Ложное эго (ахамкара). Тонкое тело

Ложное эго

Существует 2 основных проявления эгоизма:

    А. жить для себя
    Б. жить для тех, кто со мной связан

Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.

Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по настоящему смиренный человек.

Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.

Истинное Я

Согласно Ведам, истинное Я означает жить для других, делать все без собственнических мотивов, то есть не хотеть ничего себе, служить окружающим людям и Богу. Это – истинное Я. Оно проявляется только в состоянии, когда мы развили в себе хорошие качества характера , которые способны победить эгоизм во всех сферах нашей жизни. В Ведах говорится, что победив в себе эгоизм и, став смиренными слугами Бога и Его законов, мы в этом случае находимся в чистом сознании. К слову сказать, не развив Любви к Богу, этого состояния достичь невозможно. Другими словами, истинное Я, когда человек становится бескорыстным и ему спонтанно хочется сделать что-то полезное, он естественным образом живет для блага всех по божественным законам . Только если он поступает так, то он вправе считать себя достойным человеком и его истинное Я от такого понимания вещей становится полностью удовлетворенным. Сейчас это встречается редко. В основном все просто (безосновательно) довольны собой, что является самым характерным признаком влияния на разум ложного эгоизма.

Как распознать в себе деятельность ложного эгоизма?

Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.

Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум.

Допустим, 2 ребенка играются в машинки. Один играет со своей, а другой – с чужой. Если ребенок ломает чужую машинку – он не привязан к ней своим эгоизмом и поэтому не сильно расстраивается. Если же он ломает свою, или кто-то ломает его машинку, то ребенок начинает плакать. Это означает, что ложное эго тоже имеет тонкую природу, оно соприкасается с игрушкой, неожиданно после ее поломки возникает боль в уме, и поэтому ребенок плачет испытывая боль.

Все виды боли которые только существуют в этом мире возникают в результате того, что происходит какое-то действие которое не нравится ложному эго. Допустим если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль. Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма:

    1. Телесная боль.
    2. Праническая боль.
    3. Чувственная боль.
    4. Умственная боль.
    5. Боль в разуме.

1. Телесная боль.
Возникает всегда, когда тело перестает наслаждаться. Допустим, какой-то микроб вторгается в наше тело и начинает использовать его как объект своего наслаждения. В результате наши чувства познания (в данном случае тактильная чувствительность) включается для оповещения ума о случившимся. Так у нас в теле включается механизм, который привлекает сознание для защиты тела от микроба. Все это сопровождается неприятными ощущениями, которые связаны с телесной деятельностью ложного эго.

Болевые ощущения, возникая, немедленно распространяются также и на прану, чувства, ум, а иногда и на разум. Поэтому у эгоистично настроенного человека небольшой укус насекомого может вызвать истерику. Когда человек достигает высокой степени отречения и побеждает полностью свой эгоизм, то в этом случае в теле продолжают работать защитные механизмы от микробов и других повреждений, но боли как таковой не возникает. Поэтому святой человек спокойно воспринимает и жару и холод, жажду и голод.

Иногда сознание не может в полной мере контактировать с телом, например повреждены нервные ткани (не функционирует осязание), то боль в теле не чувствуется. В этом случае мы получаем в свое сознание боль поврежденного тела через восприятия раздражителя другими чувствами познания. Например, если такой человек случайно обжигается, то сразу он не среагирует на ожег, а почувствует боль только после того как он увидит повреждение. Однако чувство боли в этом случае возникнет уже не в теле, а в пране, чувствах и уме.

Хорошо помогает уменьшить телесный эгоизм: обливание, однодневные голодание, а также такие упражнения как вибромассаж. В результате можно помочь себе справиться с болезнями которые возникают в результате чрезмерного телесного эгоизма. Вот краткий перечень этих болезней:

Чрезмерная реакция на раздражителя (микробы, химические вещества) в результате которой возникает бурный, неконтролируемый воспалительный процесс;
- аллергические реакции всех видов;
- аутоиммунные процессы в организме (когда измененный иммунитет уничтожает свои собственные ткани и органы);
- повышенная возбудимость кожи, кишечника, желудка печени и т.д.

2. Праническая боль.
Не всем сразу понятно что такое боль в пране. Если нас заставляют что-то делать не по доброй воле, то часто возникают определенные психические ощущения типа слабости, усталости, болезненности. Это и есть боль в пране или эгоистическая реакция человека на использование его праны. Во всех случаях, когда эгоистично настроенному человеку не дают наслаждаться своей собственной жизненной энергией независимо, то немедленно появляются какие-то изменения в движении жизненной энергии в его организме.

Иногда, если вдруг кто-то его попросит сделать, при высокой эгоистичности в пране, человек немедленно чувствует приступы тошноты, головные боли, слабость, снижение аппетита. В особых при подобной просьбе случаях человек даже может упасть в обморок. С другой стороны он с удовольствием в бодром состоянии духа может что-то сделать для себя. Чрезмерный эгоизм деятельности праны человека приводит к следующим болезням:

Снижение работоспособности;
- головокружения, слабость, тошнота;
- головные боли;
- перепады давления;
- обморок.

Для снижения пранического эгоизма хорошо практиковать Хатха Йогу, обливания, групповые походы, общественно полезный бескорыстный труд.

3. Чувственная боль.
Я думаю, что этот вид боли нет смысла сильно комментировать, он понятен всем. Если у нас забирают любимую вещь, то возникает обида, отчаяние, гнев, раздражительность, беспокойства. Особенно опасно если возбужденные чужим успехом эгоистичные чувства вызывают зависть. Основная причина чрезмерной боли в чувствах – это жадность , которая делает чувственную боль практически невыносимой.

Иногда чувственная боль бывает настолько сильной, что человек может умереть от разрыва сердца. Переполняющий чувства эгоизм может активизировать чувства до такой степени, что возникают истерики и стрессовые состояния. Неуправляемые чувства могут легко привести человека к болезни или в тюрьму. Чувственная боль вызывает множество всевозможных болезней типа:

Неврозы;
- истерии;
- неврастении;
- гормональные расстройства.

Для лечения болезней связанных с повышенным чувственным эгоизмом нужно: совершать пожертвования, делать подарки, просить прощение у всех кого побеспокоил и также прощать всех, кто нас побеспокоил.

4. Умственная боль.
При чрезмерном умственном эгоизме человек испытывает постоянное желание обсуждать недостатки других людей. Боль в уме выражается также в отчаянии, негативизме по отношению к окружающим людям и, как следствие, возникают: отгороженность, мнительность, озлобленность. Боль в уме заставляет нас строить различные гипотезы о том, какие плохие люди нас окружают. Регулярные занятия сплетнями – это деятельность направленная на удовлетворение умственного эгоизма. В результате сильного действия эгоизма на ум появляются: косность мышления (сильные затруднения в понимании другого человека), снижение памяти на хорошее и увеличение памяти на плохое. Следствием подобных процессов в уме является снижение умственной деятельности, что в свою очередь приводит к многочисленным хроническим заболеваниям, а также к:

Слабоумию;
- снижению памяти;
- навязчивым идеям;
- шизофрении;
- психопатии.

Для снижения умственного эгоизма и избавлению от болезней, которые он вызывает, рекомендуется: культивировать в себе общение на духовные темы, пытаться искать хорошие качества характера в окружающих людях и снисходительно относиться к их недостаткам. Для работы с эгоистически настроенным умом хорошо практиковать повторение «Я желаю Всем счастья!», или «Я желаю Вам счастья!», если это относится к конкретному человеку. Хорошо, если настроенный таким образом человек начнет изучать закон кармы и еще лучше ему начать заниматься духовной практикой.

Боль в разуме
Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека. Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу. Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров. Они беседуют с глубоким почтением друг к другу. Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить.

Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон. Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность. В результате подобных наклонностей разума возникают следующие болезни:

Алкоголизм;
- наркомания;
- половые извращения;
- маразм.

Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или миссией.

Разум лечится теми мероприятиями, которые его усиливают (соблюдение режима дня, общение с людьми, изучение литературы, посещение процедурного кабинета , труд...).

Ложное эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера , оно ведет нас к болезням и деградации. Поэтому с помощью культивирования в себе истинного Я человек сможет найти себя и быть счастливым, здоровым и успешным!

), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.

Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот - желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д., в отличие от .

В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание , которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность - воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора - воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом - зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с , которое есть в каждом организме, причем не только человеческом - оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.

Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.

Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое , видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается , но начать с ней работать можно уже сейчас - с помощью .

Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:

Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я» . Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого - так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, спонтанный поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.

Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую - и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.

Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно - эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание - поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием . Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.

Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять - вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.

Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий - абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени - зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия бывают у всех, и довольно часто, но не у всех было осознание этих моментов.

И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу ». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом - я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?

Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.

Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго - это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.

Ложное я только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.

Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности ложного я остается пустое место.

Эго - это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.

Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой - без мыслей.

В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке как , имеет только одно свойство или функцию - осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий - они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.

Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция - отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.

У нас есть тонкое тело праны, тонкое тело ума, тонкое тело разума, грубое тело и эго. Эгоизм человека бывает ложным и бывает истинным.

ЛОЖНОЕ ЭГО (концепция: я, мне, мое)

Существует 2 основных проявления эгоизма:

А. жить для себя (я)
Б. жить для тех, кто со мной связан (мое)

Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.

Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, чувства, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по настоящему смиренный человек.

Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.

ИСТИННОЕ ЭГО

Согласно Ведам, истинный эгоизм означает жить для других, делать все без собственнических мотивов, то есть не хотеть ничего себе, служить окружающим людям и Богу. Это – истинный эгоизм. Он проявляется только в состоянии, когда мы развили в себе хорошие качества характера, которые способны победить эгоизм во всех сферах нашей жизни.

В Ведах говорится, что победив в себе эгоизм и, став смиренными слугами Бога и Его законов, мы в этом случае находимся в чистом сознании. К слову сказать, не развив Любви к Богу, этого состояния достичь невозможно. Другими словами, имея истинный эгоизм, человек становится бескорыстным и ему спонтанно хочется сделать что-то полезное, он естественным образом живет для блага всех по божественным законам.

Только если он поступает так, то он вправе считать себя достойным человеком и его истинный эгоизм от такого понимания вещей становится полностью удовлетворенным. Сейчас это встречается редко. В основном все просто (безосновательно) довольны собой, что является самым характерным признаком влияния на разум ложного эгоизма.

Как распознать в себе деятельность ложного эгоизма?
Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого.

Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи, не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.

Мы приведем историю, чтобы проиллюстрировать могущество энергии ложного эго и механизм его работы... Двое молодых людей из Чикаго изобрели новый вид преступления "убийство для возбуждения". Ричард Леб и Натан Леопольд, начитавшись Ницше, выбрали своей жертвой 14-летнего мальчика. Возомнив себя суперменами, они пошли на кровавое преступление без тени сомнения в своей безнаказанности.

Термин "убийство для возбуждения" относительно новый в лексиконе, характеризующем уголовные преступления. С незапамятных времен люди убивали из ненависти, из-за денег, из мести, а также из темных сексуальных побуждений, не подконтрольных их разуму. Но в 1924 году в Америке выражение "трил-киллинг" было использовано, чтобы описать преступление дьявольского дуэта, который лишил жизни 14-летнего мальчика просто так, для получения удовольствия...

Важность этой темы

Среди всех установок в разуме, ключевую позицию занимает представление о своем «я». Если человек меняет внутреннее представление о себе, его поведение и сама жизнь также может очень резко измениться. В лучшую сторону или в худшую - зависит от того, как далеко его новое эго отличается от его истинного эго, т.е. от его изначального положения как души.

Двое молодых людей, прежде чем стать преступниками, приняли внутрь новое эго. Они больше не считали себя даже людьми. Они мнили себя суперменами - сверхлюдьми, не меньше. Помогло им в этом замечательное общение с г-ном Ницше, чей ум выдумал эту теорию и затем подвел под нее философскую базу.

Читая Ницше, они приняли в свой разум, в свою парадигму, новые представления о себе. Приняли всерьез, т.е. вложили в это свою веру. Подобной же трансформации подверглось и эго Родиона Раскольникова, главного героя романа Преступление и наказание.

Он также получил идею о Сверхчеловеке, принял ее всерьез и встал перед дилеммой: вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?...

Как говорят некоторые литературные критики, Достоевский написал этот роман в противовес идеям сверхчеловека, выдвинутым Ф.Ницше.

Если человек слышит что-то новое в свой адрес: Ты - такой и принимает это всерьез, его сознание сразу же сильно меняется. Затем меняется и поведение. Неважно как это происходит: можно принять новый имидж осознанно или бессознательно, особенно не раздумывая. Неважно откуда он слышит: изнутри (его ум размышляет и приходит к выводу Я - такой) или извне. Человек может вынести новое представление о себе из общения с другими, из разговоров с людьми, чтения книг, просмотра кинофильмов, театральных постановок, телепередач или других СМИ. Если, общаясь со своим умом или с умами других людей, живое существо серьезно принимает что-то новое в отношении своего «я», в его сознании сразу же происходит большие перемены.

Как изменения в эго сказываются на поведении человека? Шримад-Бхагаватам (11.13.9-10) объясняет, что, получив новое отождествление, новое «я», у меня сразу же решается вопрос что же мне делать?. Душа по природе деятельна. Разум и ум начинают составлять планы о том, как же удовлетворить это мое новое «я». Затем, от планов - к действию. Выполняя эти планы, я пытаюсь утвердить себя в новом амплуа. Если планы воплощаются в жизнь успешно, мой новый имидж усиливается. Я расту в своих глазах. Это называется самоутверждением. Если планы проваливаются, то усиливаются сомнения: А таков ли я на самом деле? По Сеньке ли шапка (в особенности, если она оказалась шапкой Мономаха)? Когда человек лишается старых, укоренившихся в нем представлений о своем «я», говорят, что его ложное эго было разбито.

Так ведический анализ раскрывает перед нами природу существования души в материи. Люди в этом мире постоянно играют. Что ж здесь плохого? Проблема в том, что все они заигрываются. Как пел незабвенный Остап Бендер: ведь это мир - игра, и кто ж тому виной, что я увлекся этою игрой.

Увлекаются не только люди типа Бендера, но практически все, кто не понимает своего истинного вечного «я». Например, эти двое ребят из Чикаго. Казалось бы, ну что плохого в том, что они решили поиграть в суперменов. Мечтать не вредно. Но оказывается, что вредно, если это касается фундаментальных вещей, таких как наше «я». Вообразив себя сверхлюдьми, они решили доказать это себе и всему миру. Чтобы утвердить свое новое ложное «я», они решились совершить убийство и остаться безнаказанными.

Конечно, мы - не они. Мы не пускаем кровь ближнему, чтобы доказать свое величие. Однако до тех пор, пока не обретено истинное «я», мы находимся под гипнозом своего временного, ложного «я», которое действует помимо нашей воли. Под влиянием чар ложного эго человек исподволь старается хоть в чем-то показать свое исключительное превосходство над другими. Начав с пустяков, эта тенденция может быстро перерастать до масштабов всего мира. Как заметил великий поэт:

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;

Мы также доказываем себе и всему миру что-то о своем вымышленном «я». В пустой попытке доказать величие своего ложного «я» можно потратить всю жизнь. Знаем ли мы, сколько жизней мы уже потратили, играя в эту игру и заигрываясь?

Ложное эго - это самая тонкая и самая сильная энергия в этом мире. Это самая скрытая, но одновременно самая могущественная сила, действующая на жизнь человека и человеческого общества. Практически все беззащитны перед этой силой. Единственный способ быть защищенным - это точно знать, кто я на самом деле. Точное знание содержится в Ведах. Поэтому понимание этой темы «Изначальное положение души» очень важно для каждого.

Александр Хакимов

«Уровни сознания»

Структура человеческой личности. Размышления

Сверхдуша

Душа

Ложное эго

Разум

Чувства

ЛОЖНОЕ ЭГО. ЭНЕРГИЯ САМООБМАНА

Ложное эго - это ложное отождествление себя с чем-то или кем-то другим, в результате которого человек забывает свое истинное эго или забывает, кто он на самом деле. Например, всякий раз, когда человек смотрит захватывающий фильм, он «переселяется» в сюжет и события на экране и забывает себя. Он переживает, волнуется, смеется и даже плачет, как если бы все это происходило с ним самим. Он может жить в тех бесконечных сериалах, с нетерпением ожидая продолжения вы-мышленных кем-то событий. Ложное эго позволяет забыть свою суть и почувствовать себя кем-то другим. Кому-то нравится грезить о богатстве, кто-то хочет славы, кто-то ищет любви и дружбы. Все это достигается в мире материи при помощи ложного эго. А в духовном смысле человек получает все, что ищет, изнутри своего истинного Я.

Я - есть, я существую. Такова истина. А истину невозможно из-менить, потому что она неизменна и всегда, при всех обстоятель-ствах, остается истиной. Тогда возникает вопрос о свободе выбора. Если истина неизменна и ничего, кроме истины, не существует, тог-да каким образом живое существо может отказаться от нее, выбрав что-то другое? Ответ таков, что в этом ему помогает иллюзия, или отраженная истина. Отражение - это истина и не истина одновре-менно. Например, человек видит себя в зеркале. На самом деле он видит не себя, а свое отражение. И в то же время он видит себя, если не забывает, кто он в действительности. Однако стоит ему забыть са-мого себя, как его отражение тут же введет его в заблуждение.

Истину невозможно обмануть извне никаким количеством от-ражений, но возможно обмануть изнутри. То есть обмануть можно только самого себя. Я - есть, я существую, это есть истина. Но кто я? Обман прячется здесь. Все, что человек думает о себе в этом мире, оказывается на поверку ложью. Потому что душа родом не из этого мира, она духовна, и ее место в мире духовном. Почему человек так за-блуждается? Это происходит под влиянием энергии самообмана, или ложного отождествления. На санскрите энергия самообмана называ-ется аханкара. К ней прибегает душа, когда хочет войти в мир иллю-зий, где почувствует себя независимой от Бога. Аханкара - это самый тонкий материальный элемент, поэтому он с трудом поддается анализу. Он держит душу в надежном плену, в тюрьме, из которой никто никогда не выйдет, несмотря на то, что там нет ни замков, ни решеток. И никто не держит узников насильно. Все это творит сила аханкары. Ложное эго - это узел материи и духа, развязать который невозможно. Почему? Потому что душа сама же крепко затягивает его. Личность хочет освободиться от страданий, но при этом мертвой хваткой дер-жится за причину этих страданий. Она борется со злом, но сама же но-сит зло внутри себя. Она хочет счастливой жизни на земле, но сама же и устраивает здесь проблемы.

Если человек во сне увидит много золота и денег, то пробужде-ние принесет ему разочарование. Но сон остается сном. Это всего лишь иллюзия. Иллюзорное богатство, иллюзорная пища, иллюзор-ное счастье. Что за сила затягивает узел материи и духа? Это два глубочайших желания, которые присущи всем рожденным в этом мире существам, - желание господствовать и желание наслаждать-ся. Другими словами, первое - это желание подчинять себе энергии Бога, а второе - принимать служение, которое предназначено Богу. Значит, в итоге остается одно-единственное желание, наделенное чудовищной силой, - это желание занять место Бога. Такова аханкара, под влиянием которой человек думает о Боге как о себе, а о себе - как о Боге.

НАУКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Представим ось координат. От нуля вправо идет положительный (реальный) ряд чисел, от нуля влево - отрицательный (иллюзорный) ряд чисел. Теперь рассмотрим законы взаимоотношений на этой оси координат. Предположим, что положение Бога на этой оси находится на уровне миллиарда по положительному ряду чисел. В мире иллюзий это будет та же цифра, но со знаком минус, по отрицательной шка-ле. Чем к большим обозначениям стремится человек в иллюзии, тем больше он утрачивает единиц. И когда он становится «Богом», то до-стигает крайней деградации. Для него самым лучшим будет «обну-лить» все «приобретенные» числа, потому что именно от нуля начи-нается положительный ряд. Что и рекомендуют Веды - чтобы начать духовную жизнь, нужно в материальных отношениях поддерживать нейтралитет. Нейтралитет - это и ни плохое, и ни хорошее число, а то, с чего все начинается. Нейтралитет - это доброе и равное отношение ко всем живым существам одновременно. К какой бы положитель-ной цифре мы ни добавили нуль, он умножит ее в десять раз. Но к ка-кой бы отрицательной цифре ни добавили нуль, он ее в десять раз ухудшит. Потому что нуль в минусе - это равно недоброе отношение ко всем. Таким образом, мы имеем путь добра и путь зла. Оба начина-ются с нуля. Стоит нам отвернуться от Бога, как наше положительное Я начинает сталкиваться с одними минусами, идя по отрицательной шкале. Эти минусы на самом деле положительные числа, это живые существа, которые всегда добры к самим себе, но соперничают со все-ми остальными, чтобы продвигаться по той же самой отрицательной шкале. Им кажется, что, вступая в борьбу за выживание, они прогрес-сируют, но на самом деле только увеличивают свой отрицательный заряд. Выход один - вернуться к нулю и настроиться положительно ко всему живому. В итоге, когда объединяются все цифры, взаимодей-ствуя все вместе, тогда каждая из них становится великим числом.

Люди мечтают о богатстве, о красоте, о личном счастье, и с этими мыслями хотят стать богами. Но Бог - это не эгоистическое понятие со знаком минус. Бог - это Тот, Кто поддерживает и заботится обо всех живых существах. Это абсолютное благо. Человеку лучше все-го присоединиться к божественному сознанию и начать путь добра осознанно, в полном знании, не упрекая никого вокруг и не упрекая Бога.

Итак, наука взаимоотношений начинается с получения знания о самом себе. Тот, кто познает себя, тот победит и все миры. Каждый станет победителем, и больше не будет побежденных. Мы все обре-тем мир вечности в своем сердце.

Приходит время освобождения от скорби и бесполезных желаний. Приходит время радости и процветания. Наступает эра духовного со-знания, которое освободит всех и каждого от любых страхов. Перед нами раскрывается высшая положительная цель - любовь к Богу, ко-торая порождается не слепым, невежественным поклонением, а са-мой любовью, основанной на вечных взаимоотношениях. Это счастье никогда не приведет к отрицательному результату, а будет только приумножаться для всех и каждого. И мы без сомнений и с полной уверенностью сможем сказать друг другу: «Счастливого пути!».