Интерпретация и анализ данных. Обработка и интерпретация данных

Первым шагом любого предварительного анализа является интерпретация данных. «Любое количество фактов, - отмечал американский генерал В. Плэтт, - обработанных наилучшим спо­собом, снабженных индексами, занесенных в досье, не имеет ка­кой-либо ценности до тех пор, пока сотрудник службы информа­ции не раскроет смысла этих многочисленных фактов, не сопоста­вит их и не передаст в другие ведомства в такой форме, в которой их значение будет совершенно ясным».

Отсюда становится по­нятным, почему аналитик не может приступить к работе, пока не осуществлена интерпретация данных. Точнее без нее он обречен находится в состоянии неопределенности. Представьте себе хаос, возникающий на дорогах вследствие неправильного понимания автомобилистами сигналов, подаваемых друг другу.

Наиболее важное преимущество процесса интерпретации - возможность выявления смысла. Например, необходимо интерпре­тировать речь. Даже в том случае, когда услышанный разговор ве­дется на языке, который является родным для наблюдателя, то ни у кого нет полного лексического запаса, а иногда просто требуется хороший словарь. «Если говорить совсем всерьез, - предупреждал Ю.В. Дубинин, - то надо иметь в виду, что неправильно употреб­ленная терминология, пусть даже и «улучшенная» по сравнению с прежней, может и в самом деле внести сумятицу, а то и вызвать недоразумение, если речь идет о чем-то деликатном. Одним сло­вом, требуется постоянное «ковыряние» в прецедентах, внимание к уже принятым или изданным документам, штудирование всяких толковых или специализированных словарей, обращение к мудро­сти старожилов».

Примечательно, что «вождь народов» обращал серьезное внимание на качество и точность перевода добытых документов. Однажды сотрудница, переводившая секретный отчет, вместо «5-я дивизия армии США, расквартированная в Германии», написала «5 американских дивизий...» Документ с ошибкой ушел наверх, а вер­нулся из сталинского кабинета с большим вопросительным знаком на полях и припиской: «Может, речь не о пяти, а о 5-й дивизии». Переводчицу, когда ей сообщили об этом, чуть удар не хватил, но все обошлось.

Трудность для интерпретации речи представляет собой слэнг. Об этом красноречиво поведал еще Ф. Энгельс в работе «Как не следует переводить Маркса». Однажды несколько оксфордских студентов последнего курса переплыли на четырехвесельной лодке через Дуврский пролив. В газетных отчетах сообщалось, что один из них «catch a crab», что означало «поймать краба», а в перенос­ном смысле - «слишком глубоко погрузить весло в воду». Лон­донский корреспондент кельнской газеты понял эти слова букваль­но и добросовестно сообщил в редакцию, что «краб зацепился за весло одного из гребцов». Отсюда нужно помнить, что встречаются и те, для кого небрежность, допущенная при переводе - находка.

Они не замедлят оживить свое выступление каким-нибудь перлом или «ученым» советом на тему «как лучше».

Следует знать, что каждое поколение располагает собствен­ным набором модных словечек. Профессиональные группы поль­зуются собственным жаргоном. Американцы в первом, а зачастую в более поздних поколениях, мешают иностранные слова и фразы с английскими. В каждом регионе бытуют диалектные выражения, о которых не слышали в других. «Мы с женой, - с иронией вспо­минал свою первую командировку в Каир В.А. Кирпиченко, - об­наружили, что люди на улице говорят на каком-то мало понятным для нас языке - вроде бы и на арабском, а вроде бы и нет. Уж слишком египетский диалект был не похож на арабский литератур­ный язык, который мы, судя по оценкам, успешно изучали в институте».

Очевидно, что высокий уровень интерпретации зависит не только от техники и знания языка, но и от понимания националь­ных особенностей страны, ее души. «Мне, - рассказывал извест­ный литературный переводчик С. Апт, - случалось переводить и прозу и стихи, и думаю, что самым трудным была не интеллекту­альная проза... В случае с нею главная задача - понять. Само по­нимание текста образует стиль. Сложнее всего проза, построенная на игре словами, смыслами, ассоциациями. Теория перевода не может научить этому искусству, как не может сделать писателем знание литературной теории. В переводе каждое решение единично».

В ноябре 2002 г. дипломаты, разведчики и лингвисты бились над загадкой о том, есть ли у Северной Кореи ядерное оружие? Признался ли Пхеньян, что он им обладает? Ответ на судьбонос­ные для мировой политики вопросы во многом зависел от мнения знатоков корейского языка. Во всем мире разгорелся спор, сказал ли диктор радио Пхеньяна о своей стране «обладает ядерным ору­жием» или «имеет право обладать ядерным оружием». Дело в том, что корейское произношение этих фраз отличается лишь одним звуком.

Достаточно здесь констатировать, аналитику для правильной интерпретации информации необходимо выявлять не только смы­словое значение слов, но и оттенки этих значений. «Пожалуй, - фиксировал советский дипломат Ю.В. Борисов, - ни в одной сфе­ре политической жизни так не важны детали, отдельные замечания и краткие реплики государственных мужей, как в дипломатии. Иногда несколько мимоходом брошенных слов раскрывают реаль­ную политику лучше, чем любой официальный документ, или ярко характеризуют тех людей, с которыми приходится сталкиваться дипломату ».

Речь человека может быть серьезной, саркастичной, цинич­ной, шутливой, или это может быть просто рассказ, рассчитанный на то, чтобы произвести впечатление, либо успокоить страсти. Од­нажды неуклюжее высказывание британского министра иностран­ных дел Дж. Стро чуть было не вызвало крупный скандал между Лондоном и Вашингтоном. Накануне Дж. Буш-младший прозрачно намекнул в Конгрессе США, что Ирак, Иран и Северная Корея мо­гут стать следующими целями американской антитеррористиче­ской операции. И тут Дж. Стро, находившийся в США с рабочим визитом, сделал неожиданное заявление, квалифицировав речь как предвыборную риторику. Его слова встретили сильное раздраже­ние в Белом Доме. И министр сразу же попытался замять нелов­кость, заверив, что Лондон, как всегда, будет полностью поддер­живать США во всех внешнеполитических начинаниях.

Возможно, станет полезным при интерпретации данных и учет такого немаловажного обстоятельства, как физическое со­стояние партнера по разговору. Информационную значимость имеют выразительные движения, сопровождающие речь человека, так называемые паралингвизмы. Они несут разнообразную и бога­тую информацию о говорящем и отражают не только его состоя­ние, тип нервной системы, но и поведение в связи с избранной им индивидуальной и социальной ролью.

Можно скрыть в общем-то любое заболевание, но в случаях нарушения мозгового кровообращения человека всегда выдает речь, а иногда - движения. Речь человека при нарушении мозго­вого кровообращения становится «заразной» для слушающих его. Речедвигательные и речеслуховые (подающие и воспринимающие) системы этих двух сторон (говорящей и слушающей) работают в разных режимах, и системы слушающего просто «перегреваются», «перегорают». Даже, казалось бы, безобидные вставки «э-э-э» ме­жду словами свидетельствуют о типичном сбое во взаимодействии определенных структур мозга говорящего. При том она «дезориен­тирует» мозг слушающего. Не исключено, что внешнеполитиче­ские идеи А.Д. Сахарова, произнесенные им с трибуны, оттого и принимались в штыки многими слушателями, что его речь была дизартричной и логоневрастической.

При интерпретации устной речи полезно обращать внимание на тональность и жесты. «Во внешней политике, - подчеркивал бывший министр иностранных дел Франции М. Жобер, - слова играют не меньшую роль, чем действия, а, возможно, даже боль­шую, поскольку в зависимости от обстоятельств бывает важен да­же тон, которым говорятся эти слова, и бывают такие периоды, ко­гда этот тон, пусть даже он не будет по-прежнему дружественным или сочувствующим, не может оставаться тоном нерешительности или двусмысленной любезности. Итак, тон заявлений, используе­мые средства действия - все играет роль и налагает определенные обязательства».

Неосторожное обращение со словом и двусмысленный тон потенциально грозит неприятностями, а то и выливается в дипло­матический скандал.

За подтверждением далеко лезть в глубь исто­рии нет резона. Совсем недавно чешский премьер М. Земан во вре­мя визита в Израиль будто бы сравнил Я. Арафата с А. Гитлером, что вызвало шок у деятелей Евросоюза, для которых палестинский лидер остается нобелевским лауреатом. Репортер спросил у М. Земана: «Видит ли он в Арафате Гитлера?» Тот ответил: «Разуме­ется, не мое дело оценивать Арафата, но всякий, кто поддерживает терроризм, является террористом». Израильский журналист точкой отгородил «разумеется». Произошло прямо как в резолюции импе­ратрицы «казнить нельзя помиловать» - пропущенная запятая равна жизни. Вдобавок М. Земан помянул об опыте чехов по де­портации судетских немцев, применительно к палестинцам. По­следняя фраза вызвала негативную реакцию в Австрии, Германии и Венгрии среди организаций представлявших интересы выселен­ных, ратующих сегодня за восстановление справедливости. Разго­релась газетная полемика и дипломатический скандал, результатам чего стал срыв очередной встречи «Вышеградской четверки» в Бу­дапеште.

Закономерно, что придание нюансов словам и понятиям од­нозначно рассматривают как кладезь возможностей для умелой ди­пломатии. Уместен в этой связи в качестве яркой иллюстрации эпизод из биографии А.Е. Бовина, относящийся к августу 1968 г. «О предстоящем вторжении, - вспоминал он, - я узнал дня за три. Посол Чехословакии в Москве Коуцкий, уезжая в отпуск в Крым, устроил по этому поводу прием. Мы с ним друзья. «Слушай, - говорю я ему, - расскажу тебе анекдот. Идет Христос по Тиве­риадскому озеру, «яко посуху». За ним - двенадцать апостолов. Последним идет Павел. Он по цепочке передает Христу: «Иисусе, я уже по колено в воде». Тот ему по цепочке передает: «Читай та­кую-то заповедь». Идут. Потом тот опять по цепочке передает: «Я уже по пояс в воде». - «Читай заповедь!» Потом - по шею. И то­гда Христос говорит: «Не выпендривайся, Павел, иди, как все - по камешкам». И добавил (не Христос, а я): «Сообщи в Прагу, что Бо­вин тебе рассказал этот анекдот!» Единственное, что я мог тогда сделать».

В отличие от устной речи, письменный текст труднее интер­претировать. Отдельные люди склонны к преувеличениям, что также необходимо учитывать, а некоторые - к недооценке собы­тий и явлений. Факты, с которыми работает исследователь, не все­гда являются истиной. В случае дезинформации они могут оказать­ся ложью. Причем уяснить последнее часто затруднительно. Г. Тревентон, автор монографии «Скрытые операции», вспоминал, что когда аналитики обсуждали книгу К. Стерлинг, которая собра­ла из периодики разных стран различные случаи советской под­держки террористов, то оказалось, что вся информация была до этого напечатана в разных изданиях с подачи ЦРУ. «Пытаясь об­мануть иностранцев, - заключал Г. Тревентон, - мы обманули сами себя».

Для интерпретации необходимо также произвести оценку времени и место встречи или контактов. Следует учитывать, что в интерпретации нуждаются не только речь, но и поступки. «Неиско­ренимо убеждение политиков, - отмечает в этой связи профессор Вестминстерского университета Дж. Кин, - что половину полити­ки составляет создание имиджа, а другую половину - искусство заставить людей поверить в этот имидж независимо от «факторов»; старый афоризм, что политиков можно понять по их делам, а не словам, остается верным».

При всех обстоятельствах надо иметь в виду, что помощь в истолковании слов и поступков помогут оказать достижения из об­ласти психологии и других смежных наук. Дипломатия в чем-то похожа на театр, в котором есть солисты и статисты, где сущест­вует своя закулисная жизнь, а что-то выносится на публику. В ка­честве свидетельства сошлемся на комментарий З. Бжезинского по поводу фамильярных отношений «друга Билла» и «друга Бориса». «Понятно же, - язвил он, - что на самом деле никакие они не друзья. Что у них общего? Но картинное братание порой создает ложное впечатление и заслоняет собой подлинную суть проблем».

Правильный выбор момента, или своевременность - одна из важнейших составляющих успешной интерпретации на этапе пред­варительного анализа. Отсрочка интерпретации ведет к ошибкам, к контактам с «пустым» человеком или продолжению акции в тех случаях, когда ресурсы следовало бы использовать в других целях. В подобный капкан однажды в годы «холодной войны» попали из­раильские спецслужбы. Считается, что если объект слежки приме­няет профессиональные приемы для ее выявления и «отрыва», то он наверняка шпион. В один прекрасный день наружка «Шин Бет» установила, что «чистые» дипломаты и члены различных делега­ций из социалистических стран обладают высокой квалификацией в плане выявления слежки. У контрразведки возникли подозрения и она была вынуждена вести наблюдение за этими ложными объек­тами, что приводило к распылению сил и отвлечению внимания от действительных шпионов.

Вполне закономерно, что отсрочка интерпретации не позво­ляет предотвращать провального мероприятия. «Наверное, - раз­мышлял Т. Масарик, - нет ничего важнее для политика, равно и для обыкновенной жизни, как знание людей. Узнать тех, истинных и избранных, но раскусить и неправых, без основания претендую­щих на лидерские места. Любой успешный переворот выносит на поверхность множество парвеню, крикунов и лжепророков».

В процессе интерпретации часто наблюдаются противоречия. Их надо учитывать в ходе анализа. Впрочем, как и то, что слишком большое количество информации, которая дает противоречивое толкование имеющихся фактов, так же сбивает с толку людей, принимающих решение, как и ее полное отсутствие. А. Даллес в подобных случаях для иллюстрации ссылался на Р. Вольштеттер, которая анализировала трагедию в Перл-Харборе. «Если, - резю­мировала она, - наш разведывательный аппарат и другие инфор­мационные каналы не могли дать четкой картины намерений и возможностей Японии, то в этом виновато не отсутствие информа­ции или ее недостаток, так как мы как раз имели в то время, пожа­луй, даже ее избыток. Вероятно, мы никогда более не будем иметь такого большого количества источников в нашем распоряжении».

Одни считают, что лучший способ устранения противоречий - полагаться только на одного аналитика-исследователя, который должен обрабатывать и иметь доступ ко всей информации, необхо­димой для их интерпретации. Другие рекомендуют применять сис­тему интерпретации, когда собранная информация пропускается через ряд сотрудников, которые ее комментируют. Третьи делают ставку на компьютер, который с помощью специальных программ выявляет наиболее важные детали информации, уже введенной в банк данных.

— сложное, трудоемкое и дорогостоящее дело. Социологу предстоит определить направление поиска, пути и средства поиска информации, осуществить исследование и получить информацию. Однако трудности на этом не заканчиваются. Перед социологом встает непростая проблема интерпретации фактов. Социологическая и социально-политическая интерпретация данных требует не только высокого профессионализма социолога, но и его всесторонней образованности, культуры.

Обязательно должно быть репрезентативным, т.е. представительным и достоверным. Иными словами, характеристики, полученные в результате частичного обследования какого-либо объекта, должны соответствовать характеристикам этого объекта в целом, что позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Кроме того, чтобы использовать полученные социологические данные, их необходимо всесторонне и правильно объяснить. На этой стадии качество исследования прежде всего определяется глубиной знаний объекта, с которым социолог работает, а также его профессиональным опытом, склонностью к анализу и умением обобщать обычно весьма мозаичную эмпирическую информацию.

На стадии интерпретации перед социологом стоит задача превращения социологических данных в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) должны приобрести определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. перевести в индикаторы. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой, наиболее важными сторонами предмета исследования. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты, так как любые данные обладают свойством многозначности, их можно истолковать по-разному. Как правило, при обсуждении результатов исследования среди социологов возникают жаркие споры. Одни считают, что полученные данные имеют позитивный характер, другие уверены, что данные негативны, а третьи вообще избегают однозначных оценок. Заметим, что на интерпретации социологических данных сказывается обоснованность выдвинутых ранее гипотез исследования.

Рассмотрим в связи с этим данные об участии россиян в практиках самоорганизации (рис. 1.4).

В результате социологического исследования выявлено, что более половины россиян (54 %) вообще никогда не участвовали в мероприятиях, связанных с самоорганизацией по месту жительства. Много это или мало? Очевидно, что много как по абсолютным параметрам (больше половины), так и по относительным (в сравнении с другими показателями).

Как интерпретировать полученные данные? Позиция интерпретатора может быть такой: «Подавляющее большинство россиян пассивно, поскольку они интересуются только собственным благополучием или не верят в то, что их действия могут что-то изменить к лучшему. Поэтому в современной России нет реальных перспектив для функционирования гражданского общества».

Рис. 1.4. Вовлеченность граждан, %, в общественные практики самоорганизации по месту жительства

Однако возможна и более оптимистичная интерпретация: «Для проявления общественной активности, направленной на коллективное решение проблем, возникающих по месту жительства, должна присутствовать реальная основа для объединения — острые и нерешенные проблемы, неспособность управлений жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно и эффективно решать вопросы. Можно полагать, что уровень общественной активности — это индикатор качества оказания соответствующих услуг».

Этот пример показывает, что в интерпретации важную роль играет позиция исследователя. Очевидно, что в рассмотренном случае целесообразно провести дополнительное исследование с целью определения качества услуг, предоставляемых ЖКХ, и оценки этих услуг самими жильцами. Так, если жильцы не удовлетворены работой ЖКХ, то более предпочтительной окажется пессимистичная позиция исследователя.

Интерпретация тесно связана с проблемой обоснованности критериев социального исследования. Понятие «критерий» здесь имеет два смысла: О качественный признак, внутренне присущий предметам или явлениям одного класса; о качественный признак, по которому судят об уровне развития исследуемого явления (мерило).

В социальных исследованиях всеобщим мерилом выступает общественная практика. Хотя правомерность данного критерия не вызывает сомнений, но этот критерий имеет существенный недостаток — неопределенность и неоперативность. Например, неэффективность общественной собственности на средства производства в СССР была выявлена в результате исторической практики лишь спустя семь десятилетий. За это время выросло несколько поколений людей со специфической общественной психологией и нравственно-психологическими ориентациями (достаточно назвать проблемы бюрократизма, социального иждивенчества, отсутствия инициативы, лень и повальное пьянство). Ясно, что такой критерий неудобен для оперативного анализа и оценки социальных процессов. Нужны более гибкие и мобильные критерии.

По мнению социологов, такими критериями могут выступать: социальные и экономические интересы, а также правовые гарантии их защиты. Главное основание для такого выбора — их повседневная актуальность и необходимость для жизни социальных групп и каждого человека в отдельности. Насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, удовлетворительный уровень доходов, обеспеченность работой, жильем, медицинским обслуживанием, доступность образования — степень удовлетворенности данных интересов образует такой качественный признак, как «социальное здоровье» общества, представляющего собой диагностический инструмент, с помощью которого можно постоянно оценивать уровень и стабильность этого «здоровья».

В критерии «социально-экономические интересы» в нашем обществе приобретают приоритетное значение следующие эмпирические показатели: имущественное положение различных слоев населения, тенденции и темпы развития экономики страны (региона, коллектива) и жизненно важных отраслей (энергетики, топливной промышленности, транспорта, легкой, пищевой промышленности, связи, сельского хозяйства, строительства), соотношение различных форм собственности и типов производства, состояние хозяйственных связей между регионами, отраслями, уровни дохода и профессиональная квалификация кадров и др.

В критерии «правовые гарантии» интересов особо значимы такие эмпирические показатели, как равноправие форм собственности, обозначение в действующих законах организационных структур контроля за исполнением норм и требований законов, соответствие существующих политических, правовых, хозяйственных структур нормам и требованиям законов, определение в законах прав и обязанностей органов власти и управления, наличие в законах гарантий и санкций правовой ответственности должностных лиц на всех уровнях государственного управления, реальные возможности государственных служб и правоохранительных органов для реализации законов и других правовых актов (укомплектованность правоохранительных органов квалифицированными кадрами, степень удовлетворения их социальных нужд, заполнение штата налоговых служб квалифицированными кадрами и т.д.).

Таким образом, сама интерпретация полученных данных означает разъяснение одной системы данных (событие, факт, текст) с помощью другой, более конкретной и понятной.

В социологической практике нередко интерпретация выступает синонимом объяснении. Однако интерпретация как формулирование выводов, обобщений и оценок не всегда вытекает из полученных эмпирических результатов. В таких случаях она осуществляется с помощью дополнительной научной информации, полученной из других исследований, что дает возможность выяснить, например, незафиксированные в результатах исследования социальные последствия изучаемых процессов. В частности, интерпретация с привлечением дополнительной эмпирической информации зачастую позволяет истолковать мотивацию рассматриваемых типов социального поведения.

Отчет составляется после интерпретации и объяснения результатов исследования и представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Отчет является и юридическим документом, в котором фиксируются данные, содержащие авторские права исследователей. В то же время отчет — это административный и финансовый документ, по которому определяются объем, сроки, содержание, качество выполненных работ, обоснованность использованных средств.

Отчет составляют руководитель и исполнители по отдельным разделам. В отчете рекомендуется указать всех лиц, принимавших участие в исследовании, и конкретные формы их участия. При использовании в отчете результатов других исследователей необходимо либо указать на соавторство, если работы выполнены совместно, либо дать ссылки на источники.

Исследовательская работа социолога с неизбежностью рождает некоторые этические вопросы, зачастую не имеющие однозначных ответов. Например, как ответить на вопрос: может ли социолог прибегать к обману и недомолвкам, собирая информацию? Ведь многие из тех, к кому обращается социолог с вопросом (респонденты), занимаются деятельностью, о которой предпочитают умалчивать. Торговля оружием, порнобизнес, наркобизнес, деятельность религиозных сект, жизнь некоторых сексуальных меньшинств — эти и другие сферы «теневой» жизни общества малодоступны, и, если социолог не прибегает к каким-то уловкам, сбор данных здесь будет невозможен. Нередко исследователи вводят респондентов в заблуждение, опасаясь, что в противном случае они сообщат о себе ложные сведения, т.е. исказят информацию.

Весьма значима регламентация деятельности социологов во время избирательных кампаний, где злоупотребления особенно заметны.

Где же пределы допустимого вмешательства социолога в общественную и частную жизнь? Могут ли быть оправданы сомнительные действия социолога, который для того, чтобы добиться расположения опрашиваемых, сообщает о себе невер- ныс сведения, выдает себя за кого-то другого? Сопоставимы ли полученные результаты с возможным психологическим или физическим ущербом, который может быть нанесен респондентам? Профессиональный кодекс этики российских социологов разработан давно, но редко применяется на практике. Социолог не свободен от моральных норм и этических принципов исследовательской работы. Если существует риск нанести вред обследуемым, он должен отказаться от проекта или прекратить исследование. Профессионализм, компетентность, порядочность и ответственность — нравственные характеристики профессионального социолога.

Некоторые обобщения информации

Представленная выше информация, необходимая для выбора , бывает полезной лишь при следующих условиях: о исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а не как применение одного или нескольких методов. Каждому изучаемому явлению необходимы интегрированные объяснения; о любое исследование начинается с изучения литературы по социальным наукам, имеющей отношение к исследуемой проблеме, и учебников по практике проведения эмпирических исследований;

О сравнение информации, полученной из литературных источников, с реально наблюдаемым явлением позволяет выдвинуть исследовательские гипотезы, которые должны быть подтверждены или опровергнуты в результате исследования; о при выборе методов исследования следует опираться на необходимые интеллектуальные и материальные ресурсы; О обязательное условие исследования — разработка программы, в которую обычно включаются: цель и задачи исследования; основные и второстепенные гипотезы; решение о том, какие конкретно собирать данные и каковы методы организации сбора и обработки полученных данных.

Вооружившись методологией и методами исследования, социолог может успешно провести эмпирический анализ. Многим начинающим исследователям это кажется трудным и непреодолимым, но на практике все существенно проще. Преподаватель во время общения со студентами на лекциях и семинарских занятиях такие проблемы может решать в процессе обсуждения различных тем, включенных в программу по социологии.

Таким образом, завершающий этап всякого социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию полученной информации. Интерпретация — сложная операция объяснения данных, требующая от исследователя глубоких теоретических знаний и практического социального опыта, научной объективности и творческой интуиции, гражданской ответственности и непредвзятости. Правильная интерпретация социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий. Интерпретация соответствует реальному положению вещей только в том случае, ест и на всех этапах исследования соблюдаются необходимые научные требования и моральные нормы.

ачественное исследование не заканчивается на сборе данных. Кульминацией всей работы является скорее не полевая стадия, а анализ, интерпретация и представление результатов заказчику или читательской аудитории.

Проблема заключается в том, чтобы в массе собранных материалов найти скрытый смысл, эффективно "свернуть" огромный объем информации, создать или открыть важные модели или структуры и решить, в какой форме лучше передать то, что открывают нам данные. К сожалению, бес­спорных правил качественного анализа данных, которые имели бы универсальное значение для получения выводов и проверки их устойчивости и надежности не существует. В отличие от количественного анализа у нас нет неоспоримых формул или эффективных критериев для определения зна­чимости результатов. Нет, по существу, никаких прямых тес­тов для проверки надежности и обоснованности выводов. Кроме того, мы не можем точно воспроизвести процесс ана­литического мышления исследователя и поэтому его выводы могут оказаться невоспроизводимыми. Короче говоря, нет ни­каких абсолютных правил за исключением одного - сделать все возможное для того, чтобы ясно и полно представить читателям данные и то, что в них удалось обнаружить.

Это не означает, впрочем, что у нас нет никаких путевод­ных нитей, которые могли бы помочь в анализе данных. Но эти путеводные нити и процедурные предложения не являются правилами. Поскольку каждое качественное исследование яв­ляется уникальным, таким же будет и используемый аналити­ческий аппарат. Точно так же, как полевое качественное ис-

Посче поля

следование зависит на каждой своей стадии от умения, подготовки и способностей исследователя-полевика, качест­венный анализ зависит от аналитических способностей и стиля аналитика. Важно помнить, что пресловутый "чело­веческий фактор" является одновременно и большой силой, и фундаментальной слабостью качественного обследования и анализа.

В этой главе мы продемонстрируем стратегии, путевод­ные нити и идеи анализа, интерпретации и представления качественных данных. Эти стратегии и идеи скорее застав­ляют думать и облегчают работу, а не ограничивают в чем-то исследователя или усложняют его труд. Обычно, для того чтобы лучше приспособиться к специфической ситуации ис­следования, аналитику приходится адаптировать для своих нужд ряд стратегий и методик. Тем не менее как только анализ закончен, те, кто его проводил, обязаны сообщить о своих аналитических процедурах настолько полно и досто­верно, насколько это возможно. Это означает, что качествен­ный анализ является фактически еще одной стадией полевой работы, на которой аналитики должны точно так же зани­маться самонаблюдением и самоконтролем. В любом случае аналитик обязан сообщить о примененных аналитических процедурах в специальном разделе своего отчета о полу­ченных результатах.

Фокусировка анализа

Первая задача в качественном анализе - описание. Оно отвечает на вопросы типа: "Что происходило, как и при каких условиях?"; "Каковы были цели участников?"; "Что с ними стало в дальнейшем?"

Описание обязательно следует отделять от интерпрета­ции. Интерпретация включает объяснение результатов, по­лучение ответов на вопросы "почему" и развитие моделей и теоретических объяснений. Большое искушение - присту­пить к творческой работе по интерпретации данных преж­де, чем довести до конца тяжелую работу по сведению вместе согласованных ответов на главные описательные во­просы. Но описание всегда должно предшествовать анали­зу. Дисциплина и строгость качественного анализа зависят

от представления основательных описательных данных таким образом, чтобы читатели смогли их понять и извлечь из них свои выводы и смогли их интерпретировать.

Стратегии анализа интервью

Первое, что следует решить при анализе интервью, так это то, начать ли с анализа одного случая или сравнивать случаи один с другим. Если решено начинать с анализа случая, то необходимо провести исследование для каждого интервьюируемого или каждой исследуемой единицы (т. е. каждого критического события, каждой группы и т. п.). Если же решено начать с перекрестного анализа, то необходимо провести группировку ответов, полученных от разных людей на одни и те же вопросы, или анализ различных точек зрения на одни и те же проблемы.

Перекрестный анализ ряда случаев или фрагментов ин­тервью, посвященных одним и тем же вопросам, можно сделать сравнительно легко только в том случае, если ис­пользуется стандартизированное открытое интервью. Если же принято решение остановиться на неструктурирован­ном глубинном интервью, то ответы разных людей хотя и могут быть, при известном желании, сгруппированы по темам, но вряд ли можно ожидать, что соответствующие данные будут находиться в одном и том же месте в каждом транскрипте.

Эти две стратегии не являются взаимоисключающими. Исследование обычно включает оба вида анализа, но начи­нать приходится с чего-то одного. Попытка одновременно исследовать и отдельные случаи, и провести перекрестный анализ по какой-то теме может привести лишь к путанице.

Стратегии анализа наблюдений

Первоначальный анализ данных наблюдения заметно об­легчается, если есть ясность, в каком виде он будет наибо­лее полезен для представления результатов. Выбор может быть сделан в пользу принципов хронологии, ключевых событий, условий, людей, процессов и ключевых вопросов. Принцип хронологического описания состоит в описании того, что наблюдалось в хронологическом порядке, расска-

После поля

Анализ и интерпретация качественных данных

зать "историю" от начала до конца. Принцип описания в соответствии с ключевыми событиями основан на представ­лении данных, начиная с критически важных случаев, упо­рядоченных по их значению, а не в том порядке, как они происходили во времени. Принцип описания условий ста­вит в центр описание различных мест, пунктов, особеннос­тей размещения, территории для последующего перекрест­ного анализа. Если первичной единицей анализа являются люди или группы, то они также могут становиться фокусом исследования. Данные могут быть организованы таким об­разом, чтобы описать важные процессы, происходящие в таких группах (контроль, принятие решений, социализа­цию, коммуникацию). Наблюдения могут быть также сведе­ны вместе для того, чтобы осветить в первую очередь те ключевые проблемы, которые совпадают с первичными ис­следовательскими вопросами.

Следует еще раз повторить, что взаимоисключающих способов организации данных наблюдений не существует. Суть проблемы заключается в том, что исследователь дол­жен иметь некоторую первоначальную конструкцию для контроля за чрезвычайно обширными и, как правило, плохо структурированными данными, собранными на поле­вой стадии работы.

Начало анализа

Часто невозможно указать ту точку, в которой сбор дан­ных прекращается и начинается анализ, поскольку идеи относительно возможного анализа появляются уже на по­левой стадии. Настоящий анализ начинается именно с этих "черновых" идей, сохранившихся в полевых дневниках. Вот почему так важно записывать аналитические соображения, которые приходят в голову при сборе данных. Это "пере­крытие" во времени этапов сбора и анализа улучшает как качество собираемых данных, так и качество анализа, по крайней мере, до тех пор, пока исследователи не позволят своим первоначальным интерпретациям исказить сбор новых данных. В самом деле, вместо того, чтобы направить сбор дополнительных данных на подтверждение первона­чальных полевых гипотез (зачем вообще нужно выходить в

поле, если ответ на все вопросы известен заранее?), иссле­дователь может переориентировать полевую работу на поиск альтернативных объяснений, которые показали бы ошибочность первоначальных догадок. Когда сбор данных формально завершается и проходит время окончательного анализа, исследователь имеет два первичных источника, из которых он может исходить при организации анализа. Пер­вый включает те вопросы, которые возникли во время кон­цептуальной фазы исследования и прояснялись вплоть до окончательного анализа, второй - аналитические идеи и интерпретации, которые возникли во время сбора данных.

Организация данных

Данные, собранные с помощью качественных методов, как правило, объемны. Обычно это сотни диктофонных кас­сет, тысячи страниц транскриптов интервью, толстые тет­ради, испещренные полевыми заметками. Может показать­ся, что разобраться в этом - непосильная задача.

В первую очередь следует убедиться: собрано все, что следовало собрать. Полны ли полевые заметки? Может быть, какие-то полевые записи не были сделаны вовремя, отложены на потом и забыты? Нет ли каких-нибудь пробе­лов в данных, которые все еще можно заполнить при сборе дополнительной информации прежде, чем начнется ана­лиз? Полны ли транскрипты интервью? Итак, прежде всего проверяется полнота и качество собранной информации.

Когда интервьюер уверен, что все данные собраны, про­верено их качество и заполнены все пробелы и пропуски, можно приступать к анализу. Но прежде рекомендуется сделать по крайней мере четыре полные копии всех дан­ных, одну - резервную и три копии - для разных видов анализа, описываемых ниже. Но если данные собираются длительное время, разумно придерживаться правила: де­лать копии по мере их сбора и хранить одну копию в безопасном месте, где ее нельзя будет повредить, уничто­жить или потерять. Без всякого преувеличения можно ска­зать, что все полевые данные бесценны. Они уникальны, поскольку ни те наблюдения, которые были сделаны, ни точные слова, которые были сказаны в ходе интервью, ни-

После поля

когда не удастся получить в том же самом виде, даже если будут предприняты новые наблюдения и проведены новые интервью. Еще раз подчеркнем, что первичные материалы полевых исследований бесценны и требуют бережного об­ращения.

Итак, одна копия, назовем ее "мастер-копией", хранится в резерве, одна копия остается для анализа, одна - для пометок и одна - для вырезок и вклеек. Значительная часть работы над качественным анализом включает выре­зание и вклеивание данных независимо от того делается ли это с помощью компьютера или вручную, методом "рекле", т. е. используя ножницы и клей. Лучше всего иметь для этого хотя бы одну копию, чтобы ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению "приводить в порядок" мастер-копию. Мастер-копия становится ключевым ресурсом для размещения материалов и сохранения контекста сырых данных. Той же самой цели должен служить и компьютер­ный "мастер-файл".

Когда копии данных были сделаны, можно начинать формальный анализ. Анализ качественных данных - твор­ческий процесс. Он требует интеллектуальной дисциплины, аналитической строгости и большого труда. Поскольку раз­ные люди привыкли делать интеллектуальную работу раз­ными способами, нет единого способа организации, анализа и интерпретации качественных данных. Поэтому описание аналитических процедур, следующее ниже, скорее дает почву для новых размышлений, чем претендует на норма­тивность. Каждый исследователь может выбрать для себя ту процедуру анализа, которая лучше всего отвечает его склонностям. Ниже, в следующих разделах описываются некоторые альтернативные способы организации и пред­ставления качественных данных.

Контент - анализ

Под контент-анализом обычно понимается процесс иден­тификации, кодирования и категоризации первичных структур, содержащихся в интервью и наблюдениях.

Начало контент-анализа: кодировка. Один из способов начать контент-анализ - просмотреть все полевые замет-

Анализ и интерпретация качественных данных

ки или транскрипты интервью и сделать комментарии на полях или даже прикрепить к ним листки бумаги, которые содержат замечания о том, что следует сделать с теми или иными кусками данных. Эта процедура является первым шагом на пути организации данных по темам и файлам. Работа с темами похожа на индексирование - подготовку предметного указателя для книги или закладок в компью­терных текстовых редакторах. Нужно просто рассмотреть то, о чем говорится в том или ином куске и присвоить ему какое-либо имя или метку. Та копия, в которой содержатся эти пометы, становится индексированной копией полевых заметок или интервью.

Сокращения пишутся непосредственно на абзацах, со­держащих данные, на полях, или на дополнительных лист­ках, прикрепляемых к страницам. Полная "легенда" для этих пометок разрабатывается отдельно для каждого файла и служит в качестве первого шага на пути организа­ции данных методом вырезания и вклеивания. Одни и те же куски текста могут служить самым разным целям или иллюстрировать разные темы. Именно поэтому перед пол­ным индексированием необходимо изготавливать несколько копий данных.

Этот процесс организации меток для различных типов данных является первым шагом контент-анализа, с помо­щью которого классифицируется содержание данных. Кри­тически важной является предварительная разработка классификационной системы, без которой в данных царит полный хаос. Итак, первый шаг анализа - сведение слож­ной реальности в некоторое количество управляемых клас­сификаций. Ж. Санд в "Письмах путешественника" писала, что классификация - это нить Ариадны в лабиринте при­роды.

В том случае, когда для этого есть возможность, лучше, если над кодировкой будут работать не один, а несколько человек. Каждый из них может кодировать данные по классификационным схемам независимо от остальных и затем результаты кодирования можно сравнить и обсудить. Если обнаружатся различия в том, как двое людей смотрят на одни и те же данные могут появиться новые важные


По ,

кгле поля

для понимания данных идеи. В таком контексте этот под­ход можно назвать формой аналитической триангуляции.

Компьютерная обработка данных

Иногда возможен и желателен более тщательный клас­сификационный анализ, чем составление простой системы файлов. Это наиболее справедливо для больших проектов, когда одному человеку бывает очень трудно закодировать весь огромный массив данных. В этом случае следует раз­работать более формальную классификационную схему, которую могут использовать тренированные кодировщики, помогающие в организации данных. В идеале классифика­ционная схема должна обеспечить легкий доступ к данным для всех, кто захочет их использовать. Если бы данные предназначались для одного исследователя, в такой клас­сификации не было бы необходимости. Для того чтобы обеспечить доступ для нескольких исследователей, каждо­му параграфу в каждом интервью должен быть присвоен номер, состоящий из номера страницы этого интервью и номера параграфа на данной странице. В ходе первичного исследования интервью развивается сложная классифика­ционная схема, состоящая из нескольких основных катего­рий и множества подкатегорий. Все эти категории и подка­тегории имеют свои кодовые номера. Каждый параграф каждого интервью можно затем закодировать любым коли­чеством цифровых или буквенно-цифровых комбинаций, достаточным для того, чтобы описать содержание парагра­фа. Отдельный компьютерный вход имеется для каждой идеи, присутствующей в каждом параграфе. Вход содер­жит идентификационный номер интервью, общий класси­фикационный номер кода содержания, классификационный номер подгруппы, номер страницы и параграфа, где можно найти соответствующий материал и/или краткое описание тех данных, которые содержит параграф.

Далее каждый из полученных кодов может быть введен в компьютерную систему, позволяющую распечатывать все темы, включенные в классификационную схему, с кратким описанием содержания соответствующих отрывков. Анали­тик может затем использовать это меню для непосредст-

Анализ и интерпретация качественных данных

венного перехода к полным текстам. Кроме того, компью­терные системы обработки данных позволяют проводить простые перекрестные классификации и сравнения фраг­ментов текста для более углубленного анализа.

Только такая система кодировок подходит для строгого анализа большого количества данных. Система с множест­венным категориальным кодированием каждого параграфа в каждом интервью представляет собой, конечно, экстраор­динарную форму кодирования, которую вряд ли стоит ис­пользовать для небольших проектов. Создание такой совер­шенной системы, несмотря на всю ее желательность и уни­версальность может оказаться чересчур дорогостоящим и долгим. Тем не менее если предполагается, что данные будут использованы несколькими аналитиками или в тече­ние длительного периода, учитывая также и те дополни­тельные данные, которые, возможно, придется получить спустя некоторое время, то такая система может оказаться чрезвычайно полезной и в конечном счете поможет сэконо­мить большое количество времени.

Исследование случая

Цель классификации качественных данных для контент-анализа - облегчить поиск моделей в определенных усло­виях или для набора случаев. Существует ряд проблем, которые лучше всего исследовать с помощью анализа слу­чаев. Случаями могут быть отдельные люди, программы, институции или группы. Исследование случая в качествен­ном анализе - специфический способ сбора, организации и анализа данных. Его цель - собрать исчерпывающую, все­стороннюю, систематическую информацию о каждом слу­чае, представляющем интерес. Следовательно, начало ана­лиза случая - убедиться в том, что информация о каждом случае полна, насколько это возможно.

Исследованием случая может быть изучение, например, отдельной институции. Такой анализ может начинаться с индивидуальных случаев, затем следует их перекрестный анализ и, наконец, - их комбинация, которая и становится основой для анализа всей институции в целом. Возможно, таких уровней или слоев может быть и больше, особенно

После поля

если какое-либо явление исследуется на региональном или национальному уровне.

Каждое исследование случая опирается на все материа­лы, которые удалось применительно к нему собрать: все материалы интервью, данные наблюдений, документы, впе­чатления и утверждения других лиц и сведения об измене­нии каких-либо характеристик объекта изучения во време­ни. Все это становится сырым материалом, служащим для анализа случая. На персональном уровне данные о случае могут включать статистическую информацию о человеке, анализ условий жизни, автобиографию и дневники. На уровне институций анализ случая может включать про­граммные документы, отчеты, интервью с участниками каких-либо событий, персоналом, наблюдения над ее рабо­той и сведения об истории институции.

Когда исходные данные собраны, исследователь может начинать работу над описанием случая. Такое описание соединяет вместе и организует огромные по объему данные в единое обозримое целое. Эти записи включают всю ин­формацию, которая будет использована в проведении окон­чательного анализа случая. Информация редактируется, многословия выбрасываются, отдельные части лучше под­гоняются друг к другу и записи организуются для легкого доступа или в соответствии с хронологическим или темати­ческим принципом. Итоговые записи должны быть полны­ми, но контролируемыми. Хотя в них сохраняется вся ис­ходная информация, они организованы и классифицирова­ны на порядок лучше, чем сырые материалы, и уже не нуждаются в дополнительной преданалитической обработ­ке или интерпретации. Этот этап может и не является обязательным, но его следует предусмотреть, если имеется слишком большое число сырых данных, полученных в ходе интервью, наблюдений и сбора документов. Во многих слу­чаях исследователь, работая с сырыми данными, может начать подготовку окончательного отчета.

Записи случая используются для конструирования ис­следования случая. Последнее включает информацию, ко-

Анализ и интерпретация качественных данных

торая будет помещена в заключительный отчет. Она состо­ит из представления описательных данных. Отчет может включать не одно, а несколько исследований случаев, но, так или иначе, именно случай является базовым описа­тельным компонентом отчета.

Исследование случая должно погружать читателя в дан­ную ситуацию, в чью-то личную жизнь, жизнь группы, жизнь институции. Каждый случай, даже когда их несколь­ко, стоит особняком, что позволяет читателю понять его как уникальное, холистическое единство. Позднее может оказать­ся возможным и полезным сравнение и противопоставление случаев, но в первую очередь именно случаи должны быть представлены и поняты как выражение того явления, кото­рое интересно для исследователя. Описание случаев будет холистическим, всесторонним и станет включать множест­во размерностей, факторов и категорий, сплетенных в еди­ное целое в идеографической конструкции.

Таким образом, описание случая должно дать читаемую, описательную картину человека, институции или процесса, доступную для читателя всей информации и необходимую для их понимания. Исследование случая может быть орга­низовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.

После того, как исследование случая закончено, необ­ходимы новые аналитические стратегии, которые будут описаны ниже, для будущего анализа и интерпретации данных.

Индуктивный анализ

Индуктивный анализ означает, что модели, темы, и кате­гории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них еще до сбора и анализа. Аналитик смотрит на естест­венные вариации в данных.

Два способа представления проистекают из анализа дан­ных. Во-первых, аналитик может использовать категории, развитые самими респондентами для организации пред­ставления определенных тем. Во-вторых, аналитик может также быть знаком с категориями и моделями, о которых изучаемые люди не подозревали и для описания которых

После поля

не имели соответствующих терминов. В этом случае анали­тики развивают свою систему терминов для описания ин­дуктивно генерированных категорий.

В первом случае, прежде чем применять эти "естествен­ные" термины, полезно предварительно выяснить насколь­ко часто они употребляются и, главное - нет ли заметных различий в их понимании. Во втором случае те концепции, которые привносит исследователь, имеют свои корни в со­циальной теории, в имеющейся научной литературе или в исследовательских вопросах, сформулированных еще до начала исследования. Такие концепции дают общее чувство вовлеченности в общий исследовательский процесс и игра­ют для аналитика роль "дорожных указателей".

Посмотрим, как это разделение на естественные привне­сенные термины используется при составлении типологий .

" Естественные " типологии

Типологии - это классификационные системы, постро­енные из категорий, которые разделяют некоторые аспек­ты мира на части. Естественные типологии впервые появи­лись в антропологии. Согласно взглядам некоторых антро­пологов, например, Пелто, культурное поведение следует всегда изучать и категоризировать с точки зрения самих участников событий. Иначе говоря, единицы концептуали­зации в антропологических теориях должны быть "откры­ты" с помощью анализа когнитивных процессов у изучае­мых людей, а не привнесены извне из инокультурных (и поэтому этноцентрических) классификаций поведения.

Существует мощная тенденция, берущая свое начало с работ по сравнительной антропологии, направленная на со­хранение и включение в отчеты тех "естественных" типо­логий, которыми пользуются люди. Как выразился Ф. Боас, главная цель - понять мысли людей, и весь анализ их опыта должен быть основан на их, а не на наших концеп­циях.

Этот подход требует анализа вербальных категорий, ис­пользуемых респондентами, для того чтобы разбить слож­ные реальности на части. Фундаментальная цель языка - сказать нам, что представляется важным, дав этому имя и

н&шз и интерпретация качественных данных

тем самым отделить его от других вещей с другими имена­ми. Когда такие метки идентифицированы на основе анали­за того, что говорят люди, следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать атрибуты или характеристи­ки, которые отличают одну вещь от другой. Итак, глав­ное - понять, как люди конструируют мир своего опыта исходя из того, что они говорят об этом (Фрейк).

Два примера " естественных " типологий , сконструированных респондентом

Типология селян по достатку. «Бывает человек чего-то хочет, чего-то добивается, но не может. Он хоть и работает, но маленькая зарплата. Но они стараются содержать детей хотя бы. А помогаем-то конкретно тем, кто получил эти несчастные... Даже пускай они и безработные , у нас бывает и безработные достаточно приличные люди; а вот есть те, которые... но помогаем мы им все-таки, помогаем, потому что жалко детей. Не родителей, конечно, а детей. Они по­лучили эти несчастные 30 тыс. - пособие на ребенка и быстренько постарались их пропить. А мы вот этим семьям помогаем. Купят себе бутылку, ребенку жвачку, радуйся! И ребенок радуется, потому что они редко это видят. А хлеба кусок им соседи дадут. Они голодными не останутся. А потом, в конце концов, та же мама пойдет на ГВК у нас на фабрике, украдет ту курицу, которая сдохла, которую только перерабатывать на удобрения, а она ее сварит и все равно дети будут есть. Выживают же, ведь выживают. Дохлятиной питаются и живут. И нормально. А кто сказал, что можно умереть от этого. Это одна прослойка, которые нищенствуют, не работают, живет на "детские" деньги. Но мы собираем им, что можем, потому что дети-то не винова­ты, хотя дети такие же. Нельзя, конечно, ярлык вешать, что такой же вырастет, но глядя на такую жизни очень сложно человеку подняться.

Другие, которые не пьющие, но опять же, на стадии вымирания. Ну как живут... Сельское хозяйство, конечно. Я даже считаю, если нам вообще платить не будут, хоть как-то, но выживем. Хотя бы картошка все равно уродится. На огороде все равно что-то будет: огурцы, помидоры, лук.

Анализ и интерпретация качественных данных

Ягоды какие-то, грибы. Этим лес кормит. С хозяйством подсобным, конечно, сложно, если не имеешь заработной платы , потому что сейчас свое хозяйство обходится очень дорого. Но на это у нас есть птицефабрика, с которой можно в случае чего что-то утащить. Тот же самый комби­корм. Из-за этого фабрика у нас и (жест - тонет). Полови­на комбикорма у нас идет на птицу, половина - на посе­лок. Все у нас растаскивается, это у нас все понимают прекрасно, но ведь не пойман - не вор.

А меня убедили на птицефабрике, что сейчас там
хорошая охрана.

Сейчас хорошая охрана, но я же, если честно сказать,
я же здесь живу, я никуда не уехала и у меня здесь
хозяйство, и у соседей, и у всех остальных. Но я же знаю,
что говорю, какая бы там охрана ни была. Меньше стали
воровать, меньше, я ничего не говорю, но все равно это
есть. И у охраны тоже свое хозяйство. У всех семьи, у всех
знакомые. Это всю жизнь и везде было. За это в принципе
кого-то осуждать нет смысла. За что осуждать, если людям
больше неоткуда взять и никто им не собирается помогать.
Потому что и мы сами все бюджетники . Я, например, и
рада чем-то помочь, а откуда я возьму денег. Хотели по­
мочь хотя бы бабкам старым, которым пенсию долго не
выплачивали, так мы не знали, по какой статье это все
отнести, чтобы выплатить. В бухгалтерии говорят: "Мы
сами без конца на ссудах живем, а ты сейчас начнешь
деньги раздавать". Из своего кошелька только. Вот когда
придет бабка, здесь сидит и говорит, что на хлеб денег
нету - достанешь 5000: "Хватит тебе на два дня?" -
"Хватит". Поплачет здесь и пойдет. Нормально это. Это
бабки. Те, которым долго пенсию не выплачивали. Сейчас,
конечно, к выборам два месяца будут платить, а потом
опять неизвестно, что будет с этим населением».

Средняя прослойка. «Это те, которые более-менее устрои­лись в жизни, работают. Вот я, например, себя к средней про­слойке отношу. Заплата у меня достаточно стабильная, муж неплохо зарабатывает. Ильдус, директор его предприятия, надо отдать ему должное, вот он из всех жил рвется, старается как-то приподнять социальное положение своих рабочих. Он

во всем, во всех отношениях - вот и нам (администрации округа) ни в чем отказа нет. И кто бы ни обратился особен­но эти старухи... Но у него свое предприятие, у него же с деньгами... Но он последнее, вот кто бы ни умер из стару­шек - но некому похоронить - он обязательно и оградку сделает, и гроб закажет, и транспорт даст. В этом плане он очень сердобольный человек. Для своих рабочих он тоже старается, как может, и зарплата у него - ну вот по всему нашему "кусту" ни у кого, наверное, такой заплаты нету, как на его предприятии. Хотя у него тоже своих проблем достаточно. И мы ратуем за то, чтобы это предприятие держалось. С ним и мы кое-как, но достаточно прилично, сможем жить... Ну и все. Более-менее живут те, кто рабо­тает в администрации, на птицефабрике, ИТР. Птичницы, конечно, им сложнее жить. Хотя тоже средняя прослойка. Все равно они как-то живут. Хоть какая-то материальная помощь. Пусть там мало зарабатывают, но там дают по­мощь яйцами и курами, ну и свое подсобное хозяйство, и люди выкручиваются. Если семья, конечно, не увлекается спиртным. Кто увлекается, у того, соответственно, хуже все это идет. Хотя если действительно взять общий совокуп­ный доход, то пора бы всем умереть. Но из-за этого и покупают меньше всего. Если раньше привозили в магазин ту же самую колбасу, ее брали палками и батонами, сейчас же очень мало всего этого расходуется. Это даже по мага­зину видно: выручка совсем небольшая, т. е. она больше стала, по сравнению с прошлыми годами, но за счет роста цен, а такого нет, как было раньше».

Богатые. «Те, которые богатые и неработающие - такие люди смогли где-то когда-то что-то хорошо достать. Есть такие. Их же, богатых, тоже очень много. Есть кому что-то досталось в наследство. Сумел крутануться, и на это живет. Есть кто-то хорошо выгодно что-то продал и тоже у него и машина, и дом, и все хорошо, хотя он не работает. Но вот удачно вложил свои средства и с процентов живет. Есть богатые, которые нигде никуда ничего не вкладывали и, однако, богатые. Потому что они могут вот так прийти, меня взять за горло и сказать: "Подруга, ты мне должна". У меня поначалу был такой вариант. Я говорю: "А что это


осле поля

я тебе должна?" - "У тебя есть дети - ты не забывай". Я сказала: "Я не забыла об этом". В принципе, когда детьми попрекают, всегда хочется сказать: "Вот забери, что тебе надо, только отстань от меня и от моих детей, ради Бога". Они даже подходят во время торговли - вот какая бы торговля ни приезжала - я замучилась выходить: машина подъехала, эти богатые, неработающие, уже возле этой ма­шины. Вот тут трудно сказать, работают они или нет, может, они это работай считают обирать эти машины. Они зато богатые, все у них есть. Можно поехать на рынок. Они к любому подойдут, один - в лоб, сзади еще трое: "Вот эту куртку мы берем". И что этот продавец ему скажет? Да ничего. Бери - только уходи, больше ничего не надо. "Я ящик этих фруктов забираю". - "Забирай, только больше никаких претензий". Лично сама видела, как это делается. И ничего, все нормально. Все отдают, и они... Потому что каждый боится и за свою жизнь, и за детей. И вроде думаешь, забирают не последнее. Вроде еще есть, зато уйдут и хоть оставят в покое, а то ведь могут и все за­брать, человек лишится всего, а так - только части лиша­ется. Сейчас такие люди берут все спокойно, нагло, не стесняясь. Они выполняют свою работу. Это их работа».

Основная масса населения. «Ну, хотя бы судить по тому, как они одеваются, какая у них дома обстановка - еще далеки от вымирания, далеки. Хотя тяжело, но мы уже привыкли. Деньги в принципе есть у населения. В малых, конечно, количествах, потому что каждый уповает в основ­ном на свое подсобное хозяйство. Раньше так не было, чтобы за каждый клок земли люди приходили тут... "Вот мне еще земли, еще земли..." Из-за чего ее не стало? Не из-за того, что ее распродали кому-то и раздали. А из-за того, что сейчас действительно стали крестьяне обрабаты­вать эту землю. И они уже поняли, что действительно надо, чтобы земля родила. Что ее надо менять, делать севооборот... Сами сажают то картошку, то на этом месте клевер - для подсобного хозяйства. Раньше им было как-то наплевать. "А, хватит мне и три мешка картошки". Сей­час все борются за урожайность. Все поняли, что это ос­новной доход. Если она вырастит 40 мешков картошки, а 10

Анализ и интерпретация качественных данных

продаст на дороге... На которой, кстати, запрещают прода-вать, мы здесь с милицией столкнулись - ругались. Я говорю: "Три месяца зарплату не дают, у нее единственный доход - продать эту картошку здесь". - "Пусть едут в город". "Да ей ехать - дороже встанет эта картошка". А многим и не на чем. Да и из-за чего ей ехать-то? Чтобы там налог заплатить? Конечно, тут можно подходить с раз­ных позиций, и что аварийная ситуация может быть на дороге... Милиции короче не нравится, что они здесь прода-ют. Считают, что тем самым создается аварийная ситуа-ция на дороге. Раньше ведь такого не было, не продавали. Раньше ведь была стабильность и никто не шел - кому надо это ведро за три рубля продавать? И не было такой торговли. А сейчас нету ни пенсии, ни зарплаты, поэтому люди и вынуждены идти на дорогу продавать то, что вы-растили: картошку, капусту, морковку. Живут за счет своего подсобного хозяйства.

У нас есть специальное распоряжение какой мы можем получать налог с тех, кто торгует на территории поселка. За грузовые машины - 10 тыс., с легковой - 7 тыс. за место. Просто так с лотка - 5 тыс. за место. Мы оформля­ем им квитанции, как положено. Вот кто к нам приезжа­ет - ни одна торговля не отказалась заплатить, и торгуют на законных основаниях. Из-за этого они и бегут ко мне, когда начинают их "богатые" обкладывать своим налогом. Если это местные "богатые", то пока я прихожу, их уже и след простыл, но и стоять возле машины, пока те торгуют, я тоже не могу. Получается, что торговля обижается на меня. А я не знаю, кто те "богатые", которые мешали им торговать. Записали тут, конечно, несколько номеров, разо­брались с ними. Вот сейчас, последнее время, не очень бегают. "Богатые", наверное, немножко успокоились.

Вот так люди и живут, воруют. Бомжей предостаточно. Приватизация привела не только к положительным, но в основном, наверное, к отрицательным результатам. Вот эти все, которые не могут отказаться от спиртного, они прива­тизировали сразу, когда была поголовная, всеобщая прива­тизация, а теперь свои квартиры продают. Они считают, что вот они продали, получили 15 млн и теперь обеспечены

Это одна из традиционных задач для ЭС. Интерпретация – процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

Обнаружение и идентификация различных типов океанских судов по результатам аэрокосмического сканирования – SIAP.

Определение основных типов свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР.

Рисунок 1.3 Классификация экспертных систем

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в экспертные системы

Введение в экспертные.. структура экспертных классификация систем основанных на интерпретация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура экспертных систем
ЭС состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора); рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД); базы знаний (БЗ); компонентов приобретения зна

Диагностика
Диагностика – процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность – это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с един

Мониторинг
Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – пропуск тревожно

Проектирование
Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная за

Прогнозирование
Прогнозирование позволяет предсказать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуа

Обучение
Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подс

Поддержка принятия решений
Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают сп

Этапы разработки экспертных систем
Разработка ЭС имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программиро

Представление знаний в экспертных системах
Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний- это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной систе

Исчисление предикатов
Слово "логика" означает систематический метод рассуждений. Рассмотрим две конкретные системы логики - базисную (исчисление высказываний) и более богатую (исчисление предик

Доказательство приведением к противоречию
При построении выводов не всегда целесообразно ждать появления искомого заключения, просто применяя правила вывода. Именно такое часто случается, когда делается допущение В для дока

Доказательство методом резолюции
Применяется всего одно правило вывода, что позволяет не запоминать многочисленных правил вывода и тавтологии. Это- правило резолюции, которое приведено в таблице 2.1

Применение метода резолюций для ответов на вопросы
Предположим, что предикат F(х,у), означает х - отец у, и даны следующие факты об отцовстве: F(john,. harry)

Эвристики для поиска доказательства
При написании программы, которая будет делать за нас резолюцию и искать ответы на вопросы, полезно использовать следующие методы. Предпочтение единичных.

Подстановка и унификация
Метод резолюции требует, чтобы делались подстановки в дизъюнкты так, чтобы две литеры с противоположными знаками содержали совпадающие атомы. Так как эти атомы могут содержать перем

Семантические сети
Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что <память> формируется через ассоциации между понятиями. Понятие <ассоциативная память> появ

Правила продукций
Самым распространенным форматом для представления знаний, наиболее соответствующим их процедурному характеру, является правило продукции, которое по своей сути - просто программа из

Методы стратегии поиска решений
Как было показано в главе 1, экспертные системы состоят из трех компонентов: - базы знаний, содержащей правила продукций; - базы данных, которая отображает текущее

Поиск решения задач в пространстве состояний
Чтобы построить описание задачи с использованием пространства состояний, нужно иметь определенное представление о том, что собой представляют состояния в конкретной задаче. Таким об

Методы поиска решений в одном пространстве
Методы поиска решений в одном пространстве обычно делятся на поиск в пространстве состояний, поиск методом редукции, эвристический поиск и поиск генерация-проверка . В

Процессы поиска на графе
Граф определяется как множество вершин вместе с множеством ребер, причем каждое ребро задается парой вершин. Если ребра направлены, то их также называют дугами. Дуги з

Эвристический поиск
Подход “поиск в пространстве состояний” сформировался в результате попыток автоматизации игр. В большинстве игр имеется конечное число позиций (или “состояний”), которые могу

Экспертная система на правилах
В системе, базирующейся на правилах, результат является действием одного из продукционных правил. Эти продукционные правила определяются входными данными. Таким образом, экспертная система

Экспертные системы, базирующиеся на логике
В экспертных системах, базирующихся на логике, база знаний состоит из утверждений в виде предложений логики предикатов. Такие предложения могут группироваться, образуя базу

Системы с доской объявлений
В последние годы в разработке архитектуры экспертных систем появилось новое направление , которое получило название системы с доской объявлений (blackboard syste

Принцип организации систем с доской объявлений
В основу организации систем этого типа положена следующая идея. Представьте себе группу экспертов, которые сидят возле классной доски (или большой доски объявлений) и пытаются решить какую

Система HEARSAY
Архитектура на основе доски объявлений выросла из разработанной в конце 70 годов системы распознавания речи HEARSAY-II и HEARSAY-III. Программирование компьютера с целью распознаван

Виды неопределенности
В предыдущих примерах все знания были определенными. Утверждениями были или ИСТИНА, или ЛОЖЬ. Однако в жизни имеется тенденция к “нечеткости” в представлении знаний. Тем не менее, н

Байесовский метод
При байесовском подходе степень достоверности каждого из фактов базы знаний оценивается вероятностью, которая принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Вероятности исходных фактов о

Биполярные схемы для коэффициентов определенности
Прототипом систем, основанных на приближенных рассуждениях, являются MYCYN и ее прямой потомок EMYCYN. В EMYCYN в любом случае, когда должна быть численно выражена определенность, и

Теория свидетельств Демпстера-Шефера
Подход, принятый в теории Демпстера-Шефера (ТДШ) отличается от байесовского подхода и метода коэффициентов уверенности тем, что, во-первых, здесь используется не точечная оценк

Нечеткие множества и нечеткая логика
Для формализации нечетких знаний, характеризуемых лингвистической неопределенностью, применяется теория нечетких или расплывчатых множеств. Основы теории нечетких множеств были созданы в 1965 году

Многоступенчатые рассуждения
Чтобы представить себе, что же такое многоступенчатое рассуждение, допустим, что вы заболели. У вас простуда, вирусная инфекция или грипп, и вы хотели бы знать, что следует предприн

Процесс распространения в сети
Рассмотрим пример, иллюстрирующий распространение коэффициентов определенности в сети (Рисунок 6.8).

Особенности нейросетей
Главное достоинство нейросетей в том, что они предоставляют в руки пользователю некий универсальный нелинейный элемент с возможностью широкого изменения и настройки его

Свойства нейрона
С конструктивной точки зрения нейрон, являющийся основным элементом нейросети, - это устройство для получения нелинейной функции нескольких переменных Xi с возможнос

Использование нелинейных элементов
Один из самых неожиданных результатов анализа И.Минского и С.Пейперта состоял в том, что персептрон, построенный на линейных функциях активации, не может воспроизвес

Сеть Хопфилда
В 1982 г. появилась работа Дж. Хопфилда , которая вызвала лавину теоретических и экспериментальных исследований и оживила угасавший интерес к нейронным сетям. Неожиданный успех работы объясняет

Многослойные сети
Сеть Хопфилда поддерживает множество лишних, неэффективных связей, по существу дублирующих друг друга. В реальных нервных системах поддержание таких связей требует определенных затр

Динамика обучения и поведения
В механике динамика в отличие от статики и кинематики предполагает наличие двух моментов: изменение переменных во времени и обусловленность этих изменений силами. Эти два момента им

Обучение многослойных сетей
Преимущества многослойных сетей были поняты достаточно рано. Ясно было также, что для использования этих преимуществ, преобразование при переходе от одного слоя к другому должно быть нелинейным: по

Проблемы и перспективы
Остановимся на трудностях, связанных с обучением нелинейных нейронных сетей. Основные из них следующие . Медленная сходимость процесса обучения. Строго сходимост

Применение нейросетевой технологии
В настоящее время известно много удачных примеров применения нейросетевого подхода для построения интеллектуальных информационных систем и, в частности, экспертных систем.

Инструментальный комплекс G2
История развития инструментальных средств (ИС) для создания ЭС реального времени началась в 1985 г., когда фирма Lisp Machine Inc. выпустила систему Picon для символьных ЭВМ Symboli

База знаний
Все знания в G2 хранятся в двух типах файлов: базы знаний (БЗ) и библиотеки знаний (БиЗ). В файлах БЗ хранятся знания о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, про

Структура данных БЗ
Глобально сущности в БЗ G2 с точки зрения их использования могут быть разделены на структуры данных и исполняемые утверждения. Примерами первых являются объекты и их классы, связи (

Объекты
Объекты в базе знаний представляют собой отображения элементов реального мира, которые будут применяться при решении поставленной перед ЭС РВ задачи. Выделяют постоянные и временные

Связи и отношения
G2 предусмотрены два вида взаимосвязей между объектами: связи и отношения. Под связями понимается взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и им

Исполняемые утверждения БЗ
Основу исполняемых утверждений БЗ составляют правила и процедуры. Кроме того, есть формулы, функции, действия и т.п. Правила в G2 имеют традиционный вид: условие (антецедент) и закл

Машина вывода
Одним из основных компонентов G2 является машина вывода, выполняющая рассуждения на основании: знаний, содержащихся в базе знаний; данных, пост

Планировщик
В связи с тем, что С2-приложение управляет множеством одновременно возникающих задач, необходим Планировщик. Планировщик управляет всеми процессами в G2 (Рисунок 8.1). Планировщик о

Моделирование
Одним из возможных источников данных для G2 является система моделирования внешнего окружения. Данная система используется для моделирования реальных объектов и устр

Естественно - языковой текстовый редактор
Разработчик G2 представляет информацию о разрабатываемом приложении на ограниченном английском языке, и ему предоставлена возможность ссылаться на любую сущность в БЗ многими способ

Изображения
Изображения используются для того, чтобы предоставить пользователю возможность увидеть значение переменных и выражений. Существуют следующие варианты, реализующие возможность изобра

Управляющие воздействия
Управляющие воздействия (end-user controls) - это средства, с помощью которых конечный пользователь может взаимодействовать с приложением. Существуют следующие виды управляющих воздействий:

Сообщения
Сообщения (messages) есть класс сущностей, которые содержат в себе текст. Сообщения являются средством, позволяющим G2 информировать пользователя о каких-либо событиях. Например, в

Управление доступом
С помощью средств управления доступом (access control) разработчик может влиять на то, что конечный пользователь видит и может делать с БЗ. Например, разработчик может управлять дос

Создание опций меню
Разработчик может определить новые опции (строки) меню сверх тех, которые используются стандартно. Когда пользователь выбирает опцию меню (user menu choise - umc) для того, чтобы внести новую строк

Средства инспекции и отладки
Ясно, что отладка прикладной системы, объединяющей продукционные правила, процедуры, различные уровни абстракции и иерархию классов, может превратиться в далеко не тривиальную задачу. В этой ситуац

Интерфейс с внешним окружением
В G2 реализована распределенная обработка приложения на принципах архитектуры клиент-сервер. Клиентная система Telewindows обеспечивает множественный доступ к централизованной базе

Информационные - ресурсы Интернет
Ниже даны некоторые ресурсы Интернет, посвященные проблемам искусственного интеллекта и экспертным системам: 1. http://www.aaai.org – сервер Американской ассоциации искусст

Зададимся вопросом, что такое данные и как мы к ним от­но­сим­ся? Интуитивно ясно, что под данными мы подразумеваем какое-либо со­общение, наблюдаемый факт, сведения о чем-либо, результаты эксперимента и т.п. Иначе говоря, данные - это всегда конкретность, представленная в определенной форме (числом, записью, сообщением, таблицей и т.д.). Сами по себе данные никакой ценности не представляют. На самом деле, как вы отнесетесь, например, к сле­дующим данным:

(1) - "тридцать семь с половиной";

(2) - "2 + 2 = 4";

(3) - "Петров стал директором".

Первое вызовет недоумение, второе - ощущение тривиальности (это знает каждый), третье - размышления, кто такой Петров? Во всех приведенных примерах данные неинформативны (хотя по разным причинам), и для того, чтобы придать им информативность, т.е. прев­ратить их в информацию, необходимо осуществить интер­пре­та­цию дан­ных.

Интерпретация - процесс превращения данных в информацию, процесс придания им смысла. Этот процесс зависит от многих факторов: кто интерпретирует данные, какой информацией уже рас­по­ла­га­ет интерпретатор, с каких позиций он рассматривает полученные дан­ные и т.д. Процесс интерпретации может осуществляться че­ло­ве­ком или группой лиц, при этом он может быть творческим (на­при­мер, му­зи­ци­ро­вание по нотной записи) или формаль­ным (определение времени по часам). Такой процесс может осуществляться био­ло­ги­ческими объ­ектами (условные рефлексы собак, общение дель­фи­нов), многими устройствами технической автоматики (обнаружение сиг­нала от цели в радиолокации с последующими действиями) и, конечно, компьютером. Абстрактность информации в отличие от конкретности данных зак­лючается в том, что процесс интерпретации в общем случае не может быть определен формально, в то время как данные всегда су­ще­ствуют в какой-то определенной форме. Между данными и ин­форма­ци­ей в общем случае нет взаимно-однозначного соответствия. Нап­ри­мер, формально различные сообщения "до завтра" и "see you tomorrow" несут одну и ту же информацию. Разные знаки "x" и "*" могут содержательно обозначать одно и то же - операцию ум­но­же­ния, формально различные строки "21" и "XXI" определяют одно и то же число (в различных системах счисления).

С другой стороны одни и те же данные могут нести совершенно различную информацию разным получателям (разным ин­терпре­та­то­рам). Например, знак "I" может интерпретироваться как буква "ай" в английском алфавите или как римская цифра 1, знак "+" может ин­­те­рпретироваться как операция сложения или операция объ­е­ди­не­ния мно­жеств в зависимости от контекста. Кивок головой сверху вниз обычно обозначает "Да", а покачивание - "Нет", но не во всех странах (в Болгарии и Греции это не так). На доске объ­яв­ле­ний по размену квартир я увидел объявление со следующими дан­ны­ми: "(2+2)=(3+1)", что означало "Меняю две двухкомнатных на трехкомнатную и однокомнатную",- можно ли было бы предположить такую интерпретацию этих данных, например, в учебнике по арифметике?


Эти примеры показывают, что интерпретация данных зависит от многих дополнительных объективных факторов (в этих примерах - контекст, страна, место), но интерпретация может зависеть и от субъективных факторов. Например, один и тот же цвет человек с нормальным зрением воспринимает одним образом, а дальтоник другим. Приведенные примеры альтернативной интерпретации одних и тех же данных иллюстрируют понятие полиморфизма (множественной интерпретации), которое в конечном счете и определяет абстрактный характер этого процесса.

Наконец, еще один важный аспект интерпретации. В любом достаточно боль­шом наборе данных есть особые позиции (знаки, ключевые слова, признаки), которые управляют процессом интерпретации и потому имеют особое значение, во многом определяющее ценность и важность получаемой информации. Классический пример: сообщение "Казнить нельзя, помиловать". Положение запятой в этом примере (перед словом "нельзя" или после) радикально меняет информационное содержание данных. Можно ли в этом отношении сравнить запятую в этом сообщении с буквой "н.", например? Потеря или искажение последней легко восстанавливается по контексту, потеря запятой сводит информативность сообщения в целом к нулю. Еще один при­мер. Допустим, вы располагаете следующим фрагментом таблицы:

ЪДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДї

і Товар і Станок і Дрель і Фреза і Двигатель і

ГДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДґ

АДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДЩ

Потеря слова "Стоимость" во второй строке делает невозможной правильную интерпретацию числового материала всей таблицы, в то время как потеря слова "Товар" легко восстанавливается по контексту.

Таким образом, данные - это набор неоднородных ключевых слов (позиций, знаков и т.п.), несущих информацию разной степени ценности.