Конспект НОД Тема: «Звук «Ж» (в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте — тренинг по ЗКР в подготовительной группе). Конспект нод по звуковой культуре речи в подготовительной группе на зимнюю тему

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» г.Сергиев-Посад.

Конспект

Звуковая культура речи.

Подготовка к обучению грамоте

(подготовительная группа)

Подготовила и провела воспитатель высшей категории: Узикова О.А.

(13.04/2017г)

Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.

Задачи.

-Учить строить предложения.

-Совершенствовать фонематическое восприятие.

-Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.

Ход оод

Приветствие «Милый друг» Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.


Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, что такое богатство (ответы детей).

Воспитатель: - Богатство - это не только, то что можно купить, продать, это - какая - то ценность. Богатства бывают невидимыми. Например: духовное богатство, богатство речи, то есть красивая речь . Русский язык является одним из богатейших языков мира. Наша речь должна быть красивой, выразительной, а для этого мы должны с вами беседовать, читать, подбирать правильно слова, чтобы точно описать предмет или действие, ну и конечно, чтобы больше знать.

Воспитатель : Так что же такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы используем слово для того, чтобы дать предметам наименование, охарактеризовать их, описать качества. А еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.

Игра «Назови одним словом» (стр.6 Т.Г.Любимова)

Мяч, кукла, пирамидка, машинка – (игрушки)

Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка – (посуда)

Дуб, береза, ель, сосна – (деревья)

Роза, лилия, астра, тюльпан – (цветы)

Воспитатель. Слова должны быть красивыми.

Какое сейчас время года?(Весна) Давайте поиграем в игру «Укрась слово»

(Подбираем, как можно больше прилагательных. Например, весна - какая она? как можно назвать весну? (цветущая, радостная, звонкая, тёплая, долгожданная, ранняя, красивая, дружная и т.д.)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель : А что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения (воспитатель вывешивает на доску схему предложения)

Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель : Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Два

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому что в схеме нарисовано два прямоугольника.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.

Ф/минутка

Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз!

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас мы с Вами попробуем составить предложения на тему «Весна». (Воспитатель вывешивает на доску схему предложений)

Составление предложений.

(Отхлопать сколько слов в предложении)

Воспитатель : - Я хочу убедиться в том, что вы внимательны и умеете работать самостоятельно.

Где стоит (находится) звук (с) в слове ве с на? (В середине)

(У каждого ребёнка на столе домик со звуковыми окошечками, магнитик или фишка)

Воспитатель : - А теперь поиграем в игру «Я – вам, вы – мне»

Из каких частей состоит слово весна (Вес-на)

Игра «Назови звуки в слове, не пропуская и не переставляя их» (сок (с, о, к), усы, сом, бусы)

Серия «Логопедические тетрадки на звуки» («Солнечные ступеньки» стр.9)

(Перед работой в тетрадках можно провести пальчиковую гимнастику по выбору воспитателя)

«Дружные пальчики»

Воспитатель: - Кто нарисован на этих картинках? (Птицы)

- Раскрасить только тех птиц, в названиях которых есть звук (с).

В конце оод воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (стр.78 / В.В.Гербова) и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении)

Д/и «Четвертый лишний»

Открытый показ для студентов.

Программное содержание:

  • развитие речевого дыхания;
  • закрепить умение различать на слух и в произношении звуки [в] и [в’] ;
  • закрепить умение четко произносить звуки [в] и [в’] , в словах и фразе; продолжать дифференцировать изолированные звуки, по твердости-мягкости, закрепить умение находить место звуков в заданных словах; воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

Методы и приемы:

игровой - сюрпризный момент, словесный, наглядный.

Оборудование:

Раздаточный материал:

картинки на звуки [в] и [в’] , картинки деревьев, смайлики, синие и зеленые квадраты.

Демонстрационный материал:

конверт с заданиями.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. И послушайте стихотворение.

«Хорошо в лесу в апреле»

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;

На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;

Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились? Какими словами можно определить, что стихотворение о весне? «Пахнет лиственною прелью…» , чем же это пахнет, вы знаете? Это запах прелой листвы. Так вот

«Хорошо в лесу в апреле:

Пахнет лиственною прелью…»

Дети:

1. Развитие речевого дыхания.

Воспитатель: Давайте скажем все вместе, но на одном дыхании. 3 раза

Сейчас только девочки… 2 раза

Василиса, Саша, Арина.

Воспитатель: Очень хорошо.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Мы ведь однажды уже помогли ему. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. Для этого, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети: Да, готовы!

Первое задание.

2. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Послушайте рассказ про весну, в котором поселилась песенка ветра, и Лесовичок просит вас найти все эти слова. Как звучит песенка большого ветра?

Дети: В-В-В

Воспитатель: А маленького?

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Если услышите песенку маленького ветра – показываете зеленый квадрат, а большого – синий.

Читаю рассказ …

«Пришла весна»

Пришла весна. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца апрельского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнут почки на ветках. Они покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.

И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.

В весеннем лесу дышится легко и свободно. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Воспитатель: Вы меня порадовали.

Следующие задание.

3. Дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель: Посмотрите, это большое дерево, какая песенка?

Показываю картинку большого дерева

Дети: В-В-В

Воспитатель: А это маленькое дерево.

Показываю картинку маленького дерева

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Давайте споем все вместе. 3 раза

Поем песенку, то большого ветерка, то маленького.

Сейчас только девочки… 2 раза

Теперь только мальчики… 2 раза

Ваня. К, Полина, Ваня. Р… по 1 разу

Третье задание.

4. Дифференциация в словах.

Воспитатель: Посмотрите на доске 4 картинки в названии которых поселилась песенка ветра. В этом слове песенка какого ветра?

Дети: Большого

Воспитатель: Правильно. Напомните мне песенку.

Дети: В-В-В

Воспитатель: Какой фишкой обозначим, цветом?

Дети: Синей фишкой.

Воспитатель: А здесь?

Дети: Маленького

Воспитатель: Правильно. Напомните мне и эту песенку.

Дети: В’ В’ В’ зеленой фишкой

Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас вы, на своих местах вспомните слова, в которых поселилась песенка ветра большого или маленького, и по одному подойдете, произнесете ваше слово, чтобы все услышали вашу песенку, которая поселилась в вашем слове, возьмете фишку нужного вам цвета и прикрепите к нужному дереву...

Воспитатель: Замечательно. Давайте отдохнем, к нам ветерок прилетел…

Физминутка

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

И последнее задание.

5. Дифференциация во фразе.

Воспитатель: Давайте произнесем все вместе чистоговорку медленно, потом быстро.

«У Вали - ваза, у Вени – венок»

Воспитатель: Произносим все вместе медленно, потом быстро.

Воспитатель: Хорошо, произносите с разной интонацией.

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси грустно Миша, Настя, Аня Ж.
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси радостно Диана, Даша
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси удивленно Ваня Р., Ира
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси сердито Кирилл, Дима

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси задумчиво Саша, Арина, Ваня К
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси спокойно Василиса, Полина, Мариям

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, мы весну выручили. Ветер, наконец, ее отпустит и наступит долгожданная весна. А вот вам подарок от нашего Лесовичка. Что это? Да, это вертушка, будем ловить наш ветерок и большой и маленький. Спасибо…

Евгения Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).

Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников. (Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно).

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .

Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?

Дети: рычали.

Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с фигурами. Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч»).

Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.

Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: звук – у

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)

Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).

Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)

Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из букв.

Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети: Чай, чайник, часы, чашки.

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

Дети: муха, мурка.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?

Дети: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет).

У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом. (педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер).

Паша: Бабушка.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Иди, Слава.

Воспитатель: - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Ребята, вы молодцы!

Воспитатель: а кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Воспитатель: когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?

Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель: как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.

Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети: да. (педагог читает детям стихотворение).

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою -

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

А. Плещеева

Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»

Тема : ЗКР. Дифференциация звуков «г» , «х» .

Цели : 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове , определять его позицию, называть слово на заданный звук .

2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи .

Словарная работа :

Обогащение : пароход, подсолнух, черепаха.

Закрепление : скороговорка, хата.

Активизация : халва, грач.

Материал к НОД : двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.

Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках» ? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец) . Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза) .

Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки ? (гласные и согласные) . Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л) Какие же это звуки (согласные) . А какие еще согласные звуки вы знаете ? (Ответы детей) . Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х» . Послушайте, как я их произнесу.

Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х» , то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г» , а затем»х». (Дети произносят звуки ) .

А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г» , а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза) .

А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.

Мне купила сапоги (ги-ги-ги) .

Одна нога (га-га-га) .

Я хожу по кругу (гу-гу-гу) .

Я сижу наверху (ху-ху-ху) .

Много смеха (ха-ха-ха) .

Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х» . Ответы нескольких детей

Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х» . Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.

Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г» .

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду (в гости) .

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык

Опрокинул (грузовик) .

Физкультминутка (игра малой подвижности) .

А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х» .Будьте внимательны. (Слова : хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа ).

Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

У дверей хат стоит ухват

На каждую хату по ухвату.

У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. (книга) .

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (снег) .

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним не зная страха

Гуляет (черепаха) .

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков (горох) .

Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х» ). Какие это звуки ? (согласные) .

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Пик и Бим в плену» Бюджетное учреждение "Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.

Желябина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУЦРР №8
Населённый пункт: г. Курганинск Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Звуковая культура речи" (подготовительная к школе группа)
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Цель: Развивать фонематический и речевой слух.

Программные задачи: учить детей подбирать схемы слов к картинкам, производя

буквенный анализ; продолжать учить детей выделять и называть общий звук в

словах; закрепить умение делить слова на слоги; развивать умение произносить

фразы в разном темпе; упражнять детей в произношении слов, меняя силу голоса.

Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность,

ответственность.

Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в

словах, придумывание слов с определенным звуком; рассматривание

иллюстрированных азбук; работа с раскрасками; заучивание четверостиший на

определенную букву.

Оборудование: различные картинки; интерактивная доска; презентации: «Первый

звук », «Составь слово», «Схемы к словам-картинкам на звук К»; музыкальные

инструменты; мяч; конверт с письмом, посылка.

Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим

здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)

А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее

настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение,

уныние. И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за

Организационный момент.

Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.

Оно адресовано детям подготовительной к школе группы, то есть нам, от старичка

– звуковичка, поэтому мы можем смело его прочитать.

(Распечатывают и читают письмо)

«Здравствуйте, ребята подготовительной к школе группы.

Пишет вам старичок – звуковичок. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у

вас состоят дела со звуками и буквами? Хотел бы проверить ваши знания. Я

надеюсь, что вы готовы пройти испытания…

Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.

Задания получите у воспитателя.

Я желаю вам успехов.

С уважением старичок-звуковичок.»

Основная часть

Воспитатель . Ну, ребята, как вы готовы выполнить задания?(ответы

детей). Ну тогда приступим. И так первое задание.

«Определи первый звук в словах и назови букву».(презентация. 1слайд –

картинки: наушники, нитки, носки, Незнайка.2 слайд – облако, окна, ослик, осы. 3

слайд – Кот, курица, корзина, конфеты. 4 слайд – солнышко, стул, слон, сосиски.

5 слайд – абрикос, апельсин, арбуз, аист. 6 слайд – тигр, тетрадь, тарелка,

А кто знает стихотворение про буквы?(Н .На букве Н я как на лесенке, сижу и

распеваю песенки. О . Посмотри на колесо – и увидишь букву О.

К. Птичка клюв открыла, буквой К, нас удивила. С . Села мышка в уголок, съела

бублика кусок. А – начала алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко –

ноги ставит широко. Т топорик у туриста. По горам идет он быстр) . Молодцы,

Воспитатель. А вот второе задание. Надо разделить слова на слоги.

Делить будем при помощи музыкальных инструментов. (На столе лежат

перевернутые картинки: зонтик, попугай, клей, трамвай, кораблик, перчатки,

мышь, брюки, лошади, лиса; и музыкальные инструменты: металлофон, бубен,

маракасы, погремушки.) Надо взять одну картинку назвать предмет,

изображенный на ней, выбрать музыкальный инструмент и при его помощи

отстучать слово. (выполнение задания детьми)

И это задание выполнено.

Воспитатель. Надо произнести фразу в разном темпе. Сначала в

умеренном, а затем как можно быстрее, но постараться четко произносить слова.

(У Сени и Сани сом с усами… Ежу на ужин жук не нужен).

Молодцы, получилось неплохо.

Воспитатель. Следующее задание «Продолжи слово» (с мячом) Я

произношу первый слог, и бросаю мяч ребенку. Он называет двусложное слово,

которое начинается с этого слога и бросает мяч обратно: ма - , па-; ла- ли-; кни-;

жа-; ут-; ру-; но-; за-; лу-; мы-; шор-;де-; пу-…

Воспитатель. Упражнение «Составь слово» (презентация)

1 слайд – картинки: лодка, утка, кукла. ЛУК (последняя появляется по щелчку,

если правильно составили слово) . 2 слайд – морковь, апельсин, кресло. МАК

появляется по щелчку. 3 слайд – дыня, осы, машина. ДОМ появляется также. 4

слайд- кастрюля, иголка, телевизор. КИТ появляется также. 5 слайд – улитка,

хлеб, облако. УХО появляется также. 6 слайд – Нюша, окна, свеча. НОС

появляется также.

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его

составил.

Воспитатель. А сейчас очень сложное задание. Надо подобрать к

картинкам схемы слов. Давайте рассмотрим картинки: яблоко, клубок, кот, сок,

волк, белка. Какой общий звук и буква есть во всех этих словах. Определяем

место положение звука К.

На экране появляются по очереди схемы:

к_ _; _ _ к; к _ _ _ _ к; _ _ _ к; _ _ _ к _ ; _ _ _ _ к _.

И это задание вы выполнили.

Воспитатель. И последнее задание. На столе лежат картинки, возьмите по

одной и послушайте задание. Надо произнести название картинки с разной силой

Ну, ребята, вы молодцы!

Заданий больше нет.

Рефлексия.

Как вы думаете, мы справились с заданием?

А что для вас было самым интересным?

Входит дворник и приносит посылку для детей подготовительной группы.

Дети открывают ее, там находятся витамины, пластилин и буквы для

раскрашивания. Дети продолжили работу в изодеятельности (лепили буквы,

раскрашивали, вырезали и составляли композиции)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 8 г. Курганинска

Совместная образовательная

деятельность

по звуковой культуре речи

(для детей подготовительной

к школе группы)

Воспитатель первой квалификационной категории

Татьяна Викторовна Желябина.