Краткое содержание палаты номер 6. Появление Хоботова

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, веселый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьет больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определенного момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвертый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьет. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнесся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в свое право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше дл-

я вида, он идет домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает соленым огурцом или моченым яблоком. Потом обедает и пьет пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит еще и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведется о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошел ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идет извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьет Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадежности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Краткое, но подробное содержание повести "Палата номер 6" А.П. Чехова для тех, кто сдает по русскому и литературе.

Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит сторож Никита, старый отставной солдат. «У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных й тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок И потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».

В комнате на кроватях, привинченных к полу, содержатся пять сумасшедших, один из которых благородного звания, а остальные - мещане. Один из них - еврей Моисейка, который помешался, когда у него сгорела шапочная мастерская. Его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто копеечку, кто квасу, кто еще чего-нибудь. Все, что Моисейка приносит, отбирает сторож Никита «в свою пользу». Моисейка любит услуживать: он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, и т. д., но делает это не из сострадания, а подражая своему соседу с правой стороны Ивану Дмитриевичу Громову, который помогает всем, но иногда на него накатывает нечто вроде лихорадки, и он, захлебываясь, говорит о «человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников».

Лет 12-15 назад в своем доме на самой главной городской улице жил чиновник Громов, а с ним два его сына - Сергей и Иван. Будучи студентом 4-го курса, Сергей заболел чахоткой и умер. Через неделю отца обвинили в подлоге и растрате казенных денег и отдали под суд. Вскоре он умер/в тюремной больнице от тифа. Иван вынужден сам зарабатывать себе на жизнь частными уроками и часть денег отправлять матери на пропитание. Он не выдерживает тяжелой жизни и уезжает домой. Ему дали место учителя в уездном училище, но он не сошелся с товарищами, не понравился ученикам и скоро бросил место. Умерла мать. Полгода он питался только хлебом и водой, потом поступил в судебные приставы, пока не был уволен по болезни. «Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал». «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами... Человечество делилось у него на честных и подлецов, середины же не было. О женщинах и о любви он всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен». В городе его, несмотря на это, любили. Он был очень образован и начитан: книги не читал, а «глотал», но «с одинаковой жадностью набрасывался на все, что ему попадалось под руки, даже на прошлогодние газеты и календари». Однажды осенним утром Иван Дмитриевич отправляется к одному мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. По пути Он встречает арестантов с конвойными, и эта встреча производит на него тяжелое впечатление: ему кажется, что его тоже могут заковать в кандалы и отправить в тюрьму. По дороге домой Иван Дмитриевич встречает полицейского надзирателя, что тоже кажется ему подозрительным. Ночью Ивану Дмитриевичу не спится. Его преследуют мысли о возможном аресте, хотя он не знает за собой никакой вины. Его мучают кошмары, что его оклеветали, произошла судебная ошибка или он совершил преступление нечаянно. В течение нескольких дней все проходящие мимо окон и входящие во двор люди кажутся Ивану Дмитриевичу шпионами и сыщиками. Он всего боится, уединяется, избегает людей, служба становится ему невыносимой. Весной около кладбища находят два полусгнивших трупа с признаками насильственной смерти. В городе обсуждают неизвестных убийц. Боясь, что в убийстве заподозрят его, Иван Дмитриевич ходит по улицам и улыбается, при встрече уверяет, «что нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных». В конце концов Иван Дмитриевич прячется в хозяйский погреб, где сидит два дня. Когда к хозяйке приходят печники, ему кажется, что это переодетые полицейские. Он выбирается из квартиры и в ужасе бежит по улице. Его задерживают, приводят домой и вызывают доктора - Андрея Ефимыча. Доктор решает, что пациент душевнобольной, и Ивана Дмитриевича отправляют в больницу, в палату номер 6.

Кроме Ивана Дмитриевича и жида Моисейки, в палате содержится «оплывший жиром, почти круглый мужик, с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это - неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идет острый, удушливый смрад». На жестокие побои Никиты мужик не отвечает ни звуком, ни движением, ни выражением глаз. Пятый обитатель палаты номер 6 - бывший сортировщик писем, блондин с добрым, но лукавым лицом. Он одержим идеей, что его награждают редкими орденами. В палате редко бывают новые люди: заходит только цирюльник. Однако вскоре проходит слух, что помешанных начал посещать доктор.

Доктор Андрей Ефимыч Рагин в юности готовил себя к духовной карьере, но по настоянию отца посвятил себя медицине. «Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого... у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком - дух вон». У доктора осторожная походка и высокий голос. Одевается он небрежно. До поступления Андрея Ефимыча в должность в больнице творился произвол и царил ужасный беспорядок. Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам равнодушно. «Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право». В первое время он работает очень усердно, больные хвалят его за внимание и компетентность. Со временем доктору надоедает однообразная и бесполезная работа: «смертность в городе не уменьшается, и больные не перестают ходить». Доктор приходит к выводу, что мешать людям умирать ни к чему. Андрей Ефимович опускает руки и наведывается в больницу не каждый день.

В приемной Андрея Ефимыча по утрам встречает фельдшер Сергей Сергеевич, «маленький толстый человек с бритым, чисто вымытым, пухлым лицом, с мягкими плавными манерами и в новом просторном костюме, похожий более на сенатора, чем на фельдшера. В городе он имеет громадную практику, носит белый галстук и считает себя более сведущим, чем доктор, который совсем не имеет практики». Сергей Сергеич религиозен. По воскресеньям кто-нибудь из больных читает вслух акафист, а затем фельдшер обходит палаты и окуривает больных ладаном. Андрей Ефимыч принимает больных наскоро, операций больше не делает (с некоторых пор ему неприятен вид крови), поспешно выписывает лекарства, чтобы больные поскорее оставили его в покое. Со временем процесс «лечения» ему окончательно надоедает, больных принимает фельдшер. Придя домой, Андрей Ефимыч начинает читать. Он покупает очень много книг по истории и философии. За чтением доктор любит выпить и закусить. Около трех он обычно обедает, затем по нескольку часов ходит по дому и думает. По вечерам доктора навещает почтмейстер Михаил Аверьяныч, «единственный во всем городе человек, общество которого для Андрея Ефимыча не тягостно». Приятели курят и пьют пиво. Андрей Ефимыч сокрушается, что в городе «совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную, интересную беседу». Михаил Аверьяныч рассказывает о прежней умной интеллигенции, высоко ставившей понятия о чести и дружбе, дававшей деньги взаймы без векселя и т. д. Проводив приятеля, Андрей Ефимович любит пофилософствовать. Он умиляется и восторгается движениями человеческого разума. Под влиянием хороших мыслей, вычитанных из книг, собственное прошлое и настоящее становится противно Андрею Ефимычу. Он приходит к выводу, что служит вредному делу и получает жалованье от людей, которых обманывает.

Земство выделяет дополнительные средства на усиление медицинского персонала в больнице. В город прибывает молодой врач, Евгений Федорович Хоботов. Он пользуется единственной книгой - «Новейшие рецепты венской клиники за 1881 год». Новых порядков он не вводит, боясь оскорбить Андрея Ефимыча. Новый доктор втайне завидует старому и охотно занял бы его место.

Однажды в конце марта босой жид Моисейка просит у Андрея Ефимыча копеечку. Со смешанным чувством жалости и брезгливости доктор просит Никиту выдать Моисейке сапоги (отсюда пошел слух, что доктор посещает палату номер 6). Иван Дмитриевич обзывает доктора гадиной, палачом, шарлатаном, говорит, что его убить надо, утверждает, что сотни сумасшедших гуляют на свободе, а несколько несчастных должны отсиживать за всех в палате номер 6. Доктор отвечает, что все зависит от случая: «Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все». Андрей Ефимыч советует Ивану Дмитриевичу бежать, но сам же соглашается, что это бесполезно. Беседовать с Иваном Дмитриевичем очень нравится доктору, он считает, что тот очень умный и интересный человек, решает навещать его почаще.

На другой день Иван Дмитриевич признается доктору, что принял его за шпиона, а Андрей Ефимыч утверждает, что «между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы». Иван Дмитриевич отказывается философствовать: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью». Он обвиняет доктора в безволии, лени, попустительстве, потакании себе, в том, что с жизнью он знаком только теоретически.

Андрей Ефимыч начинает ходить в палату номер 6 каждый день. Доктор Хоботов однажды застает своего коллегу за разговором с сумасшедшим и вскоре уговаривает фельдшера подслушивать эти разговоры вместе с ним. Послушав «философствования» Андрея Ефимыча, они оба приходят к мысли, что доктор не в себе.

Андрей Ефимыч замечает, что отношение к нему окружающих меняется. Все намеками советуют ему бросить пить. Под благовидным предлогом его вызывают в городскую управу, где задают на первый взгляд безобидные вопросы. Выйдя из управы, Андрей Ефимыч догадывается, что это была комиссия, призванная освидетельствовать его психическое здоровье. Вечером к доктору заходит почтмейстер и приглашает его поехать вместе с ним за границу.

Через неделю Андрею Ефимычу предлагают подать в отставку. Вместе с приятелем он отправляется в Москву, где почтмейстер ведет себя «по-барски». Доктор досадует на своего друга, избегает его общества, впадает в апатию. Они отправляются в Варшаву, где почтмейстер проигрывает 500 рублей, одалживает их у доктора, у которого после этого остается только 86 рублей. По возвращении в родной город доктору приходится поменять квартиру: ни работы, ни денег у него нет. Он не в силах возобновить контакт с Иваном Дмитриевичем, так как состояние последнего ухудшается. Андрей Ефимыч всем должен. Редкие визиты коллеги Хоботова и фельдшера его раздражают. Почтмейстер сочувствует ему, но денег не отдает.

Однажды почтмейстер и Хоботов вдвоем навещают Андрея Ефимыча. Почтмейстер по обыкновению шутит и даже обещает женить Андрея Ефимовича. Тот неожиданно раздражается и с негодованием выгоняет гостей. Оставшись один, раскаивается в своем поступке. На другое утро отправляется к почтмейстеру и извиняется перед ним. Почтмейстер серьезно предлагает ему заняться своей болезнью. Доктор уверяет приятеля, что не болен: «Болезнь моя только в том, что за 20 лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший». Вечером к Андрею Ефимычу заходит Хоботов и неожиданно приглашает его на консилиум в больницу.

Андрей Ефимыч оказывается в палате номер 6, Никита отбирает его платье, Иван Дмитриевич насмешливо призывает его «пофилософствовать», и бывший доктор признает, что полностью пал духом. Андрей Ефимыч пытается выйти погулять, но Никита жестоко избивает его.

Наутро Андрей Ефимыч впадает в апатию, не отвечает на вопросы, не реагирует на посетителей. Под вечер он умирает от апоплексического удара.

Рассказ «Палата номер 6» Чехова был написан и опубликован в 1892 году в литературном журнале «Русская мысль». Это одно из лучших произведений писателя, в котором он в полной мере раскрыл темы одиночества, лицемерия и пошлости жизни в затхлой российской глубинке.

Чтобы лучше подготовиться к уроку литературы, рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Палата номер 6» по главам. Краткий пересказ повести будет также полезен и для читательского дневника.

Главные герои

Андрей Ефимович Рагин – главный врач городской больницы, умный, интеллигентный, но при этом мягкий и слабовольный человек.

Другие персонажи

Иван Дмитриевич Громов – умалишенный, в прошлом судебный пристав, собеседник Рагина.

Михаил Аверьянович – почтмейстер, близкий друг Рагина.

Евгений Федорович Хоботов – молодой человек, уездный врач, амбициозный, но не слишком компетентный.

Сергей Сергеевич – фельдшер, набожный человек.

Никита – сторож, в прошлом солдат, жестокий человек.

Глава I

В старом, полуразрушенном флигеле, расположенном неподалеку от больницы, находится просторная комната с кроватями, привинченными к полу. Это – палата №6 – место, где содержат умалишенных.

Присматривает за сумасшедшими старый сторож Никита, в прошлом солдат. Он считает, что для поддержания порядка необходимо регулярно колотить своих подопечных.

« Всех их здесь пять человек », из которых только один пациент « благородного звания », все остальные – мещане. Каждый из них имеет свою трагедию жизни, приведшую в этот унылый флигель.

Главы II-III

Отец Ивана Дмитриевича Громова, « человек солидный и зажиточный », по решению суда был отправлен в тюрьму, где скончался от тифа. Все его имущество было продано с молотка, и « Иван Дмитрич с матерью остались без всяких средств ».

Чтобы как-то сводить концы с концами, Громов стал « давать грошовые уроки, заниматься перепиской и все-таки голодать », поскольку почти все деньги отдавал матери.

Однажды Иван Дмитриевич увидел, как по улице конвойные вели двух арестантов в кандалах. Эта встреча произвела на него « какое-то особенное, странное впечатление » – он уверил себя, что его точно так же могут заковать в кандалы и поместить в тюрьму.

Тревога Громова усиливалась с каждым днем, и в ожидании возможного ареста он перестал спать по ночам. Когда же к хозяйке, у которой Иван Дмитриевич снимал комнату, пришли печники переложить печь, он решил, что это полицейские отыскали его. В ужасе Громов выбежал на улицу, где его поймали и определили в палату №6.

Глава IV

Соседи Ивана Дмитриевича по палате – весьма разношерстная публика. Одним из них был « оплывший жиром » мужик, давно утративший « способность мыслить и чувствовать », другой – « высокий, худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами », который практически не участвовал в разговорах.

Особый интерес представлял « жид Мойсейка, дурачок », который помешался двадцать лет назад после пожара в собственной шапочной мастерской. Он был единственным пациентом, кому разрешалось « выходить из флигеля и даже из больничного двора на улицу ».

Пятым обитателем палаты №6 был мещанин, служивший когда-то на почте. У него постоянно было лукавое выражение лица, словно он имел « какую-то очень важную и приятную тайну ».

Главы V-VII

Доктор Андрей Ефимович Рагин имел тяжелую, мужицкую наружность, которая только усугублялась его небрежным отношением к одежде. Когда он только приехал в город, « «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии ». Он попытался было улучшить положение дел в больнице, но из-за слабого характера ему это не удалось в полной мере.

Помощником Рагина был фельдшер Сергей Сергеевич. Будучи самонадеянным и не слишком умным человеком, он, все же выполнял всю грязную работу и считал « себя более сведущим, чем доктор ».

Андрей Ефимович всегда с удовольствием принимал у себя почтмейстера Михаила Аверьяновича. Это был единственный человек в городе, общество которого не тяготило умного и начитанного доктора.

Глава VIII

Два года назад « земство расщедрилось » и увеличило сумму на содержание больницы. Благодаря этому появилась возможность нанять еще одного врача. Им оказался молодой еще человек – Евгений Федорович Хоботов. Компетенция его была сомнительной, и при приеме больных он пользовался медицинским справочником. Хоботов завидовал Андрею Ефимовичу и мечтал занять его место.

Глава IX

Как-то раз Рагин заметил Моисейку, который босиком возвращался после сбора милостыни. Он попросил Никиту выдать несчастному сапоги. В этот момент Громов заметил доктора, и начал гневно обвинять его в том, что тот держит взаперти здоровых людей, в то время как « десятки, сотни сумасшедших гуляют на свободе ».

Между Громовым и Рагиным завязалась горячая дискуссия, и доктор решил как-нибудь еще зайти побеседовать с занятным пациентом.

Главы Х-XI

С тех пор Рагин стал регулярно наведываться в палату №6. В общении с Громовым он нашел ту духовную и интеллектуальную отдушину, в которой так долго нуждался. Их беседы на философские темы и увлеченные споры приносили доктору ни с чем не сравнимое удовольствие.

Вскоре в больнице узнали о частых посещениях Рагины палаты №6, однако никто из медперсонала не мог « понять, зачем он ходил туда, зачем просиживал там по целым часам, о чем разговаривал и почему не прописывал рецептов ».

Однажды Хоботов и фельдшер, послушав философскую беседу Рагина с умалишенным, пришли к выводу, что их начальник также лишился рассудка.

Главы XII-XIII

После этого Андрей Ефимович начал замечать, что окружающие « вопросительно взглядывали на него и потом шептались ». Однажды его пригласили к городскому голове, где в числе присутствующих были и другие доктора, в том числе и Хоботов. Рагин быстро смекнул, что это комиссия, собранная специально для подтверждения его вменяемости.

Между тем Михаил Аверьянович настоятельно просит Рагина отправиться с ним в небольшое путешествие, чтобы « отдохнуть и развлечься ». Поначалу эта идея показалась Андрею Ефимовичу дикой, но, поразмыслив, он согласился.

Перед отъездом Рагин подал в отставку, и после с чистой совестью отправился с почтмейстером в Москву.

Глава XIV

Осмотрев все достопримечательности в Москве, приятели отправились в Петербург, а затем – в Варшаву.

По возвращении домой Андрей Ефимович узнал, что его место занял Хоботов. Рагину пришлось искать новую квартиру, поскольку его жилище занял новый глава больницы.

Главы XV-XVI

Андрей Ефимович нанял новые комнаты, и все время проводил за чтением книг. Его жизнь текла однообразно и очень спокойно, что вполне устраивало доктора.

Рагин дважды навещал Ивана Дмитриевича, но тот пребывал в раздраженном настроении и « просил оставить его в покое ».

Доктора угнетала мысль, что за « его больше чем двадцатилетнюю службу ему не дали ни пенсии, ни единовременного пособия ». Он уже многим задолжал и не представлял, как жить дальше. Изредка его навещали Хоботов и Михаил Аверьянович, но эти визиты утомляли и раздражали Рагина.

Однажды Иван Дмитриевич, не сумев сдержаться, накричал на Хоботова и Михаила Аверьяновича. На следующее утро он, терзаемый угрызениями совести, попросил прощения у почтмейстера, на что тот принялся уговаривать его заняться своим здоровьем и лечь в больницу.

Под предлогом участия в консилиуме Хоботову удалось заманить Рагина в больницу и оставить его в палате №6.

Главы XVII-XVIII

Когда по прошествии получаса Хоботов так и не вернулся, а Никита предложил надеть больничный халат, « Андрей Ефимыч все понял ». Он безропотно прошел к своей кровати и принялся убеждать себя в том, что нет никакой разницы между палатой и комнатами, которые он снимал.

Когда же бывший доктор решил покинуть палату для умалишенных, Никита сильно избил его. Так Рагин понял, насколько тяжелой была жизнь пациентов, а он даже не пытался изменить ее к лучшему в свое время.

Глава XIX

На следующий день Рагин « умер от апоплексического удара ». На похоронах бывшего доктора присутствовали только его кухарка Дарьюшка и верный Михаил Аверьянович…

Заключение

В своем произведении Чехов вскрыл такие проблемы общества как лицемерие, равнодушие к ближним, насилие, отсутствие высоких интересов, недобросовестное отношение к своей работе. Особый акцент автор сделал на таких философских проблемах как поиск смысла жизни, значение страданий в духовном развитии человека.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 52.

Год издания книги: 1892

Повесть «Палата номер 6» Чехова не нуждается в представлении. Название этого произведения уже давно стало нарицательным, а само произведение переведено на многие языки мира. Повесть «Палата 6» Чехова настолько популярна, что пять раз экранизирована, причем не только в России. И, как и другие произведения писателя входящего в занимает весомое место в мировой литературе.

Повести «Палата номер 6» краткое содержание

В повести Чехова «Палата номер 6» читать можно о палате для душевнобольных в небольшом уездном городке. Здесь всегда воняет и, заходя в нее, создается впечатление, что попадаешь в зверинец. В палате живут пять пациентов. Первый худой мещанин, который целыми днями сидит и скучает. Второй Моисейка, который помешался двадцать лет назад, когда сгорела его шапочная мастерская. Ему единственному разрешается ходить побираться в город. Хотя все деньги все равно отбирает сторож Никита, который частенько избивает пациентов для порядка. Третий Иван Дмитриевич Громов бывший судебный пристав с манией преследования. Четвертый оплывший жиром человек, который безучастен ко всему происходящему и даже когда Никита избивает его ему все равно. И последний пятый пациент это худощавый блондин с манией величия, который частенько заявляет, что имеет редкие награды.

Далее в повести «Палата 6» Чехова кратком содержании вы узнаете о Андрее Ефимыче Рагине. В этой больнице он является главным врачом, хотя эта профессия его не прельщала с самого начала. Стать медиком его вынудил его отец. Когда он прибыл сюда, больница была в ужасном состоянии, но Андрей Ефимыч отнесся к этому равнодушно. По приезду он честно пытался лечить людей, но потом решил не мешать людям умирать, ведь это все равно неизбежно. Теперь он ходил на работу не каждый день и больше для того чтоб отметиться. Он проводил много времени за чтением книг, на что тратил половину своей зарплаты, а также в беседах с почтмейстером Михаилом Аверьянычем.

Далее в нашем повести «Палата номер 6» кратком содержании вы узнаете, как однажды Рагин зашел в палату к душевнобольным. У него завязался диалог с Громовым, который не признавал позицию презрения к жизненным страданиям Рогова. Вскоре эти диалоги стали постоянными и в больнице начали судачить. Это, а также желание сместить Рогова с поста главного врача у его помощника Евгения Федорыча Хоботова, привели его в городскую управу. Чиновники пытались выяснить, не сошел ли Рогов с ума. Андрей Ефимыч быстро это понял и его это начало раздражать.

Далее в повести Чехова «Палата номер 6» читать можно о том, как почтмейстер в тот же день предлагает Рагину отправиться в путешествие. Врач понимает, что это связано с слухами о его сумасшествии. Поэтому после того как его попросили подать в отставку он принимает предложение Михаила Аверьяныча. Но путешествие не вызывает у Рагина восторга. Ведь почтмейстер раздражает его жадностью и обжорством. А затем по пути в Варшаву он и вовсе проигрывает 500 рублей Рагина в карты. Это вынуждает их вернуться домой.

Вернувшись домой, в повести Чехова «Палата номер 6» читать можно о том, как главного героя продолжают донимать его сумасшествием. Это вызывает его гнев и в конечном итоге он выгоняет Хоботова и почтмейстера. Раскаявшись, он отправляется просить прощения у последнего, но он настойчиво советует лечь в больницу. Вскоре Хоботов приглашает главного героя повести «Палата 6» Чехова в больницу для консультации. Он заводит его в ту самую палату для душевнобольных и оставляет его под предлогом о необходимости взять стетоскоп. Рогов понимает, что его сделали больным. Вместе с Громовым он пытается бежать, но удар в лицо от сторожа Никиты убеждает его в четности этой попытки. Это повергает его в уныние и на другой день он умирает. На его похороны пришли только почтмейстер и бывшая прислуга.

Повесть «Палата номер 6» Чехова на сайте Топ книг

Популярность «Палата номер 6» читать настолько велика, что это позволило книге Чехова занять достойное место среди . Кроме того произведение попала в наш рейтинг за 2015 год. И если учитывать, что в последнее время популярность «Палата 6» Чехова читать несколько растет, то вполне возможно уже в следующем рейтинге книга займет более высокую позицию.

РАССКАЗЫ

Палата номер 6

Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит сторож

Никита, старый отставной солдат. “У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка”.

В комнате на кроватях, привинченных к полу, содержатся пять сумасшедших, один из которых благородного звания, а остальные – мещане. Один из них – еврей Моисейка, который помешался, когда у него сгорела шапочная мастерская. Его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто копеечку, кто квасу, кто еще чего-нибудь. Все, что Моисейка приносит, отбирает сторож Никита “в свою пользу”. Моисейка любит услуживать: он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, и т. д., но делает это не из сострадания, а подражая своему соседу с правой стороны Ивану Дмитриевичу Громову, который помогает всем, но иногда на него накатывает нечто вроде лихорадки, и он, захлебываясь, говорит о “человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников”.

Лет 12-15 назад в своем доме на самой главной городской улице жил чиновник Громов, а с ним два его сына – Сергей и Иван. Будучи студентом 4-го курса, Сергей заболел чахоткой и умер. Через неделю отца обвинили в подлоге и растрате казенных денег и отдали под суд. Вскоре он умер в тюремной больнице от тифа. Иван вынужден сам зарабатывать себе на жизнь частными уроками и часть денег отправлять матери на пропитание. Он не выдерживает тяжелой жизни и уезжает домой. Ему дали место учителя в уездном училище, но он не сошелся с товарищами, не понравился ученикам и скоро бросил место. Умерла мать. Полгода он питался только хлебом и водой, потом поступил в судебные приставы, пока не был уволен по болезни. “Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал”. “О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами… Человечество делилось у него на честных и подлецов, середины же не было. О женщинах и о любви он всегда говорил страстно,

Но ни разу не был влюблен”. В городе его, несмотря на это, любили. Он был очень образован и начитан: книги не читал, а “глотала, но “с одинаковой жадностью набрасывался на все, что ему попадалось под руки, даже на прошлогодние газеты и календари”. Однажды осенним утром Иван Дмитриевич отправляется к одному мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. По пути он встречает арестантов с конвойными, и эта встреча производит на него тяжелое впечатление: ему кажется, что его тоже могут заковать в кандалы и отправить в тюрьму. По дороге домой Иван Дмитриевич встречает полицейского надзирателя, что тоже кажется ему подозрительным. Ночью Ивану Дмитриевичу не спится. Его преследуют мысли о возможном аресте, хотя он не знает за собой никакой вины. Его мучают кошмары, что его оклеветали, произошла судебная ошибка или он совершил преступление нечаянно. В течение нескольких дней все проходящие мимо окон и входящие во двор люди кажутся Ивану Дмитриевичу шпионами и сыщиками. Он всего боится, уединяется, избегает людей, служба становится ему невыносимой. Весной около кладбища находят два полусгнивших трупа с признаками насильственной смерти. В городе обсуждают неизвестных убийц. Боясь, что в убийстве заподозрят его, Иван Дмитриевич ходит по улицам и улыбается, при встрече со знакомыми уверяет, “что нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных”. В конце концов Иван Дмитриевич прячется в хозяйский погреб, где сидит два дня. Когда к хозяйке приходят печники, ему кажется, что это переодетые полицейские. Он выбирается из квартиры и в ужасе бежит по улице. Его задерживают, приводят домой и вызывают доктора – Андрея Ефимыча. Доктор решает, что пациент душевнобольной, и Ивана Дмитриевича отправляют в больницу, в палату номер 6.

Кроме Ивана Дмитриевича и жида Моисейки, в палате содержится “оплывший жиром, почти круглый мужик, с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это – неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идет острый, удушливый смрад”. На жестокие побои Никиты мужик не отвечаем ни звуком, ни движением, ни выражением глаз. Пятый обитатель палаты номер 6 – бывший сортировщик писем, блондин с добрым, но лукавым лицом. Он одержим идеей, что его награждают редкими орденами. В палате редко бывают новые люди: заходит только цирюльник. Однако вскоре проходит слух, что помешанных начал посещать доктор.

Доктор Андрей Ефимыч Рагин в юности готовил себя к духовной карьере, но по настоянию отца посвятил себя медицине. “Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутого… у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком – дух вон”. У доктора осторожная походка и высокий голос. Одевается он небрежно. До поступления Андрея Ефимыча в должность в больнице творился произвол и царил ужасный беспорядок. Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам равнодушно. “Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право”. В первое время он работает очень усердно, больные хвалят его за внимание и компетентность. Со временем-доктору надоедает однообразная и бесполезная работа: “смертность в городе не уменьшается, и больные не перестают ходить”. Доктор приходит к выводу, что мешать людям умирать ни к чему. Андрей Ефимович опускает руки и наведывается в больницу не каждый день.

В приемной Андрея Ефимыча по утрам встречает фельдшер Сергей Сергеевич, “маленький толстый человек с бритым, чисто вымытым, пухлым лицом, с мягкими плавными манерами и в новом просторном костюме, похожий более на сенатора, чем на фельдшера. В городе он имеет громадную практику, носит белый галстук и считает себя более сведущим, чем доктор, который совсем не имеет практики”. Сергей Сергеич религиозен. По воскресеньям кто-нибудь из больных читает вслух акафист, а затем фельдшер обходит палаты и окуривает больных ладаном. Андрей Ефимыч принимает больных наскоро, операций больше не делает (с некоторых пор ему неприятен вид крови), поспешно выписывает лекарства, чтобы больные поскорее оставили его в покое. Со временем процесс “лечения” ему окончательно надоедает, больных принимает фельдшер. Придя домой, Андрей Ефимыч начинает читать. Он покупает очень много книг по истории и философии. За чтением доктор любит выпить и закусить. Около трех он обычно обедает, затем по нескольку часов ходит по дому и думает. По вечерам доктора навещает почтмейстер Михаил Аверьяныч, “единственный во всем городе человек, общество которого для Андрея Ефимыча не тягостно”. Приятели курят и пьют пиво. Андрей Ефимыч сокрушается, что в городе “совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную, интересную беседу”. Михаил Аверьяныч рассказывает о прежней умной интеллигенции, высоко ставившей понятия о чести и дружбе, дававшей деньги взаймы без векселя и т. д. Проводив приятеля, Андрей Ефимович любит пофилософствовать. Он умиляется и восторгается движениями человеческого разума. Под влиянием хороших мыслей, вычитанных из книг, собственное прошлое и настоящее становится противно Андрею Ефимычу. Он приходит к выводу, что служит вредному делу и получает жалованье от людей, которых обманывает.

Земство выделяет дополнительные средства на усиление медицинского персонала в больнице. В город прибывает молодой врач, Евгений Федорович Хоботов. Он пользуется единственной книгой – “Новейшие рецепты венской клиники за 1881 год”. Новых порядков он не вводит, боясь оскорбить Андрея Ефимыча. Новый доктор втайне завидует старому и охотно занял бы его место.

Однажды в конце марта босой жид Моисейка просит у Андрея Ефимыча копеечку. Со смешанным чувством жалости и брезгливости доктор просит Никиту выдать Моисейке сапоги (отсюда пошел слух, что доктор посещает палату номер 6). Иван Дмитриевич обзывает доктора гадиной, палачом, шарлатаном, говорит, что его убить надо, утверждает, что сотни сумасшедших гуляют на свободе, а несколько несчастных должны отсиживать за всех в палате номер 6. Доктор отвечает, что все зависит от случая: “Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все”. Андрей Ефимыч советует Ивану Дмитриевичу бежать, но сам же соглашается, что это бесполезно. Беседовать с Иваном Дмитриевичем очень нравится доктору, он считает, что тот очень умный и интересный человек, решает навещать его почаще.

На другой день Иван Дмитриевич признается доктору, что принял его за шпиона, а Андрей Ефимыч утверждает, что “между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы”. Иван Дмитриевич отказывается философствовать: “На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью”. Он обвиняет доктора в безволии, лени, попустительстве, потакании себе, в том, что с жизнью он знаком только теоретически.

Андрей Ефимыч начинает ходить в палату номер 6 каждый день. Доктор Хоботов однажды застает своего коллегу за разговором с сумасшедшим и вскоре уговаривает фельдшера подслушивать эти разговоры вместе с ним. Послушав “философствования” Андрея Ефимыча, они оба приходят к мысли, что доктор не в себе.

Андрей Ефимыч замечает, что отношение к нему окружающих меняется. Все намеками советуют ему бросить пить. Под благовидным предлогом его вызывают в городскую управу, где задают на первый взгляд безобидные вопросы. Выйдя из управы, Андрей Ефимыч догадывается, что это была комиссия, призванная освидетельствовать его психическое здоровье. Вечером к доктору заходит почтмейстер и приглашает его поехать вместе с ним за границу.

Через неделю Андрею Ефимычу предлагают подать в отставку. Вместе с приятелем он отправляется в Москву, где почтмейстер ведет себя “по-барски”. Доктор досадует на своего друга, избегает его общества, впадает в апатию. Они отправляются в Варшаву, где почтмейстер проигрывает 500 рублей, одалживает их у доктора, у которого после этого остается только 86 рублей. По возвращении в родной город доктору приходится поменять квартиру: ни работы, ни денег у него нет. Он не в силах возобновить контакт с Иваном Дмитриевичем, так как состояние последнего ухудшается. Андрей Ефимыч всем должен. Редкие визиты коллеги Хоботова и фельдшера его раздражают. Почтмейстер сочувствует ему, но денег не отдает.

Однажды почтмейстер и Хоботов вдвоем навещают Андрея Ефимыча. Почтмейстер по обыкновению шутит и даже обещает женить Андрея Ефимовича. Тот неожиданно раздражается и с негодованием выгоняет гостей. Оставшись один, раскаивается в своем поступке. На другое утро отправляется к почтмейстеру и извиняется перед ним. Почтмейстер серьезно предлагает ему заняться своей болезнью. Доктор уверяет приятеля, что не болен: “Болезнь моя только в том, что за 20 лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший”. Вечером к Андрею Ефимычу заходит Хоботов и неожиданно приглашает его на консилиум в больницу.

Андрей Ефимыч оказывается в палате номер 6, Никита отбирает его платье, Иван Дмитриевич насмешливо призывает его “пофилософствовать”, и бывший доктор признает, что полностью пал духом. Андрей Ефимыч пытается выйти погулять, но Никита жестоко избивает его.

Наутро Андрей Ефимыч впадает в апатию, не отвечает на вопросы, не реагирует на посетителей. Под вечер он умирает от апоплексического удара.

(No Ratings Yet)

  1. А. П. ЧЕХОВ ПАЛАТА № 6 В заросшем крапивой больничном дворе стоит небольшой флигель. Сторож Никита – старый отставной солдат, очень исполнительный и любящий порядок человек. Кровати в комнатах привинчены...
  2. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру “Палата номер 6” – скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв...
  3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие Рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” По жанру “Палата № 6” – не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует...
  4. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Курт Воннегут (Kurt Vonnegut) Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Slaughterhouse five or the Children’s Crusade) Роман (1969) “Почти все это произошло на самом деле”. Такой фразой...
  5. Портрет Старший брат. У меня есть старший брат. Его зовут Андрей. Брат учится в той же школе, что и я, только он уже старшеклассник. В этом году Андрей заканчивает одиннадцатый...
  6. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Родился в деревне Гумнищ, Владимирской губернии, где прожил первые десять лет. Отец его был скромным помещиком, страстным охотником. Мать приучила мальчика любить искусство, музыку, словесность. Учился...
  7. Смысл Аустерлицкого сражения простым солдатам был не понятен, поэтому битва была проиграна еще до ее начала. Для беспорядочного отступления оказалось достаточно чьего-то “наивно испуганного” крика: “Обошли!” За паническим бегством солдат...
  8. Короткий рассказ Шукшина “Микроскоп” заставляет читателя улыбнуться и одновременно задуматься. Кем может показаться столяр маленькой мастерской Андрей Ерин, который потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа? Конечно, он...
  9. В. Г. РАСПУТИН ЖИВИ И ПОМНИ Действие в повести происходит в последние месяцы войны. Это история человека, который не выдержал тяжелых военных испытаний, нарушил свой долг – оказался дезертиром. Андрей...
  10. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение....
  11. Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и...
  12. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  13. На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку. А я считаю, что истинная красота...
  14. Будучи рожден в простой и не совсем богатой семье, Крылов появился на этот мир в 1769 году в городе Москве. Его отец был вынужден окончить службу и в 1775 году...
  15. Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо...
  16. А. П. ЧЕХОВ ИОНЫЧ Семья Туркиных живет в губернском городе С. Местные жители очень уважают талантливую и образованную семью. Иван Петрович Туркин – глава семьи, очень веселый и добрый человек....
  17. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
  18. План 1. Иван да Степан. 2. Подготовка к состязаниям богатырским. 3. Честь да хвала молодцам! 4. В здоровом телездоровый дух. В недалекие времена, в наши года в одном...
  19. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
  20. Василий Павлович Аксенов Остров Крым Роман (1977-1979) Случайный выстрел из корабельного орудия, сделанный английским лейтенантом Бейли-Лендом, предотвратил захват Крыма частями Красной Армии в 1920 г. И теперь, в годы правления...
  21. РАЗМЫШЛЕНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО ПО ДОРОГЕ В ОТРАДНОЕ (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) После Аустерлицкого сражения князь Андрей понял суетность... Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, показан быт помещичьей России и мир аристократического общества,...
  22. Андрей Белый – значительная фигура в российской литературе XXв.. Его дар прозаика, поэта, литературного критика, философа, филолога, теоретика символизма, импровизатора, оратора был удивительно многомерным и всеобъемлющим. Он родился в профессорской...
Палата номер 6