Наречие. Синтаксическая роль наречий

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

Тест

Наречие (обобщение)

1. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев..,
Д) насух.. вытереть.

2. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.

3. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.

4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно:
А) (за)границу,
Б) (до)смерти,
В) (в)последствии,
Г) (на)днях,
Д) (по)двое.

5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:
А) (видимо)невидимо,
Б) (волей)неволей,
В) (в)насмешку,
Г) точь(в)точь,
Д) мало(по)малу.

6. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…

7. Укажите непроизводные наречия:
А) очень, теперь, еле,
Б) зачем, совсем, вовсю,
В) издавна, подолгу, по-русски,
Г) без устали, сбоку, капельку,
Д) дважды, натрое, впервые.

8. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.

9. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.

10. Какие наречия пишутся через дефис?
А) (по)пусту, (в)общем,
Б) (по)домашнему, (во)вторых,
В) бок(о)бок, (на)двоих,
Г) (в)перед, (с)горяча,
Д) (до)ныне, (после)завтра.

11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже:
А) простое глагольное,
Б) составное глагольное,
В) простое именное,
Г) составное именное.

12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием:
А) Маша казалась расстроенной.
Б) Дуня уже замужем.
В) Скоро Варя будет совсем взрослой.
Г) Его боязливый характер всем известен.
Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.

13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
А) У сильного всегда бессильный виноват.
Б) Наше завтра будет прекрасно.
В) В лагере кое-кто проснулся.
Г) Двое отправились в деревню за едой.
Д) Пусть сильнее грянет буря.

14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня:
А) существительным,
Б) прилагательным,
В) наречием,
Г) местоимением,
Д) числительным.

15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»?
А) иллюстрированный журнал,
Б) иллюстрации в журнале,
В) журнал с иллюстрациями,
Г) иллюстрировать журнал,
Д) интересно иллюстрировать.

16. Укажите словосочетание с наречием:
А) зимнее утро,
Б) наступило утро,
В) рано утром,
Г) дождаться утра,
Д) по утренней дороге.

17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
А) плохой, хороший,
Б) городской, звериный,
В) сильный, свирепый,
Г) красивый, наивный,
Д) зеленый, длинный.

18. Укажите наречие с буквой –о на конце:
А) сначал.. скажи,
Б) раскалить докрасн..,
В) издавн... повелось,
Г) начист.. вымыть,
Д) слев.. от нас.

19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях:
А) н..чуть не тревожиться,
Б) н..откуда не получать писем,
В) н..где разместить,
Г) н..мало не беспокоиться,
Д) н..сколько не волноваться.

20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?
А) отнюдь (не)весело,
Б) поступить крайне (не)осторожно,
В) расположились (не)далеко,
Г) (не)стерпимо больно,
Д) (не)зачем так кричать.
Ответы

1 В
2 Д
3 А
4 В
5 В
6 В
7 А
8 В
9 В
10 Б
11 Г
12 Б
13 Б
14 В
15 Д
16 В
17 Б
18 Г
19 В
20 А

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

I – Значение и разряды наречий.
1. Наречие – это:
А) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.
С) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, признак признака.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: D.
2. Укажите слово, не являющееся наречием.
А) Ниоткуда.
В) Никуда.
С) Ничей.
D) Никогда.
Е) Нигде.
Правильный ответ: С.
3. Укажите предложение с наречием.
А) Родина для меня дороже всего на свете.
В) Человеческое слово острее стрелы.
С) Здоровье дороже золота.
D) И работа спорится лучше, когда мы вместе.
Е) Сестра моложе брата на пять лет.
Правильный ответ: D.
4. Укажите предложение с наречием.
А) Отец старше матери на два года.
В) Дождливое лето хуже осени.
С) После работы отдых приятнее.
D) Здоровье дороже золота.
Е) Ты мог выполнить эту работу лучше.
Правильный ответ: Е.
5. Укажите часть речи, не являющаяся наречием.
А) Навзнич..
В) Сплош..
С) Настеж..
D) Вскач..
Е) Дрож..
Правильный ответ: Е.
6. Укажите часть речи, не являющуюся наречием.
А) Невмоч..
В) Вскач..
С) Бреш..
D) Настеж..
Е) Наотмаш..
Правильный ответ: С.
7. Укажите предложение с наречием.
А) Пятый день несло непроглядной вьюгой.
В) Перед сумерками, короткими по-осеннему, с бугра съехали двое конных.
С) Меруерт смотрела на него, не понимая, нахмурив брови.
D) Он начал говорить, пересилив волнение.
Е) Мой сосед-художник пригласил меня на свою выставку.
Правильный ответ: В.
8. Укажите наречие, имеющее значение цели.
А) Широко.
В) Неистово.
С) Твёрдо.
D) Яростно.
Е) Назло.
Правильный ответ: Е.
9. Укажите наречие:
А) Кое-как.
В) Куда-то.
С) Кто-нибудь.
D) Что-то.
Е) Какой-либо.
Правильный ответ: В.
10. Укажите предложение, в котором есть наречие образа действия.
А) Нигде не видно ни огонька.
В) Никогда не говори неправду.
С) Разошлись все затемно.
D) Справа послышался шорох.
Е) Оратор говорил взволнованно.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Поступать по совести.
В) На миг остановиться.
С) Отвечать твёрдо.
D) Остановить на скаку.
Е) Находиться вблизи.
Правильный ответ: Е.
12. В данных словосочетаниях укажите наречие аремени.
А) Слишком разочароваться.
В) Слегка исправить.
С) Дважды потерять.
D) Иногда вспоминать.
Е) Очень переживать.
Правильный ответ: D.
13. Укажите наречие:
А) Никто.
В) Никому.
С) Ни с кем.
D) Нигде.
Е) Никакой.
Правильный ответ: D.
14. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Нечаянно сломать.
В) Обидно пошутить.
С) Смотреть холодно.
D) Накалить докрасна.
Е) Сделать назло.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите предложение с наречием.
А) Небо украшено узорами звёзд.
В) Слушали докладчика заинтересованно.
С) Общество заинтересовано в строительстве железной дороги в этом районе.
D) Население предупреждено о возможности наводнения.
Е) Время стоянки было сокращено.
Правильный ответ: В.
16. Укажите ряд наречий глагольного происхождения.
А) Зимой, вниз, дотла.
В) Светло, нарочно.
С) Медленно, героически, по-лисьи.
D) Дважды, навстречу, наедине.
Е) Нехотя, умеючи, волнующе. Правильный ответ: Е.
17. Укажите предложение с наречием причины.
А) Он выглядел моложе своей жены.
В) Сделано это было нарочно.
С) После происшедшего поневоле пришлось изменить маршрут.
D) Всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух.
Е) Гвоздь забить несложно.
Правильный ответ: С.
18. Укажите наречие цели.
А) Зачем, зачем ты это сделал.
В) Не очень-то рыболовы нас обрадовали.
С) Кое-кто попадается на удочку, перепутав змею с ужом сгоряча или сослепу.
D) Три дня ехали очень медленно.
Е) Говорите тише, шёпотом.
Правильный ответ: А.
19.Укажите предложение, в котором наречие примыкает к глаголу.
А) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!
В) Он (луч) падал на недавно крашенные стены, увешанные картинками.
С) В распахнутое настежь оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен.
D) Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю.
Е) Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотил изразцовую печь.
Правильный ответ: А.
20. Укажите наречие, распространяющее причастие.
А) На старом, почти развалившемся бочонке сидит огромная зелёная лягушка.
В) Она, зорко следя за солнечными зайчиками, прыгает на серо-зелёные дощатые ступеньки купальни.
С) Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав довольно неширокий затон.
D) По деревянным ступенькам, прогнившим от времени, спускаешься к речке.
Е) В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки.
Правильный ответ: А.
21. Наречие распространяет деепричастие в предложении:
А) Навстречу ей несётся звонкое щебетанье дроздов.
В) О чём она только так настойчиво трещит!
С) Постепенно, нарастая, разноголосый птичий гомон наполняет сад.
D) Невольно задевая ветку орешника, садится на верхушку сине-зелёный молоденькой ели болтливая сорока.
Е) Буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть убогий сарай.
Правильный ответ: D.
22. Укажите вариант, в котором части сложного предложения связаны с помощью наречия.
А) Скоро он привык к своему новому положению, а вот к болезни привыкнуть не мог.
В) До войны он никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его.
С) Птицы, изгнанные войной из родных краёв, залетели в этот сад, здесь они объединились с другими птицами в одну стаю.
D) Птицы перестали как-то бояться его: он красиво присвистывал и кормил их крошками.
Е) Изредка появлялись и такие птицы, в которых он признавал инвалидов.
Правильный ответ: С.
23. Укажите наречие в форме сравнительной степени.
А) Мороз всё крепче.
В) День стал длиннее.
С) Этот путь короче.
D) Это озеро глубже.
Е) Живётся труднее.
Правильный ответ: Е.
24. Укажите, в каком примере употреблено наречие.
А) Раздался тихий шорох.
В) Озеро велико.
С) Мал золотник да дорог.
D) Говорите спокойно.
Е) Уйти в конец переулка.
Правильный ответ: D.
25. Укажите словосочетание с наречием времени.
А) Проснуться днём.
В) Повторить дважды.
С) Разбить вдребезги.
D) Стоять позади.
Е) Наткнуться сослепу.
Правильный ответ: А.
26. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Переписать набело.
В) Делать хорошо.
С) Поднялись справа и слева.
D) Вернулся вчера.
Е) Думать медленно.
Правильный ответ: С.
27. Укажите словосочетание с наречием причины.
А) Встать рано.
В) Находиться вблизи.
С) Заболеть зимой.
D) Не заметить сгоряча.
Е) Говорить по-русски.
Правильный ответ: D.
28. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Сделать нарочно.
В) Появиться вдруг.
С) Приходи сейчас.
D) Уйти накануне.
Е) Слушать внимательно.
Правильный ответ: А.
29. Укажите словосочетание с наречием меры и степени.
А) Совершенно развалиться.
В) Предупредить по-дружески.
С) Слышится вдали.
D) Наблюдать издали.
Е) Прийти поневоле.
Правильный ответ: А.
30. Укажите пример с наречием в форме превосходной степени.
А) Уж реже солнышко блистало.
В) При Лидии Макаров говорил громче, увереннее.
С) Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться.
D) Собаки залаяли громче и дружнее.
Е) Всех выше нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал.
Правильный ответ: Е.
31. Укажите отрицательные наречия.
А) Прочь, вправо, сюда.
В) Нарочно, сослепу, вкратце.
С) Нигде, никуда, никогда.
D) Поневоле, недаром, затем.
Е) Поневоле, весною, смолоду.
Правильный ответ: С.
32. Укажите предложение, в котором наречие обозначает образ действия.
А) Сегодня целый день играет в траве последний мотылёк.
В) Утром пошла в библиотеку.
С) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
D) Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Е) Я останусь здесь.
Правильный ответ: D.
33. Укажите предложение с наречием степени.
А) Южное небо совершенно чисто.
В) Студёные капли дождя пустились бегущим вдогонку.
С) Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.
D) Он твёрдо стоял на узкой доске.
Е) Ещё вчера я слышала зту историю.
Правильный ответ: А.
34. Укажите предложение, в котором наречие обозначает место.
А) Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
В) Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал.
С) Белый снег кругом.
D) И светло, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.
Е) Всё слышит хорошо, но очень скупа на слова.
Правильный ответ: С.
35. Укажите предложение с наречием цели.
А) Он ловко спрыгнул с лестницы.
В) Какой-то жук больно ударил меня в лицо.
С) Посиди чуть-чуть в кабинете.
D) Ах ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло.
Е) По телефону день-деньской нельзя к нам дозвониться.
Правильный ответ: D.
36. Укажите предложение с наречием причины.
А) Ягнёнок сдуру, надевши волчью шкуру, пошёл по стаду в ней гулять.
В) Скоро стало жарко.
С) Иногда деревья расступались, открывая полянки.
D) Все цветы на лугу пахнут по-разному.
Е) Хорошо бродить по осеннему лесу.
Правильный ответ: А.
37. Укажите значение наречий.
Издали, здесь, впереди, всюду.
А) Места.
В) Причины.
С) Образа действия.
D) Цели.
Е) Времени.
Правильный ответ: А.
38. Укажите наречия со значением времени.
А) Вечером, недавно, раньше.
В) Кое-как, бережно, еле-еле.
С) Ползком, врукопашную, почти.
D) Трепетно, весело, чересчур.
Е) На ощупь, насухо, очень.
Правильный ответ: А.
39. Укажите наречие меры и степени.
А) Спросонья, впереди.
В) Слегка, едва, чересчур.
С) Дружно, утром, всегда.
D) Нарочно, назад, сгоряча.
Е) Рано, оттуда, назло.
Правильный ответ: В.
40. Укажите наречие, которое употреблено в форме превосходной степени.
А) Зачирикал воробей веселей на крыше.
В) Немало я дум передумал с друзьями в далёком краю.
С) Горы вдали белы.
D) Отчего нам этот край дороже?
Е) И всё же орешник всех раньше цветёт.
Правильный ответ: Е.
41. Определите словосочетание по схеме «деепричастие+наречие».
А) как-то особенно.
В) восходя выше.
С) по-новому красивый.
D) люблю особенно
Е) взгляд исподлобья
Правильный ответ: В.
42. Определите наречие образа действия.
А) говорить громко
В) приеду поздно
С) находиться внизу
D) уронил нарочно
Е) встал рано
Правильный ответ: А.
43. Подчёркнутое наречие обозначает:
А гром вдали гремит раскатом.
А) меру
В) цель
С) время
D) место
Е) причину
Правильный ответ: D.
44. Определите наречие, которое обозначает признак другого признака.
А) Живите дружно
В) Рубашка навыпуск.
С) Море глухо роптало.
D) Весьма спорный вопрос.
Е) Кофе по-турецки.
Правильный ответ: D.
45. Определите вариант с наречием, которое обозначает признак действия.
А) Движение вперёд.
В) Прогулка пешком.
С) Слишком мало.
D) Волны бились о берег бешено и гневно.
Е) Очень высокое дерево.
Правильный ответ: D.
46. Слитно пишутся наречия.
А) (Во)первых, (по)весеннему, (в)потьмах.
В) (Во)вторых, (по)людски, (по)двое.
С) (В)пятых, (по)медвежьи, (по)старинке.
D) (В)десятых, (по)ребячьи, (по)старинке.
Е) (В)тридорога, в(расплох), (по)малу.
Правильный ответ: Е.
47. Укажите слитное написание наречий.
А) (В)первые, (по)напрасну, (в)трое.
В) (По)немецки, (по)пустому, (по)совести.
С) (В)попыхах, (в)десятых, (в)бегах.
D) По(двое), (в)пятеро, (по)настоящему.
Е) (По)напрасну, (по)домашнему, (по)трое.
Правильный ответ: А.
48. Укажите раздельное написание наречий.
А) (В)тридорога, в(расплох), (в)первые.
В) (Во)первых, (во)вторых, (в)третьих.
С) (По)малу, (по)напрасну, (по)долгу.
D) (В)попыхах, (в)потьмах, (в)троём.
Е) (В)потёмках, (по)двое, (по)совести.
Правильный ответ: Е.
49. Укажите раздельное написание наречий.
А) (По)очерёдно, (по)пусту, (по)весеннему.
В) (По)ребячьи, (по)щёгольски, (по)хорошему.
С) (По)нарошку, (по)одиночке, (по)полудни.
D)(По)старинке, по(трое), (в)одиночку.
Е) (По)нашему, (по)немецки, (по)пустому.
Правильный ответ: D.
50. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в словосочетании:
Преодолеть впервые.
А) Именем прилагательным.
В) Наречием.
С) Местоимением.
D) Именем существительным.
Е) Именем числительным.
Правильный ответ: В.
51. Укажите наречия образа действия.
А) Быстро, верхом, вдруг.
В) Слишком, надвое, очень.
С) Нарочно, назло, незачем.
D) Вчера, утром, днём.
Е) Вверх, вниз, всюду.
Правильный ответ: А.
52. Наречия – это:
А) Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
В) Слова, которые указывают на предмет, лицо, признак.
С) Форма глагола, способная изменяться.
D) Изменяемая часть речи.
Е) Неизменяемая форма глагола, которая в предложении обозначает добавочное действие.
Правильный ответ: А.
53. Наречие – это:
А) Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
В) Самостоятельная чась речи, которая обозначает действие предмета.
С) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает предмет.
Е) Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Правильный ответ: С.
54. Укажите словосочетание с наречиями.
А) По твоему заданию, по вашему району.
В) По моему упражнению, по нашему городу.
С) По своему усмотрению, по моей просьбе.
D) Плавать по-моему, сделать по-твоему.
Е) По своему компасу, по иному пути.

Вариант 1

    Определи разряды наречий.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, потрясающе, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сослепу.

    Найдите среди наречий, предложенных в первом задании, наречия, образованные разными способами, укажите эти способы.

    Найдите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче и ясно представляла себе по-летнему теплый день.

    Приведите по три примера предложений, в которых встретились бы слова, характеризующие:

Как называются эти слова?

    Определите, в каком предложении употреблена степень сравнения прилагательного, в каком - наречия.

На празднике стало веселее.

После каникул он смотрит веселее.

Наш дом выше соседнего.

    Выпишите наречия, которые образованы от существительных:

Впустую, вхолостую, слева, сплеча, впору, отлично, без умолку, наискосок, наизусть.

    Определите наречия, которые пишутся раздельно:

(На)зло, (в)насмешку, (в)тайне, (без)устали, (в)развалку, (на)конец, (до)востребования.

Контрольная работа по теме «Наречие» №1

Вариант 2

1. Определи разряды наречий.

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, зачем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Найдите среди наречий, предложенных в первом задании, наречия, образованные разными способами, укажите эти способы.

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка и надолго запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила мне жизнь.

4. Приведите по три примера предложений, в которых встретились бы слова, характеризующие:

    состояние человека; 2) состояние природы.

Как называются эти слова?

5. Определите, в каком предложении употреблена степень сравнения прилагательного, в каком - наречия.

Спортсмен прыгнул выше планки.

Это строение ниже предыдущего.

Тучки опускаются все ниже и ниже.

6. Выпишите наречия, которые образованы от существительных:

Умышленно, без устали, самокритично, трижды, в насмешку, на бегу, в одиночку, наконец, удивленно.

7. Определите наречия, которые пишутся раздельно:

(По)одиночке, (на)радостях, (на)миг, (до)отвала,(в)разбивку,(ис)коса, (на)тощак.

    Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия.

Культура и н…родный быт обл…дают глубокой пр…емственностью. Ш…гнуть (в)перед можно лишь т…гда к…гда н…га о…талкивается от чего(то) дв…жение от (н…)чего или из (н…)чего нев…зможно. Именно (по)этому так в…лик инт…рес у нашей молодеж… к тому что в…лновал… дедов и прадедов.