Кто изобрел систему чтения для слепых. Рельефно-точечный шрифт брайля — что это такое

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ -

Что это такое

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры - 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) - 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы - 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений - 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю - 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю - 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) - 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

10. Пленка для рельефного рисования -20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе - 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю - 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» - 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий - 1 шт.

Рельефно-точечный шрифт Брайля - Что это такое....... 1

Введение............................................................................… 4

Определение системы Брайля.................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю................... 4

Шрифт Брайля............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения.... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля..... 10

Использование брайлевской печатной машинки...... 10

Необходимые средства обучения.............................. . 11

В набор входят следующие пособия......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.

Азбука Брайля - так называется алфавит, который используют для чтения незрячих или слабовидящих людей. Ее также называют шрифт для слепых. Эта азбука выглядит как выпуклые точки на поверхности листа. Прикасаясь к обозначениям, можно «считывать» буквы. Этот способ прочтения дает возможность людям со слабым зрением получить образование, усваивать новую информацию и общаться с другими людьми в письменной форме. Эта система применима не только для книг, но и для цифровых приборов.

Что собой представляет азбука Брайля?

Название азбуки пошло от имени его создателя - Луи Брайля.

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта


Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали - 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй - в обратном порядке. Это усложняет чтение.


Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

Слепота - это состояние, возникающее при полной потере зрения на два глаза. Человек перестает ощущать свет и что-либо видеть. К подобному состоянию может привести потеря способности ориентироваться в окружающей обстановке (бытовая слепота) и невозможность делать свою работу с помощью разных (профессиональная).

Причины

Нарушение или потеря зрения могут быть вызваны разными факторами. Последствия внутриутробных заболеваний или пороков развития плода приводят к возникновению врожденной слепоты. Потерей зрения страдают дети не старше десяти лет и взрослые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста. Связано это с тем, что ребенок или уже имеет врожденную слепоту, или приобретает ее по причине заболеваний или травм глаз. Люди зрелого возраста слепнут из-за сосудистых болезней или появления глаукомы. В последнем случае операция по пересадке роговицы может способствовать возвращению зрения.

Трудоустройство инвалидов

Несмотря на физические ограничения, незрячие люди в России имеют возможность проявить себя в разных профессиях. Их трудоустройством занимается общество слепых, которое также проводит культурно-массовую и политико-просветительскую работу среди людей с ограниченными возможностями. Центры их правления находятся в Москве и других крупных городах. Специальные книги шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков дают слепым людям возможность научиться читать, писать, печатать.

Педагогический процесс

В России обязательным является обучение незрячих и слабовидящих детей. Школы принимают учеников со зрением от 0,05 до 0,2. Для обучения детей такой категории используются лупы и другие приемы, которые улучшают зрение. Кроме того, применяется шрифт с увеличенными буквами. Специализированные школы берут детей совершенно слепых и со зрением до 0,05. Обучение с применением разных методов и наглядных пособий акцентировано на слух и осязание. В библиотеках для незрячих есть аудио- и обычные издания, специальные таблички со шрифтом Брайля. В для невидящих (крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа) содержатся специализированные пособия. Это, в частности, не только упомянутые выше издания, но и огромная коллекция рельефно-объемных моделей, которые позволяют людям с потерей зрения узнать виды разных объектов и ощутить их.

Использование компьютерных электронных устройств

Альтернативным вариантом на замену печатным изданиям являются аудиокниги. С их помощью можно слушать инсценировки (с паузами, по разделам) и спектакли на цифровом плеере. Свой вклад вносят и волонтеры, которые на специальных сайтах создают аудиокниги, свободные для прослушивания и распространения. Выпускаются и разрабатываются разные устройства, заменяющие зрение. Модель визуально-замещающих аппаратов (проект "Тактильное виденье") является новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала. Издания, в которых использован шрифт Брайля (русский), клавиатура и дисплей, помогают инвалидам работать с текстами, создавая и редактируя их. Специальная программа на основе генератора речи, с помощью которого считывается информация с экрана, также вносит большой вклад в полноценную жизнь незрячих людей.

Шрифт Брайля

Это специальная система обучения чтению и письму для незрячих. Разработана она была в 1824 году. Француз Луи Брайль (фр. Louis Braill), сын сапожника, в трехлетнем возрасте потерял зрение из-за воспаленного после ранения шилом глаза. В пятнадцать лет он создает метод начертания и чтения букв. Впоследствии его назвали по фамилии создателя.

Шрифт для слепых Брайля имел отличия от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. К созданию мальчика подтолкнул "ночной метод", разработанный капитаном артиллерии Шарлем Барбье (фр. Charles Barbier) для прочтения военных донесений в темное время суток. Недостатком системы Барбье являлся слишком большой размер знаков, ограничивающий количество их на странице. Используя печать шрифтом Брайля, слепые люди учатся писать и читать. Этот метод способствует развитию навыков грамматики, пунктуации, правописания. Кроме того, с помощью данного способа незрячие или слабовидящие могут познакомиться с графиками и сложными схемами.

Структура

Что такое шрифт Брайля? Как происходит начертание и чтение? Буквы в шрифте Брайля изображаются с помощью шести точек, делящихся ровно на два столбца. Текст читается справа налево, а на следующей странице он уже идет слева направо. Однако существует определенная сложность при восприятии этого шрифта. Она заключается в том, что текст читается на обратной странице по выпуклостям от проколотых с другой стороны отметок. Точки пронумерованы сверху вниз по столбикам и читаются сначала с правой, потом с левой стороны. Как это происходит? Верхний правый угол - нахождение точки 1. Под ней идет 2. Нижний правый угол занимает 3. Слева вверху - место положения 4, затем внизу - 5, а в левом нижнем углу - 6.

Некоторые тифлопедагоги предлагали поменять местами 1 и 3, но их предложение не было поддержано. Позже, расширяя шрифт Брайля (русский, в частности), добавили 7 под 3 и 8 под 6. Ячейка без прокола - это определенный символ. Существуют общепринятые нормы для размеров точек и расстояний между ними и столбцами. Минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, - 0,5 мм. 2,5 - это промежуток между проколами; 3,75 мм по горизонтали, 5 мм по вертикали - это расстояние между ячейками. Такая структура позволяет слепому легко и быстро овладеть навыками чтения, без труда распознавая знаки на ощупь.

Текстов по Брайлю имеют разные форматы. Но традиционным для России считается лист, включающий в себя двадцать пять строчек по тридцать и тридцать два символа в каждой при общем размере двадцать три на тридцать один сантиметр. Для людей с потерей зрения рельефно-точечный шрифт Брайля - единственный способ, с помощью которого можно научиться писать и читать. Обладая этими навыками, инвалиды не только становятся грамотными и независимыми, но и получают возможность трудоустроиться.

Каким образом используется система?

Шрифт Брайля включает 63 информативных символа и пробел (64-й). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, как и в обычной, также присутствует пробел. Так как общее число разных сочетаний точек ограничено, нередко применяются многоклеточные символы. Они состоят из нескольких знаков, которые по отдельности имеют свои функции. Также могут использоваться дополнительные символы (цифры, заглавные и прописные буквы алфавита). Каждому знаковому сочетанию свойственно несколько значений, число которых может превышать десяток.

Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов - особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Принято выделять символы с помощью специальных знаков. Они ставятся перед заглавными и малыми буквами. При наличии разных типов шрифтов эти знаки устанавливаются до и после выделяемых слов или частей предложения. Математический корень, верхний и нижний индекс символом выделяется с обеих сторон. Для создания текста или его части курсивным начертанием его помещают между специальными отметками - условными тегами. Здесь можно отметить некоторое сходство с системой html. В ней также применяются теги.

Грамматические особенности

Шрифт Брайля имеет характерные черты в плане своего построения. Они заключаются в изменении некоторых Поэтому незрячий человек, научившийся писать благодаря этой системе ("браилист"), станет допускать определенные ошибки при работе на обычном, не адаптированном для инвалидов компьютере. Шрифт Брайля отличается от обычного следующими показателями:

Прописная буква игнорируется;

После запятой и перед тире пробел не ставится;

Отсутствует промежуток, отделяющий знак номера и число;

Одно и то же обозначение применяется для схожих символов (тире и дефис - единственный знак препинания в системе).

Подобные грамматические недочеты являются нормой для письма Брайля. Незрячий человек будет их допускать, пока не пройдет специальное дополнительное обучение.

Значение системы

При помощи различных сочетаний точек в одной клетке брайлевское письмо воспроизводит алфавитные, цифровые, музыкальные символы. Обозначения этой системы применяются для написания иностранных слов и букв, компьютерных и математических символов, уравнений. Шрифт Брайля - эффективное средство, развивающее навыки грамматики, пунктуации, правописания для незрячих людей. Также это система просто и доступно описывает графики и схемы, которые устно описать очень сложно.

Пособие

Освоив шрифт Брайля, незрячий ребенок может начать знакомство и работу на компьютере со специальным дисплеем и на особом принтере. Текст читается указательным пальцем одной или обеих рук. Воспринимаемый на ощупь, он быстро понимается благодаря легкости и компактности знаков. Это пособие предназначено для того, чтобы научить зрячих людей брайлевской системе в домашних условиях. Это даст возможность построить общение с невидящими членами семьи, писать им записки или оставлять номер телефона. Важным является и то, что зрячие люди научатся читать то, что напишет для них тот, кто обучался по системе Брайля. Появится возможность общения без посредничества других. Данным руководством успешно могут пользоваться учителя школ и реабилитологи.

Способ начертания

Как было выше сказано, Брайль придумал способ тактильного чтения для незрячих и слабовидящих людей. Этот принцип получения информации строится на совокупности шести отметок (ячейка). Они расположены в два ряда по три знака. Точки, находящиеся в разном порядке внутри ячейки, образуют смысловые единицы. Знаки следуют в определенном порядке: слева 1, 2, 3 сверху вниз, и правый столбик так же - 4, 5, 6.

Так, собственно, формируется шрифт Брайля. Как научиться этому методу?

Технология

Брайлевский прибор и грифель, печатная машинка - это те приборы, которые применяются для изложения письма для слепых. Лист бумаги, вложенный между двумя металлическими или пластмассовыми пластинами приспособления, зажимается ими. Верхняя часть имеет ряды прямоугольных окон, а нижняя - соответствующее каждому окну углубление. Ячейка пластинки аналогична брайлевской ячейке. Знак образуется благодаря давлению грифеля на бумагу. Углубления в нижней пластине при сдавливании выдают определенные символы. Записи печатаются справа налево, потому что текст для воспроизведения будет на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2, 3 располагается с правой стороны, а 4, 5, 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка состоит из шести клавиш. Они соответствуют 6-ти точкам в ячейке. Кроме того, в печатной машинке присутствует ручка вала для перевода строки, а также "возврат назад" и "пробел". На клавиши, с помощью которых формируется знак, нажимают одновременно. Таким образом, каждое надавливание соответствует букве.

От "пробела" по правой и левой стороне расположены по три клавиши. Рассмотрим, как осуществляются нажатия. Указательным пальцем левой руки следует надавить на клавишу рядом с "пробелом". Она представляет собой точку 1. Нажимать нужно на клавишу слева. Средним пальцем этой же руки осуществляют начертание точки 2. Для этого нужно нажать на центральную клавишу. Она следует после той, которая соответствует точке 1. Безымянным нажимают на последнюю клавишу. Она соответствует точке 3. Пальцы правой руки нажимают на клавиши с противоположной стороны. Первая, находящаяся непосредственно рядом с "пробелом", соответствует точке 4. На нее нажимают указательным пальцем. Следующая - соответствует точке 5. На нее следует нажимать средним пальцем. Последняя клавиша соответствует точке 6. Нажимают на нее безымянным пальцем. Таким образом, при начертании задействованы обе руки. "Пробел" ставится большим пальцем. Напечатанный на машинке текст можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Заключение

Освоение системы Брайля потребует приложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в том месте, может изменить цифры в номере телефона, например. Но силы, затраченные на изучение шрифта для слепых, не будут потрачены впустую. Главное - поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов.

Шрифт Брайля (англ. Braille) - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за начавшегося воспаления глаз мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.

Написание

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем левом углу - точка 6.

Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.

Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки - 1,2 мм. Расстояние между точками - 2,5 мм, расстояние между символами - 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля - 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.

Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек, часто используются:

  • многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
  • дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).

Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой - в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.

Грамматические особенности письма по Брайлю

Из-за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые изменения правил набора текста. В результате чего человек, обучавшийся по системе Брайля, которого также принято называть «браилистом», впоследствии может допускать ряд характерных ошибок при написании обычного текста, например, если незрячий человек будет вводить текст на адаптированном для работы без помощи зрения компьютере.

В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:

  • частое игнорирование заглавных букв;
  • отсутствие знака пробела после запятой;
  • отсутствие знака пробела перед тире;
  • отсутствие пробела между знаком номера и числом;
  • использование одного и того же символа для обозначения похожих пунктуационных знаков, например, тире и дефиса, так как в Брайле существует лишь один-единственный символ подобного рода.

Без специального дополнительного обучения незрячий человек всегда допускает подобные ошибки, набирая обычный текст, так как в системе Брайля они являются стандартными правилами.

Латинские буквы и цифры

Получение 26 латинских букв из 10 цифр
a/1 b/2 c/3 d/4 e/5 f/6 g/7 h/8