состав почетной стражи. Это продумывает анонимное письмо.

Госпожа де Реналь находится все время в душевном напряжении, в ней борются две силы - естественное чувство, стремление к счастью и чувству обязанности относительно семьи, мужчины, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Когда заболел ее сын, она воспринимает болезнь как наказание Бог за супружескую неверность. И почти сразу после того, как угроза здоровью мальчика прошлая, снова отдается своей любви. Затем снова возвратила она к любимому, теперь уже окончательно. Она не может уже больше идти против себя, своей природы, натуры. Она говорит: «Моя обязанность прежде всего - быть с тобой». С того времени она совсем перестала учитывать моральное осуждение. Теперь он для нее просто не существовал. Последние дни она была рядом с Жульеном. Жизнь без любимого для нее стало бессмысленным. И за три дня после смертной казни Жульена госпожа где Реналь умерает, обнимая своих детей. Она тихо, незаметно жила, жертвуя собой ради детей, любимого, и так же тихо умершая.

Матильда де Ла-Моль - женский персонаж совсем другого типа. Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная, она высшая за свое окружение. Она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны - деятельная натура принуждает ее с презрением относиться ко всем родовитым поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза где Круазнуа, брак с которым имел бы принести Матильде герцогский титул, о котором виднеется ее отец,- для нее веет скукой. «Что может быть в мире банальнишим от такого сборища?» - выражает взгляд ее «синих, как небо», глаз. Современная действительность не вызывает никакого интереса у Матильды. Она будничная, серая и совсем не героическая. Все покупается и продается - «титул барона, титул виконта - все это можно купить… конец концом, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда». Матильда живое прошлым, которое возникает в ее воображении, обвитое романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобный двору Екатерины или Людовика XIII. 30 апреля Матильда всегда одевает траурное платье, так как это день смертной казни ее предка Ла-Моля, который погиб 1574 года, сделав попытку освободить своих друзей, плененных Екатериной, среди которых был и король Наваррський, будущий Генрих IV, мужчина его любовницы - королевы Маргариты. Матильда склоняется перед силой страсти Маргариты, которая получила у палача главу своего любовника и собственноручно похоронила ее. Сторонница трона и церкви, Матильда чувствует себя способной к большим подвигам ради восстановления старых времен.

Матильда обращает внимание на Жульена потому, что ощущает в нем необыкновенную натуру. Так же, как граф со своей романтической судьбой («очевидно, только смертный приговор и отличает человека… это единая вещь, которую нельзя купить»), Жульен вызывает ее заинтересованность и уважение как такой, что «… не родился, чтобы ползать». Матильду поражает пасмурный огонь, который пылает в его глазах, его горделивый взгляд. «Или он не Дантон?» - думает Матильдаа, чувствуя, что это настоящий человек с сильной волей, достойная ее. «В наши дни, когда всяческая решительность утрачена, его решительность пугает их»,- думает Матиильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери.

Личина Тартюфа, вид святоши, что Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть. Несмотря на его черный костюм, который он не снимает, «на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть из голода»,- его высочество пугает их,- понимает Матильда. Отважиться полюбить Жульена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого - потребность рисковать. Но любовь ее тяжелое. Она тоже, как и госпожа где Реналь,- в постоянном душевном напряжении. У нее тоже точится борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией», теми взглядами, которое их навязало общество из самого ее рождение. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульена, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Она спасла бы Жульена от смертной казни, если бы тот этого захотел. После смерти возлюбленного она выполнила его последнюю просьбу - похоронила в пещере на высокой горе, которая поднимается над Верьером. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, что она заказала в Италии за большие деньги».

Обе героини прекрасные, каждая по-своему. Обе они вызывают, с одной стороны, сочувствие и жаль, с другой стороны, их альтруистичная, жертвенная любовь вызывает удивление и почет. Своей любовью они учат нас любить бескорыстно и самоотверженно. Жаль, что их счастье длилось недолго, но в этом виновные не столько они, сколько общество со своими несправедливыми законами.

Роман «Красное и черное» часто называют предвестником психологического реализма. Его автор - Мари-Анри Бейль, более известный как Стендаль.

«Красное и черное»: краткое содержание

События романа происходят во Франции 1820-х годов. Поскольку роман затрагивает социальные и политические проблемы, краткое содержание «Красное и черное» стоит начать с описания исторического фона. Так, произведение Стендаля повествует о временах правления Карла Х, пытавшегося вернуть порядки, которые существовали до 1789 г.

Мер города Вевьер Господин де Реналь решает нанять гувернера. Старый кюре порекомендовал ему Жюльена Сореля, 18-летнего сына плотника, обладающего редкими способностями. Жюльен очень честолюбив и готов на всё, чтобы добиться успеха. Стоит отметить, что перед главным героем на протяжении всего романа стоит выбор между церковной карьерой (одежда клириков имела и службой в армии (офицерский мундир обладал красным цветом), поэтому Стендаль и назвал роман «Красное и черное».

Краткое содержание повествует, что вскоре жена г-на де Реналя понимает, что любит своего гувернера. Жюльен тоже находит свою хозяйку очаровательной и решает завоевать её ради самоутверждения и мести г-ну де Реналю. Вскоре они становятся любовниками. Но когда сын г-жы де Реналь тяжело заболевает, ей кажется, что это кара за её грех. Далее роман «Красное и черное», краткое содержание которого упускает детали, повествует об анонимном письме, открывающем господину де Реналю правду об Но она убеждает мужа в том, что невиновна, и Жюльен вынужден покинуть Вевьер.

Главный герой переезжает в Безансон и поступает в семинарию. Здесь он заводит дружбу с аббатом Пираром. Последний имеет могущественного покровителя маркиза де Ла-Моль. Названый аристократ стараниями Пирара принимает Жюльена к себе на должность секретаря. Далее «Красное и черное», краткое содержание которого было бы неполным без социальной проблематики, описывает адаптацию Жюльена в Париже, а в частности, в аристократическом мире. Жюльен превращается в настоящего денди. Даже Матильда, дочь маркиза влюбляется в него. Но после того как Матильда проводит ночь с Жюльеном, то решает разорвать отношения.

Знакомый Жюльена советует ему начать ухаживать за кем-то другим, чтобы вызвать ревность Матильды. Таким образом, гордая аристократка вновь падает в объятия главного героя. Забеременев, Матильда решает выйти замуж за Жюльена. Узнав об этом, её отец приходит в бешенство, но всё же покоряется дочери. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, маркиз решает создать будущему зятю соответствующее положение в обществе. Но неожиданно появляется письмо от г-жи Реналь, описывающее Жюльена как лицемерного карьериста. Из-за этого он вынужден покинуть Матильду

Далее «Красное и черное», краткое содержание которого не может передать всего психологизма названого романа, рассказывает о событиях, произошедших в Верьере. Жюльен заходит в местную церковь и стреляет в бывшую любовницу. Находясь в тюрьме, он узнает, что бывшая возлюбленная выжила. Теперь он понимает, что может умереть спокойно. Но Матильда всеми силами старается помочь ему. Невзирая на получает смертный приговор. В тюрьме его проведывает госпожа де Реналь и признается, что злосчастное письмо было сочинено её духовником. После этого Жюльен понимает, что любит только её, но в тот же день его казнят. Матильда собственноручно хоронит голову бывшего жениха.

Судьба главного героя романа "Красное и черное" отражает особенности общественной жизни в тогдагдашней Франции. Это произведение является своего рода энциклопедией эпохи Реставрации.

Сочинение

Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини - госпожи де Реналь и Матильда где Ла-моль.

Чтобы нам был понятен внутренний мир этих героинь, Стендаль поддает их испытанию любовью, потому что, по его мнению, любовь - чувство субъективное и в большей степени зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви. И только любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество.

В начале романа госпоже де Реналь на вид можно было дать лет тридцать, но она была еще очень миловидна. Высокая, осанистая женщина, она была когда-то первой красавицей на всю округу.

Богатая наследница богобоязненной тети, она воспитывалась в иезуитском женском монастыре, но сумела вскоре забыть те глупости, которых ее учили в этом заведении. Замуж ее выдали в шестнадцать лет за пожилого уже господина де Реналя.

Умная, сообразительная, эмоциональная, она была в то же время робкой и стыдливой, простой и немного наивной. Ее сердце было свободно от кокетства. Она любила одиночество, любила прогуливаться по своему замечательному саду, уклонялась от того, что в Верьере называлось развлечениями, потому в обществе госпожа де Реналь стали называть гордячкой и говорить, что она слишком гордится своим происхождением. У нее этого и в мыслях не было, но она была очень довольна, когда жители городка стали бывать у них реже.

Молодая женщина не могла хитрить, обманывать, вести, как говорили в Верьере, политику относительно своего мужчины, потому среди местных дам она считалась «глупой». Ухаживание господина Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожи де Реналь была посвящена мужчине и детям.

И вот в ее душе возникло новое чувство - любовь. Она словно проснулась от длинного сна, стала всем увлекаться, не понимала себя от эмоций. Чувство, которое зажигало госпожа де Реналь, делало ее энергичной и решительной. Вот она, словно осужденная на смерть, чтобы спасти любимого, идет к комнате Жульена, чтобы вытянуть из матраса портрет Наполеона. То всеми правдами и неправдами вводит Жульена, человека низкого происхождения, в состав почетного караула. То продумывает анонимное письмо.

Госпожа де Реналь находится все время в душевном напряжении, в ней боряться две силы - естественное чувство, стремление к счастью и чувству долга относительно семьи, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Поэтому она постоянно вдается в крайности. Когда заболел ее сын Ксавье-Станислав, она воспринимает болезнь как наказание Бога за супружескую неверность. И почти сразу после того, как угроза здоровью мальчика минула, опять отдается своей любви. По-видимому, в одну из таких минут свирепого раскаяния она, из подстрекательства аббата Кастанеда, и отослала маркизу де Ла-молю отзыв о поведении Сореля, который сыграл такую фатальную роль в судьбе Жульена. Следовательно опять вернулась она к любимому, теперь уже окончательно. Она не может уже больше идти против себя, своей природы, натуры. Она говорит Жульену: «Моя обязанность прежде всего - быть с тобой». С тех пор она совсем перестала считаться с моральным осуждением. Последние дни она была рядом с Жульеном. Жизнь без любимого для нее стала бессмысленной. И за три дня после казни Жульена госпожа де Реналь умерла, обнимая своих детей. Она тихо, незаметно жила, жертвуя собой ради детей, семьи, любимого, и так же тихо умерла.

Матильда де Ла-моль - женский персонаж совсем другого типа. Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная и насмешливая, она выше своего окружения. Острый ум, образованность - она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны - деятельная натура Матильды принуждает ее с презрением относиться ко всем знатным поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза де Круазнуа, брак с которым должен был бы принести Матильди герцогский титул, о котором мечтает ее отец, - для нее веет скукой. «Что может быть в мире более банальным от такого сборища?» - выражает взгляд ее «синих, как небо», глаз.

Современная действительность не вызывает никакого интереса в Матильде. Она буднична, сера и вовсе не героическая. Все покупается и продается - «титул барона, титул виконта - все это можно купить… в конечном счете, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда».

Матильда живет прошлым, которое появляется в ее воображении, окутанное романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобных двору Екатерины Медичи или Людовика XIII.

Матильда обращает внимание на Жульена потому, что чувствует в нем необычную натуру. Так же, как граф Альтамира со своей романтичной судьбой («очевидно, только смертный приговор и выделяет человека… это единственная вещь, которую нельзя купить»), Жульен вызывает ее заинтересованность и уважение как таковой, что «…не родился, чтобы ползать». Матильду поражает мрачный огонь, который пылает в его глазах, его надменный взгляд. «В наши дни, когда всевозможная решительность потеряна, его решительность пугает их», - думает Матильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери, которые могут пощеголять разве что изысканными манерами. Вид святоши, который Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть. Невзирая на его черный костюм, какой он не снимает, «на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть от голода», - его высочество пугает их, - понимает Матильда.

Осмелиться полюбить Жульена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого - потребность рисковать. Но любовь ее тяжелая. Она тоже, как и госпожа де Реналь, - в постоянном душевном напряжении. У нее тоже продолжается борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией», теми взглядами, которые навязало их общество от самого ее рождения. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульену, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Жульену придется подчинять ее. Полюбив наконец Жульена, Матильда готова пожертвовать и своей репутацией, и титулом, и богатством. Она спасла бы Жульена от казни, если бы тот этого захотел. После смерти любимого она выполнила его последнюю просьбу - похоронила в пещере на высокой горе, которая вздымается над Верьером. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, которые она заказала в Италии за большие деньги».

Обе героини прекрасные, каждая по-своему. Обе они вызывают, с одной стороны, сочувствие и жалость, с другой стороны, их альтруистичная, жертвенная любовь вызывает удивление и почет. Своей любовью они учат нас любить бескорыстно и самоотверженно. Жаль, что их счастье длилось недолго, но в этом виновны не столько они, сколько общество со своими несправедливыми законами.

Другие сочинения по этому произведению

Жюльен Сорель - характеристика литературного героя Образ Жульена Сореля в романе «Красное и черное» Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Характер и судьба Жюльена Сореля

Луиза — жена мэра города Верьера, мать троих сы­новей. Жизнь ее протекает спокойно и безмятежно. Она не интересуется делами мужа и производит впе­чатление простушки. Но Жюльен Сорель, оказав­шись в доме Реналей в качестве наставника-гувернёра, сразу же обращает внимание на г-жу де Реналь, которая отличается «наивной грацией, чистой и живой». Луиза не любит своего мужа. До Жюльена она еще не знала страсти. Но всепоглощающее чув­ство к молодому гувернеру превращает г-жу де Ре­наль в пылкую и самоотверженную женщину. Сила этой любви настолько велика, что она способна пре­одолеть эгоизм Жюльена, облагородить его внут­ренний мир. Жюльен осознает, что это не просто мимолетная связь с замужней женщиной, это нечто большее. В нем зарождается ответное высокое чув­ство. Но честолюбивые замыслы Жюльена побуж­дают его расстаться с г-жой де Реналь. Письмо, ко­торое Луиза посылает маркизу де Ла-Молю, содержит шокирующее признание в любовной связи с Жюльеном Сорелем. Письмо полубезумного характера, написанное в состоянии аффекта, было всего-навсего попыткой г-жи де Реналь помешать браку любимо­го человека с другой женщиной. Луиза ничего не может изменить в собственной судьбе, но желание счастья оказывается необоримым. Любовное безумие про­буждает в ней силу духа, о которой она прежде не подозревала. После приговора Жюльену г-жа де Реналь добивается встречи с осужденным на казнь возлюб­ленным. Жюльен возвращается в своих чувствах к Луизе Его в конце жизненного пути «потянуло к не­злобивости и простоте». Жюльен словно исповедуется г-же де Реналь: «В те прежние времена, когда мы бродили с тобой в вержийских лесах, я мог бы быть так счастлив, но бурное честолюбие увлекало мою душу в какие-то неведомые дали. Вместо того чтобы прижать к сердцу эту прелестную ручку, которая была так близко от губ моих, я позволял будущему уносить меня от тебя; я весь был поглощен бесчис­ленными битвами, из которых должен был выйти победителем, чтобы завоевать какое-то неслыханное положение… Нет, я, наверно, так бы и умер, не уз­нав, что такое счастье, если бы вы не пришли ко мне сюда, в тюрьму». Именно к г-же де Реналь Жю­льен обращается с просьбой позаботиться о его ре­бенке, которого должна родить Матильда де Ла-Моль. Жюльен предвидит, что участь этого ребенка будет незавидной: Матильда забудет о нем, как со временем забудет о самом Жюльене. Чувство горя и утраты настолько велико, что через три дня после казни Сореля г-жа де Реналь умирает, обнимая своих детей.

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

Госпожа де Ренал

Французы определяют главную тему своей литературы XIX в. как тему « La femme et l а...» («женщина и деньги»). По крайней мере в романе «Красное и черное» женские образы являются главными. Это госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль, которые существенно повлияли на судьбу Жюльена Сореля. Что же можно сказать об этих героинь?

Жена мэра Вер"єра, к детям которой пригласили гувернером сына плотника, была очень красивой: «Госпожа де Реналь, высокая и статная женщина, в свое время славилась, как говорят здесь, в горах, первой красавицей на весь край. В ее внешности и походке было что-то юное и простодушное. Наивная грация, полна невинности и живости, пожалуй, могла бы очаровать парижанина мягкой скрытой серьеВНОстью. Однако если бы г-жа де Реналь знала, что может произвести такое впечатление, она бы сгорела от стыда... Говорили, что господин Вально, богач, директор приюта, ухаживал за ней, но не имел успеха. И поэтому ее добродетель приобрела громкой славы...» Перед нами психологический портрет, который раскрывает не только внешнюю красоту, но и внутренние качества этой привлекательной женщины, в котором главными являются слова: «юное и простодушное», «наивная», «невинности и живости», «сгорела от стыда», «добродетель». Писатель подает и прямую авторскую характеристику: «Ни кокетство, ни афектація никогда не касались ее сердца». Итак, явно подчеркнуто душевную чистоту и естественность этой героини. Правда, «математически точный» писатель не мог не вспомнить о «скрытой пылкость» женщины, что можно понять как едва заметный намек на будущую страсть, которую разбудит Жульен в ее спокойном сердце.

О характере госпожи де Реналь Стендаль пишет так: «Застенчивая госпожа де Реналь была, очевидно, ранимой натуры, - ее очень раздражали неуемная суетливость и громкий голос господина Вально. Она сторонилась всего, что зовется у Вер"єрі развлечениями, и поэтому говорили, что она слишком гордится своим происхождением... Надо сказать откровенно, что местные дамы имели ее дурочкой, потому что она не умела крутить мужчиной...»

Мастер психологического анализа погружается в сокровенные глубины женской души: «Ее душа была проста и наивна; она никогда не решалась судить мужчину, не признавалась сама себе, что ей с ним скучно. Она, хоть и не задумывалась над тем, считала, что между супругами не бывает более нежным отношений. Больше всего ей нравился господин де Реналь тогда, когда делился с ней планами относительно будущего их сыновей; одного из них он готовил для военной карьеры, второго для магистратуры, а третьего для церкви». Получается, что в этой мирной «идиллии» супружеской жизни содержалась скрытая угроза - молодая женщина скучала, возможно и сама не осознавая этого, но «в конце концов, господин де Реналь казался ей не таким скучным, как все другие знакомые ей мужчины».

Автор подробно характеризует ум главной героини, ее жизненный опыт: «Госпожа де Реналь была одной из тех провинциалок, которые при первом знакомстве могут показаться не очень умными. У нее не было никакого жизненного опыта, и она не умела поддерживать разговор. Одаренная чувствительной и гордой душой, она в своем бессознательном стремлении счастья, присущего всякому живому существу, в основном просто не замечала того, что делали все эти грубые люди, среди которых она жила по воле случая».

Рассуждения об образовании госпожа де Реналь предоставляют возможность писателю высказать критические замечания относительно обучения и воспитания девушек в тогдашней Франции. Несколько метких фраз о «чуши, усвоенные в монастыре» убеждают в его несовершенстве. Круг жизненных интересов этой женщины очень ограничено: «До появления Жульена она, по сути, интересовалась только детьми, их легкие недуги, неприятности, маленькие радости поглощали всю чувствительность его души, которая за всю жизнь знала только одну пылкую любовь к Богу, когда находилась в безансонському монастыре Сакре-Кер».

Чувство гіані де Реналь и Жюльена проходят сложную эволюцию. Сначала она не восприняла молодого сына плотника, который должен был воспитывать ее сыновей. В ней пробудились материнские ревность: как это на ее милых сыновей будет иметь влияние кто-то, кроме нее?! Лишь впоследствии г-жа де Реналь заметила, что он не похож на всех скучных толстосумов, которые ее окружали. Она интуитивно почувствовала и глубокую внутреннюю работу в душе Жюльена, и первые порывы любви, которое ранее так и не пробудилась в ней, хотя она уже была замужем и даже родила троих детей. Стендаль мастерски описал сложную борьбу в ее душе чувство любви и материнской любви и супружеского долга. И эта борьба делает ее образ гораздо привлекательнее, чем если бы она была изображена просто любовницей, которая прячется от мужа и общества, наслаждаясь радостью «запретного плода». К тому же столкновение чувств является хорошим материалом для такого тонкого психолога, как Стендаль.

Относительно отношения Сореля к госпоже де Реналь, то сначала молодой честолюбец воспринимает свои отношения с ней (а впоследствии - и с Матильдой де Ла-Моль), как поле боя. Сначала он ее не любит и буквально приказывает себе стать ее любовником: «Мой долг стать ее любовником». Почему же он принял такое решение? Во-первых, стать любовником аристократки для плебея было своего рода «компенсацией» его низкого происхождения, эдакой местью всем этим напыщенным господам, а прежде всего ее мужу: «У парня и до сих пор звучали в ушах образы, которых наслушался утром. “Не удобный случай посмеяться по твари, которая может все себе позволить за свои деньги? Вот я заволодію рукой его жены именно в его присутствии! Да, я это сделаю!Я, к кому он проявил столько пренебрежения!» Во-вторых, честолюбивый юноша воспринял приглашение стать гувернером в доме мэра Вер"єра (а это было одним из его безусловных успехов) как возможный позорный (ну кто такой гувернер - это же так низко!) факт, который надо будет скрывать или как-то объяснять в будущем. И очень удобно будет оправдываться не зарабатыванием денег, а чувством любви к хозяйке дома: «Я еще поэтому должен непременно добиться успеха в этой женщины, - напыщенно говорил себе Жюльен, - что, когда я виб"юсь в люди и кто-то упрекнет меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что на это меня толкнуло любви».

Ему было все равно, по какой аристократкой «охотиться»: за госпожи де Реналь или за ее подругой госпожа Дервіль: «“Эта женщина не может меня.зневажати, а если так, - решил Жюльен, - я не должен противиться чарам ее красоты; мой долг стать ее любовником”. Это внезапное решение немного развлекло его. “Одна из этих двух женщин должна быть моей”, - говорил он сам себе и думал, что ему было бы гораздо приятнее ухаживать за госпожой Дервіль - не потому, что она лучше, а лишь потому, что она всегда видела его только гувернером, которого уважают за ученость, а не простым мастеровым с ратиновою курточкой под мышкой, каким он впервые предстал перед госпожой де Реналь».

Госпожа де Реналь постоянно корит себя за супружескую измену. Однажды, когда она обвиняла себя в болезни сына, то чуть-чуть не призналась в этом мужу. Только высокомерие и душевная глухота помешали ему услышать жену. Эта постоянная внутренняя борьба в душе когда порядочной женщины, разрывания между тайной любовью к Жюльену и любовью к сыновьям, а также чувство вины за супружескую измену делают госпожа де Реналь счастливой и несчастной одновременно и очень зависимой от различных воздействий. Такая ситуация не могла не привести к беде: лицемерный иезуит аббат Шелан таки заставил ее признаться в прелюбодеянии. Несчастная женщина попала в полную зависимость от церковника, ней стало легко манипулировать.

Казалось, госпожа де Реналь должна была бы возненавидеть того, кто едва не лишил ее жизни. Однако этого не произошло. После выстрелов в церкви и судебного процесса над Жульеном, забыв об осторожности и пренебрегая общественным мнением, она начала посещать обреченного Сореля в тюрьме дважды в день. Даже чрезвычайно богатая и влиятельная Матильда де Ла-Моль не смогла добиться этого: ей разрешили только одну встречу на день.

Завершения образа госпожи де Реналь не очень вроде реалистичного: «Госпожа де Реналь сдержала обещания. Она не делала покушения па свою жизнь, но через три дня после казни Жюльена умерла, обнимая своих детей».