Мавзолей августа в риме, италия.

Мавзолей Августа – огромная гробница, построенная для римского императора Августа на Марсовом поле в Риме в 28 году до н.э. Мавзолей расположен на площади Пьяцца Аугусто Императоре, на углу улицы Виа ди Рипетта. Сегодня мавзолей закрыт для туристов, поскольку его внутренние помещения находятся в плохом состоянии. Но даже представляя собой руины, он является доминирующим элементом ландшафта на северной стороне Марсова поля.

Строительство мавзолея было одним из первых римских проектов Августа после того, как он победил в битве при Акциуме в 31 году до н.э. По плану круглый мавзолей состоял из нескольких концентрических рядов, засаженных кипарисами и покрытыми конической крышей со статуей императора на вершине. Своды поддерживали крышу и открывали доступ к месту погребения внизу. Два обелиска из розового гранита обрамляли арочный вход. Один из этих обелисков ныне стоит на площади Пьяцца дель Эсквилино, а другой – у фонтана Квиринала. Общий диаметр мавзолея был равен 90 м, а высота – 42 м.

От входа в центр мавзолея вел коридор. Внутри располагались три ниши для хранения золотых погребальных урн с останками членов императорской семьи. До Августа в мавзолее были похоронены его сестра Октавия-младшая и внуки и наследники Гай и Луций. Кроме того, в мавзолее нашли упокоение Ливия, жена Августа, Агриппина Старшая и ее дочь Юлия Ливилла, Калигула, Клавдий и многочисленные родственники императора.

В 410 году во время разграбления Рима Аларихом вестготы разгромили мавзолей, похитили урны и разбросали пепел, но оставили в целости структуру здания. В Средние века могильный холм был укреплен и превращен в крепость (как мавзолей Адриана был превращен в замок Кастель Сант Анджело), но уже в 12-м веке она была разрушена. Так величественный мавзолей превратился в руины. Только в 1930 году место было обнаружено и идентифицировано, и началась работа по его сохранению как памятника археологии. Реставрация мавзолея Августа отвечала амбициям Бенито Муссолини по превращению Рима в великий город и возвращению ему славы Римской империи. Сам Муссолини считал себя «реинкарнацией» Августа.

Mausoleo di Augusto, который на русском языке традиционно называют Мавзолеем Августа, был построен по приказу Октавиана Августа на Марсовом поле на территории Рима.

Строить усыпальницу на территории Марсового поля для себя и своей семьи Август начал еще в двадцать восьмом году до начала нашей эры. Постройка из травертина в общих чертах повторяла форму этрусских могильников, носивших имя тумулусы. Большое цилиндрическое строение, диаметр которого составлял восемьдесят семь метров, располагалось под барабанами меньшего диаметра (их общая высота насчитывала сорок четыре метра). На самом верхнем барабане была установлена статуя императора. Около мавзолея находилась живописная терраса с колоннами. Она выходила на крышу самого большого барабана, которую украшали вечнозеленые деревья.

Урны, в которых находится прах императорской семьи (помимо самого Августа в его гробнице были похоронены его жена Ливия, племянник Марселий и сестра Октавия), до сих пор расположены в мавзолее. Помимо Августа и его семьи в этом храме были захоронены останки императоров Тиберия, Клавдия и Нерва, а также целый ряд других представителей рода Юлиев - Клавдиев и несколько известных римских личностей.

Около входа в мавзолей было расположено два обелиска – некоторые историки считали их символами победы императора над Клеопатрой и Антонием. Украшали вход и несколько бронзовых плит с жизнеописанием Августа. Со временем обелиски были установлены в других местах. Один из них теперь можно увидеть на площади перед Квириналом, а второй установлен на пьяцца дель Эсквилино, у самой базилики Санта Мария Маджоре.

На долю мавзолея Августа пришлось большое количество испытаний. После радения империи он постепенно приходил в упадок, а в восьмом столетии его и вовсе разграбили. В Средние века мавзолей превратили в настоящую крепость, но позже она была разрушена. В двадцатых годах прошлого века на месте мавзолея начались раскопки и найденные остатки этого величественного сооружения отреставрировали.

|
|
|
|

В Риме на площади Пьяцца Аугусто Императоре находится огромная гробница, сооруженная во времена Древнего Рима. Сегодня, как видно по фото, она больше похожа на хорошо сохранившиеся руины, внутрь не пускают туристов, но даже в таком виде мавзолей Августа доминирует над всем окружающим ландшафтом. Это одно из самых древних сохранившихся до наших дней сооружений, поэтому после реконструкции этот исторический памятник был закрыт для посещений и теперь находится под охраной властей.

История

Строить мавзолей на Марсовом поле начали в 28 году до нашей эры. Император Август был человеком болезненным, и поэтому он рано стал задумываться о возможной в любой момент смерти и о месте последнего успокоения. При этом он хотел, чтобы и члены его семьи были похоронены рядом с ним.

Задуманное сооружение не отличалось пышностью, но имело достаточно большую площадь, до 225 футов в диаметре. Тут нашли последний приют сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, зять императора Марцелл, похороненный здесь первым, еще до смерти самого императора, другие члены императорского рода, императоры, жившие позднее: Нерва, Тиберий, Клавдий.

После того как империя пала, мавзолей был разграблен вестготами, которые часть урн разбили, а часть похитили, но само здание практически осталось нетронутым, о нем забыли на много веков, и он превратился в поросший дерном пригорок. В Средние века холм укрепили и перестроили в крепость для семейства Колонна, которая тоже была разрушена в ходе сражений с другим влиятельным семейством Орсини.

Потом уже в XVI веке здание стало частью стены, окружавшей парк, разбитый кардиналом Содерини. На верхней части здания в XVIII веке запускались праздничные фейерверки. В 1909 году его закрыли куполом, и под ним был сооружен зал «Августео» на 3500 мест, где проводились концерты. Здесь часто выступал оркестр, которым дирижировал Тосканини.

Восстанавливать строение начали в 1936 году, когда дуче отдал приказ убрать все наслоения и открыть старую римскую постройку, в результате раскопок сооружение обнаружили и установили, что именно оно и есть когда-то знаменитая императорская усыпальница. Нашли могилу самого Августа и захоронения некоторых членов императорской семьи.

Большую роль в реставрации усыпальницы сыграл Бенито Муссолини. Он лично контролировал ход работ. Одержимый мечтами о славе, равной славе великих римских цезарей, Муссолини считал, что он реинкарнация Августа.

Архитектура

Мавзолей был сооружен без излишнего пафоса во внутренней и внешней отделке. Ему придали форму могильников, традиционных для этруссков. Фундамент и нижняя часть имеет форму цилиндра диаметром 87 метров. Выше было утроено несколько барабанов, таким образом сооружение поднималось в высоту на 44 метра. На последнем барабане укрепили скульптуру Августа.

Внутри крышу поддерживали своды. В центр помещения, где стояли урны с прахом, можно было попасть по коридору. Сооружение окружала терраса, украшенная колоннами, с нее можно было попасть на один из барабанов, на нем росли вечнозеленые деревья, скорее всего кипарисы.

Мавзолей украшали и скульптурные группы из розового гранита, по мнению историков, они являлись символами победы над Клеопатрой и Антонием. Еще одной важной деталью были бронзовые плиты, на которых выбили тексты, повествующие об основных событиях в жизни Августа.

В мавзолее долгое время не проводились работы, потому что Риму не хватало средств, и к тому же считалось, что желающих осматривать древние развалины будет мало. Для эксперимента открыли на день доступ во внутренние помещения, и, несмотря на то, что в городе шел дождь, на площадь приехали пять тысяч человек, чтобы увидеть памятник изнутри. После этого было принято решение закончить реставрацию здания.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Piazza Augusto Imperatore. Roma,Италия.

Как добраться

Доехать можно автобусами № 2,26,81, 90, 90b, 115, 911.

Или до станции метро Spagna.

Вконтакте

Для себя и своих родных еще задолго до собственной смерти, в 28 году до н.э. Собственно, в этом году он не был еще ни императором (точнее, принц е псом), ни Августом. Это был один из первых проектов Октавиана после его победы у мыса Акций в 31 году до н.э.

Название «мавзолей» было выбрано не случайно. Такие гробницы строили себе величайшие персонажи прошлого - Александр Македонский и Мавзол, царь Карии - и Октавиан хотел, как минимум, подняться до их уровня. Строительство началось сразу после триумфального возвращения Октавиана в Рим из Александрии, где он завершил длительный период гражданских войн.

Мавзолей Августа. Реконструкция

Мавзолей был сооружен без излишнего пафоса во внешней и внутренней отделки. Постройка из травертина повторяла форму этрусских могильников - тумулусов . На большом цилиндре диаметром 87 метров располагался цилиндр поменьше, на нем - еще меньше. Крышу внутри поддерживали своды. Общая высота сооружения составляла 44 метра. Террасы между цилиндрами были засажены кипарисами, а на самом верхнем находилась статуя императора.

Нижний ярус мавзолея окружала терраса с мраморными колоннами. Арочный вход обрамляли два обелиска из розового египетского гранита, символизировавших, по мнению некоторых историков, победу Октавиана над Антонием и Клеопатрой. Сейчас эти обелиски находятся на Эсквилинской и Квиринальской площадях Рима (Piazza del Esquilino и Piazza del Quirinale ). Украшали вход и несколько бронзовых плит с жизнеописанием Августа. Эти плиты были установлены уже после его смерти.


Мавзолей Августа. Гравюра — реконструкция

От входа в центр мавзолея вел коридор. Сооружение имело сложную внутреннюю структуру - некоторое подобие лабиринта с разными отсеками. Внутри располагались ниши для хранения золотых погребальных урн с прахом членов императорской семьи.

Первым в мавзолее был похоронен племянник Августа Марк Клавдий Марцелл (23 год до н.э.). За тем - ближайший друг и сподвижник Августа Марк Випсаний Агриппа (12 год до н.э.), сын жены Августа Друз (9 год до н.э.) и сестра Августа Октавия Младшая. Следующими стали сам Август и его жена Ливия. После них - Германик, Агриппина Старшая, Юлия Ливилла, Тиберий, Калигула, Клавдий, Британник, Поппея Сабина и другие представители династии Юлиев-Клавдиев. Последним из захороненных стал император Нерва (98 год н.э.). В начале 2 века в Риме был построен , ставший новой усыпальницей последующих императоров Рима и членов их семей.

В 410 году Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха. Мавзолей Августа был разграблен - урны похищены, а пепел разбросан. При этом само здание осталось практически нетронутым, но для него наступили времена полного забвения, и за столетия оно превратилось в поросший дерном холм.


В средние века семейство Колонна укрепило холм, превратив его в крепость, которая была разрушена в ходе сражений с другим влиятельным семейством Орсини. Так в 1167 году величественный мавзолей превратился в руины. В 16 веке остатки сооружения облюбовал кардинал Франческо Содерини. Он превратил полуразрушенную усыпальницу в палаццо с садом. Стены дворца были встроены в остов бывшего мавзолея. В 18 веке руины руины периодически использовались разными театральными труппами и бродячими артистами в качестве дармовой концертной площадки, а так же для запуска праздничных фейерверков . В 19 веке здесь даже проводились бои быков, а в 1909 году здание было накрыто куполом, под которым был устроен концертный зал «Августео» на 3500 мест .

Наконец, в 1926 году на Марсовом поле стали проводить археологические раскопки, при которых б о льшая часть мавзолея была освобождена от многовековых наслоений грунта. В 1930 году строение было идентифицировано и началась работа по его сохранению как памятника археологии. Реставрация мавзолея Августа отвечала амбициям Бенито Муссолини по превращению Рима в великий город и возвращению ему славы Римской империи. Он лично контролировал ход работ. Одержимый мечтами о славе римских цезарей Муссолини считал себя «реинкарнацией» Августа. В период 1936 - 1938 годов окружающий мавзолей старый жилой район был снесен и достопримечательность частично восстановлена.


Долгое время здесь не проводилось никаких работ, поскольку на это не хватало средств и, к тому же, считалось, что желающих осмотреть развалины будет немного. Однако, когда, в качестве эксперимента, на один день был открыт доступ во внутренние помещения, несмотря на то, что шел дождь, к мавзолею приехали 5000 человек. После этого было принято решение продолжить реставрацию сооружения. 4 марта 2016 года комиссаром-префектом Рима был утвержден проект по выделению 6 млн евро на предварительные работы по восстановлению памятника.


Сегодня Мавзолей Августа по-прежнему закрыт для туристов, поскольку его внутренние помещения все еще находятся в плохом состоянии. Но даже оставаясь руинами, он является доминирующим элементом ландшафта северной стороны Марсова поля. Кроме того, это одно из самых древних сооружений города, сохранившихся до наших дней.

Добраться до мавзолея можно на метро по линии А, станция Spagna . От станции - 15 минут пешком до площади Piazza Augusto Imperatore .

Мавзолей Августа

Венцом монументальной пропаганды эпохи Августа стала его гробница. Недаром именно ей географ Страбон уделяет почти столько же места, сколько всем остальным римским достопримечательностям вместе взятым. Август приступил к ее строительству вскоре после окончательной победы над Антонием - тогда же, когда из Октавиана он стал Августом. Гробница носила многозначительное название «Мавзолей». В этом названии читался намек на неограниченную власть восточных правителей и на величие Александра Македонского, которого Август, вслед Юлию Цезарю, безмерно почитал.

Август поместил свой мавзолей на высоком месте у реки и придал ему форму, которая напоминала одновременно и о роскоши восточных гробниц, и о суровой простоте древних курганов - таких, какие до сих пор стоят в долине вокруг Трои. За непосредственный образец были взяты этрусские усыпальницы. Бетонное ядро постройки представляло собой лабиринт сообщающихся камер и коридоров; в центральной части, скорее всего, должна была размещаться урна с прахом самого Августа. Бетон был облицован светлым камнем - травертином или мрамором. Верхние ярусы мавзолея не сохранились, поэтому сложно сказать, как именно они выглядели. Основных версий две: они поднимались ступенчато, как в некоторых восточных мавзолеях, или же представляли собой насыпной холм с колоннадой сверху, напоминая скорее о древнем кургане. Мавзолей был окружен густой порослью вечнозеленых деревьев и увенчан огромной бронзовой статуей Августа. К северу от него Август поместил обширную садово-парковую зону, в которую открыл доступ всему народу.

Август пережил многих своих соратников и родственников, поэтому его мавзолей начал функционировать как усыпальница задолго до его смерти. Первым там был похоронен племянник Августа Марцелл, о котором мы рассказывали в прошлой главе. За ним последовали ближайший друг и давний соратник Августа Агриппа, сестра Октавия, пасынок Друз, внуки Гай и Луций. Наконец, в 14 году н. э., пришел черед самого принцепса.

Мавзолей Августа. Гравюра Э. Дюперака, XVI век.

Август скончался в доме своих биологических родителей («на той же кровати, / где родились и умерли деды») в кампанском городе Ноле, неподалеку от Неаполя. Он немного не дожил до своего 76-летия - возраст почтенный, но не беспрецедентный даже для античности. Однако особенность политической карьеры Августа заключалась не в том, что она поздно закончилась, а в том, что она необычно рано началась. По республиканским правилам мужчина мог претендовать на консульское звание только после 45 лет, а Октавиан уже в девятнадцать вершил судьбы государства так, как не снилось никакому консулу. В той или иной форме власть этого человека над Римом продолжалась 56 лет, и к концу его правления в государстве уже почти не осталось людей, ясно помнивших доавгустовские времена.

Слово «мавзолей» происходит от имени малоазийского сатрапа Мавзола, который правил в IV веке до н. э. и возвел для себя и своей семьи монументальную гробницу в городе Галикарнасе. Ныне это турецкий курорт Бодрум, и хотя от памятника остались лишь непримечательные развалины, место, где он стоял, известно. Некоторые скульптуры, украшавшие мавзолей, в XIX веке были вывезены в Англию и сейчас находятся в Британском музее. Галикарнасский мавзолей был славен как одно из семи чудес древнего мира. Другой знаменитый мавзолей находился в дельте Нила. После смерти Александра Македонского в Вавилоне один из полководцев царя, Птолемей, украл саркофаг с телом и перевез его в Египет, где и выстро ил роскошную гробницу. Отдать дань уважения покорителю мира приходили и Юлий Цезарь, и Август.

Август демонстративно отказался от посещения могил египетских правителей из рода Птолемеев: «Я пришел посмотреть на царя, а не на мертвецов».

Прикоснувшись к телу полководца, он случайно отломил ему кончик носа. С началом христианской эры, примерно в V веке, гробница Александра больше не упоминается в литературе, и какова судьба хранившихся там мумий, книг и сокровищ - неизвестно.

Историки рассказывают, что скончался он мирно: попросил зеркало, поправил отвисшую челюсть; спросил, хорошо ли сыграл комедию жизни; на ту же тему процитировал греческий стишок: «Коль хорошо сыграли мы, похлопайте / И проводите добрым нас напутствием». Последний вздох он испустил, обратившись с нежными словами к своей супруге Ливии.

Последний путь императора от Нолы до Рима продолжался несколько дней. Тело несли по ночам, чтобы избежать палящего солнца; днем помещали в базилике или главном храме ближайшего города. В храмы нельзя было вносить мертвецов, и сделанное для Августа исключение о многом говорит. Сенаторы наперебой состязались в том, чтобы обставить похороны как можно торжественнее и увековечить память правителя. Одни предлагали внести тело в город через Триумфальные ворота - честь, которую оказывали только победоносным полководцам. Другие хотели взять из здания Сената статую богини Победы, чтобы она возглавила траурный кортеж. Девочки и мальчики из лучших семейств должны были петь похоронные песни. Предлагалось даже в день похорон запретить всем надевать золотые украшения и заменить их железными. Месяц август, уже давно названный в честь Августа, предлагали переименовать обратно в секстилий, а августом назвать сентябрь - потому что в сентябре Август родился, а в августе умер.

Мавзолей Августа. Реконструкция Петера Шенка, конец XVII века.

Чувство меры в конце концов возобладало, и похороны прошли с подобающей, но не чрезмерной торжественностью. Родственники покойного произнесли траурные речи, после чего тело сожгли на погребальном костре неподалеку от Мавзолея.

В своем завещании Август запретил хоронить в Мавзолее его дочь Юлию и внучку Юлию Младшую (обе в свое время так или иначе нанесли немалый ущерб репутации правящего дома, обеих Август ссылал на далекие острова). Там был похоронен его внучатый племянник Германик (еще один яркий представитель династии Юлиев-Клавдиев, которому не суждено было стать императором) вдова императора Ливия, Тиберий и еще несколько человек. Последним в Мавзолее Августа был похоронен император Нерва.

Деяния божественного Августа

Перед входом в Мавзолей стояли два необычных египетских обелиска - они не были украшены иероглифами. Оба сохранились: один стоит на площади перед церковью Санта-Мария-Маджоре, другой - на холме Квиринале, перед президентским дворцом. Но еще интереснее были две бронзовые колонны, установленные у входа. На них была записана краткая автобиография Августа, в которой принцепс рассказывал о своем жизненном пути, перечислял заслуги, отчитывался о добрых делах, совершенных ради римского народа, и хвастался почестями, которые за это получил. Разумеется, бронзовые колонны не дошли до наших дней. Но Август был обожествлен сразу после смерти, и в его честь по всей империи стали возводиться храмы императорского культа. Автобиография властителя хорошо вписывалась в декор. Один такой храм был построен в малоазийской провинции Галатии, в городе Анкира. На его стенах высекли точную копию Августовой автобиографии, причем не только по-латыни, но и в греческом переводе. После того как Малая Азия стала турецкой, европейцы надолго потеряли из виду сокровища греко-римской цивилизации, которыми так богата эта земля. Только в XVI веке фламандский дипломат и ученый Огир ван Бусбек, участник посольства Священной Римской империи к султану Сулейману Великолепному, обнаружил храм, опознал в надписи автобиографию Августа, о которой писали античные авторы, и сделал первую копию. И ему, и исследователям более позднего времени пришлось столкнуться с серьезными трудностями - вокруг храма давно выросла турецкая деревня, и надписи были частично скрыты стенами домов. Лишь в конце XIX века были сделаны полные слепки всех надписей анкиранского храма (в Малой Азии обнаружили еще несколько храмов в честь Августа, украшенных этой же надписью, но в Анкире она сохранилась намного лучше, чем в других местах). В 1883 году великий немецкий историк Теодор Моммзен - до сих пор единственный человек, получивший Нобелевскую премию по литературе за документальный труд, - опубликовал тщательное критическое издание этого документа, который он назвал «царицей латинских надписей». Краткая автобиография Августа со времен Моммзена называется либо «Деяния божественного Августа» (Res Gestae DIVi Augusti) , либо «Анкиранский памятник» (Monumentum Ancyranum) . Это источник не столько исторический, сколько пропагандистский: так, Август тщательно избегает упоминаний о своем участии в гражданских войнах, а противников - Секста Помпея, Марка Антония, убийц Юлия Цезаря - нигде даже не называет по имени. Кроме того, он ловко жонглирует словами, пытаясь представить выстроенную им политическую систему не монархией с республиканским фасадом, а республикой, над которой реет авторитет верховного правителя. Храм с надписями можно увидеть на прежнем месте. Город Анкира теперь называется Анкара, и это столица Турции. А в Риме «Деяния божественного Августа» были высечены на травертиновой стене, которую Морпурго построил вокруг Алтаря мира. При замене павильона Морпурго на проект Мейера стена с надписью осталась на прежнем месте.

Эсквилинский обелиск.

Квиринальский обелиск.

По средневековой легенде, Август велел всем гостям, приезжавшим в Рим издалека, привозить с собой горсть родной земли и оставлять ее на мавзолее, чтобы память о нем жила во всей империи. И действительно, Мавзолей Августа на протяжении веков продолжал жить вместе с городом, причем - что особенно важно и крайне необычно для Рима - связь памятника с именем Августа никогда не прерывалась.

В XII веке влиятельное семейство Колонна превратило мавзолей в часть своих оборонительных сооружений (судьба, которой не избежали многие древнеримские памятники). В 1354 году на вершине мавзолея сожгли тело Кола ди Риенцо. В XVI веке памятник купил кардинал Франческо Содерини. Он превратил его в музей под открытым небом и разбил внутри сад, где поставил множество античных статуй. В XVIII веке в здании устроили арену для боя быков. В 1909 году мавзолей переоборудовали в концертный зал под названием «Августео».

Слово «фашизм» - итальянское. В итальянском языке, в свою очередь, оно произошло от латинского fasces . Фасции - это связка прутьев, из которых высовывается топорик. Такой набор носили ликторы - охранники-телохранители, приставленные к высшим должностным лицам римского государства. Чем выше был статус чиновника, тем больше у него было ликторов.

Начало «фашистской эры» в латыни муссолиниевской эпохи описывалось словами a fascibus restitutis - «от восстановления фасциев».

22 октября 1934 года Муссолини, стоя на крыше одного из домов на Виа Содерини с топориком в руках, лично подал сигнал к расчистке поздневозрожденческого квартала вокруг мавзолея. К двухтысячелетнему юбилею Августа работа была завершена. Фасад нового дома на Пьяцца Аугусто Императоре украсился латинской надписью следующего содержания:

«После того как мавзолей императора был извлечен из вековых теней, а расчлененные обломки Алтаря мира собраны воедино, дуче Муссолини постановил расчистить это место, где в воздухе витают маны Августа, от тесных старых улиц и украсить его прекрасными проспектами, домами и зданиями под стать человеческим нравам в году 1940-м, на 18-й год фашистской эры».

Освободившись от концертного зала и прочих позднейших наслоений, Мавзолей Августа, к сожалению, пока не превратился в интересную достопримечательность: посетить его нельзя, он обнесен уродливым забором, и даже толком разглядеть его нелегко.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мавзолей Мавзолей (Maussoleion, Mausoleum) – надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Хр. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине, его сестрою и супругою, Артемизией, в Галикарнассе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

МАВЗОЛЕЙ ИМАМА ХУСЕЙНА После смерти пророка Мухаммеда, скончавшегося в 632 году, сразу же разгорелся спор о его преемнике. Первое несогласие среди мусульман произошло по поводу принципа наследования власти, но в конце концов ученики Мухаммеда объединились вокруг

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАВЗОЛЕЙ ПЕТРА НЕГОША Историческая судьба народа Черногории, часто уходившего в горы, чтобы сохранить свою свободу, с давних пор была тесно связана с Россией. Черногорский владыка Данила побывал в загадочной для иностранцев России, где встречался Петром I. Долгим и

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

МАВЗОЛЕЙ В.И. ЛЕНИНА Когда В.И. Ленин скончался (21 января 1924 года), была создана Специальная комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, и члену этой комиссии - В.Д. Бонч-Бруевичу была поручена организация похорон. Сам В.И. Ленин никаких записей или устных распоряжений

Из книги Египет. Путеводитель автора Амброс Ева

МАВЗОЛЕЙ МАО ЦЗЭ-ДУНА Всего три месяца не дожил до своего 83-летия Мао Цзэ-дун, скончавшийся в ночь на 9 сентября 1976 года. Прощались с «великим кормчим» в большом зале Дома народных собраний: из руководителей Поднебесной тогда только Дэн Сяо-пин и Вань Ли не почтили память

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

5. Мавзолей в Галикарнасе В отличие от Эфеса этот город существует и сейчас, но называется он теперь Бодрум. Это небольшой турецкий порт, отрезанный от материка лесистыми горами и безводными равнинами. Сам город раскинулся на склонах холмов, поросших редкими

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

**Мавзолей Ага-хана На западном берегу виден **мавзолей Ага-хана (Aga Khan) (6), который высится над водами Нила и над белой виллой Бегум, жены Ага-хана, с поэтическим названием «Свет Свободы» (Nur as-Salam). Дорога ведёт вверх к могиле бывшего главы вероучения исмаилитов, которого 4

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Мавзолей Хумаюна С точки зрения истории создания мавзолей падишаха Хумаюна в Дели стал предшественником, или старшим «братом», знаменитого Тадж-Махала. Вдохновительницей строительства мавзолея выступила любимая жена Хумаюна Хамида-Бегам.История смерти падишаха

Из книги автора

Мавзолей В. И. Ленина (1930 г.) Здание Мавзолея сделалось известным всему миру. Включившись в старый ансамбль Красной площади, он стал главным зданием в этом ансамбле. Теперь уже трудно представить себе Красную площадь в ее прежнем виде без Мавзолея, настолько его облик

Из книги автора

Мавзолей Ленина Мавзолей… Это слово вошло в наш словарь из IV века до нашей эры, из забытой ныне страны Карии, где правил тогда царь Мавсол. Монументальная гробница, спрятавшая его прах, была причислена к семи чудесам света. Но Мавсолу и не снилось, какое чудо сотворят

Из книги автора

Мавзолей Ленина «Тот, кто предлагает забальзамировать тело нашего вождя, великого Владимира Ильича Ленина, поступает в корне неправильно. Это ведь антимарксистская эсеровщина, дурно влияющая на крестьян, которые скажут: „Они разгромили наших богов, посылали работников

Из книги автора

Мавзолей Адриана Римское правобережье небогато античными памятниками, но зато самый значительный из них - Мавзолей Адриана, он же Замок Святого Ангела - занимает первые строки в любом списке римских достопримечательностей. Поскольку в Мавзолее Августа стало не

Из книги автора

Мавзолей в Галикарнасе Царь Мавсол был правителем Карии, входившей в Персидскую империю, с 377 по 353 год до н. э. Столицей области был Галикарнас (сейчас это город Бодрум в современной Турции). Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.