Как общественное мнение правит людьми. История изучения общественного мнения в XX веке

«Общественное мнение правит людьми». (Блез Паскаль, физик и философ)

«Мне плевать, что подумают окружающие!» Мы часто бросаемся подобными фразами, но часто ли нас это не волнует? Как ни крути, а чужое мнение во многом определяет то, как мы говорим, одеваемся и вообще ведем себя…Бывает и так, что в погоне за похвалой других людей (часто даже малознакомых) мы начинаем терять себя. Как этого не допустить?

Общественное мнение – это мощнейший регулятор социальной жизни. Известно, что наше поведение регулируют закон и мораль: закон определяется государством, мораль – обществом. Нарушение правил закон карает штрафами, общественными работами, ограничением свободы; мораль карает ослушавшихся общественным порицанием – единственным доступным ей инструментов. За счет своей исключительности он является очень мощным рычагом!

Желание нравиться или потеря себя?

Так ли плохо желание нравиться другим людям? Лорд Честерфилд был уверен, что нет: «Самое полезное из искусств – умение нравиться людям». А что, многим из нас хотелось бы, чтобы о нас не подумали плохо. Вплоть до того, что каждый шаг сопровождается размышлениями на тему: «А что скажут люди?», и человек становится заложником чьих-то ожиданий и стремится угодить «и вашим, и нашим». Высказать собственное мнение? Да ну, вдруг оно идет вразрез с чьим-то. Надеть то, что нравится? Коллеги будут смеяться! Встречаться с Настей? Друзья отговаривают! Такой человек строго ограничен правилами: правды не говорить, в конфликты не вступать. Он изменчив, как хамелеон, и из такого человека можно лепить все, что угодно – стоит лишь дать понять, чего вы от него ждете и почему он не должен вас разочаровать.

Почему так? У людей, чересчур зависимых от чужого мнения, недостаточно хорошо сформирована «Я-концепия» (представление о себе) и самооценка. Они не могут решить, как себя вести – все время ощущают себя «на зыбкой почве» и радуются любой опоре: чужое мнение, даже не очень удобное, привлекает тем, что всегда подсказывает, как себя вести. Вы – тридцатилетняя незамужняя девушка и не знаете, чего хотите от жизни? Зато общественное мнение знает: семьи и детей! Остается лишь принять программу, и задумываться о том, не являетесь ли вы вообще чайлдфри и записной карьеристкой, уже не обязательно. Можно не задумываться вовсе – окружающие люди могут решить все за нас и дать понять, что от вас ожидается. Недаром ведь говорят,: «Если ты сам не руководишь своей жизнью, ею будут руководить другие».

Истоки проблемы

Кто наиболее восприимчив к чужому мнению? Слишком чувствительные люди с расплывчатыми внутренними ориентирами или без достаточной силы воли, чтобы противостоять натиску толпы (вечная проблема подростков …).

Как формируется желание всем нравиться? Главное новообразование личности, которое должно сформироваться в младенческом возрасте – это доверие к миру: уверенность в том, что близкие люди будут рядом и помогут, мир безопасен и вовсе не страшен, ничего плохого с тобой не произойдет… Этому способствует любовь и принятие младенца родителями, особенно матерью. Если этого не происходит, то резко растет риск развития зависимости от чужого мнения: «Что скажут люди?» — это всего лишь страх остаться один на один с враждебным миром.

Самопомощь при зависимости от чужого мнения

Как быть, если для вас становится проблемой каждый, даже самый маленький шаг без оглядки на чужое мнение? Предлагаем небольшие рекомендации:

  • учитесь говорить «нет». Особенно тогда, когда вас просят сделать то, что для вас неудобно: поработать за коллегу, к примеру. Не позволяйте ущемлять себя!;
  • играйте в игру «сейчас я ощущаю…». Что это значит? Хотя бы иногда останавливайтесь и задумывайтесь, что вы чувствуете в данный момент. Эта техника позволяет жить настоящим моментом, не застревая в прошлом и не погружаясь в иллюзии о будущем. Чувствуете, что больше не можете жить с этим человеком? Или что ваша работа уже в печенках сидит? Такие мысли нужно анализировать, а не загонять вглубь. И пусть окружающие думают что хотят – ваша жизнь, вам ее и строить;
  • анализируйте свои убеждения, которые раньше не подвергали сомнениям. «Мужчина должен скрывать свои эмоции» — кто это говорит, вы или ваш строгий папа? «Хорошие девочки так не делают!» — тоже явно не ваш внутренний голос! Учитесь отличать свои мысли от таких вот «пришельцев». Самое интересное, что установки, навязанные общественным мнением, как раз реже всего подвергаются критике и осмыслению, хотя зачастую являются просто стереотипами мышления ;
  • составляйте «автопортрет» — собственное представление о том, какой вы, как выглядите и как живете. Вам нравилась прежняя прическа, но ее пришлось сменить? Припомните, кто сказал, что она вам не идет. Обожаете черный цвет? Только вам решать, носить его или нет, а чужое мнение вроде «тебя старит» и «смотрится мрачно» — не аргументы;
  • готовьтесь к переменам. Как только вы начнете прислушиваться к себе и поступать соответственно, ваш круг общения изменится. Это нормально – прекратится общение с теми, для кого вы были просто-напросто удобны в силу своей уступчивости и безответности. Так ли оно вам нужно или лучше освободить место для более конструктивных взаимоотношений?

Итак, прислушивайтесь к себе. Чужое мнение, безусловно, важно, ведь оно показывает, чего общество ждет от нас, но оно не должно становиться ни единственным путеводным указателем, ни мерой определения собственной ценности. Ведь, действуя по чужим выкройкам, живешь не своей жизнью…

Общественное мнение

Общественное мнение - форма массового сознания , в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы . Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого . При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, ещё в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.

По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion».

Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий».

Трактовка понятия

Такой уникальный феномен, как «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

В последние годы, постоянно растущий уровень участия представителей мировой общественности в политической сфере очевиден. Во многом именно этим обстоятельством объясняется также неизменно возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как «общественное мнение».

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить сотни определений общественного мнения.

Понятие «общественное мнение» в философской мысли

Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности, однако, еще в текстах древнекитайской философии речь шла о важности изучения общественного мнения людей с целью его адекватного использования в управлении. В частности, в даосизме считалось, что из четырех причин гибели государства, одна - это когда чувства и настроения людей не используются правителями в деле управления.

В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р. А. Сафаров, соглашаясь Б. А. Грушиным в том, что общественное мнение представляет собой явление массового характера, находящееся в сфере общественного сознания, вместе с тем, считал, что оно должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения в представлении Р. А. Сафарова свидетельствует о том, что это действительно «общественное», а никакое иное мнение. Поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в практических действиях. Отсюда - общественное мнение есть отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное суждение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес .

В 1980-е годы были внесены некоторые, однако, не очень существенные корректировки, в трактовку понятия «общественное мнение». В. С. Коробейников отметил, что оно является множественным, то есть отражающим разнообразные точки зрения, относящиеся к большому числу общностей и, в совокупности, представляет собой своеобразную «пирамиду мнений» .

В. Н. Аникеев дал историко-философский анализ понятию «общественное мнение». Он сделал вывод о соотношении уровня демократии в обществе с развитостью института общественного мнения .

Интерес вызывает также вышедшая уже в 1990-е годы работа В. М. Герасимова, предпринявшего попытку с позиций политической психологии и акмеологии разработать междисциплинарную концепцию общественного мнения . Рассматривая общественное мнение в политическом контексте, он делает вывод, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать им невозможно .

Важно также назвать целый ряд работ, автором которых является исследователь из Санкт-Петербурга Д. П. Гавра , сравнивший общественное мнение с воздухом, который необходим для дыхания демократии: когда он есть, его не замечают, но его отсутствие может привести к гибели всего организма. Кроме того, Д. П. Гавра ввел понятие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения», под которыми, в частности, понимается «обобщенная характеристика меры реальной включенности общественного мнения в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами». При этом Д. П. Гавра, на основе разработанной им системы критериев выделяет следующие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения»: 1. Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур. 2. Режим игнорирования общественного мнения. 3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению. 4. Режим сотрудничества (взаимореализации). 5. Режим давления общественного мнения на власть. 6. Режим диктатуры общественного мнения .

Е. Егорова-Гантман и К. Плешаков, говоря о субъектах общественного мнения, предложили использовать методику «трех страт». В данном случае речь идет о трех основных, по их мнению, носителях общественного мнения: во-первых, руководстве страны, представленном официальными лидерами, во-вторых, элите, в-третьих, массах .

Марксистско-ленинская концепция общественного мнения

Общественное мнение с точки зрения Марксизма-ленинизма отражает , размещенная в Третьем издании Большой советской энциклопедии , выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969-1978 гг.

За исключением отдельных моментов, отражающих подходы, существовавшие в отечественной науке в советский период, в эпоху господства идеологии Марксизма-ленинизма, приведенный в этой статье материал вполне отражает особенности процесса формирования и функционирования общественного мнения на современном этапе.

История

Древность

Термин «общественное мнение» вошёл в употребление сравнительно недавно, всего несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид . Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён: «Общественное мнение эффективно, если кто-нибудь выступает как нарушитель заповедей, или в случае конфликта, или если необходимо принять решение относительно будущих действий».

В одном из письменных источников, относящихся к эпохе Древнего Египта , «Разговор со своей душой, человека, уставшего жить» упоминаются события, очевидно глубоко потрясшие общественное мнение:

С кем сегодня я поговорю?
Всех обуяла жадность…
Благородству нет более места
Народ смеется над преступлениями
Честных людей не осталось
Земля попала во власть злодеев

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение , радиовещание , печатные издания (пресса). В последние годы, в условиях развития информационного общества ущественно возрастает влияние электронных средств массовой информации, сосредоточенных в Глобальной сети Интернет - многочисленных социальных сетей , блогов , форумов , Twitter , Youtube .
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура .

Выражение общественного мнения

В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов и плебисцитов, массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. и т.п.

Согласно законодательству, в Российской Федерации общественное мнение может выражаться на совещательном уровне, к примеру, на этапе принятия решений по поводу строительства различных объектов. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.

Измерение общественного мнения

Для количественного определения общественного мнения проводятся опросы общественного мнения.

Литература

  • Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. - М.: Соцэкгиз, 1963.
  • Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии и исследования общественного мнения. - М.: Политиздат, 1967.
  • Сафаров Р. Я. Общественное мнение в системе советской демократии. - М.: Знание, 1982.
  • Коробейников В. С. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). - М.: Мысль, 1981.
  • Возьмитель А. А. Формирование и изучение общественного мнения. - М.: Знание, 1987.
  • Горшков М. К. Общественное мнение. История и современность. - М.: Политиздат, 1988.
  • Аникеев В. И. Общественное мнение как историческое понятие. - Ростов-на-Дону, 1982.
  • Герасимов В. М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1995.
  • Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. - СПб., 1995.
  • Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Т. 1. Вып. 4.

Основополагающие труды

  • Брайс, Джеймс. Американская республика: В 3 ч. Ч. 1-3 / Пер. с англ. - М.: К. Т. Солдатенков, 1889-1890.
  • Тард, Габриель. Личность и толпа: Очерки по социальной психологии / Пер. с фр. - М.: Изд-во т-ва тип. А. И. Мамонтова, 1902.
  • Хольцендорф, Франц фон. Общественное мнение / Пер. с нем. - СПб.: Я. Орович, 1895.
  • Бурдье П. Общественное мнение не существует // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г. А. Чередниченко / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - С. 159-177.
  • Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во «Эксмо», 2000.
  • Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. - М.: ОМЕГА-Л, 2005.

История изучения общественного мнения в XX веке

  • Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. – М.: Ин-т Фонда "Обществ. мнение", 2005.
  • Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: история зарождения, судьбы творцов. – М.: Центр социального прогнозирования, 2008.
  • Докторов Б.З. Джордж Гэллап. Биография и судьба. – М.: Изд-во ООО»Полиграф – Информ». 2011
  • Докторов Б.З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. В 3-х томах. – М.: Центр социал. прогнозирования, 2012.

Взаимовлияние внешней политики и общественного мнения

  • Американское общественное мнение и политика / Отв. ред. Замошкин Ю.А., Авт. колл. Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. – М.: Наука, 1978.
  • Война и общество в XX веке: В 3 кн. / Рук. проекта и сост. О.А. Ржешевский. – М.: Наука, 2008.
  • Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. – М.: Наука, 1991.
  • Иванян Э.А. Общественное мнение – его роль в политической жизни // США: экономика, политика, идеология. – 1974. - №8. – С.15-27.
  • Кертман Г.Л. Массовое сознание. «Вьетнамский синдром» и его последствия // Проблемы американистики. – М., 1989. – С.255-271.
  • Косолапов Н.А. Внешнеполитическое сознание: категория и реальность // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. – М.: НОФМО, 2002. – С.207-222.
  • Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. – М.: Наука, 1983.
  • Кузнецов Д. В. Арабо-израильский конфликт и Франция: внешняя политика и общественное мнение. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.
  • Кузнецов Д. В. События 11 сентября 2001 г. и проблема международного терроризма в зеркале общественного мнения. - М.: УРСС, 2009. .
  • Кузнецов Д. В. Югославский кризис: взгляд сквозь призму общественного мнения. - М.: УРСС, 2009. .
  • Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение. В 2-х частях. Часть I. Арабо-израильский конфликт. - Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2009.
  • Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение. В 2-х частях. Часть II. Иракский кризис. - Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2009
  • Кузнецов Д. В. Проблема нераспространения ОМУ и общественное мнение. Ядерная программа Ирана. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009.
  • Кузнецов Д. В. Проблема нераспространения оружия массового уничтожения и общественное мнение. Ядерная программа Северной Кореи. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009.].
  • Кузнецов Д. В. Взаимодействие внешней политики и общественного мнения в США. Некоторые актуальные вопросы. - М.: УРСС, 2010. .
  • Кузнецов Д. В. Американское общественное мнение и использование военной силы: Период президентства Уильяма Дж. Клинтона (1993-2001 гг.). - М.: УРСС, 2011. - .
  • Кузнецов Д. В. Американское общественное мнение и использование военной силы: Период президентства Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.). - М.: УРСС, 2011. .
  • Кузнецова Т.В. Американцы о вопросах войны и мира // США: экономика, политика, идеология. – 1984. - №7. – С.48-56.
  • Ледовских Ю.М. Проблемы участия американской общественности в формировании внешней политики США. Научн.-аналит. обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
  • Малашенко И.Е. США в поисках «консенсуса»: Внешнеполитические ориентации в американском массовом сознании. – М.: Наука, 1988.
  • Малашенко И.Е. Эволюция внешнеполитических ориентаций в американском массовом сознании // Проблемы американистики. – М., 1987. – С.273-292.
  • Никитин А.И. Эволюция американского глобализма: Идейная борьба в США по вопросу о роли Америки в мире. – М.: Междунар. отношения, 1987.
  • Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. – М.: Наука, 1987.
  • Петровская М.М. Американское массовое сознание и милитаризм // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. - №1. – С.23-35.
  • Петровская М.М. Беспрецедентный поворот в американском общественном мнении // США: экономика, политика, идеология. – 1973. - №10. – С.32-35.
  • Петровская М.М. В ответ на вызов века. Перемены в массовом сознании американцев. – М.: Междунар. отношения, 1988.
  • Петровская М.М. Милитаризм и массовое сознание в США // Проблемы американистики. – М., 1989. – С.235-254.
  • Петровская М.М. Настроения американцев в зеркале опросов // США: экономика, политика, идеология. – 1981. - №3. – С.71-74.
  • Петровская М.М. О настроениях американцев // США: экономика, политика, идеология. – 1976. - №6. – С.88-91.
  • Петровская М.М. Общественное мнение США: опросы и политика. – М.: Междунар. отношения, 1977.
  • Петровская М.М. Общественное мнение США и внешняя политика // Вопросы истории. – 1981. - №1. – С.63-75.
  • Петровская М.М. Опросы общественного мнения в США // Вопросы истории. – 1976. - №2. – С.113-123.
  • Петровская М.М. Президент и общественное мнение // США: экономика, политика, идеология. – 1991. - №10. – С.23-33.
  • Петровская М.М. США: политика сквозь призму опросов. – М.: Междунар. отношения, 1982.
  • Петровский В.Ф. Американская внешнеполитическая мысль. – М.: Междунар. отношения, 1976.
  • Плеханов С.М. Американское общество и внешняя политика США // США: экономика, политика, идеология. – 1986. - №3. – С.3-15.
  • Попов Н.П. Америка 80-х: Общественное мнение и социальные проблемы. – М.: Мысль, 1986.
  • Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир. Общественное мнение в США и Европе о СССР / России, внешней политике и безопасности Запада. – М.: Академический проект, 2005.
  • Рябцева Е.Е. Внешнеполитические предпочтения американской общественности (вторая половина XX века). – Астрахань: Изд-во АФ МОСУ (АСИ), 2001.
  • Рябцева Е.Е., Карабущенко П.Л. Элита и общественность США: мнения и предпочтения. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2002.
  • Самуйлов С.М. Американское общество и война в Ираке // Война в Ираке: американские институты власти и общество. Материалы научной конференции, состоявшейся 22 декабря 2005 г. в ИСКРАН. М.: ИСКРАН, 2006.
  • Современное политическое сознание в США / Отв. ред. Замошкин Ю.А., Баталов Э.Я. – М.: Наука, 1980.
  • США: Дискуссия по проблемам войны и мира / Отв. ред. А.Ю. Мельвиль. – М.: Наука, 1984.
  • Шаклеина Т.А. Внешняя политика США: консенсус между правительством и общественностью? // США. Канада. Экономика, политика, культура. – 2000. - №11. – С.54-68.
  • Шумилина И.В. Механизмы и методы формирования общественного мнения в США после 11 сентября 2001 г. // Антитерроризм – системообразующий фактор внешней и оборонной политики США / Под ред. А.И. Шумилина. – М.: ИСКРАН, 2005. – С.66-73.

См. также

Ссылки

Периодические издания

Центры по изучению общественного мнения

Отечественные центры по изучению общественного мнения

  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Центры по изучению общественного мнения в рамках глобальных проектов

Зарубежные центры по изучению общественного мнения

США

Канада

Европа

Европа в целом

Великобритания

Франция

Светлана Мирзина
Эссе «Важно ли иметь свое собственное мнение»

1. Тема : «Необходимо ли иметь собственное мнение » .

2. Аудитория : студенты вуза.

3. Цель : убедить в том, что нужно иметь собственное мнение .

4. Род красноречия : академическое.

5. Вид выступления : информационное.

6. Вид вступления : притча.

7. Смысловой тип речи в основной части : рассуждение.

8. Вид заключения : цитата.

Выполнила : Мирзина С. А.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

Хочу представить вашему вниманию тему : «Необходимо ли иметь собственное мнение Затронула эту тему, потому что она меня очень тревожит. Плохо это или хорошо иметь собственное мнение ? Не надо путать «собственное мнение » с «навязываемым мнением » . Я часто слышу от своей подруги , «какой ты тяжёлый человек, тебя ни как нельзя переубедить» . Я не хочу слышать про себя такое. Я тяжёлый человек, потому что не принимаю чужое мнение за своё ? Ты живешь, думаешь, так как хочешь, имеешь свои мечты, планы. Потом появляется человек (не обязательно подруга, который пытается навязать тебе свое мнение . Почему происходит конфликт мнений ? Например : какая разница как мыть пол? Дрыгать шваброй взад-вперед или слева на право? И вот тут начинается высказывание «своего мнения » .

Притча : «Пришел человек в храм. И тут к нему один подходит и говорит : «Не так руки держишь» ! Вторая подбегает : «Не там стоишь!» Третья ворчит : «Не так одет!» Сзади одергивают : «Неправильно крестишься!» … В конце концов подошла одна женщина и говорит ему : «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!» Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. Слышит голос с неба : - Что не пускают тебя? Поднял человек заплаканное лицо и говорит : - Не пускают! - Не плачь, они и меня туда не пускают…»

Я думаю, что многие имеют собственное мнение , только не привыкли его выносить на обсуждение, боясь быть непонятыми, осмеянными и политыми "грязью", что, в основном, и происходит.

«Общественное мнение правит людьми » .

Блез Паскаль.

Человек в своих действиях зачастую старается следовать мнению большинства . Как будто боится иметь собственное мнение и аргументировать его.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду - это важно! В любой семье наступает период, когда ребенка собираются вести в детский сад. Многие дети без труда привыкают к новой обстановке и окружению,.

Консультация «Как важно научить детей здороваться» Как важно научить детей здороваться. Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее время, к.

Конспект НОД «Найти свое здоровье» Занятие по приобщению детей старшего возраста к ЗОЖ «Найти свое здоровье» Воспитатель: Филатова Е. А. Д\С 10 2015год Цель: 1. Воспитывать.

Консультация для родителей «Игрушка - это важно» У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет.

Любовь родителя к своему ребенку выражается не только словами или подарками, но и в прикосновениях ваших ладоней. Как важно бережно держать.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Мы с моей напарницей Матюшенко Лидией Анатольевной работаем на младшей группе. Нас волнует вопрос развития.

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Общественное мнение правит людьми. Такую мысль высказал Блез Паскаль еще в середине 17 века. Спустя больше чем 300 лет данное высказывание не потеряло своей актуальности.

Человек - существо социальное, живет и развивается в окружении таких же людей. Влияние этих самых людей как массы на отдельного человека достаточно велико. Еще с детства ребенок слышит от родителей то, что не нужно делать какую-то вещь, ведь так никто не делает, или же "делай как все".

И ребенок делает все вещи "как все". Маленький человек становится большим, но привычки не меняются, ведь в случае отклонения от нормы последует пресс общественного мнения.

Системе выгодно присутствие давления общественного мнения на каждого человека, ведь если давления не будет, то человек отклониться от системы, и та потеряет винтик. Винтик за винтиком произойдет крах. Поэтому общественное мнение будет присутствовать всегда, как бы не трансформировалось человеческое общество. Лишь самые смелые и безумные люди не чувствуют вездесущность мнения других людей. Именно эти люди и становятся великими музыкантами, артистами, учеными, политиками, предпринимателями.

Иммунитет на общественное мнение не рождается сам собой - это результат огромной работы над собой. Человек, который не хочет быть винтиком, должен совершить этот труд и пройти множество трудностей

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме