Монголы (краткая история). История и происхождение монголов из китайских источников

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

общее название многочисленных скотоводческих племен монгольской группы алтайской семьи народов. Издавна кочевали на территории от Великой Китайской стены до Туркестана и Южной Сибири. В XIII в. создали огромную империю от Великой Китайской стены до Венгрии, от Великого Новгорода до Персии и Индии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНГОЛЫ

самоназв. - монгол) - в широком смысле этим наименованием обозначаются все монголоязычные народы (включая калмыков, бурят, моголов Афганистана, баоань, дунсян, монгоров и дахуров), в узком - это монголы МНР и монголы КНР. В антропологич. отношении М. являются представителями центр. азиат. типа большой монголоидной расы. Языки М. составляют монг. ветвь алтайской семьи. М. имеют неск. видов письменности. Древнейшая киданьская письменность была основана на элементах кит. иероглифики. С 13 в. М. пользовались заимствованным у уйгуров алфавитом на арамейской основе. По мере развития монг. языка письменность претерпела нек-рые реформы. Совр. письменность, введенная в МНР в 1946, построена на основе рус. графич. системы. Впервые этноним М. (мэн-у, мэн-ва) встречается в ист. хрониках эпохи Тан (7-10 вв.). С 13 в. - это название всех объединенных Чингисханом племен, как завоевателей, так и покоренных. Этнич. история М. изучена еще недостаточно, однако установлено, что, начиная с ниж. палеолита, на терр. Сев.-Вост. Китая и Монголии прослеживается преемственность культур, приведшая к сложению этнич. общности М. Потомки гуннов (хунну), и (или дун-и), дун-ху (этнич. праосновы будущих тюркских, тунгусо-маньчжурских и монгольских народов) в течение ряда веков оттесняли, сменяли и частично ассимилировали друг друга на данной территории. В 10 в. значит. часть ее оказалась под властью киданей, монголоязычность осн. части к-рых в наст. время установлена окончательно (Л. Лигети, B. C. Таскин). В нач. 13 в. племена хи и шивэй (тюрки их называли татань, татары), являвшиеся потомками дун-ху, объединились под властью Чингисхана и подчинили себе часть зап. и юж. соседей как монгольского (кидани и др.), так и немонгольского происхождения (кипчаки, туркмены, уйгуры, тангуты), положив начало сложению монг. этнич. общности. Завоевание Ср. Азии, Руси, Китая, походы в Индию, попытки вторжения в Зап. Европу не оказали существенного влияния на формирование этнич. состава собственно М. Завершение последнего шло в основном в 15-17 вв. - период расцвета кочевого монг. феодализма. Тогда же М. разделились на западных и восточных, последние позднее - на северных и южных. Следы этого деления видны и в наст. время. Исповедуемая М. религия - ламаизм, сев. ветвь буддизма. С последним были знакомы кидане, попытки ввести его как гос. религию делались при Хубилае, но лишь в 16-17 вв. сложившаяся ранее в Тибете форма ламаизма утвердилась в Монголии. М. МНР ныне составляют единую социалистич. нацию. Осн. ядро ее - халхасцы, проживающие во всех аймаках республики; числ. - 800 тыс. чел. (1963). Совершенно не отделяют себя от них обособленные в прошлом хотогойты, сартулы, дариганга, халха-эльджигены. Близки к халхасцам по языку и культуре узумчины - 2 тыс. чел. (Вост. аймак). В зап. аймаках (Убсунурском, Кобдоском и др.) проживают восходящие к прежним "племенам" этнографич. группы, объединявшиеся когда-то этнонимом ойраты (ныне утратившим свое значение): дербеты (30 тыс. чел.), баяты (19 тыс. чел.), захчины (13 тыс. чел.), торгуты (6 тыс. чел.), олеты (6 тыс. чел.), а также дархаты (6 тыс. чел.) и мингаты (3 тыс. чел.). Входит в состав монг. нации неск. немонгольских по происхождению групп: известные в лит-ре под именем конных тунгусов хамниганы - 3-4 тыс. чел. (Вост. и Хэнтэйский аймаки), тюркоязычные хотоны - 3 тыс. чел. (Убсунурский аймак) и алтайские урянхайцы - 13 тыс. чел. (Кобдоский аймак). М. КНР - народность, проживают в авт. р-не Внутренняя Монголия и пров. Синьцзян, числ. их - 1680 тыс. чел. (1959). По происхождению это ойраты (дербеты, олеты, торгуты и др.) и юж. монголы (чахары, узумчины, ордосцы и др.). В пределах СССР проживает 1,8 тыс. М. (гл. обр. в Бурятской АССР). Осн. занятие М. - кочевое скотоводство. Но уже со времен киданей на терр. Монголии известно земледелие. Подсобным занятием у М. степной зоны и основным в таежной полосе была охота. После установления нар. власти в 1921 происходит переход к оседлости. Развитие пром-сти и расцвет культуры содействовали становлению нац. рабочего класса и интеллигенции (см. ст. Монгольская Народная Республика). Лит.: Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм, Л., 1934; Киселев С. В., Монголия в древности, "ИАН СССР. Серия истории и философии", 1947, т. 4, No 4; Викторова Л. Л., К вопросу о расселении монгольских племен на Дальнем Востоке в IV в. до н. э. - XII в. н. э., "Уч. зап. ЛГУ. Серия востоковедч. наук", 1958, No 256, в. 7; История Монгольской Народной Республики, М., 1954; Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965. Н. Л. Жуковская. Москва.

Монгольские племена, искони граничат с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно обратиться к китайским источникам.

Китайские источники, о которых выше упомянуто, заключаются в династийных Историях, в государственной статистике и государственной летописи.

Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

Еще во времена древней династии Чжеу, в стране, заключающей в себе названия маньчжурские губернии Гиринь и Хэ-лун-гян, царствовал Дом Сушень.

С небольшим за два века до Р. Х. место его заступил Дом Илоу, который в четвертом столетии по Р. Х. переименовался Уги и разделился на сем больших айманей. В шестом столетии из семи угискнх айманей усилился Черпоречный аймань, Хэй-шуй-бу, а в начале седьмого столетия он отделился от Уги, принял народное название Черноречного Мохэ, Хэй-шуй-мохэ, и в непродолжительном времени разделился на шестнадцать новых айманей. В сие время Мохэ на юге смежен был с царством Бохай, на западе с народом ши-вэй.


В восьмом столетии бохайский государь покорил их под свою власть, а в начале девятого столетия один из шестнадцати Мохэскнх айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию и осел на северной стороне хребта Инь-шань. Татань есть маньчжурское слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим сторонам Амура, от Аргуни до Вост. океана. Земли солонов и дахуров по реке Нопь-мурэнь принадлежали мохэсцам.

Сей-то Дом Татань в 966 году, т. е. чрез полтора столетия по приходе его в Южную Монголию, представил дань императору Тхай-цау, основателю династии Сун.Во второе лето правления Цзин-дэ девять гатаньских поколений представили дань Дому Кидань. Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Р. Х. Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею; следовательно, татаньские поколения находились под его зависимостью. Из его места открывается: 1-е, что аймань Татань, первоначально состоявшийся из одних родов, через два столетия по переселении, в состоянии был разделиться на девять айманей, но еще был столь силен, чтобы не признавать верховной власти киданей над собою; 2-е, что татаньцы во все это время кочевали по северную сторону хребта Инь-шань; потому что Халка в первой половине девятого столетия еще находилась под ойхорами, исключая восточной части под шивейцами; по падении же ойхоров остались в Халке поколения Юйгю-люй и Шнвэй, оба под зависимостью Киданей.

В пятое лето правления Шао-хин Дом Гинь объявил войну монголам. Монголы обитали от Нючженей к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть в темноте ночи; брони делали из моржевой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них. Пятое лето правления Шао-хин соответствует 1135 году по Р. Х. Дом Гинь основал империю в 1113 году, по ниспровержении Дома Кидань; а по происшествии 20 лет вынужден был объявить войну монголам. Из слов: монголы обитали от Нючженей к северу и пр. открывается: 1) что татаньцы в начале XII века перешли от хребта Инь-шань в Халку, которая в отношении к Южной Монголии, уже завоеванной нючженями, лежала на севере; 2) что в числе родов, первоначально составлявших Татаньский аймань, давно находился Дом Монгол, и что сей Дом, по своему могуществу, впоследствии избран был главой татаньских поколений; потому что в сем месте народное название Татань заменено названием Дома Монгол, и Нючжени имели дела с ним, как представителем всего татаньского народа. Хи-цзун,третий государь из Дома Гинь, по вступлении на престол в 1135 году, немедленно отправил войско против монголов, вероятно с той целью, чтобы с одной стороны вытеснить их из Халки, а с другой, приостановить напор диверсии с севера, придать более силы своим военным действиям в юге. В сие время Дом Гинь уже покорил Китай с севера до Желтой реки, и две армии его действовали на южной стороне сей реки, одна в Хэ-нань, другая в Шань-си.«В девятое лето правления Шао-хин монголы неожиданно напали на войско Дома Гинь у гор Хай-лин, и совершенно разбили. Хушаху, полководец Дома Гинь, воюя с монголами,издержал съестные припасы и пошел в обратный путь. Монголы, преследуя его,неожиданнонапали и совершенно разбили войско его у гор Хай-лин». Девятое лето правления Шао-хин соответствует 1139 году по Р. Х. Хушаху четыре года стоял против монголов. В прошлом 1138 году открыты были мирные переговоры между Домом Гинт и Южным Китаем, а в настоящем году война была возобновлена с большею силою. Монголы не воевали ли с нючженями как наемные союзники Южного Китая? По времени и обстоятельствам войны это кажется очень вероятным. «В семнадцатое лето правления Шао-хин Дом, Гинь и Монголы заключили мир. В прошлое время, как казнили Даланя, то сын его с подданными отца отложился от Нючженей и вступил в союз с монголами. Сие обстоятельство наипаче усилило монголов. Нючженский полководец Учжу, посланный для усмирения их, в продолжение нескольких лет не мог покорить их, почему заключил с ними мир, по которому уступлены были монголам 27 укрепленных селений на северной стороне реки Си-пьхин-хэ, и положено ежегодно доставлять им (монголам) большое количество рогатого скота, риса и бобов; сверх сего монгольскому старейшине предложен титул мынфусского царя, но он не принял сего титула, а дал своему царству наименование Великий Мын-гу, т. е. Монгол. Ныне заключили мир и ежегодно доставляли великое множество вещей. После сего монгольский старейшина сам принял титул Цзу-юань-хуан-ди; правление переименовал тьхань-хин».

Семнадцатое лето правления Шао-хин соответствует 1147 году по Р. Х. Далань имел главное начальство над восточною нючженскою армиею в Хэ-нань. При открывшихся мирных переговорах в 1138 году, он с князьями Фулуху и Элугапь полагал возвратить Дому Сун страну Хэ-инь. Учжу, управлявший западною Нючженскою армиею в Шань-си, подозревал Даланя и Фулуху в тайных сношениях с Домом Сун и донес государю. Мирные переговоры были прерваны, и Учжу в 1139 году получил главное начальство над армией в Хэ-нань с предписанием продолжать войну. Фулуху и Далань составили заговор произвести бунт, но злоумышление их открыто. Фулуху и Элугань преданы казни, а Далань, как владетельный князь, освобожден от суда и переведен к другой должности. Огорченный неуважением заслуг его, оказанных при основании царства Гинь, он опять замышлял произвести бунт, но замысел его также открыт был и Далань убит в побеге на юг. Учжу счастливо кончил войну в Южном Китае и в 1141 году заключил мир, по которому Дом Сунь уступил Нючженям Хэ-нань, и признал себя вассалом их. В следующем 1142 году Учжу принял главное начальство над войсками против монголов, и, потеряв пять лет в безуспешной войне, кончил ее невыгодным миром. Впрочем не должно тягостные условия сего мира принимать в прямом смысле. Глава монголов, титулясь в татаньских поколениях верховным ханом или императором,в письменных сношениях с Домом Гинь подписывался вассалом его; а Дом Гинь за такую уступчивость ежегодно производил ему большую плату скотом, рисом и бобами. Это искони доныне есть самое обыкновенное дело в китайской политике. Итак, происхождение монгольского народа и Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа восходит слишком за 23 столетий до Р. Х.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.


В чем была путаница термина и истории татаро монгол?

Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его удовлетворительно.Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома, а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный монгольский дом за собственный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начало, ни конца. Наконец Клапрот, в его Mêmoires sur l"Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все, написанное китайцами о древних среднеазиатских народах,есть заблуждение, и ученые знаменитости во всей Европе преклонились пред ним. Клапрот в своих записках об Азии вот что говорит о народах монгольского поколения: «Рассматривая этнографическую таблицу народов Внутренней и Средней Азии до 1000 года, можно изумиться, что в ней не упоминается о монголах. Причина сему заключается в том, что большая часть поколений, составляющих сей народ, жила на самом севере и потому не могла войти в сию таблицу; ибо ока представляет только народы, обитавшие в той части Азии, которая заключается между цепью Гималая, простирающегося к северо-востоку, и цепью гор Алтай, Танну, Хангай и Хингань, которые отделяют Гоби от рек, впадающих в верхний Амур». Итак, монголы, по мнению Клапрота, искони занимали южные пределы Восточной Сибири – от Аргуни на западе до Енисея; а внутреннее пространство Монголии все принадлежало разным поколениям тюркского племени, и сам глава монголов родом был татарин, а подданные его были тюрки. Из этой галиматьи ясно видно, что Клапрот не читал с должным вниманием положительных сведений о происхождении Дома Монгол, сообщаемых китайскою Историею, а в основание принял предположение собственного своего вымысла, и из сплетения выводимых отсюда умозаключений составил цепь, совокупляющую разноплеменные поколения в один народ. Ныне подобные нелепости нередко называем серьезным именем спорных вопросов, разъяснение же сих вопросов, изложенное в витиеватых критических разысканиях, считаем глубокою ученостью; а если будем основательно разбирать доводы обеих сторон, то нередко выходит из них свод одного пустословия с другими, из которых впрочем оба опираются на древних греческих и мусульманских писателей, часто кстати и некстати приводимых учеными нашего времени.

интересная справка:

Аймань есть маньчж. слово, по монг. айман, по кит. бу., зн. Удельное владение.

Амур издавна известен Китаю под кит. названием Хэй-шуй; и переводе: черная река. Ныне он по-маньчж. называется Сохалян ула, черная река; на кит. Хэй-лун-сян, река черного дракона.

Народ Шивэй обитал от Амура на северо-западе, т. е. занимал земли Нерчинской области. Еще наладился Милый Шииэй, обитавший от Хулунь-нора на юго-западе.

Тунгузский Дом Нючжень с 1115 года принял название Гинь.

Название Монгол относится к одним татэньским поколениям.

Этноним тунгус понимается как общее обозначение всех племен тунгуского происхождения от реки Оби до Охотского моря,от Колыми до Маньчжурии и Синьцзяна. его связали с татарским словом тонгус (свинья),т.е людьми питающими свиньями.

p.s все источники взяты с исторических документов.


Монголы - объединенное название нескольких народов (дауры, ойраты, барга, монгоры и др), основная масса которых проживает на территории Республики Монголии, часть - в Китае. Их часто ассоциируют с жестокими воинами, покорителями огромных территорий. А кроме этого, монгольское общество было развитым, имело свою письменность. Как живут потомки кочевников сегодня, и какие традиции соблюдают до сих пор - в нашем материале.


Откуда взялось название «монголы?

До сих пор этимология этого слова является предметом споров, поскольку существует несколько версий, каждая из которых имеет под собой некие основания. Самая популярная из них - слово «монгол» произошло предположительно от «moŋg», что переводится как храбрый.

Существует предположение о том, что название имеет аналогию с рекой Манг (Манг-кол) или скалой Манг (Mang-qun), расположенными в месте проживания племен - кочевники часто выбирали себе клановые или племенные имена именно таким образом. Встречаются также предположения об образовании названия от Mengwu - племени Шивей, в честь имени прародительницы Боржигидов - Mang-qoljin-qo"a.


Некоторые ученые считают, что «монгол» состоит из двух основ, образованных от тюркских слов «мэнгу» - бессметный, вечный и «кол» - войско.

Монгольский образ жизни

Часть племен, проживающих на территории Республики Монголия и северо-востоке Китая, в ХIII веке объединились под предводительством Чингисхана и положили начало монгольской этнической общности. Образ жизни и духовная культура у представителей этой нации в основном одинакова.


Монголы занимаются кочевым скотоводством, разводя коров, яков, лошадей, овец, коз, верблюдов. Они отдают предпочтением тем породам, которые способны обеспечить всем необходимым для приготовления пищи, обустройства жилья и изготовления одежды.

Традиционной пищей монголов является мясо, в приоритете - баранина. Самое распространенное блюдо - слабопроваренное мясо с соусом, похожим на наваристый густой бульон.


Хозяйки делают и мясные запасы - коптят его, вялят на солнце, перерабатывают в муку. Одним из любимых угощений монголов также являются приготовленные на пару или в кипящем жире пирожки. Употребляет в пищу также овощные супы. Большое разнообразие молочных продуктов - отличительная черта монгольской кухни (разные виды сыров, масло, творог, кумыс, молочная водка). На столах можно увидеть блюда из диких злаков, ягоды, дичь.


Монгольские имена и особенности их происхождения

Монгольские имена самобытны, и каждое имеет особенные значения. Многие из них означают предметы окружающего мира, природные явления, человеческие качества. В древние времена женские имена олицетворяли красоту, доброту, кротость, тогда как мужские - храбрость, силу, мужество.

Позже стали использовать имена, связанные с названиями растений и цветов. Особенно это касается женских имен - Сарнай (роза), Замбага (магнолия), Сайханцэцэг (красивый цветок), Дэлбээ (лепесток), Навчцэцэг (цветок-лист) и другие. Детей называли в зависимости от дня недели, в который они появились на свет - Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Даваацэцэг (Понедельник-цветок), или от индивидуальных качеств - Амарцэцэг (Спокойный цветок).


Монгол - первый император китайской династии Юань

В истории монголов много интересных и малоизвестных фактов. Например, задолго до того, как Китай напал на Монголию и захватил ее, был период времени, когда Китай находился в завоеванном положении. В ХIII веке эта многочисленная нация была захвачена монгольским войском под предводительством внука Чингисхана - Хубилая. Именно он и стал носить титул первого императора китайской династии Юань.


Древние монголы - талантливые математики, астрономы и врачи

В древние времена представители этой нации создали свою систему счета, придумали названия числительным, дробям, ввели наименования для мер длины, веса, площади, объема и времени. Монгольский народ создал собственные денежные единицы и оставил в наследие потомкам множество сложных загадок и логических задач, решение которых требует острого ума и сообразительности.

Ими же были изобретены приспособления для совершения математических действий - зурхайские доска и таблица умножения. Живо интересовались монголы астрономией. Они применяли математические знания для составления календарей, вычислений местонахождений астрономических объектов, продолжительности дня и ночи, определения человеческого возраста. Существует мнение, что монгольские кочевники составили атлас, в котором все небесные звезды были собраны в 28 созвездий.

Интересны монгольские календари - лунный, солнечный, звездный. Года в них носили названия животных, самым сложным считался год обезьяны, а цикл включал в себя 12 лет. Для летоисчисления у древних монголов применялись специальные доски - дощечка с 7 отверстиями отображала неделю, с 12-ю - год.

До 1921 года лечение людей и животных в Монголии осуществлялось исключительно с помощью народных методов. Древние историки утверждают, что медицина возникла здесь в средние века. В исторических заметках упоминаются растения и отвары, которые спасали от болей и заживляли раны. Наиболее известная личность в медицине - врач Данзап-жанцан (XVII в). Он являлся создателем первой медицинской школы, автором нескольких книг.


Монгольские врачи знали свойства всех растений, места их произрастания и способы переработки.

Рукопожатие после топтания на ноге и другие популярные суеверия

Монголы - народ весьма суеверный. В древние времена приметам, знаковым событиям уделялось особое значение, да и сейчас многие серьезно относятся к ним.

Популярным является суеверие, говорящее о том, что если человек наступил на ногу другому, то он должен тут же пожать ему руку. Если этого не сделать, то можно на всю жизнь стать врагами.


Монгольские всадники всегда подходят к своим лошадям исключительно с левой стороны, и отсюда же садятся на них верхом. Этот обычай настолько укрепился в народе, что даже лошади все к нему приучены. Если подойти к скакуну справа - это вызывает агрессивную реакцию животного и может быть опасно для здоровья и жизни человека.

Одним из самых главных запретов в Монголии является свист в закрытом помещении. Люди искренне верят в то, что такие манипуляции призываю в дом злых духов, которые приносят беды и несчастья.

Бех - любимый вид спорта монголов

Монгольская борьба (бех) - самый популярный вид спорта в республике. Для многих мужчин это значимая часть жизни, поскольку символизирует высокий статус. Если в семье рождается мальчик, родные молят небеса о том, чтобы он стал борцом. Чисто мужской вид спорта отражает силу, волю, ловкость и смекалку. Борцы одеваются в особый костюм, неизменной частью которого является открытая рубашка. Существует мнение, что такой фасон возник после того, как одним из участников поединков оказалась женщина.


Василий Ефанов. Девушка монголка в национальном костюме. 1954. Волгоградский музей изобразительных искусств

Монголы - изначально, название населения, которое входило в состав Монгольской империи (средневекового государства, в состав которого входили в частости земли современной России, Украины, Китая и Индии). Монголы дали название монголоидной расе. Позже название монголы было перенесено на группу родственных народов на северо-востоке современной Монголии, предки которых, согласно распространенных исторических взглядов, стояли у истоков Монгольской империи (то есть были первыми ее гражданами, первыми «монголами»). Такая ситуация стала причиной путаницы, появления различных версий и фальсификаций истории в наше время. Поэтому при изучении документов, в первую очередь исторических, нужно обращать внимание, кого именно имеет ввиду автор под словом «монголы». Сегодня к монголам себя относят около 10 миллионов человек. Из них 2,4 миллиона проживают в Монголии, около 4,8 миллиона в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР, 2 миллиона в других провинциях Китая.

По данным Переписи населения 2002 года численность монголов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Более 85 % населения говорит на монгольском языке , на котором ведется обучение в школах, в средних школах изучают традиционную монгольскую письменность . Официальный язык - монгольский (халха) , старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.

85 % населения Монголии относятся к монгольской группе:

Монгольская группа

  • южные монголы
    • чахары,
    • хорчины,
    • харачины,
    • арухорчины,
    • тумэты,
    • джалаиры,
    • джалайты,
    • авга,
    • авганар,
    • чипчины,
    • му-мянгаты,
    • найманы,
    • аохане,
    • оннюты,
    • дурбэн хухэт,
    • ураты,
    • горлосы,
    • ордосцы,
    • дурбэты - 4,6%
    • джаруты,
    • суниты
  • халха-монголы
    • элжгин и
    • дариганга (31, 9 тыс., 2000)
  • буряты,(70 тысяч),
  • баргуты,
  • ойраты,
  • их-мянгане,
  • торгуты,
  • хошеуты,
  • согво ариг,
  • монгоры (ту),
  • дунсяны,
  • баоани,
  • дауры.
  • (уйгуро-)урянхайцы (25, 2 тыс., 2000)
  • хотогойт-монголы,
  • дархаты, сартулы,
  • зун-узумчины (1700 чел., 1945),
  • шинэ-баргуты (около 1000 чел., 1947),
  • захчины (29, 8 тыс., 2000),
  • торгуты,
  • баяты (50, 8 тыс., 2000 г.),
  • хошуты,
  • мянгаты,
  • олёты,

К монгольской группе народов по языковому признаку относятся

  • калмыки (Российская Федерация),
  • сарт-калмаки (иссык-кульские калмыки) (Киргизия)
  • моголы (Афганистан).

По культуре к монгольским народам относят также тюркоязычных тувинцев (Российская Федерация).

Немонгольское население

  • Тюркская группа
    • казахи и киргизы - 7 %
    • цаатаны
  • другие этнические группы
    • хамниганы,
    • русские,
    • китайцы,