Конспект занятия «Звук и буква У.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Продолжаю знакомить вас с практическим материалом.

И так дорогие мои, практический материал: художественное слово, кроссворды, игры на букву «У»

Буква «У»


Веселые стихи

У него утиный нос,Он зовется утконос.

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Е. Тарлапан

Укротительница львов

Удивит учеников:

Укрощает льва и львицу,

Ужас как мышей боится!

От крыльца и до калитки

Три часа ползли улитки.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится!»

В. Лунин

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Почему ужом назвали

Старожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный черный уж.

Л. Кондратенко

У дубочка два сучочка.

Г. Виеру

Удод украшен хохолком,Удода дом в дупле сухом.

Как улитке перед сном

Скучно в домике своем!

Сказку выдумать пытается,

Грустной сказка получается.

Г. Виеру

Заглянув на разворот,

Умный Уж прочел: – Удод.

А Удод – наоборот,

– Умный Уж, – прочел Удод.

Умей, если нужно,

заштопать чулок,

Без помощи свой

приготовить урок.

Будь первым в ученье,

Будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

У – улитка на дорожке

Смело выпустила рожки:

– Уходите-ка с пути!

Не мешайте дом везти.

В. Степанов

Буква У совсем проста:

Тянет рожки из… хвоста.

Г. Ванюхина

Буква У – два длинных ушка.

А. Шибаев

Пословицы и поговорки

1. Без муки нет науки.

2. Умный себя винит, глупый – своего товарища.

3. Не учись разрушать, а учись строить.

4. Учение – путь к умению.

5. Умелые руки не знают скуки.

6. Умел ошибаться, умей и поправляться.

7. Утро вечера мудренее.

8. У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Скороговорки

1. Был бык тугодуб, тугодубенький бычок.

2. У быка губа туга была!

Чистоговорки

Уа-уа – в коляске плачет детвора.

Ау-ау – кто потерялся, не пойму.

У-у-у-у – воет волк в лесу.

Ух-ух-ух – накалился наш утюг.

Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.

Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

Игры

И г р а «Кто внимательный?».

1. Найдите одинаковый звук в словах: автобус, утюг, лук, улитка, груша.

2. Поднимите руку, если услышите звук [у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

3. Определите позицию звука [у ] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.

И г р а «Кто больше?».

1. Придумайте слова со звуком [у ] в начале (улица, утро, ужин ), в середине (руки, груша, капуста ), в конце слова (хожу, несу, внизу ).

2. Придумайте слова, в которых звук [у ] второй (лужа, сук, тумбочка ).

3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук ).

И г р а «Доскажи словечко».

Он не птицей называется,Хоть откладывает яйца. Я не хвастая скажу:Всех друзей омоложу!
У него утиный нос,Зверь не страшный… (утконос).

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с прощальным криком

Птицы… (улетели).

Я осла узнаю сам

По его большим… (ушам).

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака.

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с…

(улыбки).

Идут ко мне унылые –С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг –

Электрический… (утюг).

Динь-динь-динь – звенит звонок.

Начинается… (урок).

Заяц под кустом на опушке

Навострил свои длинные… (ушки).

У кошки детки – котята,

А как зовут деток у утки?.. (Утята).

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может… (удочка).

И г р а «Найди слова».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

у – – у – –

у – – – у – –

у – – – – у – –

у – – – – – у – –

у – – – – – – у – –

у – – – – – – – у – –

у – – – – – – – – у – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа :

ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,

усадьба, утренник. душа, рука, муза.

Игра «Наоборот».

Подберите антонимы, начинающиеся с буквы «у», к словам: красивый –… (уродливый ), широкий – … (узкий ), невезучий – … (удачливый ), вечер – … (утро ), грусть – … (улыбка ).

Игра «Занимательные модели».

Придумайте слова по следующим моделям:

1. – у – (Бук, зуб, суп.)

2. – – у – (Стук, круг, паук.)

3. – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)

Игра «Кто это? Что это?».

1. Это «ура» от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

– у – – ра – –

2. Эта уха на березе сидит.

– – уха – –

3. Эта рука притаилась в реке.

Р – – у – ка

4. Этот буян никогда не дерется.

Бу – – ян

5. Эта овца на рубашке пасется.

– – – ов – ца

Примечание. Во всех словах-отгадках есть буква «у».

О т в е т: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.

Кроссворды

1. Школа.

Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.

Ответ: ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.

2. Все слова на букву «У».

Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.

Ответ: уж, удав, утка, удод, улитка, утконос

Шарады

Перевертыши

У лип леша нашел пилу. Уж я веники не вяжу.

Утро во рту.

Загадки

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

(Улитка.)

Старушка ползет, избушку везет.

(Улитка.)

Что за палка – в воду бросай,

Рыбу с крючка скорей вынимай.

(Удочка.)

Стоят домики рядком.

Может, с ними ты знаком?

Пчелы там живут весь год

И хранят душистый мед.

(Ульи.)

Смирно точка жила.

У к ней в гости зашла.

Встала слева, и тогда –

По реке вдруг поплыла…

(Уточка.)

Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые нужны.

Кто может выйти в открытое поле,

Не покидая своего домика?

(Улитка.)

Сварен суп из рыбы,

Поешь – и будешь сытым.

(Уха.)

Грусти нет, унынья нет.

Личико не печалится,

Значит оно… (улыбается.)

Понравился практический материал ? Оставьте пожалуйста ретвит.

Наталья Сертакова
Конспект занятия «Звук [у] и буква У»

Задачи :

Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У ;

Совершенствовать фонематический слух;

Учить определять позицию звука в слове ;

Развивать мышление, фантазию детей;

Активизировать познавательную деятельность.

Предварительная работа :

Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» ,

стихотворения В. Смита (пер. Б. Заходера) «Про летающую корову» .

Пальчиковая гимнастика : «Улитка»

П/и «Удочка»

Оборудование и материалы : персонаж Умка,

Ход НОД

Разминка у окна.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите на небо и скажите, какое оно сегодня? (Ответы детей.) В небе часто пролетают самолеты. Как они гудят? (У-у-у-у) Покажите, как они летают.

Дети имитируют полет самолетов, сопровождая его гудением.

В о с п и т а т е л ь. Полетали самолеты над полянкой, а потом улетели в лес.

Дети произносят звук [у]сначала громко , потом все тише и тише.

В о с п и т а т е л ь. Самолеты улетели, но оставили нам свою песенку. Какую (У-у-у-у-у)

В о с п и т а т е л ь. Какой звук вы слышите в этой песенке? (Ответы детей.) Со звуком [у]нас сегодня познакомит уважаемая утка Кряква.

Работа у экологического букваря .

Включение в игровую ситуацию.

В о с п и т а т е л ь. У утки Кряквы совсем недавно появились маленькие утята. Мама стала учить их плавать.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится :

Ну, что из них получится!

/В. Лунин/

Затруднения в игровой ситуации.

В о с п и т а т е л ь. Какой звук чаще всего слышится в словах этого стихотворения? (Ответы детей.)

Взрослый предлагает произнести слова с интонационным выделением звука [у] .

В о с п и т а т е л ь. Плывет утка вдоль берега и видит, как из лесной чащи выходит медвежонок по имени Умка. Идет Умка, скулит тоненьким голоском : «У-у-у…»

– Что случилось, Умка?

– Заблудился я. Убежал от своей мамы. А мама у меня самая добрая, самая лучшая. И никто не поможет…

Ребята, может быть, мы сумеем выручить Умку? (Ответы детей.) Тогда в путь.

Только хотели дети с Умкой войти в лес, как вдруг поднялся сильный ветер, загудел («Как гудит ветер?» , раскачал верхушки деревьев. Страшно стало Умке. Это ветер рассердился на Умку за то, что он маму не послушался. Стихнет ветер, если Умка отгадает загадку и отыщет новый звук в отгадке :

Страшно. Громко. У-у-у!

Я от дома не уйду.

Не пройти нам, глазки жмуря,

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей.

(Дуб)

А вот и мама Умки встречает нас. Обрадовалась она, что вы привели ее медвежонка и решила подарить вам стихотворение. Послушайте его и назовите слова с новым звуком .

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

Филин : «У-ух!» Филин : «У-ух!»

У старушек замер дух!

/Е. Благинина/

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так.

Мишкам нравятся дорожки,

Но бегут по ним не ножки.

Побежали глазки

Следом за указкой.

Мы от мишек не отстанем,

С ними упражняться станем.

Работа с коромыслами.

На коромыслах висят картинки, в названиях которых есть звук [у] .

В о с п и т а т е л ь. Найти картинки, в названиях которых звук [у]в начале слова (в середине, в конце) .

Как вы думаете, какой буквой обозначается звук [у] ?

Воспитатель демонстрирует на держалке букву У , помещает её на экологический букварь .

В о с п и т а т е л ь. Нырнула утка Кряква в речку и превратилась в букву У .

Удобная буква ,

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

/А. Шибаев/

А на что еще похожа эта буква ? (Ответы детей.) Запомните новую букву У и постарайтесь напечатать ее сами.

Ребята, что у получится, если буква У протянет руку букве А . (УА.) Кто так кричит? (Маленькие дети.) А если буква А протянет руку букве У , что получится? (АУ.) А так кто кричит? (Тот, кто заблудился в лесу.)

В о с п и т а т е л ь. Последнее задание : поселите нашу гостью в домик для букв . В какой домик мы ее поселим? Почему? Докажите.

Итог : Буква У – красная , гласная. А звук у- поется , при его произнесении ничего не мешается.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия по звукопроизношению «Звук [Р] и буква Р» Цель: Формирование навыка чёткого произнесения звука Р. ЗадачиКоррекционно-образовательные: 1. Формирование умения делить слова на слоги.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Занятия по основам грамоты для предшкольной группы «Согласный звук и буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук» Конспект занятия по основам грамоты

Тема:Пришвин.М.М.»Ребята и утята».

Цель:Ознакомить с творчеством М.М.Пришвина,развивать навык правильного и осознанного чтения,развивать речь,пополнять словарный запас учащихся,воспитывать любовь и заботливое отношение к животным,стремление оберегать природу и ее обитателей.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Здравствуйте,ребята!

Какое сегодня прекрасное утро!

Я рада вас видеть!Давайте подарим

Друг другу хорошее настроение!

Улыбнемся друг другу!

До конца урока!

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие,в лес.Но для этого надо подготовиться.

2.Речевая гимнастика.

Сейчас мы прочитаем скороговорку.Сначало тихо,затем громко.Читать будем хором и вместе со мной.Готовы?

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится

«Ну что из них получится?

Прочитайте вопросительное предложение.

Прочитайте его,выдерживая интонацию. (Молодцы!)

3.Сообщение цели урока.

Ребята,сегодня на уроке мы побываем в гостях у природы.На уроках окружающего мира мы уже узнали,какая бывает природа.

Так какая же бывает природа?

Что относится к живой природе?

Что относится к неживой природе?

И сейчас мы с вами отправимся на чудесную полянку,в сказочный лес.

А как вы думаете,в какой лес мы с вами отправимся:зимний,весенний,летний,осенний?

Как вы узнали?

Но прежде,чем отправиться на прогулку,вспомним,как себя ведут в гостях.Правила поведения на природе.Но мы с вами не просто будем гулять по лесу,но и еще что-то делать.Кто догадается,чем мы будем заниматься в лесу?(анаграммы)

Татьчи датьлюнаб натьмивспо матьду

Верно,ребята,сегодня на уроке мы с вами не просто будем путешествовать,но еще и читать,наблюдать.вспоминать,думать.

4.Проверка д/з.Отгадайте загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю!

Чик-чирик,не робей,

Я бывалый …(воробей)

А в лесу есть воробей?

Итак,ваше д/з стихотворение А.Л.Барто «Воробей».

5.Новая тема.

Продолжаем нашу прогулку.И мы познакомимся с вами с творчеством еще одного писателя М.М.Пришвина.(рассказ Гулии)

Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.Но я бы хотела,чтобы вы сами догались о ком это произведение.А поможет вам загадка:Вдоль по речке,по водице,

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет.

За собою всех ведет.(утка с утятами)

6.Словарная работа.

Верно,мы прочитаем произведение М.М.Пришвина «Ребята и утята».Но при чтении этого произведения встретятся «хитрые слова».Давайте прочитаем и объясним значения этих слов.

Холм-небольшой бугорок.

Верста-русская мера длины.

Чирок-Свистунок-уточка.

Прочное место-безопасное место.

Кузница-там работает кузнец.

Паровое поле-отдохнувшее поле.

Вода спала-стало меньше воды.

7.Первичное чтение.

Понравился рассказ?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Каким был этот путь?

Кого уточка считала опасным для своих детей?

Какой она была матерью?

Как вела себя уточка,когда ловили ее утят?

Можно ли сказать,что на самом деле ребята были жестокими?

Кто спас утят от ребят?

Физминутка

Представьте,что вы сидите на лужайке.Теплое,ласковое солнышко согревает вас.Загораем.Поднимите подбородок,дышите ровно-ровно.Солнышко настолько яркое,что даже через закрытые веки виден яркий свет.Зажмурьте сильно глаза,повторите несколько раз.Подставьте нос солнышку.Мимо летит бабочка,выбирает, на чей носик сесть.Сморщите носик,задержите дыхание.Бабочка улетела.Мышцы лица расслаблены,глубокий вдох-выдох.

8.Повторное чтение.(цепочкой)

При чтении будьте внимательны,т.к. свои ответы будете подтверждать предложениями из текста.

9.Выборочное чтение.

Где видно,что мать-уточка была заботливая?

Прочитайте,как писатель называл ребят?

Прочитайте отрывок,который соответствует иллюстрации.

10.Работа по группам.

У уточки для вас есть задание.Нужно выйти и выбрать задание для своей группы.Итак, у вас есть задания:

1.Как М.М.Пришвин относится к уточке и ее семейству?

2.Как М.М.Пришвин относится к ребятам?

11.Работа по плакату «Любить и охранять природу-значит любить и охранять Родину»

М.М.Пришвин.

Давайте хором прочитаем слова Пришвина.

Как вы понимаете эти слова?

12.Итог урока:1.Какой это рассказ:развлекательный,познавательный или поучительный?

2.Чему он учит?

Дерево успеха.д/з-чтение по ролям.оценки.

Итоговое занятие по развитию речи
(старшая группа)

Тема: «Веселое Азбуковедение»

Цель: закрепить знания детей о звуках: деление на гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; закрепить с детьми умение составлять схему слова, схему предложения; закрепить умение делить слова на слоги и развивать способность придумывать слова с заданным количеством слогов; воспитывать внимание, умение работать в команде, развивать лидерские качества.

Материалы: телеграмма; рамки для схемы слова, фишки синего, зеленого, красного цвета; наборы для составления схемы предложения; дом «Детский сад»; карта Азбуковедении; грамота; изображение мудрой совы.

Ход занятия.
І. Ситуация успеха.
1. Дидактическая игра «Кто внимательный?»
- Назвать слова из стихотворения, в которых есть звук [ У ], выделить его интонационно, определить местоположение звука в слове.
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У утки не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится.
2. Беседа.
- Какие звуки вы знаете?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Какими фишками обозначают: - гласные звуки?
- согласные твердые звуки?
- согласные мягкие звуки?

ІІ. Основная часть.
1.Сообщение темы урока.
2. Беседа.
Ребята, нам принесли телеграмму. (чтение текста телеграммы)

ТЕЛЕГРАММА.

ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ. ЧТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, ИДИТЕ ВСЛЕД ЗА КЛУБОЧКОМ. НЕ БОЙТЕСЬ ПРЕПЯТСТВИЙ. ВАС ЖДЕТ СЮРПРИЗ.

ЖИТЕЛИ СТРАНЫ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Не испугаетесь? Тогда в путь. Мы с вами отправляемся в удивительную сказочную страну Азбуковедению.
3. Препятствие № 1.
Дидактическая игра «Кто больше?»
- о чем идет речь?
Что за звуки -
Словно песни,
Нет преграды на пути.
Голосисты, как артисты,
Ты в словах их назови.
(гласные)
- назвать слова со звуками [ А ], [ О ], [ У ], [ Ы ], [ Э ].
4. Препятствие №2.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
- подсказать слово в конце каждого стихотворения и назвать первый звук в подсказанном слове.
Не послушал зайка папу -
Отдавили зайке... (лапу - [ Л ])

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную... (лепили - [ Л ])

Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей - [ М ])

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку... (мячик - [ М ])

В реке большая драка:
Поссорились два... (рака - [ Р ])

Между гор, издалека,
Течет горная... (река - [ Р ])
- назвать слова, которые начинаются со звуков: [ Н ] - [ Н ], [ Т ] - [ Т ], [ Б ] - [ Б ].
5. Препятствие №3.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
- показать, с помощью руки, местоположение звука [ П ] в слове:
- парта, спорт, клоп;
- хлопушка, стоп, плот;
- шлеп, петух, операция.
6. Препятствие №4. Болото.
Физминутка «Цапля»: Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не пускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(проводится 2 раза: для левой и правой ноги)
7. Препятствие №5.
Дидактическая игра «Составь схему слова» (КРР)
- предлагаемые слова: ФОКУС, ФИКУС, ФИЛИН.
8. Препятствие №6.
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
- отгадать загадки;
- определить, сколько слов в словах-отгадках.
В этот гладкий коробок Гуляю я и в дождь, и в зной:
Бронзового цвета, Характер у меня такой.
Спрятан маленький дубок (зонт - 1 слог)
Будущего лета.
(желудь - 2 слога)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга - 3 слога)
Дидактическая игра «Придумай слово»
- придумать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов.
9. Препятствие №7.
Дидактическая игра «Составь схему предложения» (КРР)
- предлагаемое предложение: КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО.
10. Вот мы с вами и добрались до волшебной страны Азбуковедение. Кто же нас здесь встречает? И кто помог нам найти дорогу? Посмотрите: это же мудрая сова! А что это у нее в руках? Грамота! (Зачитывание текста грамоты).
11. Рефлексия: - о чем говорили?
- какое задание вызвало затруднение?
12. Итог занятия.

Сергеева Г.А.
УВК “Лицей” г. Риддер