Крайг г психология развития pdf. Психология развития - Крайг Г., Бокум Д

Психология развития. Грэйс Крайг, Дон Бокум.

9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с. (Серия "Мастера психологии")

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Формат: doc / zip

Размер: 3,45 Мб

/ Download файл

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию....................................10
Предисловие...................................................... 12
ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60
Глава 3. Наследственность и среда..................................103
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157
ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 214
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457
ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте. . . 492
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522
ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759
Глава 19. Смерть и умирание.......................................793
ГЛОССАРИЙ....................................................... 819
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................846
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928

На этой странице вы можете скачать книгу
"Грэйс Крайг, Дон Бокум, Психология развития".

Скачивание архива "Грэйс Крайг, Дон Бокум, Психология развития" займет несколько минут и завист от скорости вашего соединения с интернетом.

Одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Несомненное достоинство - внимательное рассмотрение всех этапов человеческой жизни: период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, старение, умирание и смерть.

Важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития - как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Читайте еще:

Отныне уже невозможно не сделать общую теорию символа осью новой классификации наук, в которой науки о человеке вновь займут свое центральное место как науки о субъективности. Укажем их основной принцип, нуждающийся еще, конечно, в дальнейшей разработке.

Таким образом, всякая необычная идея вынуждена пробивать себе дорогу - как только кто-либо пытается сделать что-нибудь неожиданное, мир взрывается криком: «Не высовывайся! Не высовывайся! Не высовывайся!» и давит, таращится, уговаривает и глумится, пока тот не подчинится - или же не достигнет...

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Крайг Грэйс 1

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 1


University of Massachusetts HUMAN DEVELOPMENT SEVENTH EDITION

prentice hall Upper Saddle River, New Jersey 07458


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание

^ПИТЕР^


Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2000
Крайг Грэйс

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

7-е международное издание Серия «Мастера психологии»

Мотивы и значение труда в жизни женщин 726 Мифы и стереотипы, влияющие на отношение к работающим женщинам 727 Семьи, в которых работают оба супруга 728

Семья, работа и образ жизни 733

Меняющееся отношение к семейной жизни 733

Меняющееся отношение к работе 734

Совмещение работы и семейной жизни 735

8. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ................... 743

Глава 16. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости........... 744

Развитие в среднем возрасте 745 «Время расцвета» или«начало конца»5 746

Миф о кризисе середины жизни 747

Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте 749 Психофизиологические и морфо функциональные изменения 749

Менопауза и климактерий 752

Сексуальность в среднем возрасте 756

Здоровье и болезни 758

Главные болезни среднего возраста 758

Кумулятивные эффекты жизненных привычек 760

Раса, бедность и здоровье 763 Стресс и болезни 764

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте 770 Текучий и кристаллизованный интеллект 770 Опыт и мастерство 774 Когнитивные навыки и среда 775 Изменение функций интеллекта 778

Глава 17. Психосоциальное развитие в средней взрослости........................... 783

Преемственность и изменения в развитии личности 784 Задачи среднего возраста 784 Мужчины в середине жизни 789 Женщины в середине жизни 790

Семья и друзья межличностный контекст 792 Между двумя поколениями 793 Отношения со взрослыми детьми 793 Отношения со стареющими родителями 795 Воспитание внуков 800 Дружеские отношения в перспективе жизненного пути 801Меняющаяся семья 803 Развод и повторный брак 803 Семьи с детьми от предыдущего брака 808

Постоянство и перемены в профессиональной жизни 811 Переоценка профессиональной карьеры в

середине жизни 811 Перемена работы и трудовой стресс 812

9. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.................. 825

Глава 18. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости.......... 826

Старение сегодня 827 Эйджизм и стереотипы 827 Четыре десятилетия поздней взрослости 830 Физические аспекты старения 834 Морфо функциональные изменения в старости 835

Здоровье болезни и питание 840 Причины старения 844 Наследственность и факторы окружающей среды 845 Теории старения 846 Когнитивные изменения в процессе старения 848 Познавательная способность в поздней взрослости 849

Угасание интеллекта в

старческом возрасте 855

Стареющий ум и благополучная старость 860 Краткое содержание и выводы 860

Глава 19. Психосоциальное развитие в поздней взрослости........................... 864

Личность и старение 865 Благополучная старость 866 Стабильность и перемены в поздней взрослости 867 Задачи развития в поздней взрослости 873 Выход на пенсию смена статуса 875 Физические экономические и социальные условия 876 Решение о выходе на пенсию 878 Семейные и личные отношения 880 Период прекращения воспитательной

деятельности 881 Уход за больным супругом 882 Вдовы и вдовцы 883 Братья, сестры и друзья 885 Социальная политика и пожилые люди 886 Демография старения в Америке 886 Немощные старики в Америке 890 Образ жизни пожилых американцев возможности выбора 891 Краткое содержание и выводы 895

Глава 20. Смерть и умирание................ 898

Мысли о смерти истрах смерти 899 Отрицание смерти 899

Озабоченность смертью и значение смерти 900 Перед лицом собственной смерти 902 Стадии приспособления к умиранию 902 Смерть как финальная стадия человеческого развития 904 Альтернативные пути умирания 905

В поисках гуманной смерти 906 Хосписы 907 Право на смерть 909 Горе и приспособление к тяжелой утрате 912 Процессгоревания 912 Утрата близкого человека в кросс культурной перспективе 914 Ритуалы и обычаи 916

Когда умирает ребенок 917 Завершение полного жизненного цикла 918

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................... 924

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............... 974

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется «Разви­тие человека». Его автор - Грэйс Крайг - вот уже тридцать лет преподает синтетическую дисциплину с тем же названием широкому кругу американских студентов, выбравших для себя одну из многочисленных профессий типа «человек - человек». Используя богатую па­литру научных «красок» - данные истории, антропологии, социологии, демографии, биоло­гии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, она рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Поэтому каждый, кто возьмет на себя труд познакомиться с содержанием этого энциклопедического издания, наверняка обнаружит в нем что-то интересное, важное и полезное для себя, неза­висимо от своей специальности или возраста.

Де-юре, как следует из названия, учебник посвящен не психическому или какому-то иному аспекту развития человека, а именно развитию человека. Иначе говоря, вниманию читателей предлагается фундаментальный труд, посвященный систематическому изложе­нию междисциплинарной, интегрированной науки о человеческом развитии , своего рода ге­нетического человекознания. Однако, де-факто, психология в учебнике Грэйс Крайг зани­мает центральное место, несмотря на изрядный совокупный объем данных других наук о человеке, и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции, без которой все ос­тальное содержание попросту рассыпалось бы. Поэтому мне кажется, что редакция изда­тельства «Питер» не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское изда­ние этого учебника «Психология развития». Сравнение же учебника Грэйс Крайг с другими известными мне американскими учебниками (в частности, с учебником Арлин Сколник 1, довольно близким по концептуальному подходу, организации материала и содержанию) только укрепило меня в этом мнении . И все-таки, поскольку социологи, к примеру, вряд ли решились бы переименовать эту книгу в «Социологию развития», несмотря на значитель­ный объем используемых в ней данных своей науки, следует сказать несколько слов в защи­ту позиции редакции. Тем более, что сам факт изменения названия отражает не какую-то особую экспансию психологов, стремящихся захватить побольше чужих научных террито­рий, а всего лишь объективное положение вещей в сфере междисциплинарных связей наук о человеке .

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук - к данным психологии. Однако междис-циплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как

1 Skolnick, А. (1986) The Psychology of Human Development. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

Предисловие научного редактора к русскому изданию

это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факто­ров развития человека. Ее сущность - в синтезе данных наук о человеке с целью построе­ния единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которо­го были намечены в России академиком Б . Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы челове­ка, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития - Человек разумный - наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто жи­вет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, кон­струирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события - вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекто­рий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология. Поэтому, по крайней мере в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляет­ся, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возмож­но, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним - компле­ментарным - концентром синтетического человекознания, новой и более объективной на­уки о человеке и его развитии. А пока, во имя принципа объективности, лучше оставаться в привычном «правовом поле» психологии развития, тем более что подход Грэйс Крайг созву­чен идеям ленинградской школы психологии человека, созданной Б. Г. Ананьевым. Вот по­чему в русском издании редакция посчитала
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития . — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). - ISBN 5-94723-187-5

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Скачать

Краткое оглавление
Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157

Часть II. Детство

развитие.......................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте. . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание.......................................793

Глоссарий....................................................... 819
Список литературы................................................846
Алфавитный указатель.............................................928

Предисловие к русскому изданию....................................10

Предисловие...................................................... 12

Часть I . Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования .....................16

Предварительный обзор..........................................16

Ключевые проблемы изучения развития человека....................18
Историческое и современное видение развития человека..............24
Изучение развития человека: описательные подходы..................34
Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45
Этика научного исследования.....................................51
Краткое содержание главы........................................57
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60
Предварительный обзор..........................................60
Дополнительные вопросы о развитии...............................62
Психодинамические подходы......................................63
Бихевиоризм и теории научения...................................74
Когнитивные подходы............................................82
Биологические подходы..........................................88
Системные подходы..............................................94
Теории в ретроспективе..........................................99
Краткое содержание главы........................................99
Глава 3. Наследственность и среда.............................103
Предварительный обзор.........................................103
Молекулярная генетика.........................................104
Гены, хромосомы и деление клеток................................112
Генетические и хромосомные нарушения...........................118
Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127
Генетика поведения.............................................130
Влияния среды и различных контекстов...........................134
Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135
Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143
Краткое содержание главы.......................................153
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157
Предварительный обзор.........................................157
Пренатальный рост и развитие...................................159
Влияние среды на пренатальное развитие..........................169
Роды.........................................................186
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199
Развивающаяся семья...........................................203
Краткое содержание главы.......................................209
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие.............................................. 214
Предварительный обзор.........................................214
Новорожденные................................................215
Физическое и моторное развитие.................................222
Сенсорное и перцептивное развитие...............................236
Когнитивное развитие...........................................246
Развитие речи..................................................257
Краткое содержание главы.......................................270
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие. . 274
Предварительный обзор.........................................274
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276
Паттерны ранних отношений.....................................284
Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296
Развитие личности на втором году жизни..........................300
Занятость родителей............................................308
Краткое содержание главы.......................................315
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие. . 318
Предварительный обзор.........................................318
Физическое развитие............................................320
Развитие двигательных навыков..................................326
Когнитивное развитие...........................................331
Память и когнитивное развитие..................................341
Развитие речи и культура........................................345
Игра и научение................................................354
Краткое содержание главы.......................................360
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363
Предварительный обзор.........................................363
Проблемы развития и техники совладания.........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376
Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388
Семейная динамика.............................................396
Краткое содержание главы.......................................410
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413
Предварительный обзор.........................................413
Физическое и моторное развитие.................................414
Когнитивное развитие...........................................422
Оценка интеллекта и достижений.................................431
Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441
Нарушения и расстройства развития..............................448
Краткое содержание главы.......................................453
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457
Предварительный обзор.........................................457
Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458
Социальное знание и моральное сознание..........................461
Продолжающееся влияние семьи..................................468
Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478
Краткое содержание главы.......................................488
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 492
Предварительный обзор.........................................492
Подростковый период в наше время...............................493
Физическое развитие и адаптация.................................495
Сексуальные установки и поведение...............................504
Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513
Краткое содержание главы.......................................519
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 522
Предварительный обзор.........................................522
Задачи развития подросткового возраста...........................523
Семейная динамика.............................................530
Взаимоотношения в подростковый период..........................533
Трудности подросткового возраста................................540
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550
Краткое содержание главы.......................................556
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560
Предварительный обзор.........................................560
Перспективы развития в периоде взрослости.......................562
Общее физическое развитие......................................566
Секс и сексуальность............................................571
Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580
Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586
Краткое содержание главы.......................................598
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601
Предварительный обзор.........................................601
Длительность и изменчивость....................................602
Личность, семья и работа........................................603
Установление близких отношений................................609
Родительство и развитие взрослых................................617
Профессиональный цикл........................................625
Работа и пол...................................................636
Краткое содержание главы.......................................642
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646
Предварительный обзор.........................................646
Развитие в среднем возрасте.....................................647
Физическая стабильность и изменчивость..........................652
Здоровье и болезни............................................. 661
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем
возрасте.................................................... 670
Краткое содержание главы.......................................680
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682
Предварительный обзор.........................................682
Стабильность и изменчивость личностного развития.................683
Семья и друзья: межличностные контексты.........................691
Изменение семьи...............................................702
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710
Краткое содержание главы.......................................716
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719
Предварительный обзор главы....................................719
Старение сегодня...............................................720
Физические аспекты старения....................................730
Причины старения..............................................741
Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744
Краткое содержание главы.......................................756
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие. . . 759
Предварительный обзор главы....................................759
Личность и старение............................................761
Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770
Семейные и личные связи.......................................775
Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Психическое развитие представляет собой формирование функциональных систем и изменение качества отдельных пси­хических функций, процессов, состояний, свойств. Понятие же «возрастного развития», проблемам которого посвящено дан­ное учебное пособие, не является случайным - в первую оче­редь потому, что психическое развитие можно рассматривать не только в связи с возрастными изменениями. Речь, например, может идти о психическом развитии человека в различные ис­торические эпохи, о развитии психических процессов как ди­намических характеристик психической жизни человека в рам­ках одного и того же возраста и т. д.

Под проблемами развития в психологии, как правило, рас­сматриваются те случаи, которые приводят к отклонениям от нормы в развитии и предполагают коррекцию развития с уча­стием соответствующих специалистов. Эти варианты откло­нений в психическом развитии получили название дизонтоге-неза. В соответствии с классификацией В. В. Лебединского, существует шесть видов дизонтогенеза: 1) психическое недо­развитие; 2) задержанное психическое развитие; 3) повреж­денное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие; 6) дисгармоничное развитие 1 . Эти случаи отклоне-

Подробно см.: Лебединский В. В. Нарушения психического разви­тия у детей. М., 1985.

ния в развитии изучает специальная отрасль - психопатоло­гия развития.

В настоящей работе рассматриваются проблемы психичес­кого развития, которые существуют в пределах нормы возра­стного (или онтогенетического) развития. Они возникают при наличии противоречия между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, про­цессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, тре­буя появления новых психических качеств. При этом актуаль­ный уровень развития не позволяет эффективно ответить на эти вызовы, что и порождает проблему. Ее решение соетоит в развитии тех качеств, которые давали бы возможность успеш­но адаптироваться к новым условиям. Если этого не происхо­дит, то проблема начинает мешать развивающемуся челове­ку, вызывая новые проблемы либо у него самого, либо у тех, кто вступает во взаимодействие с ним. Лишь при появлении соответствующих новообразований психики такая проблема может быть успешно разрешена или устранена. «Весь процесс становления Вселенной (а значит, и человека) идет не от по-вторимого к повторимому, а от сотворенного к новому» (Ма­риэтта Шагинян Человек и время. М., 1980. С. 676).

Таким образом, процесс развития характеризуется разреше­нием противоречий, где проблема и есть содержательная сторо­на этих противоречий. В- отсутствие спонтанного разрешения противоречий, возникшая проблема выступает уже в роли пре­пятствия, что часто переводит ее из зоны неосознаваемого в дос­тупную осознанию проблему. Проблемы - как живые существа: они зарождаются, перерождаются, изменяя того, в ком они жи­вут. Можно утверждать, что проблема, появившись в конкрет­ной ситуации, в определенный момент времени может стать тол­чком к развитию тех или иных качеств. Если же она повторяется или продолжает жить во времени, сопровождать человека, то становится причиной развития совершенно в ином направлении, определяя поступки, поведение, стратегию жизни.

Иногда конкретная ситуация, маленькая проблема, если она связана с зарождением психических новообразований, че­рез некоторое время может стать большой, выступая в каче­стве основы для тех или иных изменений в человеке.

Летом восьмилетний Даня ходил в детский городской ла­герь. Спустя неделю с начала его посещения с ним состоял­ся следующий разговор.

Д.: Бабушка, там есть мальчик, он все с улыбочкой и по го­лове стукает. А если мы играем с другим мальчиком в игру, он приходит и садится на нее (настольная игра). Он все время так делает. Б.: Дай ему сдачи.

Д.: Тогда он начнет кричать или плакать, и воспитатели меня наказывают. Говорят: вон, в угол! Что мне делать? Я хочу быть добрым.

Ответ на вопрос, который решает маленький мальчик, даст направление развитию либо хитрости, в том случае, если он будет давать сдачу, но так, чтобы избежать наказания взрос­лых, либо озлобленности и негативизму, если он, невзирая на реакции взрослых, будет давать сдачу и переживать неспра­ведливые наказания. Вопрос, который он задает, по сути, от­ражает поиск путей разрешения проблемы, которая в данной конкретной ситуации может дать зачатки развития совершен­но новых и противоположных психических качеств.

Представим ситуацию, когда такие взаимоотношения меж­ду мальчиками и курирующими их взрослыми сохраняются месяцы или год. За это время можно говорить уже не о зарож­дении тех или иных качеств, а об их активном становлении и включении в структуру жизнедеятельности. При последую­щем развитии подобного жизненного сценария эти качества будут иметь все более и более широкий перенос на различные

стороны поведения, оказывать влияние на решение других проблем.

Важно подчеркнуть, что в жизни человека есть не только психологические, но и экономические, социальные проблемы, проблемы физического здоровья. Естественно, они неизбежно оказывают влияние на психическое состояние людей, однако в настоящем пособии будут рассматриваться только психические проблемы развития, которые не сводятся ни к экономическим, . ни к проблемам здоровья.

1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития

Любая проблема в психическом развитии связана с преодо­лением того, что мешает появлению нового психического ка­чества. К внешним факторам могут быть отнесены все те, ко­торые лежат в окружающей человека жизни, в социуме. Если следовать теории У. Бронфенбреннера 2 - в микро-, мезо- и макросреде. К числу таких факторов, обусловливающих раз­витие человека, как правило, относят семью, институты обра­зования (дошкольные, школьные, вузы и т. п.), сферу досуга, ценности, традиции, нравы и обычаи, принятые в той или иной культуре в определенный исторический отрезок времени.

Внутренние причины, приводящие к проблемам в психи­ческом развитии, кроются в физиологических особенностях человека, его генотипе, здоровье, в уже сформировавшемся к настоящему времени психическому строю. Среди последних могут быть выделены: нежелание расставаться с тем, что есть в настоящем, чтобы избежать неизвестного нового, то есть «за­стревание» на определенной стадии развития (инфантилизм, вечная молодость и т. п.), страх нового, неразрешенные про­блемы предыдущих стадий развития и пр.

2 Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979.

В. В. Ковалев применительно к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате рас­стройства и созревания структур и функций головного мозга употребляет понятие «психологический дизонтогенез». И. И. Ма-майчук отмечает: «Психологический дизонтогенез может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-орга-ническими и др.) патогенными факторами, неблагоприятны­ми социально-психологическими средствами воздействия, а также разнообразными сочетаниями биологических и соци­альных факторов. Выделяют два типа психического дизонто-генеза: ретардация - запаздывание или приостановка психи­ческого развития; асинхрония - выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирую­щейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других» (Мамайчук И. И., 2001, с. 32-33).

Вопрос о факторах, порождающих проблемы развития, не мо­жет быть рассмотрен линейно: сложные семейные условия, пло­хое здоровье - следствие проблемы развития. Многочисленные наблюдения психологов за различными сценариями развития показывают, что одни люди в сложнейших социальных услови­ях, преодолевая проблемы, успешно, позитивно развиваются, со­вершенствуются. Другие - имея объективно прекрасные условия для развития (хорошее здоровье, материальный достаток и т. п.) - переживают психологические проблемы, не могут с ними спра­виться и развиваются деструктивно. В связи с этими наблюдени­ями в психологии стали разрабатываться категории жизнестой­кости и уязвимости (Д. Чиккетти, С. Лютар, М. Раттер и др. 3).

Жизнестойкость - система психических качеств (ресурс человека), способствующих позитивному психическому раз­витию, несмотря на краткосрочные или хронические, внешние или внутренние препятствия.

3 Resilience and vulnerability: adaptation in the context of childhood adversities/ Ed. by S. Luthar. Cambridge Universiti Press, 2003.

Описываются три варианта проявления жизнестойкости:

Восстановление психического развития до нормального, прежнего уровня после воздействия травмирующих фак­торов (например, задержка в психическом развитии пос­ле недлительной болезни и последующее полное восста­новление);

Возвращение к прежнему состоянию с признаками рос­та в ситуации пережитого горя, деформировавшего обычный строй психической жизни;

Адаптация в условиях длительно существующей неблаго­приятной ситуации, способствующая позитивному разви­тию (например, проживание в семье алкоголика, в усло­виях нарушенных взаимоотношений с сослуживцами или администрацией, тяжелые хронические заболевания).

Уязвимость - искажение, деформация развития под дей­ствием неблагоприятных факторов.

Современные исследователи психического развития пыта­ются найти ответ на вопрос: что является психическим ресур­сом жизнестойкости, какие факторы могут противостоять тем, которые провоцируют проблемы развития?

Пока еще немногочисленные поиски ответов на эти вопросы позволили установить, что существуют так называемые «поддер­живающие факторы». В каждом конкретном случае, когда мы сталкиваемся с проявлениями жизнестойкости, могут быть свои поддерживающие факторы. Например, в случае, когда родитель­ская семья является фактором риска, расширенная семья или творческий коллектив могут выступать в роли поддерживающего фактора. Или другая ситуация: для ребенка, который не может посещать школу по состоянию здоровья и вынужден учиться дома, в основном самостоятельно, поддерживающим фактором могут стать и домашняя библиотека, и Интернет.

Поддерживающие факторы - это те люди, социальные институты, события и пр., которые способствуют нормально­му психическому развитию вопреки факторам риска.

Понять проблемы психического развития каждого конкрет­ного человека можно анализируя в комплексе все факторы, взаимодействующие и влияющие на процесс его развития.

В качестве одного из факторов развития может рассматри­ваться активность самого человека. Ориентировочный рефлекс младенца - свидетельство его врожденной активности, удов­летворение которой способствует развитию. Проблемы в разви­тии часто связаны с тем, что потребность в активности на ран­них этапах подавляется («Не трогай!», «Небегай!», «Нелезь!», «Не греми!» и т. п.). Часто позднее, когда на более старших воз­растных этапах нужно опираться на активное освоение, напри­мер, учебного материала, профессиональной деятельности, ак­тивность уже подавлена в значительной степени, начинаются проблемы в развитии познавательной деятельности.

Зарисовки из жизни

Активность и психическое развитие

Дети умные, с воображением всегда находят себе хоро­шее занятие по душе, развлекают сами себя. Хотя бы мечта­ют о чем-то необыкновенном. Живут в сказочном мире, при­думанном ими самими, и никому от них нет помех.

Глупый ребенок нуждается в ежеминутной опеке. За ним нужно следить на каждом шагу, держать за ворот, забавлять. Оставшись один, он оказывается в глухой пустоте и начина­ет, от пустоты, все ломать и сокрушать.

Ильясов Я. Заклинатель змей. Повесть о трудной судь­бе, удачах и неудачах беспутного шейха, поэта, ученого, не­сравненного Омара Хайяма. Ташкент, 1979. С. 393.

1.1.2. Проблемы развития и возраст

Экспериментальные и эмпирические данные позволили опи­сать наиболее часто встречающиеся проблемы психического раз-

вития в тот или иной возрастной период. Определенные, часто устойчивые проявления во взаимодействии биологических и со­циальных факторов развития чаще всего определяют зарожде­ние различного рода проблем. При наличии очень индивидуали­зированного пути развития, его уникальности и неповторимости перечень проблем в жизни людей одного возрастного периода, как правило, является относительно универсальным. Другое дело, что проблемы, по содержанию типичные для того или ино­го возраста, индивидуальны в характере, глубине переживания и способах разрешения. Таким образом, закономерное появле­ние определенных проблем на разных этапах развития позволя­ет не только прогнозировать их возникновение в каждом конк­ретном случае, но и упреждать их, создавая условия, при которых они не становились бы травмирующими факторами развития.

Понятие возраста, как известно, включает в себя характе­ристики биологического, психологического и социального возраста, представленные ниже.

Биологический возраст:

Ограниченный биологическими рамками период жизни;

Необратимость фаз биологического возраста (установка на проживание жизни, характерной для потребностей и возможностей того или иного возрастного периода);

Продолжительность жизни: обусловленность наследствен­ностью (средняя продолжительность в роду, наследствен­ные заболевания), средней продолжительностью жизни в этот период в данном сообществе (в данной культуре);

Формирование определенного отношения к собственно­му возрасту, ко времени жизни.

Психологический возраст:

Переживание и отношение ко времени собственной жизни;

Событие как единица измерения психологического вре­мени. Событие - нечто, внесшее существенные измене­ния в психическую жизнь человека. Событийность пси­хологического времени и хронологических изменений

могут не совпадать. Психологическая автобиография может характеризоваться наиболее значимыми для че­ловека событиями, внесшими существенные изменения в его психическую жизнь;

Временные децентрации - ориентированность человека на то или иное время; проявление в децентрациях влия­ния возраста и индивидуальных особенностей пережи­вания времени;

Возраст умственного развития - соответствие умствен­ных способностей стандартизированной возрастной нор­ме; относительность нормы в разные исторические пе­риоды, в разных культурах.

Социальный возраст - соответствие возраста выполняе­мым социальным ролям:

Социально-экономические условия (войны, кризисы);

Нравы, обычаи, социальные установки, ценности;

Когорта - сообщество людей, рожденных и проживаю­щих свою жизнь в определенное историческое время и в определенных социальных условиях; появление общих черт у когорты под влиянием относительно одинаковых условий социализации.

Все эти характеристики возраста отражают единство био­логического, психологического и социального контекстов раз­вития человека, а возраст только фокусирует их в определен­ный момент времени жизни.

Возрастные характеристики человека далеко не всегда на­ходятся в состоянии гармонии. Их дисгармония может часто порождать проблемы развития.

Женщина, для которой всегда значимым являлся ее вне­шний вид, которая жила тем, что создавала свой облик так, как она это хотела, к 50-ти годам начала не справляться с ситуацией. Не принимая тех биологических изменений,

которые происходили в ее организме, ее психологические переживания оказались таковы, что проблемы непринятия себя закончились суицидом.

Поскольку рассмотрение проблем развития в данном посо­бии соотнесено с возрастными периодами, здесь приводится возрастная периодизация, принятая на Международном сим­позиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965), в соот­ветствии с которой изложен материал: Новорожденный - 1-10 дней. Грудной - 10 дней - 1 год. Раннее детство - 1-3 года. Первый период детства - 4-7 лет. Второй период детства - 8-12 лет.

Подростковый возраст - 13-16 лет (мальчики), 12-15 (де­вочки).

Юношеский возраст - 17-21 (юноши), 16-20 (девушки). Средний (зрелый) возраст:

первый период - 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (жен­щины);

второй период - 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины). Пожилой возраст - 61-74 лет (мужчины), 56-74 (женщины). Старческий возраст - 75-90 лет (мужчины и женщины). Долгожители - 90 лет и выше.

Проблемы сопровождают возрастное развитие на протяже­нии всей жизни. Возрастное психическое развитие подчиня­ется закономерностям, в соответствии с которыми в каждый период происходит формирование определенных психических новообразований. Становление последних, в свою очередь, вызывает те или иные трудности, провоцируя соответствую­щие проблемы развития.

Как уже подчеркивалось, характер проявления закономер­ностей возрастного развития обусловлен определенной ситуа­цией развития конкретного человека. Вместе с тем полученные

в психологических исследованиях обобщения о многообразии конкретного позволяют говорить о типичных для того или ино­го возраста проблемах развития.

Появление проблемы осознается не сразу, поскольку до определенного времени не вызывает трудности и не мешает жить. Но наступает момент, когда противоречия либо стано­вятся очевидными для окружающих (если это маленький ре­бенок), либо начинают осознаваться самим человеком как ме­шающее препятствие, которое нужно или хочется преодолеть.

Появление проблем в ходе развития следует рассматривать как нормальный и естественный процесс, который не являет­ся патологией развития. Тем не менее, именно преодоление и разрешение возникающих проблем, следствием чего становит­ся формирование новых психических качеств, нового опыта, определяют проблемность как позитивный фактор развития.

«Позитивное качество, приобретаемое на любой стадии, - писал Э. Эриксон, - испытывается необходимостью превзой­ти его таким образом, чтобы на следующей стадии индивиду­ум мог рискнуть тем, что на предыдущей стадии было для него особо оберегаемой драгоценностью» (Эриксон Э., 1996, с. 369).

Неразрешенные проблемы, «застревание» в них становятся препятствием в процессе перехода человека на новую ступень развития. В результате происходит усиление гетерохроннос-ти развития, при которой одни свойства и качества закономер­но развиваются, изменяются, а проблемные начинают суще­ственно входить в противоречие с развитием остальных сторон психики. Результатом этого процесса является нарушение гар­монии, целостности структуры психики, ее сбалансированно­сти. Так из фактора развития проблема превращается в тор­моз, который может приводить к отставанию в формировании того или иного качества, свойства от возрастных норм, в ряде случаев становясь причиной появления психических патоло­гий.

Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006 - 320 с.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основаниями для классификации проблем психического развития могут выступать различного рода характеристики негативного воздействия, внутренние ресурсы психического развития и многие другие факторы.

Одним из таких оснований может служить длительность воздействия раздражителя (то есть того внешнего в широком плане воздействия, которое порождает проблему). Выделяют ос­трые раздражители, порождающие повседневные проблемы, и хронические раздражители, которые лежат в основе устойчиво, длительное время сохраняющихся проблемных переживаний.

Так, при классификации стрессоров в детском и юношеском возрасте различают острые и хронические раздражители, требу­ющие адаптивных реакций. В качестве острых раздражителей рассматриваются события, связанные, например, со спецификой переходного возраста (первое свидание или первая менструация, пребывание в больнице или потеря друга, а также повседневные трудности, неудачи в школе). Наряду с острыми стрессорами, имеются также и хронические, как, например, материнская деп­рессия, собственные физические недостатки, хроническая бо­лезнь, а также неблагоприятные условия окружающей среды, например депривация или социальное отвержение.

Другим основанием можно рассматривать внутренние ресур­сы психического развития, то есть взаимодействие процессов со­зревания и развития. При их синхронном развитии проблем не возникает. Например, физиологическое созревание (развитие) скелетно-мышечной системы ребенка к 7-8 месяцам определяет возможность соответствующего психомоторного развития и, как следствие, развития сенсорики, интеллекта. Если же физиологи­ческое развитие отстает, ребенок начинает испытывать проблемы и в психическом развитии. В случае опережающего психическо­го развития также возникают проблемы, но они связаны с нерав-

номерным развитием различных сторон психики. Так, при уско­ренном познавательном развитии может наблюдаться дисгармо­ния с развитием эмоциональным, коммуникативным.

Данное основание классификации, указывающее на взаи­модействие процессов созревания и психического развития, позволяет говорить о проблемах, связанных как с опережаю­щим развитием, так и с отставанием в развитии. Гармоничное соотношение процессов созревания и развития порождает сен-зитивность, определяемую как готовность, повышенную чув­ствительность к воздействиям, основанную на созревании и приводящую к появлению психических новообразований при минимальных затратах и противоречиях.

По области проявления психические проблемы возрастно­го развития могут относиться к познавательной деятельнос­ти, психическим состояниям, личностным свойствам, поведе­нию. Например, в поведении можно наблюдать проблемы гиперактивности, пассивности, делинквентности, агрессивно­сти. Проблемное развитие личностных свойств нередко про­является в неадекватной самооценке, акцентуациях характе­ра, эмоционально-волевой регуляции и т. п.

Различные варианты, взаимодействия социальных и био­логических факторов развития также выступают основани­ем для классификации проблем развития. При ослабленном здоровье, но благоприятных условиях социализации (в семье, через систему здравоохранения) можно ожидать один сцена­рий развития человека. При здоровой наследственности и хо­рошем физическом состоянии организма, но при асоциальных условиях жизни возможен иной сценарий психического раз­вития, при котором возникают сложные проблемы становле­ния самых различных сторон психики.

Проблемы психического развития могут быть соотнесены с возрастными нормами, и в этой связи возможно выделение проблем г связанных с опережением возрастных норм и с от­ставанием от возрастной нормы развития. Возрастные нормы

касаются, прежде всего, становления психических новообра­зований, которые определяют принадлежность развития че­ловека к тому или иному возрастному периоду.

Естественно, что каждая конкретная проблема развития будет находиться на пересечении различных оснований ее воз­никновения. Поэтому классификация важна как основание для многопланового анализа проблемы, видения всех векто­ров ее возникновения и проявления.

Наличие проблем в психическом развитии, как правило, становится очевидным посредством двух возможных путей:

Это может быть осознание самим человеком, что с ним происходит что-то не то (ему тяжело учиться, ни на что не хватает сил, подавленное настроение, постоянные конфликты, сужение поля жизнедеятельности и т. п.);

Человек может не осознавать наличие проблемы (особенно если самосознание находится только на первых этапах ста­новления, не развита рефлексия), но проблему осознают окружающие, потому что осложнено взаимодействие, не­соответствие при сравнении с возрастной нормой и т. д.

Проблема всегда имеет относительный характер: с одной сто­роны, в силу отношения к ней, а с другой - по причине сложив­шихся культурных традиций. Поэтому мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда по объективным показателям фиксируется проблема в психическом.развитии, но она не переживается ни самим человеком, ни его окружением. Значит, эта проблема есть только в сознании других «знающих», имеющих представление о том, как должно осуществляться развитие.

Героиня спектакля «Дорогая Памела» (Джон Патрик) - пожилая женщина, живет на чердаке заброшенного дома, до­бывает средства для жизни на городской свалке. По объек­тивным социальным критериям - она в состоянии кризиса. Но по субъективным - у нее нет проблем: она по-доброму

встретила молодых людей, которые хотят ее обмануть, при­ютила и заботилась о них, она весела и счастлива. По ходу спектакля становятся очевидными те позитивные изменения в ее настроении, отношении к жизни, к людям, которые про­исходят с ней в ее преклонном возрасте.

Отношение к проблемам развития приобретает и культур­ную обусловленность. То, что в одних культурных традициях рассматривается как проблема развития, в других - не вы­зывает проблемы. Например, в американской культуре есть представление о том, что совершенно не обязательно, чтобы все умели говорить, поэтому в случае ребенка с задержкой ре­чевого развития вопрос о коррекции не ставится.

Вот один из примеров, который вспоминает российский лого­пед, работающая в Америке, Л. Берман: «Юноше 24 года, и он ничего не говорил. Американцы (в силу своей особой ментально-сти) вовсе не считают, что каждый должен говорить. Специали­сты были уверены: он и без того счастлив, ведь он занимается спортом. Родители же уверены: раз специалисты сказали, зна­чит, ничего нельзя сделать. Я начала с юношей работать, и он заговорил. Каково же было мое изумление, когда однажды его мать попросила меня прекратить лечение: "С одной стороны, я, конечно, рыдала от счастья, услышав голос сына. Но, с другой стороны, я так боюсь, что у него будет русский акцент!"» 4

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДЦОШКОЛЬНИКА (1-3 ГОДА)

Факторы, определяющие проблемы психического развития в преддошкольный период:

Выраженное левостороннее доминирование руки и сме­шанная латеральность;

Особенности коррекции послеродовых травм и других физиологических проблем;

Своевременность раннего вмешательства при его необхо­димости;

Сформированность психических функций в соответствии с возрастной нормой;

Характер эмоционального отношения взрослых к ребен­ку;

Неадекватность требований родителей к возрастным воз­можностям ребенка.

Проблемы:

Страх и тревога в раннем детстве;

Независимость вместо стыда и сомнения;

Притязание на признание и внимание;

Привязанность к родителям и страх ее потери;

Обострение кризиса 3-х лет (капризы, упрямство, нега­тивизм) при неправильных действиях родителей.

5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве

Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него:

Предчувствия наказания;

Страха темноты (фантазии, воображение);

Страха определенных или незнакомых вещей;

Страха, вызванного знакомством со сказочными персо­нажами (Волк, Баба-яга).

Проблема переживания страха возникает вследствие про­тиворечий между:

Потребностью быть принятым, любимым (основанной на привязанности) и неуверенностью в чувствах родителей;

Потребностью чувствовать себя комфортно и получать от жизни удовольствие и воспоминаниями о боли, которая имела место при наказании, или о вреде, который могут принести сказочные герои;

Потребностью владеть ситуацией (знать, что можно ожи­дать от тех или иных вещей, предметов, людей) и незна­нием, неуверенностью в ситуациях столкновения с но­выми людьми или вещами.

В целях совладания со страхами дети используют следую­щие защитные механизмы:

Уход - вытеснение (физически или мысленно);

Идентификация - принятие установок, ценностей зна­чимых для ребенка людей;

Проекция (« Это сделал а не я, а она!»);

Замещение (хочет побить сестру, но нельзя - мучает со­баку);

Отрицание того, что огорчает (вытеснение - крайняя

Регрессия - переход к более раннему, незрелому пове­дению;

Реактивное образование - маскировка тревоги путем прямо противоположного поведения.

Последствия наличия страхов, продолжительных негатив­ных переживаний:

Перерастание тревоги в личностную тревожность;

Развитие невроза страха со всеми поведенческими и лич­ностными характеристиками, присущими этому состо­янию;

Эмоциональное отчуждение от родителей, формирование лживости и угодливости с целью избегания наказания;

Развитие эмоциональной регуляции переживания стра­ха и совладания с ним;

Формирование уверенности в себе и способности владеть ситуацией.

Зарисовки из жизни

Страх потери родителей

Я сижу в постели в холодном боксе, ходить не разреша­ют. На каменном полу нет тапочек. Внезапно в окошке, зак­рашенном снаружи толстым слоем масляной краски цвета омлета, появляются силуэты родителей. Их невозможно ни с кем перепутать, потому что на отце шапка типа папахи, а на матери каракулевая шляпа в форме завернутой раковины. Я начинаю плакать и орать так, что звенит весь бокс. Они видят меня в отколупанную с той стороны щелочку, но как через много лет выяснится, не догадываются, что я узнаю их по силуэтам в оконном театре теней. Я рыдаю, но никто не приходит. Кажется, что я рыдаю час, вечер, все детство.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 7.

Данные исследований

В исследовании А. И. Захарова был проведен опрос 200 ма­терей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Чаще всего у детей второго года жизни встречался страх неожиданных

звуков (52% мальчиков и 52% девочек). Следующим по рас­пространенности оказался страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек). За ним расположились страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников (Захаров А. И., 2004, с. 52).

5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения

Преддошкольное детство представляет собой период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролиро­вать свои побуждения и мотивы действий, стремясь к все боль­шей автономии. Автономия - форма независимости, посред­ством которой дети развивают собственную волю, проявляя самостоятельность в ситуациях выбора, принятия решений.

Потребность в проявлении независимости, автономии свя­зана с важнейшим этапом развития самосознания, когда че­ловек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и гром­ко об этом заявляет. Это период наиболее ярко выраженной потребности в автономии, которую ребенок стремится удовлет­ворить в самых различных сторонах своей жизни. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самосто­ятельности - «Я сам!»

При наличии возможности удовлетворять эту потребность проблем развития не возникает. Они, как правило, провоци­руются взрослыми, которым либо некогда, либо они не имеют терпения ждать, когда неумелый малыш что-то сделает сам. Проблемы развития начинают появляться вследствие про­тиворечия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запре­тами), которым нужно следовать, усваивая определенные тре­бования социального окружения.

Это противоречие обостряется, если родители не способны удовлетворить потребность ребенка быть независимым и са-

мостоятельным, не проявляют спокойствия и продуманности в организации жизни ребенка, не оказывают ему поддержку в случаях его неудач.

Последствия неудовлетворенности потребности в автоно­мии, независимости:

Негативизм - упрямство;

Капризы, закрепление форм поведения, при которых на­стаивание на своем приобретает характер манипулиро­вания родителями;

Чувство стыда и сомнений в своих возможностях при от­сутствии позитивной поддержки со стороны родителей;

Принятие решений в условиях выбора быстрее форми­рует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам.

Зарисовки из жизни