Ключевые понятия группы встреч. Группа встреч

Основные понятия теории групп встреч

Определение группы встреч Шутцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического "Я ", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и теперь ".

Самораскрытие

Открытость и честность достигаются через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группы встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другим и таким образом дают им возможность установить близкие отношения между собой. Участники поощряются внимательно относиться к своим чувствам и быть открытыми опыту в любой момент времени. Раскрытие личности по принципу "здесь и теперь " отличается от раскрытия участниками прошлого опыта, не связанного с групповым процессом. Например, в рассказе о том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата, который вызывал у вас чувства страха и боязни, было бы не совсем подходящим простое описание взаимоотношений с вашим братом без их соотнесения с ситуацией в группе по принципу "здесь и теперь ".

В том, что для установления более близких отношений с другими нам нужен групповой опыт, заключена некоторая ирония. Но в обществе сокрытие своих истинных чувств, глубоких сомнений и желаний является более приемлемым, поскольку самораскрытие делает нас уязвимыми и слабыми. Люди, готовые раскрыть другим свой внутренний мир, могут быть оценены либо как требующие жалости и сочувствия, либо как эксгибиционисты, чьи стандарты поведения не соответствуют общепринятым нормам. Сидней Джурард (Jourard, 1964) подчеркивал, что раскрытие своего "Я " другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть самих себя от других людей, мы тем самым предпринимаем активные усилия для построения ложного внешнего "Я ". Хотя в такой социальной среде, как школа или работа, играть роли становится необходимым, те люди, которые переоценивают значимость ролевого поведения, могут почувствовать себя одинокими, отдаленными от других и отстраненными и отчужденными от самих себя. Одной из причин поощрения консультантом или психотерапевтом процесса самораскрытия является возможность полностью открыть свою душу симпатизирующему слушателю, что может оказать терапевтическое воздействие независимо от реакции или обратной связи слушателя.

Иногда сокрытие реальных мыслей и чувств от других приносит определенную пользу и удовлетворение Мы можем избежать рассказа о любых неприятных фактах своего прошлого, но это лишит нас близости в отношениях с другими людьми. Таким образом, избегая самораскрытия, мы создаем у других впечатление о своем благополучии и успехе, но ценой этому становится невозможность построения значимых отношений с окружающими. Существуют также основания для предположения о том, что подавление или вытеснение значимого внутреннего опыта приводит ко многим психосоматическим расстройствам, таким, например, как язва, гипертония, астма и мигрень. Моурер (Mowrer, 1964) установил, что многие психологические симптомы такие, как тики, чрезмерное употребление воды или пищи, различные страхи, усиливающаяся головная боль или боль в области живота, могут представлять собой попытки избежать тех неприятных ощущений, которые вызываются рассказом о своих неблаговидных поступках. Согласно Моуреру, одиночество, чувство вины и депрессия всегда сопровождают сокрытие правды о самом себе, и сила католической исповеди заключается в облегчении процесса самораскрытия (Mowrer, 1970). "Грешник " может освободиться от чувства вины за реальное или воображаемое преступление при помощи самораскрытия. Моурер прямо перенес прием исповеди на занятия своих групп встреч. В его "интегрирующих группах " участники поощряются к открытию своих поступков, что приводит к повышению ответственности при решении проблем.

Различными путями группы встреч как бы дают разрешение на раскрытие самих себя не перед профессионалами священниками, врачами, советниками и терапевтами, к которым мы обращаемся в стрессовых ситуациях, а перед партнерами по группе (Egan, 1970). Надо сказать, что беспорядочное самораскрытие в группе также неприемлемо. Хотя многие участники впервые узнают именно в группе о том, что они обычно более отчуждены от своих друзей и знакомых, чем это требуется условиями социальной среды, "любительское " самораскрытие может ошеломить других и представить человека неразборчивым в своих знакомствах. Лафт (Luft, 1970) предположил, что самораскрытие становится приемлемым, когда оно является функцией имеющихся взаимоотношений; когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия; когда тема самораскрытия связана с тем, что происходит между людьми; когда оно происходит постепенно, а не лавинообразно и когда человек способен почувствовать. какое влияние самораскрытие производит на слушателя.

Возможно, что экзистенциальное понятие аутентичности наиболее близко понятию об открытых и честных отношениях, необходимых для успешного проведения групп встреч. Аутентичность можно представить как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Согласно Мадди (Maddi, 1967, р. 315), отчужденная личность не имеет четкого ощущения своей самоидентичности и считает себя не кем иным, как "актером, играющим социальные роли, и существом, имеющим биологические потребности ". Таким образом, индивидуум может удовлетворить биологические потребности и создать приемлемый и приятный образ "Я " без осознания своих более глубоких психологических потребностей. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам, открыто высказывая свои мысли и выражая чувства в группе. Говоря кратко, эти люди "подлинны " (Carkhuff & Berenson, 1977).

Конечно, рискнуть стать "подлинной " и аутентичной личностью можно только в безопасном для личности окружении, вызывающем доверие. Согласно Роджерсу (Rogers, 1970), раскрытие чувств, возникающих в отношении других членов группы, возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса: ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; сопротивление раскрытию личности и выражению эмоций; описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств; открытое выражение негативных чувств для проверки групповой сплоченности и первые попытки исследования личностно значимых тем. Для того чтобы члены группы смогли начать анализировать прежде неосознаваемые и почти незнакомые им чувства, они должны быть уверены в их безусловном положительном принятии со стороны остальных членов группы. Осознание самого себя

Вторым признаком определения понятия группы встреч Шутцем является осознание самого себя. Выражая личностно значимые мысли и чувства и получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны. Члены группы лучше осознают те паттерны поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как они воздействуют на окружающих и как окружающие воздействуют на них самих. Участник может, например, начать анализировать свои неудачные взаимоотношения с людьми противоположного пола. Рост осознания себя сопровождается тем, что члены группы становятся более приятными для самих себя и более склонными к изменениям в личных установках и поведении, приближающим к идеалу "Я ".

Одним из способов, при помощи которого группы встреч поощряют в участниках рост осознания себя, является конфронтация, заставляющая членов группы подвергать рефлексии, внимательно анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Обычно конфронтация выявляет противоречие между тем, как члены группы воспринимают сами себя и как их воспринимают другие члены группы. В идеале конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить свой протест и возражения собеседнику или вызвать у него враждебные чувства по отношению к окружающим. Нет смысла вступать с кемто в конфронтацию, если вы хотите только заинтересовать этого человека самим собой (Egan, 1975). Конфронтация между членами группы должна выражать участие и заинтересованность друг в друге для того, чтобы помочь членам группы исследовать собственное поведение. По мере развития группового общения конфронтация стимулирует изучение самого себя и способствует изменениям своего поведения.

Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затрагивать желания и "болевые точки " того человека, с кем эта конфронтация возникает. Конфронтация по некоторым проблемам, например сексуальности, должна быть очень деликатной. Однако есть группы встреч, в которых конфронтация намеренно проводится грубо и с большой резкостью.

Одним из примеров подобных групп встреч на Западном побережье являются сайнанонгруппы. Общие принципы этого группового опыта были разработаны в 1958 г. Чарлзом Дедериком, бывшим алкоголиком, который заинтересовался возможностью создания работающей методики для лечения пациентов, испытывавших пристрастие к наркотикам. Дедерик организовал общество взаимопомощи в г. СантаМонике, штат Калифорния. члены которого должны были жить в Сайнаноне и принимать участие в одной, посильной для себя, программе лечения. Правила проживания были довольно жесткими и включали в себя выполнение домашней работы, посещение небольших групп, в которых не было лидера, полный отказ от употребления всех наркотических веществ, включая алкоголь. Хотя состав этих групп, названных сайнанонгруппами, менялся по мере прихода новых членов и ухода старых, каждый из членов группы находился в центре внимания на протяжении довольно длительного времени. Суть обучения в этих группах заключалась в сильной конфронтации с данным членом группы, чтобы при помощи оправдания, рационализации и игры излечить его от пристрастия к наркотикам. Прошедшие через эту процедуру пациенты обладали преимуществом перед профессионалами, поскольку они имели тот же прошлый опыт, что и другие члены группы, и могли откровенно рассказать о своих прошлых ощущениях и переживаниях.

Постороннему наблюдателю может показаться, что при общении в форме конфронтации члены сайнанонгруппы подвергаются необоснованным и оскорбительным упрекам. Однако для опытного участника использование подобных безжалостных процедур представляет собой единственный способ преодоления эмоциональных блокировок и изменения своего жизненного стиля, который имеет саморазрушающий характер. Наркоманы постепенно осознают, что члены сайнанонгруппы не сочувствуют им в их зависимости от наркотиков, так как признают за ними потенциальные возможности для усвоения положительных, альтернативных способов действия по преодолению тревожных и стрессовых ситуаций, в корне отличающихся от употребления алкоголя или наркотиков. Можно также отметить, что сайнанонгруппы ориентированы не только на контингент наркоманов (Casriel, 1963), метод вербальной и физической конфронтации используется и в других видах групп встреч. Важным аспектом осознания самого себя, который Шутц включил в свое определение группы встреч, является осознание своего физического "Я ". Многие руководители групп встреч достигают определенного соотношения между словесными и физическими упражнениями. Осознание своего физического "Я " и использование физических параметров в терапии основываются на предположении о том, что первичные чувства и переживания индивидуума кодируются и выражаются языком тела задолго до того, как формируются вербальные умения и способы выражения чувств. Те ощущения, которые сопровождают чувства напряженности или разрядки, счастья или гнева, довольно примитивны и носят базальный характер. Члены группы, которые чувствуют, что оказались "в западне ", могут лучше понять себя, выражая свой внутренний конфликт в виде физических действий (буквально отталкивая тех людей, которые их держат), чем при словесном описании, объяснении, поиске рациональных оснований своего эмоционального состояния "нахождения в западне ". Я не утверждаю, что словесное описание эмоционального катарсиса является бесполезным, но считаю, что физические упражнения и методики могут быть более продуктивны для катарсиса. Упор на осознание своего физического "Я " связан с разочарованием Шутца в традиционной "разговорной " терапии как основе для прочных изменений личности.

Ответственность

Третьим признаком определения понятия группы встреч Шутцем является ответственность. Виды групповой терапии, разрабатывающие практику воздействия на принципах гуманистической психологии, в целом основываются на уважении к клиентам, на оценке их как способных к изменению и активному участию в самом процессе осуществления этих изменений. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в реальной жизни. Шутц описывает основной закон группы встреч, заключающийся в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группе. Он настаивает на том, что группа будет не защищать своих членов, а будет поощрять их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений. С точки зрения Шутца, ограничительное поведение, порождающее симптомы, есть само по себе доказательство отсутствия ответственности за свою жизнь.

Большинство лидеров групп встреч занимают менее радикальную позицию по проблема ответственности. Все соглашаются с тем, что любая терапевтическая система должна помочь клиентам расширить возможности выбора паттернов поведения, которые могут оказаться полезными в их реальной жизни. По мере того как руководители ведут членов групп по пути развития чувства ответственности, они отказываются "охранять " их от тревоги, поскольку та является необходимым условием для расширения самосознания. Однако руководители могут установить некоторые ограничения на те паттерны поведения, которые отвергаются группой, например, могут быть запрещены физические действия.

Подчеркивая необходимость ответственности клиента, нельзя полностью отрицать ответственность руководителя группы за терапевтический процесс. Хельмут Кайзер (Kaiser, 1955), воспитанный в русле психоаналитической терапии и находившийся в авангарде движения за экзистенциальную терапию, заметил, что, как только клиент начинает расцениваться как "курабельный ", терапевт принимает ответственность за развитие у него чувства ответственности. Иными словами, как только терапевт решает, что данный человек может участвовать в групповом процессе, он (терапевт) сам начинает нести ответственность за результат терапии. Руководители групп, которые отказываются принимать на себя ответственность за происходящее в группе и подчеркивают наличие у клиента сопротивления групповому процессу, тем самым отрицают свою роль в групповом взаимодействии. Руководитель группы обычно является наиболее привлекательным человеком, с которым хотел бы взаимодействовать конкретный член группы.

Эта ситуация наглядно показана в басне о трех мальчиках. Первый из них получил имя Терапевт, второй Сознание, а третий Клиент (Peterson, 1977) Когда ребята идут по улице. Терапевт толкает Созна ние, Сознание падает на Клиента, а Клиент падает на землю. Клиент обвиняет Терапевта, что он упал по его вине, а тот отрицает свою вину и обвиняет во всем Сознание. Мораль этой басни такова, что без ответственный терапевт это тот терапевт, который провозглашает, что любой негативный результат проистекает из неспособности клиента к личностному росту.

Внимание к чувствам

В свое определение понятия группы встреч Шутц также включил и такой признак этого понятия, как внимание к чувствам. Основной целью программы всех групп встреч является достижение более высокого уровня осознания членами группы своего аффективного потенциала. Возникающие у участников групп сильные чувства подробно описаны в таких работах, как "Please Touch " Джейн Говард (Howard, 1970) и "Turning On " Разы Густайтис (Gustaitis, 1969). Согласно Уоркентину (Warkentin, 1969), наиболее существенным недостатком многих видов терапии является отсутствие эмоциональности и неадекватное вовлечение участника в групповой процесс. Поэтому многие руководители групп встреч используют экспрессивные и ориентированные на осознание методики гештальттерапии и психодрамы для усиления значимости и интенсивности аффективных переживаний.

Прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться постоянно и всегда осознавать собственные чувства. Путем акцентирования чувств и ощущений группы встреч пытаются найти противовес тому, что многие считают чрезмерно сознательной, интеллектуализированной космологией западного технократизма. Провозглашая необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений будь то радость, печаль, страх, голод или сексуальность, группы встреч таким образом восстанавливают ценность эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений. Эта цель достигается посредством снижения интеллектуальной защищенности, которая является причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Группы встреч помогают расширить сферу осознания человеком самого себя и учат его распознавать и принимать личностный опыт других людей. Члены групп встреч часто покидают группы с сильным чувством сострадания, близости и теплого участия по отношению к другим членам группы и окружающему миру.

"Здесь и теперь " Последним признаком определения понятия группы встреч Шутцем является принцип "здесь и теперь ". Фокусировка внимания на настоящем стала законом в Тгруппах и группах тренинга сензитивности. Принцип "здесь и теперь ", контрастирует с используемыми другими группами методами и процедурами, направляющими внимание участников в основном на те события, которые произошли с ними вне групповой ситуации. Модель основной встречи Роджерса несколько отличается от модели группы встреч, ориентирующей членов группы на анализ сиюминутных чувственных переживаний. Хотя Роджерс предпочитает, чтобы члены групп выражали свои реакции по принципу "здесь и теперь ", он также разрешает им использовать опыт прошлых событий (Rogers, 1970).

Сравнение психотерапевтических групп с группами роста личности

Характеризуя признаки определения понятия группы встреч, необходимо особо остановиться на различии между психотерапией и личностным ростом. Как правило, группы встреч расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и в методах и в целях. Например, в то время как терапия всегда направлена на исправление симптоматично го для невротика или психотика поведения, встр" рассматривается как способ ускорения психол "" ческого развития и самореализации нормально ф ционирующей личности. Струпп (Strupp, 1973) утверждал, что группы встреч фундаментально прот! положны традиционной терапии по своим ценностям. расценивал акцент групп встреч на немедленный аф4 тивный опыт за счет уменьшения внимания к до

Однако границы между терапией и группами не так ясны и четки, как это может показаться первый взгляд. Многие психотерапевтические rpyi используют опыт групп встреч. К психотерапии обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода психологические затруднения. Например, отсутствие чувства радости является достаточным симптомом для обращения к психотерапевту. Поскольку подобные симптомы обязательно вызывают различные ограничения в поведении, не столь важно, как именно эти ограничения будут концептуализированы (как попытка справиться с интрапсихическими импульсами или как малоадаптивные реакции на стимулы окружающей среды). Трудно разграничить групповой опыт, позволяющий преодолеть симптомы, и групповой опыт, приводящий к раскрытию потенциала радостного и творческого отношения к жизни (Mintz, 1971).

Однако до сих пор существует множество различий между группами встреч и традиционными психотерапевтическими группами (Goldberg, 1970). Например, традиционная психотерапия довольно длительна, а группы встреч и большинство групповых форм психологического воздействия имеют тенденцию к сокращению времени проведения курса обучения, вплоть до одного дня или уикэнда. В группах встреч цели конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Традиционная групповая психотерапия предпочитает работать с материалом прошлого опыта и приводит к осознанию клиентом конституциональных ограничений и ограничений самих жизненных ситуаций. Группы встреч организованы по принципу "здесь и теперь ", который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора.

В то время как обычные виды групповой терапии направлены на помощь клиенту в адаптации к обществу, группы встреч рассматривают каждую личность как имеющую право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, то есть "актуализироваться " в большей степени, чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Понятие "самоактуализация " было разработано Абрахамом Маслоу (Maslow, 1968), который верил, что здоровые люди, удовлетворив основные потребности в безопасности, принадлежности комулибо, любви, уважении и самооценке, получают возможность развивать свои способности и реализовывать потенции. Кинофильм, в котором старая женщина учит молодого самоубийцу, как можно жить полной жизнью, прекрасно иллюстрирует значимость личностной актуализации и ее взаимосвязи с социальными реалиями.

Лидеры групп встреч выступают в качестве моделей самораскрывающихся личностей, способных к конфронтации. Это отличается от традиционной терапии, где руководитель остается, по сути, анонимным человеком, как бы "белым экраном ". Модель раскрывающегося терапевта, вероятно, впервые была дана в исследовании Карла Роджерса, в котором он показал, что наиболее успешен откровенный и настроенный эмпатически терапевт (Rogers, 1967). Роджерс утверждает, что мягкий, заботливый терапевт может создать атмосферу безусловного принятия, которая помогает клиенту реализовать свои потенции. Тенденция руководителя получить полную свободу, то есть быть самим собой в группе, принимает крайнее выражение в группах экзистенциальной терапии, так как руководитель в этих группах рассматривается как "наиболее опытный пациент " (Warkentin, 1969). Такие руководители могут подчеркивать свое переживание групповой ситуации с целью содействия и приближения аутентичного восприятия самих себя членами группы.

Наконец, традиционные терапевтические подходы ориентированы на интеллект, предпочитая иметь дело с сознанием, а не с телом. Группы встреч уделяют особое внимание физическим характеристикам, соматическим ощущениям. (Это ирония судьбы, что психиатрический тренинг, который начинал с исследования физиологии человеческого организма, постепенно становится антисоматическим и антиэротическим.)

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия "

Группы встреч ориентированы на оказание психологического содействия росту личности. Основоположник - Карл Роджерс. Его концепция "основной встречи", связанная с его работами в области клиент-центрированной психологии.

Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других. Лидер занят созданием атмосферы безопасности и доверия, поощряет выражение интимных мыслей и чувств, избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на безусловное принятие другой личности.

Другая разновидность групповых встреч связана с концепцией "открытой встречи", предложенной В.Шутцем. Центальной здесь является идея единства тела и сознания. Любое психологическое воздействие, которое игнорирует телесные ощущения, будет неполным.

Шутц выдвинул программу активных телесных упражнений. Он так определили само понятие "встреча": "встреча" - есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознанием самого себя и своего физического "я", ответственности, внимания к чувствам ориентации на принцип "здесь и сейчас".

Существует целый спектр групповых встреч, в том числе и такие, где преобладает невербальные процедуры (например танцы). Наряду с регулярно функционирующими группами существует группа марафона, которую собирают на длительный срок с небольшими перерывами (сон, отдых).

Отличие групп встреч от обычных психотерапевтических: психотерапевтические группы направлены на помощь пациенту в общественной адаптации. В группах встреч - личность рассматривается как имеющая право и возможность искать удовольствие и требовать удовлетворения желаний, т.е. в большей степени актуализироваться, чем адаптироваться к обществу.

В цекле существования группы прослеживаются определенные феномены: участники осматриваются - нежеление раскрываться - описание прошлых чувств - выражение негативных эмоций - выражение спонтанных чувств - развитие в группе психотерапевтической способности - принятие себя и начало изменений - разрушение психологической защиты (масок) - налаживание обратной связи - конфронтация - взаимопомощь вне групповой сессии - истинное общение - выражение положительных чувств и близости - поведенческие изменения в группе.

Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающийся личности, способной к конфронтации. Пытается помочь членам группы получить значимый эмоциональный опыт, стремясь к спонтанности.

Большинство приемов, демонстрируемых ведущим, способствует эмоциональной оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису. Выбор техник и управления зависит от уровня работоспособности и стадии работы.

Итог: Опыт участия в группах усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, уменьшается отчужденность, возникают положительные изменения в представлнии участника о самом себе.

4.2.1. История и развитие групп встреч

Лидерами движения групп встреч Карл Роджерс и Вильям Шютц. Первое

употребление термина «встреча» (encounter) в психотерапевтическом контексте

приписывается Якобу Морено, основателю психодрамы. Современное определение

«встречи» дано Вильямом Шютцем: «Встреча - это способ установления отношений

между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве

ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и

сосредоточенности на "здесь и теперь"». Это определение мы и будем иметь в виду

применительно к тем типам групп встреч, которые рассматриваются в данной главе.

принцип «здесь и теперь».

Одним из основоположников групп-встреч является К. Роджерс, который в 40-50-х

годах разработал основные принципы гуманистического направления в психологии. Это

направление рассматривает человека, как имеющего изначально ________________мощный позитивный

потенциал для роста, развития, самосовершенствования и творчества. Данный подход

основан на вере в конструктивное начало человеческой природы.

Принципы гуманистической психологи и клиент-центрированной терапии были

положены в основу групп встреч . Их основная идея - вера в возможность

индивидуального развития в группе, когда все члены группы выражают собственные

чувства и принимают к сведению чувства других.

О группах встреч Роджерс отзывается как об одном из величайших социальных

изобретений 60-х годов. Размышляя о неизбежной рационализации современной

культуры, которая ведет к отчуждению людей друг от друга и от самих себя, Роджерс

предсказывал, что «появятся возможности для установления такой близости между

людьми, которая будет не искусственной, а подлинной и глубокой и при этом

соответствующей современной мобильной жизни». Одним из средств для осуществления

таких перемен Роджерс считал движение групп встреч. Вкладом Роджерса в это движение

стала концепция «основной встречи».

Понятие «основной встречи» предусматривает веру в возможность

индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают

собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В группах встреч

внимание участников фокусируется на достижении высокого уровня аутентичности и

открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и

поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к

обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами. Сам Роджерс сводит к минимуму

применение в группе специальных приемов и упражнений и в своей работе ориентируется

прежде всего на безусловное положительное принятие каждого участника.

Концепция «основной встречи» полностью соответствует клиент-центрированной

терапии в индивидуальном консультировании, когда консультант внимательно и

сочувственно выслушивает клиента, но не навязывает ему своих суждений. Кроме того,

консультант поощряет клиента к реализации собственного потенциала развития, что

должно дать клиенту возможность самому сделать продуктивные выводы.

В группах встреч основное внимание участников концентрируется на достижении

высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. Все

процессы происходят на фоне атмосферы безопасности и доверительности, которую

старается создать ведущий, чтобы побудить участников к обмену своими истинными

мыслями и чувствами.

4.2.2. Основные понятия групп встреч

Предложенное Шютцем определение группы встреч включает несколько

элементов, связанных с такими понятиями, как открытость и честность, осознание самого

себя и своего физического «Я», ответственность перед собой, внимание к чувствам и

принцип «здесь и теперь». Остановимся на характеристике каждого понятия.

Самораскрытие -

времени.

Понятия открытости и честности тесно связаны с установкой групп встреч на

самораскрытие. Руководители призывают участников к самораскрытию как к способу

достижения близких взаимоотношений. Они побуждают членов группы к раскрытию

своих чувств и мыслей, особенно тех, которые касаются других участников или событий,

происходящих в группе в данный момент времени - в противовес воспоминаниям,

которые не относятся к текущим событиям в группе. Например, вполне уместно

признаться в том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата,

который запугивал и унижал вас. Но не следует вспоминать о том же старшем брате

безотносительно к текущей ситуации.

Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств,

потребностей, сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. В

то же время Сидней Джурард утверждал, что самораскрытие есть признак сильной и

здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное «Я» от других людей, мы тем самым

создаем фальшивый образ себя. Через сокрытие своих мыслей и чувств мы можем

представлять другим некий совершенный образ себя, но это затрудняет установление

значимых взаимоотношений. Без сомнения не следует раскрывать себя перед всеми

подряд. Но в группах встреч участники начинают осознавать, что их привычная

замкнутость и отчужденность превосходит меру необходимого. Самораскрытие в группе

является естественным процессом и результатом развития взаимоотношений, когда

стороны делятся проблемами взаимно и признания соответствуют текущему моменту.

Главные характеристики самораскрытия - подлинность и аутентичность .

Разумеется, на риск быть «подлинным» и аутентичным можно пойти только в

обстановке, которая внушает доверие. По Роджерсу, актуальные чувства в отношениях

между членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через

последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры,

сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный

момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью

проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно

значимым темам. Для того чтобы члены группы смогли приступить к исследованию, в

сущности, неведомых им чувств - тех, которые прежде отрицались или оставались

неосознанными, - у них должно появиться ощущение безусловного положительного

принятия со стороны других членов группы.

Самоосознание.

Вторым элементом определения встречи является самоосознание . Это - осознание

участниками группы своих подлинных мыслей и чувств, которое ведет к углубленному

ощущению своего «Я».

Самоосознание участников группы растет по мере того, как они начинают узнавать

свои сильные и слабые стороны. К членам группы приходит понимание тех паттернов их

поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также того, как они сами

влияют на других и как, в свою очередь, подвергаются чужому влиянию. Например, в

группе можно исследовать неадекватные стили поведения при общении с лицами

противоположного пола. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего «Я», к

развитию способности меняться в желаемом направлении.

Один из способов, посредством которого группы встреч способствуют достижению

высокого уровня самоосознания, является конфронтация. Конфронтация побуждает

индивида к рефлексии, к размышлениям о своем поведении, к его анализу и пересмотру.

Обычно конфронтация высвечивает противоречия между тем, как члены группы

воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. В идеале

конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить протест или дать выход

враждебным чувствам. Конфронтация с кем-либо уместна только при намерении принять

в этом человеке больше участия. Конфронтация между членами группы должна быть

выражением их заинтересованности друг в друге. Конфронтация призвана помогать

каждому из участников в исследовании собственного поведения. При правильном

применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а

не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать конфронтацию

эффективной, надо иметь четкое представление о нуждах объекта конфронтации и

степени его ранимости.

Еще один аспект самоосознания - это осознание собственного тела. Многие

руководители групп встреч стремятся к достижению равновесия между использованием

словесных и физических упражнений. Осознание своего физического (телесного) «Я» и

работа с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, согласно которой

эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах (язык тела) задолго до

того, как приобретается умение выражать их словами. Акцент на важности осознания

физического «Я» связан с его разочарованием в способности традиционных

«разговорных» форм психотерапии создать основу для долговременных изменений

личности.

Ответственность.

Третьим элементом определения встречи является ответственность. Психотерапия

гуманистического направления характеризуется уважением к клиентам, отношением к

ним как к личностям, которые способны измениться и в состоянии активно участвовать в

процессе изменения. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое

поведение в группе и в реальной жизни. Основополагающее правило работы групп встреч

заключается в том, что участники несут полную ответственность за демонстрируемое ими

поведение. Группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к

реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. По

мнению Роджерса и Шютца, аномальное и ограничительное поведение само по себе

является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь.

Внимание к чувствам.

Центральное место среди задач любой группы встреч занимает обогащение

представлений участников об эмоциональном потенциале человека. Внимание к чувствам

- это научиться отдавать себе отчет в своих чувствах и ощущениях.

Прежде чем начать действовать с полной ответственностью, необходимо научиться

отдавать себе отчет в своих чувствах. Внимательное отношение к чувствам и ощущениям

в группах встреч –это попытка найти противовес тому, что многие воспринимают как

характерное для технократической западной философии полностью рассудочное

представление о мире. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и

переживаний - будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, - группы

встреч утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных

человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала - снижение

интеллектуальной психологической защиты, препятствующей эмоциональному инсайту.

То, что происходит в группах встреч, помогает их членам углубить самоосознание и

прийти к пониманию и уважению личных переживаний других. Группы встреч развивают

способность к сопереживанию, близости, проявлению тепла не только в отношениях с

партнерами по группе, но и с миром в целом.

Здесь и теперь.

Важным условием работы Т-групп является соблюдение принципа «здесь и теперь»

Это значит, что подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти

случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям,

происходящим в группе в данный момент. Это значит, что подробное изложение случаев

из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями

и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.

Внимание к текущим переживаниям и вовлеченность в них - это топливо,

поддерживающее бурление в группе.

Принцип «здесь и теперь» предполагает обращение внимания членов группы к

своим текущим ощущениям, реакциям, чувствам. В то же время, при разработке модели

«основной встречи» Роджерс отошел от нацеленности исключительно на ощущение

«здесь и теперь». Хотя Роджерс и предпочитает, чтобы члены группы выражали свои

текущие реакции, он отнюдь не запрещает им обращаться к событиям прошлого.

4.2.3. Основные процедуры групп встреч

Установление контакта.

На ранних этапах существования группы ее члены направляют свои усилия,

прежде всего, на установление доверительных межличностных отношений, адаптацию к

групповой обстановке, уменьшение напряженности и неопределенности. Члены группы

стремятся к тому, что Шютц называет «включением», - они хотят ощущать свою

принадлежность к группе и иметь удовлетворительные отношения с другими ее членами.

При первой встрече участникам можно предложить представиться под

псевдонимами, которые говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. В другом

случае членов группы можно попросить для первого знакомства разбиться на пары или

небольшие группы и обменяться своими первыми впечатлениями. Некоторые упражнения

предусматривают поддержание молчаливого визуального контакта, другие -

ощупывание рук и лица партнера. Хотя такие приемы у большинства людей поначалу

вызывают испуг, они помогают «растопить лед», перешагнуть через условности и создать

ощущение непосредственного участия в происходящем.

Создание доверительной обстановки.

Ощущение изолированности от группы характерно для тех ее членов, которые и в

окружающими своими переживаниями. По мере того как взаимное доверие укрепляется, а

раскрытие друг перед другом становится более полным, участники начинают лучше

осознавать существующее между ними сходство, тогда как прежде они замечали только

различия. Для работы с таким параметром отношений, как взаимное доверие, существует

множество специальных приемов. Развитию общительности способствует спонтанный

обмен чувствами и впечатлениями, однако часто для этого более полезной оказывается

трансформация недоверия к другим и неприятия других в физическую активность. Одно

из обычных упражнений, выполняемых с этой целью, носит название «прорвись в круг».

Члены группы, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Участнику, испытывающему

чувство изоляции, предлагается прорваться внутрь круга. Остальным не следует

поддаваться сразу - прорывающийся участник должен понять, что ему необходимо

приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом группы.

Такой опыт обычно бывает более значимым, чем разговоры об отверженности. Точно так

же, с целью помочь участнику избавиться от чувства зависимости и ощущения слабости,

можно предложить ему вырваться из круга.

Изучение конфликтов.

Конфликты в группе нередко возникают тогда, когда участники делятся своими

чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или

доминированием. На определенной стадии группового процесса на первый план выходят

соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании подобных

конфликтов руководитель может призвать членов группы к их обсуждению, побуждая

участников высказываться честно и слушать друг друга внимательно. Конфликты можно

изучать и на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность между

членами группы, которые пререкаются до бесконечности, но избегают физических

действий, могут найти выход в рукопашной (такая мера может принести немало пользы

некоторым супружеским парам). Конечно, в подобных случаях руководитель должен

принять меры предосторожности, например, убрать из помещения все опасные предметы,

и ввести некоторые ограничения, например, установить запрет на нанесение ударов

кулаками.

Изучение сопротивления.

Иногда члены групп встреч оказывают сопротивление или упорствуют в защите

своих обычных, ограничивающих их возможности, форм поведения. В таких случаях

руководитель группы может с помощью косвенных методов исследовать это

сопротивление и в мягкой форме предложить упорствующим пойти на риск и продолжить

совместную групповую работу. Один из подобных методов заключается в следующем.

другими. После этого ему предлагают представить себе, что он все же делится секретом с

кем-либо в группе, и затем предположить, какой может быть реакция партнера. Таким

образом, человек фактически сообщает личные предположения относительно реакции на

свой секрет, а не сам секрет. Подобный эксперимент способствует установлению

обратной связи с другими членами группы, а также становится первым шагом к

достижению упорствующим участником большей открытости.

Сочувствие и поддержка.

Некоторые приемы работы в группах встреч направлены на создание атмосферы

сочувствия и поддержки, особенно на заключительных стадиях группового процесса,

когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Уровень эмоциональности в

отношениях между участниками растет, и, соответственно, все более актуальными

становятся проблемы взаимности, близости, личных склонностей. Обычно руководитель

призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга

в случаях, когда исследование новых переживаний и впечатлений приобретает

рискованный характер. Потребность дружески потрепать по плечу или ободрить словами

партнера, который, по всей видимости, испытывает душевную боль или внутренний

конфликт, в большей степени может отражать беспокойство самого помогающего, чем

действительную необходимость оказания поддержки. Однако, когда целенаправленная

конфронтация руководителя с клиентом подходит к концу, поддержка со стороны группы

может оказаться вполне уместной. Некоторым бывает очень трудно попросить о

поддержке и принять ее. Многие воспитаны так, что от комплиментов краснеют, а

проявления заботы со стороны других отвергают («Пустяки. Право же, не стоит

внимания!»). Бывает так, что группа без всяких побуждений со стороны руководителя

буквально забрасывает одного из своих членов проявлениями участия.

4.2.4. Основные тенденции и фазы развития групп встреч

Задача групп встреч - облегчить выражение чувств и мыслей участниками

группы. Оптимальным результатом группового процесса является достижение

участниками осознания и более глубокого понимания реакций других людей. Каждый

человек формирует внутренние критерии, что для него хорошо, полезно и т.д. Когда

человек осознает собственные чувства, он оказывается в состоянии понять других людей.

Он становится более уверенным в себе и начинает относиться к другому человеку как

одна независимая личность к другой. В группе необходимо создать психологический

климат, в котором постепенно возрастала бы свобода самовыражения и постепенно

редуцировались защитные механизмы. В такой обстановке возможность изменений

становится менее угрожающей для индивида.

Представим некоторые тенденции или процессы , которые проявляются в группах

встреч, и которые были описаны Роджерсом приблизительно в той последовательности, в

какой они разворачиваются в ходе развития групп.

1. Кружение на месте

Не ставятся цели, не объясняются задачи. Оговаривается то, в течение

определенного количества времени, мы проведем вместе. Участники сталкиваются с

фактом, что нет никакой системы, кроме той которую они сами создадут.

Начало: «хождение вокруг да около», ожидание, что скажут, как вести себя, чего

ожидать. Нарастает разочарование по поводу того, что члены группы должны сами

определить как функционировать

2. Сопротивление личностному самовыражению и исследованию самого себя.

Сначала участники демонстрируют своё публичное «Я», и лишь постепенно

продвигаются в раскрытии сторон своего личного «Я». С

Существует первоначальное сопротивление личному выражению и изучению,

показывается друг другу публичное «Я».

3. Описание прошлых чувств.

Начинается выражение своих чувств, но описываются ситуации, которые имели

место в прошлом. Участники делятся прошлыми чувствами, связанными с теми кого нет в

группе. Это одна из форм первоначального сопротивления.

4. Выражение негативных чувств.

Часто выражение истинно значимых чувств «здесь и теперь» происходит чаще в

форме негативного отношения к другим членам группы «Мне неуютно с Вами, Ты

говоришь что-то не так» или к ведущему (из-за его пассивности). «Для чего Вы нас здесь

собрали», «Надо каким то образом организовывать работу группы». Негативные чувства

легче выражать, чем позитивные, так как при выражении позитивных чувств человек

открыт жесткому отвержению, менее защищен.

5. Выражение и исследование личностно значимого материала.

После выражения негативных чувств, если группа не распалась, начинает

проявляться и выражаться личнозначимый материал . Происходит раскрытие участниками

группы каких-то значимых сторон себя. Участники пережили тот факт, что в группе были

выражены негативные чувства, и ничего страшного не произошло, чувства были приняты

и усвоены. В группе начинает развиваться климат доверия. Участники идут на риск

самораскрытия и позволяют группе узнать какую-то более глубокую часть себя.

6. Выражение в группе непосредственных чувств друг к другу.

Участники начинают проявлять и выражать непосредственные чувства, т.е. те

которые они непосредственно испытывают по отношению друг к другу (и позитивные, и

негативные).

7. Развитие исцеляющей способности в группе.

Участники группы естественно и спонтанно начинают откликаться на боль и

страдания других, что помогает и облегчает переживание их чувств.

8. Принятие самого себя и начало изменений.

Участники группы учатся принимать себя такими, какие они есть реальные. «Я

чувствую, что в действительности стараюсь держать людей на расстоянии от себя или

слишком вспыльчив или категоричен и т.д. Принятие себя, своих неправильностей, ведет

к началу изменений. Это само по себе начало изменений. Чем ближе человек к

конгуэнтности, тем легче ему становиться психологически здоровой личностью. Если

человек может принять себя реальным, осознать, что он существует определенным

образом, он может рассматривать возможные альтернативы своего поведения. Если же он

будет отрицать самого себя (что само по себе энергозатратно), он не будет тратить усилий

на изменения

9. Ломка фасадов.

По мере работы в группе растет нетерпение к защитам . В группе формируется

такая атмосфера глубокого и настоящего общения, что группа начинает предъявлять

требования к тем участникам группы, кто прячется за маской, чтобы индивидуум был

самим собой, не скрывал возникающие у него чувства и снял маску обычного социального

взаимодействия.

10. Каждый получает обратную связь.

В процессе группового взаимодействия каждый участник группы получает массу

данных о том, как его воспринимают другие.

11. Конфронтация.

Иногда обратная связь принимает характер конфронтации, когда один участник

конфронтирует с другим. Это крайняя форма обратной связи, когда один участник

выражает негативные чувства к другому и говорит, что он о нем думает. Каждая волна

негативных чувств, вызывает вслед за собой выражение поддержки и позитивных чувств.

Когда группа демонстрирует возможность допустить и принять выражение негативных

чувств, не отрицая человека, который их выражает, члены группы становятся более

открытыми и доверяющими друг другу.

12. Установление отношения помощи за пределами группы.

Участники продолжают общение за пределами группы, оказывая помощь,

понимание, поддержку, заботу друг другу.

13. Глубокое общение.

Участники группы вступают в более тесный и глубокий контакт, чем это принято в

обычной жизни.

14. Выражение положительных чувств и близости.

По мере развития группы растет ощущение тепла и доверия в ней, благодаря

подлинности все выражаемых участниками чувств как положительных, так и

отрицательных.

15. Поведенческие изменения в группе.

Расширяется осознание самого себя и это выражается в поведении, которое

становится более открытое, спонтанное, более свободное. Группа поддерживает человека

сознающего новые аспекты себя. Это сознавание и принятие себя по Роджерсу - начало

последующих изменений поведения. Инсайт по поводу своего поведения,

подтвержденный другими легче удерживать.

Глоссарий

Аутентичность - соответствие между наличным, переживаемым и осознаваемым

опытом. Это состояние, когда личность ощущает свое собственное «Я» не столько как

исполнитель социальных ролей, а как спонтанно и естественно действующая личность,

которая открыто делится своими мыслями и чувствами.

Вспомогательное «Я» - партнеры ______________протогониста в психодраме.

Инсайт - озарение - изменение в структуре перцептивного поля участников.

Под ним подразумевается приобретение такого знания, которое позволяет немедленно

решить проблему или по-новому взглянуть на неё.

Катарсис - потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем

потрясение и прорыв затвердевших структур.

Клиент-центрированная терапия - разновидность индивидуального

консультирования (К. Роджерс), когда консультант внимательно и сочувственно

выслушивает клиента, но не навязывает ему своих суждений. Консультант поощряет

клиента к реализации собственного потенциала развития, что должно дать клиенту воз-

можность самому сделать продуктивные выводы.

Коммуникация - прием и передача информации, которую получатель должен

принять, понять, усвоить и поступить в соответствии с ней.

Лабилизация - это эмоциональная встряска личности, переживание

многообразия чувств, которое возникает вследствие осознания личностью неадекватности

привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.

Монолог - техника психодрамы, при которой протогонист вербализует свои

чувства и мысли для зрителей.

Нормы группы - это совокупность принятых правил поведения, регулирующих

некоторые аспекты действий участников группы.

Обратная связь - это сообщение, адресованное другому о том, как ты его

воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства

вызывает у тебя его поведение.

Общение - взаимная презентация партнерами своей субъективной реальности, в

результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

Ориентировочные основы - это правила поведения, модели поведения, которые

необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге.

Протогонист - главное действующее лицо драмы, тот человек, чья проблема,

ситуация в данный момент проигрывается в психодраме.

Психодрама ________________ - это метод, который использует инсценирование личного опыта

через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на

активизацию психических процессов участников.

Психологическое воздействие - воздействие одного индивида на психику

другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из

определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений,

отношений, установок и других психологических явлений.

Ролевые игры - метод социально-психологического тренинга, суть которого

состоит в разыгрывании ролей участниками группы.

Роль - это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает

подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную

модель поведения в данной определенной группе.

Самооценка - эмоциональное оценочное отношение к себе, которое формируется

на основе самопознания и на основе сравнения с другими людьми.

Самораскрытие - раскрытие членами группы своих мыслей и чувств, особенно

тех, которые касаются других участников группы или событий, происходящих в группе

времени.

Самосознание - осознание участниками группы своих подлинных мыслей и

чувств, которое ведет к углубленному ощущению своего «Я».

Социально-психологический тренинг - это область практической психологии,

ориентированная на использование активных методов различных видов групповой

психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного

роста.

Сплоченность - тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в

группе.

Спонтанность - адекватная реакция на новые условия или новая реакция на

старые условия.

Теле - все положительные и отрицательные эмоции, которые возникают в

психодраматической ситуации.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в случае, когда существует

какая-либо цель и возникает препятствие для достижения этой цели.

Эмпатия ________________ - понимание чувств другого человека и ответное выражение понимания

этих чувств.

Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе

результирующая процесса самосознания, включающая три структурных элемента:

когнитивный - Я-образ, аффективный - самооценка, поведенческий - проявление двух

первых в поведении.

«Я-образ» - это набор идей, представлений, установок и чувств человека о себе, о

своих взаимосвязях с другими людьми, о своем отношении к различным аспектам жизни.

Литература

Основная:

1. Атватер И. Я вас слушаю. – М.: Экономика, 1984. – 112 с.

2. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316

4. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992.

5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.

7. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 248 с.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ,

1985. – 167 с.

9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие

компетентности в общении. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.

10. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.

Л.: Изд-во ЛГУ,1989. – 55 с.

11. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М,. Кн 6,7.1995.

12. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М., 1994, кн. 1,2,3,4.

13. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. М., кн. 5. 1994.

14. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования/ Пер. с англ. Е. Рачковой. –

М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 640 с.

15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное

пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2001.–318 с.

16. Левин К. Динамическая психология: Избранные ______________труды. - М.: Смысл, 2001.-572 с.

17. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.

18. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. – М.,1994.

19. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001 – 224 с.

20. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997.

21. Ментс Морри Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: Питер, 2001.–

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. –

М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

23. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-

психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.

24. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.:

Академический проект, 2000. – 256 с.

25. Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. –

М.,1992.

26. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПБ.: Речь, Институт

тренинга, 2000. – 256 с.

27. Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001. –

28. Роджерс К. Группы встреч. – М., 1993.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

30. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с

людьми. – СПб.: Речь, 2001. – 90 с.

31. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

32. Форверг М., Альберг Т. Характеристика СПТ поведения // Психол.журнал – 1984. –

Т.5 – № 4.

33. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питерком, 1999. – 288 с.

Дополнительная:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Изд-во МГУ,1987.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М.:RTFL-book, 1994. – 314 с.

3. Гаек П., Балакарж Э. Упражнения по психотерапии. – М., 1987.

4. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 106 с.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 303 с.

6. Келли Г. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

7. Клюева Н., Свистун М. Программы социально-психологического тренинга. –

Ярославль, 1992.

8. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

9. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. – Варшава, 1986.

10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 32 с.

11. Практикум по СПТ под ред. Парыгина Б.Д. – СПб., 1990.

12. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995.

13. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. – М.:

Прогресс, 1994. – 480 с.__

Группа встреч (англ. encounter group) - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и на процессе развития навыков общения, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основные параметры межличностных взаимодействий в Г. в.: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и теперь».

Группа встреч возникла на основе групповой психотерапии и концепций основной и открытой встречи, разработанных в 1960-е гг. К. Роджерсом и У. Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции переживаний и телесных ощущений, эмоционально блокированных фрагментов личного опыта и завершении незавершенных энергетических циклов. Хотя Г. в. возникла как метод психотерапии, она используется г. о. в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников Г. в. варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами Г. в. являются т.н. группы «Диабазис», группы «марафона», группы Анонимных Алкоголиков и группы «обнажения».

В Группе встреч ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия, а тем самым свободе исследования, осознанию и выражению участниками личностно значимых фрагментов своего личного опыта (мыслей, чувств). Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры, использующиеся в др. (центрированных на лидере) методах для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех участников. Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

Акцент в работе Г. в. делается на самоисследовании участников, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов, к более непредвзятому, непосредственному восприятию, более глубокому пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций - один из внутренних ресурсов человека, его психологической культуры, эффекты которой проявляются в обращений человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

В качестве типичных эффектов Группа встреч можно указать след.:

  • расширяется сфера осознания человеком самого себя;
  • появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же внимания , сколько содержанию общения;
  • возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу;
  • более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных проблем;
  • повышается самооценка;
  • усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом;
  • изменения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Группа встреч - малая группа, которая сосредоточивается на интенсином межличностном взаимодействии. Такая группа обычно имеет своей целью снятие психологических барьеров и защит, достижение открытости, честности и готовности справляться с трудностями, возникающими при эмоцио нальном выражении. Членов группы призывают действовать по принципу "здесь и сейчас" и избегать интеллектуализации и обращения к истории жизни.

Группы встреч и их использование в психотерапии начались с движения человеческого потенциала.

предметная область термина