Как учителю познакомиться с новыми учениками. Молодому учителю

Начало нового учебного года или семестра, знакомство с новой группой или первое занятие со старой после долгого перерыва – события одновременно волнующие и пугающие. Сколько бы лет вы ни преподавали, испытывать чувство «бабочек в животе» перед 1 сентября — дело хорошее и похвальное, потому что это означает лишь одно — you DO care ☺.

Каждому знакомству с новой группой предшествует огромное количество вопросов: какие ученики будут в моем классе, какие у них интересы, что они любят, почему учат английский, и, конечно же, понравлюсь ли я им?!

Уверена, что любой преподаватель хочет на первом занятии попасть на одну волну со студентами, расположить их к себе и произвести хорошее впечатление.

Атмосфера

1. Music connects people . Перед уроком создайте благоприятную атмосферу с помощью….музыки!

Для студентов знакомство с новым преподавателем тоже стресс. Переступить порог пустой и тихой классной комнаты в ожидании нового, незнакомого преподавателя (а вдруг он окажется злым и страшным серым волком?:) действительно nerve-racking . Если же перед самым уроком вы включите приятную, радостную, негромкую музыку на английском языке, это поможет снять напряжение и разрядить обстановку

2. Преобразите классную комнату. Было бы здорово украсить аудиторию постерами, цепляющими и вдохновляющими цитатами на английском языке, смешными картинками — другими словами всем, что будет занимательно и полезно вашим студентам. Будьте уверены, они с большим интересом будут разглядывать и обсуждать эти плакаты.

3. Smile and positive attitude. Не забывайте улыбаться, будьте спокойными и расслабленными. Сегодня тот редкий случай, когда вам не нужно вводить новую грамматику и объяснять разницу между Present Perfect и Past Simple.

Just have fun and get to know your students

Цель первого урока

Основная цель любого первого урока – знакомство преподавателя с группой, установление того самого первого контакта, а также знакомство студентов друг с другом.

Разрабатывая материалы для 1-го урока, имейте в виду следующие моменты:

— откажитесь от грамматических упражнений – оставьте повторение грамматики на следующий раз;

— выбирайте activities коммуникативного характера, направленные на разговор, обмен мнениями, общение;

— чередуйте индивидуальные, групповые и задания в парах.

Начало урока

— Hello, my name is Nana and I will be your teacher this term. And what is your name?

— My name is…

-Nice you meet you, …! How are you today?

-…

Подойдите к каждому ученику, улыбнитесь, поприветствуйте его/ ее и спросите, как его/ее зовут, как дела. Уделите каждому хотя бы чуточку внимания☺

Nametags

Естественно, вы не сможете сразу запомнить, кого как зовут. Так же и ваши студенты. Поэтому попросите своих учеников написать их имена на заранее подготовленных вами карточках.


Nametags вам пригодятся не только для того, чтобы запомнить, кто есть кто. Это отличный инструмент для формирования групп и пар.


Идеи для 1-го урока в новой группе

Вам с учениками нужно узнать друг друга поближе, не так ли? Хотелось бы это сделать интересно и креативно, поэтому ловите следующие задания:

# 1. Знакомство

Заранее подготовьте листы бумаги с нарисованной звездой.

Попросите своих студентов написать свое имя в центре звезды. У каждого окончания звезды ученики должны написать интересный/необычный/смешной факт о себе.

Выполните это задание вместе с вашими учениками — им будет приятно узнать что-нибудь об их преподавателе☺

Если вы работаете с детками, дайте им задание не написать, а нарисовать то, что они любят (предмет, хобби и т.д.)

# 2. Расскажи о себе

Попросите каждого из учеников написать свое полное имя на английском языке , затем на каждую букву своего имени придумать слово, которое каким-либо образом его/ее характеризует.

Например, мое полное имя Наринэ:

N — nice

A – apple (cause it´s my least favourite fruit)

R – runner (i am into running)

I — introvert

N – Nizhny Novgorod (my hometown)

E – English teacher

# 3. Get to know each other

Разделите класс на пары. Для этого поместите карточки с именами в одно место (например, в коробку), перемешайте и не глядя тяните по 2 карточки. Те, кого вы вытянули, будут работать вместе.

За определенное время каждая пара должна будет узнать друг о друге как можно больше информации (можно кратко обозначить темы, о которых они могу говорить). Затем каждый студент должен представить своего напарника новой группе.

# 4. Truth or lie

Пришло время узнать, как ваши студенты провели летние каникулы. Для этого задания вам понадобятся небольшие листочки бумаги, на которых будет написано “truth” или “lie”. Каждый ученик тянет листочек и кратко рассказывает, как провел лето — в зависимости от того, что написано на карточке, ученик говорит либо правду, либо выдумку.

Остальные задают дополнительные вопросы, чтобы угадать говорит ли он/она правду или нет.

# 5. Final part

Думаю, что под конец будет здорово, если ученики возьмут инициативу в свои руки и примут участие в организации своего учебного процесса.

Для этого разделите класс на группы. Каждой группе выделите ватман, карандаши, фломастеры, то есть все что нужно для творчества. Попросите их придумать и написать правила поведения в классе (for example: listen to others ), их обязанности (for example: clean up the space after the class is over ), поставить цели, которые они бы хотели достичь (by the end of this term I will… ). Затем попросите их презентовать свои работы, после чего выделите для каждой работы свое почетное место в классе.

В конце урока обязательно поблагодарите ваших студентов за активность, похвалите их, спросите, есть ли у них вопросы и т.д. Не забудьте похвалить и наградить себя за прекрасно проведенный первый урок — вы заслужили! И после такого отличного начала я уверена, что и весь учебный год пройдет не менее успешно!

Первый классный час в 5 классе

«Давайте познакомимся»

Кл.рук.: Дорогие ребята, уважаемые родители. Сегодня вся наша страна отмечает важный день. Скажите, пожалуйста, какой?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Поздравляю вас с началом нового учебного года. Для вас – это необычный день. Как вы думаете почему?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Сегодня вы впервые переступаете порог средней школы, становитесь учениками 5 кл. Пятый класс – это первая ступенька средней школы, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками. Подсчитайте, сколько ступенек вам необходимо пройти. А теперь разрешите представиться: я ваш классный руководитель – Лутфуллина Регина Зайтуляковна. Впереди у нас долгие годы совместной работы, много интересных, но в то же время трудных дел, задач, которые мы вместе преодолеем, решим. 5 класс принесёт много необычного в вашу жизнь. Что именно, как вы думаете?

(ученики отвечают)

Кл.рук.: Конечно, и новые предметы, и новые учителя, и новые знакомства, возможно, новые друзья, но и новые проблемы, новые задачи. Но мы будем всё делать вместе, сообща, помогая друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы в нашем классе было хорошо всем, как в одной большой дружной семье. Я надеюсь, что наш 5д класс будет прежде всего здоровым, дружным, сплочённым. Главное – сберечь наш с вами классный коллектив. Я хотела бы, чтобы каждый из вас понял, что он не один, что рядом друзья, одноклассники, учителя, родители, и все они всегда готовы прийти на помощь. Класс, в котором вы находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, классные мероприятия. На несколько лет классная комната станет для вас вашим школьным домом. Впереди у нас много интересных дел, мы с вами отправимся в мир знаний, на основе полученных в начальной школе знаний, вы постепенно будете получать новые. Но для начала нам необходимо с вами поближе познакомиться. И я предлагаю сыграть в одну игру «Моё имя». Послушайте внимательно условие игры. Каждый участник, начиная с меня, должен встать, громко назвать своё имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает ваши положительные качества. Прилагательное должно начинаться с первой буквы вашего имени. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

(Игра «Моё имя)

Кл.рук.: А ещё сегодня очень важное событие – день рождения 5Д класса. Я схематично изобразила этого незнакомца по имени 5Д. Мы ещё ничего о нём не знаем. Помогите, ребята, разузнать что-нибудь о нём. Какие у него рост, вес, физ.форма? Чем увлекается наш 5Д. Какая у него дисциплина? Как он относится к учёбе? Какой у него характер? Ну и, наконец, какое у него лицо? Всё это мы будем выяснять и записывать рядом с портретом. А помогать будет в этом каждый из вас.

Первый вопрос, самый лёгкий – это рост 5Б. Какой рост у нашего класса? Высокий, средний, низкий?

(Дети хором отвечают)

Кл.рук.: Теперь вес – нормальный, недостаточный или излишний?

Дети: нормальный

Кл.рук.: Физическое развитие или физ.форма. А чтобы это узнать, нам необходимо выяснить, занимается ли 5Д спортом? Если да, то какими видами?

(Дети называют виды спорта, которым они занимаются)

Кл.рук.: Молодцы!!! Ну, что ж, что мы должны записать о физической форме? какая она?

Дети: отличная.

Кл.рук.: Хорошо. А вот следующий вопрос – увлечения нашего 5Д? Расскажите о своих увлечениях.

(Дети по очереди рассказывают о своих увлечениях)

Кл.рук.: Молодцы. Каких только увлечений нет у нашего 5Д. Ну, он просто молодчина! Так, что мы запишем в эту графу? Какие увлечения?

Дети: разносторонние.

Кл.рук.: А как же у нашего 5Д с дисциплиной – то? Это тоже немаловажный вопрос. А что такое вообще дисциплина?

Дети: культура поведения, поведение вообще.

Кл.рук.: И что же с дисциплиной: хорошая она или плохая?

Дети: хорошая.

Кл.рук.: А вот этот пункт мы не будем торопиться записывать, потому что мы не знаем пока ничего о поведении, дисциплине 5Д. А потому оставим графу пустой. Запишем чуть позже. Далее, что касается учёбы 5Д. Здесь что вы можете сказать? Какая у него учёба? Что мы должны написать? А можем ли мы сейчас сюда что-нибудь приписать? Почему, ребята, как вы думаете?

Дети: 1.потому что 5Д ещё не показал себя в учёбе. 2.у него ещё не было ни одного урока. 3.пока не знаем, какие уроки будут в 5кл.

Кл.рук.: А как вы думаете, когда нам будет это известно?

Дети: в конце 1 четверти.

Кл.рук.: Осталось самое простое – записать качества или характер нашего 5Д. Какой он?

Дети: добрый, весёлый, дружный, послушный, активный, надёжный, умный, сильный, смелый, справедливый.

Кл.рук.: А вот чтобы закончить портрет нашего 5Д, нам чего-то не хватает, посмотрите внимательно.

Дети: лица

Кл.рук.: Нам необходимо выбрать выражение лица 5Д. (показывает рожицы)

Вот и получился портрет 5Д класс. Спасибо, что помогли составить портрет. Теперь мы повесим на видное место и будем внимательно наблюдать, как наш 5Д растёт, становится умнее, сильнее, лучше. Но он будет не просто расти, а путешествовать по Планете знаний. А из чего состоит эта Планета знаний, как вы думаете?

Дети: из различных предметов, дисциплин или уроков.

Кл.рук.: А какие же это дисциплины, мы узнаем вместе. Я начинаю зачитывать загадки, а вам необходимо будет их продолжить:

1.Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать ……..(математика)

2.Грамотным будет любой ученик,

Если он знает………(русский язык)

3.Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык…….(иностранный)

4.Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках……….(литературы)

5.Укрепит мускулатуру всем детишкам……..(физкультура)

6.Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки …………(музыкальные)

7.Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит…………(изобразительное искусство)

8.Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно…….(трудовое обучении)

9.Далёкое прошлое, древние территории –

Это изучает наука……….(история)

10.Знать и любить природу научит……..(природоведение)

11.В мир компьютерной грамматики

Нас ведут уроки………(информатики)

Кл.рук.: Ой, как много разных сложных предметов и наук! А зачем их нужно изучать нашему 5Д?

Дети: чтобы получить знания, а на основе знаний получить любимую профессию, чтобы потом принести пользу своему родному городу или родной стране; чтобы развивать в себе способности и таланты; чтобы быть разумным; чтобы все свои знания передать следующему поколению и т.д.

Кл.рук.: Возвращаемся к нашему 5Д. Я думаю, вы не забыли, что у нашего 5Д сегодня день рождения. А какое же день рождения без поздравлений! Давайте сочиним нашему 5Д поздравление с пожеланиями в пару слов.

(Ученики пишут поздравление, а затем зачитывают по желанию).

Кл.рук.: Запомните все пожелания!!! Спасибо большое! Молодцы! Итак, ребята, наш классный час, посвящённый Дню знаний, нашему знакомству, дню рождения 5Д класса, закончен. Что вам сегодня особенно запомнилось?

Дети: Как мы составляли портрет нашего класса.

Как мы отгадывали названия школьных предметов.

Как мы писали поздравления нашему классу.

Виктория – веселая

Всевалод – властный

Мария – милая

Анастасия –

Андрей – активный

Кирилл – красивый

Екатерина –

Мадина – маленькая

Олег – отзывчивый

Вячеслав –

Дмитрий – добрый

Кирилл –

Анастасия –

Андрей –

Алексей –

Динара –

Владимир –

Кирилл –

Снежана –

Виктория –

Кристина –

Ситуация знакомства учителя русского языка с новым классом в начале учебного года достаточно частотна. Представим себе такую конкретную ситуацию: учитель получает новый класс, допустим, четвертый. Накануне нового учебного года он узнает, кто вел этот класс, знакомится с учителем, получает от него информацию об учащихся в целом, о некоторых ребятах в частности. В школе известно, что учительница держала ребят «в руках», но на уроках других учителей (когда ее замещали по болезни, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, физкультуры) дети вели себя шумно. Итак, первый урок русского языка в начале учебного года. Нужно представиться и познакомиться с классом – это основная задача начального этапа урока. Конечно, «как начинать разговор – надо каждый раз решать самому, в зависимости от многих обстоятельств, которые иногда приходится взвешивать и оценивать за считан-

ные секунды,– пишет Д. Б. Кабалевский.– Я всегда кажусь себе в эти секунды шахматистом, который оказался в цейтноте, еще не успев начать партию» 1 . И для того чтобы суметь сориентироваться и достойно сыграть партию, необходимо серьезно готовиться к этим первым минутам общения с классом – от них многое зависит. Прежде всего учитываем психологию восприятия нового учителя: «В первый раз неизбежно предстать перед своими слушателями {в нашем случае – учениками четвертого класса) как неизвестный им человек, которого они сперва обязательно будут внимательно разглядывать, изучать его рост, прическу, одежду, всю фигуру, будут прислушиваться не столько к тому, что он им говорит, сколько к тому, как звучит его голос, какова его манера разговаривать. Следовательно, надо продумать свой костюм, прическу и главное – что и как сказать детям» 2 .

Анализ показывает, что рассматриваемый момент общения может включать в разной последовательности и в разных сочетаниях различные смысловые компоненты.

Рассмотрим их.

Приветствие. Например: «Здравствуйте, ребята!», «Добрый день, ребята!», «Здравствуйте, дорогие четвероклассники (мальчики и девочки)!»

С особой осторожностью следует молодому учителю употреблять обращение дети, так как четвероклассники не считают себя детьми, что вполне понятно: они проучились уже три года в школе.

Представление. Например:

«Меня зовут... Я буду преподавать у вас русский язык и литературу»; «Давайте познакомимся: меня зовут... Я буду учить вас русскому языку и литературе.

А сейчас откройте ваши дневники и запишите мою фамилию, имя, отчество (я записываю на доске). Я только в этом году закончила МГПИ им. В. И. Ленина, но я надеюсь, что вы меня не подведете...»

Поздравление с новым учебным годом н пожел ания.

Если поздравление и пожелания будут выражены стандартно (например: «Поздравляю (разрешите поздравить) вас с новым учебным годом! Желаю успехов в учебе»), можно совсем отказаться от этих компонентов высказываний. Лучше найти свои слова, попытаться заговорить с детьми уже здесь своим языком, например: «Поздравляю вас: вот и стали вы на год взрослей и начинаете учиться в средних классах школы»; «Поздравляю вас с переходом на следующую ступеньку обу-

1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977, с. 37.

чения, где учить вас будет не один, а много учителей и где вы узнаете много нового и интересного...»

Знакомство с классом. Например;

«Мне очень хочется побыстрей вас узнать. Я думаю, что через неделю я всех вас буду знать по фамилии. А пока у меня к вам просьба: напишите о том событии, которое произошло с вами этим летом или о каком-нибудь случае, который вам запомнился...»

«Познакомлюсь я с вами в процессе работы и уже сегодня на уроке, когда вы будете отвечать на мои вопросы...»

«Я уже немного знаю вас, так как говорила с вашей учительницей. Она мне сказала, что очень любит ваш класс, потому что вы веселые ребята и вместе с тем умеете работать».

«Есть ли среди вас ребята, которые первый раз пришли в этот класс? Как тебя зовут? Мы с Сережей пока в одинаковом положении: еще никого не знаем. Я не буду читать фамилии по списку. Когда вы будете отвечать, называйте себя, а я постараюсь запомнить».

Призывы, требования. Их тон, характер сугубо индивидуальны. Например:

«У меня такая особенность, ребята. Первое – не могу работать в шуме. Второе – не люблю делать замечаний, особенно дважды. Третье – люблю ставить «пятерки», но, конечно, заслуженные».

«Русский язык – интересный предмет, но и трудный. Поэтому, чем внимательнее вы будете меня слушать, чем больше мы будем выполнять практических заданий, тем легче вам будет готовиться к урокам дома. На уроке вам нужны будут учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Проверьте, все ли у вас сегодня есть?»

«Мне бы очень хотелось, чтобы на уроки русского языка и литературы мы с вами приходили в приподнятом настроении, бодрые, хорошо подготовленные, чтобы занятия наши были нам в радость».

Характеристика и задачи предмета. В данном случае также важно не употреблять общих фраз, говорить просто, но заинтересованно.

«До этого вы учились чтению и письму, и всем понятно, зачем. А зачем специально изучать язык, на котором все мы умеем говорить и даже писать? Как вы думаете?»

«Чему мы будем учиться на уроках русского языка и литературы? (Пауза.) Прежде всего – думать. А как мы выражаем свои мысли? С помощью языка, с помощью устной и письменной речн. Родной язык вы слышите с детства. Значит ли это, что вы научились владеть им в совершенстве? Недавно я ус-

лышала: «Эй, положь ручку на место!» (Как бы мимоходом.) Я думаю, объяснять не надо, что тот, кто так сказал, не владеет нормами литературного языка и не очень вежлив. А вот другие слова – на русском языке (читаю: «У лукоморья дуб зеленый...»). Конечно, это не значит, что к концу десятого класса мы с вами заговорим стихами (хотя, может быть, кто-то из вас станет поэтом), но научиться чувствовать красоту родного языка мы можем. Послушайте, как хорошо о богатстве родного языка сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Нет ничего в окружающей нас жизни, в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.» И т. д.» (читаю наизусть).

Урок знакомства учителя с классом

Создать благоприятную обстановку для адаптации учащихся.

Формировать представления о календаре, календарных праздниках и связанных с ними традициях;

Воспитывать умение работать в команде;

Формировать представление о правилах поведения в классе и школе;

Ожидаемый результат:

Дети максимально возможно перезнакомились друг с другом, с классом;

Снижение уровня тревожности;

Ход урока:

Вступление. Что такое новоселье?

Сегодня мы первый раз встречаемся с вами в этом классе. Для вас сегодня очень важный день. Пожалуй, один из самых важных в жизни вы поступили в школу, вы становитесь учениками.

Кого можно назвать учеником?

Что значит «хороший ученик»? Какими вы будете учениками, мы узнаем позже, но сегодня не об этом. Почти каждый день мы с вами будем встречаться в этом классе. Здесь вы будете учиться, знакомиться с интересными людьми, отдыхать, играть, узнавать что-то новое и интересное.

Для вас это класс будет вторым домом. Так что можно сказать, что у нас сегодня новоселье.

Что значит «новоселье»?

Как отмечают этот праздник?

Вы, оказывается, очень много знаете об этом празднике! Ну что ж, давайте праздновать новоселье.

2. Основная часть.

Знакомство друг с другом

Первое, что необходимо сделать - это познакомиться. Меня зовут…, а вот как вас зовут, мы сейчас узнаем.

Встаньте в круг. Я буду называть ваши имена, угадывать. Если названо ваше имя - подпрыгиваете и кричите: «Я здесь!»

Очень много разных и красивых имен у нас в классе. Чтобы нам было легче их запомнить, они напечатаны на этих карточках.

2. Знакомство с классом:

У каждого праздника есть свои традиции, особенности. Например, в день рождения зажигают столько свечей на торте, сколько лет имениннику; в Новый год - наряжают елку; на Пасху - пекут куличи и красят яйца, а вот у новоселья свои традиции.

Прежде чем зайти в дом, в него запускают кого? Почему? Зачем?

На самом деле это традиция пришла к нам из далекого прошлого. Считалось, что если дом нежилой, т. е. пустует, то в нем поселяются злые духи. И если их не выгнать, то они будут мешать жить хозяевам. А кошка у наших предков была священным животным, которого эти духи очень боялись. Поэтому, прежде чем войти в дом, в него обязательно запускали кошку.

Где же мы возьмем кошку?

Раскрасим!

Раскрасьте кошку.

Замечательные кошки получились. Наверно если у нас в классе и были злые духи, то они все уже разбежались. И теперь мы все будем отлично учиться.

3.. «Календарь и календарные праздники».

Кроме новоселья есть много других праздников, которые мы отмечаем каждый год в определенные дни.

Но как узнать нужный день? Не забыть, не пропустить праздник?

Для этого есть календарь-

Дни идут, минуты тают,

Быстро время пролетает

Год какой сейчас идёт -

Календарь ответ даёт

Что за месяц на дворе -

Смотрим мы в календаре.

И у нас в классе мы будем праздновать ваши дни рождения. Давайте отметим их на нашем календаре. Закрасьте то время года, когда вы родились. В эти дни мы обязательно не забудем поздравить наших одноклассников. И вообще, я надеюсь, что все мы будем жить дружно, не будем ссориться, не будем жить «как кошка с собакой».

Что означает это выражение?

Дети встают в круг. Одному ребенку дается в руки кошка, а ребенку, находящемуся на расстоянии «трех-четырех детей», дается собака. Собака «по рукам» догоняет кошку (под музыку). А затем - наоборот (без музыки).

Ну вот, оказывается, даже кошка с собакой могут играть дружно и не ссорится.

А еще в нашем доме будут правила:

Итак, первым правилом наших уроков с этого момента будет такое: «Говорит один, другие слушают». Второе правило: «Имей терпение. Не перебивай того, кто говорит». И третье правило: «Учитель слышит и видит тех, кто умеет правильно поднимать руку», если ему есть что сказать, спросить или о чем-то попросить.

Испытание №1 «Я знаю буквы….» Перед вами лежат цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист. Вот на нём-то вы и будете сейчас работать. Напишите на нём цифры, буквы, а, может быть, даже слова, которые вы знаете, или нарисуйте то, что умеете. Выполнять это задание вы будете, пока звучит красивая музыка. Но как только музыка замолкает, вы сразу же прекращаете свою работу. Задание понятно? (Звучит музыка.) Учитель проходит и подписывает работы детей.

Испытание №2 - «Эрудит» - Кто такой эрудит? (тот, кто почти всё знает) - Проверим, можно ли вас назвать эрудитами.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. Готовы?

Как называется наша страна?

Столица?

Как называется наш город?

Как зовут нашего президента?

Какие цвета есть на флаге России?

Испытание №3. «Дошкольник» - Кто может прочитать? Разве мы сейчас дошкольники? Нет, а кто? (Школьники.) - Как же дошкольника превратить в школьника? Может быть, кто-нибудь догадался? (Убрать буквы д, о). Молодцы! Теперь мы (хором) ШКОЛЬНИКИ!

4. Выдача учебников. – Ну и поскольку вы превратились теперь из дошкольников в настоящих учеников 1 класса, то школа приготовила для вас учебники, по которым вы будете учиться целый год.

– Ну, а кто догадался, что с ними надо сделать дома? (Вымытыми руками можно их посмотреть, полистать, обернуть, подписать, вложить закладку). Учитель говорит и показывает на своих учебниках. – Ведь по ним ещё после вас будут учиться другие первоклассники.

Вот и подошёл к концу наш первый урок. Познакомьтесь ещё с одним вашим другом – школьным звонком. Звонок будет звать вас на урок, а когда он кончится, снова зазвонит –динь – динь! Это значит, кончился урок, начинается перемена.

В начале учебного года многие учителя встретят своих новых учеников, и не только в школах, но и на различных образовательных курсах и в кружках. Детей в классе много, нужно со всеми познакомиться, в свой первый урок предстать в наилучшем свете. Сделать это не так сложно, если подойти к вопросу творчески.

Инструкция

Можно использовать вполне простой и традиционный способ: представьтесь ученикам, обязательно напишите на доске свои имя, фамилию и отчество. Затем дружелюбно расскажите о своем предмете, о том, что вы будете проходить с ними в этом году и какие материалы помимо учебников и тетрадей понадобятся ученикам. На первом уроке ни в коем случае нельзя запугивать учеников слишком строгими правилами или выставлять свой предмет в лучшем свете, чем предметы коллег. Если ребят в классе много и запомнить имена пока не получится, в начале урока выдайте каждому по карточке, попросите крупно и разборчиво написать свое имя на ней и поставить перед собой на парту.

Используйте анкету для знакомства. После основного представления можно раздать распечатанные анкеты, чтобы ученики вписали туда свои имя и фамилию, данные о родителях, увлечениях, домашнем адресе. Этот способ особенно подходит для нового классного руководителя и для учеников средней школы. Способ знакомства довольно формальный, но зато у вас на руках сразу же окажется вся информация о подопечных.

Рассказ о себе. Учитель сам может начать рассказывать о себе классу, о своих увлечениях, хобби, семье. Затем очередь переходит к ученикам. Ваша откровенность вызовет и их искренность. Для того чтобы ученики не терялись, на доску выписываются основные вопросы: «Как тебя зовут», «Какие предметы нравятся в школе и почему», «Кроме учебы я занимаюсь…» Можно провести подготовленный классный час о себе или своих хобби, на который ученики и учитель приносят интересные фотографии из своей жизни и делятся своими увлечениями.

Вы можете предложить своим ученикам самостоятельно рассказать историю об учителе, даже если дети впервые видят вас перед собой. Для этого выпишите на доску слова, которые связаны с вами, например: «Дети», «Русский язык», «Самара», «Собака», «Книги». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что ваш предмет – русский язык, вы любите детей, родом вы из Самары, у вас есть собака, а вечерами вы читаете книги. Необычная форма представления сделает урок интереснее, теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.

Номинации. Для учеников 1-7 классов можно устроить небольшую игру, в которой они сами расскажут о себе, да еще и повеселятся. На доске выписывается несколько номинаций: «Самый умный», «Самый воспитанный», «Самый заботливый», «Самый большой непоседа», «Самый красивый» и т.д. Вариантов номинаций масса, чем более забавными они будут, тем веселее пройдет игра. Затем каждому ученику ребята присваивают свою номинацию. Нужно избегать обидных для детей номинаций, чтобы ваш первый урок в классе не воспринимался никем как нечто неприятное.

Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Особенно она подходит для 1-5 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «У кого есть братик?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.

Еще одна игра для быстрого знакомства с классом называется «Снежный ком», она хорошо подходит для классов, где ребята еще пока незнакомы друг с другом. Ее отлично проводят в том числе и на английском языке, в различных кружках и студиях. Первый ученик должен назвать свое имя и сказать еще какое-то свое качество или увлечение, например, «Петя, я люблю играть в футбол». Второй ученик повторяет, указывая на первого: «Петя, любит играть в футбол», а затем называет свое имя и увлечение. Третий повторяет имена и хобби двоих учеников и называет свои. Игра проходит весело, к последнему ученику знакомится уже весь класс и выучивает имена друг друга.