Как работает логопед в школе. Специфика работы логопеда в общеобразовательной школе

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Цели:

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

Формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

Формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

  1. Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
  2. Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
  3. Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
  5. Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
  6. Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
  7. Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.
  8. Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
  9. Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
  10. Работа над связной устной и письменной речью.
  11. Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.


Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

  1. Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
  2. Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.
  3. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.
  4. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
  5. Формирование действий изменения слов.
  6. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
  7. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  8. Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
  9. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
  10. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
  11. Работа над формированием связной речи.
  12. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти от­веты на многие вопросы: планирование коррекционной ра­боты с детьми с различными речевыми нарушениями; веде­ние отчетной документации с учетом современных требова­ний; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация разви­вающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях про­изношения звуков, по развитию связной речи, при наруше­ниях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запа­са, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регла­ментирующую работу школьного логопеда.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа-- это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения-- не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический де­фект, --не менее 1-2 раз в неделю;

С заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

Порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.

Сущность организации логопедической работы определяется инструктивным письмом министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Данное письмо определяет порядок выполнения работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения. В соответствии с данной инструкцией основными задачами логопедического пункта являются:

  1. Коррекция нарушений в развитии письменной и устной речи учащихся;
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоение обучающимися программ общеобразовательных школ;
  3. Разъяснение специальных знаний по вопросам логопедии среди учителей, родителей (законных представителей) школьников, имеющих различные нарушения речи.

В соответствии с письмом министерства образования в задачи коррекционной работы логопеда общеобразовательного учреждения входят:

  • Обследование и отбор учащихся в логопедические группы;
  • Проведение коррекционных логопедических занятий;
  • Общее развитие речи школьников;
  • Формирование речевых предпосылок для усвоения грамоты, программ по русскому языку, математике, а также других предметов;
  • Популяризации логопедических знаний.

На логопедический пункт зачисляются учащиеся, после проведения в период с 2.09 по 16.09 диагностики речевой деятельности, с заполнением протокола обследования на каждого учащегося. После обследования, комплектуются группы учащихся для проведения занятий, в соответствие с нарушениями речевой деятельности. Занятия проводятся как по группам, так и индивидуально 2 – 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях производится логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Средством логопедического воздействия является специальная логопедическая методика исправления звукопроизношения, это прежде всего, правильно подобрана и составлена система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях на занятиях дополнительно применяется методика зондового массажа.

В связи с тем, что сама речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической коррекционно работе при нарушениях звукопроизношения занимает – артикуляционная гимнастика, которая применяется при постановке звуков, но иногда она применяется и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения вполне оправдано, так как произношение звуков в речи, является сложным двигательным навыком.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, которые необходимы для правильного произношения звуков речи, а также объединение простых движений органов артикуляции в сложные - артикуляционные уклады различных звуков речи.

В зависимости от группы нарушений звуков или звука, составляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Эти упражнения могут быть беззвучными, т.е. без включения голоса, а также и с участием голоса.

Начинаются упражнения обычно с движений по подражанию, т.е. логопед показывает, а ребенок старается повторить за ним, а также при выполнении упражнений с помощью, т. е. движений, производимых при механической помощи логопеда (чисто вымытая рука или палец логопеда в напальчнике или перчатках латексных, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские деревянные шпатели или специальные логопедические зонды для постановки звуков).

Пассивные движения постепенно, при ежедневных тренировках, переводятся в пассивно-активные движения, а затем и в активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные, т.к. ребенку сложно удержать артикуляционные позы. В процессе этапа автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения ребенка, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение уже становится легким, правильным, привычным для ребенка, и поэтому упражнения могут производиться в любом темпе или выполняться не все, а только отдельные упражнения по усмотрению логопеда.

Закрепление любого навыка потребует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику с ребенком систематически - ежедневно, раз - два в день (утром и вечером); это возможно, если включить ее в домашние задания, поэтому после каждого занятия в индивидуальную тетрадь к учащемуся логопед записывает план работы на дом, замечания, рекомендации. Дозировка повторений количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого учащегося, так и для каждого данного периода логопедической работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя - тремя повторениями упражнений – это связанно с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем повторения можно доводить до 10-20 повторений за раз каждого упражнения.

Речь устная и речь письменная, являются двумя формами речевой функции. Обе являются основным средством общения в человеческом обществе. Использование устной речи возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как использование письменной речи возможно и в том случае, когда люди разделены любыми расстоянием, любыми промежутком времени.

При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется на графический образ. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухоречевого и речедвигательного анализаторов постепенно плотно вплетается деятельность речезрительного анализатора, т.е. произношу и графически пишу. Деятельность речезрительного выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от текста воспринимаемого при посредстве особо организованных для этого движений глаз ребенка. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки ребенка.

В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, красной строки,употреблением знаков препинания, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом определенного участка текста, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами, схемами и, конечно, связью со всем текстом в целом.

Овладение письменной речью требует тщательного обучения детей. Для говорящего ребенка на первый план ставится содержание его речи, а для ребенка, которому нужно написать слово на первый план, прежде всего, ставиться работа со звуками, из которых состоит слово, а также с теми буквами, с помощью которых он должен написать данное слово.

В педагогике установлены определенные нормы в отношении к письму: полноценное письмо должно быть быстрым, одновременно точным, грамотным и подчерк разборчивым. Недостатки процесса письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения, замена), безграмотность (нарушение правил орфографии русского языка), неразборчивость подчерка (неправильность или нечеткость написания букв).

Письменная речь школьника с нарушением письма отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок.



К специфическим ошибкам дисграфии относятся:

1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения в устной речи);

2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица-улца ), согласных (снег-сег ) и целых слогов (барабан - баран ), перестановки слогов (мебель- бемель );

3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел... ) и совместное написание двух слов (настоле, вруке... ):

4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе... ), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках ), родовых (большой мальчика ) и в управлении (читал книга... );

5) ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ш - и, т - п, л - м, е - в, ы - и, х - ж, н - ю... ) и по расположению в пространстве (е - з, б - д, т - ш...).

Ошибки на правила также многочисленны. Среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных, правописание разделительных твердого и мягкого знаков и другие.

Специфические ошибки неодинаковы у разных школьников, но эти ошибки школьника могут удерживаться у него при переходе из одного класса в другой, и накатываться как снежный ком. Они не соответствуют длительности его обучения и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны логопеда, так и самого ученика, т. е. оказываются очень устойчивыми и требуют анализа их в каждом данном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.

Работа по коррекции нарушения процесса письма производиться на групповых занятиях по 40 минут. Учащиеся выполняют специальные задания и упражнения направленные на коррекцию именно тех проблем, которые выявились при логопедической диагностике. Эти задания могут быть на повторения пройденной темы, ту, что учащиеся уже проходили по русскому языку или затрагивать темы, которые учащиеся будут только проходить, на эти задания и упражнения уделяется достаточно времени. Скорость похождения материала зависит: от степени усвоения учащимися темы, от количества затруднений, при выполнении заданий и вопросов учащихся, которые возникают в ходе работы. При выполнении любых заданий важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота, не количество сделанного.

Перед началом работы логопед проверяет, правильно ли сидит ребёнок, обращая внимание детей на плакат, правильно ли держит ручку, дети с помощью логопеда проверят правильность, при контроле себе, руководствуясь схемой. Следует обратить внимание, а начальном этапе обучения детей, многократное переписывание больших по объёму письменных заданиях, могут дать обратный эффект, так как эти дети пишут с большим напряжением, а они значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени (40 минут), а основная задача была – написать букву правильно, выполнить задание правильно и понять схему выполнения похожего задания. Таким ребятам просто необходимо терпеливое и внимательное отношение логопеда и родителей!