Королевский замок кенигсберг - печальная история нашего государства. Кёнигсбергский замок: от «Цитадели» до «Сердца города

В продолжение вчерашних "замковых" постов.
Настоящих специалистов по Кёнигсбергу во всём мире - единицы. Я себя к таковым не отношу, хотя вполне мог бы стать таким "настоящим специалистом", если бы не оставил несколько лет назад серьёзное занятие этой темой. Но само увлечение Кёнигсбергом с тех пор не прошло и поэтому всегда очень радуюсь, когда встречаю по-настоящему заинтересованного человека. Вчера нашёл блог, где есть серия весьма обстоятельных статей по истории бывшей столицы Восточной Пруссии, особенно её архитектурному аспекту.
КАРТИНКИ ТАМ КЛИКАБЕЛЬНЫ

Оригинал взят у kleine_furer в Королевский замок Кенигсберга, его внутреннее устройство и убранство

На протяжении некоторого времени меня преследовала мысль собрать и систематизировать материалы про Королевский замок, чтобы еще раз убедиться, насколько это было грандиозное и великолепное строение. Нельзя описать словами тот трепет, который я испытываю, глядя на гравюры и фотографии потерянного замка.
Не претендуя на уникальность, признаюсь, что за основу была взята статья с http://kaliningrad-obl.narod.ru/p96.htm , которая была немного сокращена и разбавлена более подробными фотографиями замка и дополнительным описанием его отдельных частей (ссылок очень много, поэтому сразу прошу прощения за то, что я их не указываю).

Далее рассмотрим это крыло замка согласно нумерации на схеме.
№1. Ahnen saal или Зал предков.
Зал был выполнен в стиле рококо. Роспись потолка относиться к 1701-1750 годам. Под потолком находились выполненные на холсте картины, на которых было изображено генеалогическое древо семьи Гогенцоллернов, написанные учеником Кранаха живописцем Гансом Геннебергом, который работал при прусском дворе в 1593 и 1601. На стенах висели портреты князей Пруссии и Бранденбурга.




№2. Ehemalig kronprinzliche Wohnung (бывшие покои кронпринца)



№3. Fahnen- und Standartenzimmer (комната знамен и штандартов)


№4. Fliesen saal
Флизовый зал находился на втором этаже восточного крыла замка и являлся бывшей столовой герцога Альбрехта Фридриха. Виликолепные резные потолки в зале были украшены картинами приписываемые Габриэлю Витцелю. Напротив входа находился престол Фридриха 1. Зал являлся жилым помещением и использовался членами императорской семьи вплоть до 1918 года.




№5. Комната рождения Фридриха I (Geburtzimmer Friedrich I)



№6 и далее пара комнат на плане (какая из них сказать трудно) Комната кайзерены


№7. Schwarzer Adler Saal (зал Ордена Черного орла)

Также в восточной части замка находились "Московитские палаты" - празднично оформленные покои, в которых Альбрехт I в 1576 году принимал первое русское посольство (про "Московитские палаты" далее).
А в подвалах, почти под "залом Московитов" находился древний винный погребок "Блютгерихт" ("Кровавый суд"). Этот подвальный ресторан в самой древней части северного крыла замка получил своё наименование скорее всего от цвета красного вина и располагался он именно в том месте, где до XVII века находилась тюрьма.


Погребок вызывал интерес не только у жителей Кёнигсберга, но и у всех иностранцев, бывавших в городе. Здесь отмечались разнообразные праздненства, знаменитые писатели собирались тут со своими друзьями и оставляли свои автографы в Книге для гостей.
Замковые ворота всегда находились на востоке. Они имели арочную форму с бочковым сводом. Справа от въезда - проход для пешеходов в виде квадратной ниши, в которой было устройство для подъёма моста. Слева - винтовая лестница, по которой можно было подняться на верхние этажи. Кёнигсбергский замок был первый замок в Пруссии, построенный с элементами «тяжёлой готики».
Западное крыло Замка построил Маркграф Георг Фридрих фон Ансбах, опекун Альбрехта II. В 1584 году он поручил архитекторам Блазису Берварту и Михаэлю и Гансу Висмартам строительство западного крыла замка, задуманного для определённых, особых целей.
Западное крыло снизу до верху использовалось строго по назначению: громадные подвалы для хранения винных запасов, Цойгхаус - для дворцовой охраны, двухнефная дворцовая церковь и огромный праздничный зал, получивший позднее имя "зал Московитов". Строительство этого дорогостоящего громоздкого замкового крыла продолжалось очень долго.

Ради этого грандиозного строения были снесены остатки Конвентсхауса (зала заседаний, обязательного во всех орденских крепостях).
Если говорить про северное крыло замка, то его основные строения относятся ещё к орденским временам.

С западной стороны в одном из помещений выступающей на север башни находилась камера пыток.
Также одна из первых построек замка, сохранившихся вплоть до 40-х годов XX века - это знаменитая восьмиугольня башня Хабертум.Далее, в 1705-1712 годах было построено здание Шлютера, называемое ещё "крыло Унфрида".
Здесь раполагалась комната герцога Альбрехта, которая отличалась редкостной красотой. Крошечная, с огромным - по ее масштабам - камином, она была искусно оформлена придворным столяром Гансом Вагнером резьбой по венгерскому ясеню. На этаже, где жила семья герцога, в эркерной комнате был помещен герб с двадцатью семью цветными полями, в середине которого прусский орел держал в когтях серебряную литеру S - ленный символ короля Польши Сигизмунда. Кстати, жилые покои герцогини позже занимала королева Луиза, и ее более чем скромная мебель стояла там вплоть до уничтожения замка.


В этом же крыле находился Охотничий зал.





В северо-западном углу к северной оборонительной стене до башни Лиделау (Примечание: Башня Лиделау - это выступающая часть стены замковой церкви, о которой речь пойдет позже ), была пристроена фирмарии (приют) для престарелых орденских братьев, которые уже не могли принимать участие в походах. Строительство началось после 1350 г. Фирмарии имела подвалы с бочковым сводом и световыми окнами во двор. На первом этаже имелось два подсобных помещения. Между ними было оборудовано небольшое помещение с печью для подогрева пола второго жилого этажа. Все больные и престарелые орденские братья имели отдельную комнату (всего их было восемь). Каждый больной имел слугу.

Второй этаж имел прихожую, два зала с ребристыми сводами и широкими нишами окон в северной стене, там же располагалась кухня.

Фирмарии на уровне второго этажа соединялась с домом конвента мостовым переходом. Фирмарии имела свой данцкер, установленный на западной стене пархама, проход в него через северо-западную угловую башню. Позже к фирмарии с востока было пристроена капелла Св. Анны. Оборонительная стена с внешней стороны была надстроена на уровне башни Лиделау.

Также к XX веку в этом крыле замка находились помещения отделов Государственного архива и колегии адвокатов при Верховной земельном суде.

Королевский замок (Калининград) - историческое место, которое сегодня вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции у горожан даже несмотря на то, что от него остались лишь руины. Первое упоминание о Кёнигсберге датируется 1255 годом. А дальше - только интереснее…

Калининградская область - единственная в России, которая отделена от нашей необъятной страны другими государствами. И когда гуляешь по городу, можно найти его довольно странным населённым пунктом. Здесь и чисто советские районы, вызывающие уныние своей серостью, и типичные кварталы Бюргера, бродить по которым приятнее. Также Калининград сегодня является современным российским портовым городом, но в 1255 году, когда он был основан, местность принадлежала Пруссии. Тогда было принято решение об образовании опорного пункта на время завоевания земель, чем и занялись крестоносцы Тевтонского ордена. Эта точка на карте была названа Кёнигсбергом, что в переводе звучит как «королевская гора» - в честь чешского короля Пржемысла II, дарующего средства на обустройство городища.

В этом же, 1255 году был заложен замок. Точнее будет сказать, что история города берёт своё начало с момента образования данного архитектурного сооружения. Средневековье вообще очень интересное и одновременно страшное время, когда происходили самые неожиданные события. И как раз тогда-то борьба с язычниками была чуть ли не главнейшей целью, благородным деянием. Поэтому нередко при упоминании той эпохи можно слышать о крестовых походах, в которых принимали участие все, кто ждал «духовного спасения». Так вот, возвращаясь к теме: замок Кёнигсберг, по затее короля Оттокара II и гроссмейстера Тевтонского ордена Пеппо фон Остерна, был воздвигнут «для защиты христианской веры».

Решение о строительстве было принято в 1254 году, сразу после празднования Рождества. К 17 января следующего года Оттокар II оставляет «щедрые дары для строительства замка», о чём пишет хронист ордена Пётр из Дуйсбурга. Весной были начаты работы по возведению Кёнигсберга, и, стоит отметить, в довольно большом масштабе. Сначала на месте предварительно сожжённого прусского городища Твангесте была построена деревянная крепость, уходящая в землю. Далее планировалось строительство каменного оборонительного сооружения, которое бы заняло всё просторное плато Королевской горы, находящейся на высоте 20 м над уровнем реки Прегель. В 1256 году отгородили ручей, таким образом, получив крайне необходимый в те времена Замковый пруд - отсюда пополнялся крепостной ров. Кстати, именно здесь была построена первая мельница.

В 1260 году произошло прусское восстание - крупнейшее за всю историю. Они уничтожили всех христиан, которых успели захватить в плен, а также сожгли многие и прочие постройки. Спустя год пруссы добрались и до Королевского замка, осадили его, захватив и разрушив поселение. Кёнигсбергский замок к тому времени ещё не был достроен, но достойно выдержал двухлетнюю осаду и ожесточённую битву.

В следующие годы Королевский замок (Калининград) постоянно менялся, перестраивался, преображался, становился больше, красивее и сильнее. К XV веку это была уже неприступная и достаточно мощная крепость, взять которую составляло большую проблему. Однако спустя некоторое время стены перестали быть защитой от пушек. Постепенно здесь скапливались различные произведения искусства и ценные книги. Так замок превратился в культурный центр прусской земли.

В 1525 году Кёнигсберг официально становится резиденцией первого светского правителя Пруссии - герцога Альбрехта. Но господину становится тесно и скучно в безликих палатах замка, и он решается на грандиозную перестройку. В ходе этого «строительного переворота» появляется восточное крыло, позже названное в честь герцога.

В эпоху Ренессанса уже успевший преобразиться дворец стал ещё прекраснее. Королевский замок (Калининград) был полностью достроен и стал великолепной с эстетической стороны резиденцией прусских герцогов.

«Смерть» Королевского замка

Основанное чешским королём сооружение просуществовало вплоть до 1968 года. Первое разрушение замок потерпел во времена Второй мировой войны. Авиационные бомбёжки нанесли крупный урон строению, но, как ни странно, оно всё ещё сохраняло свой прекрасный и немного грозный вид. Кроме этого, его можно было восстановить. Но время шло, а дальше дискуссий дело не продвигалось. Многие люди были против восстановления Кёнигсберга. Недаром ведь в 1945 году в газете «Правда» замок назвали «гнилым зубом в пасти фашистской гадюки». Он вызывал неприятные эмоции у людей, да и денег на его реставрацию требовалось очень много. Неизвестно, сколько бы ещё простояло это архитектурное сооружение в неведении, если бы не Косыгин. В конце 60-х годов минувшего века, когда на вопрос «что это за развалины в центре города» ему ответили, что здесь собираются сделать краеведческий музей, Косыгин был в негодовании: «Открыть музей прусскому милитаризму? Снести, немедленно!» Так и решилась судьба Кёнигсберга. Хотя фактов, свидетельствующих о том, что это действительно было так, нет.

Описание Королевского замка

Замок Кёнигсберг имел максимальную длину 104 м и ширину 66, 8 м. Самым высоким сооружением города была Замковая башня, которую перестроили в 64-66 годах XIX столетия в стиле готики.

За 7 веков существования это строение многократно видоизменяли. Поэтому оно сочетало в себе все некогда модные стили: готика, ренессанс, барокко и даже рококо. Вместе с тем менялось и его предназначение. Сначала это было оборонительное сооружение, затем замок, потом модные герцогские резиденции, после этого - музейный комплекс, а затем место, в котором была сосредоточена духовная жизнь.

Интересно другое - составные части, образующие Королевский замок (Калининград):

  • Место, где проходила коронация прусских королей - Замковая кирха.
  • Собрание рукописей и книг - «Серебряная библиотека».
  • Расположенный в подвальной части винный ресторан «Кровавый суд».
  • Приют «Фирмари».
  • Замковая башня с часами.
  • Большая зала для приёмов.
  • Овсяная башня - восьмиугольное сооружение.
  • Замковый пруд.
  • Барочный флигель с королевскими покоями под названием Friedrichsbau или Unfriedtbau. В него входило несколько залов: Тронный, Зеркальный, Кожаный, Охотничий, Керамический, Ордена Черного Орла, а также зал предков; бывшие помещения Императорского салона, покоев кронпринца, императорского гардероба и императорской спальни; комнаты рождения Фридриха I, знамён и штандартов, королевы Луизы; столовая и кабинет императора.

Учреждения, некогда находившиеся в Кёнигсбергском замке

  • Археологическая коллекция «Пруссия».
  • Верховный суд Пруссии.
  • Государственный архив при короле.
  • Музей провинции.
  • Управление музеями

Замок в наши дни

Сегодня можно видеть лишь руины Королевского замка в Калининграде. Но даже остатки этого исторического здания не дают покоя местным жителям, будоража фантазию, особенно молодёжи. Одно время здесь проводились раскопки и обсуждалась возможность восстановления строения.

Сейчас в летний период открыта экспозиция, которая позволяет осмотреть крупногабаритные и мелкие строительные образцы и прочие детали. На смотровой площадке проводятся самые настоящие рыцарские турниры, сопровождаемые различными интересными занятиями и соответствующими декорациями.

Археологические раскопки на месте Королевского замка в Калининграде

Замок Вавель величественно возвышается над Вислой вот уже почти тысячелетие. За свою долгую историю замок был свидетелем множества событий, пережил десятки войн, разрушений, пожаров и перестроек. Вавель — символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа.

В XI веке на месте Вавеля находилось укрепленное поселение племени вислян. В XIV столетии Краков стал столицей Польского государства, а Вавель королевской резиденцией. Официально Краков считался столицей вплоть до 1795 года, но после переезда монарха в Варшаву в 1609 году по сути таковой не являлся, польские короли продолжали короноваться в Кракове.

Толчком для переезда послужил сильный пожар в Вавельском замке, который король Сигизмунд III попросту решил не восстанавливать. Говорят, он был знатным алхимиком, искал секрет Философского камня, а пожар случился из-за его алхимических опытов в лаборатории, устроенной в одном из залов замка.

Королевский замок. Слева — "Иорданская башня", справа комплекс из трёх башен — "Датской башни", "Куриной ноги" и "Башни Сигизмунда III Вазы", а прямо за стеной находится королевский сад.

Мемориал "Катынский крест" у костёла Святого Эгидия. По преданию, храм построил князь Владислав в благодарность Богу за рождение сына. Правда, проведенные исследования показали, что здание было построено в первой половине 14 века. В XIX веке в Кракове началась перепланировка: сносились защитные укрепления Старого города и многие ветхие здания. Костел Святого Эгидия также планировалось разрушить, но жители города выступили против и сумели отстоять храм.

Во времена Шведского потопа замок был частично разрушен и разграблен, после утраты Польшей независимости, вообще попал в руки практичных австрийцев, которые разместили в нем кавалерийский гарнизон. Польская общественность не могла мириться с подобным отношением к национальной святыне. Был собран выкуп — 3 504 609 австрийских крон, который был выплачен австрийскому правительству за Вавель, В 1905 году австрийские солдаты оставили замок, а в 1911-м и весь Вавель. Реставрационные работы начались после I Мировой войны и продолжались несколько десятилетий.

Сенаторская башня.

Во время Второй мировой войны в замке располагалась резиденция немецкого генерал-губернатора Ганса Франка. В старинных комнатах и залах королевского дворца гитлеровцы устраивали учреждения и квартиры для своих чиновников. Когда в 1945 году под натиском Советской Армии Франк должен был бежать из Кракова, он все же успел распорядиться, чтобы все здания на Вавеле и лучшие памятники в Кракове были заминированы. И только молниеносный марш советских войск спас и Краков, и Вавель. Маршалу Коневу, осуществившему этот блистательный маневр, в знак благодарности и признания его заслуг присвоено звание Почетного гражданина города Кракова.

Сандомирская башня.

Центр выставок и конференций. Бывший австрийский военный госпиталь. Здание построено по проекту архитектора Феликса Ксенжарского в 1853-1856 годах.

Слева на панораме находятся здания семинарии и кафедрального музея (покрытые черепичной крышей), дом викария (зеленая крыша), затем Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава и здание королевских кухонь, за которым располагается сам королевский замок.

В Кафедральном соборе Вавеля некогда проходили коронации, а сегодня покоятся останки польских монархов. От первоначального здания храма сохранилась лишь часть башни Серебряных колоколов и крипта Св. Леонарда, нынешнее здание было возведено в XIV столетии. В центре собора стоит Алтарь Отчизны, на который монархи Польши возлагали военные трофеи. Недалеко от алтаря находятся королевские каменные саркофаги и гробница Казимира Ягелона.

В одной из башен помещается самый большой в Польше колокол Сигизмунд. Жители города считают, что в то время, когда раздается этот звон, нужно загадать желание, и оно непременно сбудется. Другое романтическое поверье обещает молодым девушкам, прикоснувшимся к огромному, весящему 365 кг и удерживаемому гигантскими кожаными ремнями языку "Сигизмунда", скорое замужество.

В XX веке вавельская кафедра прославилась тем, что её епископом был Кароль Войтыла — будущий Папа Римский Иоанн Павел II.

Внутри собора фотографировать запрещено. Очень странный запрет, который меня всегда удивляет.

Перед входом в собор висят…кости. Это кости мамонта. По существовавшему поверью кости такого диковинного животного несут процветание и мир той земле, на которой находятся.

На воротах Вавельского кафедрального собора изображёна стилизованная буква K. Среди жителей города этот символ носит значительно большую популярность, чем официальные символы.

Медный макет Вавельского замка и Кракова.

Почти в центре панорамы Воровская (Злодейская) башня - одна из трех, полностью сохранившихся, башен Вавеля, которая использовалась, как тюрьма. Её построили при Казимире Великом. В шестнадцатом веке башня была уничтожена пожаром и затем несколько раз обновлялась. В середине девятнадцатого века была перестроена австрийцами, как и другие башни Вавеля. В 1950-1951 годах восстановлена в состоянии восемнадцатого века по проекту, подготовленному под руководством Витольда Минкевича.

На переднем плане располагаются фундаменты разрушенных в начале 19 века зданий: Костёл святого Михаила, Дом ключника Ковальского, Дом каноника Станислава Борка, Костёл святого Георгия.

Аркадный внутренний двор замка. Каждый ярус - иной высоты, но пропорции найдены настолько удачно, что весь дворик пронизывает ощущение совершенной гармонии и легкости. Рядом с местом, где я стою, находится вход в помещение, где демонстрируют картину Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

Внутри замка также снимать запрещено.

Внутренние залы увешаны древними гобеленами, сделанными в Брюсселе по заказу короля Сигизмунда Старого - 365 штук, ровно по числу дней в году. Во время войн краковские власти прятали их то в горах, то в монастырях, некоторые из гобеленов сгорели в пожарах. Однажды король пожелал пополнить казну и заложил гобелены в Гданьске, но Сейм выкупил святыню и с тех пор выдавал их королям только напрокат!

После войны большевиков с "белополяками" гобелены попали в Зимний дворец Петербурга, но позже Советам пришлось вернуть их законным владельцам. В начале Второй Мировой войны гобелены были спрятаны от нацистов, вывезены сначала в Румынию, потом в Канаду, а в Вавель вернулись в 1961 году.

Фрагменты росписи, изображавшей портреты римских императоров в медальонах, растительные орнаменты и декоративные композиции на античные темы сохранились и поныне на стенах южного и восточного крыла замка.

Медный кованый водосток в виде головы дракона.

Один из самых интересных залов в замке - Посольский зал, который знаменит своим уникальным потолком, в нишах которого находятся резные деревянные головы придворных, отчего зал назывался также «Под Головами». Когда-то их было сто девяносто четыре, до наших дней сохранилось лишь тридцать - остальные сгорели во время сильного пожара на Вавеле в XVII веке.

Однажды, когда король вершил суд в Посольском зале, он по каким-то соображениям приговорил к казни невиновного человека. Тогда уста одной из деревянных голов раскрылись и изрекли: «Rex Auguste, judica juste!» («Король Август, суди справедливо!»).

Над входом в магазин расположена такая забавная фигурка ангелочка. Он держит в руках весы, на чаши которых опирается ногами.

Стены замка увиты плющом.

У другого входа в замок расположен конный памятник предводителю восстания 1794 года, Тадеушу Костюшко. Во время Второй мировой, когда в замке располагался временный штаб фашистов, немецкий генерал приказал снести памятник, что и было тотчас же исполнено, а по окончании войны в Германии отлили копию уничтоженного монумента и привезли в Вавель, только вот немецкий конь оказался пожирнее польского и Костюшко сменил коня на более упитанного:)

Под стеной, в роли средневекового рыцаря, подрабатывает Рассел Кроу.


Этот лев охраняет вход в усыпальницу под башней Серебряных Колоколов, где похоронены президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией.

Они погибли в авиакатастрофе недалеко от аэропорта Смоленска. Вместе с президентом летела делегация, состоящая из политических, военных, общественных и религиозных деятелей Польши. На борту самолёта было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Целью визита было посещение Катынского мемориала под Смоленском в день 70-летия Катынского расстрела.

Во второй комнате усыпальницы похоронен маршал Юзеф Пилсудский - польский государственный и политический деятель, первый глава возрождённого польского государства, основатель польской армии.

Вид на Вислу с Вавельского холма.

Вдали виднеется костел Святого Святослава Костки.

А мы спускаемся под землю, в пещеру дракона Смока. Есть несколько версий легенды о драконе, но настоящую, страшную историю о человеческой жестокости рассказал мой товарищ ren_ar . Очень советую почитать.

Общая длина подземелий составляет 270 метров, из которых 81 - туристическая трасса. Самое интересное, как всегда, скрыли (
Первая информация о пещере появилась в Польской Хронике в XII/XIII веке благодаря магистру Винценту. После смерти дракона это был один из самых известных ходов в замок.

В XVII-XVIII в пещере располагалась известная корчма - её часто описывали в путевых заметках известные путешественники и иностранные дипломаты.

С разделом Польши, когда Вавельский холм заняли австрийские войска, пещера была закрыта, а нижние входы в неё замурованы.

На выходе из пещеры нас встречает сам дракон, который извергает огонь каждые 5 минут или по СМС по телефону 7168 с текстом «smok». Надо же ему как-то зарабатывать себе пропитание, правда?

Есть легенда о том, что в Вавеле спрятан таинственный камень - источник необычайно мощной энергии. Индуисты верят, что на нашей планете существуют семь главных энергетических центров, дающих человеку невиданную силу. Будто бы бог Шива когда-то разбросал семь камней на семь сторон света. И вроде бы один из этих камней ныне укрыт где-то в толще Вавельского холма. Говорят, что он расположен в подземелье западного крыла королевского замка, в несуществующей сегодня капелле святого Гереона.

Раз в месяц в Сенаторском зале даются торжественные концерты старинной музыки из цикла «Вавельские вечера», в «Дни Кракова» во внутреннем дворике замка устраиваются спектакли. А в ночь на Ивана Купала у подножия замка по течению Вислы, по древнему славянскому обычаю, плывут девичьи венки и украшенные разноцветными огнями лодки, кстати сегодня 21 июня, день летнего солнцестояния.

Каждый побывавший в Вавеле, узнав его историю, будни и праздники, уносит с собой немеркнущее воспоминание о нем.

Продолжение следует...

История Кенигсберга начинается с Королевского замка одноименного названия. Замок был символом Кенигсберга, таким он и остается до сих пор, его печатают на сувенирной продукции, о нем пишут и говорят. Но, его нет...

Королевский замок был заложен в 1255 года - вскоре после похода короля Оттокара в Самбию. Первоначально он был построен из дерева.
В 1262 году из камней была сооружена внешняя оборонительная стена. Она охватывали весь прямоугольник замка. Позже, внутри, построили второй ряд стен толщиной до 2-х метров, а высотой до 8-ми метров. Возводился замок из огромных валунов у основания, а затем из керамического кирпича и полевого камня, так называемой «вендской кладкой». Скреплялось всё особым раствором. Оборонительные стены завершались зубчатым верхом. На северной стороне замка были построены 4 крупные башни, на северо-западе была возведена угловая башня и на востоке была построена ещё одна мощная четырёхугольная башня Лиделау. Далее на восток следовала ещё одна крупная четырёхугольная башня - она называлась «У зернового дома».
В последующее время Королевский замок постоянно перестраивался и достраивался, тем самым расширяясь и украшаясь. И уже в средние века он представлял собой мощную, неприступную крепость. Однако, когда стены его перестали быть защитой от пушек, они приютили собрание произведений искусства и ценнейшие библиотеки. Постепенно замок стал культурным центром прусских земель.
Поворотным пунктом в развитии замка стал 1525 год, когда дворец становится официальной резиденцией первого светского правителя Пруссии. Понадобились административные помещения, парадные и жилые покои для герцогини и двора. Средневековое оформление помещений выглядело старомодным, в моду входил ренессанс.
18 января 1701 года, после коронации Фридриха III, замок стал королевской резиденцией - и оставался ею на протяжении двух столетий, до 1918 года, когда в результате революции в Германии был свергнут император Вильгельм II.
Здание имело максимальную длину 104 метра и ширину 66,8 метров. Самое высокое сооружение города - Замковая башня, высотой 84,5 метра, была перестроена в 1864-1866 годах в готическом стиле.
В 1924 году замок был переоборудован под музейный комплекс. Там разместились городская картинная галерея, прусский музей и музей Ордена, управление по охране памятников.
Осталось множество фотографий этого великолепного произведения архитектурного искусства, есть даже фото его внутреннего убранства. Вот некоторые из них.

Нашла фильм, собранный из фотографий Королевского замка. Длится 10 минут, но, посмотреть стоит, очень красиво

В 1942 году в Королевском дворце была выставлена часть Янтарной комнаты, которую фашистские войска вывезли из Екатерининского дворца в Пушкино.

В августе 1944 года, когда Кенигсберг подвергся бомбардировке наших союзников, замок горел, от него остались только обугленные стены. Но, фасад замка остался невредим, и незначительно сильнее пострадал во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 года.
Вот в таком состоянии он достался нашему государству

Очевидцы рассказывают, что Королевский замок уничтожался поэтапно. Сразу же после войны на его территории заработала камнедробилка: заготавливался кирпич. Постоянная вибрация, а также снег и дождь привели к тому, что в ночь с 14 на 15 декабря 1952 года рухнули верхние этажи главной башни, прямо на проезжую часть. После этого какое-то время остатки башни еще пытались сохранить, но... городские власти распорядились: взорвать! И с помощью 810 кг тротила башня вместе со всем южным крылом замка исчезла навсегда. Взрывали ее в период с 12 февраля по 10 марта 1953 года.
Взрыв главной башни королевского замка зимой 1953 года

Но, остался западный флигель.

Но, в то время судьба Королевского замка еще не была решена окончательно. С одной стороны, главный архитектор Калининграда П.В.Тимохин считал, что "город Кенигсберг и Кенигсбергская область реконструироваться не будут". И писал на имя секретаря ЦК ВКП(б) Маленкова: "Прошу дать указание создать в г. Калининграде республиканский центр по разборке зданий, который мог бы централизованно снабжать строительными материалами, полученными от разборки любые стройки страны. Только по Калининграду можно получить от разборки разрушенных зданий около двух миллиардов штук кирпича, благодаря чему можно сэкономить основные капиталовложения на строительство 20-25 кирпичных заводов".
С другой стороны - с начала 50-х годов в центре города полным ходом шла расчистка завалов, обустраивался Ленинский проспект.
Замок, превращенный в руины, стоял еще несколько лет. Пока Косыгин, тогдашний председатель Совета Министров СССР, наведавшись в Калининградскую область, не поинтересовался у тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Коновалова: "А что это у вас в центре города?"
Тот будто бы ответил: "Здесь мы собираемся замок восстановить и открыть краеведческий музе". На что Косыгин, будто бы рявкнул: “Музей чему?! Прусскому милитаризму?! Чтоб завтра же его здесь не было!” И Коновалов начинает действовать.
6 июня 1966 года появляется решение “О проекте детальной планировки центра города”. С резолюцией Коновалова: "Одобрить. Дом Советов расположить на территории бывшего Королевского замка”. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. “Гнилой зуб прусского милитаризма должен быть вырван!!!" - крылатое выражение, которое, как-будто бы принадлежит Коновалову.
Вот, например, замок Мариенбург в Мальборке. Вторая мировая война оставила на месте замка дымящиеся развалины, однако польские власти приняли решение восстановить замок в довоенном виде.

На руинах «колыбели прусского милитаризма» предстояло воздвигнуть совершенно новый, прекрасный советский город, который стал бы памятником великой победе. О каком восстановлении замка могла идти речь?...
И вот он, памятник, - новый символ Калиниграда - Дом Советов, недостроенный с выбитыми окнами, так и стоит до сих пор.

В 2001 году началось изучение фундамента Кенигсбергского замка, проект финансировался немецким журналом "Der Spiegel". Раскопки производились вплоть до 2008 года, когда проект был свернут и финансирование прекратилось, так как руководство немецкого журнала не смогло найти точек соприкосновения с Правительством области. Теперь раскопанные руины потихонечку разрушаются по действием дождя и ветра, укрытые лишь небольшим продуваемым навесом. Сейчас туда водят экскурсии.

Я прочитала одну версию, которая мне показалась интересной. Возможно, до сегодняшнего дня дожили фрагменты Королевского замка - это ограда. Посмотрите, как они похожи...
Фрагмент променада Королевского замка.

Ограда у КГТУ

Этой ограды у площади Победы в Кенигсберге не было, а появилась она только в 50-х годах. Но, едва ли в советскую эпоху стали бы возводить нечто подобное. Есть предположение, что ее разобрали и перенесли.
Закончить этот печальный рассказ хочется, как говорится, на оптимистической ноте. Есть проекты восстановления Королевского замка, а значит, и надежда, на то, что он появится на своем месте. Вот один из проектов

«Королевский замок» - простая, красивая и увлекательная карточная игра на внимательность, память и логику. В ней 2-4 игрокам предстоит строить стену для королевского замка! Игра отлично подойдёт как для детей, так и для людей постарше. Детей также можно будет научить считать до 46 - карты в игре представляют собой части стены с определённым номиналом. Чтобы правильно расположить карту, нужно знать, какое из чисел больше. Взрослым будет интересно играть даже по упрощённым правилам, так как сама игра отлично тренируют память - механика игры немного напоминает легендарную «Мемори». Расширенные же правила предложат вам множество различных персонажей, добавят элементы стратегии и планирования.

Игровой процесс

Базовые правила выглядят следующим образом. Каждый игрок получает стартовую карту с флагом (начало стены с номиналом 1) и кладёт её перед собой. Остальные 45 карт должны лежать рубашкой вверх на столе перед вами в любом удобном порядке.

Игроки ходят по очереди. В свой ход вы должны перевернуть любую карту из тех, что лежат в центре стола, и выбрать одно из двух действий:

  • Либо вы переворачиваете эту карту обратно рубашкой вверх и кладёте её на прежнее место;
  • Либо вы можете забрать эту карту и добавить её к своей стене. Это действие можно совершить, только если новая карта имеет номинал выше, чем ваша крайняя справа карта непосредственно в стене. То есть строить стену можно только в сторону увеличения номинала.

После выбора действия ход игрока заканчивается и передаётся дальше по часовой стрелке.

Расширенные правила сильно преображают игру и добавляют игре новую стратегическую глубину. Ваша цель теперь - заработать как можно больше очков до конца игры. Все карты приносят по одному очку, но некоторые карты обладают особым эффектом:

  • Король и Королева - эти карты просто приносят по три бонусных очка в конце игры;
  • Волшебник - позволяет вам добавить эту карту между двумя уже существующими картами стены. К примеру, волшебник с номиналом 17 отлично впишется, например, в ваши уже лежащие на столе 15 и 20. Обычные правила позволяют класть карту только с номиналом выше 20;
  • Принц и Принцесса - если у вас на стене образовалась пара из принца и принцессы, в конце игры вы получите одно дополнительное очко. При этом они не должны находиться непосредственно рядом, а самих пар может быть несколько;
  • Пушка - позволяет сбросить одну карту из стены противника, кроме башен и тех карт, которые располагаются между башнями в стене;
  • Башня - башни, соответственно, позволяют вам обороняться от пушек противника. Достаточно заключить свои наиболее ценные карты между двух башен и их сохранность будет гарантирована!
  • Ворона - каждый ворон приносит одно победное очко, но не более пяти для одного игрока. Одними воронами игру не выиграть!

Кто победил?

По базовым правилам побеждает игрок, который первым сможет построить стену из десяти карт, включая первую стартовую. Если на столе остались карты с меньшим номиналом и достраивать стены уже невозможно, то побеждает игрок с самой большой и крепкой стеной на данный момент. Если и тут ничья, то победит игрок, обладающий картой с самым высоким номиналом.

По расширенным правилам побеждает игрок, набравший наибольшее количество победных очков, то есть завершать игру может быть крайне невыгодно, если вы уступаете по очкам соперникам.