История Лаоса — как он возник и развивался на протяжении веков. Историческое наследие Лаоса от «А» до «Я

План
Введение
1 Ранняя история
1.1 Археологические данные
1.2 Древние государства на территории Лаоса и смежной территории
1.3 Племена Таи и Лао и их миграция на территорию Таиланда и Лаоса
1.4 Южный Лаос и Кхмерская Империя
1.5 Монгольское нашествие

2 Государство Лан Санг
3 Гегемония Сиама
4 Французская колонизация
5 Независимое королевство Лаос
6 Лаосская Народно-Демократическая республика

Введение

Собственно историю Лаоса принято отсчитывать с 1353 года, когда король Фа Нгум основал государство Лан Санг. Период до этого считается предысторией.

1. Ранняя история

1.1. Археологические данные

Археологические находки на территории современных лаосских провинций Хуапхан и Луангпхабанг говорят о том, что территория Лаоса была заселена ещё 40 000 лет назад. Найдены следы сельскохозяйственной активности с 4 тысячелетия до н. э., и погребения 1500 до н. э.. C 700 до н. э. стали использоваться железные орудия, что говорит о контакте с китайской и индийской цивилизациями. Из современного населения Лаоса первыми пришли на эту территорию Кха примерно в 500 году н. э., этот народ подчинялся государству Фунань.

Остаётся загадкой происхождение множества огромных каменных кувшинов Долины Кувшинов, которые, скорее всего принадлежат древнему человеку.

1.2. Древние государства на территории Лаоса и смежной территории

На протяжении первой половины 1-го тысячелетия н. э. на территории Лаоса было значительным политическое и экономическое влияние кхмерского государства Фунань.

Сменившие Фунань кхмерские государства Ченла (VII-VIII века) и Камбуджадеша (IX-XIII века) включали в свой состав районы современного Южного и Центрального Лаоса, где возникли кхмерские крепости и города. В VI-XIII веках на территории Лаоса интенсивно расселялись таиязычные предки лаосцев. В IX веке начались походы тайцев из государства Наньчжао в Северный Вьетнам через Северный Лаос, где возникли первые лаосские и тайские феодальные княжества, вскоре начавшие борьбу с Камбуджадешей

1.3. Племена Таи и Лао и их миграция на территорию Таиланда и Лаоса

Ранняя история племён Таи и Лао неразличима, первые записи о них относятся к царству Наньчжао с центром в современной провинции Юньнань в Китае, которое располагалось на трассе Великого Шёлкового Пути в VII веке.

На окраине Наньчжао возникло государство Муанг Суа - сейчас Муанг Суа называется Луангпхабанг.

Южный Лаос и Кхмерская Империя Монгольское нашествие

2. Государство Лан Санг

Принц Фа Нгум женился в 1349 году на дочери короля Ангкора, получил поддержку ангкорского короля и смог овладеть Муанг Суа. В 1353 году он образовал государство Лан Санг, расширив его границы до территории, сопоставимой с территорией современного Лаоса, куда дополнительно входила часть современного северного Таиланда и провинция Стунг Тренг современной Камбоджи.

Король Фа Нгум привёз в качестве дара от ангкорского короля золотого Будду Пхра Банг, который стал национальной реликвией и ознаменовал принятие буддизма Тхеравады.

В течение XVII века государство Лан Санг пришло в упадок. После смерти короля Симиня Вонгса в 1694 году не осталось наследника, и Вьетнам и Аютия послали войска в Лаос. После десятилетия войны и безвластия Лан Санг распался на три королевства - Луангпхабанг, Вьентьян и Тямпасак. Все три были вассалами Сиама (Аютии), а последние два ещё и платили дань Вьетнаму.

3. Гегемония Сиама

Ни одно из лаосских королевств не имело выхода к морю, и поэтому интерес к ним европейских держав был достаточно ограничен. Об их истории в XVIII веке сохрпанилось довольно мало источников. В 1763 году, в ходе войны между Сиамом и Бирмой (в результате которой Аютия перестала существовать, а столица Сиама была перенесена в Тхонбури, а затем в Бангкок) бирманские войска заняли все лаосские земли. В ходе той же войны, новый король Сиама, Таксин, в 1778 году отправил своего военачальника, Тхонг Дуанга (позже ставшего королём сиама под именем Рама I) в военный поход на север. Сиамцы взяли и разграбили Вьентьян, забрав в Бангкок главное сокровище города, статую Изумрудного Будды, и установили свою власть в Лаосе. Король Вьентьяна бежал, но вскоре умер, и в дальнейшем трон занимали марионеточные правители, назначавшиеся в Бангкоке. Многие аристократические семьи были насильственно переселены в Сиам.

Тямпасак также перешёл под контроль Сиама, хотя некоторые его провинции на востоке продолжали платить дань вьетнамскому двору, расположенному в Хюэ. В 1792 году сиамцы оккупировали Луангпхабанг, хотя, в отличие от Вьентьяна, город не был разграблен, а король остался на троне.

Новая династия Сиама начала использовать своё влияние для перевода государства, существовавшего по системе мандалы, к более современному государственному устройству. Это был болезненный процесс, растянувшийся более чем на сто лет. Вначале лаосские королевства фактически не были затронуты этим переустройством, влияние Сиама ограничивалось тем, что они платили дань и соблюдали протокольные процедуры.

В 1802 году вьетнамцы взяли и разорили Вьентьян и установили контроль над северным Лаосом. В 1804 году к власти в королевстве Вьентьян пришёл король Анувонг, который при помощи Вьетнама начал постепенно восстанавливать государство. Сиамцы поначалу не обращали на это никакого внимания, так как были заняты своей внутренней политикой. Анувонг построил во Вьентьяне Ват Сисакет, ставший символом возрождения Лаоса, и к 1823 году усилился настолько, что мог распространить свою власть на соседние государства. Его сын уже был королём Тямпасака, будучи назначен туда королём Сиама Рамой II в знак признания Анувонгу, помогавшему Сиаму в военном отношении. В 1823 году Анувонг послал Лаосские войска в северный Сиам, на другой берег Меконга. В планы Анувонга входило разрушение или серьёзное разорение Бангкока, так чтобы Сиам больше не смог восстановить своё влияние в Лаосе.

Войскам Анувонга удалось захватить город Корат в центральном Сиаме, но вскоре жителям Кората удалось самостоятельно избавиться от лаосской армии и восстановить независимость. В то же время король Луангпхабанга занял сторону сиамцев, ожидаемое подкрепление от вьетнамцев так и не пришло, а король Рама III начал наступление на Лаос. В 1827 году лаосская армия потерпела окончательное поражение от Сиама южнее Вьентьяна. Город, за исключением нескольких храмов, был сожжён до основания, а его население выселено. На следующий год Анувонг был взят в плен и увезён в Бангкок, где и умер. Королевство Вьентьян было упразднено и превращено в провинцию Сиама.

Середина XIX века была самой тяжёлым периодом в истории Лаоса. Королевство Луангпхабанг сохранило формальную независимость, но было вынуждено платить дань Китаю, Сиаму и Вьетнаму. Остальные лаосские территории управлялись напрямую из Бангкока, при этом Сиам не занимался их развитием. Проводились насильственные переселения, в городах увеличилось количество китайского и вьетнамского населения. В 1860-е годы над лаосским народом возникла прямая угроза потери этнической идентификации и превращения в один и суб-этносов Королевства Сиам.

4. Французская колонизация

Созданием государства в Новое время Лаос обязан французским колонизаторам, хотя этот пункт не афишируется в официальной лаосской историографии. Бирма, в течение многих столетий угрожавшая Лаосу, постепенно, с 1826 по 1885 год, попала под влияние Великобритании и была аннексирована Британской Индией. В этот же период Франция подчинила себе Вьетнам. В 1862 году южный Вьетнам и восточная Камбоджа стали французским протекторатом, а в 1885 году тот же статус получил и северный Вьетнам. Тем самым Сиам оказался между двумя агрессивно расширяющимися колониальными державами. Первоначально, в правлениях королей Рамы IV и Рамы V, Сиам надеялся, проведя модернизацию, защитить свою независимость. Оказалось, однако, что государство столь велико, что его границы невозможно защитить. Договор с Вьетнамом, заключённый в 1883 году, дал Франции право контроля над всеми территориями, которые платили дань Хюэ, и Франция, вполне ожидаемо, решила интерпретировать положения договора максимально широко. Большинство лаосских территорий в тот или иной момент платили дань Вьетнаму, что формально давало право Франции на включения Лаоса (всей бывшей территории Лан Санг) в колониальную империю.

Главным представителем Франции в Лаосе был Огюст Пави, который перед этим уже провёл 17 лет во Вьетнаме и Камбодже, представляя интересы Франции. В 1886 году Пави был назначен вице-консулом в Луангпхабанг. Он рассматривал колонизацию как освобождение народов Юго-Восточной Азии от средневековых предрассудков под предводительством просвещённой Франции, и, соответственно, рассматривал сиамское правление в Лаосе как реакционное и коррумпированное. Когда на Луангпхабанг напали племена таи и сиамская власть бежала, Пави организовал оборону города и фактически спас престарелого короля Унхама. В благодарность король попросил о французской защите вместо сиамского правления. Хотя Пави удалось присоединить населённую таи область Сипсонг-Чу к Вьетнаму, у него не было ресурсов для включения всего Лаоса в состав Франции.

В 1890 году французская администрация в Ханое, поддержанная французским парламентом, приняла решение о включении Сиама в долгосрочной перспективе в состав Франции. Присоединение Лаоса должно было стать первым шагом в реализации этого плана. В 1892 году Пави был назначен французским генеральным консулом в Бангкоке и потребовал, чтобы сиамское правительство допустило французских «торговых агентов» в основных лаосских городах. Полностью осознавая, к чему ведёт французская политика, сиамские власти поторопились назначить как можно больше администраторов в Лаос и по возможности укрепить своё там присутствие, однако Сиам был слишком слаб, чтобы удержать далёкие лаосские провинции. Кроме того, надежды Рамы V на то, что его поддержит Великобритания против Франции, не оправдались.

Стали использоваться железные орудия, что говорит о контакте с китайской и индийской цивилизациями. Из современного населения Лаоса первыми пришли на эту территорию Кха примерно в 500 году н. э., этот народ подчинялся государству Фунань .

Остаётся загадкой происхождение множества огромных каменных кувшинов Долины Кувшинов , которые, скорее всего принадлежат древнему человеку.

Древние государства на территории Лаоса и смежной территории

На протяжении первой половины 1-го тысячелетия н. э. на территории Лаоса было значительным политическое и экономическое влияние кхмерского государства Фунань .

Государство Лансанг

Верховным правителем тяусивитом (в буквальном переводе - властелин жизни) контролировались местные правителями тяумнанги. Тяумнанги обеспечивали потребности своего сюзерена в транспортных перевозках по территориям своих владений, осуществляли там общественные работы, а в период войны передавали в его распоряжение свои вооружённые формирования.

В конце XV века после нападения дайвьетских войск на княжество Мыянг Пуен и захвата столицы Лансанга, лаосские земли оказались ослабленными. Лишь королю Потисарату (1530-1559) удалось укрепить государство, ведя войны против Сиама и установив мирные отношения с Дайвьетом . После смерти Потисарата власть перешла к Сеттхатирату, правившему до 1571 г., который начал воевать с Бирмой, сумев привлечь на свою сторону в 1560 г. Аютию.

С 1563 г. столицей Лансанга становится Вьентьян , с того времени превратившийся в главный административный и культурный центр лаосской государственности. В 1565 г. бирманским войскам удалось захватить Вьентьян, и Сеттхатирату пришлось отступить в труднодоступные для противника районы джунглей, где они вели партизанскую войну против армии противника. В результате изматывающих боёв бирманцам пришлось уйти из Лансанга. Следующая экспедиция бирманцев в Лаос началась в 1569 г., и вновь лаосский король ушёл со своими сторонниками в джунгли. Спустя два года после этих событий, во время военного похода против горных кхмеров, без вести пропал Сеттхатират, и вскоре бирманцы превратили Лансанг в своего вассала. Эта зависимость прекратилась лишь в период правления Суминья Кумана (1591-1596). После его смерти страну стали раздирать междоусобные противоречия, поставившие Лансанг на грань распада.

К середине XVI века удалось укрепить экономическое и политическое положение Лансанга, расширить его территориальные владения, в состав которых вошло, в частности, тайское княжество Чиенгмай.

В первой половине XVII в. вновь вспыхнула борьба за власть между лаосскими правителями. Лишь к 1637 г., с восшествием на престол Симиня Вонгса, Лансанг вновь становится сильным централизованным государством.

В этот период в Лансанге появляются первые европейцы-миссионеры и торговцы-голландцы и представители ордена иезуитов.

Гегемония Сиама

Ни одно из лаосских королевств не имело выхода к морю, и поэтому интерес к ним европейских держав был достаточно ограничен. Об их истории в XVIII веке сохранилось довольно мало источников. В 1763 году, в ходе войны между Сиамом и Бирмой (в результате которой Аютия перестала существовать, а столица Сиама была перенесена в Тхонбури , а затем в Бангкок) бирманские войска заняли все лаосские земли. В ходе той же войны, новый король Сиама, Таксин , в 1778 году отправил своего военачальника, Тхонг Дуанга (позже ставшего королём Сиама под именем Рама I) в военный поход на север. Сиамцы взяли и разграбили Вьентьян , забрав в Бангкок главное сокровище города, статую Изумрудного Будды , и установили свою власть в Лаосе. Король Вьентьяна бежал, но вскоре умер, и в дальнейшем трон занимали марионеточные правители, назначавшиеся в Бангкоке. Многие аристократические семьи были насильственно переселены в Сиам.

Тямпасак также перешёл под контроль Сиама, хотя некоторые его провинции на востоке продолжали платить дань вьетнамскому двору, расположенному в Хюэ . В 1792 году сиамцы оккупировали Луангпхабанг, хотя, в отличие от Вьентьяна, город не был разграблен, а король остался на троне.

Новая династия Сиама начала использовать своё влияние для перевода государства, существовавшего по системе мандалы , к более современному государственному устройству. Это был болезненный процесс, растянувшийся более чем на сто лет. Вначале лаосские королевства фактически не были затронуты этим переустройством, влияние Сиама ограничивалось тем, что они платили дань и соблюдали протокольные процедуры.

В 1802 году войска Дайвьета взяли и разорили Вьентьян и установили контроль над северным Лаосом. В 1804 году к власти в королевстве Вьентьян пришёл король Анувонг, который при помощи Дайвьета начал постепенно восстанавливать государство. Сиамцы поначалу не обращали на это никакого внимания, так как были заняты своей внутренней политикой. Анувонг построил во Вьентьяне Ват Сисакет , ставший символом возрождения Лаоса, и к 1823 году усилился настолько, что мог распространить свою власть на соседние государства. Его сын уже был королём Тямпасака, будучи назначен туда королём Сиама Рамой II в знак признания Анувонгу, помогавшему Сиаму в военном отношении. В 1823 году Анувонг послал Лаосские войска в северный Сиам, на другой берег Меконга . В планы Анувонга входило разрушение или серьёзное разорение Бангкока , так чтобы Сиам больше не смог восстановить своё влияние в Лаосе.

Войскам Анувонга удалось захватить город Корат в центральном Сиаме, но вскоре жителям Кората удалось самостоятельно избавиться от лаосской армии и восстановить независимость. В то же время король Луангпхабанга занял сторону сиамцев, ожидаемое подкрепление от вьетнамцев так и не пришло, а король Рама III начал наступление на Лаос. В 1827 году лаосская армия потерпела окончательное поражение от Сиама южнее Вьентьяна. Город, за исключением нескольких храмов, был сожжён до основания, а его население выселено. На следующий год Анувонг был взят в плен и увезён в Бангкок, где и умер. Королевство Вьентьян было упразднено и превращено в провинцию Сиама.

Середина XIX века была самой тяжёлым периодом в истории Лаоса. Королевство Луангпхабанг сохранило формальную независимость, но было вынуждено платить дань Китаю, Сиаму и Вьетнаму . Остальные лаосские территории управлялись напрямую из Бангкока, при этом Сиам не занимался их развитием. Проводились насильственные переселения, в городах увеличилось количество китайского и вьетнамского населения. В 1860-е годы над лаосским народом возникла прямая угроза потери этнической идентификации и превращения в один из суб-этносов Королевства Сиам.

Французская колонизация

Созданием государства в Новое время Лаос обязан французским колонизаторам, хотя этот пункт не афишируется в официальной лаосской историографии. Бирма, в течение многих столетий угрожавшая Лаосу, постепенно, с 1826 по 1885 год, попала под влияние Великобритании и была аннексирована Британской Индией . В этот же период Франция подчинила себе Вьетнам. В 1862 году южный Вьетнам и восточная Камбоджа стали французским протекторатом, а в 1885 году тот же статус получил и северный Вьетнам. Тем самым Сиам оказался между двумя агрессивно расширяющимися колониальными державами. Первоначально, в правлениях королей Рамы IV и Рамы V , Сиам надеялся, проведя модернизацию, защитить свою независимость. Оказалось, однако, что государство столь велико, что его границы невозможно защитить. Договор с Вьетнамом, заключённый в 1883 году, дал Франции право контроля над всеми территориями, которые платили дань Хюэ , и Франция, вполне ожидаемо, решила интерпретировать положения договора максимально широко. Большинство лаосских территорий в тот или иной момент платили дань Вьетнаму, что формально давало право Франции на включения Лаоса (всей бывшей территории Лан Санг) в колониальную империю.

Главным представителем Франции в Лаосе был Огюст Пави, который перед этим уже провёл 17 лет во Вьетнаме и Камбодже, представляя интересы Франции. В 1886 году Пави был назначен вице-консулом в Луангпхабанг. Он рассматривал колонизацию как освобождение народов Юго-Восточной Азии от средневековых предрассудков под предводительством просвещённой Франции, и, соответственно, рассматривал сиамское правление в Лаосе как реакционное и коррумпированное. Когда на Луангпхабанг напали племена таи и сиамская власть бежала, Пави организовал оборону города и фактически спас престарелого короля Унхама. В благодарность король попросил о французской защите вместо сиамского правления. Хотя Пави удалось присоединить населённую таи область Сипсонг-Чу к Вьетнаму, у него не было ресурсов для включения всего Лаоса в состав Франции.

В 1890 году французская администрация в Ханое, поддержанная французским парламентом, приняла решение о включении Сиама в долгосрочной перспективе в состав Франции. Присоединение Лаоса должно было стать первым шагом в реализации этого плана. В 1892 году Пави был назначен французским генеральным консулом в Бангкоке и потребовал, чтобы сиамское правительство допустило французских «торговых агентов» в основных лаосских городах. Полностью осознавая, к чему ведёт французская политика, сиамские власти поторопились назначить как можно больше администраторов в Лаос и по возможности укрепить своё там присутствие, однако Сиам был слишком слаб, чтобы удержать далёкие лаосские провинции. Кроме того, надежды Рамы V на то, что его поддержит Великобритания против Франции, не оправдались.

В июле 1893 года пограничные стычки переросли в крупномасштабный конфликт между Францией и Сиамом, и французский военные корабли поднялись по Чаупхрайе и угрожали Бангкоку. Сиам вынужден был капитулировать, и Франция установила свой протекторат над всеми землями к востоку от Меконга . В 1904 году в результате ещё одной войны Сиам вынужден был передать Франции две полосы земли к западу от Меконга - Сайнябули на севере и Тямпасак на юге. В это же время часть территории была передана из Лаоса в Камбоджу и немного изменена граница между Лаосом и Вьетнамом. С тех пор граница Лаоса не изменялась.

Полное присоединение Сиама к Франции предотвратила Великобритания, которая после колонизации Бирмы и Малайи нуждалась в нём как в буферном государстве. В преддверии Первой мировой войны Франция решила не форсировать дальнейшее расширение за счёт неизбежного ухудшения отношений с Великобританией. Именно это и зафиксировало границы Лаоса.

После того, как французы отказались от планов завоевания Сиама, они потеряли и интерес к Лаосу. Формально, королевство Луангпхабанг и княжество Тямпасак были протекторатами с внутренней автономией, на практике они контролировались представителями Франции. В 1904 году королём Луангпхабанга стал Сисаванг Вонг , и в течение всего своего правления он оставался лоялен Франции. Остальной Лаос сначала был разделён в административном отношении на два региона, Верхний Лаос и Нижний Лаос, каждый из которых управлялся комендантом, из Луангпхабанга и Паксе соответственно. Позже Лаос был разделён на одиннадцать провинций, во главе каждой из которых стоял французский резидент. В 1898 году все лаосские территории были переподчинены верховному резиденту, находившемуся во Вьентьяне и подчинённому французскому генерал-губернатору в Ханое. В ведении местных властей оставались здравоохранение, образование и правосудие. Предполагалось, что эти области деятельности должны финансироваться из местных налогов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Лаос – небольшая страна в Юго-Восточной Азии. Официально история Лаоса берет свое начало в середине 14 века, когда было образовано первое самостоятельное государство на его территории, но этому событию предшествовали тысячи лет, и археологические раскопки подтверждают жизнь древних племен на лаосских землях.

Однако обо всем по порядку. В статье ниже мы кратко, но при этом довольно полно расскажем об историческом пути Лаоса с древнейших времен до современности. Будет интересно, а главное – познавательно!

Немного о стране

Лаос располагается в самом центре полуострова Индокитай и не имеет выхода к морю. Он граничит с китайскими, вьетнамскими, камбоджийскими, тайскими и мяьнманскими (бирманскими) территориями. Такое расположение сильно повлияло на ход всей истории страны – за несколько веков соседства государства то сплочались, то противостояли друг другу.

Долгое время и вплоть до конца 80-х годов прошлого века Лаос был закрытым государством. Несмотря на относительную открытость в наши дни и упрощенному порядку получения виз, он все равно остается довольно загадочным и далеким для иностранцев. В настоящее время население его насчитывает всего 5,5 миллионов человек – небольшая цифра по азиатским меркам.

Столицей является Вьентьян. Хотя государство не может похвастать прибрежными зонами, здесь поразительно много живописных рек, озер, водопадов, горных хребтов пещер. И, конечно, главное достояние – сами лаосцы, добродушные и гостеприимные.

Предыстория

На территории современных провинций Луангпхабанг и Хуапхан проводились археологические исследования. Они показали, что в этой местности люди жили более сорока тысяч лет тому назад. В подтверждение тому приводят человеческий череп, возраст которого, как установили, 46 тысяч лет.

Также были найдены фрагменты артефактов для сельского хозяйства, датированные 40 веком до нашей эры, погребальные предметы 15 века до нашей эпохи. К более позднему периоду – к 7 веку до нашей эры – относятся предметы из железа, что указывает на связи с Китаем и Индией. Также были найдены кувшинчики из дерева, но их происхождение не установлено.


Прямыми предками сегодняшних лаосцев были представители племени кха, поселившиеся здесь в 5 веке уже нашей эпохи. Они находились в подчинении королевства Фунань, которое было тогда довольно могущественным в Индокитае. Фунанем правили кхмеры – предки современных камбоджийцев.

На смену Фунаню в 7-8 столетии пришло новое кхмерское королевство Ченла, а затем – Камбуджадеша, сохранявшее свое могущество с 9 по 13 века. В их состав входили регионы на юге и в центре современных лаосских границ.

Приблизительно в это же время на других территориях нынешнего Лаоса распространялись предшественники лаосцев, разговаривавшие на тайских языках. К 9 столетию на севере Лаоса образовались первые лаосские земли, которые принадлежали феодалам и впоследствии начали противостоять Камбуджадеше.

Предки лаосцев – древние племена лао и таи – изначально были единым целым.

Образование Лансанга

Лаосская история начинается с 1353 года, когда правитель Фа Нгум образовалкоролевство с красивым названием Лансанг, которое переводится как «страна миллионов слонов». После этого племена лао и таи стали разделяться.

Правитель Фа Нгум

Все началось, когда правитель Фа Нгум в 1349 году сочетался браком с дочерью короля могущественного на тот момент Ангкора. Он заручился твердой поддержкой новоиспеченного тестя и завоевал некоторые прилегающие земли.

Спустя пару лет он их объединил в новое государство Лансанг – его размеры можно сравнить с современным Лаосом. Туда же входила часть тайских и камбоджийских территорий.

Король Ангкора подарил зятю Фа Нгуму чудесную статую Будды из золота, которая впоследствии стала важной национальной ценностью и зародила в Лансанге буддизм тхеравадинского толка.

К окончанию 15 столетия на Лансанг начали нападать дайвьеты – вьетнамские войска, вследствие чего власть Лансанга была ослаблена. Но с приходом правителя Потисарата в середине 16 века государство вновь восстановило силы, заключив мир с Дайвьетом.

Военные действия против Бирмы

Вторая половина 16 века характеризуется состоянием постоянного противостояния с Бирмой:

  • Преемник Потисарата Сеттхатират за время правления успел развернуть военные действия против бирманцев, предварительно заручившись поддержкой Аютии – тайского государства того времени.
  • В 1563 году город Вьентьян стал столичным центром Лансанга, а спустя два года его захватили бирманцы. Сеттхатират вместе со своими войсками бежал в джунгли и начал там партизанское движение. В результате бирманские войска покинули Лансанг.
  • В 1569 году бирманцы вновь пришли на лаосские земли, Сеттхатират опять ушел в джунгли.
  • В 1571 Сеттхатират пошел на горных кхмеров, но поход не увенчался успехом и правитель стал считаться без вести пропавшим.
  • Войска Бирмы подчинили себе Лансанг.
  • В 90-е годы к власти пришел Суминья Кумана и помог обрести своим владениям независимость.
  • Смерть Кумана повлекла за собой внутренние междоусобицы.

17-19 век

В начале 17 столетия междоусобицы продолжались, но к середине его экономическая и политическая ситуация пришли в относительное равновесие. Тогда же на этих территориях, так же, как в остальных странах Азии, начали появляться миссионеры, купцы из Европы, проявлявшие повышенное внимание к новым землям.


К концу века Лансанг снова находился в упадке. В 1694 году правитель умер, не оставив наследника. В это время дайвьетские и аютские войска начали притеснять Лансанг. Эти события, продлившиеся десять лет, привели к распаду Лансанга на три части:

  • Луангпхабанг;
  • Вьентьян;
  • Тямпасак.

18-й век и начало 19-го Лансанг провел под гнетом соседей. Отдельные земли были подчинены Сиаму, Бирме, Дайвьету, должны были выплачивать им дань. Многие города разграблялись и разрушались: так, к примеру, изваяние Изумрудного Будды вывезли из Вьентьяна в Бангкок, сам Вьентьян не раз разорялся, а в 1827 году сиамские войска вовсе сожгли его дотла, не считая некоторых храмовых комплексов.


Позже, в середине 19 столетия, ситуация только ухудшилась. Луангпхабанг выплачивал дань одновременно китайцам, сиамцам и вьетнамцам. Другими землями Лаоса руководили бангкокские правители, но при этом нисколько не развивали их, лишь собирали деньги. Местное население начало притесняться поселившимися там выходцами из Китая и Вьетнама.

Колонизация

В течение 19 века многие азиатские страны попали под политическое влияние Великобритании и Франции. Лаос, не имевший выхода к морю, не особенно интересовал европейцев. Но заключенный в 1893 году французско-сиамский договор давал французам право руководить им, так как Лаос до этого почти полностью находился во власти Сиама.

Лаосскими землями руководил Огюст Пави, и надо отдать французским правителям должное – во время их правления они защищали Лаос от набегов соседей, произвели деление страны, которое во многом сохраняется до сих пор, а также принесли с собой великолепную колониальную архитектуру, образцы которой можно заметить на лаосских улочках до сих пор.


Во время колонизации страна была поделена на 11 регионов, которыми руководили отдельные резиденты. Больницы, учебные заведения и суды оставались в ведении местных властей.

Новая история

В момент Второй мировой войны Лаос находился в подчинении Японии, но после ее поражения стал независимым королевством, управляемым Сисаванг Вонгом.

В 20 веке, после освобождения от колонизации, Независимое королевство Лаос было одним из беднейших на Востоке. Тем не менее небольшой, но все же рост экономики наблюдался: появлялись автомобили, строились гидроэлектростанции, повышенными объемами выращивались рис и кукуруза.

Ситуация осложнялась Холодной войной и войной во Вьетнаме, которые также коснулись Лаоса. На его земли было сброшено немало американских бомб, мирное население, природные ресурсы гибли. В итоге в конце 50-х годов в королевстве вспыхнула гражданская война.


Гражданская война в Лаосе, 1960-е годы

С прекращением вьетнамской войны во Вьентьяне в конце зимы 1973-го были подписаны соглашения об окончании гражданской войны. Вместо короля к власти пришел Патет Лао, страна стала называться Лаосской Народно-Демократической Республикой, примкнув к советскому и вьетнамскому социалистическому лагерю.

Однако в конце 80-х республика «подружилась» с тайскими властями, в конце 90-х примкнула к АСЕАН и в целом избрала более мягкий, демократический политический курс с частными организациями, банковскими структурами, школами. Официально же в Лаосе и сейчас соблюдаются основы социализма и однопартийного государства.

Заключение

Лаос за свою многовековую историю претерпевал много тягот и лишений. Он то добивался могущества, то приходил в полный упадок. Но хочется верить, что после долгих лет вассальной зависимости от соседей, европейской колонизации, гражданской войны и бомбардировок Лаосские земли заслужили светлое будущее.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно узнать об историческом пути этого удивительного уголка нашей планеты, и вы почерпнули для себя что-то новое. Если это действительно так, поддержите нас, пожалуйста – порекомендуйте статью друзьям в социальных сетях. А чтобы и дальше открывать таинственный мир Востока вместе с нами, подписывайтесь на почтовую рассылку – будет много интересного.

До скорых встреч!

Пока мы ехали от автовокзала Вьентьяна в его центр, я пребывала в легком шоке. На первый взгляд любой подмосковный город больше похож на столицу, чем Вьентьян. Из окна виднелись узкие пыльные улочки и редкие дома не выше двух этажей…

В центре я обошла несколько обозначенных в LP бюджетных отелей – все забито. На улицах толпы туристов – прямо Каосан Роад в Бангкоке. В гестхаусах персонал смотрит на вновьпришедшего иностранца, как баран на новые ворота, на лице читается «как вы все задолбали!» Какие улыбки? Забудьте!

Первой мыслью было срочно оформить визу во Вьетнам, доплатить любую сумму за получение ее на следующий день и валить из Вьентьяна как можно скорее. Потом я прошлась перед закатом по центру и обнаружила, что, если закрыть глаза на толпы иностранцев и неприветливых местных, тут вполне можно погулять пару дней, посмотрев на оставшиеся от колониальной эпохи особнячки и многочисленные буддистские храмы.

Следующий день, прошедший в прогулке по Вьентьяну, во многом изменила мое отношение к Лаосу и лаосцам. В пофигистично-оптимистичную сторону.

Для начала с утра я зашла во вьетнамское консульство, заполнила анкету на полстранички, приложила одну фотку и протянула все это вместе с паспортом работнику. Паспорт мне вернули, сказав, что завтра в него моментально поставят визу. Никакой информации по размеру консульского сбора нигде не было, и с меня за оформление визы за два дня взяли 55$, что было явно выше, чем должны были взять, потому что ровно столько же стоило оформление вьетнамской визы за два дня в моем отеле. Так широко, как мне улыбался товарищ в консульстве, мне в Лаосе не улыбался никто. Мне задали один единственный вопрос (а как же мой бойфренд?) и на прощание сказали «До свидания».

Потом я за три часа неспешно обошла основные достопримечательные места Вьентьяна:

  • местную Триумфальную арку, построенную в 1960 году после освобождения Лаоса от французских колонизаторов, с которой открывается вид на широченный проспект (вьентьянские Елисейские поля);
  • единственный древний буддистский храм (ват), уцелевший во Вьентьяне в ходе борьбы в 19 веке с тайскими захватчиками;
  • несколько других ватов, построенных заново на месте разрушенных;
  • президентский дворец – большое белое здание с колоннами, изначально построенное для французского губернатора.

Зашла на крытый рынок, где продаются красивые лаосские ткани для саронгов - кстати, в саронгах с вышивкой в самом низу ходит большинство женщин по всей стране. И на открытый рынок, где продаются овощи/фрукты и прочие продукты. Там же я неожиданно обнаружила сочную и сладкую хурму – нигде в ЮВА ее не видела. Так странно было купить ее не в промороженном состоянии на заснеженной улице Москвы, гадая, будет она вязать или нет, а в жаркой стране и в нормальном состоянии.

После обеда и сиесты я сходила в Лаосский национальный музей – потрясающее место, чтобы узнать больше об истории Лаоса и наконец-то начать Лаос понимать. Экспозиции по древней истории были хороши, но мне не очень интересны, а вот разделы по истории с 19 века до начала 21 века перевернули мое представление о стране. Множество фотографий, все с отличными комментариями, доступными для мозга, обалдевшего за последние 10 дней от пребывания в расслабленной стране и от литров пива.

Просмотрев нечитабельный раздел по истории Лаоса в LP, который мозг отказался усвоить, я совершенно не осознала всей трагичности происходившего здесь в последние 150 лет.

В В 18 веке Лаос воевал с бирманцами и тайцами, и все они отхватывали от него по кусочку. В середине 19 веке тайцы полностью разрушили Вьентьян, и огромная часть Лаоса была присоединена к Сиаму (Таиланду). Потом в Лаос пришли французы и установили здесь свое колониальное владычество. Страна без полезных ископаемых, без инфраструктуры и с небольшим населением оказалась для них совершенно бесполезна – видать, колонизировали ее за компанию с Вьетнамом и Камбоджей. Лаосцев жесточайшим образом эксплуатировали на строительстве дорог и для прочих нужд французов — в экспозиции представлено множество фотографий закованных в кандалы местных жителей и их избиений французами. При этом, не получая от Лаоса никакой прибыли, французы не стремились сделать что-то хорошее для местного населения: ни в области образования, ни в сфере медицины.

В стране росло недовольство, и в 20-30 годы XX века в наиболее продвинутых кругах лаосцев становятся популярны идеи коммунизма. Целая стена одного из залов занята трудами Ленина в переводе на лаосский и французский, альбомами с фотографиями Российских городов и политических деятелей тех лет, жаль только все комментарии на этой стене только по-лаосски. В наличии также были программы наших пятилеток, штук пять трудов Горбачева (только на русском), Рыжкова и прочих деятелей, скульптуры и огромные портреты Ленина и портрет Карла Маркса.

После окончания Второй мировой войны в Лаосе началось активное освободительное движение, и в 1953 году страна получила независимость. В начале 60-х американцы испугались установления в Лаосе коммунистического режима и с 1964 по 1973 год нещадно бомбили маленький Лаос. Помню, еще будучи в Мьянме, я часто слышала от иностранцев: «А вы знаете, что Лаос – страна, подвергшаяся самым массированным бомбардировкам за всю историю человечества?» Жуткие фото разбомбленных деревень, раненых и убитых детей и монахов…

В 1975 году Индокитайская война закончилась, и коммунизм победил в Лаосе и Вьетнаме. Дальше были представлены фотографии первых съездов местных ком. партий с серпом и молотом на заднем плане и портретами Ленина и Маркса по бокам. И пара залов с трогательной экспозицией, преисполненной гордости: фотографии из серии «как мы обустраиваем госпитали, строим школы, мосты, боремся с малярией, учим народ пользоваться компьютерами и т.п.».

Был стенд с информацией по UXO (неразорвавшимся снарядам) с ежегодными иллюстрированными отчетами Lao UXO. После окончания войны прошло больше 30 лет, но и сегодня люди сотнями подрываются на минах и неразорвавшихся бомбах. Статистика просто ужасающая – за 1999 год было обезврежено больше 80 000 неразорвавшихся снарядов. Аналогичные огромные цифры публикуют каждый год, потому что очищают местность последовательно.

Местные жители начинают готовить новую территорию под рисовое поле, копают землю и подрываются. Мужики пытаются вскрыть найденный снаряд, чтобы достать из него взрывчатое вещество, используемое в бомбежной рыбалке, и подрываются. Детки гуляют по лесу и подрываются.

Ну и как после всего этого можно ожидать от народа, который белые угнетали и убивали почти 100 лет, чтобы он им улыбался? Если бы мою страну в недавнем прошлом так долго, так упорно и настолько повсеместно насиловали азиаты, я бы их тоже не любила. Всех вместе. И чего, собственно, улыбаться, когда все, даже малочисленные народы горного севера, обучались пользоваться оружием и активно боролись с американцами всего три десятка лет назад. Когда целое поколение выросло в страхе, что сходить с тропы опасно для жизни.

Тяжелое прошлое… Надеюсь, у них будет светлое будущее.

Так что мне теперь все равно, что иностранцам тут не рады – их можно понять. Мне сложно и непривычно позитивно судить о стране, закрывая глаза на недоброжелательность местных жителей, но я попробую.

Вьентьян мне понравился. Закрывая глаза на неприветливых местных жителей. Здесь красивые храмы, здесь рано утром по улицам ходят завернутые в оранжевые робы монахи. Здесь есть тенистые улицы с относительно старыми домиками, и есть широкие проспекты с современными невысокими зданиями. Здесь встречаются красивые колониальные особнячки. И, похоже, во Вьентьяне еще не знают, что колониальное правление французов давно закончилось – названия всех государственных учреждений и множества коммерческих продублированы по-французски, то же самое с названиями улиц. Здесь множество тук-туков, дымящих и шумящих, но создающих правильную азиатскую атмосферу. Здесь ездят на жуках и мини-куперах, и иногда гоняют парами по безлюдным переулкам на низеньких гоночных машинках. А люди в форме ездят в открытых УАЗиках. Здесь для красивого отдыха множество приятных ресторанов с кухней любой страны мира. Здесь в офисе тур. информации приятный мальчик на отличном английском исчерпывающе отвечает на все вопросы, и на каждом шагу есть дешевые Интернет-кафе. Здесь рядом с модным и современным соседствуют рынки, на которые сельские жители в плетеных корзинах на коромысле приносят зелень и овощи. А перед зданием президентского дворца пасутся куры. Здесь провинциально, не по-столичному компактно и относительно тихо. Здесь множество туристов и белых мистеров с дамами азиатского происхождения, видимо, импортированных владельцами из Таиланда или Камбоджи, но на них я тоже закрываю глаза.

Второй полный день во Вьентьяне был чрезвычайно приятным и совсем нетуристическим. Сначала утром я на арендованном на день велосипеде заехала во вьетнамское консульство за визой. Консульский дядька, наобщавшись за время моего 10-минутного ожидания с двумя другими вьетнамцами за столиком, наконец-то взял у меня мой паспорт, достал чистый бланк визы и уселся за компьютер вбивать мои данные. В этот момент в консульство завалила толпа желающих получить визу, и дядька начал разрываться между компьютером и новыми анкетами. Нет, чтобы взять мой паспорт сразу вчера и спокойно за день сделать все, что нужно.

Потом я съездила к самому главному лаосскому храму Пха Тхат Луанг (Phat That Luang), где за «парковку» велика на травке парковщик пытался содрать с меня деньги. Позолоченная ступа была построена на этом месте в таком виде, как сейчас, еще в 16 веке и была окружена четырьмя монастырями, но в 18 веке ее порушили бирманцы и сиамцы, и про ступу забыли. В заросшем виде ее откопал в конце 19 века французский археолог, и в 30-е годы 20 века ее построили заново. Зрелище не особо впечатляющее, особенно по сравнению со Шведагоном в Янгоне, поэтому вовнутрь я не пошла.

Дальше я доехала через окраины Вьентьяна с деревянными деревенскими домиками и огородиками до основной лаосской трассы с номером 13, идущей с самого юга на самый север, проехала по ней около трех километров и припарковалась у огромного здания-музея, посвященного товарищу Кейсону Фомвихану, вселаосски любимому коммунистическому лидеру, возглавлявшему с 40-х годов освободительное движение, а потом, после окончания в 1975 году Индокитайской войны, бывшему до своей смерти в 1992 году сначала премьер-министром, а затем и президентом. Опять же интереснейшая историческая экспозиция, хотя и с некоторым перебором личных вещей товарища Кейсона Фомвихана. Меня жутко умилили две фотографии советских граждан, снятые во время Индокитайской войны. На одной из них изображена заполненная институтская аудитория с плакатами на заднем плане «Янки, вон из Лаоса!» А на другой ДК какой-то фабрики, целиком занятое советскими тетками, одетыми, видимо, по случаю морозов и неотапливаемости помещений, в пальто с меховыми воротниками, платки и шапки. Тетки с совершенно безучастными лицами держали плакаты, гласящие «Мир народам Вьетнама, Камбоджи и Лаоса!» Еще был целый зал с подарками разных стран, и наших самоваров, юбилейных монет и прочих сувениров там было больше всего.

После обеда я поехала попарить косточки. На южной окраине Вьентьяна находится буддистский монастырь, где в деревянном домике на высоких сваях, состоящем из огромной веранды со столиком, скамейками, лежанками, и маленькой парилки, находится традиционная травяная сауна. Я была в аналогичной , и это было супер! Здесь было так же здорово, но все по-другому, попроще. Работники выдают дамам саронг, в который заматываешься в комнатке для переодевания. Парилка одна и для мужчин, и для женщин, в ней деревянные скамеечки, и из-за густого пара их сначала сложно найти. Запах потрясающий! После выхода на терраску наливаешь из чайника чаек и охлаждаешься. Немного странным было только то, что негде было смыть кусками отваливавшуюся старую кожу и испарения. Тут принято просто высыхать. Я в итоге придумала способ не просто высыхать: заходила в комнату для переодевания, счищала с себя все саронгом, выжимала его за стеной прямо на землю и сухая, в почти сухом саронге и без старой кожи, шла пить чай.

Музей и сауна были замечательны еще и тем, что в них совершенно не было иностранцев. Вернее в музей к моменту моего выхода завезли несколько автобусов с тайцами, которым военно-коммунистическая история Лаоса была совершенно по барабану. А в сауне, кроме меня и местных жителей, была еще одна девушка из Америки, с которой мы в итоге замечательно нашли общий язык и договорились вечером поужинать.

В назначенное время в назначенном месте мы с Джессикой встретились и за едой в индийском ресторанчике обсудили увиденные места и планы. Она тоже в долгом свободном полете: за три месяца посмотрела несколько мест в Китае, Вьетнам, Камбоджу, половину Лаоса, дальше летит в Индонезию, потом в Австралию, на Ближний Восток, в Иран, а затем в страны Западной Африке, названия которых я слышала только в школе на уроках географии. Наш человек! Выдали друг другу массу полезной информации: она мне по северу Лаоса и Вьетнаму, я ей по любимой Индонезии.

На следующее утро я через просыпающийся Вьентьян с его монахами, которым стоящие на тротуарах на коленях люди подают рис и мандарины, и бегунами-марафонцами, которыми в это субботнее утро, похоже, заделалось все население города, дошла до автовокзала, откуда за четыре часа доехала до городка Ванг Вьенг.

Самым неприятным в автобусных переездах по Лаосу является отсутствие возможности нормально поесть. Если в Малайзии и Индонезии автобусы постоянно останавливались около придорожных кафешек, где можно было полноценно покушать, а в Мьянме и в Таиланде в поездах были вагоны-рестораны, работники которых принимали заказ и приносили блюдо, или же на станциях местные жители проходили через поезд с рисом, завернутым в банановые листья, и тазиками жареной курицы, то в Лаосе с этим полная труба. Здесь, похоже, нет никаких придорожных кафе, а на остановках продают только яйца с наполнителем, который нормальный белый есть не захочет, нанизанные на палочки загриленные потроха, жареных кузнечиков и мандарины. Единственное, что лично мне кажется съедобным и относительно сытным (против кузнечиков я ничего не имею, но ими же не наешься), это худосочные молоденькие курочки (или скорее взрослые цыплята), загриленные целиком с лапками и головами с запекшимися глазками между двумя палочками, к которым их привязывают каким-то растением. Правда, в таком обеде меня несколько смущает то, что я не знаю, сколько дней этого несчастного цыпленка на палочке носят вдоль пыльной дороги.

— государство в Юго-Восточной Азии. На севере граничит с Китаем и Вьетнамом, на востоке - с Вьетнамом, на юге - с Камбоджей, на западе - с Таиландом, на северо-западе - с Мьянмой. Лаос является единственным государством в Юго-Восточной Азии, которое не имеет выхода к морю.

Название страны происходит от этнонима народа - лао.

Официальное название: Лаосская Народно-Демократическая Республика

Столица: Вьентьян

Площадь территории: 236,8 тыс. кв. км

Общее население: 6,2 млн. чел.

Административное деление: 16 провинций (кхуэнгов).

Форма правления: Республика.

Глава государства: Президент.

Состав населения: 70% - лаосцы, Также в стране проживают тайцы (до 20%), вьетнамцы, китайцы и другие народы.

Государственный язык: лаосский. Отдельные народности и племена разговаривают на диалектах лаосского, близких к тайскому языку. Также употребляются английский, французский и вьетнамский.

Религия: 60% населения исповедуют буддизм; 1,5% жителей - христиане.

Интернет-домен: .la

Напряжение в электросети: ~230 В, 50 Гц

Телефонный код страны: +856

Климат

Субэкваториальный муссонный. Средняя температура января колеблется от +15 С до +23 С, июля - от +28 С до +30 С. Различаются три сезона: жаркий влажный (май-октябрь), сухой прохладный (ноябрь-январь, средняя температура от +23 до 25 С) и сухой жаркий (февраль-апрель, средняя температура от +32 до 34 С). Температурный режим заметно изменяется в зависимости от высоты места.

В долине Меконга в марте-апреле температура воздуха колеблется возле отметки в +38 C, в то время как на близлежащих горных склонах не превышает +22 С. В течение дождливого сезона дневная температура составляет, в среднем, около +29 C в низменных районах, и около +24 C в горах (зафиксированы случаи понижения температуры до -4 С), при этом в северных районах она может опускаться до +9 С.

Осадков выпадает до 3000 мм в год, причем довольно дифференцировано - на восточных склонах гор фиксируется до 3500 мм дождя, в то время как северные и западные склоны заметно суше - обычно здесь выпадает не более 700 мм осадков в год. Влажность воздуха составляет 70-80% в сухой сезон и 75-90% - в дождливый (с мая по октябрь).

География

Лаос относится к странам Юго-Восточной Азии. Он расположен на полуострове Индокитай и занимает территорию 236,8 км2. Протяженность Лаоса с севера на юг составляет 1700 км, с запада на восток - 500 км в самой широкой части и 140 км в самой узкой.

Страна граничит с Китаем на севере, с Вьетнамом на северо-востоке и востоке, с Камбоджей на юге, с Тайландом на западе, с Мьянмой на северо-западе. Лаос - преимущественно горная страна со средневысотными хребтами и плато.

На севере преобладают горы с высотами 1500 - 2000 м. В центральной части Лаоса расположено плато Сиангкхуанг высотой около 1200 м, к югу от которого поднимается самая высокая гора страны Биа (2819 м). На юго-востоке находятся горы Чыонгшон, которые сменяются невысокими плато, уступами обрывающимися к широкой долине Меконга. На крайнем юге страны находится обширное базальтовое плато Болавен со средними высотами до 1200 м.

Главной рекой страны является Меконг, по которой проходит большая часть ее границы с Тайландом. Протяженность Меконга на территории Лаоса составляет 1850 км. Большинство остальных рек относится к бассейну Меконга. Наиболее крупные из них - Тха, У, Лик, Нгум, Бангфай, Бангхианг, Дон, Конг, Тхэн. Реки являются основным средством сообщения, однако судоходство на многих из них ограничено из-за многочисленных порогов и водопадов. Меконг судоходен на протяжении 500 км от Вьентьяна до Саваннакхета, где ширина реки достигает 1,5 км.

Растительный и животный мир

Растительный мир

На севере распространены вечнозеленые влажные субтропические леса с большим участием магнолий, лавров, лиан, папоротников. Выше 1500 м они сменяются смешанными хвойно-широколиственными лесами с дубом, сосной, каштаном. На плато центрального и южного Лаоса доминируют светлые муссонные листопадные леса с тиком, шореей, диптерокарпусом, лагерстремией, зарослями бамбука.

Долины южного Лаоса и склоны гор Чыонгшон поросли вечнозелеными влажными тропическими лесами, в которых доминируют диптерокарповые (яны, такьян и др.), пальмы, плодовые деревья, бамбук, древовидные папоротники. Буйно растут лианы.

Наиболее ценные древесные породы Лаоса – розовое, черное, сандаловое и железное деревья, тик. В лесах встречаются также дикорастущие бананы, хлебное дерево, дуриан и другие растения, которые лаосцы включают в пищевой рацион.

Местами в районах недостаточного увлажнения распространены высокотравные саванны.

Животный мир

Сохранились довольно значительные стада диких индийских слонов. В лесах водятся обезьяны (гиббоны, макаки и др.) и полуобезьяны, из хищников – тигр, леопард, мраморная пантера, малайский и белогрудый медведи. Местами встречаются пальмовая куница и болотная рысь. Из копытных широко распространены быки (бантенг и гаял), буйволы, олени, кабаны, из пресмыкающихся – ящерицы, кобры, питоны и другие змеи.

Много птиц, из них наиболее яркие представители – попугаи, павлины, фазаны, а также голуби, утки и др.

Достопримечательности

Лаос в древности был известен как "Ланг Санг", что означает "Королевство миллиона слонов". Это название было дано стране королем Фа Нгумом после повторного объединения страны в 1353 г нашей эры. С тех пор эта загадочная страна, доступ на территорию которой был сильно затруднен до конца XX века, приобрела ауру самого необычного государства в Юго-Восточной Азии.

Множество древних храмов, богатая культура, большое разнообразие народов и этнических групп, огромные массивы тропических лесов, населенные миллионами экзотических обитателей, живописный горный ландшафт - вот основные достопримечательности страны.

Банки и валюта

Кип (LAK), номинально равный 100 центам. В обращении находятся банкноты номиналом в 5000, 2000, 1000, 500 и 100 кип.

Монет в обращении нет. Кип - единственная юридически законная валюта страны, но тайский бат и доллары США принимаются к оплате повсеместно, особенно - в городах. Наиболее разумно использовать кип для дешевых покупок, бат - для товаров средней ценовой группы и для оплаты транспортных услуг внутри страны, а доллары США - для дорогих приобретений.

Банки работают с понедельника по пятницу с 08.00 до 12.00, и с 13.30 до 17.30.

Валюту можно обменять в обменных пунктах, в аэропорту и в банках, но многие банки работают только с долларами США или тайскими батами. В банковских обменных пунктах курс обычно несколько более выгодный, чем в уличных точках. Еще более выгодный курс обмена обычно можно найти в обменных пунктах на рынках и в торговых районах, но в этом случае велик риск мошенничества.

Кредитные карты ведущих международных систем принимают к оплате в крупных банках, в столичных ресторанах, гостиницах и магазинах. В провинции воспользоваться ими практически невозможно. Трэвел-чеки можно обналичить только в офисах международных банков. Чтобы избежать дополнительных расходов на колебания обменного курса, рекомендуется брать с собой чеки в долларах США или батах Таиланда.

Следует иметь в виду, что кип - неконвертируемая валюта, и обменять её за пределами страны практически невозможно.

Полезная информация для туристов

В древней столице Лаоса Луангпрабанге находится холм Пу Си, который увенчан шедевром лаосской буддийской архитектуры - пагодой Тат Чомси. Со стороны Меконга на холм ведет узкая каменная лестница. Здесь туристы и горожане приносят пожертвования и излагают свои просьбы перед статуей Будды, сидящей в тени священного дерева чампа.