Имам шамиль и абхазы. Эпизоды из жизни имама шамиля Имам шамиль факты

Кавказской войне

Нравственные уроки кавказской войны

Рассказывают, Однажды царь спросил Шамиля : " Если бы ты знал, что моя страна такая огромная и сильная, ты воевал бы против нее 25 лет?" Шамиль ответил ему таким же вопросом: "А если бы Вы знали, что Вы воюете с таким маленьким народом, с такай маленькой страной, Вы воевали бы 25 лет?"

В 1997 году народы праздновали 200-летие со дня рождения имама Дагестана и Чечни Шамиля. И трудно представить себе историческую личность, образ которой так часто низвергался бы и возносился, как образ этого великого человека и гражданина. Равнодушным он никого не оставил. Такова энергетическая природа личности Шамиля. Но времена меняются, с их высоты более отчетливо просматривается то, что нельзя было увидеть раньше. Нельзя жить только прошлым и его оценками. Героизм имама Шамиля, его образ священны для горцев, ибо он, будучи представителем малочисленных народов, продемонстрировал всему миру высокий пример защиты национального достоинства. Однозначно одно: он не был врагом России. Он был лишь патриотом Дагестана, Чечни, Кавказа в целом, а впоследствии - верноподданным и другом России.

Многие видные военные и политические деятели России выступали против покорения Кавказа силой оружия. Это были сторонники торгово-экономического и культурного влияния на Кавказе. Даже генералы не были единодушны в оценке политики царского самодержавия на Кавказе. Генерал-фельдмаршал Милютин, в частности, говорил, что надо совершенно изменить образ действия русских на Кавказе: не применять насилие, не посягать на обычаи и образ жизни, а убедить горцев, что Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края суть единственная цель ее устремлений. В одной из своих статей он писал о вреде применения оружия, предлагал строить взаимоотношения на базе экономического и культурного общения. Особенно подчеркивалась при этом культурная самобытность народов Кавказа. Известный публицист Ясин-Иванов, как и многие другие просветители, выступал за культурно-экономическое сближение горцев с русскими на Кавказе. И таких примеров много. Во времена Шамиля война с горцами оценивалась многими в России как вредное и тяжелое бремя для русского народа.

Может быть, трагедия имама Шамиля, причина неадекватности его образа в истории состоит в том, что он был представителем малочисленных народов? Или в том, что судьбой ему предначертано было воевать именно с Россией, а не с Турцией или еще с кем-то? В этом случае его имя в нынешней России, в нашем общем Отечестве, понятно, звучало бы по-другому. Во всяком случае это одна из причин противоречивых оценок его борьбы.

Те, кто пренебрежительно относятся к личности Шамиля, его образу и борьбе, видимо, не всегда руководствуются истиной. Приведу такое известное высказывание: "Если мы сами рабы, для нас не может быть героев". Думаю, именно в этом природа подобных фальсификаций. Есть люди, которые желают представить дело таким образом, будто имам Шамиль - олицетворение дикого, фанатичного и кровожадного народа, жаждавшего крови русских солдат. Об этом говорили многие, начиная с тех, кто находился в постоянном шовинистическом угаре ненависти к другим народам во времена имперской России, и кончая советскими ненавистниками народов типа Берии и Багирова. Я не говорю уже о современных горе-ученых и писателях вроде Виноградова и Пикуля, которые тенденциозно, а порой и оскорбительно характеризовали горцев, имама Шамиля. Подобные оценки, к великому сожалению, имеют хождение до сегодняшнего дня. Тем самым реанимируются поверхностно- однобокие представления о Кавказской войне . Нельзя не видеть и однозначной идеализации образа горцев, имама Шамиля и некоторыми выходцами из Кавказа - журналистами, писателями, псевдоучеными. Посылка такая: имам Шамиль - национальный герой, а у героев, как известно, недостатков не бывает.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Имам Шамиль был человеком. И этим все сказано.

Для прогрессивных мыслителей, военных и общественных деятелей России и многих других стран имам Шамиль, освободительная борьба горцев Кавказа однозначно и ясно раскрыли самобытную красоту и богатство культуры народов Кавказа. А. Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов , Лев Николаевич Толстой , Александр Бестужев Марлинский и многие другие великие сыны России, которые были на Кавказской войне, выражали свое восхищение имамом Шамилем и горцами Кавказа. Они называли воюющий с Россией Кавказ страной любви в отличие от тех "патриотов", которые представляют даже сегодня Кавказ как "страну ненависти" и тем самым толкают сынов различных национальностей России в пучину новых войн. Так восхищаться противником, с которым пришлось воевать, могли только люди, которые олицетворяли духовное величие России, ее высокую нравственность. Нравственный урок Кавказской войны должен быть один - мы воевали, чтобы жить в мире и братстве. В этом - высшая правда.

Рассказывают. Будучи в плену у царя, Шамиль держался достойно. Показывая ему царский дворец, спросили: “Видел ли ты в горах такую красоту и такой высокий потолок?” На это Шамиль ответил: “Над моими горами потолок еще выше и красивее - родное небо”.

Не стану приводить слова известных деятелей многих стран, восхищавшихся Шамилем. Позволю себе лишь еще раз обратиться к воспоминаниям графини Чичаговой: "Знакомство с этой симпатичной и замечательной личностью оставило во мне навсегда самое приятное впечатление. Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдерживавшего двадцатипятилетнюю войну с могущественной Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необходимой, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли; удивлялись его мужеству, его обширному уму. В газетных статьях о Дагестане Шамиля признавали за гения мусульманского мира, называли его человеком добродушным, справедливым, щедрым на милостыни, бескорыстным до незнания счета деньгам, чуждым хитрости!"

Это русская женщина оценивает человека, сражавшегося против российских войск. Рядом с такими оценками всякого рода измышления и оскорбления в адрес имама Шамиля выглядят жалко и неубедительно. И в наше время экологических и нравственных катастроф крайне важно сохранить ледниковую чистоту и родниковое начало национального достоинства. Это относится и к Дагестану, и к Чечне, ко всему Кавказу и России. И лучшим стимулом может послужить образ такого человека, как Шамиль, который стал частью не только кавказской, но и российской истории. Нравственный урок Кавказской войны в том. чтобы не использовать войну для унижения и оскорбления человека и народа.

Как мужественный и мудрый человек, имам Шамиль осознал гибельность дальнейшего продолжения войны для своего народа, смог на последнем этапе принять решение о ее окончании. Имам Шамиль не был националистом или сепаратистом в современном понимании этих слов. Он защищал свой народ, самостоятельное государство, честь и достоинство народов Кавказа, воевал против оскорбительного бесчинства царской военной администрации. Тогда Дагестан формально, да и фактически, еще не находился в составе России.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Нынешняя Россия, к сожалению, недостаточно знает Кавказ, плохо знает имама Шамиля.

Конфликты возникают от незнания, от неприятия друг друга. Имам Шамиль - не просто воин, а крупный государственный деятель и мыслитель своего времени. Для горцев, дагестанцев имам Шамиль - это Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Кутузов и Петр Первый . При этом мы, дагестанцы, во всяком случае те, кого знаю я, с величайшим уважением относимся к великим людям России, знаем и чтим их. Соответственно и дагестанцы вправе ожидать такого же отношения к их свободолюбивым предкам. Надо все уравновешивать, негоже низвергать истинных героев и восхвалять героев ложных. Именно так следует учиться смотреть на лидеров других народов и государств. Оскорбительные сравнения и нападки недостойных и невежественных людей на имама Шамиля крайне негативно воспринимаются на Кавказе, и особенно в Дагестане. Отвергая Шамиля, мы тем самым усиливаем негативный потенциал тех, кто хочет вражды между братскими народами России.

Составитель проекта об "успокоении дагестанских племен" Николай Бирон писал: "Надо признаться, что Шамиль есть величайший гений, какого когда-либо производил Кавказ". И гениальность эта заключалась не только и не столько в его полководческих успехах, которые позволили ему четверть века при ограниченных ресурсах противостоять одной из самых сильных в мире армий, сколько в его широчайшей реформаторской деятельности, затрагивающей все стороны дагестанского общества . Эпоха Шамиля - яркая страница государственного строительства Дагестана, качественно нового уровня цивилизационного развития на Кавказе. Шамиль своей борьбой, своей жизнью не оттолкнул Дагестан от России, а приблизил его к ней.

Шамиль, создавая государство горцев - имамат , в своей борьбе руководствовался Кораном и хадисами пророка, которые применял с учетом национальных особенностей Дагестана, с учетом исторических задач, стоящих перед его народом, перед его родиной, а не из чувства фанатизма. Он в своей борьбе решал в большей степени важнейшие социально-политические задачи. Борьба с российским самодержавием лишь мешала ему в этом.

Можно с сожалением отметить, что навязанная горцам Кавказа жесточайшая война не дала возможности в полной мере воплотить идеи государственного строительства, которые разрабатывал и внедрял имам Шамиль в самые тяжелые годы. Он хотел создать единое дагестанское государство . Если Россия регулировала бы свои отношения демократическим путем, то она получила бы в подданство достаточно дружественное государство. Думаю, что государства, где феодальная власть была бы фактически уничтожена, на Востоке еще не было. Да вряд ли это было возможно тогда и в Дагестане. Но реальные процессы к этому вели, хотя исторические условия еще не сложились. И Шамиль был во главе этих процессов.

Рассказывают. При встрече Шамиля с российским императором тот сказал ему: "Как же ты мог воевать против такой огромной страны в течение 25 лет?" На это Шамиль ответил: "Я всегда спал на пуховой постели, ел только мед и масло и через каждый месяц брал новый конец одеяла". Удивленному императору, что такое мог себе позволить дикий горец во время войны, Шамиль пояснил: "Я всегда ложился спать смертельно усталым, поэтому, хоть я и спал на земле, положив под голову камень, мне казалось, что я лежу на пуховой постели. Ел я, только сильно проголодавшись, когда любая пища казалась мне медом. Только соскучившись, шел я в комнату жены, и она мне казалась невестой. Только очень усталый и измученный садился я на коня. И любой конь был для меня мягок, как покрытое одеялом сиденье".

Имам был одновременно политическим, военным и духовным вождем. Он беспощадно ломал многие патриархально-феодальные традиции обустройства жизни дагестанского общества, старался возрождать на основе шариата наиболее ценные, традиционные атрибуты горской демократии и права. Он строил свое законодательство на принципе абсолютной свободы и равноправия людей, равенства всех перед законом и Аллахом. Он не только создал государство Имамат в Дагестане и в Чечне , но и стремился к государственному объединению всех народов Кавказа. При этом, объединяя многие народы и племена в своем государстве, Шамилю удавалось наладить между ними нормальные отношения. Имам Шамиль жестко пресекал случаи межнациональных распрей и конфликтов. Он любил говорить, что на Кавказе есть разные языки, но нет разных народов: мы все горцы, дочери и сыны этих вершин, говорил он.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Царское самодержавие навязывало свои порядки взаимодействия культур, языков и традиций народов Кавказа, противопоставляя их по национальному и религиозному признакам.. В военно-политических целях использовалось казачество. В основном это были в прошлом беглые крестьяне, впитавшие в себя дух свободы и воинственности Кавказа. Исторически казаки постепенно входили в жизнь горцев, налаживалась определенная система их взаимоотношений в хозяйственной и культурной жизни . Но при этом царское самодержавие с активизацией своей политики на Кавказе стало постоянно стравливать казаков и горцев, придавая первым изначально несвойственные им полицейско- карательные функции.

Подчеркиваю, что ядро казачества сформировалось на юге России еще до прихода сюда царского военно-политического режима. Казаки и горцы нашли приемлемые формы взаимодействия и хозяйствования. После упразднения на Кавказе должности военного наместника постепенно стали создаваться новые военно-административные управленческие традиции. В Петербурге был издан указ об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом. Этот указ от 21 марта 1888 года был направлен на то, чтобы усилить военно-административное управление краем, и главной задачей было "восстановление у казаков боевого духа и военных привычек". В канун XXI века в России опять кто- то хочет этим заняться. И как здесь не сказать: люди, остерегайтесь ступать на уже пройденную однажды трагическую тропу.

Казаки действительно занимались хозяйством, принесли много нового в жизнь Кавказа, стали налаживать сотрудничество с местным населением. Но это было невыгодно для военной администрации на Кавказе, и власти начали постепенно отменять возникшие там элементы гражданского самоуправления. Их и надо восстанавливать сегодня, а не возрождать "боевой дух и военные привычки". В то время управление горцами было передано в подчинение военного министерства и установлено военное казачье управление во главе с наказными атаманами и начальниками областей. Соответственно создавались разные условия для жизнедеятельности на Кавказе казаков и горцев, христиан и мусульман. Все управление было передано в руки казачьих атаманов, которым были предоставлены широкие привилегии. Привилегии зачастую оскорбительные, в том числе для самих казаков, противоречащие сути созидательных, культурных традиций казачества, содержащие опасный конфликтный потенциал. Надо тем не менее понять, что это были методы другой эпохи, другого государства. Ныне казакам необходимо вернуть свою самобытность и полную защйту, где бы они ни проживали. Казаки и горцы давно побратались, и не надо их вновь сталкивать. Трагедии в Чечне одинаково будоражат горцев и казаков. И после этого понятно, что казаки и горцы ищут шанс самосохранения, защиты. Но лучшая защита - жить, объединясь друг с другом в понимании и сотрудничестве.

Шамиль жил в условиях военного времени и был вынужден формировать весьма жесткую структуру власти, но вместе с тем он сохранял структуру гражданского общества. Исполнительная и судебная власть, административное деление и управление были достаточно эффективными. Наибов, судей (кадиев) и других лиц имам назначал, руководствуясь исключительно их моральными, деловыми качествами. Он всячески поощрял развитие промышленности и торговли, построил эффективную централизованную финансово-налоговую систему. Систематически собирались съезды алимов - ученых и религиозных авторитетов, на которых решались наиболее важные военные и государственные вопросы. Совет (диван-хана) при Шамиле собирался ежедневно, кроме пятницы. Заседание Совета проходило весьма демократично. Он утверждал указы (низамы), положения, регламентирующие все стороны жизни имамата. Имамат стал уникальным государственным образованием на Кавказе и в целом на Востоке. Были даже министерства по науке, по делам христиан и веротерпимости. Религия и политика, шариат и закон тут переплетались теснейшим образом. И нельзя забывать, что все это делалось в обстановке постоянно ведущейся войны.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Первейшей функцией государства было управление сообществом народов, исходя из принципов свободы, равенства и справедливости. Насущные вопросы жизни общества решались на джамаатах демократическим путем. Для решения самых сложных вопросов созывался съезд представителей всех народов имамата. Но сохранялось жесткое единоначалие под руководством имама.

Свою "блистательную эпоху" (Н. Добролюбов) военных побед имам Шамиль обеспечивал хорошо организованной армией, которая состояла из пехоты, конницы и артиллерии. Артиллерия главным образом собиралась из трофеев, а потом с помощью русских перебежчиков было налажено собственное производство пушек. Армия в лучшие годы достигала до 50 тысяч человек и, конечно, тяжелым бременем ложилась на плечи и без того бедно живущих горцев. В армии были знаки отличия и целая система наград. Проявившему трусость пришивался особый знак на рукава или спину. И снимали его только после проявления храбрости. Все военные операции имам Шамиль проводил на основе тщательной подготовки и разведывательных данных.

Во многих частях Кавказа были наибы Шамиля. Назначая наиба, Шамиль наставлял: порядок и законность начинаются с себя и своих близких, а потом уже их нужно требовать от других людей. Ничто так не развращает народ, как бесконтрольная и безответственная власть. Шамиль подбирал своих наибов по принципу честности и неподкупности, хотя найти таких людей было непросто. "Человек не может править другими людьми, если не превосходит их мужеством, знаниями и нравственностью",- любил повторять Шамиль. Таковы были его требования к себе и другим.

Основные моменты жизнедеятельности человека и почти все правоотношения в государстве Шамиля строились на основе норм шариата. Надо отметить, что законы шариата составляют конституционно-правовую основу некоторых современных государств, но они сильно адаптированы к современности. Поэтому, видимо, они не мешают их цивилизованному, культурному и научно-техническому развитию. Более того, путем органичного единства духовно-нравственная жизнь ряда таких сообществ на порядок выше, чем во многих других государствах. Сегодня, конечно, находясь в одном правовом пространстве с Российской Федерацией, невозможно однозначно руководствоваться нормами шариата, но местное нормотворчество возможно. В большей степени они должны быть нравственными нормами, а не законом. Шамиль вовсе не относился догматически к нормам шариата, а применял их, учитывая широкую базу обычного права горцев, задачи того периода дагестанского общества.

Добролюбов и другие русские революционеры-демократы выступали за доброжелательные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа. Добролюбов подчеркивал, что все те, кто не умеет отделить русское правительство от русского народа, ничего не понимают. Он подвергал резкой критике всеху кто именовал горцев хищниками, изуверами, необузданными фанатиками. Он говорил: "Возникновение движения - это не выражение вражды между мусульманами и христианами, а действия отдельных узурпаторов". Статья Добролюбова "О значении наших последних подвигов на Кавказе" убедительно доказывала, что движение горцев возникло прежде всего на местной социально- экономической и политической почве, подчеркивала, что не русский народ, а самодержавие осуществляет на Кавказе насилие. Добролюбов говорил о необходимости гуманного и справедливого управления делами других народов. Он выражал братскую поддержку нерусским народам, которые не хотели порвать с Россией, дорожили дружбой, говорил о необходимости объединения в одном едином государстве русских и нерусских, близких по духу, воспринимал настоящий патриотизм как проявление любви к человечеству, которая исключает неприязненное отношение к отдельным народностям. Чернышевский также выражал симпатии горцам, однако осуждал жестокости, которые допускал Шамиль в Дагестане и Чечне.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Известно, что российские феодалы потратили более 150 лет на внедрение в России крепостничества. Свободолюбивый дух русского народа велик. И вот почему такое сочувствие русских к борьбе горцев. Свободные крестьяне-уздени были вынуждены резко протестовать, когда чиновники царской военной администрации стали относиться к ним как к крепостным в России. Целые джамааты выражали свое недовольство, а местные феодалы истолковывали это как выступления против русских и вместе с царской военной администрацией жестоко усмиряли горцев. Все это провоцировало горцев оказывать местным феодалам и военным достойное, организованное сопротивление.

Для свободного горца призыв к газавату был понятнее, чем репрессивные директивы Ермолова .

Честь и достоинство даже самый простой крестьянин ставил в горах выше своей жизни. Прекрасно чувствуя настроения людей, Гази-Магомеду и Шамилю пришлось прежде всего бороться против своих ханов и феодалов, пересмотреть ханские порядки, когда подчиненный снимал шапку перед начальством. В горах "устроилось совершенное равенство" (Р. Фадеев). От Шамиля бежали в свое время Ахмед- хан Мехтулинский, Эрпелинский правитель Уллубий, беки Казикумухского ханства, шам- хал Тарковский и многие другие феодалы. Им удавалось вернуться в свои владения только вместе с царскими войсками. Возвращаясь, они возобновляли поборы, взятки, похищение девушек, издевательства и т. д. Война всегда развращает часть народа.

Именно к этой части Шамиль был жесток. Но он был жесток к бездельникам, бандитам, предателям и трусам. Грузины рассказывают, что Шамиль однажды сказал в адрес предателя: "Ты знаешь, что тебя ожидает?" - "Нет", - ответил тот. "От меня - смерть, от Аллаха - ад, от мусульман - презрение".

При всех недостатках, жестокостях важно понять самое существенное: в государстве имама Шамиля горец провозглашался свободным человеком. Тут были отменены многие феодальные подати и повинности, что было привлекательным для народа. Шамиль отменил рабство. Социальная политика и свобода личности в имамате Шамиля были на порядок более прогрессивными, чем это было в России и ряде феодальных владений Кавказа. Многие исследователи пишут о тяжелом положении горцев в имамате Шамиля. Они будто забывают, что шла жесточайшая война. Многие горские семьи оказались на грани голодной смерти. Да и сам Шамиль не благоденствовал, не строил дворцов. Он сказал, что вынужден был прекратить войну, потому что горцы стали есть траву. За 25 лет борьбы Шамиль предпринял много шагов, чтобы достойно завершить неравную и кровопролитную битву. Он завершил ее, по сути, пожертвовав многими своими принципами во имя спасения своего народа. Таковы исторические реалии.

Особое место в раскрытии психологии этой войны, характера горцев принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Он - за добровольные, добрососедские отношения и дружбу между русским и кавказскими народами. "Не знаю - писал Толстой, - является ли Кавказ страной вдохновения, но он, несомненно, страна любви". В своем дневнике 1854 года Л. Н. Толстой оставил такую запись: "Я начинаю любить Кавказ хотя и посмертной, но сильной любовью". Толстой показал сложные взаимоотношения между Шамилем и Хаджи-Муратом , между Шамилем и Николаем I. Простой солдат Прокопенко говорит: "Горцы - самый геройский народ. Да и то треба сказать: он свою ридну землю, свое ридне гниздечко оберегав. Якщо по правди сказаты, то его тут правда була, не наша". Казаки, писал Толстой, борются, но вместе с тем уважают горцев и хотят наладить с ними добрососедские отношения.

Таков еще один урок этой войны. И эти уроки нужны для мира и добра. В сегодняшнем и вечно едином Отечестве, в котором Дагестан занимает и должен занимать достойное место.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Война шла по своим законам, но и жизнь не прекращалась. Мирных русских не встречали как врагов. Рассказывают, что, когда пришла пора солдатам оставлять после зимних квартир селение, горцы провожали их более пяти верст, везли хлеб, мед, молоко и с истинным сожалением расставались с русскими. Так что была не только вражда, было и взаимопонимание в тех случаях, когда русские солдаты вели себя уважительно к местным жителям.

В 1857 году Шамиль писал французскому послу в Стамбуле: "Ученые и почетные лица просили меня обратиться к державам с ходатайством, чтобы во имя человечности они положили конец этим беспримерным в истории жестокостям... мы находимся на исходе сил... у нас нет оружия, ни всего необходимого для продолжения войны ". Только величайший талант и государственная мудрость имама Шамиля позволили ему долгие годы оказывать достойное сопротивление. Главным образом он опирался на поддержку народов Дагестана и Чечни. Шамиль стремился консолидировать Кавказ, напомнить своим соседям и братьям об общности судьбы, обычаев и традиций, о достоинстве сынов гор Кавказа. Главнокомандующий генерал Нейд- гардт докладывал военному министру в Санкт- Петербург о том, что "весь Дагестан принимает живое участие в успехах Шамиля". Феодалы старались помогать своим новым хозяевам и создали отряды из "мирных" горцев для борьбы с Шамилем . Но нередко милиционеры из этих отрядов тут же переходили на сторону имама. Симпатизировали ему кабардинцы, адыги, хотя около 200 кабардинских феодалов и получили награды "За отличие в военных действиях против Шамиля".

Обращаясь к черкесам, имам писал в 1845 году: "Не бойтесь, не унывайте, ибо вы высоко еще стоите. Не склоняйтесь на богатства, которым враги владеют, и не давайте веры тем отступникам среди вас, которые предпочитают неверных своим братьям правоверным из опасения, чтобы вас не постигла жалкая участь!" Но Кавказ не был един. Многое разобщало этот край. И соответственно мешало и царской администрации налаживать диалог с мелкими правителями.

Нередко репрессивные методы политических режимов просто называли "усмирением", а горцев - "шайкой разбойников", "извергами", "бандой необузданных варваров". Причину войны видели в "привычке горцев жить войною". Выступали с подстрекательскими проповедями вроде "упорного варварства" кавказцев.

Эти благоглупости эксплуатируются по сей день теми, кто не в состоянии понять, что культура России, ее великая доброжелательность - антиподы завоевательским амбициям рьяных политиков и генералов.

Нам нужен мир для созидания единого Отечества. И главный исторический урок всей этой войны только в стремлении сделать все для укрепления единого Отечества, а не в желании сохранить "набеговое производство", которое осуществлялось ими.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Горцы создавали веками вовсе не "набеговое производство", а высочайшую культуру металлургии, ремесленничества, производства зерна и развития животноводства. Чтобы понять все это, надо прочитать не только генерала Ермолова , но и Карамзина, Соловьева, Услара, Крачковского и Вавилова, побывать в горах и пройтись по тамошним тропинкам, пообщаться с людьми, посмотреть на их натруженные руки, уникальные террасы земледелия, сады и огороды на склонах гор.

Во время Великой Отечественной войны имя Шамиля звучало патриотически. Была даже танковая колонна "Шамиль". Но закончилась война, и уже в 1947 году некий ученый Аджимян X. Т. выступает со статьей "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В очередной раз реанимировался старый тезис колонизаторов о том, что не царское самодержавие, а горцы с помощью Турции и Англии инспирировали войну. Была развернута кампания с целью доказать, что движение горцев было реакционным. Шамиль и Дагестан обвиняются в том, что их сопротивление ослабляло Россию. Аргумент достаточно смешной и одновременно грустный.

В подкрепление подобных "идей" в 1953 году в Тбилиси был составлен и издан специальный сборник "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". Вот так, однозначно.

В книгах подобного рода исподволь разжигается межнациональная рознь. Древнейшие народы с великими культурными и нравственными традициями, создавшие тысячелетие тому назад свою государственность и развитые формы горской демократии, представлены в таких "исследованиях " как народы, веками пребывавшие в состоянии полной анархии, вольности, как "человеческое стадо ", которое при цивилизованном нашествии войск царского самодержавия было поставлено под неусыпный надзор "пастухов-мюридов " с их верховным вождем....

Скажем словами Монтеня: "Ложь - это удел рабов, а свободные люди должны говорить правду ". Ложь обычно процветает там, где есть для нее почва, а это, как правило, антинародный режим. И убеждаешься: в интересах русских и кавказцев надо чаще говорить и писать правду о Шамиле и шамилевской эпохе Кавказа. Правда, какой бы горькой она ни была, не может оскорбить память предков, если даже они когда-то воевали друг против друга. Оскорбляют память те, кто продолжают войну после мира.

Народно-освободительная борьба горцев под руководством Шамиля требует очень внимательного анализа, учитывающего все аспекты сложнейших по своей сути историко-политиче- ских реалий. Это важно, чтобы снова и снова не впадать в крайности, способные и впредь искажать или мифологизировать образ Шамиля, горцев и всей сложнейшей в своем переплетении проблематики Кавказской войны. В связи с этим, по нашему мнению, прежде всего следует учитывать:

социально-экономический и социально-этнический аспекты исторической жизнедеятельности народов Дагестана вплоть до XIX века;

самобытность, обустройство и историческое единство народов внутри Дагестана, традиции их взаимоотношений друг с другом, ориентации и идеалы;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

естественный процесс включения Дагестана, всего Кавказа в российское подданство;

колониальный характер политики царского самодержавия, бесчинства его военной администрации на Кавказе как главный фактор начала широкомасштабного военного кровопролития;

характеристику освободительной борьбы горцев и ее идеологии - мюридизма как знамени сопротивления и защиты своего отечества;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Такую личность как имам Шамиль всегда в обществе одни будут любить и им восхищаться, другие ненавидеть и поносить. Такова наверное участь любого великого творца истории.

Имам Шамиль сын Денга-Мухаммада, внук Али родился в аварском ауле Генуб, который более известен всему миру под кумыкским названием Гимры (Гьимра). Отец имама Денга-Мухаммад, по одним источникам кузнец, по другим имел хороший сад и виноградник, занимался виноделием, продавал вино и бузу, и сам пристрастился к алкоголю, но под угрозой сына, что он наложит руки на себя, если не бросит пить, он не в шутку испугался, что потеряет своего единственного сына и с этой пагубной привычкой покончил раз и навсегда.

На Кавказе только бездомный сирота не сможет вспомнить хотя бы имя своего деда, этим наверное мы и отличаемся от многих. Отличемся тем, что чтим имена наших предков и до седьмого колена можем без запинки назвать свою родословную. Только вот парадокс: неужели имам Шамиль был сиротой, который не знал как зовут его предков? И дед его Али, вовсе не гимринец, а изгой, который поселился в ауле гонимый судьбой или «качак» бежавший от кровной мести?

Если нет, то почему имея личного секретаря, признанного всеми авторитетного Мухаммеда-Тахира Карахского, который зафиксировал, почти все важные события в Имамате, описал многие сражения, написал всё про семью имама,нам о таких записях ничего неихвестно? Почему его личный секретарь не соизволил ознакомить нас с родословной имама? Или он тоже не знал ничего о предках Шамиля, или всё же знал?

У меня складывается мнение, что Шамиль запретил ему и многим другим касаться этой темы. В чём же причина этого запрета? Попробуем разобраться.

Описывая хронологию Кавказской войны Мухаммад-Тахир, как бы в скользь, упоминает; "по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704), Хан был убит Адиль-Гиреем Тарковским"." Там же он отмечает, "в (1711-1712); дата смерти Албури, сына Хана". Кеи же был этот Хан и какое отношение имеет он к имаму Шамилю?

Чтобы ответить на этот вопрос, процитирую другого автора, а именно Чичагову М.Н., супругу бывшего пристава имама в Калуге Руновского. Вот что она пишет о родословной Шамиля; «Отец его, Дэнгау-Магомед, был Аварский уздень (гражданин), Гимрский житель сын Али; предок его был Кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе. Мать Шамиля была дочерью Аварского бека (дворянина) Пир-Будаха, Баху-Меседу; прадед её, Манташ, был знаменитым человеком в Дагестане».

Мне видится, что Хан, о котором упомянул Мухаммед-Тахир и кумык Амир-Хан, о котором пишет М. Чичагова - это одно и тоже лицо. Другого известного лица в Дагестане в ту пору, который имел бы имя Хан или Амир-Хан, в родословных ни у шамхалов, ни у казикумухских, аварских или мехтулинских ханов мы не встречаем. Я не думаю, что простой уздень по имени Амир в те времена мог добавить к своему имени приставку «хан», «бек» или «саид». Да и мог ли он быть, если не был ханом, «известным человеком на Кавказе».

Теперь хочу на суд читателя выставить свою версию произошедших событий.

За что шамхал Адиль-Гирей Тарковский, мог приказать убить Хана (по версии Кадиева С.К. имя этого хана Угур или Огур-Хан) из Казанише, мне видится только за измену или за то, что этот Хан решил воспользоваться случаем и решил захватить Казанише в свой удел, возможны здесь и другие причины, а которых, к сожалению, молчит история. Куда бежать потомку этого Хана от мести шамхала, если все мною выше перечисленные ханы (казикумухские, аварские, мехтулинские), были родственниками Адиль-Гирея, который к тому же носил титул валия Дагестанского.

Единственное такое место - это кумыкский аул Эрпели (самый близкий кумыкский аул к Гимры), где правили потомки карачи-бека Исмаила, которые по своему происхождению не имели отношения к шамхалам и другим мною перечисленным ханам. Именно там, в Эрпелях, есть тухум Манташ, о котором пишет Чичагова М.Н., называя его прадедом имама по материнской линии и «знаменитым человеком в Дагестане» и многие потомки этого Манташа и поныне живут в Эрпелях.

Как звали этого сына или внука Амир-Хана из Казанише, который мог быть отцом Али деда Шамиля, который женился на дочери Манташа и некоторое время жил в ауле Эрпели, пока мы не знаем. Не доверять авторитетному источнику (Чичаговой М.Н.) я не могу. Какой ей смысл писать неправду о родословной имама. Почему Шамиль именно в Калуге в преклонном возрасте решил открыть свою тайну приставу Руновскому, о котором он запретил упоминать в Дагестане?

Ответ на этот вопрос, я вижу в следующих обстоятельствах. Во первых, давайте вспомним с чего начал Шамиль после его избрани имамом в 1834 году. Он начал с приказа убить и выбросить в реку Койсу семилетнего Булач-хана, младшего сына Паху-бике и Султан-Ахмад-хана Аварского, который был в аманатах у Гамзат-бека - предшественника имама Шамиля. На тот момент шли переговоры старших братьев Булач-хана и их матери с Гамзат-беком. Чем закончились эти переговоры мы тоже знаем. Я уверен и в той провокации Шамиль приложил свою руку.

Но но не будем отвлекаться от главной темы.

Откуда такая жестокость по отношению к ребёнку, как не месть ко всем, кто как то связан по родственному с шамхальским домом? Из записей Мухаммада-Тахира Карахского; «Затем, уже после убийства Хамзата, пришла весть от Саида ал-Ихали о том, что в интересах дела надо удалить Булача с этого света. Булач находился в селении Балагин. Шамиль послал двух человек для того, чтобы они бросили Булача в Большую реку. И был истреблен последний из того народа, который угнетал». Здесь наверное намёк, на то, что отец Булач-хана и муж Паху-бике Султан-Ахмад-хан, до того как стать Аварским ханом, был наследником Мехтулинского ханства с резиденцией в Нижнем Дженгутае, т.е. он был кумык, а не аварец.

В первые годы своего имамства Шамиль, не до конца осознавал свою роль и миссию, которую он должен был выполнять, как имам. Он действовал по инстинкту, как подсказывало ему сердце, а сердце подсказывало;- надо уничтожить всех шамхалов и ханов, всех беков и биев. За что? За убийство своего предка Амир-хана, за те страдания, которые понесли его потомки из числа которых и сам Шамиль. Мне видится, что эта его жестокость, эта банальная кровная месть.

Больше всего он хотел убить Абу-Муслим-хана Тарковского. Он и его мюриды, как пишут в историки, «внезапно напали на Казанише, но Абу-Муслиму удалось скрыться. Из усадьбы шамхала мюриды вывезли имущество, погрузив на 200 ишаков».

Такие же внезапные нападения его мюриды совершали и в Нижнем Дженгутае, и в Буйнаке, и в Кафир-Кумуке. Но почему то стороной обходили Эрпели и многие эрпелинские беки одними из первых признали Шамиля, как имама и охотно переходили на его сторону. Возможно они, в отличии от гимринцев, прекрасно знали тайну родословной Шамиля.

Когда пристав Руновский задал имаму вопрос за что он приказал убить Булач-хана, Шамиль ответил; «его смерти хотел народ, боясь, что когда он вырастит, он начнёт мстить народу».

Мне видится, что именно в этой реплике Шамиль слукавил. Мог ли Шамиль допустить, чтобы народ узнал кем является их имам на самом деле и чей он потомок? Как они отнеслись бы к нему, узнав что он не из их среды и весь его джихад не более чем большая провокация? Думаю, Шамиль прекрасно всё понимал и запретил кому либо писать и говорить о своих предках.

Позже Шамиль, поняв что не к лицу имаму вместо того что бы внедрять шариат заниматься кровной местью, поменял свою тактику по отношению к бекским отпрыскам и потму многие из них переходили к нему и становились его наибами.

Гамид Габитов. Дагестан

Имам Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, - Али - было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте . Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, - священной войны против русских - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве , управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад . Накануне Крымской войны 1853 - 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие - генерал Николай Муравьев (1854 - 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля - аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России . Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку , где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

ИМАМ ШАМИЛЬ И АБХАЗЫ

Имам Шамиль, ставший в XIX в. лидером не только вооруженного сопротивления имперской экспансии, но и возрождения Ислама среди народов Северного Кавказа, оказал значительное влияние и на Абхазию. О том, что имама Шамиля в Апсны знали и уважали говорят многие факты. Так, еще в 1837 г. генерал Розен опасался действий в урочище Дал т.к. дальцы ожидали помощи со стороны убыхов и имама Шамиля. По сообщению генерала Раевского (1840) князья Маршания посылали гонца в Дагестан с целью достоверно узнать «со всей подробностью о действиях Шамиля». Сам Шамиль активно стремился к контакту с мусульманами Западного Кавказа, в связи чем в 1848 г. послал своего талантливого наиба Магомед-Эмина (Мухаммад-Амина), ставшего религиозным лидером адыгских племен, убыхов, джигетов приморской Малой Абхазии и горных обществ Мдавей, цебельдинских и дальских абхазов до окончания Кавказской войны.
В настоящее время стали доступны свидетельства того, что рядом с самим имамом Шамилем находилась целая группа мюридов из Абхазии. О них говорится в теперь известном «Письме к собрату» потомка владетельского дома Чачба Г.Д.Шервашидзе. Это Джигриц Палба и Махты Цкуя из с.Джирхва, Хура Лоуа из с.Звандрипш, Дамей Хашиг из с. Хуап, Хаки Ажиба из с.Мгудзырхва и др. Абхазские мюриды были известны благодаря своему героизму при Ахульго, где впервые применили горящие «бочки с …жидкостью», а также в других битвах. За это они заслужили по именному кинжалу от имама Гамзата, а от имама Шамиля - именные сабли. Они последними ушли с боем в Гунибе, и после пленения Шамиля продолжали борьбу на Западном Кавказе. Тот факт, что эти люди были среди мюридов имама сам по себе говорит об их глубокой приверженности идеалам Ислама и свободы. Следует отметить, что само движение «мюридизма» существовало в рамках тариката Накшбандийя, основополагающие принципы которого базировались на Священном Кур’ане и Сунне пророка Мухаммада (САВ). В свое время начальник Черноморской береговой линии вице-адмирал М.Л.Серебряков, ратуя за обращение абхазов в православие, в 1852 г. подчеркивал: «Необходимо не допустить Абхазию до того, чтобы она сделалась поприщем борьбы между христианством и мюридизмом - борьбы, которая при невежестве абхазцев, может быть продолжительною. Отсюда видна вся важность открытия Абхазской епархии, возобновление древнего Пицундского храма и учреждение при нем монастыря и духовной миссии на пределах последователей лже-пророка».

Другой пример - в одном из российских документов начала 40-х гг. XIX в. говорится, что среди приближенных Шамиля находился один из абхазских феодалов, «…чуть ли не брат владетеля». Будучи поначалу подпоручиком русской гвардии, возмущенный творимым беззаконием «…сорвал эполеты и изрубил шашкой…», бежал в горы и «при восстании Шамиля …соединился с ним, помогал возмущать горцев и учить их регулярству».



Интересно, что именно в Абхазии, в Сухуме, в 1855 г. во время Крымской войны, когда Апсны на время вновь перешла под покровительство Османского халифата, турецкий сердер-экрем (генералиссимус) Омар-паша (австриец по происхождению), передал фирман султана Магомед-Эмину о назначении имама Шамиля в чин мушира (маршала)

Уже в 1877 г., во время последней, хоть и неуспешной, попытки Османской Турции восстановить свои права на Абхазию, когда многочисленное ополчение абхазов-мухаджиров высадилось на берега исторической родины, среди них был и сын имама Шамиля Гази-Магомед, наряду с осетином Мусой Кундуховым один из командующих Кавказской добровольческой армией. Одно только упоминание его имени вызвало панику среди имперских военных, которые поспешили оставить Абхазию. Эти факты свидетельствует о том, какую значительную роль играла Апсны для общекавказской диаспоры в Турции, о восприятии ее жителей, как единоверцев-мусульман.
Движение мюридов имама Шамиля по всей Абхазии, в силу ряда причин, повсеместного распространения не получило, но некоторые ее районы, не говоря об убыхах и адыгских племенах, испытали его очень сильное влияние (приморская Садзны, горные общества Ахчипсоу, Аибга, Дал, Цебельда, частично Бзыбская Абхазия.

Однако сам имам Шамиль надолго остался в народной памяти абхазов, как настоящий герой. О том, что и в Абжуйской Абхазии были знакомы с движением имама Шамиля, пусть и в художественной форме, говорит описание в романе «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера - известного знатока Апсны, старика Нахарбея, некогда воевавшего в отряде Шамиля. В память об имаме среди абхазов долгое время было распространено имя Шамиль (вариант Шамел), которое можно встретить и сейчас, особенно среди людей старшего поколения.

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.