Исследовательская работа "Во всех нарядах ты, природа, хороша!". Отзыв о стихотворении А.К.Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет

Бор сосновый в стране одинокой стоит;

В нем ручей меж деревьев бежит и журчит.

Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Алексей Толстой

Примером беззаветной любви к Родине и служения ей является для всех нас отношение к родному краю нашего замечательного земляка, поэта, про­заика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. На страницах этой книги ты не раз встретишь имя писателя. «Рыцарь добра и красоты», - так называли современники А.К. Толстого. Его привязанность к малой родине с годами лишь крепла. Он приезжал в свои имения, чтобы побывать наедине с природой, облегчить физические недуги, отдохнуть душой, насладиться творчеством. Отойдя от государственной службы, он поселился в Красном Роге вместе с женой Со­фьей Андреевной, осуществив свою давнюю мечту. «Жизнь в этом крае давала крылья поэзии Толстого, наполнила ее своим содержанием, своими темами и идеями, чувствами и настроениями, своим гуманиз­мом и оптимизмом» (Г.И. Стафеев).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875), русский прозаик, поэт, драматург. Вместе с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ писателя Козьмы Пруткова.

А.К. Толстой родился в Петербурге в богатой дворянской семье 24 августа (5 сентября) 1817 года. Расставшись с мужем, его мать Анна Алексеевна Тол­стая увезла шестимесячного сына в имение своего брата Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним - Антоний Погорельский) Погорельцы в Черниговскую губернию; именно там, по утверждению современных иссле­дователей жизни и творчества А.К. Толстого, прошло его детство. Малороссию писатель считал своей малой родиной и посвятил Погорельцам много вдохно­венных поэтических строк. Другим местом, которое любил А.К. Толстой, куда стремился всю свою сознательную жизнь, был Красный Рог (бывшей Черни­говской губернии, ныне Почепского района Брянской области. Село распо­ложено в 50 км от Брянска по шоссе Брянск - Гомель, в 25 км от Почепа). В прошлом имение принадлежало братьям А.А. Перовского Льву и Василию Пе­ровским, затем перешло к матери А.К. Толстого, а после ее смерти - к Алексею Константиновичу. Здесь он бывал в юношеские годы, сюда возвращался из Москвы, Петербурга и поездок за границу, здесь создал много произведений. В Красном Роге были написаны стихотворения «Острою секирой ранена бере­за...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неумолимо...», «Грядой клубится бе­лою...», «Уж ты нива моя, нивушка...», «О, не пытайся дух унять тревожный...», «Не верь мне, друг...», «Усни, печальный друг...», «С тех пор, как я один...», «Ког­да кругом безмолвен лес дремучий...», «Край ты мой, родимый край...», «И у меня был край родной когда-то...», «Колышется море...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Одарив весьма обильно...» и многие другие произведе­ния. С 1869 по 1875 годы А.К. Толстой проводил в Красном Роге большую часть времени. Здесь прошли последние месяцы его жизни, и здесь писатель умер 28 сентября 1875 года. Неподалеку от толстовской усадьбы, в середине села Красный Рог, находится построенная в 1777 году церковь - памятник русского деревянного зодчества. Возле нее похоронен А.К. Толстой в каменном склепе, сооруженном в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Это усы­пальница и самой С.А. Толстой, которая умерла в 1892 году.

А вот это хорошо, что Вы, может быть, приедете к нам в Красный Рог. Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью, особенно в эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура.

Из письма А.К. Толстого к Я.П. Полонскому

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда ее цвета ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает

И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер, и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,

Сосредоточен я живу в себе самом,

И сжатая мечта зовет толпы видений,

Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

Алексей Константинович Толстой — талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.

Творчество А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и...
очень успешно перешла в лирику.

Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Когда природа вся трепещет и сияет,
Когда ее цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь ее расходятся лучи.

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет»

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет» было написано А.К. Толстым в 1858 г. Алексея Константиновича уже знали в литературных кругах как поэта, который работает в разных жанрах и отстаивает «чистое искусство». Этим термином обозначали искусство без наслоения политических мотивов, идей, лозунгов. Именно этот принцип прослеживается и в указанном произведении.

Тема стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» – очарование природы, ее влияние на чувства, эмоции, переживания человека. Во второй строфе ярко прорисовывается мотив поэтического творчества. Автор показывает, что природа не может оставить равнодушным того, кто умеет видеть, слышать и понимать ее, растворяться в ней. Таким людям окружающий мир дарит вдохновение, придает сил для новых свершений.

В произведении два центральных образа – лирический герой и природа. Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой и лишь после этого читатель знакомится с лирическим героем, понимая, что именно его глазами видит прекрасную картинку. Пейзаж, изображенный в стихотворении, контрастный. Сначала природа залита яркими красками, трепещет и сияет, пронизана солнечными лучами. Далее К. Симонов описывает тихий осенний день, окутанный серым воздухом. Именно такие деньки не развлекают лирического героя «смиренною природой», поэтому он придается размышлениям о своих мечтах.

Хмурая осенняя погода зовет лирического героя на охоту. Он берет винтовку и идет полевой дорогой в лес. По пути он замечает всё: скирды, сломанный забор, пруд и мельниц, ручеек. Ближний лес встречает мужчину зеленью дуба, желтизной березки и слезами-росинками, падающими с деревьев. Лесная атмосфера погружает лирического героя в раздумья, дарит его душе сладостное ощущение легкости. В его голове сами по себе слагаются созвучья. Заканчивается стихотворение описанием мягкого шума мокрых листьев под ногами. Такое описание оставляет читателю приятное «послевкусие».

И формально, и по смыслу стихотворение К. Симонова «Когда природа вся трепещет и сияет» делится на две части. Оно состоит из двух строф. Первая посвящена описанию общих впечатлений от природы, вторая – впечатлениям, навеянным прогулкой по осеннему лесу. В первой строфе строго сохраняется перекрестная рифмовка, во второй представлены все ее виды, причем без четкой организации. В тексте есть и женские и мужские рифмы. Для передачи осеннего меланхоличного настроения К. Симонов использовал шестистопный ямб.

Контрастные пейзажные зарисовки и внутреннее состояния лирического героя воспроизводятся посредством тропов. В тексте преобладают эпитеты: «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная погода», «трезвый ум», «дикий косогор», «мягко... шумит». Также важную роль играют метафоры: «душа бездейственно в пространстве утопает», «сжатая мечта зовёт толпы видений», «на меня свои стряхают слёзы» (о деревьях). Сравнение в тексте всего одно – «как зажигательным рождая их стеклом».

Алексей Константинович Толстой - талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.

Описание событий в романах и других произведениях А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и очень успешно перешла в лирику.

Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Когда природа вся трепещет и сияет,Когда ее цвета ярки и горячи,Душа бездейственно в пространстве утопаетИ в неге врозь ее расходятся лучи.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отзыв о поэзии А. К. Толстого уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    Подростков волнуют проблемы становления личности. 12–13 лет - трудный возраст. Уже не дети, но ещё и не взрослые. Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны. Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого,
    Песня "Кораблик детства ".Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель. Место работы: МБДОУ детский сад №4 "Сказка " комбинированного вида г. Сельцо Данная песня рассчитана для детей средних, старших, подготовительных групп детского сада и для учеников начальной школы. Песня "Кораблик детства " может быть использована на праздниках, развлечениях, отчетных концертах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в играх. Песня может сопровождать танец или игру на детских музыкальных инструментах. Песня
    Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества - нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение",
    Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
    Составил Виктор Федоринов Разгадав ключевые слова и заменив размещённые в криптограмме числа буквами, вы прочтёте замечательные слова Л. Толстого. Ключевые слова: 1. 10 1 7 1 10 8 - повесть Л. Толстого. 2. 2 8 16 22 10 14 3 - русский писатель и издатель, автор «Биографии Льва Николаевича Толстого» в четырёх томах. 3. 23 4 14 5 20 - рассказ, написанный писателем за два дня, напечатанный издательством «Посредник» в 1906 году. 4. 5
    И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом. Из ученического сочинения Строчки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них заключена полная правда о роли пейзажа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Болконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет. Герои "Войны и мира" сплошь и рядом сравниваются с
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Зубрицкий Павел10 «А» класс

Отзыв о стихотворении А.К.Толстого

«Когда природа вся трепещет и сияет»

Алексей Константинович Толстой - российский поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес значительный вклад в развитие русской литературы. Стихи поэта читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его произведения, стали народными, а пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…» с уверенностью можно отнести к одним из лучших.

Произведение строится как бы на сравнении двух пор года: весны и осени. В начале стихотворения автор показывает нам, как легко восхищаться природой, когда она «трепещет и сияет», вдохновляться ею, когда вокруг столько ярких цветов и красок. И действительно, не зря А.К.Толстой проводит в начале произведения параллель между лучами солнца и чувствами человека. Ведь, согласитесь, настроение становится гораздо лучше, когда на улице стоит хорошая погода и светит яркое весеннее солнце.

Однако в то же время тяжело радоваться жизни осенней порой, когда «и воздух сер, и тесен кругозор». Действительно, большинство людей видят в осени только плохое. Эти же чувства прослеживаются и в творчестве большинства поэтов. Взять то же стихотворение А.Фета «Осень», где поэт называет «дни беззвучной осени и хладной» сумрачными и грустными...

Но в этом и заключается главная особенность творчества А.К.Толстого: в умении показать всю прелесть природы в любой период. Осень заставляет поэта задуматься о вдохновении, погрузиться в процесс творческого поиска («мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений, сосредоточен я живу в себе самом…»).

Лирический герой произведения выходит из дома, направляясь в лес. По дороге он замечает «и пруд, и мельницу, и дикий косогор, и кучу скирд, и сломанный забор». Он входит в лес и видит «покрасневший клен, еще зеленый дуб и желтые березы». Казалось бы, все это навевает тоску, печаль и грусть. Но, вопреки ожиданиям, герой, наоборот, чувствует легкость, а на душе у него «так сладостно и странно». Тишина осеннего леса завораживает героя, приводит его мысли в порядок, успокаивает («свободные слова теснятся в мерный строй»). И не зря при написании этого произведения А.К.Толстой использовал ямб. Ведь он позволяет так точно и тонко передать все чувства и эмоции лирического героя. Также активно используются сравнения, метафоры, многосоюзие. Активно употребляются слова в переносном значении. Однако среди такого многообразия художественных средств выделяются эпитеты, которые играют большую роль в описании состояния природы и лирического героя («скромный, тихий день», и «чернеющая дорога», и «покрасневший клен», и «полунагие сучья», и «дикий косогор»).

Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же в свою очередь давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова. Я считаю, что в этом отношении нам нужно брать пример с великого поэта, ведь от любви к своей природе начинается любовь к свой Родине. Проблема патриотического воспитания всегда являлась одной из важнейших в стране, а в наше время она стоит особенно остро. Поэтому я считаю необходимым включение произведений А.К.Толстого в список школьной программы.