Корабль принц затонувший с золотом. «Черный принц» – корабль-призрак

Принц (HMS Prince) – английский парусно-винтовой фрегат, затонувший в Черном море близ Балаклавы в 1854 году во время самой страшной морской катастрофы XIX столетия.

Эта трагедия породила множество легенд и мифов, самая известная из которых легенда о сокровищах «Черного принца» .Этот корабль, построенный в 1853 году, с началом Крымской войны (1853-1856) был зафрахтован английским правительством для обеспечения британской армии в боях под Севастополем . Обмундирование, оружие, боеприпасы, пища, медикаменты для солдат и офицеров союзных войск Англии, Франции и Османской империи доставлялось морским путем через Средиземное, Мраморное и Черное моря. Жалование английским военным платили в то время золотом, доставляя его в бочонках на тех же транспортных кораблях.

27 ноября 1854 года фрегат «Принц» стоял в Балаклавской бухте среди множества других британских кораблей. В этот день на Черном море разразился сильнейший шторм. Огромные волны срывали с якорей тяжелые, нагруженные корабли. Парусники налетали на прибрежные скалы и тонули один за другим. Всего в этот день погибло 27 судов (по другим данным 34), что значительно подорвало силы британского флота в Крыму и дало небольшую передышку российским войскам. Среди затонувших был и корабль «Принц» , из 150 членов экипажа спаслись только шесть. Весь груз был безвозвратно утерян.

Короткая жизнь корабля HMS Prince закончилась, и началась новая его жизнь – жизнь «Черного принца» – так судно стали называть после трагедии и зовут до сих пор. А все дело в том, что на борту знаменитого корабля находилось около 500 (по другим данным 200) тысяч фунтов стерлингов золотом. Авантюристы и кладоискатели потоком хлынули в Крым искать затонувшее английское золото. В досоветский период в Балаклаве побывало 15 иностранных экспедиций из Германии, Испании, США, Норвегии Франции и других стран. Кто только не нырял в Балаклавской бухте в поисках сокровища «Черного Принца» , но только не сами англичане. Британцы прекрасно умеют хранить собственные секреты. Военные архивы времен Крымской войны засекречены до сих пор, а уж в те годы тем более не было достоверной информации о золоте «Черного Принца» . То, что англичане не проявляли интереса к поискам затонувшего судно, должно было бы насторожить всех остальных желающих поживиться, но, как ни странно не остановило. Тем более, что англичане не опровергали информацию о возможном нахождении денег на затонувшем судне. Но одна из экспедиций успехом не увенчалась и на какое-то время о «Черном Принце» забыли.

Снова попытки найти сокровища «Черного Принца» были предприняты в 1923 году в уже советской России. Ф.Э. Дзержинским была создана для этих целей специальная организация, получившая название ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Впоследствии ЭПРОН стал особым отделом ОГПУ и занимался секретными подводными исследованиями. Поиски затонувшего во время Крымской Войны золота велись почти год с использованием нового глубоководного аппарата, но результатов так и не принесли. Эпроновцами было поднято множество фрагментов затонувших судов, предметы с кораблей, но главная цель поисков – золото – так и не была достигнута.

В 1928 году в дело вмешались японцы. С японской водолазной компанией «Shinkai Kogioesio Limited» был заключен контракт ценой 70 000 рублей, предоставляющий право японцам исследовать Балаклавскую бухту и в случае успеха получить часть прибыли. Японским водолазам удалось обнаружить корпус «Черного принца» , а так же несколько английских монет.

В 1936 году вышла повесть Михаила Зощенко под названием «Черный Принц» . В повести было представлено подробное исследование тайны «Черного Принца» . Но сказать, что в этой повести правда, а что вымысел – достоверное не может никто, пока не будут рассекречены британские военные архивы.

В 2010 году украинскими морскими археологами под руководством Сергея Воронова были подняты на поверхность несколько фрагментов знаменитого корабля «Черный Принц» . Но разгадка самой главной тайны этого судна все еще впереди.

Всегда интересны загадочные истории, связанные с родным городом. Лично меня всегда увлекали рассказы коренных севастопольцев. С малых лет мне твердили взрослые: «Кто не знает свою историю, тот не знает своего будущего». И я до сих пор держу ее в голове. Поэтому я всегда с трепетом относилась к историческому прошлому...

Балаклавская бухта

Первое мое путешествие в Балаклаву было в 8 классе. Наша классная руководительница рассказывала, когда был основан город, кто здесь жил, как проходили сражения в Балаклавской бухте, в каком доме жила поэтесса Леся Украинка. Когда мы стояли, слушая рассказы и разглядывая пейзаж, к нам подошел невысокий старичок с удочкой в руках и небольшим уловом. Он приостановился и с интересом тоже стал слушать нашего оратора.

Как ни странно, когда мы начали подниматься в гору, к Генуэзской крепости Чембало, он пошел с нами. Как приличный человек, он спросил, можно ли ему с нами, учительница ответила согласием. Подъем был нелегким для старичка, он тихонько, пыхтя, поднимался вместе с нами.

Генуэзская крепость - Чембало

С большим трудом мы всей группой поднялись на гору. Был солнечный день, начало лета, теплый ветер согревал, солнце ярко светило, а море переливалась в его лучах. Подслушивая разговор между учительницей и старичком, выяснила очень интересный факт.

Оказывается, старичок тот всю свою жизнь прожил в Балаклаве. Он рыбак в пятом поколении и последний раз на горе, где стояла Генуэзская крепость, был 10 лет назад. Услышав, что дети поднимаются вверх, решил пройтись, несмотря на свой возраст. Присев на камень, закрыв глаза, он вдохнул свежего, морского воздуха и улыбнулся.

Решив присесть рядом с ним, я, как обезьяна-повторюшка, повторила все его действия. Из любопытства, я начала расспрашивать его, почему он так давно здесь не был и почему только сейчас решил сюда подняться. Рассказ был настолько интересным, что я решила поведать его вам.

В 50-х годах, когда старичок был еще мальчишкой, отец всегда брал его с собой на рыбалку, так как хотел, чтобы он продолжал его дело, как и многие поколения предков.

А надо сказать, после Великой отечественной, в 1957-ом году, Балаклава стала закрытым городом, т. к. там были секретные строения, позже их комплекс назвали «Объект 825 ГТС». Там хранились и, предположительно, изготавливались 6 видов ядерного оружия. До конца холодной войны благодаря этому объекту в Балаклаву было не так-то просто пробраться. Но все равно, конечно, там жили люди, работали, рождались и умирали.

«Объект 825 ГТС» - сегодня музей.

Каждое утро, когда еще не пропели первые петухи, мальчик со своим отцом садились в лодку и выходили в море. Не с главной бухты, т. к. она была закрыта для всех (там строились атомные подводные лодки), а с Серебряного пляжа, который находится восточнее Балаклавы. Чтобы заинтересовать ребенка, отец рассказывал всякие байки родных мест: про древних греков, завоевателей-османов, время царской России. В один из таких выходов в море отец поведал историю о «Черном принце».

По лицу старичка, было сразу ясно, что он был рад рассказать мне эту легенду так, как 60 лет назад рассказывал ему его отец. Рассказывал он просто - как то да сё было, шло, да и прошло. Но все равно, я была под впечатлением. В дальнейшем я уточнила свои сведения об этой легенде. И вот что мне удалось узнать.

Крымская война (1853-56 г.г.) началась из-за того, что дипломаты России и Франции не смогли договориться по вопросу, кому же должны принадлежать ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме. Франция требовала, чтобы ключи, которыми на то время владела православная община, были переданы католическому духовенству. При этом французы ссылались на договор с Османской империей от 1740 года, по которому Франции предоставлялось право контролировать христианские святые места в Палестине. Россия отстаивала своё право, приводя два документа - фирман султана от 1757 года, восстановивший права Православной церкви в Палестине, и Кючук-Кайнарджийский мирный договор от 1774 года, дававший России право защищать интересы христиан в Османской империи.

Конечно, это был лишь повод. Причиной было господство на Черном и Средиземном море, как всегда. Но в итоге в пекле Крымской кровавой войны погибло огромное количество людей - как среди защитников Российской Империи, так и среди войск противников (Британской, Французской и Османской империи). Один момент Крымской войны очень важен для нашей с вами истории о «Черном принце».

8 ноября 1854 года английская эскадра в размере десяти кораблей прибыла на внешний балаклавский рейд. Задача стояла - укрепиться в бухте. Вместе с эскадрой, опустив свои два якоря, прибыл и британский фрегат под названием «Принц».

Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго-восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло тридцать четыре корабля. Эта учесть постигла и «Принца».

Легенду о нем неоднократно описывали историки и писатели, среди них был и классик Александр Иванович Куприн, и сатирик Михаил Зощенко.

Что же до конкретных данных, то в начале войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более двухсот торговых судов. Все они принадлежали не государству, а частным предпринимателям. На борту «Принца», как сообщалось в газете «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» от 16 декабря 1854 года, «находились вещи 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 150000 штук, шерстяных рубашек - 100000, фланелевых кальсон - 90000 пар, около 40000 одеял и 40000 непромокаемых шапок, 40000 меховых пальто и 120000 пар сапог».

Да, корабль, о котором идет речь, назывался «Принц», и никакой приставки «Черный» и в помине тогда не существовало. Почему же сегодня он именно «Черный»? Дело в том, что фрегат был покрашен в черный цвет.

В общем, война еще не успела закончиться, как слухи расползлись моментально. Все судачили о том, что у берегов Крыма погиб английский фрегат «Черный принц» с огромным грузом золота.

Шквал слухов привел к тому, что корабль «Черный принц» и его исчезновение обросли легендами. Так, стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до шестидесяти миллионов франков. В 1897 году газеты уже писали о том, что «Принц», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму.

Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом для поиска пропажи. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней, нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине.

Изобретатель Джузеппе Растуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но... ни одной монеты. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный принц» или какой-либо другой корабль. Золота опять не нашли.

Балаклава, начало XX века.

В 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный Принц» наверняка лежит на дне в самой бухте.

Если почитать, сколько было потрачено денег, государствами, на поиски корабля, то примерно выходит, что Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия - двести тысяч, Япония - почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота Ее Величества. Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.

Однажды, когда я общалась на крымских раскопках с ребятами, они поведали мне еще одну историю. Во времена 90-х годов пара водолазов-любителей ныряли в бухте. Как и что они конкретно делали не известно. Но разбогатели вмиг. Открыли дайверскую школу, развивали это хобби, так как были большими любителями этого увлечения. Под веселое «зелье» с друзьями, они рассказывали, что якобы нашли сундук с золотыми монетами (или слитками, не совсем ясно). Что это был за клад, чей он был, советские это слитки, или золотые монеты знаменитого «Черного принца», так и не известно, как и само нахождение этих ребят.

В 1854 году произошла самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и придания, которые передают моряки из поколения в поколение. Самой удивительной из них стала история о сокровищах «Черного принца ».

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов немедленно стали Англия и Франция. В 1854 году англо-французские союзники вторглись в Крым, и началась печально известная Крымская война. На протяжении трех лет героически сопротивляющиеся войска Российской империи шаг за шагом отступали под знаком технически более подготовленного и прекрасно вооруженного противника. Но и союзникам эта война приносила ни одни победы. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалование на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом. Все грузы в действующую армию доставлялись исключительно морским путем через Средиземное, Мраморное, а затем Черное море. Именно по этому маршруту вез свой мирный груз только что спущенный на воду в 1853 году с английских верфей и зафрахтован британским правительством корабль «HMS Prince ».

До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата . Он мог идти, как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его предназначением было транспортировка грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но на этот раз помимо обычного груза на его борту находилось еще и жалование всей английской армии воевавшей тогда против России в Крыму.

В тот страшный день 27 ноября 1854 года на Черном море разразился беспощадный шторм. Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты погибло 27 кораблей флота Его Величества. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию. Суда, потерявшие якоря стало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.

«Черный Принц » после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут. Только шести морякам из 150 человек удалось спастись.

Последствия бури сказались на всей военной кампании союзников в Крыму. На некоторое время военные действия против Российской империи практически остановились. Потери британского флота были ужасающими.

Комендант Балаклавского порта доложил о потерях командующему английским флотом адмиралу Лайенсу, но докладывал он не о 27 погибших кораблях, многие из которых были гордостью английского флота, а почему-то только об одном «Черном принце ». На всех совещаниях обсуждалась только потеря этого гражданского судна.

По некоторым подсчетам золото, находившееся на борту английского парохода «Черный принц», равнялось сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Народ ринулся на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедициях, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ «Черного принца» занимались кладоискатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. Но все же англичане могут хранить секреты. Мало помалу все поутихло.

Спустя 70 лет золото из трюмов фрегата «Черный принц » так и не было найдено. В 1923 году в советской России голод. Гибнут дети и вымирают целые деревни. Чтобы спасти людей нужно было продовольствие и деньги, много денег и Феликс Эдмундович Дзержинский известный своей любовью к детям искал любые возможности выйти из сложившейся ситуации. Однажды у него в приемной появился некий судовой инженер из Севастополя, который сообщил ему, что знает, где затонул легендарный английский фрегат «Черный принц ». К тому же его товарищ сконструировал специальный глубоководный аппарат, с помощью которого можно найти и поднять сокровища. Дзержинский незамедлительно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения в последствии получившее название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.

инженер Даниленко

ЭПРОН

ЭПРОН это предтечие морского спецназа. Начав свою работу с Черного моря, в будущем подразделение стало работать по всему миру как секретная военная организация СССР. Дзержинский поручил создание особому отделу ОГПУ под руководством Генриха Эгоды. Техническим руководителем проекта был назначен инженер Языков, а руководителем от ОГПУ - Лев Николаевич Захаров-Мейер - начальник внутренней службы безопасности Ф. Э. Дзержинского. Все действия участников проекта были строго засекречены. О конечной цели работ знали только несколько человек верхушки ОГПУ, все остальные работали «вслепую», чтобы не собрать алчущих.

Поиски «Черного принца » начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа «Билиндер » с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

Товарищ Языкова инженер Даниленко создал уникальный глубоководный аппарат. Он был снабжен манипулятором прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы самые передовые технологии подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Снаряд Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а потом и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили мировой рекорд погружения.

Участникам исследования казалось, что найти «Черный принц » будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продлились больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались еще полтора года. ЭПРОН не сдавался.

И наконец, успех. На одном из поднятых фрагментов тикового дерева была обнаружена надпись «…ck Prince». В 1926 году из этого куска эпроновцы сделали столик и подарили Менжинскому - председателю ОГПУ. Говорят, что даже сейчас он находится в одном из закрытых музеев ФСБ, но эта история просто легенда, мистификация. Дело в том, что надпись на борту корабля могла быть только одной «Prince », но никак ни «Black Prince ». Настоящее название корабля было «Prince». Эпитет "черный" навсегда прикрепился к судну с легкой руки газетчиков и кладоискателей, вероятнее всего из-за характерного цвета корпуса судна.

ЭПРОН не ограничивался поисками только золота. Со дна бухты были подняты и другие сокровища принадлежащие другим британским судам. Но золото найдено не было. Преемники ОГПУ пришли в ярость, ведь были потрачены народные деньги, а результата нет. Пять лет поисков и никаких следов клада. В организации стали понимать, что экспедиции грозит полный провал, как вдруг в 1928 году в дело вмешалась крупнейшая японская водолазная компания «Shinkai Kogioesio Limited ». Фирма неожиданно изъявила желание тоже поискать «Черный принц » и его клад. Район и разрешенное время поиска строго оговаривалось. Разрешение вскоре было выдано за большие деньги и японцы немедленно приступили к подводным работам.

японские кладоискатели

В начале 1920-х годов именно у японцев было лучшее оборудование и технологии судоподъема (легендарный был поднять сразу после гибели) - сказался опыт русско-японской войны. Перед началом работ они были просто уверенны, что русские либо не имели для поисков всех необходимых технических средств, либо что-то упустили. Сделка была выгодна для ОГПУ - за лицензию японцы заплатили 70000 рублей. Это покрывало расхода на работы ЭПРОН. Кроме того у советских специалистов появилась возможность наблюдать за водолазной и судоподъемной технологией японцев. Японская компания начала свои поиски в апреле 1928 года и буквально через несколько месяцев находят металлический корабль, а рядом золотой английский соверен 1821 года чеканки. Именно такие были на борту «Черного принца ». С удвоенными усилиями они продолжают поиски, не пропуская ни одного квадратного сантиметра дна. В итоге было поднято всего семь золотых монет, четыре из которых были отданы ОГПУ, а три забрали себе. Сразу после поисков глава корпорации официально заявил, что найденный им корабль действительно «Черный принц », но не привели, ни одного доказательства этому. Монеты могли быть на любом судне, которые затонули в тот злополучный день. Японцы оставили лишь точные координаты своей находки.

После окончания работ ЭПРОН в Балаклаве участников экспедиции развели по разным проектам, чтобы они больше никогда не встречались. Об операции забыли.

Может потому что водолазы ОГПУ нашли золото. На этот счет говорит еще одно косвенное доказательство. В 1936 году вышла повесть «Черный принц », когда вся история поисков ЭПРОНа была под строжайшим секретом. В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. Кто же оказался тем смельчаком, который решился поднять завесу скрытого клада.

Автором сенсационной статьи был Михаил Зощенко. В ней нет шуток, скетчей и знаменитого сарказма. Писатель ведет себя не как сатирик, а как дотошный следователь. И он действительно работал с секретными материалами. Перед ним были распахнуты все двери. Не многие знают, что до того как стать писателем Зощенко работал следователем по особым делам. Можно предположить, что классик работал по заказу разведки, ведь их игры неисповедимы.

Английские оставались еще в Крыму около двух лет, сколько и шло парламентское расследование. За это время злополучное золото «Черного принца », вокруг которого уже полтора века продолжают раскручиваться немыслимые догадки и удивительные события возможно, и было поднято у побережья, ведь ветер сорвал с якорей корабли и гнал их на скалы.

Англичанам не нужно было погружаться под воду, достаточно было поднять груз парохода у самого берега на небольшой глубине. Вот и молчат англичане второе столетие подряд.

Точка в этой истории будет поставлена тогда, когда будут рассекречены британские архивы XIX века. Одно известно наверняка задания ЭПРОН не закончились провалом. Поиски стали замечательной школой подводникам и спасателям, и эта операция стала первой в череде строго секретных миссий одной из наиболее загадочных организаций Советского Союза.

И только сравнительно недавно 15 марта 2010 года украинские морские археологи под руководством Сергея Воронова при содействии Академии Наук Украины обнаружили остатки легендарного фрегата «Принц » (известного как «Черный принц »), затонувшего близ Балаклавы во время Крымской войны. Со дна моря были подняты фрагменты предметов из капитанского сервиза, где была обнаружена эмблема компании-судовладельца, которой принадлежало судно. Также были найдены пушечные ядра и остатки медицинского оборудования.

Технические характеристики парусного-винтового фрегата «HMS Prince»:
Водоизмещение - 3000 тонн;
Экипаж - 150 человек;

"Известия ЦИК" сообщают: В продолжение 1923 - 24 гг. Эпрон (экспедиция подводных работ особого назначения на Черном и Азовском морях), несмотря на большие затраченные средства и энергию, не смогла обнаружить места гибели английского парохода "Черный Принц" погибшего в числе многих других английских и французских судов во время штурма 2 (14) ноября 1854 года у Балаклавы. Эпрон, путем водолазного аппарата особой конструкции, обследовал на внешнем рейде Балаклавы площадь в 3 - 4 квадратных километра с глубинами до 100 метров. Было Найдено много обломков деревянных судов, но железного корпуса "Черного Принца" обнаружено не было. Направо от выхода из Балаклавы в море была найдена мачта из тикового дерева, принадлежность которой "Принцу" была более ила менее точно установлена.

Расширение программы работ Эпрона в 1925 г. не позволило уделить достаточного внимания дальнейшим розыскам этого парохода. Однако, к поздней осени удалось выделить маленькую водолазную партию, которой было поручено произвести обследование береговой полосы по обе стороны от выхода из бухты, где глубины дают возможность производить работы в обычных водолазных костюмах.

17 октября 1925 года, совершенно неожиданно, налево от выхода из бухты, почти под самой башней "Дон", которая хорошо видна с пароходов, идущих на южный берег, на глубине 17 метров были обнаружены выступающие из грунта старые паровые котлы и части набора железного корпуса. После непродолжительных раскопок, водолазная партия убедилась, что это место и является могилой легендарного парохода: никаких сомнений быть не могло, так как "Черный Принц" является единственным паровым судном с железным корпусом из всей погибшей эскадры и никаких других таких же судов у входа в Балаклаву с тех пор не погибало.

Обследование места гибели "Черного Принца" указывало на то, что корпус парохода, вероятно, разбитый очень основательно, погребен под песком и обломками скал, во время свежей погоды нередко свергавшихся в море. План дальнейших работ- по разгрузке и подъему судна заключался в значительных работах по выемке грунта и освобождению частей судна из-под каменных глыб. Эти работы требовали значительных средств - нескольких сот тысяч рублей.

Хотя работы по подъему "Черного Принца" с технической точки зрения не представляли каких-либо затруднений и являлись для наших водолазов довольно простыми и легкими, экспедиция до последнего времени не считала целесообразным приступать к ним ввиду отсутствия каких-либо документов или точных сведений о действительном нахождении на этом пароходе большой суммы золота.

Эпрон не располагал излишними средствам ми для этой рискованной операции, а Наркомфин, вполне резонно, не изъявлял желания выбросить несколько сот тысяч рублей без сколько-нибудь твердой уверенности получить золото .

20 июня с. г. Эпрон заключил договор с японской водолазной компанией "Синкай Когиосио Лимитед", предоставляющий ей право производства дальнейших работ по подъему и разгрузке парохода. Черный Принц". 28 июня Совнарком СССР разрешил японской компании приступить к производству операций, предусмотренных заключенным договором.

Перед заключением договора японской компании была предоставлена возможность обследования своими водолазами места гибели парохода, указанного Эпроном и по-этому Эпрон не берет на себя никакой ответственности за успех предпринятой японской компанией операции.

Эпрон считает для себя особенно ценным получение возможности подробно ознакомиться с порядком и методами подводных работ, которые практикуются у японцев. Необходимо отметить, что техника производства подводных работ у японцев обладает значительными достижениями, совершенно неизвестными на Западе. В то время, как в Западной Европе завоевание морских глубин идет по линии создания жестких водолазных костюмов и их усовершенствования, японцам удалось, путем создания системы особой тренировки водолазок Ограничиться весьма простыми, ко Чрезвычайно оригинальными приспособлениями, дающими возможность производить работы на больших глубинах с несравненно большим успехом, чем это мы наблюдаем на Западе. Два года назад г. Катбака - директор упомянутой водолазной компании - сумел выполнить рекордную работу по спасению ценностей в сумме до 12 миллионов рублей с английского парохода, затопленного немецкой подводной лодкой во время империалистической войны в Средиземном море, на глубине около 85 метров.

Несмотря на короткий срок, прошедший с момента вступления договора в действие, работы по подъему, под руководством 15 японцев-специалистов, начались уже в первых числах августа. Техническое оборудование, выписанное из-за границы, прибыло.

Можно поэтому предполагать, что ближайшие два-три месяца принесут нам полную разгадку "Черного Принца ".

Помещаемый ниже рассказ Павла Норова, написанный специально для "Всемирного Следопыта", отвечает тому большому интересу, который вызывает тайна "Черного Принца". В рассказе развернута тема одного из многих случаев "охоты" за этими полулегендарными сокровищами…

I. В Балаклавской бухте

В знойный июньский полдень, когда солнце бьет отвесными, ослепительными лучами, Балаклавская бухта кажется голубым озером. Резко очерченным полукругом поднимаются вокруг озера террасы гор, усеянные белыми домиками.

И снизу кажется, что домики эти висят друг над другом и лепятся по скалистым отрогам, как причудливые гнезда птиц.

В городке тишина. Все спрятались от жаркого южного солнца. Только неутомимые рыбаки-греки возятся около лодок. Они недавно вернулись с рыбной ловли и теперь выгружают из глубоких трюмов рыбу.

Когда солнце приблизится к закату, на набережную явятся балаклавские хозяйки закупать рыбу. И тогда будет здесь шумно: рыбаки будут запрашивать до изнеможения, хозяйки будут торговаться до седьмого пота с криками, визгами и проклятиями. Горяч южный народ! Но теперь стоит тишина.

Балаклавская бухта глубоко врезалась в материк в форме удлиненного овала. Она надежно закрыта со всех сторон, и только в южной части ее виднее гея узкий выход на внешний рейд, точно горло бутылки.

Превосходная бухта! Для малых судов порт - лучше не выдумать: тихий, глубоководный. Но проход - предательский, точно подстерегающий корабли с неосторожными лоцманами. Одно неверное движение руля - и катастрофа в свежий ветер неизбежна.

На языке черноморских моряков «свежий ветер» - совсем особое понятие. Когда сорвется норд-ост и, окрасив темно-зеленые волны Черного моря в белый цвет, заставит кипеть вокруг корабля воду, как кипяток в котле, тогда приветливая Балаклавская бухта превращается в опасную ловушку. И горе кораблям, которые попытаются искать спасения в ее водах. Предательский выход из бухты окаймлен высокими, нависшими над морем, скалистыми берегами, словно нарочно устроенными для кораблекрушений.

Недаром Балаклавское взморье еще с древних времен было местом классических кораблекрушений. На дне его каменистого рейда лежат сотни кораблей. Финикияне, греки, генуэзцы, римляне, турки и, позднее, англичане, французы, итальянцы - все эти народы оставили здесь свои корабли.

Это древняя морская усыпальница, которая среди мировых морских кладбищ уступает разве только знаменитому Саргассову морю и берегам Новой Земли, куда подводным течением сносятся остовы погибших кораблей…

Никто не знает, где сокровища с корабля и почему их до сих пор не нашли. Фото: akwamir.uol.ua

Facebook

Twitter

Наш полуостров богат легендами, и одна из самых красивых – о сокровищах "Черного принца". На государственном учете в Украине 2500 затонувших в Черном море кораблей, и до прошлого года в реестре подводной археологии среди иных сокровищ и кладов официально числился ценный груз этого британского судна. Прошло уже больше 150 лет после его гибели, но и сегодня с мая по сентябрь почти каждый день от балаклавских причалов уходят водолазные боты, дайверы ищут в морских глубинах блеск желтого металла. И каждый из местных жителей на чем угодно поклянется, что золото "Черного принца" еще там и ждет своего открывателя.

Легенда "Черного принца"

В числе кораблей англо-французской эскадры, погибших в 1854 году во время балаклавской бури, был английский винтовой трехмачтовый пароход "Принц", который стал в этом шторме самой дорогостоящей потерей Англии. Корабль для середины XIX века был очень крупным судном водоизмещением 2710 тонн. Основные габариты фрегата – 300 футов в длину и 43 в ширину – это примерно три футбольных поля. Судно было достаточно быстроходным, скорость под парусами достигала 13–14 узлов. Экипаж – 150 человек, фрегат мог принять 200 пассажиров. Судно имело комфортабельные каюты первого и второго класса со спальными и ванными комнатами!

На самом деле знаменитый корабль назывался просто Prince ("Принц"), а определение "черный", с которым он вошел в историю, получил позднее стараниями журналистов и писателей.

Холодным ноябрем 1854 года загруженный "Принц" вошел в Черное море. В трюмах корабля везли боеприпасы, военное снаряжение, запас теплой одежды для армии, медикаменты для госпиталей в Балаклаве. На пароход также погрузили электрический телеграф и секретное подводное оружие для подрыва русских кораблей. И самое главное – на судне везли деньги золотом – жалованье для британской армии. Утром 8 ноября фрегат прибыл на внешний рейд Балаклавской бухты. Во время попытки стать на якорь (глубина стоянки 55 метров) один за другим ушли на дно вместе с цепями оба якоря. "Принц" привязали к корме судна Jason, которое стояло рядом. На следующий день фрегат таки стал на один запасной якорь.

Страшный шторм

14 ноября 1854 года в 07.30 перед южно-восточным ураганом на внешнем рейде около входа в Балаклавскую бухту находились 24 корабля. "Принц" стоял в очереди на подход к причалу. Сильный ветер начал сносить пароход к скалистому берегу. Корабли било друг о друга так, что некоторые из них едва не затонули от повреждений. Попытка капитана "Принца" удержать корабль на одном якоре, работая двигателем, не удалась. Потеряв якорь, судно дрейфовало носом в открытое море. Во время дрейфа фрегат столкнулся с другим кораблем и получил несколько повреждений. Видя неизбежную гибель судна, капитан отдал приказ команде спасаться. Первое столкновение со скалами корпус судна выдержал, но после 5–6 ударов фрегат разбился. По словам очевидцев, удары о скалы продолжались 10–15 минут, говорят, что судно раскололось пополам. Из команды спаслись шесть матросов и младший офицер.

Стоимость только самого парохода оценили во многие тысячи фунтов стерлингов. Колоссальный ущерб понесла английская армия, лишившись теплых вещей. Болезни и смерть от холода после бури 14 ноября стали обыденностью в лагере британцев. Английские медики остались без лекарств, которые ушли на дно Черного моря вместе с "Принцем".

Гибель корабля видело много народа. Очевидцами-художниками написано даже несколько полотен. На холмы в район генуэзской крепости сбежались сотни моряков из экипажей судов, которым повезло больше, солдат гарнизона и просто гражданских лиц, чтобы хоть как-то помочь тонущим. И… ни одного документа, где было бы зафиксировано хоть приблизительное место гибели "Принца". Безусловно, фрагменты корпуса могли затонуть не сразу и быть отнесенными на большое расстояние от места катастрофы. Так рождалась легенда. Легенда о недоступном золоте.

И началась золотая лихорадка

Еще не закончилась война, а по всему миру расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский фрегат с грузом золота, предназначавшийся для выплаты жалованья войскам. Почти сразу же после заключения мира начались поиски остатков "Принца". Золото искали итальянские, французские, японские, норвежские водолазы. Но водолазные работы в то время были на низком уровне. Изобрели специальный колокол, в котором спускали водолаза-наблюдателя, но нормально работать в нем было невозможно. После появления первого скафандра поиски усилились. Во Франции в 1875 году учредили акционерное общество со значительным капиталом по подъему сокровищ "Принца". Французы отыскали около 10 разбитых кораблей, но золота затонувшего фрегата не нашли.

В 1901 году уже итальянская экспедиция под руководством инженера Джузеппе Рестуччи, изобретателя подводного аппарата, прибыла в Балаклаву. Точно известно, что итальянцы нашли тяжеленный запаянный ящик, подзорную трубу, разломанную винтовку, куски железа. В ящике, который с большим трепетом и трудом открыли, оказались свинцовые пули. Подводный аппарат был крайне неудобен, передвигаться в нем было нельзя: водолаза при помощи тросов по его сигналам передвигали по дну. Причем вся подводная работа производилась лежа на животе. Подъем и спуск "дьявольского снаряда" продолжались полтора часа. На поверхность поднимали еле живого, изможденного человека. Не удивительно, что поиски сокровищ опять не дали результатов. После отъезда итальянцев началась настоящая золотая лихорадка. Мысль о том, что бочонки с золотом лежат где-то недалеко, не давала покоя авантюристам и изобретателям.

Разрешение на подъем сокровищ получил иностранец Герман Молво, он три года исследовал Балаклавскую бухту, после его смерти поиски продолжил его сын Фридрих. В Министерство торговли и промышленности России поступало еще множество заявлений от российских и зарубежных граждан и организаций с просьбой дать разрешение на подъем сокровищ "Принца". Но дело тянулось, а тайна затонувшего золота так и не была разгадана.

В первые годы советской власти для поиска и подъема этого сокровища по инициативе Дзержинского была сформирована знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения - ЭПРОН. Специально для этой экспедиции инженер Даниленко создал проект глубоководного снаряда, который можно было опускать на глубину до 160 метров. Воздух по шлангу должен был подаваться в колокол, в котором могли находиться три водолаза, другой шланг служил для вентиляции. Внутри снаряда предусматривалось электрическое освещение и телефон. Аппарат имел выдвигающиеся "руки" с двумя "пальцами". Пока строился аппарат, экспедиция вела подготовительные работы в Балаклаве. Было обнаружено великое множество остатков деревянных и металлических суден, чугунный паровой котел, пароходная дымовая труба, два иллюминатора, ручная граната, медицинская ступка, несколько бомб, рукомойник из офицерской каюты, свинцовые пули, пачка госпитальных тапочек и много якорей британского типа. На декабрь 1924 года общая сумма расходов советской экспедиции по поиску "Принца" составила 100 000 рублей, и работы были приостановлены в связи с отсутствием архивной информации, что на борту фрегата действительно были ценности. Тем не менее для страны экспедиция имела огромное значение. На дне моря лежало много интересного помимо сокровищ "Принца", и экспедиция переключилась на подъем этих ценностей со дна Балаклавской и севастопольской бухт. ЭПРОН приобрел богатый опыт в водолазных работах. Перед экспедицией поставили новую задачу по подъему больших судов и подводных лодок, затопленных в 1920 г. И, на радость ученых, открыли первые страницы подводно-археологических исследований Черного моря.

Что касается поисков "Принца", то было принято решение передать эту работу знаменитой японской фирме "Синкай Когиоссио Лимитед". В 1927 году эта компания дала мастер-класс – провела показательные работы в Севастополе. Японские водолазы поразили всех своим мастерством. Они работали на глубине более ста метров только в стеклянных масках, закрывающих глаза и нос ныряльщика, без специальных костюмов и аппаратов. Воздух закачивали через шланг, водолаз вдыхал носом и, не разжимая губ, выдыхал в воду через рот. Ныряльщик мог находиться на большой глубине до 10 минут без вреда для себя. Подъем и спуск происходили без всяких замедлений, и благодаря особому дыханию кессонная болезнь не возникала. Когда японская экспедиция приступила к работам, предполагалось, что место погребения "Принца" найдено. Остатки корабля были завалены обвалившимся грунтом. Необходимо было расчистить фрагменты судна от многих тонн пород. Наступило 12 сентября 1927 года. Около 4 часов дня море было спокойным. Двух водолазов опустили на дно, но не прошло и десяти минут, как от них поступил сигнал о том, чтобы их подняли на поверхность. Водолазы объяснили, что на дне происходило что-то невообразимое: грунт колебался под ногами. Это было началом знаменитого крымского землетрясения, которое произошло ночью с 12 на 13 сентября. В час ночи был первый толчок. Но оказывается, еще за 10 часов до этого водолазы на дне почувствовали колебания, свернули работы и вернулись на берег. Землетрясение в Балаклаве было незначительным, но японцы посчитали его дурным знаком. Они отнеслись к нему как к предупреждению свыше. Последней мерой, принятой японской фирмой, была установка на месте поисков землесоса. Он отбрасывал песок, а камни и все, что попадалось, водолазы поднимали в мешках наверх. Но и это не дало результатов. Японская экспедиция свернула работы, дав заключение: "Золота на дне нет".

И целых 83 года "Принца" не искали. До 2010 года существовали три официальные версии, объясняющие неудачные поиски фрегата и его ценного груза:

1. Не там искали. Ошибка поисковых экспедиций в определении главных ориентиров идентификации "Принца". Архивные фотографии доказали, что кроме Prince, металлический корпус имели пароходы Jason, Houp, Resolute. По информации британских архивных фондов, Jason спустя восемь лет затонул в водах Индии. Но в бухте лежали еще Houp и Resolute.

2. Отсутствие на борту фрегата ценностей на момент его гибели. Архивные исследования доказали, что амуниция, продовольственные запасы и особенно финансовые средства доставлялись на места сражений в Крым, не напрямую из Великобритании, а из Стамбула, где в то время был штаб суперинтенданта британских экспедиционных сил. Вероятна версия, что ценный груз был снят с борта "Принца" в порту Стамбула, поэтому в Балаклаву была доставлена только амуниция. Отсутствие легендарных ценностей на затонувшем судне подтверждает тот факт, что наряду с целым списком государств, которые участвовали в поисках сокровищ, со стороны Великобритании не зафиксировано ни одной попытки получить лицензию на проведение подводных работ на собственном корабле.

3. Ценности были подняты англичанами еще в Крымскую войну. Специалисты японской водолазной фирмы "Синкай Когиоссио Лимитед" по завершении работ сделали официальное заявление о том, что судно, на котором они проводили работы, является фрегатом "Принц". Однако во время поисков им не удалось найти среднюю часть судна. На корме и носу корпуса были сильные повреждения, нанесенные уже после гибели корабля. Вывод "Синкай Когиоссио Лимитед": британские войска, которые оставались в Балаклаве еще на протяжении 8 месяцев после гибели судна, подняли ценный груз еще до окончания Крымской кампании.

В предполагаемом месте гибели " Принца" было обнаружено большое количество ядер, медицинского стекла, обувь, несколько пушек крупного калибра, а также большое количество тарелок. На двух из них во время зимней лабораторной обработки были обнаружены четко читаемые клейма, говорящие о судоходной компании, к которой принадлежал "Принц". В ту ноябрьскую ночь 1854 года на внешнем рейде Балаклавы находились два судна той судоходной компании - "Принц" и "Язон". Как известно, "Язон" сумел пережить этот шторм. Значит, эти две тарелки могли принадлежать только "Принцу". Так, через 156 лет, на карту было нанесено реальное место гибели "Черного принца".

23 марта прошлого года в киевском посольстве Великобритании состоялась официальная встреча руководства департамента подводного наследия с военным атташе посольства. Департамент нашей страны был официально информирован, что ценностей на борту Prince на момент его гибели не было. Главным свидетельством стала расписка полномочного представителя Великобритании в Турции, помощника главного индента Джона Уильяма Смита о том, что деньги были сняты с корабля в Константинополе. Это расписка хранится в банке Англии. Впервые за 156 лет Великобритания официально признала факт отсутствия на борту "Принца" каких-либо сокровищ. Так, достаточно скучно, закончилась эпопея поисков таинственных сокровищ Черного моря. Из реестра подводного наследия Украины исключен самый интересный клад, существовавший полтора века. Но, думаю, никакими открытиями не исключить эти сокровища из сердец и мечтаний романтиков.