Как характеризует пимена отношение к григорию. Анализ монолога Пимена о значении труда летописца (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

В прочитанной вами сцене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре" изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.

Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неведомо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца - поведать потомкам правду о событиях, произошедших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивыйНайдет мой труд усердный, безымянный…Правдивые сказанья перепишет, -Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу,Своих царей великих поминаютЗа их труды, за славу, за добро… Как воспринимает Григорий своего наставника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолюбие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает ошибочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе народа русского, способствовавшего воцарению Бориса. В его образе проявляется совестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит известный исторический факт, что "царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских трудов"?

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро - считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Грозного) искать успокоения в вере, монашеских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осознании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Как рассказывает Пимен об убийстве царевича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его стилистические особенности, с монологом "Еще одно, последнее сказанье…" с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим лицам этой сцены? Как это характеризует самого Пимена как историка-летописца, который "сей повестью плачевной" собирается заключить свою летопись?

Бесстрастность покидает Пимена, рассказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оценочными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными глаголами - волочат, затрепетал, завопил. Стиль его повествования становится разговорным.

Увиденное "злое дело" так потрясло летописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право описывать грехи человеческие. Отношение Пимена к рассказанному характеризует его как гражданина.

В диалоге Пимена и Григория противопоставляется суетное, мирское (пиры, битвы, честолюбивые замыслы и т. д.) и божественное, духовное. В чем смысл этого противопоставления? Почему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и "женскою лукавою любовью"?

Мирская жизнь содержит много искушений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюминутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в монастырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григория. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени - Григорию или автору трагедии?

Григорий произносит:

И не уйдешь ты от суда мирского,Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели - такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

Какие проблемы - исторические и нравственные - рассматриваются Пушкиным в прочитанной вами сцене из трагедии "Борис Годунов"? Какое значение имеют они для нашей современности?

При создании "Бориса Годунова" Пушкин опирался на книгу "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный монархизм автора "Истории…", провозгласившего, что "история народа принадлежит государю". Эта формулировка отразила историко-философскую концепцию

Карамзина: мощь, устойчивость - в сильном государстве; государственность - движущая сила истории. "История народа принадлежит народу", - утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор - историко-философский, а не просто политический, и Пушкин вступил в него. Трагедия "Борис Годунов" о роли народа в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступления, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни народу, и такой правитель неизбежно сделается тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пушкин одновременно показал глубокую противоречивость позиции народа, сочетающего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - трагедия. Завязка - ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка - гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения - сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста совесть Годунова - поэтому и нет счастья народу, не устраивает его правление. План Ожидание - согласится ли Борис Годунов
    В седьмом классе при изучении «Повести временных лет» мы читаем ряд полулегендарных сказаний: «Поход Олега на Царьград», «Месть Ольги древлянам», «Сказание о Белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке» и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения - ведь задачей своей он считает не только фиксацию происходящего в стране, но и оценку этого с
    Приступая к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в 7-м классе, мы постарались определить возможности включения дополнительных материалов по теме «Москва в жизни и творчестве русских писателей». Тема «Пушкин в Москве» вызывает большой интерес учащихся, так как даёт возможность перенестись в отдалённую от нас эпоху, увидеть любимого поэта в кругу его друзей на знакомых улицах Москвы, посетить памятные места Москвы, связанные с жизнью поэта. На первом уроке могут прозвучать материалы
    Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI - начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом. Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов. В монологе Пимена (сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год") говориться о царствовании Ивана Грозного, о смерти его наследника
    «Н. Гоголь и герои его произведений» По горизонтали: 5. Необходимая вещь, которую сделал кузнец из повести “Ночь перед Рождеством” для своей невесты. 7. Уездный лекарь из комедии “Ревизор”. 10. Имя брата писателя. 11. Деревня помещика Манилова. 12. Имя одной из сестёр писателя. 17. Смотритель училищ. 18. Имя помещика, хозяина коляски из повести “Коляска”. 19. Кузнец, привёзший из Петербурга черевички для своей невесты. 20. Имя жены Манилова. 21. Слуга помещика Смоленской губернии,
    Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема повести - героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. (Два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта, польские магнаты.) Образы борцов за свободу. Образ Тараса Бульбы. (Могучий человек, железная воля, мужество, щедрая душа, необычайная простота, выдающаяся храбрость, ненависть к врагам отчизны, гордость своими сыновьями, превыше
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана

Пушкин писал, что в характере лето-писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче-ское и вместе с тем мудрое, усердие, от-сутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограни-чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве-домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по-томкам правду о событиях, произошед-ших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный… Правдивые сказанья перепишет, — Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

  • Как воспринимает Григорий своего настав-ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
  • Григорий уважает Пимена за трудолю-бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши-бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на-рода русского, способствовавшего воцаре-нию Бориса. В его образе проявляется со-вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

  • В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из-вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис-кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?
  • Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз-ного) искать успокоения в вере, монаше-ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо-знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

  • Как рассказывает Пимен об убийстве царе-вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти-листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли-цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи-мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле-топись?
  • Бесстрастность покидает Пимена, рас-сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце-ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла-голами — волочат, затрепетал, заво-пил. Стиль его повествования становится разговорным.

    Увиденное «злое дело» так потрясло ле-тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе-редав другим право описывать грехи чело-веческие. Отношение Пимена к рассказан-ному характеризует его как гражданина.

  • В диалоге Пимена и Григория противопо-ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често-любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов-ное. В чем смысл этого противопоставления? По-чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука-вою любовью»?
  • Мирская жизнь содержит много иску-шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми-нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо-настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

  • Перечитайте заключительную реплику Григо-рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри-горию или автору трагедии?
  • Григорий произносит:

    И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

    Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

  • Какие проблемы — исторические и нравст-венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан-ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка-кое значение имеют они для нашей современности?
  • При создании «Бориса Годунова» Пуш-кин опирался на книгу «История государ-ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо-нархизм автора «Истории…», провозгла-сившего, что «история народа принадле-жит государю». Эта формулировка отра-зила историко-философскую концепцию

    Карамзина: мощь, устойчивость — в силь-ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро-да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос-то политический, и Пушкин вступил в не-го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на-рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле-ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро-ду, и такой правитель неизбежно сдела-ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш-кин одновременно показал глубокую про-тиворечивость позиции народа, сочетаю-щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

    / / / Образ Пимена в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

    Пьесу «Борис Годунов» показал общественности в 1825 году. Ее идеи были актуальными для современников, несмотря на давность изображаемых в ней событий. Тема взаимоотношения народа и власти особенно волновала умы прогрессивной молодежи 19 века. Пушкин знал о настроениях своих товарищей, многие из которых позже стали декабристами.

    Трагедия « » стала своеобразным предупреждением о том, что власть, игнорирующая интересы народа, обречена.

    Действия произведения происходят в 16-17 веке в Московии. После царя Федора, которому так и не удалось стать настоящим правителем, приходит к власти Борис Годунов. Ходили слухи о том, что стал царем он незаконным путем. Наследный царевич Дмитрий не дожил до своего совершеннолетия. По приказу Годунова он был предательски зарезан. Об этом знали многие просвещенные люди того времени, включая летописца Пимена.

    Образ Пимена имеет огромное значении в пьесе. Персонаж этот вымышленный, но многие увидели в нем подобие реального летописца Нестора.

    Пимен внешне напоминает дьяка, но внутренне он не так смиренен. Находясь в стенах монастыря, он не перестает переживать за судьбу государства и народа. Пимен пишет летопись, послание будущим поколениям, пытается отобразить происходящие события в полной мере правдиво.

    Пимен - человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.

    Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.

    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.

    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

    1. В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и лето-писца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.
    2. Пушкин писал, что в характере лето-писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче-ское и вместе с тем мудрое, усердие, от-сутствие суетности, пристрастия.

      Летописец Пимен сознательно ограни-чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве-домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по-томкам правду о событиях, произошед-ших на родной земле.

      Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный… Правдивые сказанья перепишет, — Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

    3. Как воспринимает Григорий своего настав-ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
    4. Григорий уважает Пимена за трудолю-бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши-бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на-рода русского, способствовавшего воцаре-нию Бориса. В его образе проявляется со-вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

    5. В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из-вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис-кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?
    6. Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз-ного) искать успокоения в вере, монаше-ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо-знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

    7. Как рассказывает Пимен об убийстве царе-вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти-листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли-цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи-мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле-топись?
    8. Бесстрастность покидает Пимена, рас-сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце-ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла-голами — волочат, затрепетал, заво-пил. Стиль его повествования становится разговорным.

      Увиденное «злое дело» так потрясло ле-тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе-редав другим право описывать грехи чело-веческие. Отношение Пимена к рассказан-ному характеризует его как гражданина.

    9. В диалоге Пимена и Григория противопо-ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често-любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов-ное. В чем смысл этого противопоставления? По-чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука-вою любовью»?
    10. Мирская жизнь содержит много иску-шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми-нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо-настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

    11. Перечитайте заключительную реплику Григо-рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри-горию или автору трагедии?
    12. Григорий произносит:

      И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

      Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория. Материал с сайта

    13. Какие проблемы — исторические и нравст-венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан-ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка-кое значение имеют они для нашей современности?
    14. При создании «Бориса Годунова» Пуш-кин опирался на книгу «История государ-ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо-нархизм автора «Истории…», провозгла-сившего, что «история народа принадле-жит государю». Эта формулировка отра-зила историко-философскую концепцию

      Карамзина: мощь, устойчивость — в силь-ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро-да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос-то политический, и Пушкин вступил в не-го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на-рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле-ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро-ду, и такой правитель неизбежно сдела-ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш-кин одновременно показал глубокую про-тиворечивость позиции народа, сочетаю-щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • борис годунов ответы на вопросы
    • а.с.пушкин борис годунов отзывы и рецензии
    • вопросы бориса годунова
    • О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий в отрывке из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»?
    • пушкин борис годунов вопросы и ответы

    В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и лето­писца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.

    Пушкин писал, что в характере лето­писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче­ское и вместе с тем мудрое, усердие, от­сутствие суетности, пристрастия.

    Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.

    Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный…

    Правдивые сказанья перепишет, -

    Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу,

    Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

    Как воспринимает Григорий своего настав­ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

    Григорий уважает Пимена за трудолю­бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши­бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на­рода русского, способствовавшего воцаре­нию Бориса. В его образе проявляется со­вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

    В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из­вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис­кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?

    Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз­ного) искать успокоения в вере, монаше­ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо­знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

    Как рассказывает Пимен об убийстве царе­вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти­листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли­цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи­мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле­топись?

    Бесстрастность покидает Пимена, рас­сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце­ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла­голами — волочат, затрепетал, заво­пил. Стиль его повествования становится разговорным.

    Увиденное «злое дело» так потрясло ле­тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе­редав другим право описывать грехи чело­веческие. Отношение Пимена к рассказан­ному характеризует его как гражданина.

    В диалоге Пимена и Григория противопо­ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често­любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов­ное. В чем смысл этого противопоставления? По­чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука­вою любовью»?

    Мирская жизнь содержит много иску­шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми­нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо­настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

    Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри­горию или автору трагедии?

    Григорий произносит:

    И не уйдешь ты от суда мирского,

    Как не уйдешь от Божьего суда.

    Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

    Какие проблемы — исторические и нравст­венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан­ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка­кое значение имеют они для нашей современности?

    При создании «Бориса Годунова» Пуш­кин опирался на книгу «История государ­ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо­нархизм автора «Истории…», провозгла­сившего, что «история народа принадле­жит государю». Эта формулировка отра­зила историко-философскую концепцию

    Карамзина: мощь, устойчивость — в силь­ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро­да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос­то политический, и Пушкин вступил в не­го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на­рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле­ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро­ду, и такой правитель неизбежно сдела­ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш­кин одновременно показал глубокую про­тиворечивость позиции народа, сочетаю­щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.