Иван родил. Иван родил девчонку! Или как запомнить падежи

Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? Как настроение? Очень надеюсь, что все у вас хорошо!

Ловите очередную запоминалочку от блога «ШколаЛа» и кладите ее в свой сундучок знаний. Надо сказать, что запоминалочка эта стара как мир. Но, возможно, для кого-то из маленьких школьников и их родителей она станет настоящим открытием.

Итак, сегодня разбираемся с тем, как запомнить падежи. Есть один интересный способ.

О нем я узнала еще в начальной школе от нашей учительницы Елизаветы Христиановны, а она, как никак, была заслуженным учителем Республики Коми. Так что ей можно доверять.

Но для начала предлагаю определиться с тем, что же это за звери такие?

Вот такое вот определение!

В русском языке падежей всего шесть.

Их то и нужно выучить школьникам. И нам еще повезло. Вот, например, в языке одного из народов России, Коми, их аж 16!

Так что улыбнемся и приступим к запоминанию. В этом нам поможет следующая табличка.

Простой стишок, первые буквы слов которого и указывают на название падежа. А этот стишок прямо сам в память и заскакивает. Очень просто! А вот что делать с падежными вопросами?

Что ж, попробуем как-нибудь быстренько и простенько выучить и их.

План урока:

Именительный

Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:

«Это кто?» «Вася».

«Это что?» «Стол».

Родительный

Прицепимся к названию падежа и спросим так:

«Вы родители кого?» «Лены».

«Вы родители чего?» «Балкона».

Еще одно вспомогательное слово — «нет».

«Нет кого?» «Рабочего».

«Нет чего?» «Топора».

Дательный

Опять же цепляем название.

«Дать кому?» «Кошке».

«Дать чему?» «Маслу».

Винительный

«Обвиняю кого?» «Учителя».

«Обвиняю что?» «Дом».

Или со словечком «вижу».

«Вижу кого?» «Синицу».

«Вижу что?» «Березу».

Творительный

«Сотворён кем?» «Человеком».

«Сотворен чем?» «Рукой».

Еще одно вспомогательное словечко «доволен».

«Доволен Кем?» «Сыном».

«Доволен Чем?» «Оценкой».

Предложный

В данном случае подсказка скрыта в названии падежа. В вопросе должен присутствовать предлог. И это предлог «о». Можно добавить слово говорить. Попробуем:

«Говорить о ком?» «О носороге».

«Говорить о чем?» «О работе».

Используя полученные знания, Давайте попробуем проскланять какое-нибудь слово. Пусть это будет слово «школа».

А теперь займемся "пением".

Ну и напоследок, поработаем с «бурундуком».

Вот и вся запоминалка! Надеюсь она поможет вам справиться с маленькой частью великого и могучего.

Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.

А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)

Советую вам посетить еще и . Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?

Еще один хороший совет – подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новых запоминалок.

Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.

В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.

Ниже представлены падежи:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.

Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Также представляю вашему вниманию другие стихи:

Иван рубил дрова Варвара Топила Печку

Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу

Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать

О том, как быстро запоминать стихи,

Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.

Создание образов на падежи

Для названия каждого падежа придумайте образ по созвучию, либо основанный на ваших личных ассоциациях. Главное, чтобы этот образ был легко представимым.

Примеры:

  • Именительный – ИМЯ (образ бейджа с вашим именем);
  • Родительный – РОДственник (образ какого либо вашего родственника);
  • Дательный – ДАТа (образ перекидного календаря);
  • Винительный – ВИНо;
  • Творительный – ТВОРец (образ Иисуса);
  • Предложный – ПРЕДЛОЖение (образ коробочки с обручальным кольцом).

Соединение образов на падежи

На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».

Способ «Цепочка»

Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.

Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.

Пример:

На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.

Способ «Необычная история»

Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.

Пример:

Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.

О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:

Способ «Локации»

Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.

Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.

Пример:

  • Диван –в диван воткнут большой бейдж;
  • Шкаф –Родственник сидит в шкафу;
  • Кресло –большой календарь врос в кресло и так далее…


После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.

Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.

Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.

В комментариях под данной статьёй напишите ваши мысли и мнения о таком способе запоминания, а также пишите ваши вопросы по теме развития памяти и интеллекта.

Т. И. Распопова

Изучение основ грамматики русского языка ассоциируется у иностранных учащихся, в первую очередь, с усвоением системы русских падежей. В школьной и вузовской теории, согласно традиции, русские падежи выстраиваются в порядке: И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п., который запоминается благодаря известной фразе «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Однако с точки зрения эффективности и удобства преподавания традиционное расположение падежей оказывается ружьем, которое не стреляет, обучающийся не получает «зацепок», которые помогли бы ему осознанно повторить и впоследствии самостоятельно выстроить в сознании заданную логическую цепочку. А главное, все варианты расположения русских падежей не отражают реальной иерархии падежных функций в предложении. Функционально-семантический подход к системе русских падежей заставляет по-новому взглянуть на данное грамматическое явление, переосмыслить известный материал, выявить ряд закономерностей. Применение методики полевого анализа позволяет обнаружить участки наложения как формальных, так и функционально-семантических характеристик. Так, наблюдаются совпадения формальных показателей в следующих случаях:

Прежде чем перейти к рассмотрению того, как функционируют падежные формы в предложении, необходимо уточнить, какую именно модель предложения мы будем принимать за основную единицу обучения на начально-среднем этапе. Во всех известных нам учебных пособиях (напр., Аксенова, 1999; Журавлева и др., 1993; Миллер и др., 1998; Шведова и др., 1996; Хавронина и др., 1996) изучение русскому языку как иностранному начинается с моделей типа: Это дом. Это Антон и т. д., которые не содержат таких компонентов, как глагол и субъект, и, следовательно, не отражают основных, типических свойств русского предложения. Такой подход не только не дает иностранным студентам представления о семантико-синтаксическом устройстве русского предложения, но, напротив, дезориентирует учащихся, отвлекая их внимание на мелкие, частные случаи.

Более логичным представляется начинать обучение с модели, содержащей конструктивное ядро, т. е. сказуемое, и субъект (в другой терминологии — подлежащее), структура и семантика которого также играют важную роль в предопределении состава и строения того или иного предложения. Это высказывания типа: Антон читает. Мы идем. Банк работает и т. д.

В дальнейшем может происходить поэтапное наращивание предложения от центра к периферии, от конструктивного ядра к аргументам.

Вот пример наращивания простого предложения по принципу стихотворения «Вот дом, который построил Джек»: Антон читает. — Антон читает книгу. — Антон медленно читает книгу. — Антон медленно читает интересную книгу. — Антон медленно читает интересную книгу брату. — Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату в комнате. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату в его комнате и т. д.

Если принять за точку отсчета именно функциональный статус участвующих в конструировании предложения падежных форм, можно заметить следующие закономерности:

  • в зависимости от контекста, функцию субъекта, помимо И. п., могут выражать В. п. (ср.: Антон радуется весне — Антона радует весна); Р. п. (ср.: Вчера Антон был дома — Вчера Антона не было дома); Д. п. (ср.: Антон любит музыку — Антону нравится музыка); Т. п. (ср.: Антон подписывает документ — Документ подписывается Антоном);
  • в определенных семантико-синтаксических условиях заместителями В. п. в функции объекта могут стать И. п. (ср.: Антон имеет машину — У Антона есть машина. Или: Рабочие строят школу — Школа строится рабочими) и Р. п. (ср.: Он читал статью — Он не читал статьи. Или: Он выпил воду — Он выпил воды);
  • В. п., Р. п. и Д. п. употребляются для обозначения направления движения в идентичных моделях предложения, часто после одних и тех же глаголов (ср.: Он вернулся в Воронеж из Москвы — Она вернулась из Воронежа в Москву; Я иду в университет — Я иду из университета; Я иду к другу — Я иду от друга);
  • П. п. и Р. п. используются для обозначения места в одних и тех же моделях предложения, часто после одних и тех же глаголов (ср.: Я был в ресторане — Я был у друга);
  • В. п., Р. п., П. п. могут выражать время, нередко в рамках одного синтаксического комплекса (например: Мы приехали сюда в среду 5 июня. Или: Мы приехали сюда в июне 1992 года) и т. д.

Как видим, одна и та же функция может выражаться разными падежными формами. Отмеченные закономерности помогают более полно и точно раскрыть реальную иерархию основных падежных функций в предложении.

Литература

  1. Аксенова М. П. Русский язык по-новому. Часть 1. — СПб., 1999.
  2. Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. — Л., 1977.
  3. Богданов В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Учебное пособие. — Л., 1990.
  4. Журавлева Л. С., Шипицо Л. В., Нахабина М. М., Протасова Т. Н., Галеева М. М. Практический курс русского языка. Учебник для начинающих. — М., 1993.
  5. Миллер Л. В., Политова Л. В., Рыбакова И. Я. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник. — СПб., 1998.
  6. Мощинская Н. В., Мотовилова О. Г. Русский язык: быстро и эффективно. Пособие по русскому языку для иностранцев (начальный этап обучения). — М., 1993.
  7. Распопов И. П. К вопросу о второстепенных членах предложения // Проблемы учебника русского языка как иностранного. Синтаксис / Сост. В. И. Красных. — М, 1980.
  8. Распопова Т. И., Олейникова О. Н., Новикова Т. Ю., Эйтингон Е. В. Твой собеседник. Учебник русского языка для иностранных студентов-нефилологов. — Воронеж, 1997.
  9. Распопова Т. И., Сарафанникова О. А. Практикум по грамматике. Приложение к учебнику русского языка «Твой собеседник». — Воронеж, 1999.
  10. Хавронина С. А., Харламова Л. А. Русский язык. Лексико-грамматический курс для начинающих. — М., 1996.
  11. Шведова Л. П., Панова С. Ф., Прокудайло Т. Н., Киракосова Е. П. Пособие по русскому языку. — Ростов н/Д., 1996.
  12. Юрченко В. С. Предложение и слово. Проблема их соотношения в лингвофилософском плане. — Саратов, 1997.

Татьяна Игоревна Распопова кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка как иностранного подготовительного факультета для иностранных граждан Воронежского государственного университета. Окончила Воронежский государственный университет, в 1982 году защитила диссертацию в Ленинградском государственном университете. Автор около 80 публикаций по вопросам теоретической лингвистики и методики преподавания русского языка как иностранного.

Шесть падежей русского языка часто вызывают сложности у школьников при изучении. Бывает трудно запомнить последовательность падежей, а также вопросы, на которые они отвечают. Здесь на помощь приходят смешные стишки и фразы, с помощью которых можно быстро запомнить этот материал. Образы, заключенные в небольших стихотворениях и поговорках, бывают настолько яркими, что в большинстве случаев запоминаются на всю жизнь.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван - именительный падеж, Родил - родительный, Девчонку - дательный, Велел - винительный, Тащить - творительный и Пеленку - предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

И ван Р убил Д рова, В асилиса Т опила П ечь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" - "дочки", "нет чего?" - книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к дательному падежу

Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" - "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" - "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать - "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Именительный

подруга

вода

яблоко

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

Винительный

Кого? Что?

друга

подругу

воду

яблоко

Творительный

другом

столом

подругой

водой

яблоком

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Заключение

Главное при изучении падежей - не давить на ребёнка, а постараться объяснить ему правила в игровой форме. Смешные стишки и поговорки подходят в этих целях лучше всего. Снижение уровня стресса в ходе обучения приводит к улучшению памяти и упрощает запоминание материала.

При выполнении домашнего задания можно помочь ребенку усвоить материал с помощью личных ассоциаций, придумывая проверочные предложения и формулируя вопросы вместе с ним. Лучше всего запомнятся те проверочные фразы, которые ребенок придумает самостоятельно. Элемент игры при выполнении заданий позволит дополнительно развивать творческую сферу мышления.