Метод материалы по дисциплинам. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие геогр афической оболочки и ее границы

географический оболочка круговорот зональность

Географическая оболочка - единая материальная система, в пределах которой взаимодействуют и взаимопроникают литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. В нее входит верхняя часть литосферы, нижняя - атмосферы, вся атмосфера и вся гидросфера. Мощность ГО около 50 км.

Границы ГО четко неопределенны. За верхнюю границу ученые принимают озоновый экран в атмосфере, за пределы которого не выходит жизнь на нашей планете. Нижняя граница чаще всего проводится в литосфере на глубинах не более 1000 м. это верхняя часть земной коры, которая образована под совместным воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов. Если говорить о нижней части ГО в моровом океане, то ее граница будет проходить по океаническому дну.

В результате взаимодействия в ГО развиваются некоторые процессы:

o преобразование солнечной энергии в растениях.

o пребывание веществ в трех агрегатных состояниях

o наличие органических веществ и жизни.

Свойства ГО: целостность означает, что все компоненты географической среды тесно связаны друг с другом и изменение одного из них ведет к изменению остальных.

Ритмичность, повторяемость сходных явлений во времени (смена дня и ночи, фотосинтез, процессы выветривания, сезонная ритмика).

Зональность, изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам.

Азональность (высотная поясность).

Круговорот веществ и энергии, вносят изменения в процессы жизнедеятельности.

Полярная ассиметрия.

Структура ГО горизонтальная: проводится в зависимости от эндо - экзогенных процессов (выделяются климатические зоны и пояса).

2. Этапы э волюции географической оболочки

Естественные изменения в ГО происходили всегда. Но с ростом населения земли и - развитием общества естественный ход процессов, протекающих в природных комплексах, все больше нарушается, становится иным и все чаще вызывает нежелательные последствия. Современная ГО - результат ее длительного развития, в процессе которого она непрерывно усложнялась.

Ученые выделяют три этапа ее развития.

I этап - добиогенный продолжался 3 млрд. лет. Во время этого периода существовали только простейшие животные, которые принимали слабое участие в развитии и формировали ГО Земли. Атмосфера во время этого периода отличалась низким содержанием свободного кислорода и высоким углекислого газа.

II этап биогенный - продолжался около 570 млрд. лет. Для этого этапа характерна ведущая роль живых существ в развития и формирования ГО. Живые существа оказывали большое влияние на все природные компоненты. Происходило накопление горных пород органического, изменился состав воды и атмосферы, повышалось содержание кислорода, уменьшалось содержание углекислого газа. В конце этапа появился человек.

III этап - современный, начался 40 тыс. лет назад. Характеризуется тем, что человек начинает активное влияние на разные части ГО. Поэтому именно от человека зависит, будет ли она существовать т.к. человек на Земле не может жить и развиваться изолированно от нее.

3. Б ольшой геологический круговорот веществ. Малый биологический (гео графический) круговорот веществ

Большой геологический круговорот веществ обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергий Земли и осуществляет перераспределение веществ между биосферой и более глубокими горизонтами Земли. Осадочные горные породы погружаются в зону высоких температур и давления в подвижных зонах земной коры. Там они переплавляются и образуют магму - источник новых магматических пород. После поднятия этих пород на земную поверхность и действия процессов выветривания вновь происходит трансформация их в новые осадочные породы.

Большой круговорот включает также и круговорот воды между сушей и океаном через атмосферу. Влага, испарившаяся с поверхности с поверхности мирового океана, переносится на сушу, куда выпадает в виде осадков, которые вновь в океан в виде поверхностного стока и подземного. Круговорот воды происходит и по более простой схеме: испарение влаги с поверхности океана - конденсация водяного пара - выпадение осадков на поверхность океана. В круговороте воды ежедневно участвует более 500 тыс. куб. км. воды. Весь запас воды на Земле распадается и восстанавливается за 2 млн. лет.

Малый круговорот веществ (биогеохимический) совершается лишь в пределах биосферы. Сущность его заключается в образовании живого вещества из неорганических соединений в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения. Этот круговорот для жизни биосферы - главный и является продолжением самой жизни. Изменяясь, рождаясь и умирая, живое вещество поддерживает жизнь на нашей планете, обеспечивая биогеохимический круговорот веществ. Главным источником энергии круговорота является солнечный свет, который обеспечивает фотосинтез.

Суть биогеохимического цикла заключается в том, что химические элементы, поглощенные организмом, в последствии его покидают и уходят в абиотическую среду, через некоторое время они вновь попадают в живой организм. В биогеохимических круговоротах принято различать резервный фонд, или вещества, несвязанные с организмами; обменный фонд, обусловленный прямым обменом биогенными веществами между организмами и их непосредственным окружением. Если же рассматривать биосферу в целом, то можно выделить круговорот газообразных веществ с резервным фондом в атмосфере и гидросфере и осадочный цикл с резервным фондом в земной коре в геологическом круговороте.

Круговороты целом обеспечивают выполнение следующих важнейших функций живого вещества в биосфере:

o Газовую: продукт разложения отмершей органики.

o Концентрационную: организмы накапливают многие химические элементы.

o Окислительно-восстановительную: организмы обитающие в водоемах, регулируют кислотный режим.

o Биохимическую: размножение, рост и перемещение в пространстве живого вещества

o Биогеохимическую деятельность человека: вовлечение природных веществ для хозяйственный и бытовых нужд человека.

Единственным на Земле процессом, который не расходует, а накапливает солнечную энергию - это создание органического вещества в результате фотосинтеза. В связывании и запасании солнечной энергии и заключается основная планетарная функция живого вещества на Земле. Наиболее важными биогенными веществами является углерод, азот, кислород, фосфор, сера.

4. Г еографические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия

Географические пояса - самая крупная территориальная единица широтно-зонального деления ГО, характеризующаяся общностью термических условий.

Широтное расположение географических поясов определяется главным образом изменением количества солнечной радиации от экватора к полюсам Земли. Географические пояса отличаются друг от друга температурными характеристиками, а также общими особенностями циркуляции атмосферы. На суше выделяют следующие географические пояса: экваториальный; субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный в каждом полушарии; субантарктический и антарктический. Из-за различного соотношения тепла и влаги внутри поясов выделяют географические зоны и подзоны.

Природные зоны - крупные части географических поясов, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам и от океанов в глубь континентов. Положение физико-географических зон определяется главным образом особенностями соотношения тепла и влаги. Зоны обладают известной общностью почв, растительности и других компонентов природной среды (напр., зоны степей, зоны саванн). Природные зоны выражены как на суше, так и в океане, где проявляются менее отчетливо.

Природные зоны вытянуты в виде широких полос с запада на восток. Между ними нет четких границ, они плавно переходят из одной зоны в другую. Широтное расположение природных Зон нарушается неравномерным распределением суши и океанов, рельефом, удаленности от океанов.

Сектора - учитывается общая циркуляция атмосферы, управляющая переносом влаги. Выделяется три сектора: два океанических и континентальный. В холодном поясе секторы не выделяют, т.к. морская и континентальная области не имеют резких различий. По классификации А.Г. Исаченко целесообразно выделение пяти секторов: западный приокеанический, восточный приокеанический, слабо- и умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный.

Полярная асимметрия выражается, в частности, в том, что Северное полушарие более материковое, чем Южное (39 и 19% площади суши). Кроме того, различаются географическая зональность высоких широт Северного и Южного полушарий и распространение организмов. Например, в Южном полушарии нет именно тех географических зон, которые занимают самые большие пространства на материках в Северном полушарии. На пространствах суши и океана в Северном и Южном полушариях обитают разные группы животных и птиц: для высоких широт Северного полушария характерен белый медведь, а для высоких широт Южного полушария - пингвин.

Ряд признаков полярной асимметрии: все зоны (горизонтальные и высотные) сдвинуты к северу в среднем на 10°. Например, пустынный пояс расположен в Южном полушарии ближе к экватору (22° ю.ш.), чем в Северном полушарии (37° с.ш.); антициклональный пояс высокого давления в Южном полушарии расположен на 10° ближе к экватору, чем в Северном полушарии (25 и 35°); большая часть теплых океанических вод направляется из экваториальных широт в Северное, а не в Южное полушарие, поэтому в средних и высоких широтах климат Северного полушария теплее, чем Южного.

5. Периодический закон географической зональности . Радиационный индекс сухости

Зональность - изменение природных компонентов и процессов от экватора к полюсам (зависит от шарообразности формы Земли, угла наклона земной оси к плоскости эклиптики (орбитальное вращение), размера Земли, расстояния Земли от Солнца).

Впервые термин ввел Гумбольд в начале 18 века. Основоположник учения о зональности Докучаев.

По Докучаеву проявление зональности в: земная кора, вода, воздух, растительность, почвы, животный мир.

Периодический закон географической зональности - это наличие однотипных ландшафтных зон в разных поясах связанное с повторением одинаковых соотношений тепла и влаги. Этот закон сформировали А.А. Григорьев и М.И. Будыко.

Согласно периодическому закону географической зональности в основе деления географической оболочки лежат: 1) количество поглощаемой солнечной энергии; 2) количество поступающей влаги; 3) соотношение тепла и влаги.

Климатические условия географических поясов и зон можно оценить с помощью показателей: коэффициента увлажнения Высоцкого-Иванова и радиационного индекса сухости Будыко. Значение показателей определяют характер увлажненности ландшафтов: аридный (засушливый) и гумидный (влажный).

Последняя величина, радиационный индекс сухости, колеблется от О до 5, трижды между полюсом и экватором проходя через значения, близкие к единице: в зонах лиственных лесов умеренного пояса, дождевых лесов субтропического пояса и экваториальных лесов, переходящих в светлые тропические леса.

Три периода радиационного индекса сухости имеют свои отличия. Вследствие возрастания в направлении экватора абсолютная величин радиационного баланса и осадков, каждое прохождение индекса сухости через единицу происходит при всё более высоком притоке тепла и влаги. Это приводит к увеличению от высоких широт к низким интенсивности природных процессов и особенно продуктивности органического мира.

Значение показателей могут повторяться в зонах, относящихся к разным географическим поясам. При этом величина коэффициента увлажнения определяет тип ландшафтной зоны, а величина радиационного индекса сухости конкретный характер и облик зоны.

Радиационный индекс сухости - показатель степени засушливости климата, разработанный отечественными учёными А.А. Григорьевым и М.И. Будыко в середине ХХ в. Радиационный индекс сухости рассчитывается по формуле:

R - радиационный баланс поверхности в ккал/см 2 за год,

L - скрытая теплота испарения в ккал/г,

r - сумма осадков в г/см 2 за год.

Числитель в данной формуле - это количество тепла, которое в конечном итоге получает земная поверхность и которое расходуется на прогрев атмосферного воздуха.

Знаменатель - сумма осадков (r) выражает влагообеспеченность территории. Влага, выпавшая в виде атмосферных осадков, испарятся лишь частично. Сколько именно влаги испарилось с земной поверхности можно оценить количеством солнечного тепла, затрачиваемого на испарение (количеством скрытой теплоты испарения). Поэтому знаменатель формулы состоит из произведения величины скрытой теплоты испарения на величину годового количества осадков.

При радиационном индексе сухости 0,8-1,0 тепла хватает на испарение большей части осадков, наблюдается умеренный сток, достаточное увлажнение и хорошая аэрация почвы, интенсивное выветривание и в целом наилучшие условия для развития органического мира, в частности - лесов.

При радиационном индексе сухости менее 0,8 увлажнение избыточно, тепла не хватает для испарения осадков, происходит заболачивание.

При радиационном индексе сухости более 1,0 увлажнение недостаточно, влага испаряется почти полностью и избыточное тепло тратится на перегрев почвы и атмосферы. В обоих крайних случаях органический мир угнетается.

Величина радиационном индексе сухости менее 0,3 соответствует зоне тундры, 0,3 -1,0 - лесной зоне, 1,0-2.0 - степи, 2,0 - 3,0 - полупустыне, более 3,0 - пустыне.

6. Физико-географические следствия вза имодействия океанов и материков

Взаимодействие материков и океанов обуславливается:

1. особенностями циркуляции атмосферы (у нас преобладает западный перенос воздушных масс). Пассаты в низких широтах между тропиками и экваторам. Муссоны дуют на восточном побережье материка.

2. Температура. Океаны сглаживают температуры на материках. Материки влияют на испарение.

3. Течения. Повторяют движение ветров. Самые распространенные течения - дрейфовые.

4. Соленость воды. Она везде неодинакова.

7. Понятие ноосферы В.И. Вернадского

Ноосфера - это современная биосфера, частью которой является человечество. Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т.е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека.

Ноосфера - это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил.

Под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то, как о реальности будущего, то, как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени.

Понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского - биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда.

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.

Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель.

Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Понятие о геосфере и развитии земной поверхности. Распределение солнечной энергии и климатические пояса. Гидротермические условия и продуктивность биомассы. Географические пояса, динамика географической зональности. Проблемы ландшафтной дифференциации.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Общая характеристика, горизонтальная и поясно-зональная структура географической оболочки. Понятие зональности, содержание соответствующего периодического закона, формы проявления. Распределение тепла на Земле. Барический рельеф и система ветров.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Эндогенные и экзогенные (космическая и солнечная энергия) энергетические источники географических процессов, их влияние на географическую оболочку. Соотношение различных потоков энергии. Циклы круговорота вещества и энергии. Формы динамики земной коры.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Основные предпосылки развития географической науки. Метод научного объяснения мира от Аристотеля, который основывается на использовании логики. География в эпоху Великих географических открытий. Становление современной географии, методы исследований.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Достижения вавилонской астрономии. Понятие системы географических координат (параллели и меридианы). Исторические представления о долготе и широте. Определение местного времени, часового пояса. Нахождение географической долготы места из уравнения времени.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2011

    Геологическая история Земли. Основные закономерности цикличности изменений в географической оболочке. Виды и классификация ритмических движений. Влияние смены освещения и погодных условий на динамику биоты. Чередование ледниковых эпох и "теплых" периодов.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Характеристика понятия о природном комплексе. Анализ объекта изучения физической географии - географической оболочки нашей планеты, как комплексной материальной системы. Особенности учения о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

Основы географии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

В.Ф.Вальков - профессор кафедры экологии
и природопользования РГУ,
К.Ш.Казеев - доцент кафедры экологии
и природопользования РГУ
Программа утвержденакак авторская
заседанием кафедры экологии и природопользования РГУ
17 ноября 2004 г., протокол 4.

Программа по курсу "ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ"

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "Основы географии" входит в цикл естественнонаучных дисциплин Государственного образовательного стандарта. В курсе "Основы географии" рассматриваются положение Земли в солнечной системе, оболочечное строение Земли, эволюция биосферы, геофизические условия жизни, биоклиматические пояса Земли. Курс "Основы географии" создает систему базовых знаний, необходимых для освоения некоторых разделов ботаники и зоологии, экологии, биогеографии, курса "местная флора и фауна", дисциплин, посвященных охране природы.

Задачи курса "Основы географии"

Сформировать у студентов систему знаний о строении оболочек Земли;

Сформировать у студентов систему знаний о геофизических условиях жизни и биоклиматических поясах Земли;

Раскрыть зависимость некоторых биологических закономерностей от географического положения экосистемы;

Сформировать начальные представления об эволюции биосферы


ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ"

2.1 Система географических наук. Физическая география, орография, биогеография (зоогеография, ботаническая география, геоботаника). Экономическая и экологическая география. Краткий очерк истории великих географических открытий.

2.2 Строение и движение Земли. Место планеты Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Обращение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг собственной оси и их следствия.

2.3 Зональность природы. В.В. Докучаев - автор закона зональности. Последокучаевское развитие представлений о зональности природы. Современные представления о зональности. Понятие о природно-географических образованиях: природная зона, провинция, ландшафт, биогеоценоз. Естественно-географические предпосылки зональности и провинциальности природы. Основные климатические особенности. Поступление тепла и его циркуляция (суммы положительных температур, среднегодовая температура, температура зимы и лета). Поступление атмосферных осадков на земную поверхность (сумма осадков, годовые, летнего и зимнего периодов, коэффициенты увлажнения). Циркуляция атмосферы (пассаты, муссоны, циклоны, антициклоны). Континентальность климатов. Особенности климата в западных и восточных берегов континентов. Особенности климатических условий горных территорий.

Составные компоненты природно-географических образований: растительности, зооценозы, микробоценозы, коры выветривания, гидрогеология и гидрология, почвы, атмосфера.

Зональность Мирового океана. Теплые и холодные морские течения.

2.4 Системный подход к изучению географической среды. В. В. Докучаев - основатель учения о системном подходе к познанию объектов и явлений природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных объектов. Сравнительно-географический метод - важнейший инструмент познания природной среды. Иерархия природных систем, единство части и целого. Открытость природных систем Обмен веществ, энергии и информации - главные характеристики природных систем. Интеграционные и дифференциальные явления в развитии географической среды Системный подход при прогнозировании экологической ситуации и разработки мероприятий по охране окружающей среды.

2.5 Образование современной литосферы. Формирование Солнечной системы. Место планеты Земля в Солнечной системе. Соседи Земли - Венера и Марс, их особенности. Протоконтинент Гондвана. Дрейфы континентов. Геоструктура Земли: материки, океанические впадины, равнинно-платформенные области, горные пояса. Морфоструктуры: хребты, нагорья, плоскогорья, межгорные впадины, низменности, возвышенности равнин, антиклинали, синклинали, разломы, рифты. Подвижные пояса платформ, зоны землетрясений и вулканически зоны. Морфоструктуры дна океанов: шельф, материковый склон, океанические котловины, срединно-океанические хребты, океанические горы и возвышенности, глубоководные желоба, рифты и разломы.

2.6 Гидросфера. Мировой океан. Вертикальное и горизонтальное движение в мировом океане. Ресурсы Мирового океана.

2.7 Полярный биоклиматический пояс Зона арктических пустынь, тундровая зона, зона лесотундры. Провинциальные особенности зон полярного биоклиматического пояса.

2.8 Бореальный биоклиматический пояс. Зона тайги, зона смешанных лесов, лесостепная зона. Провинциальные особенности зон бореального биоклиматического пояса.

2.9 Суббореальный биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов, степная зона, сухостепная зона, зона полупустынь, зона пустынь. Провинциальные особенности зон суббореального биоклиматического пояса.

2.10 Субтропический биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов с вечнозеленым подлеском, зона ксерофильных лесов с травянистым покровом со средиземноморским типом климата, зона субтропических степей и полупустынь. Субтропические пустыни. Провинциальные особенности зон субтропического биокпиматического пояса.

2.11 Тропический биоклиматический пояс. Зона постоянно влажных тропических лесов (гилей), зона высокотравных саванн и листопадных лесов, зоны саванн и сухих саванн. Тропические пустыни. Провинциальные особенности зон тропического биоклиматического пояса.

2.12 Природа горных систем. Вертикальная поясность природы. Последокучаевское развитие представлений о зональности горных систем. Природная индивидуальность горных систем и их зональности. Особенности природных систем различных биоклиматических поясов. Основные горные системы России: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье. Теневые эффекты горных систем.

2.13 Географические особенности Северного Кавказа и Ростовской области. Географическое положение, геологическое строение, рельеф, гидрографическая сеть. Климатическая характеристика территории: изотермы температур, сумма положительных и активных температур, экстремальные значения и амплитуда температур, количество и характер осадков, коэффициент увлажнения, преобладающее направление и скорость ветров. Неблагоприятные условия погоды (заморозки, гололед, суховеи...). Ландшафты Северного Кавказа. Почвенный покров.

2.14 Эволюция биосферы. Понятие о биосфере и ее место среди других сфер Земли. Эволюция растительности и животного мира в различные геологические эпохи. Былые биосферы и их особенности. Факторы эволюции биосферы. Биогеохимические циклы и участие в них живых организмов. Преобразование и формирование оболочки Земли под воздействием живых организмов. Появление человека, образование ноосферы и ее генезис.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

План и карта. Стороны горизонта. Масштаб. Градусная сеть и ее элементы. Картографические проекции. Виды карт. Значения карт. Глобус.

Занятие 2.

Физическая карта мира. Крупнейшие объекты географической карты (озера, острова, реки, пустыни, горные системы, проливы и др.).

Занятие 3.

Климатическая карта мира и материков.

Занятие 4.

Почвенная карта мира и России.

Занятие 5.

Карта природных зон мира и материков.

Занятие 6.

Физическая карта России.

Занятие 7.

Физические и другие карты Северного Кавказа и Ростовской области. Экологический атлас Ростовской области.

Занятие 8. Топографические карты и работа с ними. Геоморфологический профиль местности. Измерение расстояний, площадей по картам. Ориентирование на местности. Компас, магнитное склонение, азимут.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Атлас по физической географии. Материки и океаны. 7 класс. - М.: Просвещение, 1998. - 32 с.
  2. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Основы физической географии. В 3-х частях. - Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 2001. - 167 с.
  3. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 477 с.
  4. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. - Москва-Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 496 с.
  5. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Очерки о плодородии почв. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001. - 234 с.
  6. Готовимся к экзамену по географии. Часть 2. Физическая и экономическая география России. - М.: 1998, - 240 с.
  7. Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996. - 159 с.
  8. Мир географии: География и географы. Природная среда - М.: Мысль, 1984. - 367 с.
  9. Природные условия и естественные ресурсы. Южный округ. Ростовская область. - Ростов н/Д: Батайское книжное изд-во, 2002. - 432 с.
  10. . Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 544 с.
  11. Экологический атлас Ростовской области. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000. - 150 с.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Контрольная работа

по предмету: «География»

Студента 2 курса 11 группы

специальность «Биоэкология»

Ложкина Максима

Витебск 2010 г.

1. Описание формы и размеров Земли

Меридиан -- половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли.

Северный полюс -- точка, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии.

Южный полюс -- точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии.

Экватор -- воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящая через её центр. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария и служит началом отсчёта географической широты.

Полярный радиус (Rпол.) Земли - малая полуось эллипсоида Красовского.

Экваториальный радиус (Rэкв.) Земли - большая полуось эллипсоида Красовского.

1) площадь земной поверхности - 510 млн. км 2 ;

2) длина экватора - 40075 км;

3) полярный радиус - 6356 км;

4) экваториальный радиус - 6378 км;

5) средний радиус - 6371 км;

6) полярное сжатие - 21,4 км.

Математические модели, используемые для описания формы Земли:

Шар (сфера);

Кардиоид;

Сфероид или эллипсоид вращения;

Трехосный эллипсоид.

2. Решен ие задач на определение времени

А) солнце восходит и заходит в Витебске раньше чем в Минске. В Москве солнце восходит раньше чем в Витебске. Объясняется это тем, что Витебск находится западнее Москвы и восточнее Минска.

Б) одновременно с нами встречают полдень жители: Москвы, Анкары, Каира, Бухареста, Кишинева. Полночь в это время на Аляске.

В) первыми Новый год встречают жители западнее 180 меридиана, а последними жители восточнее 180 меридиана.

Первой территорией- встречающей Новый Год будут острова Рождества (Christmas isl.), цепочки островов Киритимати (Kiritimati), государства Кирибати.

Самыми последними территориями встречающими Новый год будут острова Самоа и Американское Самоа, Ниуе и атолл Мидуэй.

В-10: Москва, Лос-Анджелес, Норильск.

Если, перемещаясь с запада на восток, в каждом часовом поясе ставить часы по местному (поясному) времени, т.е. переводить их стрелки на час вперед, в конце кругосветного путешествия окажется, что они переведены вперед на 24 часа и таким образом приобретены лишние сутки. При перемещении с востока на запад стрелки часов придется переводить назад, и в конце путешествия одни сутки окажутся потерянными. Чтобы счет суткам во время плаваний и перелетов был правильным, установили условную линию - линию перемены дат , пересекая которую моряки, путешественники и летчики пропускают одни сутки (одно число) или считают одно и то же число дважды в зависимости от того, в каком направлении они следуют: с запада на восток или с востока на запад.

3. Задания по карте

Расстояние от Москвы до Минска-810км, от Москвы до Воронежа-48600км.

От Якутска до моря Лаптевых -1265 км, от экватора до Санкт-Петербурга 7865000км. Протяженность Евразии по параллели 500 С.Ш. -704000 км.

Географические координаты объектов по картам полушарий и СНГ:

Минск - 53о С.Ш./27о в.д.

Москва - 56 о С.Ш./38 о в.д.

Кишинев - 47 о С.Ш./29 о в.д.

Дели-28 о С.Ш./77 о В.Д.

Крайняя восточная точка Австралии- 155 о Ю.Ш./28 о в.д.

4. По разделу «Атмосфера»

А) В-10.

Б) В-10.

Б) проанализировав полученную диаграмму, видно, что на данной территории наибольшими по частоте и повторяемости являются ветры северо-западного, западного и юго-западного направлений. Ветры северного и южного направлений отмечаются не так часто. Наименее выраженными являются ветры северо-восточного, восточного и юго-восточного направлений.

а) Сингапур: находится в экваториальном поясе. Средняя температура воздуха в январе составляет +19 °C, в июле -- +36 °C. среднегодовое количество осадков --более 2000 мм. Слабые неустойчивые ветры, жарко и влажно, сезонные колебания температуры и влажности воздуха очень малы. Область низкого атмосферного давления.

б)Рим: располагается в субтропическом поясе. Средняя годовая температура воздуха в январе составляет -4°C, абсолютный минимум - - 59 о С, абсолютный максимум - + 37 о С. Средняя годовая температура воздуха в июле-+44 о С, абсолютный макимум+33 о С, абсолютный минимум--21 о С. среднее годовое количество выпавших осадков -- 1000 мм.

4 . «Гидросфера», «Литосфера»

А) Большой, или мировой, круговорот -- водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там, в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная -- очищается. Мировой круговорот охватывает все оболочки Земли.

Б) Схема Мирового круговорота воды:

В) оболочки земного шара, связанные в процессе влагооборота:

Атмосфера;

Гидросфера;

Литосфера;

Биосфера.

Г) значение Мирового влагооборота для географической оболочки:

Перемещение и перераспределение влаги;

Перемещение и перераспределение тепла;

Перенос химических веществ (солей, взвесей, газов) с суши в океан;

Самоочищение природных вод в результате изменения физических и химических свойств воды.

Д) уравнения годового баланса влагооборота для океана и для суши:

Годовой баланс влагооборота для океана:

Е ок = Х ок + f = 458+47=505

Годовой баланс влагооборота для суши:

Х с = Е с - f =119-47=72

Годовой баланс влагооборота для шара:

Х с = Е с + Е ок = 577=72+505

А) соленость поверхностных вод Океана в зависимости от широты:

Экваториальные широты - 34-35‰;

Тропические широты - 36-37‰ (максимальная);

Умеренные широты - 33‰;

Полярные широты - 32‰ (минимальная).

Б) средняя соленость поверхностных вод Океана 35‰. Отклонения средней солености в ту или другую сторону вызываются главным образом изменениями в приходно-расходном балансе пресной воды. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Океана, сток с суши, таяние льдов вызывают понижение солености, испарение; образование льда, наоборот повышают ее. Приток вод с суши заметно сказывается на солености у берегов и особенно вблизи впадения рек.

В) в экваториальных широтах поверхностные слои воды несколько распреснены вследствие того, что здесь количество осадков больше испарения. В субтропических и тропических широтах соленость поверхностных слоев повышенная, она достигает максимума для поверхности открытого Океана - 36-37‰. Это объясняется тем, что расход воды на испарение не покрывается осадками; Океан теряет влагу, соли же остаются. К северу и югу от тропических широт соленость океанских вод постепенно понижается до 33 - 32‰ из-за уменьшения испарения и увеличения количества осадков. Понижению солености на поверхности Океана в высоких широтах способствует таяние плавучих льдов.

Широтную зональность в распределении солености на поверхности Океана нарушают течения: теплые повышают ее, холодные, наоборот, понижают.

Наибольшую среднюю соленость имеет Атлантический океан - 35,4‰, наименьшую - Северный Ледовитый - 32‰. Повышенная соленость Атлантического океана объясняется влиянием материков при его сравнительной суженности. В Северном Ледовитом океане опресняющее действие оказывают сибирские реки (у берегов Азии соленость падает до 20‰).

Г) различия в солености вод Балтийского, Красного, Баренцева, Карского морей - в морях полярных и умеренных широт соленость пониженная. Здесь положительный баланс воды - много осадков, наибольшая испаряемость, впадающие реки. В морях субтропических и тропических широт - высокая соленость из-за сухого климата, низкого уровня осадков, отсутствия стока с суши, большой испаряемости.

В-4. Графики распределения температур в различные сезоны года.

Сезон - 2. Обратная стратификация:

Озеро находится в умеренном климатическом поясе.

Нагревание и охлаждение воды озера осуществляется в основном через их поверхность. В результате наибольшие колебания температуры наблюдаются на поверхности озера, а с глубиной ход температур с течением времени более равномерен.

В-4. Продольный профиль озера по створу.

экватор географический климатический рельеф

5 . Описание по физическо й карте форм рельефа

Горы Анды: Располагаются на западной части Южной Америки, максимальная высота -г. Аконгугуа-6960м. Средняя высота около 4000 м., протяженность с севера на юг-9000 км, омываются Тихим океаном.

Среднесибирское плоскогорье: Располагается на восточной части России, максимальная высота-1701м, средняя высота-500-700м, омывается с севера морем Лаптевых, с севера-востока окружена Верхоянским хребтом,с юга протекают реки-Ангара и Лена, с северо-запада окружено Западно-сибирской равниной. С запада на восток протяженность-236500км, с севера на юг-220000км.

С писок использованной литературы

Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и география. Мн., 1987.

Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению. М., 1997.

3. ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ: Учебно-методический комплекс для студентов ОЗО по специальности «Биология» со специализацией «Охрана природы» / Сост. С.И. Козик. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ правил проведения границ часовых поясов, их количества на поверхности Земли. Изучение сущности поясного времени - местного среднего времени осевого меридиана пояса, распространенного на территории всего пояса. Декретное, летнее и судовое время.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Гипсометрическо-батиметрический профиль вдоль меридиана 200 в.д. от экватора к Южному полюсу. Гипотетический разрез земной коры. Полоса основных типов почв и растительности, давлений воздуха в январе и июле, среднегодовых температур по линии меридиана.

    научная работа , добавлен 20.02.2015

    Россия на карте часовых поясов, общие сведения и географическое положение. Экологические проблемы морей. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Отряд Ермака, походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI - начала XVII в.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Характеристика климатических различий на примере двух метеорологических станций. Расположение городов Астрахань и Хабаровск на карте России. Атмосферная циркуляция, солнечная радиация, облачность, термический и ветровой режим, осадки на станциях.

    реферат , добавлен 21.02.2013

    Общая протяженность территории Дагестана и физико-географические зоны. Характеристика климата умеренного континентального, засушливого. Разнообразие растительно-климатических поясов Дагестана. Описание основных рек и озер, их расположение и значение.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Элементарные положительные и отрицательные формы местности с пересеченным рельефом. Глубинное строение Земли. Классификация форм рельефа по внешнему виду и происхождению. История взглядов на глубинное строение Земли. Характеристика веществ литосферы.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Состав и строение атмосферы Земли. Значение атмосферы для географической оболочки. Сущность и характерные свойства погоды. Классификация климатов и характеристика видов климатических поясов. Общая циркуляция атмосферы и факторы, влияющие на нее.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Форма и движение Земли. План местности и географическая карта. Литосфера и рельеф. Формы земной поверхности. Минералы и горные породы. Основные климатические зоны. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Украины. Климатические ресурсы.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2013

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Научный вклад П. Семенова-Тян-Шанского и Н. Пржевальского в освоение Центральной Азии. Развитие материка, особенности и основные формы рельефа Евразии. Размещение полезных ископаемых, разнообразие климатических условий, распределение внутренних вод.