Наполеон бонапарт рождение. Наполеон Бонапарт – биография

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

Сократ

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной. Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия. Какие же факторы сформировали древнегреческую философию? Какими школами, философами и идеями она была представлена? Рассмотрим подробнее в статье.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, и .
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а – огню.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся . Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля.

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
  • он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
  • у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Итоги

Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет. В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам. Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом.

Античная (от. лат. антиквитас -- древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу -- Платоновскую Академию. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним -- Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Древнегреческая философия (учения, школы), создавалась греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия возникла в первой половине VI до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады - в Ионии, в г. Милете. Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»).

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. -- досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V -- конец IV вв. до н.э. -- классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. -- эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. -- VI в. н.э. -- римская философия.

I. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:
1. милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
2. Гераклита Эфесского;
3. элейской школы;
4. атомистов (Демокрита, Левкиппа).

Досократики - это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

II.Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса.
К данному этапу относятся:
1. философско-просветительская деятельность софистов;
2. философия Сократа;
3. зарождение «сократических» школ;
4. философия Платона;
5. философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

1. Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир;
2. проявили интерес к проблеме человека, общества, государств;
3. вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
1. внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
3. выделил 10 философских категорий;
4. дал определение бытия через категории;
5. определил сущность материи;
6. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
7. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного
метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:
1. кризис античных моральных и философских ценностей;
2. снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним;
3. отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4. поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного чело¬века (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Таким образом, стоицизм, кинизм, эпикуреизм -- философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. -- начало I в.) -- возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.

IV.Наиболее известными философами римского периода являлись:
1. Сенека;
2. Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
3. Тит Лукреций Кар;
4. поздние стоики;
5. ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:
1. взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне¬греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило¬софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2. фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;
3. повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
4. расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове¬дение человека);
5. расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос¬ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
6. преобладание идеализма над материализмом;
7. все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
8. повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
9. рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
10. постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Нужно отметить, что школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала и во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы." Философия скептицизма также получила свое продолжение - это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие "философия" в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

1. Натур-философский (главная проблема -- проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем -- весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
1. стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
2. на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
3. были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

____________________________

О семи самых известных греческих мудрецах вы можете узнать на моей странице "Просвещение" http://www.stihi.ru/avtor/grislis2

Краткая биография Наполеона Бонапарта для детей и взрослых, представленная в этой статье, наверняка заинтересует вас. Имя этого давно стало нарицательным не только из-за его таланта и ума, но и благодаря невероятным амбициям, а также головокружительной карьере, которую ему удалось сделать.

Биография Наполеона Бонапарта отмечена стремительным взлетом его военной карьеры. Поступив на службу в возрасте 16 лет, он уже в 24 года стал генералом. А императором сделался в 34 года Наполеон Бонапарт. Интересные факты из биографии французского полководца многочисленны. Среди его умений и особенностей были и весьма необычайные. Говорят, что он читал с невероятной скоростью - около 2 тысяч слов в минуту. Кроме того, мог спать долгое время по 2-3 часа в сутки французский император Наполеон Бонапарт. Интересные факты из биографии этого человека, надеемся, пробудили у вас интерес к его личности.

События на Корсике, предшествовавшие рождению Наполеона

Наполеон Бонапарт, французский император, появился на свет 15 августа 1769 г. Он родился на острове Корсика, в городе Аяччо. Биография Наполеона Бонапарта, вероятно, сложилась бы иначе, если бы политическая ситуация того времени была другой. Его родной остров долгое время был во владении Генуэзской республики, но Корсика в 1755 г. свергла правление Генуи. После этого несколько лет она была независимым государством, которым управлял Паскуале Паоле, местный землевладелец. Карло Буонапарте (портрет его представлен ниже), отец Наполеона, служил у него секретарем.

В 1768 г. продала Франции права на Корсику. А год спустя, после того, как местных повстанцев разбили французские войска, Паскуале Паоле перебрался в Англию. Сам Наполеон не был непосредственным участником этих событий и даже их свидетелем, так как он родился лишь спустя 3 месяца. Тем не менее личность Паоле сыграла большую роль в формировании его характера. На долгие 20 лет этот человек стал кумиром такого французского полководца, как Наполеон Бонапарт. Биография для детей и взрослых Бонапарта, представленная в этой статье, продолжается рассказом о его происхождении.

Происхождение Наполеона

Летиция Рамалино и Карло Буонапарте, родители будущего императора, были мелкими дворянами. В семье было 13 детей, из них вторым по старшинству был Наполеон. Правда, еще в детском возрасте умерли пять его сестер и братьев.

Отец семейства был одним из ярых сторонников самостоятельности Корсики. Он участвовал в составлении Корсиканской Конституции. Но ради того, чтобы его дети могли получить образование, он начал проявлять лояльность по отношению к французам. Через некоторое время Карло Буонапарте даже сделался представителем дворянства Корсики в парламенте Франции.

Обучение в Аяччо

Известно, что Наполеон, а также его сестры и братья, получили начальное образование в городской школе города Аяччо. После этого будущий император принялся изучать математику и письмо у местного аббата. Карло Буонапарте в результате взаимодействия с французами удалось получить для Наполеона и Жозефа, его старшего брата, королевские стипендии. Жозеф должен был сделать карьеру священника, а Наполеон - стать военным.

Кадетская школа

Биография Наполеона Бонапарта продолжается уже в Отене. Именно сюда братья в 1778 г. уехали для обучения французскому языку. Наполеон через год поступил в находящуюся в Бриенне кадетскую школу. Он превосходно учился, проявил особый талант в математике. Кроме того, Наполеон любил читать книги на различные темы - философия, история, география. Любимыми историческими персонажами будущего императора стали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Однако в это время друзей у Наполеона было не много. В этом играли свою роль как корсиканское происхождение и акцент (Наполеону так и не удалось от него избавиться), так и склонность к одиночеству и сложный характер.

Смерть отца

Позже он продолжил обучение в Королевской кадетской школе. Наполеон досрочно ее окончил в 1785 г. Тогда же умер его отец, и ему пришлось занять его место главы семьи. Старший брат на эту роль не подходил, так как не отличался лидерскими задатками, как Наполеон.

Военная карьера

Военную карьеру начал в Валансе Наполеон Бонапарт. Биография, краткое содержание которой составляет тему этой статьи, продолжается именно в этом городе, находящемся в центре Ронской низменности. Здесь Наполеон служил лейтенантом. Через некоторое время он был переведен в Оксонн. Будущий император в это время много читал, а также попробовал себя на литературном поприще.

Военная биография Наполеона Бонапарта, можно сказать, получила большой размах в десятилетие, последовавшее за окончанием кадетской школы. Всего за 10 лет будущему императору удалось пройти всю иерархию чинов во французской армии того времени. В 1788 г. будущий император попробовал попасть на службу и в русскую армию, однако ему в этом отказали.

Наполеон встретил французскую революцию на Корсике, где он находился в отпуске. Он принял и поддержал ее. Более того, Наполеон был отмечен как отличный командир во время Его сделали бригадным генералом, а затем и командующим Итальянской армии.

Женитьба на Жозефине

Важное событие в личной жизни Наполеона состоялось в 1796 году. Именно тогда он женился на вдове графа Жозефине Богарне.

Начало "наполеоновских войн"

Наполеон Бонапарт, полная биография которого представлена во внушительного объема книгах, был признан лучшим французским полководцем после того, как нанес неприятелю сокрушительное поражение в Сардинии и Австрии. Именно тогда он поднялся на новый уровень, начав "наполеоновские войны". Они продолжались почти 20 лет, и именно благодаря им стала известна на весь мир такого полководца, как Наполеон Бонапарт, биография. Краткое содержание дальнейшего пути к мировой славе, пройденного им, следующее.

Французская Директория оказалась не в состоянии сохранить достижения, которые принесла революция. Это стало очевидно в 1799 году. Наполеон вместе со своим войском находился в это время в Египте. После возвращения он разогнал Директорию благодаря поддержке народа. 19 ноября 1799 г. Бонапарт провозгласил режим консульства, а через 5 лет, в 1804 г., объявил себя императором.

Внутренняя политика Наполеона

Наполеон Бонапарт, биография которого к этому времени уже отмечена множеством достижений, в своей решил сделать акцент на укрепление собственной власти, которая должна была служить гарантией гражданских прав французского населения. В 1804 г. для этой цели был принят Кодекс Наполеона - кодекс гражданских прав. Кроме того, была осуществлена реформа налогообложения, а также создан Французский банк, принадлежавший государству. Французская система образования была создана именно при Наполеоне. Католицизм был признан религией большинства населения, однако при этом не отменялась свобода вероисповедания.

Экономическая блокада Англии

Англия была главным противником промышленности и капитала Франции на рынке Европы. Эта страна финансировала военные действия против нее на континенте. Англия привлекала на свою сторону крупные европейские державы, такие как Австрия и Россия. Благодаря ряду военных операций Франции, осуществленных против России, Австрии и Пруссии, Наполеон смог присоединить к своей стране земли, ранее принадлежавшие Голландии, Бельгии, Италии и Северной Германии. Побежденным странам не оставалось ничего другого, как заключить мир с Францией. Наполеон объявил экономическую блокаду Англии. Он запретил торговые отношения с этой страной. Однако эта мера ударила и по французской экономике. Франция не смогла заменить на европейском рынке английскую продукцию. Это был не в состоянии предвидеть Наполеон Бонапарт. Краткая биография в сокращении не должна подробно останавливаться на этом, поэтому продолжим наш рассказ.

Снижение авторитета, рождение наследника

Экономический кризис и затянувшиеся войны привели к снижению авторитета Наполеона Бонапарта среди французов, ранее поддерживавших его. Кроме того, выяснилось, что Франции никто не угрожает, а амбиции Бонапарта обусловлены лишь заботой о состоянии своей династии. Для того чтобы оставить наследника, он развелся с Жозефиной, поскольку та не могла подарить ему ребенка. В 1810 г. Наполеон женился на Марии-Луизе, дочери императора Австрии. В 1811 году родился долгожданный наследник. Однако общественность не одобряла брак с женщиной из австрийской королевской фамилии.

Война с Россией и ссылка на Эльбу

В 1812 г. решил затеять войну с Россией Наполеон Бонапарт, краткая биография которого во многом благодаря этому интересует многих наших соотечественников. Как и другие государства, Россия в свое время поддержала блокаду Англии, однако не стремилась ее соблюдать. Этот шаг стал роковым для Наполеона. Потерпев поражение, он отрекся от престола. Бывшего французского императора отправили на остров Эльба, находящийся в Средиземном море.

Реванш Наполеона и окончательное поражение

Во Францию после отречения Бонапарта возвратились представители династии Бурбонов, а также их наследники, стремившиеся вернуть свое положение и состояние. Это вызвало недовольство населения. Наполеон 25 февраля 1815 г. бежал с Эльбы. Он с триумфом возвратился во Францию. В одной статье может быть представлена лишь очень краткая биография Наполеона Бонапарта. Поэтому скажем лишь, что он возобновил войну, но Франция не смогла больше нести это бремя. Наполеон был окончательно разбит у Ватерлоо, после 100 дней реванша. На этот раз его сослали в ссылку на остров Святой Елены, находящийся намного дальше прежнего, так что совершить побег с него было труднее. Здесь бывший император провел последние 6 лет своей жизни. Он уже никогда больше не виделся с супругой и сыном.

Смерть бывшего императора

Состояние здоровья Бонапарта стало стремительно ухудшаться. Он скончался 5 мая 1821 г., предположительно от рака. Согласно другой версии, Наполеона отравили. Весьма популярно мнение о том, что бывшему императору дали мышьяк. Однако отравили ли? Дело в том, что Наполеон боялся этого и добровольно принимал небольшие дозы мышьяка, пытаясь таким образом выработать иммунитет к нему. Конечно, такая процедура непременно закончилась бы трагически. Как бы то ни было, и сегодня нельзя с полной уверенностью сказать, отчего умер Наполеон Бонапарт. Краткая биография его, представленная в данной статье, на этом заканчивается.

Необходимо добавить, что его похоронили сначала на острове Св. Елены, однако в 1840 г. его останки были перезахоронены в Париже, в Доме Инвалидов. Памятник на могиле бывшего императора сделан из карельского порфира, который подарил правительству Франции Николай I, русский император.